Расширение панорамы философских исследований в XIX в., принципиальные прорывы к новым глубинам постижения мира выразились как в появлении новых подходов к осмыслению человека, так и в открытии новых пластов его сущности. Это движение осуществлялось по разным направлениям.
Прежде всего, отметим, что в это время формируются философские концепции, целиком посвященные именно человеку. Здесь, несомненно, следует выделить немецкого философа Людвига Фейербаха (1804-1872). Он провозгласил, что человек - "единственный, универсальный и высший предмет философии" [3], и всю философию посвятил последовательному проведению этого принципа. Исходя из своей антропологической концепции, Фейербах оценивал и религию, Бога как своеобразное порождение самого человека. Непосредственно в реальном человеческом бытии, в общении реальных людей Фейербах видел проявление человеческой сущности. "Главным, самым существенным чувственным объектом человека является сам человек, - писал Фейербах, - только во взгляде человека на человека загорается свет сознания и ума. Поэтому идеализм прав в своих поисках источника идей в человеке, но не прав, когда он хочет вывести идеи из обособленного, замкнутого существа, из человека, взятого в виде души, одним словом, когда он хочет вывести их из Я без чувственно данного Ты " [3].
Здесь уместно обратиться к творчеству русского философа Н. Г. Чернышевского (1828-1889) и его основному философскому сочинению "Антропологический принцип в философии". Последовательно реализуя этот принцип, Чернышевский считал, что "основанием всему, что мы говорим о какой-нибудь специальной отрасли жизни ... должны служить общие понятия о натуре человека, находящихся в ней побуждениях и деятельности и ее потребностях" [3]. Важно отметить, что для Фейербаха и Чернышевского методологической основой, позволившей им последовательно выдвинуть человека в эпицентр философского исследования, явился материализм.
Затем попутно, что в нашей философской литературе встретились не вполне справедливые оценки антропологического принципа в философии Фейербаха, Чернышевского. Их ориентация на философский анализ человека оценивалась как признак определенной ограниченности по сравнению с социальной философией Маркса и других философов, поставивших в центр изучения общество. Мы же полагаем, что в общей эволюции философского понимания человека выдвижение антропологического принципа было шагом вперед по пути осознания принципиальной роли человека.
Наряду с появлением философских концепций, непосредственно посвященных конституированию и развитию антропологических принципов, общее движение философской культуры XIX века позволило весьма существенно углубить понимание человека, его сущность, места и предназначения в мире. В этом отношении мы бы отметили два направления, значение которых становится особенно очевидным в свете появления и развития антропологии XX века.
Первое из этих направлений связано с углубленным исследованием духовности человека и воплощено в творчестве Кьеркегора, Дильтея, Ницше. Датский философ Къеркегор (1813-1855) разрабатывал субъективную диалектику, "экзистенциальную" диалектику человеческого бытия. Он одним из первых привлек внимание к тайне, загадке человеческого бытия. Устами одного из своих героев он ставит мучительные вопросы «Где я? Что значит сказать "мир"? Каково значение этого слова? Кто заманил меня сюда и покинул здесь? Кто я? Как я оказался в мире? Почему меня не спросили, почему не познакомили с его правилами и обычаями, а просто всунули в него, как будто я был куплен у продавца душ? Как я оказался вовлеченным в это огромное предприятие, названное действительностью? Разве это не дело выбора? ... Кому я могу пожаловаться?» [2].
Немецкий философ Дилътей (1833-1911) разрабатывал философию жизни как способ бытия человека, как культурно-исторической реальности. Человек, по Дильтею, сам есть история, которая только и раскрывает, что он есть такое. Задача философии как "науки о духе" заключается в том, чтобы понять "жизнь" исходя из нее самой. Отсюда вытекает метод "понимания" жизни как непосредственного постижения некоторой духовной целостности. С именем Дильтея связано начало герменевтики как особого метода интерпретации духовных явлений прошлого и настоящего.
Немецкий философ Ницше (1844-1900) выдвинул весьма оригинальную и противоречивую концепцию человека. В его понимании жизнь - это не некое истинное статичное бытие, а вечное движение, становление, изменение. В этом потоке постоянного движения жизни существует человек. Главное его качество - это воля к власти. Разум человека, его суждения об объективном мире, ценностные суждения, вся его духовная жизнь - все это не что иное, как проявление воли к власти, признание сохранить или отвергнуть определенные формы жизни.
Второе направление связано с конституированием социальной философии и воплощено в творчестве Гегеля (1770-1831), Конто (1798-1857), Маркса (1818-1883), Спенсера (1820-1903). Философское наследие каждого из перечисленных мыслителей имеет богатое и разностороннее содержание. Но если выделить их вклад в развитие социальной философии, то его вкратце можно свести к следующим трем моментам.
Во-первых, формирование целостного взгляда на общественную жизнь, на отношение общества и человека. Если прежде различные проблемы общественной жизни были "разбросаны" между разными исследователями, то в XIX в. Они, как бы синтезируются в рамках одного учения.
Во-вторых, ярко выраженная концептуальность именно универсального видения общественной жизни. До этого у философов, конечно, были наметки концептуальных подходов к общественной жизни, но они носили частичный характер, как правило, не охваты -вали всего богатства общественной жизни.
В-третьих, вычленение социально-философской проблематики как отдельной и особой ветви философской эволюции со своим полем проблем, своим категориально-понятийным фондом, системой законов и т. д. Одним словом, философское развитие XIX в. ознаменовалось качественным скачком в постижении общества, сложных механизмов его структурирования, складывания, развития и функционирования. Понятно, что этот сдвиг имел важное значение для общего углубления понимания человека, всей, связанной с ним проблематики. Философские учения о человеке должны были учитывать новые, более детализированные знания об обществе и так или иначе преломлять их в интересах более глубокого постижения человека.
Философская эволюция XIX в. достигла многого в познании человека, вычленив и сформулировав сам антропологический принцип в философии, резко расширив панораму философских подходов к человеку, определив в качестве приоритетного анализа духовных основ человеческого бытия и его социальных связей и зависимостей.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 175.