Структура и специфика арабского мира
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Арабский мир объединяет 18 стран: Алжир, Бахрейн, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Тунис.

К «исламскому миру», помимо перечисленных относятся также Азербайджан, Албания, Афганистан, Бангладеш, Босния и Герцеговина, Бруней, Гамбия, Гвинея, Джибути, Индонезия, Иран, Казахстан, Киргизия, Кокосовые острова (Австралия), Коморы, Македония, Малайзия, Мальта, Мальдивы, Нигер, Нигерия, Пакистан, Сенегал, Сомали, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Чад, Эритрея, Эфиопия.

«Арабский мир» един территориально: на обширном пространстве, протянувшемся от Арабского (Персидского) залива через районы Юго-Западной Азии и Северной Африки до Атлантического побережья, расположились 18 арабских стран с этнически однородным населением, насчитывающим около 300 млн. человек: 90% жителей этих стран составляют арабы, 10% – представители иных национальных и этнических групп. Арабы, независимо от страны проживания, считают себя принадлежащими к единой нации.

Неоднородность арабского мира оказывает значительное влияние на развивающиеся здесь интеграционные проблемы.

Арабские народы объединены общностью языка (арабского) и исторической судьбы, поскольку население нынешних арабских стран входило в Средние века в состав Арабского халифата, а в период новой истории арабские территории, кроме Марокко, являлись частью Османской империи. В эпоху колониализма эти территории стали объектом европейской экспансии и испытывали на себе различные формы английского, французского, испанского и итальянского влияния.

Столкновение арабо-мусульманского мира с Западом во второй половине XIX в. привел к формированию арабской интеллигенции, ставшей родоначальницей осознания арабами своей самобытности, их отличия от турок. Они видели эту самобытность, прежде всего, в арабской литературе, арабском языке, общеарабской истории и проявляли повышенный интерес к прошлому и настоящему арабских стран. Так зарождалась идея арабского единства, ставшего в конце первой половины ХХ в. одной из основ арабского национализма.

В годы Первой мировой войны выдвигались идеи создания арабского халифата, однако, эти попытки не увенчались успехом. После окончания Первой мировой войны в арабском мире ускорились темпы трансформации под воздействием интернационализации производства и потребления, затрагивающего политическую и культурную сферы жизни арабов. Выдвигались новые общие задачи: освобождение от иностранного политического господства и модернизация экономики и социально-политической жизни, действовавшие как центростремительные силы в арабском обществе. В то же время усиливались и центробежные тенденции, связанные с появлением группы «самостоятельных» арабских стран, с развитием их государственности. На данном историческом этапе особо проявлялось своеобразие каждой страны в политическом, экономическом и культурном планах.

«В этом противоречивом сочетании центростремительных и центробежных тенденций, продолжающих действовать и сегодня, находили свое проявление особенности арабского мира как некоего целостного образования с множеством общих проблем, к которым в период между двумя мировыми войнами и добавилась еще одна – палестинская. Но одновременно арабские страны характеризовались существенным разрывом в уровне экономического и социального развития, в традициях политической организации общества, в характере и направленности национального движения».

Экономическое пространство арабского мира на протяжении столетий отличалось существенной спецификой фигурировавших на нем институтов и учреждений. Естественно, оно не могло не испытывать сильного европейского влияния в силу интенсивных связей и тесного общения христианской и мусульманской цивилизаций. Однако даже такие контакты не смогли размыть самобытность черт организации арабского рынка периода нового времени и его основных структур.

90% населения арабских стран исповедуют ислам. Идеи братства единоверцев поддерживались политической практикой во время арабских завоеваний и распространения ислама на неарабские народы. Правители выдвигали на первый план принцип общности людей на основании религии, чтобы сохранить единство этнически и культурно-разнородного Халифата. Все мусульмане составляли, таким образом, религиозную общину умму. Исламское братство не признает государственных границ и национальной принадлежности. Этот принцип лежит в основе теорий панисламизма и неопанисламизма. И в настоящее время границы арабских государств, ставшие результатом деспотических действий европейского империализма, имеют меньшее значение в арабо-мусульманском мире, чем объединяющий фактор ислама.

