Состояние и специфика рынка автозаправочных станций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение

1 Состояние и специфика рынка автозаправочных станций

1.1 Обзор состояния рынка автозаправочных станций в РТ

1.2 Теоретические основы маркетинговых исследований

1.3 Исследование специфики автозаправочного бизнеса

2 Маркетинговое исследование рынка автозаправочных станций РТ

2.1 Изучение предпочтений потребителей автозаправочных станций

2.2 Оценка емкости и потенциала рынка автозаправочных станций РТ

2.3 Анализ уровня конкуренции на рынке АЗС

3 Обоснование целесообразности создания автозаправочной станции

3.1 Сегментация потребителей автозаправочных станций

3.2 Позиционирование АЗС на рынке РТ

3.3 Сущность и оценка эффективности проекта

Заключение

Библиография

 


Введение

 

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что современный человек не может существовать без потребления большого количества энергии. Исторический прогресс мирового сообщества был предопределен в первую очередь тем, что человечество сумело использовать в практических целях ископаемые энергоносители: нефть и природный газ.

На сегодняшний день маркетинговые исследования предпочтений потребителей составляют важную часть деятельности любого предприятия. Отношения с потребителем стали приоритетным направлением деятельности организаций в развитых странах. Нередко именно это направление деятельности занимает больше всего времени и усилий компаний. Хорошие отношения с потребителями позволяют продавать продукты и услуги более успешно. Многие успешные компании помнят, что удовлетворенность потребителя продуктом или услугой – приоритет в деятельности производителя на рынке покупателя.

Целью работы является исследование предпочтений потребителей при выборе автозаправочной станции. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть теоретические основы маркетинговых исследований;

- провести обзор состояния рынка автозаправочных станций в Республике Татарстан;

- изучить предпочтения потребителей автозаправочных станций;

- оценить емкость и потенциал рынка автозаправочных станций РТ;

- провести сегментацию потребителей автозаправочных станций;

- произвести оценку эффективности проекта создания автозаправочной станции.

Объектом исследования в работе является рынок автозаправочных станций и особенности его функционирования. Предметом в работе выступает выявление предпочтений потребителей при выборе автозаправочной станции с использованием маркетингового исследования.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, цель и задачи, объект и предмет.

В первой главе рассматриваются состояние и специфика рынка автозаправочных станций, в частности, проводится обзор состояния рынка автозаправочных станций в РТ, рассматриваются теоретические основы маркетинговых исследований и производится исследование специфики автозаправочного бизнеса.

Во второй главе проводится маркетинговой исследование рынка автозаправочных станций РТ. В данном разделе автором изучаются предпочтения потребителей автозаправочных станций, оценивается емкость и потенциал рынка автозаправочных станций РТ, а также проводится анализ уровня конкуренции на рынке АЗС.

В третьей, заключительной, главе, производится обоснование целесообразности создания автозаправочной станции. В частности, осуществляется сегментация потребителей автозаправочных станций, проводится позиционирование АЗС на рынке РТ и оценивается эффективность проекта создания автозаправочной станции.

Сведения об объеме: 76 страниц, 15 иллюстраций, 15 таблиц, 6 приложений, 42 использованных источника.

Степень разработанности темы. В настоящее время проблема исследования предпочтений потребителей стала объектом изучения многих специалистов. Интерес к данной теме в современных условиях растет, многие ученые работают в этом направлении, разрабатывая и реализуя новые подходы к исследованию предпочтений потребителей.

Научная новизна работы. Автором в работе было проведено маркетинговое исследование предпочтений потребителей при выборе АЗС РТ, проведена сегментация потребителей автозаправочных станций и предложен проект по созданию автозаправочной станции.

Эмпирическая база исследования:

- материалы общероссийских и республиканских маркетинговых исследований и социологических опросов;

- результаты маркетингового исследования, проведенного Камским центром социальных и бизнес-технологий «Развитие» по заказу компании ООО «Автодорстрой».

Для выполнения поставленных задач автором был использован большой объем специальной литературы по теме исследования.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов:

- при исследовании специфики автозаправочного бизнеса;

- при сегментации потребителей автозаправочных станций;

- при оценке емкости и потенциала рынка автозаправочных станций;

- при оценке эффективности проекта создания автозаправочной станции.

Теоретико-методологическая основа работы. Цель, задачи, предмет исследования определили методологическую базу как сочетание общетеоретических, специально-научных и эмпирических методов, позволяющих получить достоверное знание об объекте исследования.

В процессе работы над темой были использованы следующие методы и подходы. Эмпирико-теоретический общенаучный метод – описание. Логико-теоретические общенаучные методы – сравнение и логический, позволяющий проследить процесс развития рынка автозаправочных станций. Комплексный подход, предполагающий использование субъектно-объектного анализа, выявляющий природу и сущность маркетинговых исследований.

Получить достоверную информацию об объекте исследования и определить практические рекомендации позволил эмпирический метод – опрос респондентов с помощью анкетирования.




Представление полученных результатов исследования чаще всего предполагает письменное изложение результатов. Его объем непосредственно зависит от масштабов исследования, количества и сложности рассматриваемых проблем и может составлять от нескольких до ста и более страниц. Обычно, чтобы не перегружать текстовую часть отчета, рекомендуется таблицы, графики, диаграммы, тексты анкет и различные справочные данные помещать в приложении к отчету.

Результаты маркетинговых исследований можно представлять в виде доклада, состоящего из письменного отчета и устного выступления, обзора или статьи для публикации в научных журналах или в средствах массовой информации.

Ценность маркетинговой информации равна нулю до тех пор, пока менеджеры не используют ее для принятия конкретного решения. Поэтому очень важно, чтобы собранная в процессе исследования информация дошла до менеджеров своевременно. Большие компании имеют централизованные маркетинговые информационные системы, снабжающие сотрудников данными о текущей работе, последними данными маркетинговой разведки, отчетами о проведенных исследованиях [17].

