Одним из самых сложных и драматическим для туристской отрасли в России был 1998 год. Разразившийся в августе системный кризис отбросил туристский бизнес на несколько лет назад. Нестабильность экономической ситуации в России, криминогенная обстановка во многих регионах, в том числе и в Иркутской области – все это не способствует развитию туризма в регионе.
Тем не менее, перспективы развития туризма в области имеются. Необходимо только правильно и четко определить по каким позициям наш регион обладает неоспоримыми преимуществами по сравнению с другими туристскими рынками, чтобы основной упор делать именно на развитие в данных направлениях.
На туристских рынках наш регион реально может претендовать на совершенную конкретную нишу. В силу географического, геоклиматического и экономического положения, историко-культурного наследия, имеющейся базы, кадров, прекраснейшего озера Байкала и опыта, мы можем и должны развивать, прежде всего, въездной и внутренний туризм: санаторно-курортный, спортивный и социальный. Здесь у Иркутской области серьезных конкурентов нет.
Сильны наши потенциальные позиции в экологическом туризме, включающем, к примеру, охоту и рыбалку. В крае есть аэропорт международного значения. А это при условии их нормального функционирования определяет перспективы организации обслуживания как наших земляков, пожелавших посмотреть мир, так и российских и зарубежных граждан, едущих к нам, транзитных туристов, направляющихся за границу или на туристские объекты соседних субъектов РФ. Есть все необходимое для развития конгрессного туризма, создания пакетов предложения по бизнес-туризму.
Поэтому необходимо принять все меры для возвращения в большой рентабельный и быстроокупаемый туризм. Сегодня мы должны реально сознавать, что протекционистская политика по отношению к нашему региону со стороны федеральных органов, средств массовой информации, рекламных носителей и т.д. – дело перспективы. В отличие от регионов Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга или Черноморского побережья Кавказа или «Золотого кольца». И туда едут россияне и зарубежные гости, везут собой рубли и доллары, обеспечивают занятость тысяч людей, развитие сопутствующих отраслей. Необходимо создать в структуре Правительства РФ специализированного органа по туризму. Вообще, опыт соединения под одной крышей физкультуры, спорта и туризма (и тем более главенствующее положение первых двух) – нонсенс. По той простой причине, что туризм – отрасль в своей основе производственно-экономическая и бюджетообразующая, а физкультура и спорт – сферы большей частью социальные, а следовательно бюджетопотребляющие. Что требует абсолютно различных схем управления ими, кадровой квалификации работников и т.д. В нашей ситуации весь объем организационной и координационно – управленческой работы в целом комплексе социально-экономических и правовых проблем туризма на платной основе осуществляется лишь одним человеком. При том, что уже в 20 субъектах РФ существует специализированные органы власти по туризму.
Идея создания департамента по туризму в составе Администрации Иркутской области, это еще один признак актуальности формирования такой же управленческой вертикали в исполнительных органах всего Иркутска.
Острейшая проблема – большая доля налогов для туристских предприятий, имеющих свою собственную материальную базу. Познавательно-развлекательному туризму как внутреннему, так и въездному внимание уделяется очень мало. При этом, материально-техническая база туристического комплекса не достаточно соответствует современным требованиям комфортности, качества и разнообразия услуг, нуждается в реконструкции, и для развития туризма нужны инвестиции.
Условия для инвестиций остаются еще достаточно рискованными. На протяжении последних лет отрицательными факторами сдерживающими инвестиционную активность были резкий спад промышленного производства, огромный дефицит государственного бюджета, кризис платежеспособности государства и субъектов хозяйственной деятельности, политическая нестабильность в обществе.
Однако, ситуация постепенно меняется к лучшему, экономическое положение России постепенно улучшается. Это видно по таким фундаментальнейшим показателям, как рост ВВП (238 млрд. руб. В январе 1999 года до 379 – в январе 2000 года), рост объема произведенной примышленной продукции (соответственно с 183 до 332 млрд. руб.), рост объемов капитального строительства (с 13,8 до 21,2 млрд. руб.), рост производства продукции сельскохозяйственного значения (с 21,5 до 31,5 млрд. руб.), рост внешнеторгового оборота (с 7,7 до 13,5 млрд. долл.). Таким образом, Россия медленно, но основательно вступает в период экономической стабилизации, что является важнейшим условием долгосрочного инвестирования.
Существует несколько серьезных причин слабой инвестиционной активности в регионе. Во-первых, некоторые объекты представляющие интерес для инвесторов, имеют неудовлетворительную приватизационную историю – в процессе приватизации передача предприятий новым собственникам произведена с нарушением законодательства. Поэтому итоги приватизации подобных предприятий могут быть в любой момент оспорены в суде, на их имущество и деятельность может быть наложен арест (запрет). Естественно, что в таких случаях инвесторов сдерживает риск непрогнозируемых финансовых потерь.
Во-вторых, значительное число предприятий, нуждающихся в инвестициях, вследствие неразумной хозяйственной деятельности имеют огромные финансовые долги перед бюджетом и сторонними организациями. Желающих вкладывать свои деньги ради покрытия чужых долгов очень немного. Некоторые инвестиционные фонды тем не менее иногда соглашаются вкладывать деньги в такие предприятия, но при одном условии – полной замене высшего руководства предприятия. В данной ситуации у руководства предприятия пропадает стремление к реальному привлечению внешних инвестиций.
