МЕТОДИКА ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА – методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
ФАКТОРЫ – это причины, формирующие результаты хозяйственно-финансовой деятельности. Выявление и количественное измерение степени выявления отдельных факторов на изменение результативных показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятия представляет собой одну из важнейших задач экономического анализа. Влияние факторов по разному отражается на изменении результативных показателей хозяйственной деятельности. Разобраться в причинах изменения исследуемых явлений, точнее оценить место и роль каждого фактора в формировании величины результативных показателей позволит классификация факторов.
Типы факторного анализа:
1. ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЙ анализ – методика исследования влияния факторов, связь которых с результативными показателями носит функциональный характер, т.е. результативный показатель представлен в виде произведения, частного, алгебраической суммы факторов.
2. СТОХАСТИЧЕСКИЙ анализ – методика исследования факторов, связь которых с результативными показателями является вероятностной (корреляционной).
3. Методика ПРЯМОГО факторного анализа – исследование ведется от общего к частному (дедуктивный способ).
4. Методика ОБРАТНОГО факторного анализа – исследование ведется от частного к общему (индуктивный способ).
5. Методика ОДНОСТУПЕНЧАТОГО факторного анализа – исследуются факторы одного уровня (ступени) подчиненности, без их детализации на составные части.
6. Методика МНОГОСТУПЕНЧАТОГО факторного анализа – исследование проводится с детализацией факторов, таким образом изучается влияние факторов различных уровней соподчиненности.
7. Методика СТАТИСТИЧЕСКОГО факторного анализа – применяется при анализе на соответствующую дату.
8. Методика ДИНАМИЧЕСКОГО ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ – методика исследования причинно-следственных связей в динамике.
9. Методика РЕТРОСПЕКТИВНОГО факторного анализа – изучает причины прироста результативных показателей за прошлые периоды.
10. Методика ПЕРСПЕКТИВНОГО факторного анализа – исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.
СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ В АНАЛИЗЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В детерминированном факторном анализе (ДФА) для этого используются следующие способы:
- цепной подстановки
- индексный
- абсолютных разниц
- относительных разниц
- пропорционального деления
- интегральный
- логарифмирования и др.
1. Способ цепной подстановки позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня того или другого фактора позволяет элиминироваться от влияния всех факторов, кроме одного и определить воздействие последнего на прирост результативного показателя. Используя способ цепных подстановки, рекомендуется придерживаться определенной последовательности расчетов: в первую очередь нужно учитывать изменение количественных, а затем качественных показателей. Если же имеется несколько количественных и несколько качественных показателей, то сначала следует изменить величину факторов 1-го уровня подчинения, а потом более низкого.
II. Способ абсолютных разниц является одной из модификаций элиминирования. Его использование ограничено, но благодаря соей простоте он получил широкое применение в анализе хозяйственной деятельности. особенно эффективно применяется этот способ в том случае если исходные данные уже содержат абсолютные отклонения по факторным показателям.
При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста исследуемого фактора на базовую величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторов, расположенных слева от него в модели.
III. Способ относительных разниц, как и предыдущий, применяется для изменения влияния факторов на прирост результативного показателя только в факторных моделях типа у=(а-b)*с . Он значительно проще подстановок, что при определенных обстоятельствах делает его очень эффективным. То есть когда исходные данные содержат относительные приросты факторных показателей в % или коэффициентах.
Для расчета влияния первого фактора необходимо базисную величину результативного показателя умножить на относительный прирост первого фактора, выраженного в % и разделить на 100.
Для расчета влияния 2-го фактора, нужно к плановой величине результативного показателя прибавить изменение его за счет первого фактора и затем полученную сумму умножить на относительный прирост второго фактора в % и результат разделить на 100, и т.д.
IV. Индексный метод основан на относительных показателях динамики, пространственных сравнений, выполнения плана, выражающих отношение факторного уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в базисном периоде ( или к плановому или по другому объекту).
