Понятие, специфика, структура и проблемы арабского мира
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Одной из основных тенденций современного развития является интеграция политических, экономических, финансовых, других систем. Однако было бы большим упрощением рассматривать мировой политический процесс только с точки зрения тенденции интеграции.

Интеграция сопровождается дезинтеграцией, а конвергенция сопровождается дивергенцией. Рассматривая реальные процессы, происходящие в современном мире, нужно учитывать социокультурные, политические, экономические, религиозные, этнические особенности отдельных стран и народов.

Весьма очевидным фактором развития является интеграция. Феномен этот чрезвычайно сложен, разнопланов и противоречив.

Сама история человечества может рассматриваться как последовательная интеграционная эволюция: от крайне небольших общностей к более крупным, от изолированности к все большей взаимозависимости.

Последние десятилетия мирового политического развития характеризуются существенными изменениями, приведшими к превращению мира в целостность. В результате в мире произошли существенные изменения, которые нуждаются во всестороннем анализе. Возникли принципиально новые тенденции мирового развития, связанные с усилением взаимодействия всех стран и народов.

Международное разделение труда существенно расширилось и углубилось, резко усилился перелив капиталов из одной страны в другую. На предприятиях транснациональных корпораций производится более 40% мировой промышленной продукции, в результате ослабла роль национальных государств и повысилась роль ТНК. Появились новые субъекты метода переходных процессов, резко усилилась глобализация, которая во многих случаях имеет не только позитивные, но и негативные последствия.

Последние вызывают необходимость принятия адекватных мер, направленных на предотвращение ущемления национального суверенитета, экономического и правового пространства.

Сформировалось так называемое «ядро» с развитой рыночной экономикой, с чрезвычайно высоким уровнем развития производительных сил с одной стороны, а с другой возникла «периферия», обладающая гораздо меньшими возможностями, чем ядро. В мире резко возросла асимметричная взаимозависимость.

Наиболее успешно в теоретическом и практическом плане интеграция решается в странах Европейского сообщества. По этим вопросам опубликовано большое количество работ, проводится значительное количество конференций, семинаров, созданы многочисленные центры и институты. Запад рассматривается как некий образец идеального движения вперед. Вместе с тем возникает вопрос: является ли тенденция, характерная для ЕС общемировой или она является только европейской?

Перед современной наукой возникает множество проблем: Что понимается под интеграцией? Какова роль в ней политических, экономических и других институтов? Какова роль исторической памяти, историко-культурного наследия? Какова конечная цель интеграции? Каково соотношение интеграции с развитием, взаимодействием цивилизаций? Является ли интеграция усилением вертикальной глобальной зависимости или ее ослаблением?

Интеграция происходит не только в странах ЕС. Она происходит и в других регионах мира, возникает проблема: приведет ли интеграция различных регионов к формированию гармонии равноправных или наоборот усилит конфронтацию и противоречие в современном мире?

Таким образом, интеграция ставит огромное количество вопросов, которые до сих пор не нашли четкого, однозначного решения, как в теории, так и на практике. Все это обуславливает актуальность избранной темы дипломной работы.

Арабские государства переместились в последние десятилетия с региональной периферии в фокус мировой экономики. В значительной степени это явилось следствием происходящих глобализационных процессов, формирования транснациональных экономических взаимосвязей, возникновения новых параметров международных отношений. Процесс интеграции происходит и в арабском мире. Арабские страны сразу после завоевания независимости начали разрабатывать различные схемы всестороннего сотрудничества, начиная с заключения двусторонних военных, политических, культурных соглашений, кончая субрегиональными соглашениями на общеарабском коллективном уровне. Однако межарабское сотрудничество оказалось нестабильным и не принесло желаемых результатов. В связи с этим анализ практики становления, развития, состояния межарабского интеграционного процесса и причин, препятствующих ему, представляется крайне необходимым.

Следует сказать, в последние годы объем исследований и научных работ по интеграции арабского мира возрос, однако, до сих пор нет четкого анализа происходящих в этом регионе процессов.

Сегодня, когда арабским народам приходится решать схожие проблемы, связанные с необходимостью преодоления экономико-социальной отсталости, культурной неразвитости и при этом противостоять многочисленным внешним вызовам, возрастает потребность в укреплении взаимодействия арабских государств, в поиске таких форм сотрудничества, которые способствовали бы их общему успешному разрешению поставленных нынешним историческим этапом задач. Они изучаются, главным образом, с точки зрения роли субъективного фактора, сознательных намерений тех или иных социальных групп, но в них не выделяются закономерности, тенденции, объективные факторы, обстоятельства. Все это определяет актуальность темы.

Цель исследования – рассмотреть особенности и проблемы процессов интеграции в арабском мире.

В работе поставлены следующие задачи:

· Рассмотреть понятие «арабского мира»;

· Рассмотреть структуру и специфику арабского мира;

· Рассмотреть проблемы арабского мира;

· Показать специфику и проблемы интеграционных процессов в арабском мире;

· Рассмотреть перспективы развития интеграционных процессов в арабском мире.

В настоящее время тему интеграции в арабском мире исследуют множество аналитиков. В данной работе были использованы труды таких авторов как Баймуратова К., Копина А.В., Левина З.И., Тума Э., Воскресенского А.Д., Ткаченко А., Мамед-заде П.Н., Степановой Н.В., Рифаата А., Савичевой Е.М., Мелихова И.А. Рагимова Н.

 

 



Понятие «арабского мира»

 

Арабский национализм («аль-каумийя аль-арабийя») как идейное течение возник в начале ХХ столетия. Становление его идеологии происходило под активнейшим воздействием идей арабского Просвещения, восходившего в своих идейных истоках к Просвещению европейскому. Арабское Просвещение, развивавшееся преимущественно в двух ареалах – египетском и великосирийском, которые занимали особое торгово-экономическое, историко-культурное и политическое положение в рамках Османской империи, – питалось непосредственными культурными контактами с основными европейскими державами.

В рамках арабского Просвещения второй половины ХIХ в. его крупнейшими мыслителями Б. аль-Бустани, ат-Тахтави, Ж. Зейданом и др. разрабатывались такие понятия, как «народ» («аш-шааб»), «родина» («аль-ватан») и «арабизм» («аль-уруба»). Все эти понятия оказались затем принципиально важными для складывания арабской национальной идеи и были восприняты арабским национализмом, обретя в нем заметное место в качестве понятий «арабский народ», «арабская родина» с ее отчетливыми географическими чертами, «арабизм» как объединяющая духовная взаимосвязь всех арабов.

Понятие «арабизм» стало главной идейной предтечей арабской национальной идеи. Дело в том, что для общественного сознания цивилизационных центров того, что сегодня входит в понятие «арабский мир», вплоть до эпохи арабского Просвещения вовсе не было характерно отождествлять себя с арабами вообще, несмотря на то, что сами идейные носители этого сознания могли иметь арабское происхождение.

Именно сирийско-ливанские просветители, введя понятие «арабизм», придали ему тот смысл и то значение, которые стали сегодня общепризнанными во всем мире, распространив его на весь арабский социум. Расширение понятия «арабы» до понятия «арабизм» произвело эффект эмансипации понятия «араб» от понятия «мусульманин». Это отделение себя прежде всего от единоверцев-турок имело важное значение в плане становления национального самосознания, когда до оформления национальной идеи оставался всего один шаг.

Этот шаг и был сделан сирийско-ливанско-палестинскими мыслителями в 1905 г., когда возникло понятие «арабская нация» («аль-умма аль-арабийя»). Выражение это было впервые употреблено в книге Наджиба Аззури с характерным названием «Пробуждение арабской нации»: «Существует арабская нация, которая одинаково включает в себя христиан и мусульман. А религиозные проблемы, возникающие между членами общин (конфессиональных), есть не что иное, как политические проблемы, возбуждаемые иностранными государствами в их собственных интересах».

