Требования к санитарному состоянию тумбочек и холодильников,
сроки хранения пищевых продуктов.
Цель:
Виды уборок, проводящихся в процедурных, перевязочных, операционных
Вид уборки | Время проведения | Примечание |
Профилактическая (предварительная) | Перед началом работы | Проводится уборка и дезинфекция рабочих поверхностей |
Текущая | В течение рабочего дня | После каждого пациента проводится уборка и дезинфекция использованного оборудования |
Заключительная | В конце рабочего дня | Уборка и дезинфекция использованного инвентаря, влажная уборка помещения |
Генеральная | 1 раз в неделю | - |
Лекция № 4
Дезинфекция
Виды, методы и режимы дезинфекции в ЛПУ.
Дезинфекция – мероприятие направленные на уничтожение в окружающей среде возбудителей инфекционных заболеваний (патогенных и условнопатогенных, кроме спор) и их переносчиков.
Цель дезинфекции: удаление и уничтожение возбудителей инфекционных заболеваний с объектов внешней среды палат и функциональных помещений ЛПУ, на медицинском оборудовании и инструментарии.
Противоэпидемиологические мероприятия направлены на прерывание эпидемиологического процесса путем воздействия на механизм передачи возбудителя. При некоторых ВБИ (ГСИ, кишечные инфекции) дезинфекция практически единственный способ снижения заболеваемости в ЛПУ. Дезинфекции подлежат все изделия после их применения. После дезинфекции изделия используются по назначению или (при наличии показаний) подвергаются ПСО и стерилизации, одноразовый инструментарий утилизируется.
Есть два вида дезинфекции:
1) профилактическая, ее цель: предупредить возникновение, распространение и накопление микроорганизмов в окружающей среде; проводятся постоянно в ЛПУ независимо от очага инфекции;
- влажная уборка всех помещений не реже 2 раз в сутки с применением дезрастворов,
- генеральная уборка процедурных, перевязочных, операционных, раз в неделю,
- дезинфекция уборочного инвентаря,
- проветривание помещений 3-4 раза в сутки,
- контроль за содержимым холодильников.
2) очаговая (текущая и заключительная), проводится в очаге инфекционного заболевания, ее задача – уничтожить возбудителя и предупредить его вынос за пределы очага:
а) текущая (проводится постоянно в очаге в условиях ЛПУ или дома); ее цель: немед-ленное уничтожение возбудителя инфекции после выделения из организма больного или бациллоносителя;
- влажная уборка помещения, где находится больной, не менее 3-х раз в сутки с применением дезрастворов,
- дезинфекция всех предметов ухода, посуды, белья после каждого использования,
- дезинфекция выделений пациента, которые могут быть источником заражения (кал, мокрота).
б) заключительная (проводится однократно после госпитализации, изоляции, перевода или смерти пациента, бациллоносителя); ее цель: полное обеззараживание объектов, ко-торые могли быть инфицированы.
- генеральная уборка помещения, где находился больной с применение УФ-лучей
- дезинфекция всех предметов ухода, посуды, белья, которыми пользовался пациент (при невозможности дезинфекции вещи утилизируются, например, детские игрушки)
Методы дезинфекции.
А. Физические методы
а) Механические методы обеспечивают удаление пыли, грязи, жировых и белковых частиц, а вместе с ними и микроорганизмов (стирка, подметание, проветривание, мытье рук, чистка, выбивание, вытрушивание, использование пылесосов).
б) Термические методы базируются на применении высоких и низких температур (кипячение, пастеризация, прокаливание, проглаживание горячим утюгом, действие горячего воздуха или горячего пара, сжигание, обжигание, высушивание, замораживание).
В ЛПУ кипятят белье, посуду, предметы ухода.
Пастеризация – прогревание пищевых продуктов до 70 80 С в течении 30 мин, при этом гибнут только вегетативные формы.
В ЛПУ сжигают: инфицированную бумагу, ветошь, перевязочный материал, остатки пищи, трупы животных, умерших от инфекционных заболеваний (сжигание проводят в специальных ямах). Для сжигания мокроты тубинфицированных больных ее предварительно смешивают с опилками и сжигают в специальных печах.
Обжигание (прокаливание) используют в бактериологических лабораториях для обеззараживания лабораторных петель и игл при помощи спиртовой или газовой горелки (в течении дня в лаборатории зачастую используют петли в нескольких сотнях исследований).
Высушивание используют как вспомогательный метод дезинфекции.
Замораживание – это применение низких температур. Используют в микробиологических исследованиях для сохранения (консервации) патогенных микроорганизмов. Метод широко не используется т.к. требует материальных затрат (гибель микроорганизмов наступает при температуре – 273 С
Таб. №1
Дезинфицирующий агент
Режимы дезинфекции
Температура, °С
Экспозиция, мин
99
1
+ 5
Дезинфекции способом кипячения подвергаются изделия из:
• стекла;
• металла;
• стойких полимерных материалов;
• стойкой резины.
Перед кипячением изделия очищают от органических загрязнений, промывая водопроводной водой с соблюдением мер противоэпидемической защиты (в отдельной емкости с последующей дезинфекцией промывных вод). Отсчет времени экспозиции начинают с момента закипания воды.
Условия проведения: полное погружение изделий в воду.
Применяемое оборудование: кипятильник дезинфекционный.
Паровой метод Таб. №2
Дезинфицирующий агент
Режимы дезинфекции
Дезинфекции паровым методом подвергаются изделия из:
• стекла;
• металла;
• стойких полимерных материалов;
• стойкой резины.
Предварительная очистка изделий не требуется. Их складывают в стерилизационные коробки и помещают в паровой стерилизатор.
Применяемое оборудование:
• паровой стерилизатор;
• камеры дезинфекционные.
Дезинфицирующий агент
Режимы дезинфекции
Температура, С
Дезинфекции воздушным способом подвергаются изделия из:
• стекла;
• металла;
• силиконовой резины;
• стойкой резины.
