Процентные контракты типа «Кэп», «Флор» и «Коридор»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В число наиболее известных приемов хеджирования изменений процентных ставок, разработанных банками для себя и своих клиентов, входят процентные контракты типа «кэп», «флор» и «коридор».

Процентный «кэп», или «потолок», страхует своего держателя от повышения уровня рыночных процентных ставок. В качестве компенсации за предварительную уплату премии заемщики получают гарантию, что их кредиты не могут увеличить процент по кредиту выше определенного уровня, или так называемой «кэп»-ставки. Или же заемщик может купить процентный «кэп» у третьей стороны, которая гарантирует ему возмещение любых дополнительных процентных платежей сверх «кэп»-ставки. Например, если банк покупает 11%-й «кэп» на 100 млн.долл., заимствованных на евродолларовом рынке, он получает гарантию, что реальные издержки по займу не превысят 11%. Если банк продает процентный «кэп» одному из своих клиентов-заемщиков, он принимает на себя процентный риск этого клиента, но получает комиссионные (премию) в качестве компенсации за дополнительный риск. Если банк заключает подобные контракты в больших объемах, он может снизить свой риск с помощью других приемов хеджирования, к примеру процентного свопа.

Банки могут терять поступления в периоды падения процентных ставок, особенно когда процент по займам с плавающей ставкой снижается. Банк может настаивать на установлении минимальной процентной ставки, или так называемого процентного «флора», по своим займам, чтобы гарантировать определенную минимальную норму дохода независимо от того, насколько снизились процентные ставки. Обычно заемщик соглашается на установление процентной «флор»-ставки по кредиту только, если кредитор согласен на процентный «кэп». Многие банки получили дополнительный доход, продавая процентные «флор»-контракты своим клиентам, которые держат ценные бумаги и стремятся предотвратить падение доходности своих вложений до приемлемого уровня. Например, клиент банка может держать 90-дневный депозитный сертификат, свободно обращающийся на рынке и гарантирующий уплату ставки 6,75%, но прогнозирует, что продаст его через несколько дней. Предположим, что клиент не желает, чтобы доходность депозитного сертификата упала ниже 6,25%. В этом случае банк может продать своему клиенту процентный «флор» на уровне 6,25% гарантируя уплату разницы между «флор»-ставкой и реальной ставкой по депозитному сертификату, если процентные ставки в конце 90-дневного срока упадут слишком низко.

Как банки, так и их клиенты-заемщики в значительной мере также используют так называемые процентные «коридоры», комбинирующие в одном контракте процентный «кэп» и процентный «флор». Многие банки продают процентные «коридоры» в качестве отдельной платной услуги по займам, которые они предоставляют своим клиентам. Например, клиент, только что получивший кредит на 100 млн.долл., может запросить у банка «коридор» по «прайм»-ставке кредита в интервале между 11 и 7%. В этом случае банк будет оплачивать дополнительные процентные издержки, если «прайм»-ставка превосходит уровень 11%, тогда как клиент возмещает издержки банка, если эта ставка упадет ниже 7%. В результате покупатель «коридора» платит премию за согласие на «флор». Чистая величина премии может положительной или отрицательной в зависимости от прогноза динамики процентных ставок, а также от склонности к риску заемщика и кредитора на момент заключения контракта.

Срок действия процентных контрактов типа «кэп», «флор» и «коридор» длится от нескольких недель до 10 лет. Условия большинства таких контрактов привязаны к процентным ставкам по государственным ценным бумагам, коммерческим векселям, кредитам для первоклассных заемщиков или евродолларовым депозитам (ЛИБОР).

 

Процесс управления рисками

Измерение и идентификация риска на сегодняшний день являются только первым шагом управления рисками и контроля за ними в банковском секторе. Банкиры должны рассматривать управление рисками как логическую последовательность действий от постановки проблемы до ее разрешения. Ключевые стадии процесса управления рисками в банковском секторе заключаются в следующем:

1. Идентификация и измерение чувствительности банка к риску. Руководство банка должно решить, какие факторы риска опасны для различных подразделений банка, а также как измерять величину и степень этих рисков.

2. Обзор оперативной политики каждого из подразделений банка и повседневного воплощения этой политики в жизнь для определения того, адекватно ли покрывает каждый из факторов риска. Руководство банка должно установить, необходимы ли изменения в повседневной деятельности или стратегических установках для борьбы с основными и наиболее серьезными факторами риска каждого из подразделений.

3. Анализ результатов мероприятий банка, проводимых в сфере управления рисками, и вытекающих из них изменений для краткосрочных и долгосрочных планов банка. Руководство банка должно решить, соответствует ли реакция банка на различные факторы риска поставленным целям. Нужно ли изменить план для того, чтобы отразить новую ситуацию, сложившуюся для банка с точки зрения риска?

4. Анализ результатов мероприятий и решений в области управления рисками в ходе и по окончании каждого отчетного периода. Руководство банка должно знать, насколько хорошо оно распознавало факторы потенциального риска и содействовало их нейтрализации с точки зрения целей, поставленных в краткосрочных и долгосрочных планах банка.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 184.