Законодательная и нормативная база учета дебиторской  и кредиторской задолженности в Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для имущественного и финансового положения едва ли не любой коммерческой организации характерно наличие у нее хронической кредиторской и дебиторской задолженности. Несмотря на очевидный на первый взгляд смысл обоих понятий, их четкое определение необходимо в целях ведения учета, последующего погашения и списания задолженности с баланса. От правильного учета кредиторской и дебиторской задолженности зависит структура активов и пассивов баланса организации, а также определение прибыли, подлежащей налогообложению.

В упрощенном варианте дебиторская задолженность – это то, что другие лица должны данной организации. В сфере горизонтальных правоотношений с партнерами и контрагентами дебиторская задолженность образуется в рамках выполнения договорных обязательств, в которых данная организация выступает в качестве управомоченного лица – кредитора, обладающего имущественным правом требования к другой стороне обязательства – должнику (дебитору). Имущественные требования данной организации к контрагентам, которые своевременно не оплатили товары. Выполненные работы, оказанные услуги, не вернули предоставленные кредиты и т.п., являются типичными и самыми распространенными примерами дебиторской задолженности. В значительно меньших объемах дебиторская задолженность возникает в рамках вне договорных обязательств: из причинения вреда или неосновательного обогащения.

В сфер вертикальных правоотношений дебиторская задолженность возникает тогда, когда в силу каких-либо оснований органы государства или местного самоуправления обязаны произвести определенные компенсационные выплаты данной организации.

Таким образом, дебиторская задолженность – это входящее в состав имущества организации ее имущественные требования к другим лицам, являющимся ее должниками в правоотношениях, возникающих из различных оснований.

По действующему законодательству ведение учета дебиторской и кредиторской задолженности является обязательным для любой организации. Зачастую у бухгалтеров и руководителей при учете дебиторской задолженности возникают проблемы. Правильное и безопасное, не имеющее негативных последствий отражение в учете операций по списа­нию этой задолженности в силу неоднозначности и спорности нормативных и регулирующих актов ста­новится порой трудноразрешимой задачей.

Основными документами, регулирующими вопросы учета и списания дебиторской и кредиторской задолженности, являются в первую очередь Гражданский кодекс РФ, Налоговый Кодекс, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (ут­верждено Приказом N 34-н Минфина РФ от 29 июля 1998 г.), Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финан­совых результатов, учитываемых при налогообложении при­были (утверждено постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552, с последующими изменениями от 1 июля 1995 г. №661), действовавшее до01.01.2001 г., Указа Президента РФ от 20 декабря 1994 г. N 2204 «Об обеспече­нии правопорядка при осуществлении платежей по обяза­тельствам за поставку товаров (выполнение работ или ока­зание услуг)», постановление Правительства РФ от 18 августа 1995 г. № 817 и ряд других документов.

Правовой режим дебиторской задолженности зависит от того, насколько реально получение долгов от организаций-дебиторов. При этом надо учитывать три обстоятельства:

-сроки исполнения обязательств дебиторами

-сроки исковой давности

-платежеспособность организаций-дебиторов

В зависимости от названных факторов следует вести отдельный учет двух основных видов дебиторской задолженности: непросроченной и просроченной.

Непросроченная дебиторская задолженность — это долги любых третьих лиц по обязательствам, сроки исполнения которых на момент составления баланса не на­ступили. Такие долги в принципе могут быть получены при надлежащем исполнении должником своих обязанностей; следовательно, эта задолженность реальна ко взыс­канию.

Просроченная дебиторская задолженность — это долги любых третьих лиц по обязательствам, сроки исполнения которых на момент составления баланса насту­пили и нарушены дебиторами. В ее составе можно выделить два вида долгов: пер­вый —долги, шансы на получение которых, несмотря на пропуск срока их возврата, сохранились; второй — долги, взыскание которых нереально по каким-либо факти­ческим основаниям. Нереальность получения просроченных долгов может быть обусловлена, например, истечением срока исковой давности на принудительное взыскание долга или несостоятельностью должника. Реальность или нереальность возврата долгов оценивает сама организация-кредитор с учетом конкретных обсто­ятельств.

Анализ действующего законодательства по дан­ному вопросу показывает, что в настоящее время су­ществуют две формы списания невостребованной дебиторской задолженности. Первая связана с исте­чением срока исковой давности по исполнению обя­зательств между сторонами договора за поставлен­ные товары (выполненные работы, оказанные услу­ги), вторая - с истечением предельного срока исполнения обязательств по расчетам за поставлен­ные по договору товары (выполненные работы, ока­занные услуги). Как показывает практика, примене­ние этих форм вызывает определенные сложности у бухгалтеров предприятий-кредиторов, поэтому счи­таем целесообразным рассмотреть в настоящей ста­тье основные положения гражданского законодате­льства и законодательства по учету и отчетности, ре­гулирующие порядок списания организациями-кредиторами невостребованной дебиторской задол­женности.

Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается за­ключенным, если между сторонами достигнуто со­глашение по всем существенным условиям договора. Одним из таких условий является срок исполне­ния обязательства, вытекающего из заключенного договора.

Если обязательство предусматривает или позво­ляет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть ис­полнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в преде­лах такого периода (ст. 314 ГК РФ). В противном случае наступает просрочка должника (ст. 405 ГК РФ).

Согласно ст. 195 ГК РФ общий срок защиты имущественных прав предприятий составляет 3 года. Для правильного исчисления срока исковой давно­сти решающее значение имеет установление началь­ного момента течения срока давности. Статья 200 ГК РФ устанавливает, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

По обязательствам с определенным сроком ис­полнения течение срока исковой давности начинает­ся по окончании срока исполнения. В этот момент кредитору уже известно, что обязательство должно быть исполнено и что исполнение не последовало.

Следует отметить, что помимо общего срока ис­ковой давности законом предусмотрено и примене­ние сокращенных или более длительных по сравне­нию с общим сроком сроков исковой давности. На­пример, ст. 181 ГК РФ для признания сделок ничтожными устанавливает более длительный срок (10 лет), а для признания сделок оспоримыми -1 год. В новом ГК РФ 1994 г. отсутствует перечень сокращенных сроков исковой давности. Он заменен общей отсылкой к законам, предусматривающим та­кие специальные сроки.

Статьей 199 ГК РФ введено новое правило, со­гласно которому предприятие вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих прав и по исте­чении срока исковой давности при условии, что дру­гой стороной не сделано заявление о применении исковой давности до вынесения судом решения.

На практике это означает, что истечение срока исковой давности до предъявления иска может слу­жить основанием для отказа в удовлетворении иско­вых требований истца только в том случае, если со­ответствующее заявление было сделано ответчиком в споре.

Таковы общие положения гражданского законо­дательства, посвященные исковой давности.

 

 

1.3. Кризис неплатежей и его влияние на финансовое положение    предприятия

 

В платежном обороте народного хозяйства расчеты за поставленные товарно-материальные ценности занимают наибольший удельный вес. Осуществляются эти расчеты преимущественно в безналичной форме. Безналичные расчеты являются важным звеном кругооборота средств предприятия. Они ускоряют их движение, сокращают издержки обращения, увеличивают резервы для кредитования производственно-хозяйственной деятельности.

Для имущественного и финансового положения едва ли не любой коммерческой организации характерно наличие у нее хронической кредиторской и дебиторской задолженности. Несмотря на очевидный на первый взгляд смысл обоих понятий, их четкое определение необходимо в целях ведения учета, последующего погашения и списания задолженности с баланса. От правильного учета кредиторской и дебиторской задолженности зависит структура активов и пассивов баланса организации, а также определение прибыли, подлежащей налогообложению.

Для фирм в рыночной экономике в условиях платежного кризиса улучшение текущего состояния финансов однозначно связано с оплатой долгов, срок погашения которых наступил. Обычно платежный кризис развивается очень быстро - в проделах квартала. Схема такова: скачкообразный рост задолженности по коммерческому или товарному кредиту, резкое увеличение спроса на краткосрочные ссуды при одновременном сокращении их предложения и превращение ликвидных активов в платежные средства. Активность фирм по поддержанию платежеспособности вызвана реальностью угрозы их банкротства или погашения. В итоге одни фирмы поправляют свое финансовое положение, другие прекращают существование.

Экономическое поведение российских предприятий в условиях кризиса неплатежей является весьма специфическим. В ответ на ограничения спроса российские предприятия не сдерживают рост зарплаты и не снижают занятость, а перестают платить по обязательствам и залезают в долги. Эти особенности экономического поведения являются мощным фактором инфляции (как спроса, так и издержек). Пока критическая масса сдвигов в экономическом поведении не будет достигнута, финансовая стабилизация невозможна.

Неравновесность цен, в частности, оборачивается взаимными неплатежами предприятий. Многие предприятия реагируют на рост затрат на энергосистемы неплатежами, а не банкротствами. Чем больше возможностей для неплатежей, тем менее эффективно производство. В отличие от населения предприятия не пассивные, а активные участники игры. Предоставляя друг другу коммерческий кредит (преимущественно в форме неплатежей), они восполняют дефицит денежных средств и банковского кредита (или ускоряют

их оборачиваемость). Снижение неплатежеспособности становится рациональной формой максимизации инфляционного дохода (за счет кредитно-долговой компоненты) и сокращения инфляционного налога (из-за уменьшения денежных средств на счетах).