Дезинфицируют только изделия не загрязненные органическими веществами. Проводят без упаковки (в лотках).
Применяемое оборудование: воздушный стерилизатор.
в) Лучевые методы. Используют солнечный свет, УФ лучи, радиоактивное излучение, ультразвуковое излучение.
Солнечные лучи, особенно прямые убивают большинство микроорганизмов. Этот метод дезинфекции является вспомогательным, т.к. его трудно дозировать.
УФ излучением производят обеззараживание воздуха в операционных, процедурных и перевязочных кабинетах, родильных залах и др. Его проводят с помощью бактерицидных и кварцевых ламп. Обязательным условием их использования отсутствие медперсонала и больных (возможен ожог слизистой глаза). На дверях помещений вывешен график кварцевания.
Радиоактивное облучение уничтожает все виды микроорганизмов (вегетативные формы и споры). Применяют на заводах производящих одноразовый медицинский инструментарий, для его дезинфекции и стерилизации.
Ультразвуковое излучение применяют для дезинфекции и стерилизации аптечной и лабораторной посуды.
г) СВЧ-излучения. В таких установках обеззараживают медицинские отходы класса А. Б и В.(заражённые всеми возможными видами бактериальных и вирусных инфекций).
В. Химические методы
Наиболее широко в ЛПУ используется химический метод дезинфекции. Он основан на применении химических веществ в виде растворов, порошков, эмульсий и др.
В качестве средств дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации используют установленном порядке только разрешенные в РФ химические средства.
В настоящее время в России разрешены к применению более 600 средств дезинфекции из различных химических групп, отличающиеся физико-химически-свойствами (форма применения, растворимость, стабильность, наличие моющего действия, значение Ph растворов и т.д.), антимикробной активностью, токсичностью, назначением, сферой применения.
Для достижения противоэпидемического эффекта дезинфекционного мероприятия необходимо правильно выбрать дезинфицирующее средство, соответствующее поставленной задаче. Для этого медицинский персонал должен хорошо знать основные свойства и особенности конкретных дезинфицирующих средств.
К химическим методам дезинфекции относятся:
орошение;
протирание;
полное погружение;
засыпание;
распыление.
Единого универсального дезинфицирующего средства нет (они очень токсичны).
Дезинфицирующие средства подразделяют на средства мягкой дезинфекции (для обработки кожи, белья, одежды) и средства сильной дезинфекции (обработка биологического материала, суден, туалетов).
Режимы дезинфекции характеризуются такими условиями как, например: экспозиция (время выдержки), концентрация, температура, давление.
1.Погружение изделий в раствор, находящийся в специальных емкостях из стекла, пластмассы или покрытых эмалью без повреждений. Наиболее удобно применение специальных контейнеров, в которых изделия размещают на специальных перфорированных решетках. Емкости должны быть снабжены крышками, иметь четкие надписи с указанием названия средства, его концентрации, назначения, даты приготовления (для готовых к применению средств, разрешенных для многократного использования, указывают дату начала использования средства). Разъемные изделия дезинфицируют в разобранном виде. Каналы и полости заполняют дезинфицирующим раствором.
2. Орошение — используется для дезинфекции больших поверхностей (стен, дверей, крупных приборов). Для распыления применяют гидропульты или ручные опрыскиватели.
3. Протирание — используется для дезинфекции изделий и поверхностей, не соприкасающихся непосредственно с пациентом. Протирание проводится двукратно с интервалом 15 мин до полного высыхания. Для протирания не рекомендуется применять средства, содержащие альдегиды (Глутарал, Глутарал-Н, Сайдекс, Гигасепт ФФ, Бианол, формалин), а также Дезоксон-1, Дезоксон-4 во избежание токсичного побочного эффекта.
4. Засыпание — используется для обеззараживания инфицированных биологических материалов. На 1 л выделений берется 200 г дезинфектанта (например, хлорной извести). Необходимо обеспечить контакт дезинфицирующих препаратов с обрабатываемым материалом путем тщательного перемешивания.
Все химические средства дезинфекции можно разделить на несколько групп:
1. Галогены. Самые распространенные активные вещества этой группы – йод и хлор, т.е. хлорсодержащие (хлорная известь, хлорамин, хлоргекседин). Дезинфицирующие средства на основе хлора широко применяются вследствие своей высокой активности и низкой себестоимости, но они являются опасными для здоровья человека и загрязняют окружающую среду. Йод в отличие от хлора не токсичен, но проявляет меньшую активность и окрашивает обрабатываемые поверхности (йодонат)
2. Альдегиды. Чаще всего используют глутаровый, янтарный, ортофалевый или муравьиный альдегиды (формальдегид, его 40% р-р – формалин, сайдекс) и растворы на их основе. Альдегидсодержащие средства довольно активны, но обладают тяжелым неприятным запахом и токсичны;
3. Спирты. Обычно используют этиловый, метиловый, изопропиловый и изобутиловый спирты. 70% этиловый спирт – кожный антисептик. Несмотря на то, что спирты малодейственны против вирусов (особенно безоболочных), они являются отличными растворителями для других дезинфицирующих веществ и обладают спороцидными свойствами;
4. Фенолы. (Кристаллическая карболовая кислота). Обладают высокой активностью, но при этом довольно токсичны и агрессивны по отношению к некоторым материалам; 2% р-р фенола использовался для дезинфекции инструментов, катетеров. Лизол (3- 8 %)– для обработки пола, стен, мебели
5. Окислители. Известные дезинфицирующие средства – перекись водорода и соли на ее основе, калия перманганат.(0,1% - полоскание горла, 2% - для обработки ран). Достаточно активные и эффективные вещества, обладающие резким запахом, токсичностью и агрессивностью по отношению к некоторым материалам;
6. Амины. (Триамин) Хороши, в первую очередь, тем, что обладают моющими средствами. В качестве минусов стоит отметить токсичность и избирательную активность к безоболочным вирусам.
