Проектирование инвестиционных мероприятий по совершенствованию работы автопарка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Для нормальной работы предприятий транспорта и транспортных хозяйств субъектов хозяйствования не достаточно вырабатываемой ими собственной стратегии развития для выхода из кризиса и на мировые рынки. Государство так же должно быть заинтересовано на дальнейшее развитие данной отрасли экономики. Для того чтобы Беларусь могла закрепить свои позиции на международном рынке оказания транспортных услуг необходимо определить приоритеты транспортной политики, среди которых:

К сожалению, на транспорте до сих пор нет полной ясности, какие виды транспорта предприятий в большей степени подходят для функционирования в новых условиях хозяйствования. Поэтому инвестиции целесообразно направлять не на реализацию крупномасштабных проектов, а на приспособление самого транспорта к нуждам рыночной экономики. Думается, что здесь необходим новый механизм инвестирования его деятельности, ведущим элементом которого могла бы стать контрактная основа. Для ее введения прежде всего целесообразно проведение изучения состояния и структуры платежеспособного спроса населения и экономики на транспортные работы и услуги, а также системный анализ финансового состояния и инвестиционных возможностей самих транспортных предприятий.

Мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективное воздействие государства на деятельность транспорта заключается в обеспечении справедливой конкуренции между видами транспорта, а также в воздействии на формирование разумной прибыли транспортных предприятий независимо от форм собственности.

Как отмечено ранее, государство или прямо участвует в инвестиционном процессе или берет на себя функции регулирования деятельности частного капитала в отношении привлечения средств на транспорт.

При этом следует обратить на инвестиционных характер развития транспортного хозяйства.

Инвестиции – все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта [6, c.52].

В зависимости от возможности управления предприятием они бывают прямыми и портфельными.

Портфельные – вложения в ценные бумаги с целью последующей игры на изменение курса и (или) получение дивиденда, а также участия в управлении хозяйствующим субъектом;

Прямые (реальные) инвестиции – вложения частной фирмы или государства в производство какой-либо продукции [7, c.11].

Эффективность инвестиций в основные средства зависит от множества факторов, среди которых важнейшими являются: отдача вложений, срок окупаемости инвестиций, инфляция, рентабельность инвестиций за весь период и по отдельным периодам, стабильность поступлений средств от вложений, наличие других, более эффективных направлений вложения капитала (финансовые активы валютные операции и др.) [8, c.79].

Важно отметить при этом, что любому инвестиционному вложению предшествует создание инвестиционного проекта.

Разработка проекта, или проектирование, является одним из звеньев осуществления капитальных вложений, связывающих науку с производством. От качества технологического и уровня проектных решения во многом зависит эффективность проектных решений, сметная стоимость объекта инвестирования, сроки его осуществления. В процессе проектирования решаются основные вопросы будущего объекта с тем, чтобы соответствовал эксплуатационным требованиям, а его реализация была экономичной.

Инвестиционный проект – это комплексный план мероприятий, направленный на обоснование эффективности вложения в создаваемые или модернизируемые материальные объекты, технологические процессы, виды предпринимательской деятельности и целевые программы с целью сохранения и увеличения капитала, получения выгоды [9, c.67].

С позиции организации инвестиционные проекты могут классифицироваться по факторам, определяющим их особенности (таблица 1.1).

 

Таблица 1.1

Факторы, определяющие особенности инвестиционных проектов

Факторы Виды проектов
1 2
Величина привлекаемых инвестиций Крупные, мелкие или средние проекты
Интенсивность инвестиционного вложения средств Крупные проекты с коротким сроком окупаемости или вкладываемые поэтапно с длительным сроком возврата и т.п.
Длительности осуществления инвестиционного вложения Кратко-, средне- или долгосрочные проекты
Тип взаимосвязей Независимые, взаимозависимые и альтернативные и т.п.
Способ финансирования Проекты, организованные за счёт собственных средств, кредита, государственного бюджета и т.п.
Степени влияния на экономическую, социальную или экологическую ситуацию - Глобальные, реализация которых существенно влияет на ситуацию, сложившуюся на Земле (экономическую, социальную или экологическую) - Народнохозяйственные, осуществление которых приводит к значительным изменениям данной ситуации в стране - Крупномасштабные, оказывающие влияние на ситуацию в отдельных регионах или отраслях страны, и при их оценке можно не учитывать влияние на обстановку в других районах или отраслях - Локальные, внедрение которых не оказывает сколь-либо значимого влияния на соответствующую ситуацию в регионе и не изменяет уровень и структуру цен на товарных рынках

 

Инвестиционные проекты различаются и по степени риска, определяемой вероятностью недостаточно точной оценки рынка со стороны инвестора. Проект, содержанием которого является выполнение новых прикладных научных разработок, относят к инновационным.