С помощью агрегатных индексов можно выявить влияние различных факторов на изменение уровня результативных показателей в мультипликативных и кратных моделях.
V. Балансовый способ может быть использован при построении детерминированных аддитивных факторных моделей. Одна из моделей построена на основе товарного баланса.
VI. Способ пропорционального деления используется при изучении аддитивных моделей типа и кратко-аддитивного типа
.
VII. Способ долевого участия основан на пропорциональном делении факторов повлиявших на результативный показатель. Сначала определяется доля каждого фактора в общей сумме их прироста, которая затем умножается на общий прирост результативного показателя.
IX. Интегральный способ применяется для измерения влияния факторов в мультипликативных, кратных и смешанных моделях кратно-аддитивного типа. Его использование позволяет получать более точные результаты расчета влияния факторов по сравнению со способами цепной подстановки, абсолютных и относительных разниц и избежать неоднозначной оценки влияния факторов. В интегральном методе используются определенные формулы. Использование интегрального метода не требует знания всего процесса интегрирования. Достаточно в готовые рабочие формулы подставить необходимые числовые данные и сделать не очень сложные расчеты с помощью калькулятора или другой вычислительной техники. При этом достигается более высокая точность расчетов.
14. Методика экономического анализа как совокупность специальных приемов (методов) анализа
В отличие от метода экономического анализа как общего подхода к исследованию явлений, выделяют методику экономического анализа как совокупность специальных приемов (методов), применяемых для обработки экономической информации о работе предприятий и их объединений. Методику экономического анализа подразделяют на общую и частную.
Общая методика представляет собой совокупность приемов аналитической работы в любой отрасли народного хозяйства.
Частная методика конкретизирует общую методику применительно к хозяйственным процессам, происходящим в определенной отрасли народного хозяйства, к определенному типу производства. Степень конкретизации частных методик может быть различной.
Общая методика экономического анализа содержит три составляющих элемента:
1) способы обработки экономической информации;
2) рабочие этапы экономического анализа;
3) последовательность полного, комплексного экономического анализа или подбор тем и вопросов для локального анализа.
Важнейшими способами обработки экономической информации, применяемыми при анализе экономики, являются сводка и группировка, абсолютные и относительные величины, средние величины, ряды динамики, индексы, метод цепных подстановок, элиминирование и др.
Сводка и группировка — важные элементы экономического анализа. Путем сводки можно подвести общий результат действия различных факторов на выпуск продукции, снижение себестоимости, повышение рентабельности и т.д. Группировкой называют выделение среди изучаемых явлении характерных групп и подгрупп по тем или иным признакам. Сгруппированные данные обычно оформляются в виде таблиц. Такая таблица представляет собой форму рационального изложения цифровых характеристик изучаемых явлений и процессов. Данные в таблице располагаются так, чтобы легко было сделать вывод из анализа.
Абсолютные и относительные величины. С помощью абсолютных величин характеризуются размеры (уровни, объемы) экономических явлений и показателей. Относительные величины используются для характеристики степени выполнения планов, измерения темпов (относительной скорости) развития производства и т.д. Величина, полученная в результате сопоставления двух однородных показателей, один из которых принимается за единицу, называется коэффициентом. Особой формой относительных величин являются проценты, при которых базисная величина принимается не за 1, а за 100. В каждом отдельном случае надо выбрать такую форму относительной величины, которая бы выразила интересующее нас соотношение с наибольшей наглядностью.
Средние величины. Для обобщающей характеристики массовых, качественно однородных экономических явлений пользуются средними величинами. Средняя величина выражает собой отличительную особенность данной совокупности явлений, устанавливает наиболее типичные черты этой совокупности.
Некоторое представление о степени колеблемости дает вариационный ряд, в котором отражаются разные уровни с указанием, насколько часто встречается каждый уровень. Простейшей мерой колеблемости является размах вариации — расстояние между наибольшим и наименьшим вариантом. Для более точного отражения степени колеблемости используют также среднее линейное отклонение, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации.