Очень скоро арабская идея в тех параметрах, которые были только что отмечены, и прежде всего в ее географическом наполнении, обрела черты национально-государственного проекта, который широко обсуждался в кругах политической элиты Сирии, Ливана, Палестины, Месопотамии и Аравии, а затем стал и предметом переговоров, которые вели арабские и европейские эмиссары на предмет отделения этой части арабского мира от Османской империи и создания на его территории единого арабского государства. Был и общенациональный лидер, готовый олицетворить и провести в жизнь эту идею, – шериф Мекки, прямой потомок пророка Мухаммеда и прадед нынешнего короля Иордании. Более того, в ходе Первой мировой войны арабы вели вооруженную борьбу под руководством своего национального лидера за осуществление этой идеи, причем борьбу победоносную и, казалось, поддерживаемую великими державами, прежде всего Англией.

Сильнейшая фрустрация, испытанная арабами вследствие итогов Первой мировой войны, выразившихся в разделе арабского мира между Англией и Францией, – серьезный поворот в содержании и направленности арабской национальной идеи и в судьбах арабского национализма. Идея «арабской уммы» (нации) в связи с распадом Османской империи и выходом из нее бывших арабских владений утратила антитурецкую направленность и стала приобретать антиколониальный и антизападный характер.

Одновременно в этот период произошло существенное изменение географического наполнения понятия «арабская нация»: оно пережило тотальную генерализацию, распространившись на весь ареал обитания арабов. В транскрипции арабских националистов это стало выглядеть следующим образом: «Арабская умма едина от Океана (Атлантического) до Персидского Залива».

Однако, несмотря на антизападную направленность, идея арабской уммы среди идеологов главного течения арабского национализма практически никогда не доходила до ксенофобии и неприятия всего иностранного. Хотя пафос идеологического противостояния приводил арабских националистов к отвержению всего, что рассматривалось ими в качестве «импортированных идеологий» (это определение распространялось ими и на марксизм), но это вовсе не мешало им развивать отдельные положения арабской национальной идеи в русле наследия арабского Просвещения с сильными акцентами английской и французской либерально-правовой традиции.

Одну из ведущих ролей в разработке арабской национальной идеи в этот период сыграл видный философ и политический мыслитель Мустафа Саты аль-Хусри. В своем программном сочинении «Ма хийя аль-каумийя» («Что такое национализм») он ограничил это понятие двумя признаками: общностью языка и общностью истории. Избегая открытых атак на ислам, он в то же время все дальше разводил понятия «религия» и «умма», доказывая, что ислам не может рассматриваться в качестве признака нации. Он активно выступал против любых попыток синтезировать панарабизм и панисламизм.

В 1930-е гг. на арабской идейно-политической арене появился целый ряд видных мыслителей, внесших весомый вклад в дальнейшее развитие арабской национальной идеи. Среди них следует выделить прежде всего Константина Зуррейка, Мишеля Афляка и Салаха Битара. Они стремились придать национальной идее более осязательный характер, привязать ее к территориально-географической среде, к идее «арабской родины». Зуррейк впервые сделал акцент на заимствованную у Фихте идею национальной исключительности, но применительно уже к арабской нации, сформулировав ее как «великую миссию арабской уммы». Афляк и Битар превратили эту идею в свое идейно-политическое кредо, ставшее одним из наиболее употребительных слоганов баасизма и арабского национализма в целом: «Арабская умма едина; миссия ее священна». Идеи второго поколения арабских националистов легли в основу первых реальных политических панарабских проектов, каковыми стали Партия арабского возрождения и Арабская социалистическая партия.

В период между двумя мировыми войнами арабская национальная идея овладевала умами не только политической элиты, но и «арабской улицы», все больше превращаясь в мотивацию политического поведения на общеарабском уровне. После Второй мировой войны, в ходе которой независимости добились Сирия и Ливан, арабская национальная идея становится центральным звеном идеологии национально-освободительной борьбы и начинает обретать черты панарабского политического проекта. В 1947 г. в Бейруте была создана Партия арабского социалистического возрождения (аль-Баас). Примерно в этот же период возникла организация «Аль-Урва аль-вуска» («Прочная связь»), на основе которой позднее возникло Движение арабских националистов.

Мощнейшим катализатором политической активности, основанной на арабской национальной идее, было поражение арабов в войне с Израилем в 1948 г. Это поражение, как писал впоследствии первый президент Египта Гамаль Абдель Насер, произвело на египетских офицеров, участвовавших в войне, серьезнейшее воздействие. Причину разгрома они увидели в слабости и разобщенности арабских стран. Итогом поражения стало наряду с приобретением арабским национализмом отчетливой антиизраильской направленности появление в нем социально-политических мотивов внутриарабского свойства, когда в ряды «врагов арабской уммы» наряду с внешними – Западом, Израилем и СССР (вплоть до второй половины 60-х, когда Советский Союз разорвал отношения с Израилем) стали попадать арабские правители, сторонники «местного», то есть египетского, сирийского и прочих национализмов. Все это становилось побудительным мотивом революционных внутренних изменений в тех странах, где правили «отсталые и предательские режимы», в частности в Египте, где уже в 1952 г. Насером была совершена революция под лозунгами арабского национализма.

Годы правления Насера были отмечены попытками последовательного воплощения арабской национальной идеи в жизнь. Это касалось как повсеместной поддержки национально-освободительного движения, в результате чего большинство арабских стран обрело независимость, так и идеи арабского национального единства, которое трактовалось как необходимость создания единого арабского государства. Такие попытки предпринимались, и наиболее яркой из них было создание в 1958 г. Объединенной Арабской Республики (ОАР), в которую вошли Египет и Сирия и на первых порах присоединился даже королевский Северный Йемен. На самом деле это был гораздо более далеко идущий проект. Арабские националисты, поддерживавшиеся египетскими спецслужбами, планировали осуществление панарабских переворотов в Ливане, Иордании, Ираке, Тунисе и других странах.

Непреклонную панарабскую позицию занимал Насер и в палестинском вопросе. Побудительным мотивом войны Египта с Израилем в 1967 г. было стремление к освобождению Палестины от присутствия «сионистского образования», что полностью вписывалось в логику панарабской концептуальной схемы «единая умма – единая родина – единое государство», в рамках которой наличие Израиля выглядело главным препятствием на пути к арабскому национальному единству.

Провал попыток создания объединенного арабского государства, а затем и нанесения поражения Израилю вызвал острейший кризис концепта арабской национальной идеи. Что до провала проекта ОАР, то эффект его был тем большим, что во главе антинасеровского, антиегипетского переворота в Сирии в 1961 г. стояли баасисты, то есть представители партии, на знаменах которой был начертан лозунг «Арабская нация едина, миссия ее священна: единство, свобода, социализм». Для националистических течений арабского мира «местнические», то есть сирийские, иракские и прочие, интересы в реальной политике оказались выше общеарабских, а социально-политические противоречия между различными течениями арабского национализма – сильнее принципа арабской солидарности.

После поражения в войне 1967 г. морально-политический кризис привел к поражению идей арабского социализма, по крайней мере, в его насеристском варианте. Война выявила неэффективность политического режима, построенного на его принципах, что привело не только к крушению насеризма как общественно-политического режима (что и произошло вскоре после прихода к власти Анвара Садата), но и к самороспуску крупнейшей панарабской организации Движение арабских националистов.

Другое направление развития арабского национализма – это стремление к синтезу с панисламизмом. Оно также возникло с того времени, когда стали осуществляться попытки реализации проектов «арабского социализма». Насеризмом в свое время были предприняты наиболее последовательные попытки включения ислама в систему националистических ценностей. Именно за счет исламской компоненты стал возможным идейный диалог насеровского Египта с Саудовской Аравией и другими монархическими режимами Аравийского полуострова и Персидского залива. Одним из результатов этого процесса стал синтез понятий «исламская и арабская умма», который стал частью политической фразеологии, если не сказать – официальной идеологии практически всех арабских стран. Им же пользуются сегодня и многие представители различных политических направлений современного арабского мира – от деятелей либерального и левого толка до приверженцев экстремистских организаций типа ХАМАС, «Исламский джихад» или «Аль-Каида».

