Для византийцев IX в. вопрос о том, было ли жестокое ослепление императора Константина VI (771-797/805) совершено с ведома его матери Ирины (752-803), первой женщины в истории империи, единолично правившей от своего имени и восстановившей иконопочитание в Византии, был чрезвычайно важным. У житийных авторов можно выделить, как минимум, 3 ответа на этот вопрос.
1) ОСЛЕПЛЕНИЕ КОНСТАНТИНА СОВЕРШЕНО С ВЕДОМА ЕГО МАТЕРИ ИРИНЫ[22].
Константин был ослеплен "по решению его матери и ее советников". Даже "солнце утратило свои лучи за ослепление царя"[23].
2) ОСЛЕПЛЕНИЕ КОНСТАНТИНА СОВЕРШЕНО БЕЗ ВЕДОМА ЕГО МАТЕРИ ИРИНЫ[24].
«И вот, когда царь прибыл во дворец (15 августа 797 г.), вельможи, сторонники его матери, в ее отсутствие в той комнате, где он родился, ослепляют его страшно и немилостиво. Тогда померкло солнце на 17 дней, так что корабли блуждали по морю и все говорили, что солнце затмилось из-за ослепления царя»[25].
«Ирина, находясь при смерти, со страшными клятвами известила присутствовавших, что непричастна к ослеплению сына»[26].
3) ОСЛЕПЛЕНИЕ КОНСТАНТИНА СОВЕРШЕНО С ВЕДОМА ЕГО МАТЕРИ, НО ВО БЛАГО ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ[27].
«О чудо! Одна женщина с ребенком восстановила благочестие! Но она же стала и «детоубийцей!»[28]
«Более любя Бога и Его правду, чем своего собственного сына… приказала ослепить его", и "исправила все то, что пришло в расстройство в царствование её сына»[29].
Святая Елена (†1314), королева Сербская. Православная святая католической веры
8 (15) февраля Православная Церковь празднует память святой Елены (†1314), королевы Сербской, матери святых королей Драгутина (1276 - 1316) и Милутина (1282 - 1321). Королева Елена была родом из французской аристократической семьи, скорее всего, принадлежавшей Анжуйской династии. Будучи ревностной католичкой, она добивалась заключения унии Сербской Православной Церкви с Римом, переписывалась с Римскими Папами, способствовала распространению католицизма в Сербии. Но королева Елена покровительствовала не только Католической, но и Православной Церкви. Она отличалась высокими христианскими добродетелями, занималась благотворительностью. После кончины (1314) королеву Елену отпевали епископы Сербской Православной Церкви. В 1317 г., 3 года спустя после преставления, были обретены ее нетленные мощи. В том же году Сербская Православная Церковь прославила королеву Елену в лике святых. Ее чудотворный крест позже стал семейной дворцовой реликвией австрийских Габсбургов.
СЛУЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ЦЕРКВИ
Диакониссы[30]
ДИАКОНИССА [греч. διακόνισσα, также διάκονος с артиклем или иным показателем жен. рода], одно из церковных служений в древней Церкви, к-рое исполняли женщины.
Институт диаконисс возник во времена апостолов (Рим 16:1), т.к. исполнение обязанностей диакона одними мужчинами во многих случаях было сопряжено с неудобствами.
С бесспорностью Д. как одна из степеней церковного клира впервые упомянуты в «Дидаскалии апостолов» (1-я пол. III в.).
Функции диаконис:
1) при крещении женщин помазание их по всему телу св. елеем и восприятие от крещальной купели (Didasc. Ap. 16. 3);
2) посещение женщин в их домах с целью оказания помощи в болезни и проч. (Didasc. Ap. 16. 3);
3) участие в общении епископа с жен. частью общины (Didasc. Ap. 16. 3);
4) преподание лобзания мира жен. части общины во время литургии. Согласно «Апостольским постановлениям», лобзание мира совершалось отдельно мужчинами и женщинами; лишь в конце диакон целовал Д. в знак всеобщего единства (Const. Ap. III 2. 15-16);
5) поддержание порядка в жен. части храма во время службы (Const. Ap. II 7. 57-58);
6) передача любых исходящих от женщин просьб епископу и сопровождение их при визитах к нему (Const. Ap. II 4. 26);
7) распределение пожертвований среди нуждающихся женщин (Const. Ap. III 1. 14);
8) во время литургии лишь следят за дверями храма (Завещанию Господа нашего Иисуса Христа V в.);
9) из их особых служений упоминается только обязанность носить Св. Дары по домам для причащения беременных женщин, к-рые не могут самостоятельно прийти на литургию (Test. Dom. 1. 19; 2. 20). Кроме этого памятника, а также сир. Номоканона Бар Эбрея (7. 7) участие Д. в преподании Св. Таин верующим, не имеющим возможности прийти в храм, упоминается в написанном между 877 и 886 гг. послании патриарха К-польского свт. Фотия к еп. Калабрийскому Льву (Photii patriarchae Constantinopolitani Epistulae et amphilochia / Ed. B. Laourdas, L. G. Westerink. Lpz., 1983. Vol. 1. P. 166), где говорится о том, что Д. относили Св. Дары христианам, находившимся в плену у арабов.