7. Щелочи. Самостоятельно они не имеют дезинфицирующий эффект, но при добавлении к раствору щелочи горячей воды – бактерицидность повышается (углекислая сода, поташ, мыло.)
8. Кислоты. Много кислот (серная, азотная, уксусная, муравьиная) пагубно действуют на вегетативные формы патогенных микроорганизмов, иногда на споры. Но в высоких концентрациях они повреждают металлы, ткани. Поэтому они малопригодны для широкой практики.
9. Соли тяжелых металлов. Сулема (дихлорид ртути) – сильный яд. Р-ры подкрашивают метиленовым синим или эозином (розовый). Концентрация 1: 1000 – 1: 2000 . Стерилизация шелка, дезинфекция резиновых перчаток. Колларгол (нитрат серебра) 1-2% р-р для промывания полостей.
10. Красители. Бриллиантовый зеленый (0,1 -2% спиртовой р-р) используют для обработки поверхностей тела при гнойничковых заболеваниях. Риванол или этакредин (лечение свежих инфицированных ран – водный р-р 1: 2000, полоскание рта 1: 1000)
11. Крезол. (Метилкрезол, крезоловая вода – применяется наружно для перевязок, крезамин)
12. Детергенты – синтетические моющие средства (смс)
С. Комбинированные методы дезинфекции используются в пароформалиновых и паровоздушных камерах (паровой метод)
.
Для информации: Химические вещества оказывают на микроорганизмы различное действие:
а) бактерицидное – уничтожение мк/о;
б) бактериостатическое – подавление роста и жизнедеятельности мк/о;
в) спорацидное – уничтожение спор мк/о;
г) вирусоцидное – уничтожение вирусов;
д) фунгицидное – уничтожение грибов.
Дезинфицирующего средства должны отвечать следующим требованиям:
1) быстро и полностью растворятся в воде или образовывать с ней стойкие эмульсии;
2) действовать быстро и в малых концентрациях;
3) оказывать обеззараживающее действие на органические вещества (биоматериалы);
4) быть достаточно стойкими при хранении;
5) быть малотоксичными для человека;
6) быть дешевыми в производстве и удобными в транспортировке и хранении
Дезинсекция – комплекс мероприятий направленных на уничтожение насекомых – переносчиков инфекционных заболеваний.
Дератизация - комплекс мероприятий направленных на борьбу с грызунами, опасными в эпидемическом отношении.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО КАТЕГОРИИ РИСКА ПЕРЕНОСА ВБИ
Низкий риск (некригические предметы)
Предметы, контактирующие со здоровой кожей без ее повреждения Предметы окружающей среды, не контактирующие с пациентом (стены, потолки)
Адекватный способ деконтаминации — очистка и дезинфекция низкого уровня (уничтожение вегетативных бактерий и респираторных вирусов)
Средний уровень (полукригические предметы)
• Оборудование, контактирующее со слизистыми оболочками или поврежденной кожей (дыхательное
и анестезиологическое оборудование, гибкие эндоскопы, ректальные термометры)
• Любые предметы, контаминированные биологическими жидкостями и выделениями организма
Адекватный способ деконтаминации — очистка с последующей дезинфекцией среднего или высокого уровня (в зависимости от оборудования)
Высокий риск (критические предметы)
• Предметы, проникающие
в стерильные ткани и органы, в полости тела и сосудистые
системы (хирургические
1 [нструменты, имплантаты,
иглы, внутри маточные средства,
сосудистые катетеры, мочевые
катетеры и т.д.
Адекватный способ) деконтаминации — очистка с последующей стерилизацией
Приготовление и использование дезинфицирующих растворов: 10%, 1%, 0,5% хлорной извести, 0,5%, 1%, 3%, 5% растворов хлорамина.
Растворы дезинфицирующих средств готовят путем смешивания дезинфицирующего средства с водопроводной водой в специальной технической посуде.
Более удобны для применения градуированные емкости, позволяющие дозировать смешиваемые ингредиенты. Необходимое для приготовления рабочего раствора количество дезинфицирующего средства в виде порошка взвешивают на весах или пользуются специальными мерными ложками, которые прилагаются к упаковке средства. Дезинфицирующие средства в виде водных или спиртовых концентратов для приготовления раствора отмеряют с помощью мерного градуированного стакана, пипетки или шприца. Иногда дезинфицирующие средства выпускаются во флаконах, оснащенных мерной емкостью.
Для получения нужной концентрации важно соблюдать рекомендованное соотношение средства и воды.
Для приготовления рабочих растворов хлорной извести нужных концентраций необходимо сперва приготовить маточный 10% осветленный раствор: берут 1 кг сухой хлорной извести и добавляют малыми порциями до 10 л (эмалированное ведро) холодной воды (хлорную известь измельчают деревянной лопаточкой, перемешивая в ведре); закрывают крышкой и отстаивают смесь в течение суток, таким образом первоначально получают неосветленный раствор. Через сутки этот раствор переливают через несколько слоев марли в темную бутыль, гущу убирают. Бутыль закрывают пробкой. Емкость должна быть промаркирована: указывается название раствора и его концентрация. На бирке указывается дата приготовления и подпись медсестры. (так получают 10 % раствор хлорной извести, который можно хранить 5—7 дней в темном месте).
Приготовление рабочих растворов хлорной извести:
0,1% — 100 мл 10% раствора хлорной извести на 9,9 л воды;
0,2 % — 200 мл 10 % раствора хлорной извести на 9,8 л воды;
0,5 % — 500 мл 10 % раствора хлорной извести на 9,5 л воды;
1% — 1 л 10% раствора хлорной извести на 9 л воды;
2% — 2 л 1 0% раствора хлорной извести на 8 л воды.
Раствор хлорамина готовят непосредственно перед употреблением, хранят в закрытой емкости 12-24 часа:
0,5 % — 5 г хлорамина на 1 л воды;
1 % — 10 г хлорамина на 990 мл воды;
3 % — 30 г хлорамина на 970 мл воды;
5 % — 50 г хлорамина на 950 мл воды.
