Анализ уровня конкуренции на рынке АЗС
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Производственный сектор нефтепродуктов традиционно относится к числу олигополистических по причине действия естественных барьеров для появления новых участников. В этом виде деятельности высокий уровень концентрации является необходимым условием эффективности.

Для обеспечения стабильных конкурентных позиций на внутреннем и внешних рынках нефтепродуктов производственные мощности по первичной переработке нефти должны быть крупнотоннажными. Это требует значительных, многомиллиардных объемов капитальных вложений [31].

Длительный инвестиционный цикл (от трех лет и больше), повышенные сроки окупаемости (в среднем от 5 лет и выше), ограниченность спроса на конечную продукцию нефтеперерабатывающего завода на региональном рынке, цикличность спроса на продукцию на внешних рынках, высокая конкуренция со стороны азиатских и восточных стран обусловливают повышенные риски, которые не в состоянии взять на себя малый и средний бизнес.

В то же время к этим объективным условиям функционирования в России добавляются «искусственные» барьеры, к числу которых можно отнести:

- сложность доступа к нефтяным ресурсам в результате отсутствия внутреннего рынка нефти. В России нефть и другое углеводородное сырье поступает в свободное обращение в крайне ограниченном количестве, в том числе по причине слабого развития механизмов биржевых и электронных торгов;

- несовершенство таможенно-тарифного регулирования. Несвоевременное изменение экспортных пошлин в связи с изменением цен на нефть делает переработку нефти менее привлекательной по сравнению с экспортом;

- несоответствие российских норм проектирования, строительства и эксплуатации нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов современным стандартам, принятым в мире, излишний надзор. Это ведет к увеличению сроков строительства, увеличению инвестиционных и эксплуатационных расходов, и, в конечном счете, снижает конкурентоспособность вновь создаваемых производств по сравнению с международным уровнем;

- проблемы изношенности и отстающего строительства объектов инфраструктуры. Темпы роста потребления нефтепродуктов превышают темпы развития транспортной инфраструктуры (нефтепродуктопровода, железных, автомобильных дорог), в связи с чем существенно снижается мобильность внутренних и экспортных поставок.

На рынке нефтепродуктообеспечения России также действуют факторы, ослабляющие действие конкурентных рыночных сил. Среди них:

- дефицит современных нефтеперерабатывающих мощностей, нефте- и нефтепродуктохранилищ;

- непрозрачность формирования оптовых и розничных цен на нефтепродукты, усиливающая риски дискриминации независимых участников рынка;

- высокая относительно ряда зарубежных стран налоговая составляющая в конечной цене нефтепродукта;

- увеличение нагрузки на транспортную инфраструктуру, ее неудовлетворительное состояние. В результате увеличивается изолированность рынков, сокращаются возможности для расширения географии реализации товаров и прихода новых участников, создаются предпосылки к повышению цен;

- недостаточное развитие инфраструктуры для хранения, подготовки и распределения нефтепродуктов – как в местах их производства, так и в местах непосредственной близости от места потребления;

- жесткие требования земельного и природоохранного законодательства [32].

В результате действия этих и других факторов доходность от реализации нефтепродуктов в рознице на внутреннем рынке Российской Федерации достигает сегодня 40%, что в несколько раз превосходит сложившийся уровень доходности на рынках стран Европейского Союза. В конечном итоге, это неблагоприятно воздействует на конкурентоспособность экономики, ограничивает потенциальные условия для повышения уровня жизни населения.

Рынок нефтепродуктов Республики Татарстан является составной частью российского рынка нефтепродуктов. Поэтому конкурентное развитие всех его сегментов (от производства до конечной реализации нефтепродуктов) ограничивается действием обозначенных выше факторов.

Проанализируем основные мероприятия в Республике Татарстан по развитию рынка нефтепродуктов, которые направлены на формирование и развитие конкурентности и конкурентоспособности объектов нефтепереработки и нефтепродуктообеспечения.

В сфере производства нефтепродуктов компанией «ТАИФ-НК» в последние годы реализованы масштабные инвестиционные и инновационные проекты по производству нефтепродуктов. Среди них:

- строительство установки по переработке газового конденсата (2004-2006 гг.);

- строительство и последующее развитие завода получения товарных автомобильных бензинов А-80, АИ-92, АИ-95 (комплекс каталитического крекинга вакуумного газойля) (2005-2007 гг.);

- строительство узла приготовления и хранения реактивного топлива (2004-2008 гг.);

- строительство узла сероочистки пропан-пропиленовой и бутан-бутиленовой фракций с целью доведения качества автобензинов до уровня стандарта «Евро-4» (2006-2007 гг.);

- доведение дизельного топлива до требований стандарта «Евро-4» (2008г.);

- строительство комплекса производств высокооктановых компонентов автобензинов (2007-2009 гг.).