Разработка и претворение в жизнь инвестиционного проекта осуществляется в течение длительного периода времени – от идеи до её материального воплощения. Период времени между началом осуществления проекта и его ликвидацией принято называть инвестиционным, или жизненным циклом проекта. Он необходим для анализа проблем финансирования работ по проекту, принятия необходимых решений и подразделяется на стадии (фазы или этапы). На практике их выделение может несколько различаться. Важно, чтобы оно позволяло наметить некоторые важные периоды в состоянии объекта проектирования, при прохождении которых он не только существенно изменялся, но и представлялась бы возможность оценки наиболее вероятных направлений его развития [10, c.44-47].

Жизненный цикл инвестиционного проекта включает такие стадии, как: формулировка проекта; анализ проекта; разработка проекта; реализация проекта; оценка полученных результатов.

Формулировка проекта - это то, с чего начинается любой инвестиционный проект:

- инвестиционный замысел (идея);

- осуществляемый подход (инновационный, патентный и др.);

- соответствие предлагаемого технико-технологического решения сертификационным требованиям;

- предварительное согласование инвестиционного замысла с федеральными, региональными, местными интересами и отраслевыми приоритетами;

- отбор реципиента, способного реализовать проект;

- подготовка информационного меморандума реципиента.

Проектный анализ - методология комплексной оценки достоинств и недостатков проектов, альтернативных путей использования ресурсов с учётом их макро- и микроэкономических последствий. В связи с чем, он может быть:

- технический анализ - исследование предполагаемого местоположения и масштаба объекта, типов используемых технологических процессов, материалов, оборудования и оснастки; графика работ, наличие капитала и рабочей силы, необходимой инфраструктуры, методов реализации, эксплуатации и обслуживания инвестиционного проекта;

- экономический анализ - определение ценности инвестиционного проекта с точки зрения получаемого эффекта и произведённых затрат, т.е. его эффективности применительно к национальным, региональным и местным интересам;

- организационный анализ - выявление компетентности и способности административного персонала успешно решать все задачи по реализации инвестиционного проекта;

- социальный анализ - установление воздействия инвестиционного проекта на изменение общественных отношений и развитие социальной сферы, психологическую обстановку и поведение людей;

- финансовый анализ - обоснование достаточности инвестиционных ресурсов для реализации инвестиционного проекта в установленные сроки, подготовка ориентировочного баланса доходов и расходов, получаемых в итоге прибылей и убытков;

- экологический анализ - рассмотрение существующих природных условий и потенциального влияния инвестиционного проекта на окружающую среду, прогнозирование возможных экологических последствий.

Только такой, многосторонний и детальный анализ создаёт предпосылки для объективной оценки рассматриваемого инвестиционного проекта в целом.

Разработка проекта - осуществление научно-исследовательских разработок и конструкторско-технологических работ, подготовка необходимой документации и тендерных торгов, проведение переговоров с потенциальными инвесторами, определение изготовителей и поставщиков продукции.

При разработке инвестиционных проектов надо руководствоваться рядом правил, позволяющих учитывать действующие факторы и создавать реальную обоснованность проекта. К ним относятся:

- обязательное моделирование потоков продукции, ресурсов и денежных средств;

- учёт результатов анализа рынка, финансового состояния подрядчика (субподрядчика), степени доверия к руководителям проекта;

- приведение предстоящих расходов и доходов к условиям их соразмерности по экономической ценности в начальном периоде;

- оценка инфляции, возможных задержек платежей и других факторов изменения стоимости вкладываемых средств;

- выявление неопределённости и рисков, связанных с осуществлением проекта [11, c.23-24].

Выполняемая оценка эффективности инвестиционного проекта может различаться по её видам (социально-экономическая, коммерческая, реальная, отраслевая, бюджетная и т.д.), набору исходных данных и степени подробности их описания. Точность оценки возрастает в порядке разработки проекта. Так, на стадии разработки инвестиционного предложения во многих случаях ограничиваются оценкой эффективности проекта в целом, а схема финансирования может быть намечена в самых общих чертах (например, на основании экспертных оценок). Благодаря этому инвестор, прежде чем вкладывать средства в конкретный объект (проект) анализирует его функционирование с целью оценки будущего состояния и перспектив развития, эффективности инвестиций [12, c.71].

Рассмотрим подробнее основные показатели эффективности инвестиционных проектов.

Показатель чистой теперешней стоимости предполагает сравнение текущей стоимости будущих денежных поступлений от реализации проекта с инвестиционными расходами, необходимыми для его осуществления.

Поскольку приток денежных средств распределен во времени, он дисконтируется с помощью коэффициента r, устанавливаемого аналитиком (инвестором) самостоятельно исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет или может иметь на инвестируемый им капитал.