 

Таблица 2.1 - Предпочтения потребителей услуг ООО «Автодорстрой»

Город

Потребители

Доля, %

Казань

76

30,9

Набережные Челны

39

15,8

Нижнекамск

54

21,9

Елабуга

15

6,1

Бугульма

21

8,5

Заинск

41

16,7

Итого

246

100

 

По половой принадлежности потребителями «Автодорстроя» являются в основном мужчины: в Казани – 96%, в Набережных Челнах – 92%, в Нижнекамске – 96%, в Елабуге – 100%, в Бугульме – 100% и в Заинске – 98%.

По возрастным показателям респондентов можно разделить на три группы: «молодежь» – респонденты в возрасте до 30 лет, «средний возраст» – от 30 до 50 лет, данная группа является самой большой по составу (в Казани – 64,5%, в Набережных Челнах – 48,7%, в Нижнекамске – 51,8%, в Елабуге – 66,7%, в Бугульме – 57,1% и в Заинске – 46,3%); и «старший возраст» – свыше 51 года. Возрастной состав представлен на рисунке 2.1 и на рисунке 2.2.

Рисунок 2.1. Характеристики респондентов в разрезе возрастов по городам, %

 


Рисунок 2.2 - Возрастные характеристики респондентов в разрезе

городов, %

 

Наибольшее число респондентов (в Казани – 36,8%, в Набережных Челнах – 41%, в Нижнекамске – 42,6%, в Елабуге – 60%, в Бугульме – 33,3% и в Заинске – 39%) имеет средне – специальное образование, следующая группа по численности – высшее (в Казани – 32,9%, в Набережных Челнах – 28,2%, в Нижнекамске – 35,2%, в Елабуге – 20%, в Бугульме – 52,4% и в Заинске – 22%). Более подробная информация представлена на рисунке 2.3 и рисунке 2.4.

 

 

Рисунок 2.3. Уровень образования респондентов, %


Рисунок 2.4. Уровень образования респондентов в разрезе городов, %

 

Уровень образования в целом соответствует занятости респондентов, которая представлена на рисунке 2.5. Самой большой является группа занятых по рабочим специальностям: в Казани – 48,7%, в Набережных Челнах – 51,3%, в Нижнекамске – 37%, в Елабуге – 60%, в Бугульме – 28,6% и в Заинске – 63,4%.

 

 

Рисунок 2.5. Род деятельности респондентов, %


Одним из важных показателей является уровень дохода на одного члена семьи в месяц, который представлен на рисунке 2.6. Значительное большинство опрошенных (в Казани – 36,8%, в Набережных Челнах – 48,7%, в Нижнекамске – 63%, в Елабуге – 86,7%, в Бугульме – 71,4% и в Заинске – 75,6%) отметили уровень месячного дохода на одного члена семьи до 10 тыс. рублей.

 

 

Рисунок 2.6. Уровень дохода респондентов, %

 

Большинство участников опроса имеют отечественный автомобиль эконом класса: в Набережных Челнах – 43,6%, в Нижнекамске – 44,4%, в Елабуге – 60%, в Бугульме – 61,9% и в Заинске – 53,7%. Только в Казани отечественный новый (46%) опережает отечественный эконом класса (31,6%).

Распределение респондентов по предпочтениям автомобилей представлено на рисунке 2.7 и рисунке 2.8.


 

Рисунок 2.7. Предпочтения по маркам автомобиля, %

Рисунок 2.8. Предпочтения по маркам автомобиля в разрезе городов, %


Представим основные результаты исследования. Анализ видов используемого топлива показывает, что значительное количество респондентов в качестве топлива используют бензин: в Казани – 92,1%, в Набережных Челнах – 84,6%, в Нижнекамске – 77,8%, в Елабуге – 80%, в Бугульме – 95,2% и в Заинске – 90,2% (рисунок 2.9 и 2.10).

Превышение 100% связано с указанием в ряде анкет 2-х видов заправки (и бензином и газом).

 

Рисунок 2.9. Предпочтения по видам топлива, %

Рисунок 2.10. Предпочтения по видам топлива в разрезе городов, %


В свою очередь, бензин марки АИ-92,93 пользуется наибольшим спросом у респондентов: в Казани –81,6%, в Набережных Челнах – 76,9%, в Нижнекамске – 64,8%, в Елабуге – 66,7%, в Бугульме – 57,1% и в Заинске – 73,2%. Такая структура потребления связана с тем фактором, что среди опрошенных были владельцы частных легковых автомобилей. Распределение по предпочтениям марок бензина представлено на рисунке 2.11 и 2.12.

 

 

Рисунок 2.11. Предпочтения по маркам бензина, %

Рисунок 2.12. Предпочтения по маркам бензина в разрезе городов, %


Рассмотрим причины выбора АЗС. Отдавая предпочтение той или иной АЗС, респонденты мотивировали выбор по-своему. Более наглядно причины предпочтения АЗС представлены на рисунке 2.13.

Рисунок 2.13. Причины выбора АЗС, %

 

Такой критерий как «месторасположение» является ключевым при выборе АЗС «Автодорстрой»: в Казани –72,4%, в Набережных Челнах – 66,7%, в Нижнекамске – 48,2%, в Елабуге – 26,7%, в Бугульме – 66,7% и в Заинске – 63,4% .

Еще один немаловажный критерий предпочтения – «качество топлива» у АЗС «Автодорстрой» отметили в Казани –35,5%, в Набережных Челнах – 51,3%, в Нижнекамске – 35,2%, в Елабуге – 53,3%, в Бугульме – 47,6% и в Заинске – 26,8% .

Анализ частоты потребления ГСМ представлен на рисунке 2.14 и 2.15.


