Предпосылки реформирования налоговой системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Саратовский институт

 

 

 

Курсовая работа

 

По налогам и налогообложению

 

На тему:

 

Налоговая реформа в России в 1992 г., ее необходимость и значение

 

 

Выполнила:

студентка 3 УФФ

Титова Ольга

 

Руководитель:

 

Карпенко Е.А.

 

Саратов 2000



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………….. 3

 

1. Предпосылки реформирования налоговой системы …...…… 5

 

2. Сущность налоговой реформы 1992 г.;

классификация налогов, ее составляющих:

2.1. Налог на добавленную стоимость ……………………… 10

2.1.1. Экономическая роль НДС ……………………………... 10

 

2.1.2. Плательщики НДС. Объект обложения,

облагаемый оборот ………. ………………....………... 12

 

2.1.3. Ставки НДС ……………………………………………….. 16

 

2.2. Налог на недвижимость …………………………………... 18

 

3. Способы проведения налоговой реформы …………………….. 21

 

4. Значение налоговой реформы для экономики

Российской Федерации ……………………………………………. 28

 

Заключение ………………………………………………………………….. 34

Список использованных источников ………………………………….. 36

Приложение …………………………………………………………………. 38



Введение

 

Одним из основных элементов государственного регулирования экономики является фискальная политика государства, посредством которой оно регулирует систему мер в области правительственных закупок и услуг, а также налогообложения.

Очевидно, что чем выше налоги, тем меньшим доходам будет располагать население, а значит, тем меньше покупать и сберегать. Поэтому разумная налоговая политика предполагает всесторонний учет всех факторов, которые могут стимулировать, либо тормозить экономическое развитие и благосостояние общества.

Еще Монтескье в своем сочинении "О духе законов" (1748 г.) отмечал "Ничто не должно столь точно регулироваться мудростью и разумом, как соотношение между той частью, которую забирают у подданных и той, которую им оставляют.

Французский философ Поль Анри Гольбах (1723-1789 г.г.) в своих произведениях "О правителях", "О свободе" и "О политике вообще" весьма подробно рассматривал вопросы налогообложения: "Подчиняясь верховной власти, нации, несомненно, должны были предоставить ей средства, чтобы она могла успешно трудится ради их счастья; поэтому каждый индивид пожертвовал частью принадлежащего ему имущества, чтобы содействовать сохранению и защите собственности граждан. Таково происхождение налогового обложения. Оно справедливо в том случае, если народ дал согласие подчиняться ему, его применение законно лишь при условии, что оно используется строго по назначению, т.е. в интересах государства. Его неизменным мерилом должно быть общественная польза: размер той доли владения и благ, которыми пользуется каждый член общества, определяет степень, в которой он обязан способствовать общему благу.

Сбор налогов становится кражей, когда их собирают не в целях обеспечения средств сохранения государства и упрочения его счастья.

Несомненно, что эти взгляды великих мыслителей по налоговым вопросам отражают суть прогрессивных отношений государства и каждого индивида на все времена, актуальны и сегодня, и должны учитываться при совершенствовании налоговых систем.

Исследования в области налогов в последние годы отличаются более конкретным, прикладным характером, поскольку теоретические положения в области налогообложения были разработаны уже давно и нашли отражение в фискальной политике и финансовом законодательстве многих развитых стран мира.

Проведение рыночных преобразований в России невозможно без создания эффективной системы налогообложения. Проблемы бюджета, бюджетного процесса неразрывно связаны с налоговой системой.

Источником налогов является созданная в процессе производства стоимость ─ национальный доход. Первичное распределение национального дохода дополняется вторичным распределением, или перераспределением, где налогам принадлежит важное место.

Кроме общественного содержания, налоги имеют материальную основу, представляют собой часть денежных доходов, национального дохода, отчужденную государством.

Налоги составляют значительную долю в доходной части бюджетов различных уровней. Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды осуществляется в порядке и на условиях, определяемых системой законодательства РФ о налогах и сборах, а также законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации.