Проблематика арабской национальной идеи утратила актуальность, растворившись в реалиях современной политики. Вместе с тем новые исторические реалии способны порой реанимировать идеи, казалось бы, навсегда утраченные, что показывает, в частности, и пример сегодняшней России. Политическая практика свидетельствует, что современные арабские режимы, генетически связанные с идеологией арабского национализма, обрели способность эволюционировать, не теряя при этом сущности идеологического ядра, основанного на арабской национальной идее, и не поддаваясь воздействию возбуждаемой исламистским влиянием улицы.

Проблемы арабского мира

 

В 1980–1990-е годы во многих развивающихся государствах, в том числе и в арабских, заметно ускорились темпы экономического роста, началась перестройка отраслевой структуры хозяйства. Правящие режимы в связи с меняющимися внешними и внутренними условиями были вынуждены пересмотреть некоторые важные направления социально-экономической политики, проводить меры по либерализации экономики и внешнеэкономических связей, стимулированию рыночных отношений, частного предпринимательства.

В результате арабский мир к началу XXI века добился существенных сдвигов в материально-технической базе производства и заметного улучшения макроэкономических показателей. Так, если в 1991–1992 гг. темпы прироста ВВП в странах Арабского Востока находились на отметке в 2,9%, то в 1999 г. и 2000 г. они поднялись, согласно оценке, до 4,4% и 5,7% соответственно.

К числу несомненных достижений арабских стран следует отнести увеличение за последние тридцать лет средней продолжительности жизни на 15 лет и сокращение детской смертности на две трети. Доходы в расчете на душу населения пока остаются более высокими, чем в большинстве других регионов развивающегося мира.

За последние три десятилетия заметно усилилась вовлеченность арабских стран в систему международного разделения труда. Так, доля экспорта и импорта в ВВП всех государств рассматриваемой группы росла на протяжении всего указанного периода, при этом экспортная квота к концу 1990-х годов, согласно оценкам, превысила 50%, а импортная приблизилась к 40%.

В то же время арабским странам в целом пока не удалось преодолеть отставание в технико-экономическом, социальном и культурном развитии от промышленно развитых государств. Более того, средний прирост ВВП на душу населения в реальном выражении в регионе за последнее десятилетие не превышал 1% в год по сравнению с 4% по всем развивающимся странам. При этом темпы прироста ВВП, в том числе и на душу населения, в указанный период были крайне неравномерны. Отмеченные тенденции отражают, с одной стороны, сильную зависимость экономики арабских стран от ограниченного круга источников дохода, в частности от добычи и экспорта нефти, а также сохранение высоких темпов прироста населения в регионе, с другой. Среднее увеличение численности населения этой группы государств, которое составляет примерно 3,5%, влечет за собой ежегодное расширение трудовых ресурсов на 3,3% по сравнению с темпами прироста этих ресурсов в Африке к югу от Сахары и в Латинской Америке на уровне 2,5% и менее чем 1% в промышленно развитых странах.

Доля лиц моложе 14 лет в рассматриваемой группе государств самая высокая в мире – 38%. 12 млн. чел., или 15% трудоспособного населения, являются безработными. К 2010 г. без принятия соответствующих мер численность лиц, лишенных работы, достигнет 25 млн. чел. Некоторые арабские экономисты прогнозируют, что к 2030 г. общее население стран региона увеличится до 514 млн. чел., а 75% населения (около 332 млн. чел.) будут находиться в трудоспособном возрасте (от 15 до 64 лет) по сравнению со 138 млн. чел. в 1998 г. Поэтому весьма актуальна проблема обеспечения достаточно высоких и устойчивых темпов экономического роста.

Согласно расчетам экспертов Всемирного банка, для ускорения роста экономики и доходов на душу населения, сокращения безработицы, а также создания необходимой системы социальной защиты, темпы прироста ВВП в ближайшие десятилетия в арабских странах должны быть не менее 5% в год. Указанные темпы, хотя и высокие, но вполне реализуемые: опыт некоторых азиатских государств является ярким примером в этой связи. Однако для их достижения арабским странам необходимо приложить значительные усилия. Бездеятельность может привести к дальнейшему ухудшению положения рассматриваемого региона по сравнению с другими частями развивающегося мира. В то же время отсутствие быстрых и всесторонних реформаторских шагов чревато для Арабского Востока невозможностью привлечь необходимый иностранный капитал, при том, что в силу ряда причин его потребности в финансировании относятся к наиболее высоким по сравнению с любым другим регионом мира. Это, прежде всего, связано с тем, что в более чем половине арабских стран весомая часть ВВП производится в секторах экономики, базирующихся на природных ресурсах, в частности, нефти и газе, цены на которые весьма неустойчивы. По данным на середину 1990-х годов, на экспорт нефти приходилось две трети всего вывоза этой группы государств (85–95% Алжира и некоторых стран Персидского Залива). При этом, согласно оценке МВФ, подтвержденные запасы нефти и газа Алжира, Омана, Египта и Сирии могут быть истощены в предстоящие 20–40 лет. Более того, чрезмерная зависимость от нефтяных доходов не только усиливала уязвимость экономики от внешних потрясений, но и вела к резкому падению доходов на душу населения в арабских нефтедобывающих странах в отдельные периоды течение последних двадцати лет.

Следовательно, нефть не может служить надежной опорой при решении задачи ускорения экономического роста и удовлетворения импортных потребностей, в частности в продовольствии, в будущем. Решающее значение в этой связи приобретает всемерное стимулирование нефтяного экспорта, который в арабском регионе в рассматриваемый период последних десяти лет увеличивался более медленными темпами, чем в других частях развивающегося мира, исключая Африку к югу от Сахары. Доля экспорта готовой продукции в общем вывозе достаточно отчетливо показывает, насколько та или иная страна способна конкурировать на внешних рынках, идти в ногу с технологическим прогрессом, а также какова степень диверсификации производства. Расчеты аналитиков МВФ свидетельствуют о том, что нефтяным арабским странам удалось в 1990-е годы поднять удельный вес изделий обрабатывающей промышленности в общем экспорте, в то время как нефтедобывающие государства не сумели это сделать. Показательно, что страны, бедные нефтяными ресурсами, были вынуждены более гибко приспосабливаться и искать источники валютных поступлений, в результате чего они вырвались вперед с точки зрения ориентации на мировые интеграционные процессы.

По мнению большинства западных исследователей, основные проблемы, которые до настоящего времени сдерживали усилия арабских стран в области интеграции в глобальную экономику можно свести к следующему: макроэкономическая несбалансированность, трудности структурного характера, слабость институциональной базы, социально-политические факторы. Внушает оптимизм тот факт, что в ряде арабских стран (Египет, Марокко, Тунис, Иордания) уже зафиксирован определенный прогресс на некоторых направлениях. Важно подчеркнуть, что государства, которые начали проводить более открытую и внятную внешнеэкономическую политику, развиваются наиболее высокими темпами.

Во многих арабских странах ряд негативных экономических факторов, в частности, чрезмерное вмешательство государства в хозяйственную жизнь, неконвертируемость национальных валют, экономически необоснованное ценообразование, действовали в течение достаточно длительного периода, затрудняя частное инвестирование и сдерживая торговлю. Крупные доходы от экспорта нефти позволяли ряду арабских продуцентов этого вида минерального сырья финансировать значительные дефициты государственных бюджетов, а также платежных балансов по текущим операциям и откладывать необходимые реформы, включая торговую либерализацию. Это, в свою очередь, сдерживало экономический рост путем сокращения кредитования частного сектора и вытеснения частных инвестиций.

