Перспективы развития интеграционных процессов в арабском мире
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Одним из направлений совершенствования интеграционных процессов в арабских странах видится создание в 2005 году Большой Арабской Зоны Свободной Торговли на Ближнем Востоке (БАЗСТ). Это событие полностью укладывается в логику и масштаб интеграционных процессов, создаваемых экономических союзов и единых таможенных зон, которые непрерывно и интенсивно нарастают во всем мире.

При создании Большой Арабской Зоны Свободной Торговли упор делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.

Помимо названных целей и причин создание Большой Арабской Зоны Свободной Торговли можно увязать с тремя основными задачами:

– стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств;

– ростом занятости;

– превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.

Существует расхожее мнение, что страна или страны, не желая полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны.

Общей характерной чертой БАЗСТ должно стать наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране.

Первым этапом межарабской и арабо-европейской интеграции стало заключение преференциальных торговых соглашений на двух- или многосторонней основе. Суть таких соглашений – в снижении внутри данной группы стран тарифов по сравнению с тарифами на товары и услуги остального мира, и хотя такая дискриминация стран, не участвующих в соглашении, противоречит принципам ГАТТ/ВТО, эти меры допускаются в качестве временных, подготовительных соглашений, направленных на углубление интеграционного процесса. Преференциальные торговые соглашения возникают в результате развития международного переговорного процесса в области торговых соглашений.

Вторым этапом интеграции является создание зоны свободной торговли (ЗСТ), где отменяются все тарифы на товары стран – участниц соглашения, но при этом каждая отдельная страна сохраняет автономность своей таможенной политики по отношению к внешнему миру. Иногда снятие таможенной пошлины происходит не на все товары, обычно пошлины остаются на продукты сельского хозяйства. На этом уровне также возможно создание небольшого координационного совета.

Третьим уровнем интеграции является образование таможенного союза. Он характеризуется тем, что государства-участники отменяют национальные таможенные тарифы и вводят общую для всех стран-членов систему таможенных пошлин и методов нетарифного регулирования по отношению к третьим странам. Таможенный союз подразумевает беспошлинную торговлю внутри союза и полную свободу перемещения внутри региона, а также требует создания общих координирующих органов, обычно на уровне периодических встреч министров.

К четвертому уровню интеграции относится общий рынок. Он предусматривает не только общую таможенную политику и свободу перемещения товаров и услуг, но и свободное перемещение факторов производства: труда и капитала. Этот уровень требует больших координационных усилий и обычно происходит на уровне встреч глав государств.

В сентябре 2001 г. Общественно-Экономический Совет при ЛАГ, которому поручено отслеживать прогресс в области реализации этого Соглашения, собрался в Эр-Рияде, отметил заметный успех на пути создания Большой Зоны и передвинул планку на начало 2005 г. БАЗСТ (GAFTA) должна дать толчок экономикам стран-участниц по нескольким направления:

– создать более объёмный и однородный рынок для привлечения прямых иностранных инвестиций (региональных, европейских и международных);

– нарастить торговый обмен между странами-участниками, и это не смотря на то, что часто выпускаемая ими продукция является конкурентной для друг друга, она в какой-то степени дополняет друг друга. Так Тунис, Марокко и Египет могли бы экспортировать текстиль и сельскохозяйственную продукцию в страны Персидского залива, Алжир и Ливию;

– уменьшить объёмы контрабанды, которая не облагается налогами и наносит ущерб местным производителям;

– усилить общий потенциал на переговорах с такими мощными экономическими блоками, как ЕС, или на международной арене на сессиях ВТО: шесть арабских стран являются членами ВТО: Марокко, Тунис, Египет, Иордания, Оман и Кувейт;

– упрочить экономическую взаимозависимость арабских стран друг от друга и тем самым – стабильность и безопасность в регионе.

Интеграцией пятого уровня является экономический союз. При экономическом союзе кроме общей таможенной политики и свободы движения ресурсов проводится координация макроэкономической политики в ключевых областях, таких как валютная, бюджетная, и правительства уступают часть своих функций созданным межнациональным органам.

При организации БАЗСТ необходимо в первую очередь устранить административные и фискальные препятствия, затрудняющие нормальное функционирование ЗСТ, а также создать важнейшие правовые составляющие. Среди них, в частности, сближение таможенных законодательств, установление четкого порядка транзита товаров, правил лицензирования импорта, унификация применения санитарных и ветеринарных мер, проведения экспертизы и радиационного контроля перемещаемых через границы товаров, согласование перечней изъятий из режима свободной торговли в двусторонних отношениях и графиков их постепенной отмены. Должны предусматриваться и серьезные корректировки совместной деятельности партнеров по БАЗСТ в сфере финансов, в частности, планироваться создание действенной платежно-расчетной системы, вытеснение денежных суррогатов из временной торговли, устранение множественных курсов национальных валют по текущим операциям платежного баланса.

