В ходе реализации программы выпускник научится:
1. характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
2. описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
3. раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
4. раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
5. различать химические и физические явления;
6. называть химические элементы;
7. определять состав веществ по их формулам;
8. определять валентность атома элемента в соединениях;
9. определять тип химических реакций;
10. называть признаки и условия протекания химических реакций;
11. выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
12. составлять формулы бинарных соединений;
13. составлять уравнения химических реакций;
14. соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
15. пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
16. вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
17. вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
18. вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
19. характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
20. получать, собирать кислород и водород;
21. распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
22. раскрывать смысл закона Авогадро;
23. раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
24. характеризовать физические и химические свойства воды;
25. раскрывать смысл понятия «раствор»;
26. вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
27. приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
28. называть соединения изученных классов неорганических веществ;
29. характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
30. определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
31. составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
32. проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
33. распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
34. характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
35. раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
36. объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
37. объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
38. характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
39. составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
40. раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
41. характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
42. определять вид химической связи в неорганических соединениях;
43. изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
44. раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
45. определять степень окисления атома элемента в соединении;
46. раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
47. составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
48. объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
49. составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
50. определять возможность протекания реакций ионного обмена;
51. проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
52. определять окислитель и восстановитель;
53. составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
54. называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
55. классифицировать химические реакции по различным признакам;
56. характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
57. проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
58. распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
59. характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
60. называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
61. оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
62. грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
63. определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.
Выпускник получит возможность научиться:
1. выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
2. характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
3. составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
4. прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
5. составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
6. выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
7. использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
8. использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
9. объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
10. критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
11. осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
12. создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
Содержание курса
Класс.
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасно работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.
Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности.
Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.
Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.
Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества.
Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.
Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов.
Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.
Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава воздуха. Коллекция нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Получение водорода в аппарате Кипа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Анализ воды. Синтез воды.
Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щёлочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакции. Разложение основного карбоната меди (II). Реакция замещения меди железом.
Ознакомление с образцами оксидов.
Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).
Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.
Практические работы
· Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.
· Очистка загрязнённой поваренной соли.
· Получение и свойства кислорода
· Получение водорода и изучение его свойств.
· Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества.
· Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Расчетные задачи:
Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации.
Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 174.