Ряды динамики. Рядом динамики называется ряд данных, характеризующих изменение явления, показателей во времени. Каждое отдельное значение показателя ряда динамики называется уровнем. Для характеристики изменения уровня ряда динамики исчисляют абсолютный прирост и темп роста и прироста.
Темп роста дает характеристику степени изменения уровня продажи продукции от одного года к другому. Для получения общей характеристики темпа изменения уровня продукции за весь период исчисляют средний темп. Характеристикой среднего темпа служит средняя геометрическая из темпов. Для расчета среднего темпа роста и прироста динамического ряда применяется логарифмирование.
Индексы — относительные показатели сравнения таких явлений, которые состоят из элементов, непосредственно не поддающихся суммированию. Нельзя складывать число автобусов, грузовых автомобилей, велосипедов, выпускаемых автомобильным заводом. Однако общим для всех их является то, что они есть продукты труда, имеют стоимость. Значит, количество автобусов, грузовиков и велосипедов можно складывать, используя трудовые измерители или рубли.
С помощью индексов можно рассчитать изменение отдельно количества продуктов и отдельно цен на продукцию. Для определения изменения количества выпущенных изделий вся продукция отчетного и базисного годов оценивается в одинаковых постоянных ценах (обычно в ценах базисного года). И, наоборот, для определения изменения цен за эти годы продукция одного года (обычно отчетного) оценивается в ценах старых и новых.
С помощью индексов сравнивают не только данные двух периодов, но и данные за ряд лет. В этом случае используют индексы базисные и цепные. Примером цепных индексов может быть таблица о темпах роста продажи продукции, где изделия каждого года сравниваются в сопоставимых ценах с продукцией предшествующего года. При расчетах базисных индексов базу сравнения принимают за 100, а все последующие показатели выражают в процентах (или коэффициентах) к базисной величине.
Метод цепных подстановок. Сущность приема цепных подстановок заключается в последовательной замене плановой (базисной) величины каждого фактора величиной фактической. После каждой замены новый результат сравнивают с прежним. Этот метод применим лишь в тех случаях, когда зависимость между факторами имеет строго функциональный характер.
Элиминирование. В экономическом анализе используются обобщающие показатели хозяйственной деятельности, на которые влияют различные факторы — как основные, так и побочные, внешние. Метод, при помощи которого исключается действие ряда факторов и выделяется один из них, называется элиминированием. Оно осуществляется различными приемами, в том числе и способом цепных подстановок.
Детализация. Методом анализа является детализация или последовательное расчленение изучаемых экономических явлений, показателей и факторов. Детализация позволяет на основе знания экономической теории упорядочить анализ, содействует комплексному рассмотрению всех факторов, влияющих на показатель, указывает значимость каждого фактора, является основой математического моделирования взаимной зависимости различных показателей и факторов. Детализацию можно проводить по различным признакам. Так, себестоимость продукции можно раскрыть по видам продукции (деталь, узел, изделие, сравнимая продукция, вся продукция), по факторам формирования затрат в сфере производства и сфере обращения (производство, снабжение, сбыт), по факторам формирования, например в сфере производства (конструкция, техника и технология, организация производства и труда), и т.д. Особую ценность для экономического анализа представляет детализация показателей по их формированию и учету.
Балансовые увязки (метод). В экономическом анализе используются различные балансовые сопоставления и увязки. Например, сопоставляется товарный баланс для определения суммы реализации товарной продукции и анализа влияния различных факторов на эту продукцию. Сопоставляется баланс влияния различных факторов на итоговые показатели хозяйственной деятельности. Особенностью бухгалтерского баланса является то, что он содержит сведения о капитале в двух разрезах: по размещению и назначению (актив баланса) и по источникам образования этих средств (пассив баланса). Например, производственные запасы в активе рассматриваются по их видам. В пассиве же эти запасы исследуются по источникам формирования: собственные средства, кредиты банков и пр. Рассматривать сопряженные статьи баланса можно в виде шахматной таблицы, где в подлежащем указываются запасы, а в сказуемом — источники их образования. Такое сопоставление даст ответ о правильности использования оборотных средств в форме производственных запасов или в других формах.