Правила хранения хлорсодержащих растворов.
1) Хранить в темном, сухом, прохладном и хорошо проветренном помещении на стеллажах, в плотно закрытой таре, т, к. при неправильном хранении они быстро разлагаются с потерей активного хлора.
2) Препарат должен иметь стандартную упаковку (или специальную промаркированную) с указанием названия препарата, даты приготовления и срока годности. Не допускается хранение в железной таре.
3) Комната централизованного приготовления дезинфицирующие растворов оборудуется приточно-вытяжной вентиляцией.
4) Необходим следующий инвентарь:
• две емкости, расположенные на разных уровнях (эмалированные, пластмассовые, стеклянные);
• весы для взвешивания препаратов;
• сито капроновое или марля для процеживания маточного р-ра;
• деревянная лопаточка, эмалированный ковш.
Спецодежда: длинный халат, шапочка, резиновые сапоги, клеенчатый фартук; резиновые и х/б перчатки, рукавицы; респираторы; защитные очки; медицинская аптечка.
Документация:
• журнал учета расходования дезинфицирующих средств:
• журнал приготовления маточного р-ра:
• папка с результатом химического контроля сухого препарата и дез. р-ров на содержание активного хлора;
инструкции по приготовлению дез. р-ров.
5) В этих помещения запрещено хранить и употреблять пищу.
Правила техники безопасности при работе с хлорсодержащими растворами.
Большинство дезинфицирующих средств являются токсичными и при работе с ними необходимо соблюдать правила техники безопасности.
Техника безопасности при работе с дезинфицирующими средствами:
1) К работе с дезинфицирующими средствами допускаются лица старше 18 лет, не допускаются беременные и кормящие женщины, а так же лица, имеющие медицинские противопоказания.
2) Требуется прохождение курса обучения в СЕС с последующей сдачей экзамена и получением допуска.
3) Работать с дез. средствами необходимо в специальных помещениях, которые оснащены приточно-вытяжной вентиляцией.
4) Все дез .средства должны хранится в фабричной упаковке или специально промаркерованой таре.
5) В помещениях для хранения дез. средств запрещается хранение и принятие пищи.
6) Для работы с дез средствами используют специальную одежду и СИЗ(средства индивидуальной защиты: халат, косынка, резиновые перчатки, клеёнчатый фартук, резиновые сапоги, респиратор, очки)..
7) Требуется знание правил оказания первой помощи при попадании дез. средств на кожу и слизистые(наличие аптечки первой помощи). См. лекцию 11
При попадании дезинфицирующего раствора на кожу и слизистые оболочки необходимо незамедлительно промыть их проточной водой и обработать нейтрализатором ли антидотом (для нейтрализации хлора применяют водный раствор гипосульфита натрия, при отравлениях фенолом калия перманганат).
При попадании дезинфицирующего средства в глаза, после промывания проточной водой, закапать сульфацил-натрия 20% (альбуцид) или Визин 0,05%.
При попадании дезинфицирующего средства на одежду – сменить ее до того как химические вещества пропитают ткань и попадут на кожу.
При раздражении дыхательных путей — немедленно выйти в другое, проветриваемое помещение. или на свежий воздух.
8) Поле окончания работы вымыть руки, смазать смягчающим кремом.
9) Строго соблюдать алгоритм действия и методические рекомендации по использованию дезинфицирующих растворов.
Наименование изделия
Дезинфицирующий агент
Режим дезинфекции
Примечание
Требования к обеззараживанию, уничтожению и утилизации шприцев инъекционных однократного применения
15 января 2008 года, рубрика "Методические указания"
Врачом РФ 15 января 2008 г
Требования к сбору и обеззараживанию шприцев инъекционных однократного применения
Шприцы инъекционные однократного применения являются медицинскими изделиями, обеспечивающими проведение инъекционных и лечебно-диагностических манипуляций. После использования шприцы являются опасными (класс Б) или чрезвычайно опасными (класс В) отходами ЛПУ вследствие контаминации их инфицированными или потенциально инфицированными биологическими жидкостями.
При заполнении иглами иглосъемника на 3/4 объема и соблюдении необходимого времени экспозиции дезинфекции раствор аккуратно сливают, емкость закрывают крышкой, помещают в мини-контейнер с цветовой маркировкой, соответствующей классу медицинских отходов, и хранят в помещении для временного хранения медицинских отходов до окончания времени рабочей смены с целью последующего транспортирования к месту обезвреживания или утилизации.
4.4.1.4. При отсутствии в лечебно-профилактическом учреждении приспособлений для снятия, отсечения или деструкции игл (иглосъемников, иглоотсекателей, деструкторов игл) отделение иглы от шприца следует осуществлять только после обеззараживания шприца с иглой. Обеззараживание проводят путем забора дезинфицирующего раствора через иглу внутрь шприца и погружения шприца с иглой в "Емкости для обеззараживания шприцев" с дезинфицирующим раствором на требуемое время экспозиционной выдержки. После окончания времени дезинфекционной выдержки иглу отделяют от шприца с помощью пинцета и помещают в твердую упаковку (непрокалываемую герметичную емкость однократного применения) согласно требованиям СанПиН 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений".
Из шприцев выпускают дезинфицирующий раствор при помощи поршня, затем помещают их в пакет, закрепленный на стойке-тележке, или контейнер однократного применения с цветовой маркировкой, соответствующей классу медицинских отходов Б или В. Емкость (пакет, контейнер) после заполнения на 3/4 объема упаковывают, помещают в мини-контейнер с цветовой маркировкой, соответствующей классу медицинских отходов, и хранят в помещении для временного хранения медицинских отходов до окончания времени рабочей смены с целью последующего транспортирования к месту уничтожения или утилизации.