Во второй половине 1990-х годов финансовая нестабильность в регионе заметно снизилась. При этом в странах, в которых происходило наиболее быстрое сокращение дефицитов платежных балансов и государственных бюджетов (Алжир, Иордания, Египет, Марокко и Тунис) наблюдались и более высокие темпы роста, более быстрое снижение инфляции, более быстрая отдача от инвестиций. В то же время макроэкономические проблемы в регионе далеко не преодолены: темпы инфляции нуждаются в дальнейшем снижении, позиции на внешних рынках все еще остаются слабыми, а платежные балансы – уязвимыми от колебаний нефтяных цен. Следовательно, необходимо дальнейшее укрепление финансовых систем через фискальные реформы путем расширения базы налогообложения потребления и расходов, а также рационализации расходов.

Как показывает опыт многих стран, одной, даже вполне адекватной, макроэкономической политики недостаточно для ускорения интеграции в глобальное рыночное пространство: должны быть проведены широкомасштабные структурные реформы с целью преодоления интеграционных трудностей. Экономическая либерализация, включающая реформирование системы регулирования внешнеэкономических связей, прозрачное, экономически обоснованное налогообложение, стабильная, хорошо контролируемая и регулируемая внутренняя финансовая система, развитая инфраструктура – все это необходимо для активизации и расширения участия в глобализационных процессах. Несмотря на то, что в 1990-е годы в регионе начались структурные реформы, арабским странам еще предстоит преодолеть серьезные проблемы в перечисленных областях.

Необходимость либерализации во внешнеэкономической сфере широко осознается в арабском мире, так как здесь прекрасно понимают, что более высокая степень открытости укрепляет устойчивость экономического роста, создавая условия для более эффективного инвестирования. Однако, вплоть до начала 1990-х годов рассматриваемые страны не предпринимали значительных усилий в этой области. Их системы регулирования внешней торговли и иностранных инвестиций характеризовались высоким уровнем протекционизма, недостатком прозрачности, существенными диспропорциями, а экономика в целом оставалась относительно закрытой. Так, если средний уровень таможенных пошлин в странах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) сравнительно низок (около 5%), торговые режимы других арабских стран менее либеральны, учитывая, что аналогичный показатель для Египта, Иордании, Ливии, Сирии и Йемена составляет 30%. Средневзвешенные ставки импортных тарифов в странах Южного Средиземноморья более чем в два раза превышают средние мировые показатели, а большинство нефтяных государств региона имеют существенные не только тарифные, но и нетарифные торговые ограничения.

Широкое распространение протекционистской практики в регионе частично является наследием ориентированной на внутренний рынок экономической политики («опора на собственные силы»), проводившейся в 1960-е и 1970-е годы, когда многие арабские страны придерживались стратегии развития, нацеленной на решение задач импортозамещения и самообеспеченности, которая обычно включает введение ограничительных барьеров во внешней торговле.

Чрезмерный протекционизм и нерыночные стимулы приводили к формированию структуры производства, несовпадающей в ряде случаев со сравнительными хозяйственными преимуществами отдельных стран. Это, в свою очередь, выливалось в ограниченную взаимодополняемость производственных и торговых структур стран региона, что в результате привело к слабому развитию внутрирегиональной торговли. Кроме того, рассматриваемые государства отстали в присоединении к многосторонним либерализационным инициативам. Только девять арабских стран являются членами ВТО (Бахрейн, Джибути, Египет, Катар, Кувейт, Мавритания, Марокко, Тунис и ОАЭ). Алжир, Иордания, Саудовская Аравия, Судан, Оман, Сирия и Ливия только ведут переговоры о вступлении. Во второй половине 1990-х годов усилилась тенденция к углублению торговой либерализации в странах, не входящих в ССАГПЗ (Египет, Иордания, Марокко и Тунис). Этому способствовал как процесс присоединения к ВТО, так и заключение двусторонних соглашений об ассоциации с Европейским Союзом. Указанные соглашения могут облегчить доступ арабских стран на европейские рынки, а также содействовать закреплению результатов реформ и изменений в области регулирования, привлечению в регион иностранных инвестиций. Финансовая помощь, предоставляемая ЕС для компенсации расходов и потерь, связанных с переходным периодом, важна также с целью смягчения противодействия интеграции со стороны местных оппозиционных групп. Соглашения о партнерстве между ЕС и арабскими странами могут не только служить катализатором рыночных реформ в регионе, но и средством для продвижения к более глобальной торговой либерализации.

В силу замедленного развития процесса акционирования и неразвитости фондовых рынков в арабских странах уровень рыночной капитализации в рассматриваемом регионе, по данным на середину 1998 г., не превышал 157 млрд. долл., причем одна треть этого объема приходилась на Саудовскую Аравию. В среднем, стоимость обращающихся акций и других подобных ценных бумаг по отношению к ВВП составляла 40% против 80% у других государств с переходной экономикой.

В большинстве арабских стран действуют ограничения на интернационализацию их национальных валют. Например, иностранцы-нерезиденты не имеют права получать заемные средства на рынке местной валюты. На фондовых рынках рассматриваемого региона не осуществлялись «короткие» продажи ценных бумаг (т.е. продажи в расчете на снижение стоимости этих активов без их наличия у продавца) и заключение сделок с частичной оплатой, т.е. обязательна оплата инвесторами полной стоимости купленных акций для получения права собственности на них. Опционный и фьючерсный рынки для торговли акциями в регионе фактически отсутствуют. В конце 1998 г. на Кувейтской фондовой бирже стали проводиться фьючерсные операции, но в крайне ограниченных масштабах. Они реализуются через «Kuwait Investment Authority Fund», который охватывает 12 из 80 зарегистрированных на бирже компаний.

Все перечисленные обстоятельства не способствуют мобилизации внутренних финансовых ресурсов, а также притоку в арабские страны портфельных инвестиций из-за рубежа. Портфельные фонды, поступившие в эти государства в 1997 г. и 1998 г. оценивались в 2,5 млрд. долл. (18% всего притока иностранного капитала) и 0,5 млрд. долл. (6%) соответственно. Решение проблемы более широкого привлечения иностранных инвестиций, особенно в реальный сектор, видится в дальнейшем развитии и последовательной либерализации финансовых рынков арабских стран, реорганизации их государственных финансовых систем с одновременным повышением роли рыночных рычагов и механизмов (налогов, тарифов, процентных ставок и т.п.), в новых инициативах по улучшению инвестиционного климата.

По мнению многих западных и арабских аналитиков, подобная политика должна быть дополнена структурными изменениями, включающими преодоление бюрократических препон и внедрение строгого мониторинга банковской системы. С целью поощрения более широкого участия частного капитала в экономическом развитии необходимо создать адекватную нормативную базу, внедрить прозрачную финансовую отчетность корпоративных структур, банков и правительства. Регион также нуждается в более значительных прямых и портфельных инвестициях, укреплении ликвидности фондовых рынков путем приватизации и создания инструментов для мобилизации внутренних сбережений.

Создание адекватных институциональных систем в арабских странах является существенным элементом, дополняющим макроэкономическое регулирование и структурные реформы. Ведь частные инвестиции нуждаются в экономической среде, в которой хозяйственные структуры рыночноориентированы, а их деятельность прозрачна, предсказуема и поддерживается со стороны государства. Отсутствие необходимой институциональной и законодательной базы инвестирования ведет к недостаточной прозрачности регулирующих систем, что, в свою очередь, трансформируется в более высокие риски и издержки, связанные с коммерческой деятельностью. В этой области у арабских стран существует множество нерешенных проблем, им предстоит создать и укрепить институты, отвечающие за обеспечение прав собственности, радикально пересмотреть законодательные и регулирующие системы с целью поощрения конкуренции, сокращения раздробленности рынков и ограничения местных олигополий.

