Со временем, основные фонды в процессе производства изнашиваются, утрачивая свои первоначальные эксплуатационные качества. При этом они постепенно переносят свою стоимость на вновь создаваемый продукт.
Различают моральный и физический износ основных фондов.
Сущность морального износа заключается в том, что средства труда теряют свою ценность в связи с удешевлением машин и оборудования такой же конструкции или появлением новых, более совершенных и производительных машин и оборудования. Моральному износу в большей части подвержена активная часть основных производственных фондов. В условиях научно-технического прогресса многие строительные машины морально устаревают раньше, чем начинает происходить их физический износ.
Физический износ происходит в процессе эксплуатации основных фондов и при воздействии природно-климатических факторов. Степень физического износа зависит от качества обслуживания и содержания объектов, конструкции и материала, из которого они изготовлены и интенсивности их эксплуатации. По истечении определенного времени степень изношенности основных фондов достигает предела, и они выбывают из строя.
Исходя из этого необходимо устанавливать экономически целесообразные сроки службы объектов, учитывающие технико-экономические показатели новых объектов и их изменения в сравнении с заменяемыми.
По мере службы производительность машин уменьшается, увеличивается количество ремонтов и их продолжительность. Повышаются затраты на ГСМ и техническое обслуживание. Экономически целесообразный срок службы определяется по минимальным совокупным затратам для сравниваемых вариантов решений применения основных фондов (действующих или новых) на единицу создаваемой продукции. Учитываются затраты на содержание и ремонт старых машин, приобретение новых, а также их отдача в части выпуска продукции.
Для нормального функционирования основных фондов в течение установленного срока эксплуатации, необходимо периодически проводить их ремонт, а морально устаревшие машины и оборудование должны быть модернизированы. Однако все эти мероприятия требуют определенных средств, основным источником которых является ремонтный фонд, по размеру соответствующий (в денежном выражении) степени износа основных фондов.
Для транспортных сооружений (дорог, мостов) моральный износ связан с их несоответствием новым технико-эксплуатационным требованиям с перспективным развитием объекта. На это влияют новые параметры эксплуатации, вызванные большей интенсивностью движения и скоростью для отдельных видов транспортных средств.
Амортизация основных фондов в форме переноса их стоимости на себестоимость создаваемой продукции на протяжении всего их срока службы выражается как амортизационные отчисления в составе себестоимости СМР. Амортизационные отчисления, начисляемые за весь срок службы основных производственных фондов, должны возместить затраты на полное восстановление (реновацию) выбывших основных фондов. Полная сумма амортизационных отчислений определяется по следующей формуле:
An = Фб – Л + Мд, (4.1)
где Фб – первоначальная балансовая стоимость основных производственных фондов;
Л – ликвидационная стоимость (выражает ликвидацию остатков списанных основных фондов);
Мд – затраты на модернизацию в процессе капитального ремонта.
Для основных фондов транспортных сооружений (а/дорог, мостов)
An = Ф – Л + К1р + Мд, (4.2)
где К1р – часть затрат на капитальный ремонт, увеличивающая инвентарную стоимость основных фондов и относимая на их реновацию.
Годовая сумма амортизационных отчислений АJ определяется отношением полной суммы амортизации An к сроку службы основных фондов Тсл
. (4.3)
В практике общая годовая сумма амортизационных отчислений определяется с помощью годовых норм амортизации.
Норма амортизации НА – это выраженная в процентах доля стоимости основных фондов, которая включается в себестоимость продукции для возмещения ежегодного износа. Она определяется следующим образом:
. (4.4)
Для механизмов, оборудования она составляет 8÷15%, для зданий, сооружений 2÷7%. Сумма амортизационных отчислений по каждому элементу группы основных фондов рассчитывается
. (4.5)
Амортизационные отчисления по всем основным фондам строительной организации определяются как суммирование значений амортизации по каждой группе основных фондов на их полное восстановление. Нормы амортизации учитывают уровень использования основных фондов на их полное восстановление и являются едиными для всех строительных организаций, предприятий. Периодически постановлениями правительства происходит переоценка основных фондов в связи с изменением цен на строительную технику. Пересматривается также норма амортизации в сторону ужесточения для активной части основных фондов. В структуре амортизационных отчислений увеличивается доля активной части основных фондов.
Для ускорения обновления (воспроизводства) основных фондов, предусматривается ускоренная амортизация в пределах установленных инструкций. Если основные производственные фонды списываются досрочно, то в этом случае остаточная их стоимость отражается на убытках организации. Амортизация на объекты сооружений не начисляется, а ежегодно учитываются их износ и затраты на содержание и ремонт.
Для поддержания нормативного технико-эксплуатационного состояния основных фондов требуется периодическое проведение ремонтов и профилактических работ по их содержанию. При этом морально устаревшие машины и оборудование должны быть подвергнуты модернизации.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 232.