Для стран традиционного распространения ислама в целом и арабского региона, в частности, таким движением стало движение исламской солидарности, идеологическую платформу которого составляет панисламизм. Теоретические основы этой идеологии были заложены ещё в конце XIX в. крупным мыслителем Джамаль ад – Дином аль-Афгани.

Возможность противостоять экспансии колониальных держав, «миру Запада» и его законам, он видел в политическом и идеологическом объединении исламских государств под знаменем ислама. Панисламистская постановка вопроса об обособлении исламского мира не исключает необходимость приспособления ислама к современным условиям жизни общества, т.е. модернизацию стран традиционного распространения ислама.

В отличии от промышленно развитых стран, где религия всегда рассматривалась как препятствие для поступательного движения и доминировала точка зрения, согласно которой сфера действия религии – только духовно – нравственная, в мусульманских странах религиозная самоидентификация явилась компонентом пробуждения этих народов и одновременно эффективным средством отстаивания и реализации собственных интересов.

Ислам продолжает оставаться в современном мусульманском обществе неотъемлемой частью общественного сознания, а для многих других- и стержнем мировоззрения, служит государственной религией, фундаментальным источником законодательства, выполняет функции социального и культурного регулятора.

В сфере идеологии ислам практически для всех стран арабского региона оказывается силой противостояния влиянию Запада. Однако, по уровню и характеру модернизации арабские страны не схожи и делятся на три группы: 1) среднеразвитые страны с наибольшим уровнем модернизации. Сюда входят Марокко, Тунис и Алжир в Магрибе, Ливан, Сирия, Палестина, Иордания 2) богатые развивающиеся страны с высоким уровнем современной инфраструктуры. В эту группу входят страны района Персидского залива и Ливия 3) бедные развивающиеся страны с наименьшим уровнем модернизации. Это такие страны как Мавритания, Судан, Йемен.

Национальность не имеет значения и для джихада, который мусульмане, прежде всего, рассматривают как обязательство служения Богу мирным путем, как «джихад сердца, языка и души», и связывают с духовным очищением, а уж потом со священной войной за веру («джихадом меча»). В Коране предписывается: «Сражайтесь во имя Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не совершайте агрессию, поистине Аллах не любит агрессоров».

Поэтому террористические акты 11 сентября 2001 года не могут быть оправданы с точки зрения «истинного ислама». Правда, концепция джихада менялась со временем. В эпоху колониализма эта концепция приобрела новый смысл, борьбы в защиту родины и религии против колониалистов. Эта борьба стала важным интеграционным элементом в арабо-мусульманском мире. В настоящее время лозунги джихада используются в противостоянии западной массовой культуре, западного образа жизни.

Вместе с тем, отмеченные выше факторы, объединяющие арабов, весьма относительны, и в целом арабский мир отличается чрезвычайной пестротой, проявляющейся в различиях природно-географического, этнодемографического, лингвистического и конфессионального порядка, в историко-культурных судьбах, в уровне экономического и социально-политического развития населяющих эти территории народов. При этом отличаются между собой не только арабские страны Азии, или Машрика, и Северной Африки – Магриба, но и внутри каждого из этих районов.

Как пишет С. Хантингтон «христианские, православные, буддистские и индуистские правительства не имеют межгосударственных организаций, основанных на религии, а у мусульманских правительств такой орган есть». Этим органом является ОИК (Организация исламской конференции). В 1969 г. состоялся первый арабский саммит в Рабате, организованный лидерами Саудовской Аравии, Пакистана, Марокко, Ирана, Туниса и Турции. Там родилась ОИК, которая потом была формально учреждена в 1972 г.

Таким образом, «в мусульманском мире наблюдается противоборство двух основных тенденций: с одной стороны, тенденция консолидации мусульманских государств и их обособления в мировой политике и экономике, с другой – внутренняя дифференциация исламского региона на идейной, политической, экономической и социальной основе».