Из последних инициатив на пути экономической интеграции арабских стран следует отметить заявление премьер-министра Ливана Рафика Харири, которое он сделал, открывая в Бейруте 10-ую конференцию по арабским инвестициям и рынкам капиталов: «Арабский Общий Рынок создан не был. Европейский Общий рынок стал Союзом». Далее он предложил 20-летнюю программу к 2025 г. добиться того же, чего добилась Европа.

Межарабская торговля не превышает 8% от объёма торговли арабских стран с другими странами, а арабская доля в мировой торговле составляет всего лишь 2,5%. Нужно добиваться, чтобы объём торговли между арабскими странами достиг хотя бы 50% от всего внешнеторгового оборота, что соответствует реалиям Евросоюза. Объём взаимной торговли между азиатскими странами превышает 30% от всемирного. Дальнейшей интеграции и сближению мешают пограничные спорные вопросы неурегулированные десятилетиями. Пограничные споры есть между Катаром и Бахрейном, Ираком и Кувейтом, Саудовской Аравией и Йеменом, Оманом и ОАЭ и т.д.

Рассмотрим динамику внешней и межарабской торговли.

 


Таблица. Межарабская торговля (МАТ)/Вся внешняя торговля (ВТ), млн. долл.

Страна

1990

1995

2000

  Всего МАТ ВсегоВТ ВМАТ\ВВТ пропорция

Всего

МАТ

ВсегоВТ ВМАТ\ВВТ пропорция Всего МАТ ВсегоВТ ВМАТ\ВВТ пропорция
Иордания 1.056 3.504 30,13%

1.496

5.467 27.37% 1.081 6.496 16,65%
ОАЭ 2.236 33.389 6,7%

3.291

52.389 6,28% 6.682 82.879 8,6%
Бахрейн 2.203 7.547 29,19%

2.169

7.830 27,7% 1.967 10.312 19,08%
Тунис 775 9.684 8%

991

13.676 7,25% 1.151 14.229 8,09%
Алжир 469 20.689 2,27%

560

21.042 2,66% 553 29.223 1,89%
СаудовскаяАравия 5.772 68.498 8,43%

6.473

78.128 8,29% 9.249 109.055 8,48%
Судан 535 1.819 29,41%

537

1.789 30,02% 535 3.359 15,93%
Сирия 937 6.602 14,19%

1.298

8.595 15,10% 1.357 9.072 14,96%
Сомали 111 545 20,37%

185

447 41,38% 146 576 25,39%
Ирак 1.578 16.839 9,37%

714

1.089 65,56% 1.050 16.843 6,23%
Оман 3.581 8.235 43,49%

2.142

10.313 20,77% 3.359 16.694 20,12%
Катар 386 4.988 7,75%

572

5.609 10,19% 1.269 14.779 8,59%
Кувейт 535 12.231 4,37%

1.263

20.616 6,12% 1.440 27.193 5,30%
Ливан 643 2.972 21,62%

733

7.376 9,94% 1.058 6.944 15,24%
Ливия 792 19.541 4,06%

1.135

13.697 8,29% 1.040 16.095 6,46%
Египет 481 11.801 4,07%

924

15.180 6,09% 1.919 18.469 10,39%
Марокко 1.405 12.142 11,57%

1.145

13.245 8,64% 1.008 20.375 4,95%
Мавритания 27 857 3,15%

37

1.214 3,05% 35 1.095 3,22%
Йемен 552 3.946 14%

738

3.521 20,97% 1.045 6.418 16,28%
Итого: 24.073 245.829 9,79%

26.404

281.225 9,39% 34.107 410.106 8,32%
                     

 

Как видно из таблицы в 2000 году наблюдается заметное снижение отношения межарабской торговли к общему объему внешней торговли по сравнению с 1990 и 1995 годами.

В связи с этим следует поощрять создание и возникновение экономических блоков наподобие Совета сотрудничества стран Персидского залива или Союза Арабского Магреба, которые могли бы стать ядром будущего Арабского Общего рынка.

Надо отметить большой прогресс, достигнутый в последнее время на пути сближения арабских стран друг с другом. Так Сирия и СССПЗ подписали 14 июня 2004 г. Соглашение о создании Зоны Свободной Торговли. А 8 марта 2004 президент Сирии Башар Эль-Ассад вел переговоры с министром торговли Турции Курсатом Тузменом о создании сирийско-турецкой ЗСТ. Уже в ближайшее время ожидается подписание давно ожидаемого договора о свободной торговле между Советом Сотрудничества стран Персидского залива и Евросоюзом.

В основу Большой Арабской Зоны свободной торговли ляжет уже созданная сеть и система региональных арабских Зон Свободной Торговли, расположенных в ключевых местах.




Заключение

 

Интеграция – высшая форма развития мирового производственного процесса. Интеграция представляет собой объективный процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств, которые близки по уровню экономического развития. Охватывая внешнеэкономический обмен и сферу производства, она ведет к тесному переплетению национальных хозяйств, к созданию региональных хозяйственных комплексов. Конкретные формы экономического взаимодействия зависят от уровня хозяйственного развития стран-участниц. Особенности стран влияют соответственно на характер и движущиеся силы интеграции.

Процесс развития экономической интеграции сложен и противоречив. Он вызывается не только экономическими, но и политическими причинами. Хотя основной причиной интеграции являются требования высокоразвитых производительных сил, переросших уже рамки национальных хозяйств, исторически этот процесс складывался таким образом, что соотношение политических и экономических факторов менялось на отдельных этапах.

В трудной и противоречивой обстановке арабские страны ищут свою дорогу в будущее, ориентиры, по которым будут прокладывать свой курс в бурном море перемен, уготованных человечеству крутым поворотом современной истории. От правильности и точности их выбора будет зависеть не только судьба народов этих стран, но во многом процветание и прогресс всей планеты. Арабы в прошлом внесли свой весомый вклад в развитие цивилизации на Земле, не менее полновесным их вклад может стать сегодня, когда все народы вступают в новый этап своего развития.

Арабский мир способен стать реальной силой только при условии внутренней интеграции. Для этого у него есть определенные предпосылки. Арабский мир един территориально, он мононационален (90 процентов жителей арабских стран составляют арабы), объединен общим языком, историей и культурой, общими задачами в поддержании оборонного потенциала. К активизации интеграционных процессов арабские страны подталкивает специализация международной торговли и продолжающаяся зависимость от западных стран.

Арабская интеграция имеет свою историю. Перемены, происходившие в арабских государствах на протяжении XX в. существенно отразились на различных сферах жизни арабов, включая идейно-политическую. Это выразилось в возникновении и эволюции целого ряда концепций и доктрин светского типа, из которых наиболее влиятельной и распространенной стал арабский национализм (панарабизм), основанный на представлении об арабах как о единой нации.

Формы интеграции в арабском мире отражают существующие международные организации арабских государств (Лига арабских государств (ЛАГ), Организация Исламская конференция (ОИК), Организация арабских стран-экспортеров нефти (ОАПЕК), Совет сотрудничества государств Персидского залива (ССГПЗ), Союза арабского Магриба (САМ).

К основным проблемам, влияющим на интеграционные процессы автор относит следующие:

1. Государства-экспортеры нефти из числа развивающихся государств обычно демонстрируют очень плохие результаты в построении демократических обществ.

2. Нищета населения, озабоченного лишь физическим выживанием, препятствует становлению демократии.

3. Большинство современных арабских государств были созданы искусственно (во многих случаях даже их государственные границы были установлены европейскими колонизаторами) и управляются произвольно – главную роль играет не закон, а личность лидера. Это неизбежно приводит к уменьшению легитимности и суверенности арабских государств.

Арабские государства выступили против существования еврейского государства и начали ряд войн, ставивших целью уничтожение Израиля. Поражения арабских армий привели к тому, что в арабских государствах восторжествовали идеи создания военных режимов и государств, сконцентрированных прежде всего на обеспечении собственной безопасности. В результате, в арабском мире появилось множество диктаторов.

4. Столкновения между арабскими государствами и колониальными силами за контроль над нефтяными запасами часто приводили к военным интервенциям западных держав. Это, а также продолжающиеся региональные трения, не способствует построению демократии.

5. Долговременная поддержка Западом «дружественных тиранов» на Ближнем Востоке.

6. За последние десятилетия выросло влияние исламистских движений, которые стали оппозицией ближневосточным автократиям. Арабские диктаторские режимы, сталкивающиеся с растущей оппозицией в лице собственного населения, регулярно шантажируют Запад тем, что победа исламистов будет означать возникновение новых угроз для мировой стабильности. В результате, страны Запада опасаются оказывать дополнительное давление на арабских правителей.

Расширение взаимных экономических связей между арабскими странами может быть достигнуто на базе модернизации экономических структур, перенесении центра тяжести в интеграционных процессах из сферы обращения в сферу производства, и возобновлении межарабского политического диалога, в котором должны участвовать все арабские страны, политические движения и партии без исключения, с целью реализации такой интеграции и солидарности среди арабских государств, которая дала бы арабскому обществу возможность преодоления сложных задач развития, помогла укрепить независимость, обеспечить благосостояние каждого индивидуума, защиту его прав и свобод.

Перспективным направлением развития интеграционных процессов в арабском мире автор видит создание Большой Арабской Зоны свободной торговли.

 

 



Список литературы

 

1. Арабский мир. Три десятилетия независимого развития. М.: Наука, 1990. – 372 с.

2. Арабские страны: история, экономика, политика. Сб.ст. М.: Наука. 1986. – 278 с.

3. Баймуратов К. Вот он, арабский Восток (арабы в борьбе за независимость и единство). Алма-Ата; Казахстан. 1967. – 303 с.

4. Копин А.В. Лига арабских стран в 80-е годы: деятельность и перспективы. М., б.и. (Ин-т Африки. Вып.3). 1989. – 43 с.

5. Левин З.И. Развитие арабской общественной мысли (1917–1945 гг.). М.: Наука, 1979. – 198 с.

6. Тума Э. Национально-освободительное движение и проблема арабского единства. М.: Наука. 1977. – 432 с.

7. Кругман П., Оберфельд М. Международная экономика. Теория и политика. – М., 1997. – 492 с.

8. Мир на рубеже тысячелетий (прогноз развития мировой экономики до 2015 г.). – М.: Издательский Дом НОВЫЙ ВЕК, 2001. –592 с

9. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет. / Под. ред. И.С. Королева. – М.: Юристъ, 2003. – 604 с.

10. Хмыз О.В. Международный рынок капиталов. – М.: ПРИОР, 2002. – 464 с.

11. Мировая экономика. Структурно-логические схемы. / Протас В.Ф. – ПРИОР, 2002.

12. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.И. Кушлина, Н.А. Аолгина; редкол: Владимирова А.А. и др. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2001. – 735 с.

13. Кругман П., Оберфельд М. Международная экономика. Теория и политика. – М., 1997. – 492 с.

14. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет. / Под. ред. И.С. Королева. – М.: Юристъ, 2003. – 604 с.

15. Бобина М. Стратегические альянсы в глобальной экономике. // мировыя экономика и международные отношения. 2001. №11. с. 106–109.

16. Бортова М.П. Современные проблемы транснационализации производства и капитала. // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. №3. с. 118–128.

17. Бородаевская А.А. Масштабы превыше всего, или новая волна слияний в мировой экономике. М.: Международные отношения, 2001. – 205 с.

18. Звонова Е.А. Международное внешнее финансирование в современной экономике. – М: ОАО «НПО «Экономика», 2002. – 324 с.

19. Зубченко Л.А. Роль национального государства в условиях глобализации. // Социальные и гуманитарные науки: отечественная и зарубежная литература. Сер.2, Экономика: РЖ /РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исслед. Отд. Экономики. 2001. №4. с. 130–158

20. Коллонтай В. Эволюция западных концепций глобализации. // Мировая экономика и международные отношения. 2002. №1. с. 24–30.

21. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. С. 273.

22. Восток / Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений. Учебное пособие / Под редакцией А.Д. Воскресенского. М.: МГИМО; РОССПЭН, 2002. С. 266.

23. Арабские страны Западной Азии и Северной Африки (Новейшая история, экономика и политика). – Выпуск 3. М., 1998. С. 23.

24. Справочник стран мира // http://basni.narod.ru/strannik/a/index.htm

25. Ткаченко А. Проблемы модернизации арабского мира // Латинская Америка. 2004, №4.

26. Мамед-заде П.Н. О перспективах политической модернизации в арабских странах // http://www.iimes.ru/rus/stat/2004/08–04–04.htm

27. Степанова Н.В. Интеграционные процессы в арабском мире // Восток – Запад, М., – РОССПЭН, 2002, с. 283–342

28. Рифаат А. «Региональные интеграционные процессы в арабском мире» // «Востоковедный сборник». Выпуск 2. М., ИИИиБВ, 2001, 374 стр.

29. Савичева Е.М. Политическое лидерство на Арабском Востоке: проблема смены поколений. – Вестник Российского Университета дружбы народов. Серия «Международные отношения», №1, 2001, с. 27

Дата: 2019-07-31, просмотров: 144.