4.4.1.5. Для дезинфекции шприцев инъекционных однократного применения используют дезинфицирующие средства, имеющие свидетельство о государственной регистрации, сертификат соответствия и методические указания (инструкции) по их применению. Концентрацию дезинфицирующего средства и время экспозиции определяют в соответствии с методическими указаниями (инструкцией) по его применению с учетом режима, эффективного в отношении возбудителей инфекционных заболеваний, на которые ориентировано учреждение здравоохранения, и режимов, рекомендуемых для дезинфекции изделий медицинского назначения при вирусных инфекциях.
Дезинфицирующий раствор в емкостях меняют по окончании смены работы. Периодичность смены раствора в емкостях может быть определена в соответствии с методическими указаниями (инструкцией) по применению дезинфицирующего средства.
На емкости для хранения дезинфицирующего раствора должно быть указано его название, концентрация, назначение и дата приготовления, (для готовых к применению средств, разрешенных для многократного использования, указывают дату начала использования).
При использовании данного метода обеззараживания корпусы и поршни шприцев помещают в специальный паропроницаемый пакет однократного применения, устойчивый к воздействию высокой температуры и предназначенный для стерилизации изделий медицинского назначения. Данный пакет закрепляют на стойке-тележке внутри пакета однократного применения, предназначенного для сбора отходов с соответствующей классу опасности Б и В цветовой и текстовой маркировкой, или надевают на емкость (контейнер с крышкой) однократного применения с соответствующей классу отходов Б и В цветовой и текстовой маркировкой.
После заполнения пакета на 3/4 объема его герметизируют и доставляют в емкости (контейнере) с закрытой крышкой или в пакете, предназначенном для сбора медицинских отходов соответствующей цветовой маркировки, с помощью стойки-тележки к месту обеззараживания.
После доставки к месту обеззараживания паропроницаемый пакет со шприцами без игл извлекают из емкости (контейнера) или наружного пакета, предназначенного для сбора, транспортирования и временного хранения отходов классов Б и В, помещают в автоклав и выдерживают при температуре 121°С в течение 30 мин.
Иглосъемники (емкости иглоотсекателей) со снятыми (отсеченными) необеззараженными иглами после их заполнения на 3/4 объема закрывают крышкой и доставляют с помощью стойки-тележки к месту обеззараживания.
Иглосъемники (емкости иглоотсекателей) с иглами помещают в автоклав, предварительно приоткрыв крышки иглосъемников (иглоотсекателей) для того, чтобы пар мог проникнуть внутрь емкости.
После проведенного цикла дезинфекции иглосъемники (иглоотсекатели) плотно закрывают крышками (герметизируют). Шприцы без игл, находящиеся в паропроницаемом пакете, упаковывают в наружный пакет однократного применения, предназначенный для сбора отходов с соответствующей классу опасности Б и В цветовой и текстовой маркировкой, герметизируют и доставляют посредством стойки-тележки в помещение временного хранения отходов (в мини-контейнер) до окончания времени рабочей смены с целью последующего транспортирования к месту уничтожения или утилизации.
4.4.2.2. Метод обеззараживания шприцев инъекционных однократного применения в установке УОМО-01/150 (УОМО-02/90) путем воздействия электромагнитного излучения сверхвысокой частоты и влажного пара при температуре 100°С в течение 60 мин применяют в соответствии с методическими рекомендациями "Использование электромагнитного излучения сверхвысокой частоты для обеззараживания инфицированных медицинских отходов", утвержденными ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора от 06.05.06 N 02.007.06.
При использовании данного метода обеззараживания после отделения иглы корпусы и поршни шприцев помещают в пакет однократного применения, закрепленный на емкости (контейнере) однократного применения или стойке-тележке и предназначенный для сбора отходов с соответствующей классу опасности Б и В цветовой и текстовой маркировкой. По заполнении пакета на 3/4 объема его герметизируют и доставляют посредством стойки-тележки непосредственно к месту обеззараживания.
Шприцы в пакетах однократного применения помещают в специальный полипропиленовый бак, который придается к установке УОМО-01/150 (УОМО-02/90), с предварительно вставленным в него полипропиленовым пакетом. В полипропиленовый пакет добавляется 2 л специального сенсибилизирующего раствора.
Иглосъемники (емкости иглоотсекателей) со снятыми (отсеченными) необеззараженными иглами после их заполнения на 3/4 объема закрывают крышками и доставляют посредством стойки-тележки к месту обеззараживания.
Иглосъемники (емкости иглоотсекателей) со снятыми (отсеченными) необеззараженными иглами помещают в центре бака над пакетами с одноразовыми шприцами без игл. Перед помещением иглосъемников (емкостей иглоотсекателей) с иглами в бак, в них добавляют сенсибилизирующий раствор так, чтобы иглы были полностью погружены в раствор.
После проведенного цикла обеззараживания одноразовые шприцы, иглосъемники (емкости иглоотсекателей), находящиеся в полипропиленовом пакете, упаковывают в наружный пакет однократного применения, предназначенный для сбора отходов с соответствующей классу опасности Б и В цветовой и текстовой маркировкой, который затем герметизируют и доставляют посредством стойки-тележки в помещение временного хранения отходов (в мини-контейнер) до окончания времени рабочей смены с целью последующего транспортирования к месту уничтожения или утилизации.
Медицинские работники, проводящие дезинфекцию шприцев инъекционных однократного применения, составляют заключительный акт о дезинфекции на всю партию отработанных шприцев, накопленных за определенный период и подготовленных для сдачи в специализированные организации, имеющие лицензии на работу (обращение) с опасными (медицинскими) отходами (прилож. 1).
4.4.4. Контроль качества обеззараживания шприцев инъекционных однократного применения осуществляют в соответствии с планом производственного контроля ЛПУ.
4.5. Без предварительного обеззараживания в ЛПУ разрешается сбор, временное хранение и транспортирование медицинских отходов, образующихся при инъекциях, в случае должного обеспечения всех необходимых требований эпидемиологической безопасности в процессе их сбора, временного хранения, транспортирования к месту обезвреживания с обязательным применением термических методов уничтожения (сжигания).