Ислам объединяет государства арабо-мусульманского мира, но иногда он может стать фактором разобщенности, достаточно вспомнить о проблеме шиитов и суннитов.

Нет единства и между мусульманскими диаспорами внутри западных обществ, с одной стороны, и арабо-мусульманским миром, с другой. Прибывая на Запад из различных стран арабо-мусульманского мира, иммигранты находятся под влиянием культурной и социальной среды, в которой они жили ранее. Из этого культурного разнообразия формируется особая культура диаспоры. Члены диаспор стараются подчеркнуть свою отличительность от нового социального и культурного окружения.

И если женщины в арабо-мусульманском мире будут выступать за свою независимость, за отмену ограничений в одежде, в доступе к образованию и т.п., то жительницы мусульманской диаспоры предпочтут обращение к традициям. Примером тому может служить желание мусульманок, в особенности, живущих вне арабо-мусульманского мира, носить традиционную одежду и «чадру» («хиджаб»). «Хиджаб» имеет долгую, в том числе и до-исламскую историю и множество вариаций у различных мусульманских народов. В исламе «хиджаб» связан с «религиозной скромностью», а на Западе он стал символом угнетения мусульманских женщин. Однако среди мусульманок, согласно проведенному Х. Ватсон исследованию, «хиджаб» воспринимается скорее, как средство защиты от опасностей окружающей действительности. Например, женщины-мусульманки, Надия и Марьям, живущие, соответственно, в Великобритании и Франции, сознательно решили носить «хиджаб». По их мнению, он, с одной стороны, защищает от излишнего внимания мужчин, с другой стороны, подчеркивает, что они обладают особенной религиозной (мусульманской) идентичностью.

Следовательно, мы пока не можем говорить о реальной глубокой интеграции арабо-мусульманского мира, как на уровне арабской культуры, так и на уровне ислама, хотя намечаются определенные тенденции интеграционного процесса.

Таким образом, специфика арабского региона, создающая объективные основы для возникающих здесь интеграционных процессов, заключается в его единстве по многим важнейшим параметрам. Арабские народы объединяет общность языка – арабского, а также общность экономических судеб. Мощным объединяющим арабские страны фактором является ислам: 90% их населения (арабы и неарабы) исповедуют ислам, 10% принадлежат к другим конфессиям, главным образом христианским.

 

Проблемы арабского мира

 

В 1980–1990-е годы во многих развивающихся государствах, в том числе и в арабских, заметно ускорились темпы экономического роста, началась перестройка отраслевой структуры хозяйства. Правящие режимы в связи с меняющимися внешними и внутренними условиями были вынуждены пересмотреть некоторые важные направления социально-экономической политики, проводить меры по либерализации экономики и внешнеэкономических связей, стимулированию рыночных отношений, частного предпринимательства.

В результате арабский мир к началу XXI века добился существенных сдвигов в материально-технической базе производства и заметного улучшения макроэкономических показателей. Так, если в 1991–1992 гг. темпы прироста ВВП в странах Арабского Востока находились на отметке в 2,9%, то в 1999 г. и 2000 г. они поднялись, согласно оценке, до 4,4% и 5,7% соответственно.

К числу несомненных достижений арабских стран следует отнести увеличение за последние тридцать лет средней продолжительности жизни на 15 лет и сокращение детской смертности на две трети. Доходы в расчете на душу населения пока остаются более высокими, чем в большинстве других регионов развивающегося мира.

За последние три десятилетия заметно усилилась вовлеченность арабских стран в систему международного разделения труда. Так, доля экспорта и импорта в ВВП всех государств рассматриваемой группы росла на протяжении всего указанного периода, при этом экспортная квота к концу 1990-х годов, согласно оценкам, превысила 50%, а импортная приблизилась к 40%.