Рисунок 2.14. Частота потребления ГСМ, %

 

Рисунок 2.15. Частота потребления ГСМ в разрезе городов, %


Проанализируем объем потребления ГСМ. Как показали результаты исследования, у большей половины опрошенных в г. Казань (59,2%), в г. Набережные Челны (64,1%), в г. Нижнекамск (64,8%), и в г. Бугульма (57,1%) объем потребления ГСМ меняется в зависимости от сезона. А в г. Елабуга 26,7%, и в г. Заинске 63,4% данный показатель чуть ниже половины: 46,7% и 48,8 соответственно.

В сводных таблицах 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7 показано, как изменяется потребление ГСМ в зависимости от сезона.

 

Таблица 2.2 - Потребление ГСМ в зависимости от времени года в г. Казани, %

Теплый сезон

Доля респондентов, %

Холодный сезон

Доля респондентов, %

5 литров

3,2

5 литров

0

10 литров

16

10 литров

5,4

15 литров

27

15 литров

15,6

20 литров

21

20 литров

28,5

25 литров

14

25 литров

20

30 литров

9,1

30 литров

14

35 литров

2,4

35 литров

7,3

40 литров

0,3

40 литров

2,2

более 45 литров

7

более 45 литров

7

 

100

 

100

 

Таблица 2.3 - Потребление ГСМ в зависимости от времени года в г. Наб. Челны, %

Теплый сезон

Доля респондентов, %

Холодный сезон

Доля респондентов, %

5 литров

4,3

5 литров

2,3

10 литров

27,5

10 литров

23,4

15 литров

11,6

15 литров

10,2

20 литров

27,5

20 литров

23,4

25 литров

5,1

25 литров

15,6

30 литров

8,0

30 литров

10,2

35 литров

3,6

35 литров

6,3

40 литров

6,5

40 литров

7,8

более 45 литров

5,8

более 45 литров

0,8

 

100

 

100

 


Таблица 2.4 - Потребление ГСМ в зависимости от времени года в г. Нижнекамск, %

Теплый сезон

Доля респондентов, %

Холодный сезон

 Доля респондентов, %

5 литров

3,2

5 литров

0,9

10 литров

22,1

10 литров

17,9

15 литров

10,8

15 литров

11,7

20 литров

27,0

20 литров

24,7

25 литров

4,5

25 литров

7,6

30 литров

13,5

30 литров

13,0

35 литров

1,8

35 литров

6,3

40 литров

9,9

40 литров

9,9

более 45 литров

7,2

более 45 литров

8,1

 

100

 

100

 

Таблица 2.5 Потребление ГСМ в зависимости от времени года в г. Елабуга, %

Теплый сезон

Доля респондентов, %

Холодный сезон

Доля респондентов, %

5 литров

4,3

5 литров

2,3

10 литров

27,5

10 литров

23,4

15 литров

11,6

15 литров

10,2

20 литров

27,5

20 литров

23,4

25 литров

5,1

25 литров

15,6

30 литров

8,0

30 литров

10,2

35 литров

3,6

35 литров

6,3

40 литров

6,5

40 литров

7,8

более 45 литров

5,8

более 45 литров

0,8

 

100

 

100

 

Таблица 2.6 - Потребление ГСМ в зависимости от времени года в г. Бугульма, %

Теплый сезон

Доля респондентов, %

Холодный сезон

 Доля респондентов, %

5 литров

8,0

5 литров

3,0

10 литров

23,9

10 литров

16,3

15 литров

16,4

15 литров

11,6

20 литров

24,3

20 литров

26,6

25 литров

9,8

25 литров

10,3

30 литров

8,4

30 литров

17,2

35 литров

1,4

35 литров

2,8

40 литров

2,3

40 литров

5,6

более 45 литров

5,6

более 45 литров

7,0

 

100

 

100

 

Таблица 2.7 - Потребление ГСМ в зависимости от времени года в г. Заинск, %

Теплый сезон

Доля респондентов, %

Холодный сезон

Доля респондентов, %

5 литров

10,6

5 литров

3,1

10 литров

29,5

10 литров

29,0

15 литров

15,9

15 литров

15,3

20 литров

21,2

20 литров

19,1

25 литров

6,8

25 литров

9,2

30 литров

5,3

30 литров

9,2

35 литров

3,0

35 литров

3,8

40 литров

3,8

40 литров

5,3

более 45 литров

3,8

более 45 литров

6,1

 

100

 

100

 

Таким образом, на основе проанализированной информации можно составить портрет потребителя АЗС «Автодорстрой». По итогам исследования потребителем АЗС «Автодорстрой» является мужчина среднего возраста, имеющий средне – специальное образование, владеющий отечественным автомобилем эконом класса, заправляющийся 92 бензином 1-2 раза в неделю. Доход потребителя составляет в месяц на одного члена семьи меньше 10 т.р. И в большинстве случаев при выборе АЗС для него главным фактором является месторасположение заправочной станции.

 











Таблица 2.9 – Основные потребители автобензинов

Наименование товара

Всего количество, тыс.тонн

Физические лица

Предприятия

количествотыс.тонн доля, % количество тыс.тонн доля, %
Дизельное топливо 1400 420 30 980 70
Бензин АИ-76 (80) 300 90 30 210 70
Бензин АИ-92 600 510 85 90 15
Бензин АИ-95, 98 170 145 85 25 15
Масла 20 15 75 5 25
Всего: 2490 1180 47 1310 53

 

В течение последних трех лет существенное влияние на развитие рынка нефтепродуктов в Российской Федерации и Республике Татарстан оказало увеличение количества автотранспортных средств с развитием промышленности, ростом покупательной способности и общего уровня жизни населения. Рост импорта автомобилей, локализация иностранных автопроизводителей в России, выпуск современных моделей на отечественных заводах привели к переориентации спроса на более качественное топливо (АИ-92 и АИ-95). В перспективе ожидается дальнейшее увеличение продаж дизельного топлива и автобензинов с более высоким октановым числом (Регуляр-92, Премиум-95).