Обостряющиеся структурные ценовые диспропорции способствуют хронической нехватке оборотных средств у предприятий для осуществления первоочередных платежей. Ситуация усугубляется низкой платежной дисциплиной, при которой не оплачиваются счета поставщиков ресурсов и не вносятся налоги в бюджет.

Стандартные антиинфляционные меры не дают желаемого эффекта и усугубляют рост цен, а временное улучшение в результате ограничения величины денежной массы периодически сводится на нет кризисом неплатежей и необходимостью политического выбора между обвальным спадом производства или новой волной кредитной эмиссии.

Выход из сложившейся ситуации следует искать на основе перехода предприятий и объединений в режим реального самофинансирования при организации работы с долгами. При этом будет обеспечено изменение основных пропорций формирования цен и издержек производства. В результате возникают предпосылки для аккумулирования средств в производственном секторе, придания спаду производства действительно селективного характера, когда неплатежи предприятий будут в большей степени отражать результаты их непосредственной хозяйственной деятельности, нежели "гримасы" ценовой и финансовой макрополитики.

В известной формуле для общей суммы денег, находящихся в обращении, подчеркивается значение взаимно погашаемых платежей, благодаря которым часть товаров реализуется без посредничества денег. Однако в этой формуле не выделена сумма передачи долгов, которая так же, как зачеты взаимных требований, позволяет экономить деньги в процессе реализации товаров. Различие состоит в том, что если при зачетах взаимные

требования уничтожаются, то при передаче долгов требования сохраняются, перемещаясь от одного предприятия к другому.

Развитие рыночных отношений в стране обусловило повышение роли финансов. Финансы предприятий стали основным показателем, характеризующим конечные результаты деятельности, так как количественные и качественные параметры финансового состояния предприятия определяют его место на рынке и способность функционировать в экономическом пространстве. Все это привело к повышению роли управления финансами.

В сфере горизонтальных правоотношений с партнерами и контрагентами дебиторская задолженность образуется в рамках выполнения договорных обязательств, в которых данная организация выступает в качестве управомоченного лица – кредитора, обладающего имущественным правом требования к другой стороне обязательства – должнику (дебитору). Имущественные требования данной организации к контрагентам, которые своевременно не оплатили товары, выполненные работы, оказанные услуги, не вернули предоставленные кредиты и т.п., являются типичными и самыми распространенными примерами дебиторской задолженности. В значительно меньших объемах дебиторская задолженность возникает в рамках вне договорных обязательств: из причинения вреда или неосновательного обогащения.

В сфере вертикальных правоотношений дебиторская задолженность возникает тогда, когда в силу каких-либо оснований органы государства или местного самоуправления обязаны произвести определенные компенсационные выплаты данной организации.

Таким образом, дебиторская задолженность – это входящее в состав имущества организации ее имущественные требования к другим лицам, являющимся ее должниками в правоотношениях, возникающих из различных оснований.

Экономическая сущность кредиторской задолженности состоит в том, что это не только часть имущества организации, как правило денежные средства, но и товар­но-материальные ценности, например в обязательствах по товарному кредиту (ст. 822 ГК). Как правовая категория кредиторская задолженность — особая часть имущества организации, являющаяся предметом обязательственных правоотноше­ний между организацией и ее кредиторами. Организация владеет и пользуется кредиторской задолженностью, но она обязана вернуть или выплатить данную часть имущества кредиторам, которые имеют права требования на нее. Данная часть имущества - долги организации, чужое имущество, чужие денежные средства, на­ходящиеся во владении организации-должника. Таким образом, кредиторская задолженность имеет двойственную юридическую природу: как часть имущества она принадлежит организации на праве владения или даже праве собственности относительно полученных заимообразно денег или вещей, определенных родовыми признаками; как объект обязательственных правоотношений — это долги организа­ции перед кредиторами, то есть лицами, управомоченными на истребование или взыскание от организации указанной части имущества.

С учетом отмеченных признаков кредиторскую задолженность можно было бы определить как часть имущества организации, являющуюся предметом возникших из различных правовых оснований долговых обязательств организации-дебитора (должника) перед управомоченными лицами — кредиторами, подлежащую бухгал­терскому учету и отражению в балансе в качестве долгов организации-балансодер­жателя.

По данным Госкомстата РБ за 2001 год, в республике общая экономическая ситуация продолжает оставаться напряженной. Резкий рост, задержки во взаиморасчетах привели к нарастанию платежного кризиса в народном хозяйстве. Почти каждое предприятие не может получить с потребителей полную сумму средств за поставленную им продукцию. Низкая платежеспособность, недостаток оборотных средств сдерживают процесс производства и стабилизации финансового положения.

 

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 179.