Важно подчеркнуть, что поскольку глобализация представляет собой объективный процесс, главная проблема для арабских, как и для других развивающихся государств, заключается в осознании реалий неизбежных перемен и проведении соответствующей экономической политики, учитывающей необходимость минимизации социальных издержек, смягчения напряженности, возникающей в широких слоях общества, в частности, путем создания жизнеспособных систем социальной защиты и принятия мер, направленных на развитие трудовых ресурсов. Согласно данным ЮНЕСКО, число учащихся начальных и средних школ в арабских странах заметно выросло в 1970–1980-е годы, однако в последующий период прогресс замедлился. Более того, число учащихся средних школ сократилось в конце 1990-х годов на 25%. Только 11% граждан арабских стран в возрасте от 18 до 23 лет учатся в высших учебных заведениях по сравнению с 76% в США. Все еще высок уровень неграмотности, особенно среди женщин. Несмотря на относительно высокие расходы на образование в арабском регионе, его качество ухудшается. Система обучения в рассматриваемых государствах отличается, в частности, слабой ориентированностью на удовлетворение потребностей рынка. Например, в Саудовской Аравии она имеет существенный крен в сторону изучения теологии.

Еще одной не менее, а, возможно, наиболее важной тенденцией современного развития стран региона является проблема смены власти на Арабском Востоке. Начиная с середины 1990-х годов, в регионе ускорились процессы смены правящих элит и прихода к власти молодого поколения арабских лидеров. Однако механизм смены власти в Арабском мире остается во многом традиционным и плохо соответствует задачам нового времени. Данное обстоятельство не только чревато возможностью возникновения новых серьезных внутренних кризисов в арабских странах и тормозит процессы демократических преобразований в них, но и существенно затрудняет разрешение прежних конфликтных ситуаций, прежде всего арабо-израильского конфликта.

Действительно, одной из главных проблем, с которой сталкиваются сегодня арабские политические системы, является не столько их возможная нестабильность, сколько незыблемость существующих веками государственных устоев. Арабские лидеры как группа значительно старше руководителей других стран мира. Многие из них находятся на своих постах десятилетиями. Это и президенты Египта Х. Мубарак, Йемена А. Салех, саудовский монарх Фахд, лидер Ливийской Джамахирии М. Каддафи. Это же касается и многих руководителей ключевых министерств и ведомств арабских стран.

К числу проблем арабского мира следует отнести то, что арабский мир переживает кризис в области обеспечения своей национальной безопасности. В ряде государств положение характеризуется нестабильностью, низким уровнем экономического развития, усилением политической, экономической, социальной, военной и финансовой зависимости. Помимо «внутренних» проблем арабской безопасности, существует и внешняя угроза, которую, по мнению автора несут сионистские, американские планы, направленные на ослабление арабского мира, установление в нем своего господства, обеспечение доступа к его природным ресурсам, препятствие его успешному развитию, подавление стремления к сохранению национальной самобытности арабской нации.

Дадим характеристику различных сторон пограничных, региональных, экономических, идеологических конфликтов:

1. Арабо-израильский конфликт представляет собой длительную, изнурительную национально-социальную борьбу в защиту достоинства и будущего арабского народа, включая проблему земель, культуры, идеологии, борьбы против колониализма. Это, несомненно, основной конфликт в регионе.

2. Межарабские конфликты возникают по различным вопросам и направлениям. Они характеризуются гибкостью, скоротечностью их возникновения и исчезновения. Система не знает союзов, которые не были бы подвержены изменениям. Это один из источников динамичности системы. В этой связи автор раскрывает основные черты конфликтов между арабскими странами:

– Идеологические и политические разногласия – это противоречия по различным аспектам социальных отношений, по вопросам внешней политики по вопросам арабского единства (в степени серьезности подхода к достижению единства), по вопросам отношений с Израилем (подходы к решению конфликта).

– Территориальные разногласия. Например, между Саудовской Аравией, Оманом и Абу Даби; между Кувейтом и Ираком, между Саудовской Аравией и Йеменом, между Египтом и Суданом, Алжиром и Марокко.

3. Конфликты арабских стран с неарабскими – это конфликты между одним или рядом стран арабской системы с неарабской стороной, в основном из-за границ. (Конфликты между Сомали и Эфиопией из-за Огадена; между Ираком и Ираном из-за Шатт эль-Араб; между ОАЭ и Ираном из-за островов Танаб аль-Кубра, Танаб аль-Сутра и Аби Муса; между Сирией и Турцией из-за Александретты).

В последние годы острой становится проблема водных ресурсов в арабском мире.

Объем водных ресурсов в арабском мире составляет около 371,8 млрд. м. Из них используется 208,8 млрд. м, 3,6% используется в качестве питьевой воды; 3,7% – в промышленности, остальная часть – в сельском хозяйстве; доля водных ресурсов арабских стран различна: на страны Машрика приходится 40,9%, на страны Магриба – 23%; на государства бассейна реки Нил – 31%, на Аравийский полуостров -4,6%. Поверхностные воды составляют основную часть водных ресурсов арабских стран.

Политика Израиля по данному вопросу не приемлема для арабов. Она противоречит всем международным нормами по вопросам использования водных ресурсов. Израильская стратегия базируется на принципе, который крайне опасен как для арабских водных ресурсов, так и для национальной безопасности арабских стран в целом. Этот принцип заключается в том, что «вода – это стратегический источник, который должен находиться под военным контролем».

Таким образом, способность арабских стран получить потенциальные выигрыши от глобализации будет напрямую зависеть, прежде всего, от качества их внутренней политики. Этот фактор действительно является решающим для ускорения не только интеграции в мировое экономическое пространство, но и экономического роста. С другой стороны, глобальное сообщество также может предпринимать шаги, которые способствовали бы облегчению подобной интеграции, в частности, путем присоединения к торговым соглашениям, стимулирующим экспорт из арабских стран и внутрирегиональную торговлю, поощрения передачи технологий, предоставления финансовой поддержки. Успешная интеграция арабских стран в глобальную экономику могла бы помочь рассматриваемым странам в достижении таких приоритетных социально-экономических целей, как снижение безработицы и повышение уровня жизни широких слоев населения.

 

 



Заключение

 

Интеграция – высшая форма развития мирового производственного процесса. Интеграция представляет собой объективный процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств, которые близки по уровню экономического развития. Охватывая внешнеэкономический обмен и сферу производства, она ведет к тесному переплетению национальных хозяйств, к созданию региональных хозяйственных комплексов. Конкретные формы экономического взаимодействия зависят от уровня хозяйственного развития стран-участниц. Особенности стран влияют соответственно на характер и движущиеся силы интеграции.

Процесс развития экономической интеграции сложен и противоречив. Он вызывается не только экономическими, но и политическими причинами. Хотя основной причиной интеграции являются требования высокоразвитых производительных сил, переросших уже рамки национальных хозяйств, исторически этот процесс складывался таким образом, что соотношение политических и экономических факторов менялось на отдельных этапах.

В трудной и противоречивой обстановке арабские страны ищут свою дорогу в будущее, ориентиры, по которым будут прокладывать свой курс в бурном море перемен, уготованных человечеству крутым поворотом современной истории. От правильности и точности их выбора будет зависеть не только судьба народов этих стран, но во многом процветание и прогресс всей планеты. Арабы в прошлом внесли свой весомый вклад в развитие цивилизации на Земле, не менее полновесным их вклад может стать сегодня, когда все народы вступают в новый этап своего развития.

Арабский мир способен стать реальной силой только при условии внутренней интеграции. Для этого у него есть определенные предпосылки. Арабский мир един территориально, он мононационален (90 процентов жителей арабских стран составляют арабы), объединен общим языком, историей и культурой, общими задачами в поддержании оборонного потенциала. К активизации интеграционных процессов арабские страны подталкивает специализация международной торговли и продолжающаяся зависимость от западных стран.