Допустим, делается прогноз, что инвестиция (IC) будет генерировать в течение n лет, годовые доходы в размере P1, P2,., Рn. Общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) и чистый приведенный эффект (NPV) соответственно рассчитываются по формулам (1.1-1.2) [12, c.76]:

 

 (1.1)

 (1.2)

 

Рентабельность инвестиций – метод оценки эффективности проекта, который является по сути следствием метода чистой теперешней стоимости. Индекс рентабельности (PI) рассчитывается по формуле (1.3):

 

  (1.3)

 

В отличие от чистого приведенного эффекта индекс рентабельности является относительным показателем, что делает его удобным в планировании при выборе одного проекта из нескольких альтернативных.

Срок окупаемости инвестиций (РР) предполагает вычисление того периода, за который кумулятивная сумма (сумма нарастающим итогом) денежных поступлений сравняется с суммой первоначальных инвестиций (1.4).


, (1.4)

 

В сводку технико-экономических показателей работы транспортного хозяйства в ходе инвестирования в него средств также включаются:

а) коэффициент использования парка транспортных средств по времени (1.5):

 

;(1.5)

 

где Fфакт - число часов фактической работы парка транспорта за период;

Fэф – эффективный фонд времени работы парка транспорта за период

б) коэффициент использования пробега (1.6):

 

;(1.6)

 

где Lгр - расстояние, пройденное транспортом с грузом за период, км;

Lобщ – общий пробег транспорта с грузом и порожняком, км.

себестоимость 1 машино-часа работы транспортных средств (1.7):

 

;(1.7)

 

где Зп – расходы на заработную плату обслуживающего персонала с начислениями за период, д.е.;

А – амортизация оборудования за период, д.е.;

Р – расходы на текущий ремонт и обслуживание оборудования, д.е.;

Т – стоимость потребленного топлива и прочих энергоносителей, д.е.;

М – затраты на расходные материалы (смазочные, обтирочные и т.д.), д.е.;

Пр – прочие расходы, д.е.

 

в) себестоимость перевозки 1 т груза (1.8):

 

;(1.8)

 

где Qч – масса грузов, перевозимых транспортными средствами за 1 час, т.

г) себестоимость 1 рейса (1.9):

 

;(1.9)

 

д) расходы энергии (топлива) и смазочных и обтирочных материалов (по нормам и отклонениям от них).

Анализ представленных показателей, позволяет выявить отрицательные стороны управления транспортным хозяйством с целью его оптимизации.

Реализация проекта – выполнение проектно-изыскательских, строительно-монтажных и наладочных работ, обучение персонала, заключение контрактов на поставку сырья и материалов, комплектующих изделий и энергоносителей, производство опытного образца, выпуск опытной партии и серии, испытание изделий, эксплуатация и мониторинг инвестируемого объекта.

Таким образом, в транспортном хозяйстве предприятий до сих пор нет полной ясности, какие виды транспорта в большей степени подходят для функционирования в новых условиях хозяйствования. Мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективное воздействие государства на деятельность транспорта заключается в обеспечении справедливой конкуренции между видами транспорта, а также в воздействии на формирование разумной прибыли транспортных предприятий независимо от форм собственности.

Как отмечено ранее, государство или прямо участвует в инвестиционном процессе или берет на себя функции регулирования деятельности частного капитала в отношении привлечения средств на транспорт.

Любому инвестиционному вложению, в частности в развитие автопарка предприятия, предшествует создание инвестиционного проекта – комплексного плана мероприятий, который направлен на обоснование эффективности вложения в создаваемые или модернизируемые материальные объекты, технологические процессы, виды предпринимательской деятельности и целевые программы с целью сохранения и увеличения капитала, получения выгоды.

Обобщая сказанное, отметим также, что транспортная система представляет собой большой и сложный народнохозяйственный комплекс страны. В него входят следующие виды транспорта: железнодорожный, морской, речной (внутренний водный), автомобильный, воздушный, трубопроводный.

По предварительным данным Национального банка Беларуси, экспорт транспортных услуг в январе-ноябре 2010 г. составил 2,8 млрд. у. е., что на 29,5% выше уровня аналогичного периода 2009 г. Перевозки грузов составили 2,3 млрд. у. е., (темп роста 128,1%), перевозки пассажиров – 205,4 млн. у. е. (темп роста 145,3%).

Характеризуя зарубежный опыт управления транспортным хозяйством, следует отметить его инвестиционную направленность и дерегулирование.

Основной задачей транспортного хозяйства предприятий Республики Беларусь в нынешних условиях хозяйствования является бесперебойная транспортировка грузов при полном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций. Это достигается путем правильной организации транспортного хозяйства и четкого планирования работы транспорта, обоснованного выбора транспортных системы средств, нормирования.

 




Дата: 2019-07-31, просмотров: 168.