Данная курсовая работа посвящена анализу проблем, связанных с налоговой реформой 1992 года. В задачи работы входит:

- показать предпосылки реформирования налоговой системы, доставшейся России «в наследство» от СССР;

- раскрыть сущность налоговой реформы 1992 годы и способов ее проведения;

- рассмотреть значение налога на добавленную стоимость (НДС) и на недвижимость, так как введение именно этих двух новых для российской экономики налогов, особенно НДС, позволило коренным образом реформировать налоговую систему и оказало положительное влияние на экономическое развитие российской экономики;

- показать значение налоговой реформы для дальнейшего развития экономики России.



Таблица 1.1

Динамика некоторых экономических показателей в Российской Федерации в 1990-1993 гг. (млрд. руб., %)[3]

Экономический показатель 1990 1991 1992 1993
Денежная эмиссия X   89,3   1513,0   10904,8  
Доходы бюджета РФ 159,5   310   5327,6   49730  
Расходы бюджета РФ 154   347,8   5969,5   57674  
Превышение доходов над расходами (+), расходов над доходами (-) +8,5   -37,6   -641,9   -7943,6  
Дефицит бюджета в % к доходам –   12,1   12,0   15,8  
Сводный индекс цен на товары (к предыдущему году) X   2,6   26,1   9,4  
Индекс объема промышленной продукции (1989 г. – 100 %) 99,9   91,9   75,4   64,8  

 

Следует отметить, что в течение длительного периода государственный бюд­жет СССР практически (по официальным данным) не имел дефицита. Однако, начиная с конца 80-х гг., он стал стремительно нарастать. Несколько упрощенно, для краткости – без соответствующих статистических выкладок, можем назвать следующие причины финансового кризиса СССР, выразившегося прежде всего в неуправляемой инфляции 1991 г.:

• резкое возрастание оборонных расходов в связи с войной (и ее последстви­ями) в Афганистане;

• бездумная антиалкогольная компания середины 1980-х гг. обусловила со­кращение налоговых доходов более чем на 30 %;

• Чернобыльская катастрофа и ликвидация ее последствий;

• перевод ряда республик (прибалтийских) на взнос одноканального налога в союзный бюджет;

• падение собираемости налогов.

Все это в значительной степени предопределило распад СССР, а перед правительством России встала сложнейшая задача – в кратчайший срок сформировать самостоятельную налоговую систему страны


2. Сущность налоговой реформы 1992 г.; классификация налогов, ее составляющих:

 


Экономическая роль НДС

Основную роль в российской налоговой системе играют косвенные налоги, к кото­рым относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж и таможен­ные пошлины, занимающие определяющее место в доходах бюджета. Во многих случаях объекты налогообложения для косвенных налогов совпадают, что (с уче­том большого числа таких налогов) способствует постоянному росту цен на потре­бительские товары и услуги. Наиболее существенным из применяемых в РФ кос­венных налогов является налог на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – один из самых молодых из фор­мирующих основную часть доходов бюджетов налогов (предложен французским экономистом М. Лоре в 1954 г., применяется во Франции с 1958 г.). Лежащий же в основе определения НДС показатель добавленной стоимости начал использовать­ся в статистических целях значительно раньше. Например, в США он применяет­ся с 1870-х гг. для характеристики объемов промышленной продукции, а в России он использовался в аналитических целях в период НЭПа[4].

Необходимость применения показателя добавленной стоимости как объекта налогообложения в европейских странах была обусловлена построением общего рынка. В частности, Римский договор 1957 г. о создании Европейского Экономи­ческого Сообщества (ЕЭС) предусматривал разработку и применение мер, на­правленных на гармонизацию систем косвенного налогообложения стран-членов, а наличие НДС в налоговой системе стало обязательным условием вступления в ЕЭС. Основы современной европейской системы НДС определяются Шестой директивой Совета ЕЭС от 17 мая 1997 г., принятой с целью унификации базы НДС во всех странах-членах Сообщества (что очень важно, так как определенный процент отчислений направляется на формирование общего бюджета ЕЭС). Однако в большинстве стран мира применяются свои собственные системы исчисле­ния и взимания НДС (по состоянию на июнь 1992 г., по данным ОЭСР, НДС при­менялся в 82 странах)[5].

Решение задачи развития рыночных отношений в России потребовало реорга­низации исчисления и взимания действовавшего до 1992 г. налога с оборота, кото­рый более чем на 80 % мобилизовался в бюджет в виде разницы между фиксиро­ванными государством розничными и оптовыми ценами. В новых же условиях свободного ценообразования на основе спроса и предложения возможность фор­мирования бюджета посредством налога с оборота в том его виде, в котором он применялся в СССР, исключалась. В то же время государство должно было иметь стабильный источник доходов бюджета, что и предопределило введение в РФ с 1 января 1992 г. налога на добавленную стоимость, что позволило обеспечить рав­ный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предприятий.

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, который влия­ет и на процессы ценообразования, и на структуру потребления. В моделях запад­ных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании спроса. Особый акцент на косвенное налогообложение в нашей стране обусловлен необ­ходимостью решения следующих задач:

• ориентации на гармонизацию налоговых систем стран Европы;

• обеспечения стабильного источника доходов в бюджет;

• систематизации доходов.

Основная функция НДС – фискальная. В среднем НДС формирует 13,5 % до­ходов бюджетов в странах, применяющих этот налог, но его доля в бюджетах от­дельных государств существенно различается. Так, во Франции НДС составляет 45 % налоговых поступлений в бюджет, а в Нидерландах – 24 %[6]. Удель­ный вес НДС в общей сумме налоговых доходов федерального бюджета России в 1998 г. составил 46,0 %, в 1999 г. - 44,6 %, по проекту бюджета на 2000 г. - 41,1 %. Доля доходов от НДС, выраженная в процентах к внутреннему валовому продукту (ВВП), в РФ по проекту бюджета на 1999 г. составила 4,08 %; ожидаемое исполнение – 4,53 %; по проекту на 2000 г. – 5,2 %. Для сравнения: среднее значение этого показателя в европейских странах-членах ОЭСР в 1992 г. составило 7,4 %; минимальное значение – 6,5 % в Германии, максимальное значение – 10,2 % в Греции[7].

Для функционирования НДС необходимы соответствующая информационная база, системы учета и контроля. В отечественных бухгалтерских регистрах не пре­дусмотрен порядок отражения величины добавленной стоимости, что не позволя­ет достоверно определить налогооблагаемый оборот и одновременно усложняет методику исчисления налога. В Законе РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 06.12.91 г. № 1992-1 НДС определяется как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости. Добавленная стоимость создается на всех стадиях произ­водства и обращения и определяется в виде разницы между стоимостью реализо­ванных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения. В то же время методические положения относительно базы налогообложения НДС, которыми руководствуется практика, не совпадают с понятием «добавленная стоимость», что приводит к значительному расширению объекта налогообложения.

 

Ставки НДС

 

Важным элементом налога являются его ставки. При введении налога на добав­ленную стоимость в 1992 г. была установлена единая ставка 28 %, величина кото­рой была рассчитана исходя из необходимости поддержания доходов бюджета на уровне, обеспечиваемом в предыдущем году налогом с оборота и налогом с продаж, на смену которым пришел НДС. Ставка НДС в России на момент ее введения была значительно выше, чем в других странах. Приведем для сравнения основные ставки налога, действовавшие в 1992 г.: в Австрии – 20 %, Бельгии –19,5 %, Дании – 25 %, Франции – 18,6 %, ФРГ – 14 %, Норвегии – 20 %, Швеции – 25 %, Англии –17,5 %, Японии – 6 %. Ставки могут быть дифференцированными. Так, во Франции в 1988 г. действовали четыре ставки налога. Предельная ставка на предметы роско­ши, табак, алкоголь – 33,33 %; сокращенная ставка на товары культурно-образова­тельного назначения – 7 %; минимальная ставка на товары и услуги первой необхо­димости, включая продукты питания (кроме шоколада, медикаментов, жилья, транспорта), – 5,5 %. В 1989 г. во Франции действовали три ставки: 5,5, 18,6 ,28 %. В 1992 г. – 2,1, 5,5, 18,6 %. Аналогичная ситуация в Италии, где при нормальной ставке 19 % для товаров широкого потребления применяются пониженные ставки – 4 и 9 %, а для предметов роскоши – 38 %[8].

Недолго сохранилась единая ставка НДС и в России. Уже в 1992 г. было вве­дено налогообложение некоторых продовольственных товаров по ставке 15 %. С 1 января 1993 г. базовая ставка была снижена до 20 %, а ставка НДС на все продовольственные товары (за исключением подакцизных) и товары для детей (по перечню, определяемому Правительством РФ) снижена до 10 %. В 1995 г. был сужен и ограничен перечнем, утверждаемым Правительством, круг продо­вольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10 %[9].

В настоящее время действует основная ставка 20 % и пониженная – 10 % для отдельных продовольственных товаров и товаров для детей, перечень которых утверждается Правительством РФ.

Для определения доли налога в продажной цене товаров (работ, услуг), облагае­мых по ставке 20 %, применяется расчетная ставка, равная 16,67 % (20:120х100 %), а при ставке 10 % – соответственно 9,09 % (10:110х100 %). Расчетные ставки исполь­зуются и для исчисления суммы налога при получении от покупателей (заказчи­ков) за реализуемую продукцию денежных средств в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения, авансовых сумм, арендной платы, средств, полученных от взимания штрафов, пеней, неустоек за нарушение обяза­тельств, предусмотренных договором поставки товаров (выполнения работ, ока­зания услуг). При определении суммы НДС по горюче-смазочным материалам, приобретенным за наличный расчет через АЗС, предъявляемой к возмещению из бюджета, применяется расчетная ставка налога в размере 13,79 %. Это обусловле­но тем, что в цену ГСМ включается налог на реализацию горюче-смазочных мате­риалов по ставке 25 %.

Являясь косвенным налогом, НДС нейтрален по отношению к результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Однако предоставление льготы повышает конкурентоспособность предприятия, так как позволяет снижать цены на продукцию даже при более высокой себестоимости по сравнению с другими предприятиями, а при равных условиях – получать дополнительную прибыль (до суммы освобождения от налога).

Налоговым законодательством установлены льготы по налогу на добавленную стоимость (Приложение). Их перечень является единым для всей территории РФ и не может быть изменен решениями местных органов власти.

Налог на недвижимость

 

Проектом специальной части Налогового кодекса предусмотрена поэтапная замена действующих ныне имущественных налогов на налог на недвижимость, который должен вводиться на региональном уровне. Конкретный порядок налогообложения недвижимости на территории субъектов РФ будет устанавливаться законами, при­нимаемыми законодательным (представительным) органом власти субъектов Рос­сийской Федерации. С момента введения в действие закона о налоге на недвижи­мость на территории соответствующего субъекта РФ прекращается действие законов, определяющих порядок исчисления и уплаты налога на имущество орга­низаций, земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Плательщиками налога признаются организации и физические лица, которые являются собственниками недвижимости, выступающей в качестве объектов на­логообложения. Объектами налогообложения признаются находящиеся на терри­тории субъекта РФ земельные участки, здания, строения, сооружения (в том чис­ле подземные), жилые и нежилые помещения, а также доли в таких объектах недвижимости, находящихся в долевой собственности, а также объекты незавер­шенного строительства. Порядок включения объектов незавершенного строитель­ства в состав налогооблагаемой недвижимости определяется органами власти субъектов РФ, ответственными за проведение политики в области строитель­ства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Не относятся к объектам налогообложения следующие виды недвижимости:

1) недвижимость органов государственной власти и управления, ЦБ РФ и его учреждений, органов местного самоуправления, бюджетных организаций;

2) недвижимость, находящаяся в собственности, пользовании или на ином за­конном основании у религиозных организаций или организаций инвалидов;

3) недвижимость, находящаяся в собственности иностранных государств или международных организаций в соответствии с действующими международ­ными договорами, одной из сторон которых является РФ;

4) недвижимость мобилизационного назначения, испытательные полигоны, снаряжательные базы, аэродромы и иные объекты особого назначения;

5) недвижимость предприятий (организаций) государственного резерва.

Налоговая база в отношении каждого объекта налогообложения определяется исходя из оценки его рыночной стоимости, которая производится ежегодно на под­ведомственной территории специальной организацией по оценке и налоговому уче­ту недвижимости, создаваемой органом власти субъекта РФ.

Проектом Налогового кодекса предусмотрена налоговая льгота в отношении объектов жилого назначения: налогооблагаемая база на недвижимость жилого на­значения должна составлять не более 10 % от оценки рыночной стоимости. Вместо данной налоговой льготы законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ вправе установить иные налоговые льготы, обеспечивающие соци­альные гарантии для населения.

Налог на недвижимость рассчитывается по ставкам, определяемым документа­ми законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации. В то же время, согласно проекту Налогового кодекса, максимальная ставка налога не может превышать 2 %. При этом допускается установление диффе­ренцированных налоговых ставок в зависимости от использования недвижимости, категорий налогоплательщиков или иных обстоятельств, предусмотренных зако­ном о налоге, принимаемом законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ. Однако установление индивидуальных налоговых ставок для отдель­ных налогоплательщиков не допускается.

Сумма налога определяется ежегодно в отношении каждого объекта налогооб­ложения исходя из налоговой базы, исчисленной по состоянию на 1 января соот­ветствующего налогового периода. Сумма налога определяется налоговыми органа­ми по месту нахождения объекта налогообложения.

При переходе права собственности, владения или пользования объектом нало­гообложения от одного лица к другому, приводящем к смене налогоплательщика в отношении этого объекта, в течение календарного года налог уплачивается первона­чальным и последующим налогоплательщиками в долях, пропорциональных нало­говым периодам. При получении объекта налогообложения в порядке наследова­ния либо дарения обязанность по исполнению налогового обязательства в отношении полученного объекта в части, не исполненной первоначальным налого­плательщиком, возлагается на нового собственника.

В отношении вновь созданных либо уничтоженных (полностью разрушенных) объектов налогообложения налог уплачивается в доле, пропорциональной продол­жительности соответствующего налогового периода в отношении указанного объек­та. При этом первым днем налогового периода в отношении вновь созданного объек­та признается день регистрации права собственности на него. Извещение об уплате налога вручается каждому налогоплательщику налоговым органом не позднее 31 марта текущего налогового периода. Порядок и сроки уплаты налога устанавлива­ются законом о налоге, принимаемым законодательным (представительным) орга­ном власти субъекта РФ.

 



Заключение

 

Основы действующей налоговой системы России законодательно оформились в 1991-1992 гг., огромную роль в этом процессе сыграла налоговая реформа 1992 г.

Одновременно с освобождением цен в 1992 году начался первый этап налоговой реформы. Налог с оборота был заменен налогом на добавленную стоимость, был введен налог на недвижимость, проведены другие оправдавшие себя нововведения. Например, НДС правительство Гайдара ввело предусмотрительно, прогнозируя усиление инфляции. Этот налог обеспечивает государству сбор средств почти независимо от изменений уровня цен, что очень важно. Но все же коррективы в налоговую систему были внесены наспех. Тогда нельзя было предвидеть те поистине революционные преобразования в российской экономике, которые произошли за последующие годы. Поэтому специалисты и считают, что настало время приступить ко второму этапу налоговой реформы.

 Создание новой особой формы взаи­моотношений государства и налогоплательщика не обо­шлось без противоречий между налогообложением и от­дельными элементами хозяйственного механизма креди­тованием, ценообразованием, валютным регулированием и др. Главным препятствием к становлению эффективной налоговой системы является кризис экономики.

В настоящее время налоговой системе России при­сущ преимущественно фискальный характер, что зат­рудняет реализацию заложенного в налоге стимулиру­ющего и регулирующего начала. Изъятие государством в пользу общества определенной части ВВП в виде обязательного взно­са, который осуществляют основные участники про­изводства ВВП и составляет сущность налога. Эконо­мическое содержание налогов выражается взаимоот­ношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Для осуществления реального бюджетного регули­рования инвестиционных процессов необходима струк­турная переориентация доходов бюджета на прямое налогообложение доходов и имущества

На мой взгляд, восполнение указанных потерь воз­можно только на основе совершенствования учетной политики в отношении отдельных категорий налого­плательщиков и приведения в соответствие порядка расчетов.

Существенную поправку следует внести в практику налогообложения физических лиц. До 1994 г. предпри­ниматели (физические лица) наряду с уплатой подо­ходного налога уплачивали налог на добавленную сто­имость (НДС). Его отмена была вызвана только слож­ностью учета оплаченных сумм НДС (как потребите­ля) и, следовательно, неточностями в определении конечного дохода предпринимателя.

Провозгласив переход к рыночной экономике без разработанной экономической программы переходного периода, органы государственной власти, формально признавая ведущую роль налогов, фактически исполь­зуют их в качестве пассивного инструмента для обес­печения общегосударственных функций.

При перестройке налоговой системы должна быть создана целостная и активно действующая система регуляторов экономики, формирующая цели и выбор стратегии, методов и средств хозяйственной деятель­ности каждым производителем, при одновременном учете приоритета общегосударственных интересов. Только в этом случае следует ожидать выхода страны из социально-экономического кризиса.



Нормативно-правовые акты

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31. 07. 98 № 145-ФЗ.

2. Закон Российской Федерации " Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

3. Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27. 12. 91 .№ 2118-1 (с изменениями и дополнениями).

4. Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц»

5. Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость»

6. Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц»

7. Закон РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания»

8. Закон РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности»

9. Конституция РФ 1993г.

10. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая от 31. 07. 98, вступила в действие с 1 января 1999 года № 146-ФЗ.

11.  Федеральный закон от 25 апреля 1995г. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость»

Литература

1. Акуленок Д.Н. Налоговый портфель. – М.: Сомитек, 1993.

2. Булатов А.С. Экономика. Учебник. – М.: Бек, 1999.

3. Вопросы теории и практики исчисления и взимания налогов. Учебное пособие / Под рук. Павловой Л.П. – М.: Изд-во Фин. акад. при Правительстве РФ, 1995.

4. Государственные финансы: Учебник / Под ред. Федосова В.М. – Киев: Наукова Думка, 1991.

5. Журавлева Т.А. Эффективность налоговой системы России в условиях перехода к рынку. – М.: АКДИ, Экономика и жизнь, 1999.

6. Кашин В.А. Налоги и налогообложение. Уч. пос. для вузов. – М.: Юнита, 1998.

7.  Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира (справочник). – М., 1995.

8. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов / Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. – СПб: Питер, 2000.

9. Оспанов М.Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений. – СПб, 1997.

10. Российский статистический ежегодник М.: Госкомстат России, 1994.

11. Тимофеева О.Ф. Налоги в рыночной экономике. – М., 1993.

12. Экономико-информационные ресурсы российского сектора всемирной сети Интернет (www.consultant.ru и др.)

Статьи

1. Горский И. О стабильности налогов и налогового законодательства. / Налоговый вестник. 1998, № 9.

2. Дубов В. В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования. // Финансы. –1997. – №4. С. 22-24.

3. Лыкова Л. Налоговая политика: Эффективность рычагов и стимулов. // Вопросы экономики. – 1993. – №9. С. 58-67.

4. Синельников-Мурылев С. Налоговая и бюджетная политика: итоги первого года реформ // Вопросы экономики. – 1993. – №2. С. 87-101.

5. Хакамада И. Вперед к новому феодализму. "Коммерсантъ", 1999, № 44.

6. Хритиан В. Ф. О направлениях развития налоговой реформы. // Финансы. – 1997. – № 4. С. 29.



Приложение

Льготы по освобождению от НДС

 

 

 


                                            

  · Производство лекарственных средств, изделий медицинского назначения на всех стадиях про­изводства. Путевки в санаторно-курортные, оздоровительные учреждения отдыха, туристско-экскурсионные путевки. · Оказание платных медицинских услуг. · Услуги учреждений культуры, искусства, архивной службы, религиозных объединений, теат­рально-зрелищные, спортивные, культурно-просветительные, развлекательные мероприятия. · Составление библиографических списков, справок, каталогов книг и литературы и другие ана­логичные услуги. · Услуги в сфере образования (необходимо наличие лицензии на производство образователь­ных услуг), ведение образовательной деятельности · Продажа почтовых марок (кроме коллекционных), маркированных открыток, конвертов, лоте­рейных билетов. · