Уходящий 2003 год для АНТК им. О.К.Антонова был насыщен событиями, одни из которых стали итогом работы коллектива предприятия, другие дали начало новым программам.
Целая серия событий уходящего года связана с ан-148: 28 февраля фюзеляж первого экземпляра этого самолета был вынут из стапеля, фюзеляж второго ан-148 был готов 31 июля. Параллельно были развернуты работы по изготовлению деталей агрегатов из композиционных материалов, идет монтаж бортовых систем. Оба фюзеляжа укомплектованы каркасами фонаря кабины экипажа производства ХГАПП. В конце октября на первый фюзеляж был установлен центроплан, также изготовленный в Харькове. Сейчас на этом предприятии идет напряженная работа по изготовлению крыльев, пилонов и мотогондол. На КиГАЗ «Авиант» начато изготовление люков и дверей фюзеляжа. В Воронеже освоено производство киля с рулем направления и стабилизатора с рулем высоты. Закончить сборку первого экземпляра самолета планируется к середине апреля 2004 г. Уходящий год оказался определяющим и для самолета Ан-70 - второй важнейшей темы, над которой работал коллектив предприятия. В самом начале года ситуация с самолетом осложнилась по причине изменения отношения к нему со стороны командования ВВС России. Усилия по урегулированию сложившегося положения предпринимались руководством АНТК им. О.К.Антонова, Минпромполитики Украины и страны в целом в течение всего года. Ан-70 стал одним из главных вопросов, рассматривавшихся на июльской встрече премьер-министров Украины и Российской Федерации в Крыму. Главы правительств России и Украины выразили намерение продолжить работу над проектом.
К настоящему времени предприятия-партнеры по созданию Ан-70 в полном объеме выполнили работы по устранению замечаний к самолету, которые были определены ВВС РФ как препятствующие продолжению государственных совместных испытаний. За последнее время на самолете Ан-70 выполнены следующие испытательные полеты: с имитаторами льда на крыльях и оперении, с воздушным десантированием парашютистов, техники и различных грузов, а также испытания на коротких грунтовых площадках длиной 600-800 м. Они еще раз подтвердили соответствие Ан-70 требованиям, заложенным в техническом задании на самолет. Помимо проверок в воздухе, Ан-70 проходит статические прочностные испытания в лабораторном комплексе АНТК им. О.К.Антонова. В ноябре на Ан-70 были выполнены испытательные полеты с максимальным грузом 35 т, а также в перегрузочном варианте грузом 47 т. Полученные характеристики машины, в частности, дальность полета с грузом, километровый расход топлива, скороподъемность и высота полета соответствуют расчетным. Кроме того, в ходе этих полетов Ан-70 установил 6 мировых рекордов в классе турбовинтовых транспортных самолетов со взлетной массой от 100 до 150 тонн. Груз массой 55063 кг был поднят на высоту 7355 м. Заявка на официальную регистрацию рекордов передана в Международную Федерацию Авиационного Спорта FAI. Всего на самолетах "Антонов" установлено 477 мировым рекордов, 372 из которых до сих пор не побиты.
4 декабря 2003 г. Верховная Рада Украины утвердила бюджет государства на 2004 год, две статьи которого предусматривают целевое выделение 233 млн. грн. на развитие программы Ан-70. Это произошло впервые за последние годы. Порядок расходования названных средств определен "Общегосударственной программой создания военно-транспортного самолета Ан-70 и его закупки по государственным оборонным заказам", утвержденной Кабинетом Министров Украины 10 сентября 2003 года. Программа предусматривает выполнение комплекса работ, связанного с принятием Ан-70 на вооружение ВВС Украины, подготовкой и освоением его производства, а также с постройкой и закупкой самолетов по государственному оборонному заказу.
15 ноября 2003 года новый региональный самолет ан-140 доставил из Москвы в Одессу 50-тысячного пассажира. Рейс выполнила авиакомпания "Одесские авиалинии", которая в 2002 году стала первым эксплуатантом ан-140. Количество пассажиров, перевезенных одесскими "стосороковками", превысило 33 тысячи. Остальные 17 тысяч воспользовались услугами авиакомпаний "Аэромост-Харьков" и "Мотор-Сич" (Запорожье), которые также эксплуатируют ан-140. В настоящее время украинские авиакомпании эксплуатируют 5 самолетов ан-140 производства ХГАПП. Самолеты выполняют регулярные рейсы в города Украины, России, Европы, а также совершают чартерные полеты в разные страны мира.