В 2005 году ОАО «ТАИФ» завершено строительство комплекса каталитического крекинга вакуумного газойля с получением товарного автобензина для обеспечения потребности РТ в высококачественном бензине собственного производства. Первый в Татарстане завод бензинов, проектная мощность которого по переработке вакуумного газойля составляет 880 тыс.тонн в год, способен обеспечить более половины потребностей Республики Татарстан в автомобильных бензинах. С июня 2008 года потребителям поставляется высокооктановый товарный бензин по техническим требованиям экологического класса «Евро-4».

Кроме того, в Республике Татарстан осуществляется реализация масштабного инвестиционного проекта «Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в г.Нижнекамске», основным заказчиком и инвестором которого выступает ОАО «Татнефть», оператором строительства - ОАО «Танеко». Первый пусковый комплекс будет перерабатывать 7 млн.тонн высокосернистой республиканской нефти, ввод в эксплуатацию его мощностей намечен на декабрь 2010 года [33].

В 2006 году проект получил федеральный статус: на строительство объектов инфраструктуры проекта (нефтепровода, продуктопровода, внешних железнодорожных путей) из Инвестиционного фонда России было решено выделить 16,5 млрд.рублей.

Для развития рынка нефтепродуктообеспечения в Республике Татарстан подготовлен проект Концепции развития топливозаправочного комплекса Республики Татарстан. Концепция нацелена на полное удовлетворение потребительского спроса в моторном топливе, обеспечение топливной безопасности, снижение уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения, обеспечение устойчивого процесса замещения традиционных моторных топлив экологически более чистыми видами моторного топлива. Одной из приоритетных задач Концепции является создание здоровой конкуренции на топливном рынке республики.

С целью коллегиального рассмотрения вопросов рационального размещения автозаправочных станций на территории Республики Татарстан распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.08.2008 № 1286-р «О мерах по размещению автозаправочных станций на территории Республики Татарстан» создана Межведомственная экспертная комиссия по рассмотрению и оценке проектов строительства автозаправочных станций в Республике Татарстан. На Комиссию возложены задачи рассмотрения и экспертной оценки предложений по размещению объектов, проектов, технико-экономической документации на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение автозаправочных станций, задачи совершенствования законодательной, нормативной правовой базы размещения автозаправочных станций на территории Республики Татарстан.

В целях осуществления государственной политики по реализации и потреблению качественных топливно-энергетических ресурсов, регулированию их рационального использования, в 2005 году в Республике Татарстан было создано Государственное учреждение «Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в Республике Татарстан». Организацией ведется планомерная работа по повышению конкурентности рынка нефтепродуктообеспечения, в том числе по изучению оптовых и розничных цен на нефтепродукты и выработке предложений по стабилизации цен на нефтепродукты, по созданию равных условий для всех субъектов нефтепродуктообеспечения региона, по повышению эффективности внутриреспубликанской кооперации в производстве и реализации нефтепродуктов.

Большая работа в Республике Татарстан проводится в направлении повышения доступа участников к системе государственного заказа (в части регионального и муниципальных уровней), обеспечения прозрачности закупок и процессов ценообразования. Для решения этих задач в Республике Татарстан осуществляется развитие региональной электронной товарно-информационной системы (ЭТИС). Внедрение этого инструмента не только упрощает поиск и закупку товаров, но и позволяет повысить эффективность мониторинга ввоза товаров в республику.

Для получения оперативной информации о положении на региональном рынке нефтепродуктов в Республике Татарстан организована и находится в свободном доступе система мониторинга, которая позволяет проводить сравнительный анализ цен на нефтепродукты среди субъектов Приволжского федерального округа и Российской Федерации, отслеживать динамику производства и реализации местных нефтепродуктов, географическую структуру отгрузки нефтепродуктов и другую актуальную информацию.

Также для повышения прозрачности рынка и развития конкуренции организована и ведется работа с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, региональным и местными Комитетами по развитию предпринимательства, с органами исполнительной власти на всех уровнях.

Основными задачами развития конкуренции на рынке нефтепродуктов выступают:

- развитие в Республике Татарстан конкурентоспособных нефтеперерабатывающих мощностей;

- повышение эффективности функционирования оптового и розничного рынков нефтепродуктообеспечения;

- формирование условий для межтопливной конкуренции;

- повышение качества и экологичности производимых, потребляемых, реализуемых нефтепродуктов;

- формирование справедливых рыночных цен на нефтепродукты;

- развитие информационной инфраструктуры;

- развитие в Республике Татарстан конкурентоспособных нефтеперерабатывающих мощностей;

В ближайшие годы в Республике Татарстан в секторе нефтегазопереработки будут реализованы следующие инвестиционные проекты:

1. ОАО «ТАИФ-НК»:

- увеличение мощности установки каталитического крекинга завода бензинов (2008-2010 гг.);

- строительство дополнительного реактора для обессеривания дизельного топлива для доведения до уровня стандарта «Евро-5» (2010-2011 гг.);

- строительство комплекса по глубокой переработке тяжелых остатков (2007-2013 гг.).