10) К-польские Д. принимали активное участие в церковном пении, образуя отдельный хор в храме Св. Софии (Karras. 2004. P. 283-287), размещавшийся в «женском нартексе».
Диакониссы начинают исчезать в 12 веке, а в 14 веке их поставление запрещается. Окончательный запрет служения Д. содержится в постановлении, изданном К-польским патриархом Афанасием I (1303-1309) (RegPatr. Vol. 1. Fasc. 4. P. 526. N 1747, 1).
Окончательное исчезновение Д. в эпоху высокого средневековья, вероятно, следует связывать с общими переменами в структуре церковного клира, с изменениями в укладе жизни социума, сделавшими ненужными прежние служения Д. (это сопоставимо с лишением и диаконов их первоначальных социальных функций, но служение диаконов сохр., поскольку они в отличие от Д. активно участвовали в священнодействиях при общественном богослужении)
Требования к Д.
Вначале как и все степени священства, так и диакониссы имели права выходить замуж, но со временем каноны запрещают это и до и после хиротонии.
Каноны:
1) избираться они могут либо из девственниц, либо из единобрачных вдов (ср.: Васил. 44);
2) возраст Д. не должен быть ни слишком юным, ни преклонным, но должен «приближаться к 50 годам»; женщин моложе этого возраста можно поставлять в Д. только для жен. мон-рей; брак с Д. после ее поставления невозможен (Novell. Just. 6. 6).
Вселенские Соборы предписывали как минимум 40-летний возраст (IV Всел. 15; Трул. 14; ср. упоминание ап. Павла о 60-летнем возрасте вдовицы (1 Тим 5. 9; см. также в Кодексе Феодосия о 60-летнем возрасте Д.: CTh. XVI 2. 27), на основании к-рого визант. канонист Иоанн Зонара в толковании на IV Всел. 15 говорит о поставлении 40-летних Д. только из девственниц). Впрочем, известны примеры и более молодых Д.- в погребальной надписи Д. Марии из Моава говорится, что она умерла в 548 г. в возрасте 38 лет (Eisen. 2000. P. 160-162); в апокрифическом «Мученичестве Матфея» (IV в.) супругу сына царя города антропофагов возвели в сан Д. (что с очевидностью является лит. вымыслом) в возрасте 25 лет (Lipsius R. A., Bonnet M. Acta Apostolorum apocrypha. Lipsiae, 1903. Pt. 2. Vol. 1. Р. 259); св. Олимпиада, рано овдовевшая, стала Д. в возрасте ок. 30 лет.
3) За блуд Д. полагалось не только лишалась своей степени, но и отлучалась от Св. Причащения (Васил. 44).
4) Имп. св. Юстиниан в своей 6-й новелле пишет о том, что Д., вступившую в брак, следует предавать смертной казни вместе с дерзнувшим покуситься на ее чистоту и имущество обоих должно быть конфисковано; эта норма, по его мнению, вытекает из классического рим. законодательства, подобным же образом наказывавшего весталок (Novell. Just. 6. 6); в 123-й новелле наказание, впрочем, ограничивается ссылкой провинившейся Д. в мон-рь и распределением ее имущества между детьми и этим моностырем (Novell. Just. 123. 30).
О священнослужительских полномочиях диаконис
Древнейший чин поставления в Д. содержится в «Апостольских постановлениях». Д. поставляется через возложение рук епископа, в присутствии пресвитеров, диаконов и др. Д. (т. е. аналогично хиротонии диакона и не так, как поставляются иподиакон и чтец, хиротесуемые епископом независимо от присутствия др. клириков, а также исповедник, дева, вдовица и экзорцист, поставляемые без возложения руки епископа).
«Апостольских постановлениях» приведены предъявляемые Д. нравственные требования (Const. Ap. III 1. 15; 3. 2. 19), а также молитва на поставление Д. (Const. Ap. VIII 20). Т. о., согласно этому памятнику, служение Д. было сходным со служением диаконов, но было обращено исключительно к жен. части общины и не имело сакраментального выражения во время общественного богослужения.
Вдовицы Церковные[31]
(1Тим 5:9-11): «Вдовица должна быть избираема не менее как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь и противность Христу, желают вступать в брак».