Арабская интеграция имеет свою историю. Перемены, происходившие в арабских государствах на протяжении XX в. существенно отразились на различных сферах жизни арабов, включая идейно-политическую. Это выразилось в возникновении и эволюции целого ряда концепций и доктрин светского типа, из которых наиболее влиятельной и распространенной стал арабский национализм (панарабизм), основанный на представлении об арабах как о единой нации.

Формы интеграции в арабском мире отражают существующие международные организации арабских государств (Лига арабских государств (ЛАГ), Организация Исламская конференция (ОИК), Организация арабских стран-экспортеров нефти (ОАПЕК), Совет сотрудничества государств Персидского залива (ССГПЗ), Союза арабского Магриба (САМ).

К основным проблемам, влияющим на интеграционные процессы автор относит следующие:

1. Государства-экспортеры нефти из числа развивающихся государств обычно демонстрируют очень плохие результаты в построении демократических обществ.

2. Нищета населения, озабоченного лишь физическим выживанием, препятствует становлению демократии.

3. Большинство современных арабских государств были созданы искусственно (во многих случаях даже их государственные границы были установлены европейскими колонизаторами) и управляются произвольно – главную роль играет не закон, а личность лидера. Это неизбежно приводит к уменьшению легитимности и суверенности арабских государств.

Арабские государства выступили против существования еврейского государства и начали ряд войн, ставивших целью уничтожение Израиля. Поражения арабских армий привели к тому, что в арабских государствах восторжествовали идеи создания военных режимов и государств, сконцентрированных прежде всего на обеспечении собственной безопасности. В результате, в арабском мире появилось множество диктаторов.

4. Столкновения между арабскими государствами и колониальными силами за контроль над нефтяными запасами часто приводили к военным интервенциям западных держав. Это, а также продолжающиеся региональные трения, не способствует построению демократии.

5. Долговременная поддержка Западом «дружественных тиранов» на Ближнем Востоке.

6. За последние десятилетия выросло влияние исламистских движений, которые стали оппозицией ближневосточным автократиям. Арабские диктаторские режимы, сталкивающиеся с растущей оппозицией в лице собственного населения, регулярно шантажируют Запад тем, что победа исламистов будет означать возникновение новых угроз для мировой стабильности. В результате, страны Запада опасаются оказывать дополнительное давление на арабских правителей.

Расширение взаимных экономических связей между арабскими странами может быть достигнуто на базе модернизации экономических структур, перенесении центра тяжести в интеграционных процессах из сферы обращения в сферу производства, и возобновлении межарабского политического диалога, в котором должны участвовать все арабские страны, политические движения и партии без исключения, с целью реализации такой интеграции и солидарности среди арабских государств, которая дала бы арабскому обществу возможность преодоления сложных задач развития, помогла укрепить независимость, обеспечить благосостояние каждого индивидуума, защиту его прав и свобод.

Перспективным направлением развития интеграционных процессов в арабском мире автор видит создание Большой Арабской Зоны свободной торговли.

 

 



Список литературы

 

1. Арабский мир. Три десятилетия независимого развития. М.: Наука, 1990. – 372 с.

2. Арабские страны: история, экономика, политика. Сб.ст. М.: Наука. 1986. – 278 с.

3. Баймуратов К. Вот он, арабский Восток (арабы в борьбе за независимость и единство). Алма-Ата; Казахстан. 1967. – 303 с.

4. Копин А.В. Лига арабских стран в 80-е годы: деятельность и перспективы. М., б.и. (Ин-т Африки. Вып.3). 1989. – 43 с.

5. Левин З.И. Развитие арабской общественной мысли (1917–1945 гг.). М.: Наука, 1979. – 198 с.

6. Тума Э. Национально-освободительное движение и проблема арабского единства. М.: Наука. 1977. – 432 с.

7. Кругман П., Оберфельд М. Международная экономика. Теория и политика. – М., 1997. – 492 с.

8. Мир на рубеже тысячелетий (прогноз развития мировой экономики до 2015 г.). – М.: Издательский Дом НОВЫЙ ВЕК, 2001. –592 с

9. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет. / Под. ред. И.С. Королева. – М.: Юристъ, 2003. – 604 с.

10. Хмыз О.В. Международный рынок капиталов. – М.: ПРИОР, 2002. – 464 с.

11. Мировая экономика. Структурно-логические схемы. / Протас В.Ф. – ПРИОР, 2002.

12. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.И. Кушлина, Н.А. Аолгина; редкол: Владимирова А.А. и др. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2001. – 735 с.

13. Кругман П., Оберфельд М. Международная экономика. Теория и политика. – М., 1997. – 492 с.

14. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет. / Под. ред. И.С. Королева. – М.: Юристъ, 2003. – 604 с.

15. Бобина М. Стратегические альянсы в глобальной экономике. // мировыя экономика и международные отношения. 2001. №11. с. 106–109.

16. Бортова М.П. Современные проблемы транснационализации производства и капитала. // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. №3. с. 118–128.

17. Бородаевская А.А. Масштабы превыше всего, или новая волна слияний в мировой экономике. М.: Международные отношения, 2001. – 205 с.

18. Звонова Е.А. Международное внешнее финансирование в современной экономике. – М: ОАО «НПО «Экономика», 2002. – 324 с.

19. Зубченко Л.А. Роль национального государства в условиях глобализации. // Социальные и гуманитарные науки: отечественная и зарубежная литература. Сер.2, Экономика: РЖ /РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исслед. Отд. Экономики. 2001. №4. с. 130–158

20. Коллонтай В. Эволюция западных концепций глобализации. // Мировая экономика и международные отношения. 2002. №1. с. 24–30.

21. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. С. 273.

22. Восток / Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений. Учебное пособие / Под редакцией А.Д. Воскресенского. М.: МГИМО; РОССПЭН, 2002. С. 266.

23. Арабские страны Западной Азии и Северной Африки (Новейшая история, экономика и политика). – Выпуск 3. М., 1998. С. 23.

24. Справочник стран мира // http://basni.narod.ru/strannik/a/index.htm

25. Ткаченко А. Проблемы модернизации арабского мира // Латинская Америка. 2004, №4.

26. Мамед-заде П.Н. О перспективах политической модернизации в арабских странах // http://www.iimes.ru/rus/stat/2004/08–04–04.htm

27. Степанова Н.В. Интеграционные процессы в арабском мире // Восток – Запад, М., – РОССПЭН, 2002, с. 283–342

28. Рифаат А. «Региональные интеграционные процессы в арабском мире» // «Востоковедный сборник». Выпуск 2. М., ИИИиБВ, 2001, 374 стр.

29. Савичева Е.М. Политическое лидерство на Арабском Востоке: проблема смены поколений. – Вестник Российского Университета дружбы народов. Серия «Международные отношения», №1, 2001, с. 27

Введение

 

Одной из основных тенденций современного развития является интеграция политических, экономических, финансовых, других систем. Однако было бы большим упрощением рассматривать мировой политический процесс только с точки зрения тенденции интеграции.

Интеграция сопровождается дезинтеграцией, а конвергенция сопровождается дивергенцией. Рассматривая реальные процессы, происходящие в современном мире, нужно учитывать социокультурные, политические, экономические, религиозные, этнические особенности отдельных стран и народов.

Весьма очевидным фактором развития является интеграция. Феномен этот чрезвычайно сложен, разнопланов и противоречив.

Сама история человечества может рассматриваться как последовательная интеграционная эволюция: от крайне небольших общностей к более крупным, от изолированности к все большей взаимозависимости.

Последние десятилетия мирового политического развития характеризуются существенными изменениями, приведшими к превращению мира в целостность. В результате в мире произошли существенные изменения, которые нуждаются во всестороннем анализе. Возникли принципиально новые тенденции мирового развития, связанные с усилением взаимодействия всех стран и народов.