В совокупной структуре отгрузок республиканских автобензинов на долю Татарстана приходится 44%, на другие регионы России - 21,5%, на экспорт – 34%.

Продажи в Республику Татарстан автомобильного бензина республиканского производства составили в 2008 году 309 тыс.тонн, за 5 месяцев 2009 года – 127 тыс.тонн. Удельный вес республиканских производителей на рынке автобензина Республики Татарстан составил в 2008 году 29%.

Структура поставок татарстанских автобензинов на российские рынки сбыта диверсифицирована. Произведенные в республике автобензины отгружаются в 66 регионов России. Наиболее крупными потребителями являются регионы Приволжского федерального округа (45% от совокупного объема поставок (без учета Республики Татарстан)): Чувашская Республика (14%), Нижегородская область (10%), Кировская и Ульяновская области (5%).

Покупки дизельного топлива в Республику Татарстан из других регионов России составили в 2007 году 356 тыс.тонн, в 2008 году – 358 тыс.тонн. Удельный вес ввозимых объемов дизельного топлива в структуре республиканского потребления в 2007 и 2008 годах составлял порядка 27%. В стабильный круг поставщиков входят предприятия Республики Башкортостан (78,6% от всех поставок в 2007 году и 80,2% в 2008 году), Пермского края (по 5,2% в 2007 году и в 2008 году). Оба региона располагаются в Приволжском федеральном округе.

Продажи дизельного топлива республиканского производства в другие регионы России составили в 2007 году 290 тыс.тонн, в 2008 году - 343 тыс.тонн. Удельный вес отгрузок в регионы России в республиканском производстве дизельного топлива составил 15% в 2007 году и 19% в 2008 году. Основными географическими сегментами продаж дизельного топлива республиканского производства были: в 2007 году Красноярский край (17,0%), Архангельская (9,5%), Республика Коми (7,7%), Кировская области (7,5%), Чувашская Республика (5,3%); в 2008 году Чувашская Республика (23,6%), Кировская область (11,5%), Саратовская область (9,1%), Ленинградская область (7,5%), г.Москва (7,3%) [29].

Таким образом, межрегиональный товарооборот Республики Татарстан по дизельному топливу можно считать конкурентным ввиду большого числа участников. Дизтопливо реализовывалось в 2007 году в 43 региона, в 2008 году – в 38 регионов. В Республику Татарстан поставки дизельного топлива осуществлялись из 14 регионов России. Регионы-потребители и регионы-поставщики наибольших объемов дизельного топлива территориально расположены в границах Приволжского федерального округа (54% потребителей и 97% поставщиков), что указывает на оптимальные сбытовые потоки на рынках дизельного топлива. В то же время, учитывая высокую концентрацию нефтеперерабатывающих заводов в Приволжском федеральном округе и, как следствие, высокую конкурентность на рынке основных товаров нефтепереработки, отгрузку в регионы соседних округов (Центральный, Северо-Западный федеральные округа) также можно считать обоснованной.

Средняя по г. Казани розничная цена бензина АИ-92, 93 по состоянию на 3 августа 2009 года составила 21,13 руб., АИ-95 – 22,6 руб., А-76 – 18,35 руб., дизельного топлива – 17,79 руб.

В мае-августе 2009 года наблюдался устойчивый рост цен на нефтепродукты. Наиболее высокая динамика отмечена по бензину АИ-95 и А-76 (темп роста к декабрю 2008 г. 116,6% и 115% соответственно). Следует отметить, что в г.Казани темпы роста цен на нефтепродукты в январе-августе текущего года были одними из самых высоких в Приволжском федеральном округе.

Если в декабре 2008 года и первые пять месяцев 2009 года в Казани можно было приобрести топливо по относительно низкой цене (в период с 18 по 25 мая цены на дизельное топливо, бензин марок 92, 93, 95 были минимальными среди регионов ПФО), то в августе 2009 года цены на бензины А-76, АИ-95 стали одними из самых высоких в округе (из 14 столиц регионов Приволжского федерального округа г.Казань по цене на дизельное топливо находится на третьем месте, на бензин А-76 - на четвертом месте, на бензин АИ-95 – на шестом месте, на бензин АИ-93, 92 – на седьмом месте).

Среди основных факторов роста цен на нефтепродукты в Республике Татарстан и России в первом полугодии 2009 года можно выделить:

- динамику мировых и внутренних цен на нефть. Цена нефти марки «Urals» выросла с 42,6 долл. США за баррель в январе 2009 года до 61,0 долл. США за баррель в июле 2009 года (темп роста 143%); минимальная цена нефти в Поволжье за этот же период возросла с 5 до 8 тыс. рублей с НДС за тонну (темп роста 160%);

- переориентацию отечественных нефтепереработчиков на экспортные поставки. При снижении объемов производства экспорт нефтепродуктов за 4 мес. 2009 года к аналогичному уровню предыдущего года вырос на 6,4%. Этому способствовало, с одной стороны, снижение спроса на нефтепродукты и покупательной способности на внутреннем рынке, с другой стороны, оживление спроса на нефтепродукты на мировых рынках, а также более высокие цены на нефтепродукты на западноевропейских рынках;

- плановые остановки нефтеперерабатывающих заводов России на капитальный ремонт.

Цены на нефтепродукты в России ниже европейских: по состоянию на июнь 2009 года высокооктановый бензин в нашей стране стоил на 37% меньше, чем в Северо-Западной Европе, авиационный керосин – на 62%.