25 декабря 2003 года произошло событие, которого ждали несколько лет. На ОАО "Авиакор - авиационный завод" (Самара, Россия) состоялась торжественная выкатка первого экземпляра ан-140 российской сборки. Выход российских машин на рынок будет осуществляться в координации с украинскими предприятиями в рамках совместного предприятия "Международный авиационный проект-140".
В уходящем году более интенсивно работало авиатранспортное подразделение АНТК - авиакомпания "Авиалинии Антонова". Причем это относится не только к "Русланам", но и к самому грузоподъемному самолету в мире Ан-225 "Мрия", который только в период с начала сентября налетал 270 часов и перевез 1638 т грузов. Рост объема перевозок произошел даже несмотря на задержание в Канаде одного из ан-124-100 авиакомпании. К сожалению, длившаяся полгода борьба за возвращение этого самолета пока не увенчалась успехом. Но АНТК им. О.К.Антонова не собирается сдаваться и намерен решительно отстаивать свою правоту.
Успех самолетов ан-124-100 на мировом рынке привел к тому, что 12 июня руководители делегаций Венгрии, Германии, Дании, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Турции, Франции и Чехии подписали Письмо о намерениях использовать эти машины для основных стратегических авиаперевозок НАТО. После присоединения к этому решению Испании в общей сложности 13 стран альянса выразили намерение использовать "Русланы". В настоящее время завершается разработка механизма реализации проекта: определение принципов предоставления самолетов, выбор держателя контракта, определение необходимости в компании-посреднике и выбор компании-перевозчика, с которой планируется заключить соответствующий контракт.
Значительные положительные сдвиги произошли и в ряде других программ. 28 мая АНТК им. О.К.Антонова совместно с украинской государственной авиакомпанией "Горлица", российскими предприятиями НАПО им. В.П.Чкалова и Финансово-лизинговой компанией, подали заявку в авиарегистр Малайзии на признание сертификата Ан-38-120 в этой стране. Работы по валидации были начаты в связи с возрастающим интересом к Ан-38 в странах Юго-Восточной Азии. В уходящем году продолжались работы по валидации Ан-124-100 в Великобритании. Интенсивно развивалось сотрудничество с предприятиями и организациями Китайской Народной Республики по самолетам ARJ 21 и Y8F-600. Продолжало работу представительство АНТК на заводе HESA в Иране, где взлетел еще один ан-140 иранской сборки. Инженеры АНТК им. О.К.Антонова провели контроль технического состояния и определили меры по продлению ресурсов десятков самолетов "Антонов", эксплуатирующихся во многих странах мира.
Наступающий 2004 год будет для АНТК им. О.К.Антонова не менее напряженным. Предстоит первый полет и начало сертификационных испытаний ан-148, завершение испытаний Ан-70 и разворачивание его серийного производства, интенсификация производства и продажи ан-140, получение иностранных сертификатов типа на Ан-38-120 и ан-124-100
4. Украина намерена в 2005 г. стать крупнейшим поставщиком региональных турбовинтовых самолетов на мировой рынок
Украина намерена в 2005 г. стать крупнейшим поставщиком региональных турбовинтовых самолетов на мировой рынок.
Проект продвижения самолета предполагает размещение производственных площадок по выпуску ан-140 в Харькове, Исфахане (Иран) и Самаре (РФ), это позволит удовлетворить спрос сразу в нескольких регионах мира. Кроме того, определенная ставка делается на то, что в сравнении с прямыми конкурентами в классе региональных самолетов на 50 пассажирских мест - компаниями ATR и Bombardie, самолет демонстрирует лучшие характеристики, при этом авиастроителям удалось сохранить первоначально заявленные ценовые параметры. Единая цена ан-140 для всех производственных площадок составит - $8,5 млн. Стоимость приведенных оперативных расходов Ан-140 составляет порядка $550-600, Dash-8-ЗОО - $650, ATR42-500 - $600-620.
В качестве базового рынка для Ан-140 названы страны СНГ, страны Ближнего Востока и Северной Африки. Кризис технического состояния устаревшего парка самолетов уже начался, и к 2005 г. проблема обновления региональных самолетов будет требовать немедленного решения.