Международное разделение труда существенно расширилось и углубилось, резко усилился перелив капиталов из одной страны в другую. На предприятиях транснациональных корпораций производится более 40% мировой промышленной продукции, в результате ослабла роль национальных государств и повысилась роль ТНК. Появились новые субъекты метода переходных процессов, резко усилилась глобализация, которая во многих случаях имеет не только позитивные, но и негативные последствия.

Последние вызывают необходимость принятия адекватных мер, направленных на предотвращение ущемления национального суверенитета, экономического и правового пространства.

Сформировалось так называемое «ядро» с развитой рыночной экономикой, с чрезвычайно высоким уровнем развития производительных сил с одной стороны, а с другой возникла «периферия», обладающая гораздо меньшими возможностями, чем ядро. В мире резко возросла асимметричная взаимозависимость.

Наиболее успешно в теоретическом и практическом плане интеграция решается в странах Европейского сообщества. По этим вопросам опубликовано большое количество работ, проводится значительное количество конференций, семинаров, созданы многочисленные центры и институты. Запад рассматривается как некий образец идеального движения вперед. Вместе с тем возникает вопрос: является ли тенденция, характерная для ЕС общемировой или она является только европейской?

Перед современной наукой возникает множество проблем: Что понимается под интеграцией? Какова роль в ней политических, экономических и других институтов? Какова роль исторической памяти, историко-культурного наследия? Какова конечная цель интеграции? Каково соотношение интеграции с развитием, взаимодействием цивилизаций? Является ли интеграция усилением вертикальной глобальной зависимости или ее ослаблением?

Интеграция происходит не только в странах ЕС. Она происходит и в других регионах мира, возникает проблема: приведет ли интеграция различных регионов к формированию гармонии равноправных или наоборот усилит конфронтацию и противоречие в современном мире?

Таким образом, интеграция ставит огромное количество вопросов, которые до сих пор не нашли четкого, однозначного решения, как в теории, так и на практике. Все это обуславливает актуальность избранной темы дипломной работы.

Арабские государства переместились в последние десятилетия с региональной периферии в фокус мировой экономики. В значительной степени это явилось следствием происходящих глобализационных процессов, формирования транснациональных экономических взаимосвязей, возникновения новых параметров международных отношений. Процесс интеграции происходит и в арабском мире. Арабские страны сразу после завоевания независимости начали разрабатывать различные схемы всестороннего сотрудничества, начиная с заключения двусторонних военных, политических, культурных соглашений, кончая субрегиональными соглашениями на общеарабском коллективном уровне. Однако межарабское сотрудничество оказалось нестабильным и не принесло желаемых результатов. В связи с этим анализ практики становления, развития, состояния межарабского интеграционного процесса и причин, препятствующих ему, представляется крайне необходимым.

Следует сказать, в последние годы объем исследований и научных работ по интеграции арабского мира возрос, однако, до сих пор нет четкого анализа происходящих в этом регионе процессов.

Сегодня, когда арабским народам приходится решать схожие проблемы, связанные с необходимостью преодоления экономико-социальной отсталости, культурной неразвитости и при этом противостоять многочисленным внешним вызовам, возрастает потребность в укреплении взаимодействия арабских государств, в поиске таких форм сотрудничества, которые способствовали бы их общему успешному разрешению поставленных нынешним историческим этапом задач. Они изучаются, главным образом, с точки зрения роли субъективного фактора, сознательных намерений тех или иных социальных групп, но в них не выделяются закономерности, тенденции, объективные факторы, обстоятельства. Все это определяет актуальность темы.

Цель исследования – рассмотреть особенности и проблемы процессов интеграции в арабском мире.

В работе поставлены следующие задачи:

· Рассмотреть понятие «арабского мира»;

· Рассмотреть структуру и специфику арабского мира;

· Рассмотреть проблемы арабского мира;

· Показать специфику и проблемы интеграционных процессов в арабском мире;

· Рассмотреть перспективы развития интеграционных процессов в арабском мире.

В настоящее время тему интеграции в арабском мире исследуют множество аналитиков. В данной работе были использованы труды таких авторов как Баймуратова К., Копина А.В., Левина З.И., Тума Э., Воскресенского А.Д., Ткаченко А., Мамед-заде П.Н., Степановой Н.В., Рифаата А., Савичевой Е.М., Мелихова И.А. Рагимова Н.

 

 



Понятие, специфика, структура и проблемы арабского мира

Понятие «арабского мира»

 

Арабский национализм («аль-каумийя аль-арабийя») как идейное течение возник в начале ХХ столетия. Становление его идеологии происходило под активнейшим воздействием идей арабского Просвещения, восходившего в своих идейных истоках к Просвещению европейскому. Арабское Просвещение, развивавшееся преимущественно в двух ареалах – египетском и великосирийском, которые занимали особое торгово-экономическое, историко-культурное и политическое положение в рамках Османской империи, – питалось непосредственными культурными контактами с основными европейскими державами.

В рамках арабского Просвещения второй половины ХIХ в. его крупнейшими мыслителями Б. аль-Бустани, ат-Тахтави, Ж. Зейданом и др. разрабатывались такие понятия, как «народ» («аш-шааб»), «родина» («аль-ватан») и «арабизм» («аль-уруба»). Все эти понятия оказались затем принципиально важными для складывания арабской национальной идеи и были восприняты арабским национализмом, обретя в нем заметное место в качестве понятий «арабский народ», «арабская родина» с ее отчетливыми географическими чертами, «арабизм» как объединяющая духовная взаимосвязь всех арабов.

Понятие «арабизм» стало главной идейной предтечей арабской национальной идеи. Дело в том, что для общественного сознания цивилизационных центров того, что сегодня входит в понятие «арабский мир», вплоть до эпохи арабского Просвещения вовсе не было характерно отождествлять себя с арабами вообще, несмотря на то, что сами идейные носители этого сознания могли иметь арабское происхождение.

Именно сирийско-ливанские просветители, введя понятие «арабизм», придали ему тот смысл и то значение, которые стали сегодня общепризнанными во всем мире, распространив его на весь арабский социум. Расширение понятия «арабы» до понятия «арабизм» произвело эффект эмансипации понятия «араб» от понятия «мусульманин». Это отделение себя прежде всего от единоверцев-турок имело важное значение в плане становления национального самосознания, когда до оформления национальной идеи оставался всего один шаг.

Этот шаг и был сделан сирийско-ливанско-палестинскими мыслителями в 1905 г., когда возникло понятие «арабская нация» («аль-умма аль-арабийя»). Выражение это было впервые употреблено в книге Наджиба Аззури с характерным названием «Пробуждение арабской нации»: «Существует арабская нация, которая одинаково включает в себя христиан и мусульман. А религиозные проблемы, возникающие между членами общин (конфессиональных), есть не что иное, как политические проблемы, возбуждаемые иностранными государствами в их собственных интересах».

Очень скоро арабская идея в тех параметрах, которые были только что отмечены, и прежде всего в ее географическом наполнении, обрела черты национально-государственного проекта, который широко обсуждался в кругах политической элиты Сирии, Ливана, Палестины, Месопотамии и Аравии, а затем стал и предметом переговоров, которые вели арабские и европейские эмиссары на предмет отделения этой части арабского мира от Османской империи и создания на его территории единого арабского государства. Был и общенациональный лидер, готовый олицетворить и провести в жизнь эту идею, – шериф Мекки, прямой потомок пророка Мухаммеда и прадед нынешнего короля Иордании. Более того, в ходе Первой мировой войны арабы вели вооруженную борьбу под руководством своего национального лидера за осуществление этой идеи, причем борьбу победоносную и, казалось, поддерживаемую великими державами, прежде всего Англией.