 


 

Рис. 2.18. Сравнение цен на нефтепродукты в России и Европе

(июнь 2009 года)

 

В то же время при сравнении цен на моторные топлива России и Северной Америки заметен более высокий ценовой уровень в нашей стране по всем позициям (таблица 2.10). На 12 января 2009 года среднероссийские цены превышали американские по бензину марок 92, 93/ Regular на 64%, по бензину марок 95/Premium – на 67%, по дизельному топливу – на 33%. В августе разрыв в ценах сократился за счет существенного роста стоимости моторных топлив США (на 12-44%), однако более высокий уровень цен в России сохраняется.


Таблица 2.10 – Сравнение розничных цен на бензин и дизельное топливо в России и США

Виды топлива

12.01.2009

03.08.2009

Темпы роста, %

Соотношение цен РФ и США

РФ США РФ США РФ США 12.01.09 13.08.09
Бензин АИ-92 19,57 11,9 21,52 17,18 110 144 1,64 1,25
Бензин АИ-95 22,4 13,43 23,03 18,74 103 140 1,67 1,23
Дизельное топливо 20,7 15,57 18,21 17,49 88 112 1,33 1,04

 

Учитывая более низкую покупательную способность российского населения по сравнению с Северной Америкой и европейскими странами, а также необходимость повышать ценовую конкурентоспособность российских товаров и услуг, разработка мероприятий по стабилизации и снижению уровня цен на основные виды нефтепродуктов представляется своевременной и актуальной [30].

 

Таблица 3.10 Финансово-экономические риски

Виды рисков Отрицательное влияние на прибыль
Неустойчивость спроса  Падение спроса с ростом цен
Появление альтернативного продукта Снижение спроса
Снижение цен конкурентов Снижение цен
Увеличение производства у конкурентов Падение продаж или снижение цен
Рост налогов Уменьшение чистой прибыли
Платежеспособность потребителей Падение продаж
Рост цен на сырье, материалы, перевозки Снижение прибыли из-за роста цен
Зависимость от поставщиков, отсутствие альтернативы Снижение прибыли из-за роста цен
Недостаток оборотных средств Увеличение кредитов

 


3. Бизнес план АЗС

Инвестировать накопления в бензиновый бизнес — все равно, что купить породистого жеребца. Сначала придется вложить довольно крупную сумму: «голубая» кровь стоит недешево, да чтобы жеребец вырос гладким, резвым и проворным, тоже надо постараться. Однако вскоре вы поймете, что потратились не зря. Новое дело не только вернет израсходованные деньги сполна, но и принесет существенную прибыль. Если, конечно, вы будете соблюдать все правила содержания и ухода за источником дохода. Ну и, конечно, усвоите ряд необходимых тонкостей.

Для начала необходимо арендовать землю и обзавестись специальными лицензиями на хранение нефти, газа и продуктов их переработки.

За право возвести АЗС на конкретном участке придется заплатить. Высокая стоимость объясняется тем, что в России существуют довольно жесткие строительные нормы, а отсюда и необходимость согласовывать документы на строительство в различных инстанциях.

Естественно, без специального оборудования не обойтись. Самый дешевый минимальный комплект из 2-х колонок и компьютера стоит 40 000 долл. Но две колонки — это слишком маленькая заправка, хотя они и в состоянии разливать сразу несколько видов топлива. Обычно колонок на заправке не меньше четырех. Конечно, колонка колонке рознь: есть модели подешевле, есть — подороже. Обычно же бизнесмены тратят на технику от 100 000 до 200 000 долл.

А все остальное: подъездные пути, здание для оператора, емкости для бензина — по минимуму — от 50 000 долл. Это обойтись без магазина, мойки и автомастерской. Но в первое время они и не обязательны. В целом же АЗС «под ключ» стоит не менее 500 000долл. Сюда входят все разрешения, земля и прочие сопутствующие расходы.

Важный элемент бензинового бизнеса — тесные отношения с нефтебазой или нефтеперерабатывающим заводом. Тут можно и оптовые цены повыгоднее выторговать, и наиболее удобный режим приемки товара выстроить.

Сейчас рынок постепенно насыщается, и на первый план выходит не столько предложение бензина, сколько стремление обеспечить покупателя качественным товаром. Сегодня именно это лежит в основе конкуренции. А высокого качества можно достичь, только если у компании вертикально интегрированная структура. То есть все: и НПЗ, и нефтебаза, и АЗС.

Возить бензин непосредственно с НПЗ бывает невыгодно, т.к. он может находиться весьма далеко от АЗС. Тогда не исключены перебои с поставками. Мало ли что произойдет в пути, и бензовоз не прибудет в срок. В это время бензин на АЗС закончится. Придется обращаться к ближайшим нефтебазам. Что вы от них получите, заранее не известно. Обычно компании завозят на нефтебазу примерно 100 т топлива и отдают его на хранение. А потом по мере необходимости забирают то же количество. Как правило, назад они получают уже не свой бензин: либо привезенный другой компанией, либо и вовсе перемешанный. Ведь и остальные предприятия могут сдавать на хранение бензин своего производства. А кто даст гарантии, что их продукция такого же хорошего уровня, как и ваша? В результате качество полученного товара может упасть.

По правилам каждый работник АЗС должен иметь специальный сертификат, подтверждающий его профессиональную подготовку. Поэтому надо либо перекупать специалистов, либо учить. Впрочем, налажена целая система обучения. В рамках нефтеинспекции существуют обязательные курсы. Захотел торговать бензином — отправляй своих сотрудников туда на обучение. Стоимость курсов — около 2000 руб. за человека. Причем окончить их должны все: и водители, и кассиры, и заправщики. Затем нефтеинспекция сертифицирует работников.

Качество работы АЗС контролирует масса проверяющих организаций. И к этому нужно быть всегда готовым. Например, представители нефтеинспекции частенько абсолютно неожиданно посещают АЗС.


Заключение

 

Маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций.

