Организационная форма банка обусловлена его функциями, ибо с точки зрения организационной структуры банки обычно построены таким образом, чтобы с максимальной эффективностью выполнять стоящие перед ними задачи. Более крупный банк, как правило, осуществляет больше функций и предлагает более широкий спектр услуг. Поэтому размеры банка также являются важным фактором, определяющим его организационную структуру. Однако размеры и функции – не единственные детерминанты организационной структуры банка и эффективности его работы. Государственное регулирование деятельности банков также имеет огромное значение для формирования потребностей и разнообразия вариантов структурного построения банков в мире.
Влияние размеров банка на его организационную структуру нагляднее всего проявляется при сопоставлении типичных организационных структур крупного и мелкого банков. Первым примером нам послужит организационная схема, представленная руководством небольшого, находящегося на Среднем Западе провинциального банка с активами около 50 млн.долл. Подобно сотням банков, обслуживающих небольшие и средние по размерам хозяйственные структуры, этот банк более всего озабочен привлечением небольших депозитов от частных лиц и занимаются преимущественно предоставлением потребительского кредита и займов мелким предприятиям. Такие банки, всецело ориентированные на операции с частными лицами, часто называют розничными банками в противовес оптовым кредитно-финансовым институтам, которые заняты преимущественно обслуживанием коммерческих предприятий и предоставлением крупных займов корпорациям.
Сервисные операции небольшого банка обычно контролируются кассиром и аудитором, работающими в бухгалтерском отделе, а также вице-президентом, отвечающим за работу кредитного, депозитного, маркетингового и трастового отделов банка. Эти работники подотчетны старшему руководству фирмы в лице председателя совета директоров, президента и старшим вице-президентам, отвечающим за долгосрочное планирование и оказание помощи руководителям различных отделов в решении наиболее острых проблем. Высшее руководство, в свою очередь, периодически отчитывается перед советом директоров – комитетом, выбранным акционерами (владельцами) для разработки политики банка и наблюдения за эффективностью его работы.
Организационная схема, представленная на рис.1. проста. Зачастую имеют место тесные контакты между руководителями высшего и среднего уровней и рядовыми сотрудниками банка.
Высшее руководство (включая председателя совета директоров и президента или исполнительного директора) |
| ||||||||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||
Кредитный отдел | Бухгалтерско-операционный отдел | Отдел маркетинга и мобилизации средств | Трастовый отдел |
| |||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||
Сотрудники, занимающиеся комм. кредитом |
| Отдел аудита и бухгалтерского учета |
| Кассиры | Трасты, учрежденные в пользу частных лиц |
| |||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||
Сотрудники, занимающиеся потреб. кредитом |
| Операции (клиринг чеков, бухг. проводка, проверка счетов, рассм.жалоб клиентов) |
| Новые счета | Трасты, учрежденные в пользу предприятий |
| |||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||||||
| Реклама и планирование |
| |||||||||||||||||||||||||
Организационная структура крупного банка, активно оперирующего на денежных рынках, гораздо сложнее, чем мелкого. На рис 2. показана организационная схема банка, находящегося на востоке США и располагающего активами стоимостью свыше 5 млрд.долл. Этот банк принадлежит и контролируется холдинговой компанией, акционеры которой выбирают совет директоров для наблюдения за работой банка и небанковских кредитно-финансовых организаций, связанных с той же самой холдинговой компанией. Некоторые члены совета директоров холдинговой компании входят и в совет директоров банка. Основная для таких организаций проблема – норма управляемости: высшее руководство обычно хорошо осведомлено о деятельности своего банка, но значительно хуже информировано о состоянии дел в филиалах. Более того, поскольку сам банк предлагает широкий перечень услуг как на национальном, так и на международном рынке, серьезные проблемы могут не всплывать на поверхность неделями и даже месяцами. В последние годы ряд крупнейших банков склонился в пользу концепции центров получения прибыли, согласно которой каждый ведущий отдел стремится максимизировать свой вклад в рентабельность банка и тщательно контролирует показатели эффективности собственной работы.
Крупнейшие банки обладают некоторыми преимуществами над мелкими и средними. Они обслуживают многочисленные и разные рынки, предлагая клиентам многообразные услуги, поэтому их деятельность более диверсифицирована как географически, так и в отношении набора предоставляемых услуг, что понижает общий уровень риска в условиях нестабильной экономики. К развитию банковской деятельности за пределами своего штата крупные банки, как правило, готовы лучше, ибо обладают более высокой способностью брать на себя риск освоения новых рынков и имеют лучший доступ к капиталу и способным менеджерам.
Административная группа: комитет высших менеджеров – председатель совета директоров, президент или исполнительный директор и старшие вице-президенты | ||||||||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||||
Отделение мобилизации средств и управления ими |
|
| Отделение распределения средств |
|
| Отделение финансового обслуживания частных лиц | ||||||||||||
Группа финансов и инвестиций | Группа коммерческих финансовых услуг | Отдел обслуживания частных банков | ||||||||||||||||
Бюро денежных рынков и управления портфелями | Отдел коммерческого кредита | Трастовые услуги | ||||||||||||||||
Отдел институциональной банковской деятельности | Отдел коммерческих операций с недвижимостью | Отдел обслуживания органов исполнительной власти и узкопрофессиональ-ных групп | ||||||||||||||||
Отдел рынков капитала | Отдел обслуживания корпораций | Отдел кредитования жилищного строительства | ||||||||||||||||
Управление активами/пассивами | Отдел кредитных карточек | Отдел обслуживания рядовых потребителей | ||||||||||||||||
Отдел планирования | Группа филиальных банков | Отдел страхования депозитов | ||||||||||||||||
| Группа анализа кредитов | Группа поддерживающих услуг | ||||||||||||||||
Группа «плохих» кредитов | Автомобильный банк | |||||||||||||||||
| Маркетинговый отдел | |||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
Отдел международной банковской деятельности |
| Операционный отдел |
| |||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||
| Группа кредитования многонациональных корпораций, финансирования торговли и заграничных бюро банка |
| Отдел аудита и контроля региональным бюро. Отдел управления трудовыми ресурсами. Кассовый отдел. Отдел ценных бумаг. Группа наблюдения за выполнением требований органов банковского надзора. |
| ||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||
Рис 2. Организационная структура крупного банка.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 212.