Сильнейшая фрустрация, испытанная арабами вследствие итогов Первой мировой войны, выразившихся в разделе арабского мира между Англией и Францией, – серьезный поворот в содержании и направленности арабской национальной идеи и в судьбах арабского национализма. Идея «арабской уммы» (нации) в связи с распадом Османской империи и выходом из нее бывших арабских владений утратила антитурецкую направленность и стала приобретать антиколониальный и антизападный характер.

Одновременно в этот период произошло существенное изменение географического наполнения понятия «арабская нация»: оно пережило тотальную генерализацию, распространившись на весь ареал обитания арабов. В транскрипции арабских националистов это стало выглядеть следующим образом: «Арабская умма едина от Океана (Атлантического) до Персидского Залива».

Однако, несмотря на антизападную направленность, идея арабской уммы среди идеологов главного течения арабского национализма практически никогда не доходила до ксенофобии и неприятия всего иностранного. Хотя пафос идеологического противостояния приводил арабских националистов к отвержению всего, что рассматривалось ими в качестве «импортированных идеологий» (это определение распространялось ими и на марксизм), но это вовсе не мешало им развивать отдельные положения арабской национальной идеи в русле наследия арабского Просвещения с сильными акцентами английской и французской либерально-правовой традиции.

Одну из ведущих ролей в разработке арабской национальной идеи в этот период сыграл видный философ и политический мыслитель Мустафа Саты аль-Хусри. В своем программном сочинении «Ма хийя аль-каумийя» («Что такое национализм») он ограничил это понятие двумя признаками: общностью языка и общностью истории. Избегая открытых атак на ислам, он в то же время все дальше разводил понятия «религия» и «умма», доказывая, что ислам не может рассматриваться в качестве признака нации. Он активно выступал против любых попыток синтезировать панарабизм и панисламизм.

В 1930-е гг. на арабской идейно-политической арене появился целый ряд видных мыслителей, внесших весомый вклад в дальнейшее развитие арабской национальной идеи. Среди них следует выделить прежде всего Константина Зуррейка, Мишеля Афляка и Салаха Битара. Они стремились придать национальной идее более осязательный характер, привязать ее к территориально-географической среде, к идее «арабской родины». Зуррейк впервые сделал акцент на заимствованную у Фихте идею национальной исключительности, но применительно уже к арабской нации, сформулировав ее как «великую миссию арабской уммы». Афляк и Битар превратили эту идею в свое идейно-политическое кредо, ставшее одним из наиболее употребительных слоганов баасизма и арабского национализма в целом: «Арабская умма едина; миссия ее священна». Идеи второго поколения арабских националистов легли в основу первых реальных политических панарабских проектов, каковыми стали Партия арабского возрождения и Арабская социалистическая партия.

В период между двумя мировыми войнами арабская национальная идея овладевала умами не только политической элиты, но и «арабской улицы», все больше превращаясь в мотивацию политического поведения на общеарабском уровне. После Второй мировой войны, в ходе которой независимости добились Сирия и Ливан, арабская национальная идея становится центральным звеном идеологии национально-освободительной борьбы и начинает обретать черты панарабского политического проекта. В 1947 г. в Бейруте была создана Партия арабского социалистического возрождения (аль-Баас). Примерно в этот же период возникла организация «Аль-Урва аль-вуска» («Прочная связь»), на основе которой позднее возникло Движение арабских националистов.

Мощнейшим катализатором политической активности, основанной на арабской национальной идее, было поражение арабов в войне с Израилем в 1948 г. Это поражение, как писал впоследствии первый президент Египта Гамаль Абдель Насер, произвело на египетских офицеров, участвовавших в войне, серьезнейшее воздействие. Причину разгрома они увидели в слабости и разобщенности арабских стран. Итогом поражения стало наряду с приобретением арабским национализмом отчетливой антиизраильской направленности появление в нем социально-политических мотивов внутриарабского свойства, когда в ряды «врагов арабской уммы» наряду с внешними – Западом, Израилем и СССР (вплоть до второй половины 60-х, когда Советский Союз разорвал отношения с Израилем) стали попадать арабские правители, сторонники «местного», то есть египетского, сирийского и прочих национализмов. Все это становилось побудительным мотивом революционных внутренних изменений в тех странах, где правили «отсталые и предательские режимы», в частности в Египте, где уже в 1952 г. Насером была совершена революция под лозунгами арабского национализма.

Годы правления Насера были отмечены попытками последовательного воплощения арабской национальной идеи в жизнь. Это касалось как повсеместной поддержки национально-освободительного движения, в результате чего большинство арабских стран обрело независимость, так и идеи арабского национального единства, которое трактовалось как необходимость создания единого арабского государства. Такие попытки предпринимались, и наиболее яркой из них было создание в 1958 г. Объединенной Арабской Республики (ОАР), в которую вошли Египет и Сирия и на первых порах присоединился даже королевский Северный Йемен. На самом деле это был гораздо более далеко идущий проект. Арабские националисты, поддерживавшиеся египетскими спецслужбами, планировали осуществление панарабских переворотов в Ливане, Иордании, Ираке, Тунисе и других странах.

Непреклонную панарабскую позицию занимал Насер и в палестинском вопросе. Побудительным мотивом войны Египта с Израилем в 1967 г. было стремление к освобождению Палестины от присутствия «сионистского образования», что полностью вписывалось в логику панарабской концептуальной схемы «единая умма – единая родина – единое государство», в рамках которой наличие Израиля выглядело главным препятствием на пути к арабскому национальному единству.

Провал попыток создания объединенного арабского государства, а затем и нанесения поражения Израилю вызвал острейший кризис концепта арабской национальной идеи. Что до провала проекта ОАР, то эффект его был тем большим, что во главе антинасеровского, антиегипетского переворота в Сирии в 1961 г. стояли баасисты, то есть представители партии, на знаменах которой был начертан лозунг «Арабская нация едина, миссия ее священна: единство, свобода, социализм». Для националистических течений арабского мира «местнические», то есть сирийские, иракские и прочие, интересы в реальной политике оказались выше общеарабских, а социально-политические противоречия между различными течениями арабского национализма – сильнее принципа арабской солидарности.

После поражения в войне 1967 г. морально-политический кризис привел к поражению идей арабского социализма, по крайней мере, в его насеристском варианте. Война выявила неэффективность политического режима, построенного на его принципах, что привело не только к крушению насеризма как общественно-политического режима (что и произошло вскоре после прихода к власти Анвара Садата), но и к самороспуску крупнейшей панарабской организации Движение арабских националистов.

Другое направление развития арабского национализма – это стремление к синтезу с панисламизмом. Оно также возникло с того времени, когда стали осуществляться попытки реализации проектов «арабского социализма». Насеризмом в свое время были предприняты наиболее последовательные попытки включения ислама в систему националистических ценностей. Именно за счет исламской компоненты стал возможным идейный диалог насеровского Египта с Саудовской Аравией и другими монархическими режимами Аравийского полуострова и Персидского залива. Одним из результатов этого процесса стал синтез понятий «исламская и арабская умма», который стал частью политической фразеологии, если не сказать – официальной идеологии практически всех арабских стран. Им же пользуются сегодня и многие представители различных политических направлений современного арабского мира – от деятелей либерального и левого толка до приверженцев экстремистских организаций типа ХАМАС, «Исламский джихад» или «Аль-Каида».

Проблематика арабской национальной идеи утратила актуальность, растворившись в реалиях современной политики. Вместе с тем новые исторические реалии способны порой реанимировать идеи, казалось бы, навсегда утраченные, что показывает, в частности, и пример сегодняшней России. Политическая практика свидетельствует, что современные арабские режимы, генетически связанные с идеологией арабского национализма, обрели способность эволюционировать, не теряя при этом сущности идеологического ядра, основанного на арабской национальной идее, и не поддаваясь воздействию возбуждаемой исламистским влиянием улицы.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 190.