Масштабы маркетинга чрезвычайно широки. В самом общем виде под маркетингом понимается процесс, некоторая предпринимательская деятельность, ориентированная на удовлетворение потребностей людей.

В современных условиях хозяйствования маркетинговые исследования являются важным элементом ведения эффективной рыночной деятельности.

Принципиальной особенностью маркетингового исследования, отличающей его от сбора и анализа внутренней и внешней текущей информации, является его целевая направленность на решение определенной проблемы или комплекса проблем маркетинга. Эта целенаправленность и превращает сбор и анализ информации в маркетинговое исследование - комплексное понятие, которое включает все виды исследовательской деятельности. К основным принципам проведения маркетинговых исследований относятся объективность, точность и тщательность.

В процессе анализа было выявлено, что на рынке автозаправочных станций в РТ действует несколько крупных игроков, являющиеся олигополистами. Однако конкуренция на рынке достаточно высока, в связи с чем представляется целесообразным изучить предпочтения потребителей автозаправочных станций, оценить емкость и потенциал рынка автозаправочных станций РТ, а также провести анализ конкурентов. Все это позволит провести сегментацию потребителей автозаправочных станций, определить особенности позиционирования АЗС на рынке РТ и обосновать целесообразность создания автозаправочной станции.

Современные АЗС в развитых странах превратились в многофункциональные комплексы, которые помимо заправки топливом, предлагают перечень сопутствующих услуг для удобства водителей и пассажиров. При этом наблюдается тенденция увеличения доли услуг в общей сумме чистых доходов, получаемых станциями. Рост оптовых цен и уменьшение маржи в составе розничных цен на топливо в сочетании с расширением перечисленных услуг приводит к тому, что суммарные чистые доходы от оказания этих услуг во многих случаях превышают чистые доходы, получаемые от продажи топлива.

До последнего времени основными игроками на розничном рынке топлива были вертикально-интегрированные нефтяные компании и независимые предприниматели, которые оперируют самостоятельно или в рамках договоров франчайзинга.

Характерной чертой нынешнего этапа развития этого рынка стало интенсивное вступление крупных торговых сетей, для которых автозаправочные станции представляют собой лишь довольно незначительный по доходам компонент операционной деятельности, главное предназначение которого способствовать привлечению покупателей в сетевые магазины. Учитывая это, крупные розничные торговцы устанавливают минимальные розничные цены на топливо, отвлекая часть клиентов от традиционных заправочных станций. Такая ситуация усиливает конкуренцию и ведет к сокращению уровня маржи. В результате, часть станций не выдерживают усложняющихся рыночных условий.

Исходя из того, что объектом изучения в работе является сеть АЗС “Автодорстрой”, решено было провести исследование предпочтений потребителей именно этой сети автозаправок.

Маркетинговое исследование предпочтений потребителей горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций было проведено в городах Республики Татарстан (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга, Бугульма, Заинск). Исследование проводилось в местах скопления автомобилистов – в торговых центрах, на рынках, возле гипермаркетов, на автостоянках. Во избежание перекоса мнений относительно атрибутов опрос намеренно не проводился на автозаправочных станциях городов.

В ходе реализации этапа массового опроса в соответствии с расчетом выборки было проведено в общем 2148 интервью. Из них потребителями услуг «Автодорстроя» оказались 246 респондента.

Таким образом, на основе проанализированной информации можно составить портрет потребителя АЗС «Автодорстрой». По итогам исследования потребителем АЗС «Автодорстрой» является мужчина среднего возраста, имеющий средне – специальное образование, владеющий отечественным автомобилем эконом класса, заправляющийся 92 бензином 1-2 раза в неделю. Доход потребителя составляет в месяц на одного члена семьи меньше 10 т.р. И в большинстве случаев при выборе АЗС для него главным фактором является месторасположение заправочной станции.

Основной целью развития конкуренции на рынке нефтепродуктов Республики Татарстан является наиболее полное обеспечение экономических и социально-экологических интересов потребителей нефтепродуктов на основе конкурентоспособного, инновационного развития рынка нефтепродуктов. Это предполагает создание необходимых условий для появления и развития компаний малого, среднего и крупного бизнеса по всей цепочке создания и реализации нефтепродуктов, развитие всех составляющих рынка нефтепродуктов на передовом мировом уровне.

По данным государственного учреждения «Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов», на розничном рынке нефтепродуктов Республики Татарстан по состоянию на 10 августа 2009 года функционирует 819 автозаправочных станций.

Наибольшее число объектов АЗС принадлежит ОАО «Холдинговая компания «Татнефтепродукт» и ОАО «Татнефть» (152 и 151 объект соответственно). Кроме того, на рынке представлены 150 ведомственных автозаправочных станций и 366 независимых участников (индивидуальные предприниматели, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества). Доля независимых предприятий на розничном рынке нефтепродуктообеспечения составляет 45%.

Таким образом, по числу и структуре участников автозаправочного бизнеса розничный рынок нефтепродуктов можно считать конкурентным.

Рассмотрев изменение доли рынка ООО «Автодорстрой» по количеству АЗС и АГЗС по различным городам Республики Татарстан можно сделать вывод о том, что доля компании «Автодорстрой» на рынке АЗС осталась практически неизменной (снижение на 0,02 % в период с 2008г. по 2009 г.), однако выявлено снижение на 0,75 % доли компании «Автодорстрой» на рынке АГЗС.

На основе проведенного анализа было установлено, что динамика продаж автомобильного топлива компании «Автодорстрой» демонстрирует отрицательную динамику. Между тем, количество автомобилей в стране и в республике, в частности, с каждым годом увеличивается, что и обуславливает необходимость создания дополнительных АЗС и АГЗС на уровне г. Нижнекамска. В связи с этим, в работе автором предложен проект строительства автозаправочной станции. Цель проекта — удовлетворение потребностей автовладельцев данного района в бензине, дизельном топливе и других горюче-смазочных материалах, а также в дополнительных услугах.