Вдовицы церковные [греч. αἱ χῆραι τῆς ἐκκλησίας], особый вид церковного служения, исполняемого вдовами; восходит к апостольскому веку, существовал в течение неск. столетий: в доникейский период и в эпоху Вселенских Соборов. Последнее упоминание о В. ц. в канонах содержится в 40-м прав. Трулльского Собора (691-692). Это служение стоит в одном ряду с др., доступными для женщин-христианок - диакониссами и пресвитериссами (или пресвитеридами), 2 последних служения были высшими по отношению к В. ц., однако это не означало необходимости последовательного прохождения этих служений, как если бы В. ц. были степенью низших клириков или священнослужителей.
24-е прав. свт. Василия Великого проливает свет на статус В. ц. в Церкви: «Вдову, причтенную в число вдовиц, то есть от Церкви снабдеваемую, апостол повелевает оставити без попечения, аще посягнет за мужа. ...Вдова шестидесятилетняя, аще паки восхощет сожительствовати мужу, да не удостоится приобщения святыни, доколе не престанет от страстныя нечистоты. Аще же прежде шестидесяти лет причтем ее в число вдовиц, то наша вина, а не жены сия». Из этого правила явствует, что вдова, посвященная в чин В. ц., не могла вступить во 2-й брак; если же она согрешала, то лишалась св. Причащения до тех пор, пока не очистится, не излечится от нечистой страсти. Это прещение, однако, не распространяется на пожелавшую выйти замуж вдову, посвященную в церковные вдовицы в возрасте до 60 лет, ибо такое посвящение совершено было вопреки указанию ап. Павла (1 Тим 5:9-11). Это уже вина епископа, совершившего незаконное поставление. О необходимости 60-летнего возраста для вдовиц свт. Василий Великий говорит также в одном из своих писем (Basil. Magn. Ep. 199. 24).
Подобное служение исполняют в России начиная с XVIII в. насельницы нек-рых жен. мон-рей и члены ряда сестричеств.
Девственницы[32]
Девственницы, избравшие вместо брачных уз служение Господу, существовали уже в первые века христианства. О них упоминает сщмч. Игнатий Богоносец в приветствии, направленном к христианам Смирнской Церкви (Ign. Ep. ad Smyrn. 13), а так же Тертуллиан (Tertull. Ad uxor. I 4). Свт. Иоанн Златоуст предупреждает склонных принять Д. о том, что это должен быть подвиг во имя Христа (Ioan. Chrysost. De virg. 8 // PG. 48. Col. 538). Святитель Иоанн Златоуст предостерегает тех, кто избирают Д. потому, что считают брак делом нечистым, ибо они оскверняют и само Д.,- их Д. «гнуснее прелюбодеяния».
Девицы, давшие обет безбрачия и заявившие о своем обете торжественно перед епископом (IV Всел. 16; Карф. 44), именовались св. девами (ἱερα παρθένοι), нек-рые из них избирались диакониссами (IV Всел. 15). Возрастных ограничений для того, чтобы дать обед девства не было (Ambros. Mediol. De virginit. 7. 39).
Канониссы[33]
(лат. canonicae, женщины, удалившиеся от мирской жизни и жившие в общине (каноникат), но не приносившие традиционных монашеских обетов целомудрия, бедности и послушания. В средние века различали светских и регулярных (уставных, т. е. живших по монашескому уставу; о них см. в ст. Регулярные каноники) К. Греч. термин κανονικά, аналогичный лат. сanonica, встречается в сочинениях вост. отцов Церкви с IV в.; им обозначается широкий круг женщин, к-рые выполняли определенные обязанности в церквах и были включены в списки церковных служащих (κανών). Впосл. К. стали называть женщин, к-рые не жили в миру, но и не входили в сообщества посвященной Богу жизни. С распространением жен. мон-рей на Востоке эта форма образа жизни постепенно исчезла.
На Западе канониссы просуществовали даже до эпохи Реформации и даже после, как например капитул Фишбек в Н. Саксонии сохранили свои устои жизни до XIX в. Хотя РКЦ хотела сделать из них просто монастыри.
Неким подобием или даже продолжением в истории канонисс являлись бегинки[34]. Женское движение под названием «бегинки» занимало особенное место в жизни Европы. Хотя бегинок нередко убивали, а их общины подвергались гонениям там и тут, многие девушки и женщины покидали дом (порой даже просто убегая), чтобы присоединиться к бегинкам. Бегинки давали обеты целомудрия, не будучи монашками, открывали бизнес, не входя ни в один из цехов, бродили по дорогам, хотя не были пилигримками. А ещё бегинки — кумиры современных феминисток и столетней давности суфражисток, хотя и слов таких, как «права женщин», не знали.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 316.