Человек в философии Возрождения и Нового времени
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Насту­пление эпохи Возрождения ознаменовалось поворотом к раскрытию автономии человека, признанием его безграничных творческих воз­можностей. В это время или резко ослабевает, или вообще сходит на нет методологическое давление прежних натурологических, религи­озных парадигм.

Одним из первых представителей этого поворота был итальян­ский философ Пико делла Мирандола (1463-1494). Он стоял на по­зициях антропоцентризма. Бог ставит человека в самом центре кос­моса, делая его судьей мудрости, величия и красоты воздвигнутого им мироздания. В своем труде "Речь о достоинстве человека" Пико подчеркивал, что человек составляет особый, четвертый мир наряду с подлунным, поднебесным и небесным мирами. "Чудеса человечес­кого духа, - писал Мирандола, - превосходят (чудеса) небес. На зе­мле нет ничего более великого, кроме человека, а в человеке - ниче­го более великого, чем его ум и душа".

Развитием научного потенциала общество в целом открыло путь к рациональному истолкованию человека, его сущности. Известное изречение французского философа Декарта (1596-1650) "Я мыслю - следовательно, я существую ", ознаменовало начало этого рациона­льного пути. Такой поворот к рационалистическому взгляду на че­ловека стал импульсом нового понимания человеческой духовности вообще.

Важным этапом на пути философского понимания человека, его свободы, взаимосвязей с обществом было деятелей эпохи Просвеще­ния - Вольтера (1694-1778), Монтескье (1695-1755), Руссо (1712-1778), Гельвеция (1715-1771). Творчество этих мыслителей было пронизано гуманистическим пафосом защиты свободы, достоинства человека, признанием его высшей ценностью общества.

В сочинении "О человеке" Гельвеций подчеркивал, что прави­льно понятый личный интерес человека составляет основу общест­венной жизни. В этом отношении его идеи перекликаются с концеп­цией естественного состояния, общественного договора, развивае­мыми Гоббсом (1588-1679), А. Смитом (1732-1790) и другими. Глу­боко веря в возможности человека, его разума, Монтескье писал: "Общий закон - человеческий разум, потому что он управляет всеми народами на Земле; политические же и гражданские законы каждо­го народа должны быть только частными случаями, в которых при­меняется этот человеческий разум" [2].

Пожалуй, самый кардинальный прорыв в философском осмы­слении человека был в этот период осуществлен немецким филосо­фом Иммануилом Кантом (1724-1804). С его именем связано становление одной из первых в истории философии антропологических программ. Исходя из понимания человека как существа, принадле­жащего к двум мирам - природной необходимости и нравственной свободы, Кант разграничивает антропологию в "физиологическом" и "прагматическом" отношении: первая исследует то, "что делает из человека природа", вторая - то, "что он, как свободно действующее существо делает, или может и должен из себя делать сам".

С исключительной глубиной и последовательностью Кант ра­звивал идею о человеке как высшей ценности мира. Он писал: "...в ряду целей человек (а с ним и всякое разумное существо) есть цель сама по себе, т. е. никогда никем (даже Богом) не может быть использован как средство, не будучи при этом вместе с тем и целью, что, следовательно, само человечество в нашем лице должно быть для нас святым, так как человек есть субъект морального закона, стало быть того, что само по себе свято, ради чего и в согласии с чем нечто вообще может быть названо святым" [1].

По существу, в этом отрывке Кант ставит человека если и не выше Бога, то, по меньшей мере, на одну ступень с Ним. В основе такого подхода Канта к человеку лежит стремление освободить че­ловека от всякого давления, от всякого потустороннего метафизи­ческого (как идеалистического, так и материалистического) объек­тивизма, от всякого произвола по отношению к нему. Именно чело­век, его имманентная активность, его "личность", его принадлеж­ность к "умопостигаемому" миру и творение им этого мира высту­пают, по Канту, действительной основой мироздания.

Кант, перечисляя основные вопросы философии: что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? - наряду с ни­ми (как своеобразный итог) ставит вопрос: что есть человек? Харак­теризуя отношение первых трех вопросов к последнему, Кант пи­сал: "в сущности все это можно было бы свести к антропологии, ибо три первых вопроса относятся к последнему ". Можно констати­ровать, что Кант не просто углубил философское понимание челове­ка, его созидательной мощи, его самоценности, но и совершил свое­образный прорыв в оценке значимости проблематики человека в философии, выдвинув ее в число самых приоритетных.

Философское развитие, начиная с эпохи Возрождения, ознаме­новалось своеобразной антропологической революцией. В этот пери­од философия интенсивно освобождается от всяких методологиче­ских ограничителей проблемы человека, само понимание человека, его роли в мире, обществе углубляется и приобретает все более важное значение в философской культуре.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 170.