В качестве источников финансирования проекта будут использоваться собственные и привлеченные средства.

Рассчитав основные показатели проекта строительства автозаправочной станции, можно сделать следующие выводы:

- инвестиционный проект финансирования строительства автозаправочной станции является прибыльным, его внутренняя норма доходности при установленной ставке дисконтирования 13% составит к 2017 году 28,83 млн. руб.;

- срок окупаемости инвестиционного проекта составит 4 года 3 месяца, т.е. со 2 квартала 2015 года проект начинает стабильно работать прибыльно;

- внутренняя норма доходности проекта составит 51,32%.


Библиография

1. Вагапова Г.А. Из года в год. Экономический потенциал Татарстана: итоги и прогнозы // Татарстан. -2007. - №1. – с.24-25.

2. Липин К.Н. Влияние нефтехимического комплекса на развитие экономики региона: реф. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук/ К.Н. Липин. - Ижевск, 2007 - 15 с.

3. Осипов Н.Ю. Социально-экономическое положение Республики Татарстан: комплексный информационно-аналитический доклад. – Казань.: Татарстанстат, 2007. – 129 с.

4. Остров. К.Д. Проект Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года [Электронный ресурс] / Остров. К.Д..- Режим доступа: http: // rsppenergy.ru, свободный.

5. Скрипник Ю.В. Состояние и тенденции развития активной части основных фондов химической и нефтехимической промышленности/ Ю.В. Скрипник // Экономический вестник Республики Татарстан.- 2006. – №1. – С.41-43.

6. Шаймиева Э.Ш. Привлечение прямых иностранных инвестиций в химический и нефтехимический комплекс Республики Татарстан: дис. на соискание канд. экон. наук/ Э.Ш. Шаймиева – Казань, 2004. – 218с.

7. Маликов, А.В. «Татнефть» - крупнейший экспортёр ПФО /А.В. Маликов // Нефтяные вести. -2007. - №9. - С.3.

8. Шигабутдинов А.К. Процессы интеграции в отечественной нефтехимии должны ускориться // Нефть и капитал. – 2006. - №12. – с.82-85.

9. Якин И.В. Рейтинг стоимости российских автомагистралей [Электронный ресурс] / Якин И.В.- Режим доступа: http://www.baikal24.ru, свободный.

10. Волков, О.И. Экономика предприятия / О.И. Волков. - М.: ИНФРА-М, 2005. – 520с.

11. Божук С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы. СПб.: Вектор, 2005. – 439 с.

12. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320 с.

13. Голубков Е. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Финпресс, 1998. – С. 290.

14. Каменева Н.Г., Поляков В.А. Маркетинговые исследования: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 439 с.

15. Вернель Г. Маркетинговые исследования. – СПб.: Питер, 2000. – С. 377

16. Энджел Д. Поведение потребителей. – СПб: Питер Ком, 1999. – 768 с

17. Современный экономический словарь / под ред. Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – М.; ИНФА-М, 2007. – 495 с.

18. Федотова М.А. Сколько стоит бизнес (Методы оценки). – М.: Перспектива, 1996. – 217с.

19. Черняк В.З. Оценка бизнеса. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 175с.

20. Левин, И. Средний класс: малый бизнес и власть / И. Левин // МЭМО. – 2006. - №8. – С. 47-59.

21. Шавалиев, А. Х. Союз бензина и магазина / [Электронный ресурс] / А. Х. Шавалиев. – режим доступа: // http: //www.almshavh.ru, свободный.

22. Шишкина, А. А. Состояние рынка автозаправочных станций в РТ [Электронный ресурс] / А. А. Шишкина. – режим доступа: // http: //www.uglich.ru, свободный.

23. Чернова, С. Н. Российский АЗС и перспективные технологии [Электронный ресурс] / С. Н. Чернова – режим доступа: // http: //www.krai.ru, свободный.

24. Интегрированный отчет по результатам маркетингового исследования предпочтения потребителей ГСМ по городам Татарстана / www.razvitie2002.ru

25. Гинзбург, А.И. Экономический анализ / А.И. Гинзбург. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 208 с.: ил.

26. Горфинкель, В.Я. Экономика организаций (предприятий): учебник для вузов / В.А. Швандар. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 608 с.

27. Гриденко, Ю.И. Анализ финансовой отчетности / Ю.И. Гриденко // Справочник экономиста. – 2009. - № 2. – С. 26-35.

28. Грузинов, В.П. Экономика предприятия (предпринимательская): учебник для вузов / В.П. Грузинов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 795 с.

29. Курс социально-экономической статистики: учебное издание для ВУЗов / М.Г. Назаров [и др.]; общ. Ред. М.Г. Назаров. – М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 200. – 771 с.

30.  Протасов, В.Ф. Анализ деятельности организации (фирмы): производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг / В.Ф. Протасов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 536 с.: ил.

31. Фролова Н. Н. Некоторые нюансы развития автозаправочного бизнеса [Электронный ресурс] / Н. Н. Фролова. – режим доступа: // http: //www.frol23.ru, свободный.

32. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций: Учеб. пособие для вузов по экон. спец. – М.: ЮНИТИ; ФИНАНСЫ, 1999. – 254с.

33. Гимадетдинов Н. Обратный отсчет для «ТАНЕКО» [Электронный ресурс] / Н. Гимадетдинов.- Режим доступа: , свободный.

34. Несмелов И.М. Качество продукции как фактор конкурентоспособности нефтехимического предприятия / И.М. Несмелов // Экономика и жизнь. – 2008. – № 5. – С. 50-51.

35. Об итогах работы промышленных предприятий // Информационные материалы к выездному заседанию КМ РТ, 2008. – С 28 - 45.

36. Отчет по результатам маркетингового исследования предпочтения потребителей ГСМ в г. Нижнекамск // www.razvitie2002.ru

37. Отчет по результатам маркетингового исследования предпочтения потребителей ГСМ в г. Бугульма // www.razvitie2002.ru

38. Отчет по результатам маркетингового исследования предпочтения потребителей ГСМ в г. Елабуга // www.razvitie2002.ru

39. Отчет по результатам маркетингового исследования предпочтения потребителей ГСМ в г. Заинск // www.razvitie2002.ru

40. Отчет по результатам маркетингового исследования предпочтения потребителей ГСМ в г. Набережные Челны // www.razvitie2002.ru

41. Отчет по результатам маркетингового исследования предпочтения потребителей ГСМ в г. Казань // www.razvitie2002.ru

42. Официальный сайт ООО «Автодорстрой» // http://www.autodorstroi.com/


Содержание

 

Введение

1 Состояние и специфика рынка автозаправочных станций

1.1 Обзор состояния рынка автозаправочных станций в РТ

1.2 Теоретические основы маркетинговых исследований

1.3 Исследование специфики автозаправочного бизнеса

2 Маркетинговое исследование рынка автозаправочных станций РТ

2.1 Изучение предпочтений потребителей автозаправочных станций

2.2 Оценка емкости и потенциала рынка автозаправочных станций РТ

2.3 Анализ уровня конкуренции на рынке АЗС

3 Обоснование целесообразности создания автозаправочной станции

3.1 Сегментация потребителей автозаправочных станций

3.2 Позиционирование АЗС на рынке РТ

3.3 Сущность и оценка эффективности проекта

Заключение

Библиография

 


Введение

 

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что современный человек не может существовать без потребления большого количества энергии. Исторический прогресс мирового сообщества был предопределен в первую очередь тем, что человечество сумело использовать в практических целях ископаемые энергоносители: нефть и природный газ.

На сегодняшний день маркетинговые исследования предпочтений потребителей составляют важную часть деятельности любого предприятия. Отношения с потребителем стали приоритетным направлением деятельности организаций в развитых странах. Нередко именно это направление деятельности занимает больше всего времени и усилий компаний. Хорошие отношения с потребителями позволяют продавать продукты и услуги более успешно. Многие успешные компании помнят, что удовлетворенность потребителя продуктом или услугой – приоритет в деятельности производителя на рынке покупателя.

Целью работы является исследование предпочтений потребителей при выборе автозаправочной станции. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть теоретические основы маркетинговых исследований;

- провести обзор состояния рынка автозаправочных станций в Республике Татарстан;

- изучить предпочтения потребителей автозаправочных станций;

- оценить емкость и потенциал рынка автозаправочных станций РТ;

- провести сегментацию потребителей автозаправочных станций;

- произвести оценку эффективности проекта создания автозаправочной станции.

Объектом исследования в работе является рынок автозаправочных станций и особенности его функционирования. Предметом в работе выступает выявление предпочтений потребителей при выборе автозаправочной станции с использованием маркетингового исследования.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, цель и задачи, объект и предмет.

В первой главе рассматриваются состояние и специфика рынка автозаправочных станций, в частности, проводится обзор состояния рынка автозаправочных станций в РТ, рассматриваются теоретические основы маркетинговых исследований и производится исследование специфики автозаправочного бизнеса.

Во второй главе проводится маркетинговой исследование рынка автозаправочных станций РТ. В данном разделе автором изучаются предпочтения потребителей автозаправочных станций, оценивается емкость и потенциал рынка автозаправочных станций РТ, а также проводится анализ уровня конкуренции на рынке АЗС.

В третьей, заключительной, главе, производится обоснование целесообразности создания автозаправочной станции. В частности, осуществляется сегментация потребителей автозаправочных станций, проводится позиционирование АЗС на рынке РТ и оценивается эффективность проекта создания автозаправочной станции.

Сведения об объеме: 76 страниц, 15 иллюстраций, 15 таблиц, 6 приложений, 42 использованных источника.

Степень разработанности темы. В настоящее время проблема исследования предпочтений потребителей стала объектом изучения многих специалистов. Интерес к данной теме в современных условиях растет, многие ученые работают в этом направлении, разрабатывая и реализуя новые подходы к исследованию предпочтений потребителей.

Научная новизна работы. Автором в работе было проведено маркетинговое исследование предпочтений потребителей при выборе АЗС РТ, проведена сегментация потребителей автозаправочных станций и предложен проект по созданию автозаправочной станции.

Эмпирическая база исследования:

- материалы общероссийских и республиканских маркетинговых исследований и социологических опросов;

- результаты маркетингового исследования, проведенного Камским центром социальных и бизнес-технологий «Развитие» по заказу компании ООО «Автодорстрой».

Для выполнения поставленных задач автором был использован большой объем специальной литературы по теме исследования.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов:

- при исследовании специфики автозаправочного бизнеса;

- при сегментации потребителей автозаправочных станций;

- при оценке емкости и потенциала рынка автозаправочных станций;

- при оценке эффективности проекта создания автозаправочной станции.

Теоретико-методологическая основа работы. Цель, задачи, предмет исследования определили методологическую базу как сочетание общетеоретических, специально-научных и эмпирических методов, позволяющих получить достоверное знание об объекте исследования.

В процессе работы над темой были использованы следующие методы и подходы. Эмпирико-теоретический общенаучный метод – описание. Логико-теоретические общенаучные методы – сравнение и логический, позволяющий проследить процесс развития рынка автозаправочных станций. Комплексный подход, предполагающий использование субъектно-объектного анализа, выявляющий природу и сущность маркетинговых исследований.

Получить достоверную информацию об объекте исследования и определить практические рекомендации позволил эмпирический метод – опрос респондентов с помощью анкетирования.




Состояние и специфика рынка автозаправочных станций

Дата: 2019-07-31, просмотров: 229.