В этом случае шприцы с иглами сразу же после их использования помещают в одноразовые герметичные непрокалываемые емкости, с соответствующей классу отходов Б и В цветовой и текстовой маркировкой, зарегистрированные и разрешенные к применению в установленном порядке. Конструкция емкостей для сбора отходов должна обеспечивать их герметизацию и невозможность их вскрытия при транспортировании. По заполнении емкостей на 3/4 объема их герметизируют, помещают на временное хранение в специально выделенное помещение для хранения медицинских отходов, а затем транспортируют с целью последующего уничтожения термическими методами (сжиганием) специализированным автотранспортом организации (фирмы), имеющей лицензию на работу (обращение) с опасными (медицинскими) отходами.
4.6. Указанный в п. 4.5 способ сбора образующихся при иммунизации медицинских отходов без предварительного обеззараживания допускается использовать при проведении вакцинации в детских и образовательных учреждениях, при работе мобильных прививочных бригад. В этом случае одноразовые герметичные емкости с соответствующей классу отходов Б и В цветовой и текстовой маркировкой по окончании рабочего дня или по заполнении их на 3/4 объема герметизируют, помещают в мини-контейнер с плотно закрывающейся крышкой, специально предназначенный для транспортирования опасных медицинских отходов. Мини-контейнер с отходами, образовавшимися после проведения иммунизации в детских и образовательных учреждениях, при работе мобильных прививочных бригад, транспортируют до ЛПУ специально выделенным для этих целей автотранспортом данного учреждения для последующего уничтожения термическими методами вместе с другими отходами ЛПУ. Автотранспорт ЛПУ после транспортирования мини-контейнера(ов) подвергают мытью и дезинфекции.
4.7. Однократно применяемая тара для сбора отходов (пакеты, контейнеры, герметичные емкости для сбора игл и шприцев), используемая в ЛПУ, должна отвечать медико-техническим требованиям к данной продукции и иметь свидетельство о регистрации, разрешающее ее применение в медицинской практике в соответствии с СанПиН 2.1.7.728-99.Документация, регламентирующая санитарно-эпидемиологический режим в ЛПУ.
Санитарно-противоэпидемический режим: цель, задачи, способы обеспечения.
Санитарно-противоэпидемический режим ЛПУ – это комплекс мероприятий (организационных, санитарно – профилактических и противоэпидемических), направленных на предупреждение возникновения и распространения внутрибольничной инфекции.
Санэпидрежим – это комплекс противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на предупреждение попадания инфекции в лечебное учреждение и вынос ее за пределы ЛПУ, если она там существует.
Таким образом, целью санитарно-противоэпидемического режима является профилактика ВБИ. Задачи: предупреждение, обнаружение и ликвидация ВБИ. Эти задачи решаются на государственном, региональном и местном уровнях.
Санитарно-противоэпидемический режим включает в себя:
1) санитарную обработку больных;
2) соблюдение правил личной гигиены медперсоналом;
3) соблюдение правил асептики и антисептики в ЛПУ.
В обязанности медсестры, а также младшего медперсонала, входит обеспечение санитарно-противоэпидемического режима в лечебном отделении.
Санитарно-противоэпидемический режим предъявляет требования к:
санитарному состоянию территории ЛПУ;
внутреннему оснащению ЛПУ;
освещению;
отоплению;
вентиляции;
санитарному состоянию помещений ЛПУ.
Основные элементы санитарно-противоэпидемического режима:
1) дезинфекция;
2) стерилизация;
3) асептика;
4) антисептика.
Нормативный документ, регламентирующий с анитарно-противоэпидемический режим ЛПУ: Приказ МЗ СССР №288 от 13.03.1976 года. «Об утверждении инструкции о санитарно-противоэпидемическом режиме больниц и о порядке осуществления органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы государственного санитарного надзора за санитарным состоянием лечебно-профилактических учреждений».
Асептика - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение попадания инфекции в рану и в организм больного. Достигается это полным обеззараживанием всех предметов, которые могут соприкасаться с раневой поверхностью.
Антисептика – это комплекс мероприятий направленных на борьбу с инфекцией в ране, патологическом очаге или в организме больного.
Говоря о профилактике инфекционного процесса, в основном подразумевают профилактику воздушной инфекции и контактной инфекции. Профилактика воздушной инфекции – это удаление пылевых частиц и микроорганизмов, находящихся в воздухе (влажная уборка, УФ излучение). В профилактике капельной инфекции важно изолировать больных с катаральными явлениями, использовать маску (т.к. в распространении ее важнейшая роль принадлежит слюне.
Профилактика контактной инфекции – дезинфекция и стерилизация всего, что соприкасается со слизистыми или вводится в организм человека во время лечебно-диагностических мероприятий ухода.
Обработка рук и слизистых оболочек в случае контакта с биологическими жидкостями.
Необходимо придерживаться универсальных мер защиты при контакте на рабочем месте с кровью и другими биологическими жидкостями, в том числе: спермой, влагалищными выделениями, синовиальной, цереброспинальной, плевральной, перитонеальной, амниотической, любыми жидкостями с видимой примесью крови, культурами или средами, содержащими ВИЧ.
Универсальные меры защиты не относятся к контакту с: каловыми массами, выделениями из носа, мокротой, потом, слезами, мочой, рвотными массами, слюной (за исключением стоматологических манипуляций, во время которых к слюне часто примешивается кровь).
В случае контакта с кровью, биологическими жидкостями или биоматериалами, сопровождающимся нарушением целостности кожи (уколом, порезом) потерпевший обязан:
В случае загрязнения кровью, биологическими жидкостями, биоматериалами без повреждения кожи: Приказ № 28
В случае попадания крови, биологических жидкостей, биоматериала на слизистые оболочки:
При попадании крови или других биологических жидкостей на спецодежду снять рабочую одежду и погрузить в дезинфицирующий раствор или в бикс(бак) для автоклавирования.