В то же время арабским странам в целом пока не удалось преодолеть отставание в технико-экономическом, социальном и культурном развитии от промышленно развитых государств. Более того, средний прирост ВВП на душу населения в реальном выражении в регионе за последнее десятилетие не превышал 1% в год по сравнению с 4% по всем развивающимся странам. При этом темпы прироста ВВП, в том числе и на душу населения, в указанный период были крайне неравномерны. Отмеченные тенденции отражают, с одной стороны, сильную зависимость экономики арабских стран от ограниченного круга источников дохода, в частности от добычи и экспорта нефти, а также сохранение высоких темпов прироста населения в регионе, с другой. Среднее увеличение численности населения этой группы государств, которое составляет примерно 3,5%, влечет за собой ежегодное расширение трудовых ресурсов на 3,3% по сравнению с темпами прироста этих ресурсов в Африке к югу от Сахары и в Латинской Америке на уровне 2,5% и менее чем 1% в промышленно развитых странах.

Доля лиц моложе 14 лет в рассматриваемой группе государств самая высокая в мире – 38%. 12 млн. чел., или 15% трудоспособного населения, являются безработными. К 2010 г. без принятия соответствующих мер численность лиц, лишенных работы, достигнет 25 млн. чел. Некоторые арабские экономисты прогнозируют, что к 2030 г. общее население стран региона увеличится до 514 млн. чел., а 75% населения (около 332 млн. чел.) будут находиться в трудоспособном возрасте (от 15 до 64 лет) по сравнению со 138 млн. чел. в 1998 г. Поэтому весьма актуальна проблема обеспечения достаточно высоких и устойчивых темпов экономического роста.

Согласно расчетам экспертов Всемирного банка, для ускорения роста экономики и доходов на душу населения, сокращения безработицы, а также создания необходимой системы социальной защиты, темпы прироста ВВП в ближайшие десятилетия в арабских странах должны быть не менее 5% в год. Указанные темпы, хотя и высокие, но вполне реализуемые: опыт некоторых азиатских государств является ярким примером в этой связи. Однако для их достижения арабским странам необходимо приложить значительные усилия. Бездеятельность может привести к дальнейшему ухудшению положения рассматриваемого региона по сравнению с другими частями развивающегося мира. В то же время отсутствие быстрых и всесторонних реформаторских шагов чревато для Арабского Востока невозможностью привлечь необходимый иностранный капитал, при том, что в силу ряда причин его потребности в финансировании относятся к наиболее высоким по сравнению с любым другим регионом мира. Это, прежде всего, связано с тем, что в более чем половине арабских стран весомая часть ВВП производится в секторах экономики, базирующихся на природных ресурсах, в частности, нефти и газе, цены на которые весьма неустойчивы. По данным на середину 1990-х годов, на экспорт нефти приходилось две трети всего вывоза этой группы государств (85–95% Алжира и некоторых стран Персидского Залива). При этом, согласно оценке МВФ, подтвержденные запасы нефти и газа Алжира, Омана, Египта и Сирии могут быть истощены в предстоящие 20–40 лет. Более того, чрезмерная зависимость от нефтяных доходов не только усиливала уязвимость экономики от внешних потрясений, но и вела к резкому падению доходов на душу населения в арабских нефтедобывающих странах в отдельные периоды течение последних двадцати лет.

Следовательно, нефть не может служить надежной опорой при решении задачи ускорения экономического роста и удовлетворения импортных потребностей, в частности в продовольствии, в будущем. Решающее значение в этой связи приобретает всемерное стимулирование нефтяного экспорта, который в арабском регионе в рассматриваемый период последних десяти лет увеличивался более медленными темпами, чем в других частях развивающегося мира, исключая Африку к югу от Сахары. Доля экспорта готовой продукции в общем вывозе достаточно отчетливо показывает, насколько та или иная страна способна конкурировать на внешних рынках, идти в ногу с технологическим прогрессом, а также какова степень диверсификации производства. Расчеты аналитиков МВФ свидетельствуют о том, что нефтяным арабским странам удалось в 1990-е годы поднять удельный вес изделий обрабатывающей промышленности в общем экспорте, в то время как нефтедобывающие государства не сумели это сделать. Показательно, что страны, бедные нефтяными ресурсами, были вынуждены более гибко приспосабливаться и искать источники валютных поступлений, в результате чего они вырвались вперед с точки зрения ориентации на мировые интеграционные процессы.

По мнению большинства западных исследователей, основные проблемы, которые до настоящего времени сдерживали усилия арабских стран в области интеграции в глобальную экономику можно свести к следующему: макроэкономическая несбалансированность, трудности структурного характера, слабость институциональной базы, социально-политические факторы. Внушает оптимизм тот факт, что в ряде арабских стран (Египет, Марокко, Тунис, Иордания) уже зафиксирован определенный прогресс на некоторых направлениях. Важно подчеркнуть, что государства, которые начали проводить более открытую и внятную внешнеэкономическую политику, развиваются наиболее высокими темпами.

Во многих арабских странах ряд негативных экономических факторов, в частности, чрезмерное вмешательство государства в хозяйственную жизнь, неконвертируемость национальных валют, экономически необоснованное ценообразование, действовали в течение достаточно длительного периода, затрудняя частное инвестирование и сдерживая торговлю. Крупные доходы от экспорта нефти позволяли ряду арабских продуцентов этого вида минерального сырья финансировать значительные дефициты государственных бюджетов, а также платежных балансов по текущим операциям и откладывать необходимые реформы, включая торговую либерализацию. Это, в свою очередь, сдерживало экономический рост путем сокращения кредитования частного сектора и вытеснения частных инвестиций.

Во второй половине 1990-х годов финансовая нестабильность в регионе заметно снизилась. При этом в странах, в которых происходило наиболее быстрое сокращение дефицитов платежных балансов и государственных бюджетов (Алжир, Иордания, Египет, Марокко и Тунис) наблюдались и более высокие темпы роста, более быстрое снижение инфляции, более быстрая отдача от инвестиций. В то же время макроэкономические проблемы в регионе далеко не преодолены: темпы инфляции нуждаются в дальнейшем снижении, позиции на внешних рынках все еще остаются слабыми, а платежные балансы – уязвимыми от колебаний нефтяных цен. Следовательно, необходимо дальнейшее укрепление финансовых систем через фискальные реформы путем расширения базы налогообложения потребления и расходов, а также рационализации расходов.

Как показывает опыт многих стран, одной, даже вполне адекватной, макроэкономической политики недостаточно для ускорения интеграции в глобальное рыночное пространство: должны быть проведены широкомасштабные структурные реформы с целью преодоления интеграционных трудностей. Экономическая либерализация, включающая реформирование системы регулирования внешнеэкономических связей, прозрачное, экономически обоснованное налогообложение, стабильная, хорошо контролируемая и регулируемая внутренняя финансовая система, развитая инфраструктура – все это необходимо для активизации и расширения участия в глобализационных процессах. Несмотря на то, что в 1990-е годы в регионе начались структурные реформы, арабским странам еще предстоит преодолеть серьезные проблемы в перечисленных областях.

Необходимость либерализации во внешнеэкономической сфере широко осознается в арабском мире, так как здесь прекрасно понимают, что более высокая степень открытости укрепляет устойчивость экономического роста, создавая условия для более эффективного инвестирования. Однако, вплоть до начала 1990-х годов рассматриваемые страны не предпринимали значительных усилий в этой области. Их системы регулирования внешней торговли и иностранных инвестиций характеризовались высоким уровнем протекционизма, недостатком прозрачности, существенными диспропорциями, а экономика в целом оставалась относительно закрытой. Так, если средний уровень таможенных пошлин в странах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) сравнительно низок (около 5%), торговые режимы других арабских стран менее либеральны, учитывая, что аналогичный показатель для Египта, Иордании, Ливии, Сирии и Йемена составляет 30%. Средневзвешенные ставки импортных тарифов в странах Южного Средиземноморья более чем в два раза превышают средние мировые показатели, а большинство нефтяных государств региона имеют существенные не только тарифные, но и нетарифные торговые ограничения.

Широкое распространение протекционистской практики в регионе частично является наследием ориентированной на внутренний рынок экономической политики («опора на собственные силы»), проводившейся в 1960-е и 1970-е годы, когда многие арабские страны придерживались стратегии развития, нацеленной на решение задач импортозамещения и самообеспеченности, которая обычно включает введение ограничительных барьеров во внешней торговле.

Чрезмерный протекционизм и нерыночные стимулы приводили к формированию структуры производства, несовпадающей в ряде случаев со сравнительными хозяйственными преимуществами отдельных стран. Это, в свою очередь, выливалось в ограниченную взаимодополняемость производственных и торговых структур стран региона, что в результате привело к слабому развитию внутрирегиональной торговли. Кроме того, рассматриваемые государства отстали в присоединении к многосторонним либерализационным инициативам. Только девять арабских стран являются членами ВТО (Бахрейн, Джибути, Египет, Катар, Кувейт, Мавритания, Марокко, Тунис и ОАЭ). Алжир, Иордания, Саудовская Аравия, Судан, Оман, Сирия и Ливия только ведут переговоры о вступлении. Во второй половине 1990-х годов усилилась тенденция к углублению торговой либерализации в странах, не входящих в ССАГПЗ (Египет, Иордания, Марокко и Тунис). Этому способствовал как процесс присоединения к ВТО, так и заключение двусторонних соглашений об ассоциации с Европейским Союзом. Указанные соглашения могут облегчить доступ арабских стран на европейские рынки, а также содействовать закреплению результатов реформ и изменений в области регулирования, привлечению в регион иностранных инвестиций. Финансовая помощь, предоставляемая ЕС для компенсации расходов и потерь, связанных с переходным периодом, важна также с целью смягчения противодействия интеграции со стороны местных оппозиционных групп. Соглашения о партнерстве между ЕС и арабскими странами могут не только служить катализатором рыночных реформ в регионе, но и средством для продвижения к более глобальной торговой либерализации.

В силу замедленного развития процесса акционирования и неразвитости фондовых рынков в арабских странах уровень рыночной капитализации в рассматриваемом регионе, по данным на середину 1998 г., не превышал 157 млрд. долл., причем одна треть этого объема приходилась на Саудовскую Аравию. В среднем, стоимость обращающихся акций и других подобных ценных бумаг по отношению к ВВП составляла 40% против 80% у других государств с переходной экономикой.

В большинстве арабских стран действуют ограничения на интернационализацию их национальных валют. Например, иностранцы-нерезиденты не имеют права получать заемные средства на рынке местной валюты. На фондовых рынках рассматриваемого региона не осуществлялись «короткие» продажи ценных бумаг (т.е. продажи в расчете на снижение стоимости этих активов без их наличия у продавца) и заключение сделок с частичной оплатой, т.е. обязательна оплата инвесторами полной стоимости купленных акций для получения права собственности на них. Опционный и фьючерсный рынки для торговли акциями в регионе фактически отсутствуют. В конце 1998 г. на Кувейтской фондовой бирже стали проводиться фьючерсные операции, но в крайне ограниченных масштабах. Они реализуются через «Kuwait Investment Authority Fund», который охватывает 12 из 80 зарегистрированных на бирже компаний.

Все перечисленные обстоятельства не способствуют мобилизации внутренних финансовых ресурсов, а также притоку в арабские страны портфельных инвестиций из-за рубежа. Портфельные фонды, поступившие в эти государства в 1997 г. и 1998 г. оценивались в 2,5 млрд. долл. (18% всего притока иностранного капитала) и 0,5 млрд. долл. (6%) соответственно. Решение проблемы более широкого привлечения иностранных инвестиций, особенно в реальный сектор, видится в дальнейшем развитии и последовательной либерализации финансовых рынков арабских стран, реорганизации их государственных финансовых систем с одновременным повышением роли рыночных рычагов и механизмов (налогов, тарифов, процентных ставок и т.п.), в новых инициативах по улучшению инвестиционного климата.

По мнению многих западных и арабских аналитиков, подобная политика должна быть дополнена структурными изменениями, включающими преодоление бюрократических препон и внедрение строгого мониторинга банковской системы. С целью поощрения более широкого участия частного капитала в экономическом развитии необходимо создать адекватную нормативную базу, внедрить прозрачную финансовую отчетность корпоративных структур, банков и правительства. Регион также нуждается в более значительных прямых и портфельных инвестициях, укреплении ликвидности фондовых рынков путем приватизации и создания инструментов для мобилизации внутренних сбережений.

Создание адекватных институциональных систем в арабских странах является существенным элементом, дополняющим макроэкономическое регулирование и структурные реформы. Ведь частные инвестиции нуждаются в экономической среде, в которой хозяйственные структуры рыночноориентированы, а их деятельность прозрачна, предсказуема и поддерживается со стороны государства. Отсутствие необходимой институциональной и законодательной базы инвестирования ведет к недостаточной прозрачности регулирующих систем, что, в свою очередь, трансформируется в более высокие риски и издержки, связанные с коммерческой деятельностью. В этой области у арабских стран существует множество нерешенных проблем, им предстоит создать и укрепить институты, отвечающие за обеспечение прав собственности, радикально пересмотреть законодательные и регулирующие системы с целью поощрения конкуренции, сокращения раздробленности рынков и ограничения местных олигополий.

Важно подчеркнуть, что поскольку глобализация представляет собой объективный процесс, главная проблема для арабских, как и для других развивающихся государств, заключается в осознании реалий неизбежных перемен и проведении соответствующей экономической политики, учитывающей необходимость минимизации социальных издержек, смягчения напряженности, возникающей в широких слоях общества, в частности, путем создания жизнеспособных систем социальной защиты и принятия мер, направленных на развитие трудовых ресурсов. Согласно данным ЮНЕСКО, число учащихся начальных и средних школ в арабских странах заметно выросло в 1970–1980-е годы, однако в последующий период прогресс замедлился. Более того, число учащихся средних школ сократилось в конце 1990-х годов на 25%. Только 11% граждан арабских стран в возрасте от 18 до 23 лет учатся в высших учебных заведениях по сравнению с 76% в США. Все еще высок уровень неграмотности, особенно среди женщин. Несмотря на относительно высокие расходы на образование в арабском регионе, его качество ухудшается. Система обучения в рассматриваемых государствах отличается, в частности, слабой ориентированностью на удовлетворение потребностей рынка. Например, в Саудовской Аравии она имеет существенный крен в сторону изучения теологии.

Еще одной не менее, а, возможно, наиболее важной тенденцией современного развития стран региона является проблема смены власти на Арабском Востоке. Начиная с середины 1990-х годов, в регионе ускорились процессы смены правящих элит и прихода к власти молодого поколения арабских лидеров. Однако механизм смены власти в Арабском мире остается во многом традиционным и плохо соответствует задачам нового времени. Данное обстоятельство не только чревато возможностью возникновения новых серьезных внутренних кризисов в арабских странах и тормозит процессы демократических преобразований в них, но и существенно затрудняет разрешение прежних конфликтных ситуаций, прежде всего арабо-израильского конфликта.

Действительно, одной из главных проблем, с которой сталкиваются сегодня арабские политические системы, является не столько их возможная нестабильность, сколько незыблемость существующих веками государственных устоев. Арабские лидеры как группа значительно старше руководителей других стран мира. Многие из них находятся на своих постах десятилетиями. Это и президенты Египта Х. Мубарак, Йемена А. Салех, саудовский монарх Фахд, лидер Ливийской Джамахирии М. Каддафи. Это же касается и многих руководителей ключевых министерств и ведомств арабских стран.

К числу проблем арабского мира следует отнести то, что арабский мир переживает кризис в области обеспечения своей национальной безопасности. В ряде государств положение характеризуется нестабильностью, низким уровнем экономического развития, усилением политической, экономической, социальной, военной и финансовой зависимости. Помимо «внутренних» проблем арабской безопасности, существует и внешняя угроза, которую, по мнению автора несут сионистские, американские планы, направленные на ослабление арабского мира, установление в нем своего господства, обеспечение доступа к его природным ресурсам, препятствие его успешному развитию, подавление стремления к сохранению национальной самобытности арабской нации.

Дадим характеристику различных сторон пограничных, региональных, экономических, идеологических конфликтов:

1. Арабо-израильский конфликт представляет собой длительную, изнурительную национально-социальную борьбу в защиту достоинства и будущего арабского народа, включая проблему земель, культуры, идеологии, борьбы против колониализма. Это, несомненно, основной конфликт в регионе.

2. Межарабские конфликты возникают по различным вопросам и направлениям. Они характеризуются гибкостью, скоротечностью их возникновения и исчезновения. Система не знает союзов, которые не были бы подвержены изменениям. Это один из источников динамичности системы. В этой связи автор раскрывает основные черты конфликтов между арабскими странами:

– Идеологические и политические разногласия – это противоречия по различным аспектам социальных отношений, по вопросам внешней политики по вопросам арабского единства (в степени серьезности подхода к достижению единства), по вопросам отношений с Израилем (подходы к решению конфликта).

– Территориальные разногласия. Например, между Саудовской Аравией, Оманом и Абу Даби; между Кувейтом и Ираком, между Саудовской Аравией и Йеменом, между Египтом и Суданом, Алжиром и Марокко.

3. Конфликты арабских стран с неарабскими – это конфликты между одним или рядом стран арабской системы с неарабской стороной, в основном из-за границ. (Конфликты между Сомали и Эфиопией из-за Огадена; между Ираком и Ираном из-за Шатт эль-Араб; между ОАЭ и Ираном из-за островов Танаб аль-Кубра, Танаб аль-Сутра и Аби Муса; между Сирией и Турцией из-за Александретты).

В последние годы острой становится проблема водных ресурсов в арабском мире.

Объем водных ресурсов в арабском мире составляет около 371,8 млрд. м. Из них используется 208,8 млрд. м, 3,6% используется в качестве питьевой воды; 3,7% – в промышленности, остальная часть – в сельском хозяйстве; доля водных ресурсов арабских стран различна: на страны Машрика приходится 40,9%, на страны Магриба – 23%; на государства бассейна реки Нил – 31%, на Аравийский полуостров -4,6%. Поверхностные воды составляют основную часть водных ресурсов арабских стран.

Политика Израиля по данному вопросу не приемлема для арабов. Она противоречит всем международным нормами по вопросам использования водных ресурсов. Израильская стратегия базируется на принципе, который крайне опасен как для арабских водных ресурсов, так и для национальной безопасности арабских стран в целом. Этот принцип заключается в том, что «вода – это стратегический источник, который должен находиться под военным контролем».

Таким образом, способность арабских стран получить потенциальные выигрыши от глобализации будет напрямую зависеть, прежде всего, от качества их внутренней политики. Этот фактор действительно является решающим для ускорения не только интеграции в мировое экономическое пространство, но и экономического роста. С другой стороны, глобальное сообщество также может предпринимать шаги, которые способствовали бы облегчению подобной интеграции, в частности, путем присоединения к торговым соглашениям, стимулирующим экспорт из арабских стран и внутрирегиональную торговлю, поощрения передачи технологий, предоставления финансовой поддержки. Успешная интеграция арабских стран в глобальную экономику могла бы помочь рассматриваемым странам в достижении таких приоритетных социально-экономических целей, как снижение безработицы и повышение уровня жизни широких слоев населения.

 

 



Дата: 2019-07-31, просмотров: 178.