Между тем, согласно прогнозам аналитиков пакеты заказов ATR и Bombardie в ближайшей перспективе будут сокращаться, в то время как ХГАПП прогнозирует рост спроса на Ан-140. Так, в прошлом году ATR и Bombardie поставили 19 и 29 машин, соответственно. За первое полугодие этого года поставки ATR и Bombardie составили 5 и 10 машин, в следующем году прогнозируются объемы в 17 и 22 самолета.
В 2004 году ХГАПП совместно с Самарой и Исфаханом планирует произвести от 21 до 25 Ан-140, в 2005 г. поставки Ан-140 составят до 35.
В 2004-2005 гг. завод в Исфахане выпустит 6 и 8 машин, самарский завод 4 и 5 машин, соответственно. Наряду с этим, ХГАПП предполагает до 80% выпускаемых Ан-140 поставлять на внешние рынки.
5. Арабские перспективы украинских "антоновых"
Перспектива масштабной эксплуатации украинских самолетов в регионе Ближнего Востока выглядит не такой уж фантастичной. Этот вывод можно сделать, оценивая результаты участия украинских авиастроительных предприятий в международном авиасалоне Dubai-2003, который с 7 по 12 декабря состоялся в Объединенных Арабских Эмиратах.
Пока ближневосточный смотр авиационной техники по размаху уступает ведущим европейским авиасалонам, однако в перспективе возможен качественный рост не только по составу участников, но и уровню представленной авиационной техники. В то же время, можно отметить, что страны региона в ближайшем будущем начнут серьезную диверсификацию поставщиков, как военной техники, так и гражданской продукции. Фактический поворот от приоритетного сотрудничества с США в ОАЭ пока еще не заметен, но ситуация может кардинально измениться через несколько лет. По прогнозам местной прессы, в ближайшие 20 лет страны региона затратят - ориентировочно - около 80 млрд. долларов на обновление авиапарка гражданской авиации, то есть приобретение свыше 750 новых самолетов. Значительные средства планируется вложить и в модернизацию устаревших летательных аппаратов. Например, в ходе салона был подписан ряд сделок на общую сумму, превышающую 3,5 млрд. долларов. В частности, авиакомпания "Катар Эйрвэйз" закупила у европейского концерна "Эрбас" самолеты на сумму в 1,2 млрд. долларов. Не менее крупную сделку заключила и авиакомпания "Эмирейтс" (ОАЭ), которая приобретет у американских "Дженерал Электрик" и "Пратт-Уитни" для ранее купленных аэробусов двигатели на сумму почти 1,5 млрд. долларов.
Интересным направлением в военной сфере могут стать модификации противолодочных, морских патрульных самолетов. Уже в ходе салона представители Саудовской Аравии заявили о намерении приобрести до 2005 года 15 самолетов, морские патрульные ATR 42MP и транспортники С 27J Spartan. Итальянская фирма Alenia предложила ВМС ОАЭ противолодочный самолет ATR 72 ASW, а военные Эмиратов проявили интерес к транспортному самолету С 27J Spartan, который должен заменить устаревшие флотские военно-транспортные самолеты С-130, Casa C-235. К транспортному Alenia, Lockheed С 27J Spartan также проявил интерес Оман, которому требуется и морской патрульный самолет. Сотрудничество по тематике патрульных и противолодочных самолетов интересно и украинским авиастроителям. Еще при проектировании регионального пассажирского самолета ан-140 предусматривалась возможность создания на его базе патрульного и противолодочного вариантов, легкого транспортника.
Для Dubai-2003 был характерен паритет военной и гражданской авиации. В демонстрационных полетах участвовали как истребители, так и военно-транспортные самолеты, гражданские лайнеры. В ежедневной двухчасовой летной программе были представлены истребители F-16 Fighting Falcon, Mirage 2000, корабельный Harrier GR7, F-14A Tomcat, Cy-27CK. Зрители смогли увидеть и учебно-тренировочный Aero L-159B, вертолет Apache AH-640, самолеты Airbus 430-600, военный транспортник Alenia G-222. В полетах принимали участие и самолеты украинского производства. Харьковское государственное авиационное производственное предприятие и Киевский государственный авиационный завод "Авиант", единственные среди стран СНГ и одни из немногих в Восточной Европе, представили свои самолеты - ан-140. Ан-74ТК-200 и Ан-32. Новые самолеты марки "Ан" летали в Дубай впервые, и есть надежда,.что не зря.
Нынешний авиасалон стал первым серьезным знакомством ближневосточных стран с современными- самолетами «Ан». Для этого демонстрировались ан-140 и Ан-74ТК-200 производства ХГАПП и модификация Ан-32 для пожаротушения (КиГАЗ "Авиант"). Каждый из них имеет свои преимущества по сравнению с конкурентами не только по стоимости, но и по техническим характеристикам, позволяющим успешную эксплуатацию в условиях жаркого климата.
У каждого из представленных самолетов есть свои перспективы не только в ближневосточных странах, но и на африканском континенте.
На авиасалоне Ле Бурже-2003 ХГАПП подписало соглашение о продаже пяти самолетов ан-140 ливийской авиакомпании "Air Libia". Таким образом, экспортная жизнь у самого молодого антоновского самолета уже началась. Наряду с "Air Libia" интерес к самолету высказали представители и других ливийских авиакомпаний. Кроме того, ОАЭ могли бы выступить в качестве инвестора при закупке ан-140 мусульманскими странами для обновления устаревшего авиапарка гражданских самолетов. С учетом финансовых возможностей Эмиратов, поддерживающих ряд стран арабского мира, в этом нет ничего невозможного.
У харьковских авиастроителей существуют смелые планы по поводу продвижения регионального турбовинтового ан-140 на рынки иностранных государств. В 2005 году Украина намерена стать крупнейшим поставщиком региональных турбовинтовых самолетов на мировой рынок. В настоящее время конкурентами Украины в классе региональных самолетов на 50 пассажирских мест являются компании ATR и Bombardier. Для реализации столь амбициозного заявления, ХГАПП намерен добиться увеличения производственных мощностей за счет работы трех площадок по выпуску самолетов ан-140 - ХГАПП, иранской самолетостроительной компании ХЕСА, самарского авиационного завода "Авиакор". В качестве базового рынка для ан-140 называются Россия, Украина, Казахстан, страны Ближнего Востока и Северной Африки. При этом кризис технического состояния устаревшего парка самолетов уже начался, и к 2005 году проблема обновления региональных самолетов будет требовать быстрого решения. Для этого ХГАПП должен наращивать свои производственные мощности.
Харьковчане делают ставку и на обновление региональных парков транспортных самолетов, предлагая рынку транспортную модификацию самолета Ан-74, Ан-74ТК-200. Традиционными регионами, которые эксплуатировали советские, а теперь украинские транспортники, являются страны Центральной, Северной и Восточной Африки, Ближнего Востока и Азии. Самолеты ан-12, Ан-26, Ан-32 за несколько десятилетий отлично зарекомендовали себя в сложных климатических и погодных условиях, но у всякой техники есть конечные сроки эксплуатации. В настоящее время в мире возрастает интерес к самолету Ан-74ТК-200. О растущем спросе на самолет свидетельствует количество заключенных контрактов и предконтрактных соглашений. А универсальные возможности Ан-74ТК-200 при выполнении специальных, спасательных миссий, его неприхотливость к внешним условиям - все эти качества будут способствовать в ближайшем будущем замене современной авиатехникой устаревших транспортных самолетов - Alenia G222, Dash 5 Buffalo.
Потенциальные конкуренты Ан-74ТК-200 - самолеты Alenia, Lockheed C27J Spartan, CASA CN 235/295 - тихоходны и слишком дороги по сравнению с украинским самолетом. О своем интересе к производству Ан-74ТК-200 уже заявили и российские предприятия. В ближайшее время Омское производственное объединение "Полет" (РФ) подготовит мощности для производства самолета Ан-74ТК-200, которые будут востребованы рынком. Для Харьковского авиазавода презентация транспортника не ограничилась участием в авиасалоне. По окончании Dubai-2003 харьковчане отправились в перелет по странам Африки, самолет будет презентован в нескольких странах, которые ранее уже проявили интерес к его техническим возможностям.
Упорная работа по продвижению на рынок современных украинских самолетов в будущем может принести солидный результат. Уже в 2004 году портфель заказов ХГАПП до 80% будет складываться из экспортных контрактов на постройку самолетов. Для сравнения: в 2003 году предприятие работало на удовлетворение спроса со стороны украинских авиакомпаний. Это не означает, что национальные эксплуатанты не получат новых самолетов в следующем году, но работа с инозакачиком - безусловный приоритет.
