Плательщики НДС. Объект обложения, облагаемый оборот
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Круг плательщиков НДС очень широк. Ими выступают все организации (госу­дарственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества и об­щества, учреждения) независимо от форм собственности и ведомственной при­надлежности, имеющие статус юридического лица, согласно законодательству Российской Федерации, и осуществляющие производственную и иную коммер­ческую деятельность; филиалы, отделения и другие обособленные подразделения организаций (предприятий), находящихся на территории РФ, в случае самостоя­тельной реализации товаров (работ, услуг). При условии осуществления произ­водственной и иной коммерческой деятельности плательщиками НДС могут быть: предприятия с иностранными инвестициями; международные объединения и ино­странные юридические лица.

Налог на добавленную стоимость включается поставщиком (продавцом) в цену продукции, реализуемой потребителю (покупателю). Для упрощения расчетов объектом налогообложения у предприятий, производящих продукцию, является не добавленная стоимость, а весь оборот по реализации ими товаров (работ, ус­луг). С целью исключения двойного налогообложения и взимания налога с добав­ленной стоимости введен механизм исчисления налога, позволяющий уплачивать в бюджет разность между НДС, полученным от покупателей продукции, и НДС, уплаченным поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг), израсходован­ных в производственном процессе.

Рассмотрим упрощенную схему расчета НДС при прохождении товара через ряд предприятий – от изготовителя сырья до конечного потребителя готовой про­дукции (рис.1).

Объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются: обороты по реализации на территории РФ товаров, выполненных работ и оказанных ус­луг; товары, ввозимые на территорию РФ в соответствии с таможенным режи­мом. Налогом облагается реализация товаров не только собственного производ­ства, но и приобретенных на стороне. При этом товаром считается: продукция (предмет, изделие), здания, сооружения, другие виды недвижимого имущества, электро- и теплоэнергия, газ, вода. При реализации работ НДС облагаются объе­мы выполненных строительно-монтажных, ремонтных, научно-исследователь­ских, опытно-конструкторских, технологических, проектно-изыскательских, рес­таврационных и других работ.

Налогом на добавленную стоимость облагается реализация следующих видов услуг:

• по сдаче в аренду имущества и объектов недвижимости, в том числе по ли­зингу;

Рис. 1. Упрощенная схема расчета НДС

• пассажирского, грузового транспорта, транспортировки газа, нефти, нефте­продуктов, электрической и тепловой энергии, услуг по перевозке, разгруз­ке, перегрузке товаров и их хранению;

• посреднических;

• связи, бытовых, жилищно-коммунальных;

• физической культуры и спорта;

• по выполнению заказов торговлей;

• рекламных;

• инновационных, по обработке данных и информационному обеспечению;

• других платных услуг (кроме сдачи земли в аренду). Кроме того, объектами налогообложения выступают:

• реализация товаров (работ, услуг) внутри предприятия для собственного потребления, если затраты по ним не относятся на издержки производства и обращения (объекты социально-культурной сферы, капитальное строи­тельство и др.), а также своим работникам;

• обмен товаров (работ, услуг) без оплаты их стоимости;

• безвозмездная передача или с частичной оплатой товаров (работ, услуг) другим предприятиям, физическим лицам, в том числе работникам пред­приятия;

• обороты по реализации предметов залога и их передаче залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства.

В облагаемый оборот начиная с 1996 г. включаются любые полученные органи­зацией денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате това­ров (работ, услуг), в том числе суммы авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг), и суммы, полу­ченные в порядке частичной оплаты за реализованные товары (работы, услуги). За облагаемый оборот принимается стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых цен и тарифов без включения в них НДС, кроме реализации по государственным регулируемым ценам и тарифам, которые включают в себя НДС. При исчислении облагаемого оборота по подакцизным то­варам в него входит сумма акциза.

С 1 января 1999 г. в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ При исчис­лении облагаемого оборота применяется фактическая цена (установленная в до­говоре) реализации товаров (работ, услуг), даже если она ниже себестоимости, т. е., пока не доказано обратное, предполагается, что договорная цена соответству­ет уровню рыночных цен. Рыночной ценой признается цена, сложившаяся при вза­имодействии спроса и предложения на рынке идентичных, однородных товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях. Под рынком понимается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможно­сти покупателя приобрести товар (работу, услугу) в ближайших регионах РФ или за ее пределами. При определении рыночной цены используются официальные источники информации о рыночных ценах и биржевых котировках.

Налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях: между взаимозависимыми лицами; по това­рообменным (бартерным) операциям; при значительном колебании (более чем на 20 % в ту или иную сторону) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода вре­мени; при совершении внешнеторговых сделок.