Наконец, третьим существенным препятствием на пути инвестиций нередко является недобросовестный стиль управления предприятием. Ущербность проявляется в том, что руководители, стремясь к сохранению безраздельного контроля над предприятием, грубо нарушают права и законные интересы акционеров, предоставляют им умышленно искаженную информацию о финансово-экономическом положении предприятия, скрывают его реальные финансовые потоки.
Есть и другие трудности, такие, как инертность и природная осторожность финансистов при принятии ответственных инвестиционных решений, отсутствие достаточных свободных средств, низкая эффективность и проработанность инвестиционных проектов, неумение выгодно и правильно продавать свои инвестиционные предложения, неумение работать на рынке капиталов и т.д.
Схема 3.1
Исходя
Таким образом по данной таблице можно сделать такой вывод. Если в туристический комплекс Иркутской области будут поступать инвестиции, то, соответственно, это будет значительная прибавка к нашему бюджету, а пополнится бюджет, следовательно, будут развиваться сопутствующие отрасли и появятся вакансии и, в целом, это поднимет статус всей Иркутской области.
Заключение
Подведя итог, хотелось бы отметить, что туризм – один из немногих устойчиво развивающихся видов отечественного бизнеса. В ближайшие 10 лет туризм останется крупнейшим источником создания новых рабочих мест как в европейских странах, так и в России. Кроме того, велико значение туризма как источника валютных поступлений и расширения международных контактов.
С экономической точки зрения привлекательность туризма, как составной части услуг – более быстрой окупаемости вложенных средств и получение доходов в СКВ. На долю туризма приходится около 6 % мирового ВНП, 7 % суммарных капитальных вложений, 11 % мировых потребительских расходов и 5 % всех налоговых поступлений. В 1995 году каждое 16–ое рабочее место в мире приходилось на туризм. Значение туризма, как стимулятора развития других отраслей хозяйства: строительство, торговли. Сельского хозяйства, производство товаров народного потребления, связи и т.д. постоянно растет. В туристской индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест не много быстрее, чем в других отраслях. Временной промежуток между ростом спроса на туристские услуги и появлением новых рабочих мест в туристском бизнесе минимальны. Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущих спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности.
Несмотря на продолжающийся туристский бум в России, влияние туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживаемости в основном отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем частичного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров.
По самым оптимистическим подсчетам в российской индустрии туризма занят лишь 1 работник из 300, что в 30раз меньше аналогичного мирового показателя.
Неразвитость туристской инфраструктуры, невысокая качество сервиса, высокий уровень преступности в стране привели к тому, что в настоящее время на Россию приходится менее 1 % мирового туристского потока.
По прогнозам в ближайшие 10 – 15 лет туризм мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и ее крупных городов. Таким образом, туризм являясь выгодной отраслью экономики может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России.
Что же касается Иркутской области, то необходимо отметить, что туризм является частью совокупного туристского рынка России. Поэтому все основные черты, присущие отрасли в целом, присущи и Иркутской области. В послеперестроечный период и после распада СССР, количество туристов в нашем регионе резко снизилось. Для большей части населения турпутевки стали дорогими, для другой категории граждан уровень сервиса уже не удовлетворял их потребности. Тем не менее, количество туристов, начиная с 1998 года, увеличивается.
Несмотря на улучающуюся ситуацию в туристской отрасли региона, остается еще немало проблем. В частности, необходимо перестройка инфраструктуры, и необходимо так же стимулировать деятельность турфирм в деле реализации путевок конечному потребителю и организации их перевозки.
В ходе исследования китайской диаспоры на территории Иркутской области, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, китайцы в России представляют собой такие ''группы людей'', которые способны привыкнуть к любым условиям, заниматься бизнесом (правда, не всегда честным), а так же выступают в качестве дешёвой рабочей силы.
Во-вторых, среди въезжающих в Россию мигрантов из КНР, совсем не многие едут с туристическими целями, а напротив, например, лишь только в одной Иркутской области 97% всех въезжающих составляют нелегальные китайские мигранты. Но всё же сегодня наша область вызывает довольно большой интерес у жителей ''Поднебесной'', как партнёра в области туризма, образования, торгово-экономических отношениях. Всё это подтверждает тот факт, что в Иркутске уже имеются китайские рынки, появляются китайские районы, открываются китайские рестораны – то есть, это фактически, образование ''Чайна-тауна'', как и во многих странах и регионах.
И, в-третьих, касаемо перспектив развития туризма в регионе, можно сказать следующее: Иркутская область – одна из самых богатых областей по природным ресурсам. Туристический потенциал высок за счёт культурно-туристического наследия, наличия мероприятий в области науки, бизнеса, туризма, а так же существующий потенциал, её географическое, экономическое и политическое положение и увеличение числа туристов является предпосылками заметного возрастания роли туризма в экономике Иркутской области.
[1] Андрей Девятов ''Китай и Россия в XXI веке'' – М.:Алгоритм, 2002.-288с.
[2] в китайском театре белое лицо - символ порока
[3] Девятов А. Красный дракон. Китай и Россия в XXI веке – М.:Алгоритм, 2002. –228с.
[4] Девятов А. Россия и Китай в XXI веке
[5] [www.regnum.ru]
Дата: 2019-07-31, просмотров: 205.