В основе профилактики парентерального заражения ВИЧ – инфекции в ЛПУ лежит соблюдение ОСТ 42-21-2-85 «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения», Приказа МЗ СССР №288 от 13.03.1976 года (см. выше), Приказа МЗ Украины № 223 от 22.10.1993 «О сборе, обеззараживания и сдаче использованных медицинских изделий однократного применения из пластических масс» . СанПин 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" и СП 3.1.5.2826-10 "Профилактика ВИЧ-инфекции
Мероприятия санэпидрежима:
С целью профилактики ВБИ в лечебных учреждениях осуществляется следующий комплекс мероприятий.
1. Соблюдается санитарно – гигиенический режим.
2. Соблюдается порядок приема пациентов в стационар (осмотр и обработка при выявлении педикулеза, термометрия и др.).
3. Уборка, использование инвентаря, его дезинфекция и хранение проводятся согласно Приказу МЗ СССР № 288 СанПиН 5 179-90.
4. Соблюдается порядок хранения рабочей одежды.
5. Санитарная обработка пациентов в отделении и смена белья проводится один раз в 7-10 дней и по необходимости.
6. Соблюдается порядок хранения грязного белья и личной одежды пациента.
7. Дезинфекция предметов ухода и предметов медицинского назначения проводится согласно Приказу МЗ СССР: ОСТу 42-21-2 -85 и Приказу МЗ СССР № 408 от 12.07.1989 года «О мерах по снижению заболеваемости вирусными гепатитами в стране».
8. Проводится активное выявление больных с инфекционными заболеваниями, соблюдаются сроки наблюдения за контактными больными.
9. Соблюдение санэпидрежима пищеблока, буфетных, столовых: снащение раздаточных, буфетных, время реализации готовой пищи, порядок сбора и удаления пищевых отходов, порядок обработки посуды, ветоши, уборочного инвентаря и его хранение; порядок хранения передач.
10. На случай выявления пациентов с карантинными и особо опасными инфекциями в отделении имеются схемы поведения медперсонала при выявлении подозрительных пациентов, оказания первой помощи, схемы оповещения, укладки по особо опасным инфекциям.
11. Соблюдаются правила сбора, хранения и удаления отходов в ЛПУ (СанПиН 2.1.7.728-99).
12. Подача (ст.сестрой отделения) экстренного извещения в органы Санэпиднадзора по форме Ф - 058/у на каждый выявленный случай ВБИ
1З. Обследование всех пациентов, поступающих в стационар или впервые обратившихся в поликлинику на инфекции, передающиеся через кровь: ВИЧ, вирусные гепатиты, сифилис (RW-реакция Вассермана).
14. Использование для каждого пациента индивидуальных инструментов (в том числе, шприцы, иглы) и предметов ухода (ложка, стакан, судно и т.д.).
15. Ответственность за своевременность и полноту информации о каждой ВБИ возлагается на руководителя ЛПУ. Все случаи ВБИ учитываются в журнале учета инфекционных больных.
Общие требования к дезинфекционному режиму ЛПУ:
• Текущая влажная уборка помещений проводится не реже 2 раз в сутки с применением дезинфицирующих средств в следующем порядке:
• Чистой ветошью, смоченной одним из растворов (3% р-р хлорамина и др.), протрите все поверхности: мебель, подоконники, умывальники.
• Подметаются и моются полы (от стен к середине помещения, затем к выходу).
• При необходимости дезинфицируются предметы ухода.
• Включается облучатель на 20-30 минут.
• Помещение проветривается не реже 3-4 раз в сутки.
• .Весь уборочный инвентарь (ведра, тазы, ветошь, швабры и др.) должен иметь четкую маркировку с указанием помещений и видов уборочных работ (например, для мытья полов в процедурном кабинете), использоваться строго по назначению и храниться раздельно.
• После использования уборочный инвентарь подлежит дезинфекции: ветошь замочите в 3-ном растворе хлорамина в соответствующих емкостях на 1 ч, затем прополощите и высушите..
• Хранение инвентаря строго в отведенных местах.
• Генеральная уборка проводится 1 раз в неделю - в отделениях хирургического профиля, процедурных кабинетах; 1 раз в месяц – в отделениях терапевтического профиля, в следующем порядке:
• Из помещения выноситься мебель, предметы ухода, инструментарий.
• Помещение полностью обрабатывается дезинфицирующим средством (чаще 3 % р-р хлорамин), последовательность: потолок, окна, стены, поверхности, пол (уделяя особое внимание выключателям, дверным ручкам, замкам).Обрабатывается вынесенная мебель.
I способ - при использовании дезинфицирующих средств, в состав которых входит моющее средство (Хлоронтоин, Дезактин и др.), мыльно-содовый раствор не используется. Ветошью, смоченной обильно в дезинфицирующем растворе, протирают двукратно с интервалом 15 минут оборудование, подоконники, батареи центрального отопления. Далее орошают с гидропульта потолок, стены, пол или протирают помещение.
II способ - если используются дезинфицирующие средства без содержания моющих средств (Хлорамин, хлорная известь, перекись водорода и др.), предварительно проводят уборку мыльно-содовым раствором для удаления механических и других загрязнений, с целью более эффективного воздействия на обрабатываемые поверхности дезинфицирующих препаратов.
• После орошения персонал выходит, и помещение закрывается на время экспозиции согласно инструкции.
• После экспозиционной выдержки дезинфицирующий раствор смывается водой чистой ветошью.
• Включается бактерицидный облучатель на 30-60 минут. По месту расположения облучатели могут быть потолочными, настенными и передвижными, а по конструкции — открытого (применяют в отсутствие больных), закрытого (возможно применение в присутствии людей) и комбинированного типа. Количество бактерицидных облучателей должно соответствовать мощности облучателя и площади помещения. Учет работы бактерицидного облучателя - количество отработанных часов вести нарастающим итогом. Отмечать дату замены лампы.