В облагаемый оборот не включаются:

• средства, зачисляемые в уставные фонды предприятий их учредителями;

• внутризаводские обороты, т. е. реализация продукции, работ, услуг для про-мышленно-производственных нужд между структурными подразделения­ми одного и того же предприятия;

• средства, полученные в виде пая (доли) в натуральной и денежной форме при ликвидации или реорганизации предприятий, в размере, не превышаю­щем их уставной фонд, а также пай (доля) юридического лица при выходе их из организации в размере не выше вступительного взноса;

• средства, безвозмездно предоставляемые иностранными организациями в виде гранта на осуществление целевых программ с последующим отчетом об их исполнении;

• средства, перечисляемые головной организации обособленными подразде­лениями из чистой прибыли для осуществления централизованных функ­ций по управлению и для формирования фондов (резервов);

• средства, перечисляемые головной организацией своим обособленным под­разделениям из централизованных финансовых фондов (резервов);

• средства, перечисляемые в благотворительных целях организациям на нуж­ды малоимущих, социально незащищенных категорий граждан, являющих­ся получателями таких средств;

• денежные (спонсорские) средства, направляемые на целевое финансирова­ние некоммерческих организаций, не занимающихся предпринимательской деятельностью (кроме выбывшего имущества).

Для строительных, строительно-монтажных и ремонтных организаций обла­гаемым оборотом считается стоимость реализованной строительной продукции (работ, услуг), определенная в договорных ценах с учетом их изменений в процес­се выполнения работ, вызванных повышением (понижением) цен на строитель­ные материалы, тарифов на транспортные и другие виды услуг. Строительно-мон­тажные работы, выполняемые хозяйственным способом, приравниваются к работам, выполненным на сторону, и облагаются НДС в общеустановленном по­рядке.

С 1 января 2000 г. для предприятий розничной торговли и общественного пи­тания установлен общий порядок определения облагаемого оборота, за который принимается стоимость реализуемых товаров исходя из применяемых цен без включения в них НДС. В таком же порядке определяется облагаемый оборот при аукционной продаже товаров.

Ставки НДС

 

Важным элементом налога являются его ставки. При введении налога на добав­ленную стоимость в 1992 г. была установлена единая ставка 28 %, величина кото­рой была рассчитана исходя из необходимости поддержания доходов бюджета на уровне, обеспечиваемом в предыдущем году налогом с оборота и налогом с продаж, на смену которым пришел НДС. Ставка НДС в России на момент ее введения была значительно выше, чем в других странах. Приведем для сравнения основные ставки налога, действовавшие в 1992 г.: в Австрии – 20 %, Бельгии –19,5 %, Дании – 25 %, Франции – 18,6 %, ФРГ – 14 %, Норвегии – 20 %, Швеции – 25 %, Англии –17,5 %, Японии – 6 %. Ставки могут быть дифференцированными. Так, во Франции в 1988 г. действовали четыре ставки налога. Предельная ставка на предметы роско­ши, табак, алкоголь – 33,33 %; сокращенная ставка на товары культурно-образова­тельного назначения – 7 %; минимальная ставка на товары и услуги первой необхо­димости, включая продукты питания (кроме шоколада, медикаментов, жилья, транспорта), – 5,5 %. В 1989 г. во Франции действовали три ставки: 5,5, 18,6 ,28 %. В 1992 г. – 2,1, 5,5, 18,6 %. Аналогичная ситуация в Италии, где при нормальной ставке 19 % для товаров широкого потребления применяются пониженные ставки – 4 и 9 %, а для предметов роскоши – 38 %[8].

Недолго сохранилась единая ставка НДС и в России. Уже в 1992 г. было вве­дено налогообложение некоторых продовольственных товаров по ставке 15 %. С 1 января 1993 г. базовая ставка была снижена до 20 %, а ставка НДС на все продовольственные товары (за исключением подакцизных) и товары для детей (по перечню, определяемому Правительством РФ) снижена до 10 %. В 1995 г. был сужен и ограничен перечнем, утверждаемым Правительством, круг продо­вольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10 %[9].

В настоящее время действует основная ставка 20 % и пониженная – 10 % для отдельных продовольственных товаров и товаров для детей, перечень которых утверждается Правительством РФ.

Для определения доли налога в продажной цене товаров (работ, услуг), облагае­мых по ставке 20 %, применяется расчетная ставка, равная 16,67 % (20:120х100 %), а при ставке 10 % – соответственно 9,09 % (10:110х100 %). Расчетные ставки исполь­зуются и для исчисления суммы налога при получении от покупателей (заказчи­ков) за реализуемую продукцию денежных средств в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения, авансовых сумм, арендной платы, средств, полученных от взимания штрафов, пеней, неустоек за нарушение обяза­тельств, предусмотренных договором поставки товаров (выполнения работ, ока­зания услуг). При определении суммы НДС по горюче-смазочным материалам, приобретенным за наличный расчет через АЗС, предъявляемой к возмещению из бюджета, применяется расчетная ставка налога в размере 13,79 %. Это обусловле­но тем, что в цену ГСМ включается налог на реализацию горюче-смазочных мате­риалов по ставке 25 %.