Выборочное и сплошное наблюдение. Примером сплошных наблюдений в изучении экономики могут быть полные инвентаризации основных средств, складских запасов материалов и т.д. Выборочными наблюдениями являются проводимые на предприятиях «фотографии» рабочего дня, работы оборудования, смотры резервов в производстве и т.п. В данном случае объектом наблюдения являются не все рабочие места, не все станки, а лишь часть их. По данным выборочных наблюдений на основе методов теории вероятностей определяется возможность распространения выводов на всю совокупность изучаемых явлений. Например, по выборочным «фотографиям» рабочего дня судят об использовании рабочего времени в цехе, на заводе.
Сравнения — важнейший метод экономического анализа. Это — прием, позволяющий выразить характеристику явлений через другие однородные явления. Основные виды сравнений:
• сравнение отчетных показателей с плановыми — сравнение позволяет выявить причины невыполнения плановых заданий по отдельным показателям и наметить мероприятия для улучшения работы предприятия в дальнейшем;
• сравнение отчетных показателей с показателями предшествующих периодов — такое сравнение показывает темпы роста производства, динамику показателей, тенденцию развития предприятия;
• межхозяйственные сравнения — сравнение показателей предприятия с показателями других предприятий позволяет вскрыть многие резервы, перенять передовой опыт;
• сравнение со среднеотраслевыми данными — позволяет определить, соответствуют ли индивидуальные затраты на данном предприятии общественно необходимым, определить организационно-технический уровень предприятия и место, занимаемое им в ряду других предприятий данной отрасли;
• сравнение показателей предприятия со средними показателями рыночной экономики, в основном в форме финансовых коэффициентов.
Исходной базой экономического анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности, аналитический просмотр которых должен восстановить все основные аспекты хозяйственной деятельности и совершенных операций в обобщенной форме, т.е. с необходимой для анализа степенью агрегирования. Практика анализа выработала основные методы чтения финансовых отчетов. Среди них можно выделить следующие стандартные приемы: • анализ абсолютных данных; • горизонтальный анализ; • вертикальный анализ; • трендовый анализ; • метод финансовых коэффициентов.
К этим стандартным приемам анализа финансовой отчетности можно добавить и приемы, требующие, как правило, данных системного бухгалтерского учета:
• сравнительный (пространственный) анализ — это внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы дочерних фирм, подразделений, цехов и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями фирм-конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными;
• факторный анализ — это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), заключающимся в дроблении результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
В практике экономического анализа активно используются различные количественные методы, которые подразделяются на статистические, бухгалтерские и экономико-математические.
Содержание, предмет, объекты, задачи экономического анализа, его роль и местоположение в управлении предприятием
Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний о методах и приемах исследования, применяемых для обработки и анализа экономической информации о деятельности организаций (предприятий).
Экономический анализ как практика есть вид управленческой деятельности, предшествующий принятию управленческих решений и сводящийся к обоснованию этих решений на базе имеющейся информации.
Сущность экономического анализа составляет информационно-аналитическое обеспечение принимаемых управленческих решений. Его содержание заключается в использовании научных методов для обоснования решений. Хороший подбор необходимой информации, научно обоснованные методы анализа этой информации обеспечивают наиболее оптимальные в данных условиях решения. Выделяют основные черты, определяющие содержание экономического анализа, это:
• исследование экономических явлений, факторов и причин, обусловивших их;
• объективная оценка эффективности хозяйственной деятельности;
• научное обоснование бизнес-планов, контроль за ходом их выполнения;
• выявление внутрихозяйственных резервов, изучение и обобщение конкретного опыта.