Для украинского авиастроения Дубайский авиасалон открыл ряд перспектив для дальнейшего сотрудничества в авиастроительной сфере. В Эмиратах получил неожиданную поддержку проект создания военно-транспортного самолета Ан-70. Во время салона это выразилось в глубоком интересе руководства военного ведомства ОАЭ к самолету. Намерения ОАЭ инвестировать проект создания самолета Ан-70 могут стать серьезным прорывом в реализации программы. Объединенные Арабские Эмираты заявили о своем глубоком интересе к долгосрочному сотрудничеству по программе создания и производства среднего военно-транспортного самолета короткого взлета и посадки Ан-70. В частности, шейх Мохаммед бин Моссалам заявил, что государственная инвестиционная компания ОАЭ изучит программу создания самолета Ан-70. Шейх предложил руководству "Авианта" предоставить материалы по самолету, в частности, суммы и размеры финансирования проекта. Речь идет о стоимости сертификации самолета, подготовки серийного производства и строительства самолета в Украине. Официальная делегация ОАЭ вскоре посетит Украину и ознакомится с проектами и возможностями А НТК имени Антонова и завода "Авиант". Примечательно, что в данном случае инициатива исходит от арабской стороны, которая высоко оценила характеристики самолета. Глубокий интерес ОАЭ к самолету Ан-70 в будущем может способствовать не только ускорению открытия производства самолетов в Украине, но и реализации долгосрочной программы продаж Ан-70 в Эмиратах. В настоящее время в этой стране есть много авиаперевозчиков, которые предоставляют свои самолеты для выполнения перевозок внутри страны. Но руководство ОАЭ определило свое видение будущего парка самолетов, и Ан-70 займет в нем достойное место.
Поиск страны-инвестора для "семидесятки" длится уже несколько лет. На разных этапах эта роль предлагалась Индии и Китаю. "Вакантное" место третьей стороны в украинско-российском проекте объясняется рядом причин. Для Индии определяющим мнением могла стать позиция российской стороны, как традиционного партнера по военно-техническому сотрудничеству. Но этого так и не случилось. Что до интереса КНР, то недавно Китай заявил о своем интересе к самолету Ан-70, однако с учетом длительного изучения самолета в КНР, серийный выпуск в Украине пришлось бы осуществлять без иностранных партнеров.
О глубоком интересе Ближнего Востока к эксплуатации антоновской техники свидетельствует и предложение, поступившее "Авианту" от министерства обороны ОАЭ об открытии ремонтной базы завода в Дубай. Со своей стороны Эмираты обещают предоставить необходимые площади, места для стоянки воздушных судов. Для "Авианта" это более чем интересное предложение, поскольку наличие базы даст возможность оказывать сервисные услуги по техническому обслуживанию и ремонту самолетов марки «Ан», которые эксплуатируются практически во всех странах Африки, Азии и Ближнего Востока. Киевский завод также получил предложение по эксплуатации в Дубай самолетов Ан-32 и Ан-26. В частности, в парке самолетов киевского завода "Авиант" насчитывается три самолета Ан-32, два - Ан-26 и два - Ан-24.
Не исключено, что антоновскими самолетами в будущем пополнится и парк пакистанской авиатехники. Сейчас "Авиант" изучает предложение ВВС Пакистана о возможности поставки военно-транспортных самолетов Ан-32 в эту страну. Выбор украинских самолетов обусловлен подходящими техническими характеристиками: за более чем 20 лет эксплуатации Ан-32 показал себя как наиболее приспособленный самолет для условий жаркого климата и неподготовленных аэродромов, в том числе и для условий Пакистана. Интерес пакистанской стороны вполне объясним: два года назад руководство пакистанских ВВС остановило свой выбор на турецком транспортном самолете CN-235, однако его закупка не состоялась. Что до украинских самолетов, то первоначально речь может идти о партии из 8 Ан-32 новой постройки.
Участие украинских предприятий в авиационном салоне чрезвычайно важно с точки зрения диверсификации национального экспортного потенциала. Сегодня Украина достаточно динамично развивает торговлю с Объединенными Арабскими Эмиратами, значительное ускорение которой придал визит Президента Украины Леонида Кучмы. За последние три года товарооборот между Украиной и ОАЭ увеличился более чем в 3 раза. Можно добавить, что развитие ближневосточного направления выгодно, в первую очередь, платежеспособностью покупателей, которые, к тому же, отличаются практичностью в выборе партнеров по сотрудничеству.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 184.