Являясь косвенным налогом, НДС нейтрален по отношению к результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Однако предоставление льготы повышает конкурентоспособность предприятия, так как позволяет снижать цены на продукцию даже при более высокой себестоимости по сравнению с другими предприятиями, а при равных условиях – получать дополнительную прибыль (до суммы освобождения от налога).

Налоговым законодательством установлены льготы по налогу на добавленную стоимость (Приложение). Их перечень является единым для всей территории РФ и не может быть изменен решениями местных органов власти.

Налог на недвижимость

 

Проектом специальной части Налогового кодекса предусмотрена поэтапная замена действующих ныне имущественных налогов на налог на недвижимость, который должен вводиться на региональном уровне. Конкретный порядок налогообложения недвижимости на территории субъектов РФ будет устанавливаться законами, при­нимаемыми законодательным (представительным) органом власти субъектов Рос­сийской Федерации. С момента введения в действие закона о налоге на недвижи­мость на территории соответствующего субъекта РФ прекращается действие законов, определяющих порядок исчисления и уплаты налога на имущество орга­низаций, земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Плательщиками налога признаются организации и физические лица, которые являются собственниками недвижимости, выступающей в качестве объектов на­логообложения. Объектами налогообложения признаются находящиеся на терри­тории субъекта РФ земельные участки, здания, строения, сооружения (в том чис­ле подземные), жилые и нежилые помещения, а также доли в таких объектах недвижимости, находящихся в долевой собственности, а также объекты незавер­шенного строительства. Порядок включения объектов незавершенного строитель­ства в состав налогооблагаемой недвижимости определяется органами власти субъектов РФ, ответственными за проведение политики в области строитель­ства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Не относятся к объектам налогообложения следующие виды недвижимости:

1) недвижимость органов государственной власти и управления, ЦБ РФ и его учреждений, органов местного самоуправления, бюджетных организаций;

2) недвижимость, находящаяся в собственности, пользовании или на ином за­конном основании у религиозных организаций или организаций инвалидов;

3) недвижимость, находящаяся в собственности иностранных государств или международных организаций в соответствии с действующими международ­ными договорами, одной из сторон которых является РФ;

4) недвижимость мобилизационного назначения, испытательные полигоны, снаряжательные базы, аэродромы и иные объекты особого назначения;

5) недвижимость предприятий (организаций) государственного резерва.

Налоговая база в отношении каждого объекта налогообложения определяется исходя из оценки его рыночной стоимости, которая производится ежегодно на под­ведомственной территории специальной организацией по оценке и налоговому уче­ту недвижимости, создаваемой органом власти субъекта РФ.

Проектом Налогового кодекса предусмотрена налоговая льгота в отношении объектов жилого назначения: налогооблагаемая база на недвижимость жилого на­значения должна составлять не более 10 % от оценки рыночной стоимости. Вместо данной налоговой льготы законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ вправе установить иные налоговые льготы, обеспечивающие соци­альные гарантии для населения.

Налог на недвижимость рассчитывается по ставкам, определяемым документа­ми законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации. В то же время, согласно проекту Налогового кодекса, максимальная ставка налога не может превышать 2 %. При этом допускается установление диффе­ренцированных налоговых ставок в зависимости от использования недвижимости, категорий налогоплательщиков или иных обстоятельств, предусмотренных зако­ном о налоге, принимаемом законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ. Однако установление индивидуальных налоговых ставок для отдель­ных налогоплательщиков не допускается.

Сумма налога определяется ежегодно в отношении каждого объекта налогооб­ложения исходя из налоговой базы, исчисленной по состоянию на 1 января соот­ветствующего налогового периода. Сумма налога определяется налоговыми органа­ми по месту нахождения объекта налогообложения.

При переходе права собственности, владения или пользования объектом нало­гообложения от одного лица к другому, приводящем к смене налогоплательщика в отношении этого объекта, в течение календарного года налог уплачивается первона­чальным и последующим налогоплательщиками в долях, пропорциональных нало­говым периодам. При получении объекта налогообложения в порядке наследова­ния либо дарения обязанность по исполнению налогового обязательства в отношении полученного объекта в части, не исполненной первоначальным налого­плательщиком, возлагается на нового собственника.

В отношении вновь созданных либо уничтоженных (полностью разрушенных) объектов налогообложения налог уплачивается в доле, пропорциональной продол­жительности соответствующего налогового периода в отношении указанного объек­та. При этом первым днем налогового периода в отношении вновь созданного объек­та признается день регистрации права собственности на него. Извещение об уплате налога вручается каждому налогоплательщику налоговым органом не позднее 31 марта текущего налогового периода. Порядок и сроки уплаты налога устанавлива­ются законом о налоге, принимаемым законодательным (представительным) орга­ном власти субъекта РФ.

 



Дата: 2019-07-31, просмотров: 299.