Информационной базой экономического анализа является бухгалтерский учет, управленческий учет и финансовая отчетность.
Классификацию методов экономического анализа можно построить, сформировав из них четыре группы но использованию в них критерия оптимальности:
• традиционные методы, не имеющие критерия оптимальности, а только показывающие изменения анализируемого показателя в динамике под действием различных факторов;
• экономико-математические методы экономического анализа, имеющие критерий оптимальности и гарантирующие его выполнение;
• эвристические методы, не имеющие в явном виде критерия оптимальности, но подразумевающие его и не гарантирующие его выполнение;
• психологические методы анализа экономических ситуаций и представленных проектов, в которых критерий оптимальности в явном виде не присутствует, но подразумевается.
По полученным результатам методы экономического анализа можно разделить:
• на точные;
• приближенные.
По использованию исходной информации методы экономического анализа можно разделить на:
• детерминированные;
• статистические;
• стохастические.
Предметом экономического анализа как науки является одна из основных функций управления, отражающая технологический этап процесса принятия решений и сводящаяся к аналитическому обеспечению управленческих решений.
Объектом экономического анализа является хозяйственная деятельность предприятий как совокупность производственных отношений, рассматриваемая во взаимодействии с технической стороной производства, с социальными и природными условиями.
Значением, содержанием и предметом экономического анализа определяются стоящие перед ним задачи:
- повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов;
- объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов и соблюдения нормативов;
- определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
- выявление и измерение внутренних резервов с целью повышения эффективности деятельности;
- контроль выполнения планов и управленческих решений, экономное использование ресурсов;
- оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, использованию имеющихся возможностей и диагностика его положения на рынке;
- разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов, исследование коммерческого риска.
Основные требования к учетной информации
Требования к учетной информации | Характеристика требования |
Уместность учетной и отчетной информации | Своевременность, ценность, полезность для прогнозирования и оценки результатов |
Достоверность информации | Правдивость, соответствие нормативным актам и результатам, нейтральность, возможность проверки, осмотрительность |
Сопоставимость | Обеспечение проведения динамического и структурного анализа |
Рациональность | Достаточность, оперативность, высокий коэффициент использования первичной информации, отсутствие излишних данных, умеренная стоимость |
Местоположение анализа в управлении предприятием:
Партнерские группы | Вклад в деятельность предприятия | Компенсационные требования | Интересы и цели анализа информации | Объекты анализа и источники информации |
Собственники | Собственный капитал | Дивиденды | Доходность капитала, финансовая устойчивость предприятия | Финансовое положение, финансовые результаты (формы 1, 2) |
Администрация управляющие | Опыт, знания | Оплата труда и премиальные | Оценка эффективной производственной и финансовой деятельности принятия управленческих решений | Вся информация полезная лдя управления (управленческий учет, внутрихозяйственная отчетность) |
Персонал, служащие | Выполнение работ | Зарплата и соц. услуги | Возможность увеличения зарплаты и социальных благ | Финансовые результаты (форма 2) |
Поставщики | Поставка материальных ресурсов | Договорная цена | Определение наличия ресурсов для оплаты поставок | Финансовое положение (форма 1, 2, 4) |
Покупатели, клиенты | Покупка продукции, услуг | Договорная цена | Оценка обоснованности цен на товары, регулярность и условия поставок | |
Кредиторы, заимодавцы | Заемный капитал | Проценты | Определение наличия ресурсов для возврата кредитов и процентов | Ликвидность баланса (форма 1) |
Налоговые, статистические органы | Услуги общества | Налоги, различные сборы, предоставление статистической информации | Сбор налогов | Финансовые результаты (форма 2), статистическая и финансовая отчетность |
Целью анализа финансовой отчетности является оценка прошлой деятельности по данным отчета и положения на момент анализа, а также оценка будущего потенциала предприятия, т.е. прогноз дальнейшего развития предприятия.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 379.