2. ОАО «Татнефть»:

- реализация проекта «Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в г.Нижнекамске»;

- строительство первого пускового комплекса (нефтеперерабатывающего завода первичной переработки нефти) с объектами общезаводского хозяйства (2006-2010 гг.);

- строительство второго пускового комплекса (комплекса глубокой переработки) (2006-2010 гг.);

- строительство третьего пускового комплекса (нефтехимического комплекса) (2007-2011 гг.);

- увеличение мощностей по первичной переработки нефти с 7 до 14 млн.тонн в год с возможностью вовлечения в переработку высокосернистой нефти независимых нефтяных компаний Республики Татарстан (2009-2014 годы).


Таким образом, в ближайшие годы на рынке нефтепродуктов Республики Татарстан будут представлены несколько крупных республиканских производителей, что позволит повысить конкуренцию на рынке предложения. Суммарная переработка нефти в Республике Татарстан вырастет с 7,9 млн.тонн в 2008 году до 21 млн.тонн и более.

Учитывая, что введение в действие строящихся мощностей позволит одновременно решить ряд стратегически важных в масштабах страны задач, на государственном уровне важно создать благоприятные условия для ускоренной реализации проектов. Среди первоочередных мер по развитию рынка нефтепродуктов следует отметить:

- снижение административных барьеров при проектировании, строительстве и эксплуатации нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств путем оптимизации и унификации норм, правил, технических условий;

- реализация инфраструктурных проектов, позволяющих повысить мобильность внутренних и экспортных поставок нефтепродуктов;

- обнуление импортных пошлин на ввоз не имеющего отечественных аналогов технологического оборудования для строительства и модернизации нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств;

- предоставление инвестиционных налоговых льгот;

- разработка и внедрение положения о дифференциации акцизных ставок на нефтепродукты в зависимости от их экологических характеристик (чем выше октановое число бензина, тем меньше ставка акциза) для стимулирования отечественных производителей нефтепродуктов соответствовать экологическим, природоохранным и технологическим стандартам, принятым в мире. Это не только позволит стимулировать спрос и предложение нефтепродуктов, соответствующих международным стандартам, но и активизировать экспорт продукции более высоких переделов за рубеж;

- увеличение объемов государственного финансирования фундаментальной и прикладной науки в области развития технологий добычи и переработки нефти, альтернативной энергетики, энерго- и топливосбережения.

Другим важным направлением стимулирования повышения конкуренции при производстве нефтепродуктов является обеспечение доступа независимых нефтяных компаний к нефтеперерабатывающим мощностям Республики Татарстан (в первую очередь, ОАО «ТАИФ-НК» и ОАО «Татнефть»). В настоящее время в Республике Татарстан перерабатывается нефть, добываемая преимущественно ОАО «Татнефть» [34].

Однако конкуренция требует большого числа участников рынка, в том числе и поставщиков. Учитывая, что в республике порядка 20% нефти добывается независимыми компаниями, и в будущем их доля будет возрастать, следует повысить возможности диверсификации поставок нефти на нефтеперерабатывающие заводы, в том числе путем заключения долгосрочных договоров на поставку нефти. Помимо усиления конкуренции на рынке нефтепродуктов это позволит снизить потери малых добывающих компаний после введения банка качества нефти.

Одним из эффективных рыночных инструментов развития конкуренции на рынке нефтепродуктов является формирование условий и стимулов для межтопливной конкуренции между потенциально взаимозаменяемыми товарами. Это предполагает реализацию комплекса мер по появлению на рынке, расширению предложения и развитию спроса на соответствующие товары-субституты или товары-заменители (газовое топливо, биотопливо, другие альтернативные моторные топлива). Помимо экономических эффектов это способствует снижению уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения.

В этих целях необходимо формирование законодательной базы Республики Татарстан, регулирующей отношения в сфере производства, организации, использования альтернативных моторных топлив и создающей условия для приоритетного использования этих видов топлива. Предлагается разработать и принять закон «Об альтернативном моторном топливе в Республике Татарстан», нормативно-правовые документы, регулирующие и стимулирующие развитие этой области. Это направление предполагает также развитие сотрудничества с федеральными органами исполнительной власти.

Одной из острейших проблем российского потребительского рынка нефтепродуктов выступает рост и высокий удельный вес контрафактной, фальсифицированной продукции (порядка 25-30%), что, в свою очередь, является существенным сдерживающим фактором роста конкуренции на рынке, ведет к ослаблению конкурентных позиций производителей и поставщиков, ведущих легальный бизнес. Поэтому важным направлением развития конкуренции на рынках производства и реализации нефтепродуктов является реализация мероприятий, направленных на обеспечение требуемого в соответствии с российским законодательством качества нефтепродуктов, а также направленных на добровольное повышение качества производства нефтепродуктов и оказываемых услуг [35].




Дата: 2019-07-31, просмотров: 206.