• Обрабатывается вынесенная мебель, предметы ухода, инструментарий.
• При необходимости дезинфицирующее средство смывается с помощью стерильной ветоши.
• Заносится мебель, предметы ухода, инструментарий.
• Включается облучатель на 20 минут.
• Помещение проветривается.
• Контроль над чистотой и порядком осуществляется постоянно.
• Регулярно 1 раз в день проводится контроль содержимого холодильников и тумбочек.
• Проветривание помещений осуществляется не реже 3-4 раз в сутки не зависимо от сезона (в среднем по 15-20 минут). В операционных возможно озонирование.
• График уборки помещений включается в график работы этого помещения (например процедурного кабинета) и вывешивается при входе в помещение. О проведенной генеральной уборке делается запись в журнале проведения генеральной уборки.
• Грязное бельё сортируют и в клеёнчатых мешках отправляют в прачечную.
• Пациенты, у которых в приемном отделении выявлен педикулёз, должны быть осмотрены палатной медсестрой через 7 дней. При необходимости, они подвергаются повторной санитарной обработке.
• Пациенты обязаны соблюдать общегигиенические правила: утренний, вечерний туалет, мытье рук перед едой. Сидеть на чужих кроватях другим посетителям не разрешается.
• Протирка оконных стекол должна проводиться не реже одного раза в месяц изнутри и по мере загрязнения, но не реже одного раза в четыре — шесть месяцев — снаружи
• Для сбора мусора и отходов в коридорах, туалетах и других вспомогательных помещениях должны быть установлены урны, в процедурных — педальные ведра.
• Помещения, требующие соблюдения особого режима стерильности, асептики и антисептики (операционные, перевязочные, процедурные и др.), следует после уборки облучать ультрафиолетовыми стационарными или передвижными бактерицидными лампами из расчета 1 Вт мощности лампы на 1 м2 площади помещения в течение 2 ч при отсутствии людей и наличии паспорта ламп.
. • В буфетной отделений пища хранится в эмалированной посуде.
Для мытья посуды в буфетной отделений есть 3 ванны: 1-я для обезжиривания посуды, 2- дезинфекции, 3-я – промывания чистой водой. Используется для обезжиривания в горячей воде – горчичный порошок.
Обработка столов после еды:
-тряпкой, смоченной дезраствором;
--влажной салфеткой,
-сухой салфеткой.
• Во всех больницах проводятся мероприятия по выявлению инфекционных пациентов. С этой целью ведется строгий учет всех лихорадящих пациентов, у которых период повышенной температуры тела длится более 5 дней. При выявлении пациента, подозрительного на инфекционное заболевание, его немедленно помещают в инфекционную палату или изолятор (дизентерия, вирусный гепатит). При выявлении внутрибольничной инфекции проводиться внеочередной осмотр всего персонала отделения.
Контроль качества дезинфекции осуществляется:
1) визуально (санитарное состояние помещения),
2) химическими способами (проверка активности дез.растворов),
3) бактериологическим путем (взятие мазков, посев).
Контроль за соблюдением инфекционной безопасности осуществляет старшая медсестра отделения.
Контроль за правильностью проведения и качеством дезинфекции вменен в обязанности СЭС (санитарно-эпидемиологической станции).
Требования к санитарно-противоэпидемическому режиму различных помещений медицинского учреждения
Подразделения отделения | Правила проведения | Дезинфицирующие растворы |
Сан.-эпид. режим палаты | 1.Плановая уборка: мытье полов, протирание мебели, оборудо-вания, подоконников, дверей и т.д) 2 раза в день 2.Генеральная уборка (отделение терапии 1раз в месяц; хирургия, инфекционное отд. 1 раз в 7 дней) | моющие (мыльно-содовые и др. растворы), дезсредства: 3% раствор хлорамина, 2% мыльно-содовой раствор. |
Сан.-эпид.режим процедурного кабинета | 1.Плановая уборка 2 раза в день (влажная). Перед началом работы и в конце работы 2.Кварцевание после уборки 40 мин. 3.Проветривание 4.Обработка рук-гигиеническая, маска (смена через 3 часа) 5.Подготовка стерильного столика, при его накрывании обработка - 2 раза (экспозиция 15 мин.) Столик стерильный 6 часов. 6.Генеральная уборка 1 раз в 7 дней. | 6% раствор перекиси водорода и 0,5% раствора моющего средства «Прогресс», Лотос |
Сан.-эпид.режим буфетной (столовой) | 1.Уборка планово 3 раза в день (завтрак, обед, ужин). -убирается посуда -протираются столы -влажная уборка полов. 2.Генеральная уборка 1 раз в 7 дней Категорически запрещается оставлять остатки пищи после ее раздачи, Дезинфекция уборочного инвентаря | 3% раствор хлорамина; 1% раствор осветленной хлорной извести (во фтизиатрических стационарах с 5% раствором хлорамина) Посуда моется дважды водой 45-50 градусов с пищевой содой. 0,5% раствор осветленной хлорной извести на 60 мин. |
Сан.-эпид.режим санитарной комнаты | Несколько раз в день Ванны, раковины, унитазы протирают дважды с интервалом 15 мин ветошью смоченной 3% раствором хлорамина; Кушетки, кленки протирают дважды с интервалом 15 мин ветошью смоченной 3% раствором хлорамина после каждого больного. Генеральная уборка 1 раз в 10-15 дней. | 3 % раствор хлорамина |
сан.-эпид.режим ванной комнаты | Несколько раз в день Ванны, раковины, унитазы протирают дважды с интервалом 15 мин ветошью смоченной 3% раствором хлорамина; Кушетки, кленки протирают дважды с интервалом 15 мин ветошью смоченной 3% раствором хлорамина после каждого больного. Генеральная уборка 1 раз в 10-15 дней. | 3% раствор хлорамина |
Требования к санитарному состоянию тумбочек и холодильников,
сроки хранения пищевых продуктов.
Цель:
Дата: 2019-07-31, просмотров: 1241.