Структурная перестройка космической отрасли Украины вступает в решающую фазу. Подавляющее большинство предприятий определилось в части форм и методов реструктуризации. Теперь от того, насколько успешно предприятия отрасли проведут реструктуризацию, будет зависеть ее дальнейшее развитие.
Космическая отрасль, как никакая другая, имеет возможность обеспечить рост производства сложной наукоемкой высокотехнологической продукции, опираясь на собственный научно-технический, производственный и кадровый потенциал. Она была и во многом останется важным национальным достоянием, поставляющим высокие технологии в гражданский сектор производства.
Структурная перестройка отрасли предусматривает поэтапное выполнение задач, связанных по срокам с имеющимися материальными и финансовыми ресурсами, требованиями национальной и отраслевой экономики, потребностями внутреннего и внешнего рынков.
В настоящее время задачи структурного реформирования значительно сложнее тех, которые решались в предыдущие годы, поскольку касаются глубоких качественных преобразований предприятий, в том числе связанных с адаптацией к рыночным условиям.
Космическая отрасль может занять надлежащее ей место только при условии овладения инновационным путем развития, основы которого должны быть заложены в процессе структурной перестройки. Базовым принципом стратегического курса должна стать реализация политики, направленной на внедрение инновационной модели структурной перестройки.
Главной задачей инновационного развития в период структурной перестройки является инновационное переосмысливание и проектирование заново всей деятельности предприятий, освоение новых работ и обеспечение эффективного использования имеющихся в наличии ресурсов.
Для обеспечения развития инновационной деятельности, прежде всего, необходимо обеспечить эффективное взаимодействие науки, производства и финансово-кредитной сферы, в первую очередь, за счет создания интегрированных структур отрасли.
При переходе к инновационной модели развития отрасли приоритетным является вопрос привлечения негосударственных, а также иностранных инвестиций и кредитов. Для этого должны быть отработаны новые подходы и механизмы, обеспечена инвестиционная • направленность корпоратизационных и приватизационных процессов.
В ходе структурной перестройки и инновационного развития отрасли, космическое направление ее деятельности в долгосрочной перспективе должно оставаться главным. Это требует формирования базовой части отрасли, которая в состоянии реализовывать весь комплекс процессов, охватывающий разработку, производство, модернизацию, ремонт, сопровождение эксплуатации и утилизацию космической техники. Для этого базовая часть отрасли должна располагать научно-исследовательскими, конструкторскими, технологическими, проектными организациями и промышленными предприятиями, в первую очередь, задействованными в реализации Общегосударственной (Национальной) космической программы Украины и международных космических проектов.
Формирование базовой части отрасли позволит осуществить концентрацию заказов космического направления на ограниченном числе предприятий. Оно будет обеспечивать сохранение и дальнейшее развитие имеющегося научно-технического, производственного и кадрового потенциала отрасли, а также базовых космических технологий, одной из важнейших особенностей которых является возможность их двойного использования.
В условиях неполной загрузки государственными заказами имеющихся ракетно-космических мощностей, модель инновационного развития космической отрасли Украины получает экспортно-ориентированную направленность. Вследствие этого отрасль будет реагировать, в первую очередь, на требования внешней рыночной конъюнктуры, а не внутреннего рынка. Это приводит к тому, что дальнейшее развитие космической отрасли Украины будет зависеть от его способности выдержать давление конкуренции на мировом рынке космических услуг.
Масштабы и сложность задач требуют ускоренного формирования управленческого корпуса предприятий, привлечения к управлению на всех уровнях энергичных, компетентных и инициативных кадров новой генерации.
Управление предприятиями должно перейти к рыночно-ориентированному стратегическому менеджменту, особенностью которого является его нацеленность на ведение производства в условиях дефицитности ресурсов, на маркетинговое обеспечение эффективного и перспективного планирования производства, на достижение высоких конечных результатов с минимальными затратами.
Выводы
Авиационная и космическая отрасли, как никакие другие, имеют возможность обеспечить рост производства сложной наукоемкой высокотехнологической продукции, опираясь на собственный научно-технический, производственный и кадровый потенциал. Они были и во многом останутся важным национальным достоянием, поставляющим высокие технологии в гражданский сектор производства.
Для обеспечения реформирования отраслей необходимо, прежде всего иметь профессионально подготовленный, надежный, лояльный и положительно мотивированный персонал. Стратегический курс кадровой политики, учитывая инновационное развитие отраслей, должен быть нацелен на высокий уровень образования и квалификации работников. Поэтому насущной задачей должно быть формирование отраслевой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Мировой практикой доказано, что инвестиции в человеческий капитал наиболее эффективны.
Для дальнейшего развития авиационной и космической отраслей, жизненно, необходимо пристальное внимание и помощь со стороны государства.
В связи с затруднительностью проникновения на американский и европейский рынки сбыта, нужно в дальнейшем все внимание сосредоточить на доступных и перспективных рынках России, Азии, Африки и Латинской Америки.
При разумном руководстве и верной маркетинговой политике авиационная и космическая отрасли Украины имеют все возможности для дальнейшего развития.
Список литературы.
Журналы:
1. “Авиапанорама” Международный авиационно-космический журнал. 2003-2004
2. “Авиасалоны мира” 2003-2004 г.
3. “Авиация” 2003-2004 г.
4. “Аэрокосмический вестник” Еженедельное издание Информационно-аналитического центра СПЕЙС-ИНФОРМ. 2003-2004 г.
5. “Аэрокосмический курьер” 2003-2004 г.
6. “Авиация и время” 2003-2004 г.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 173.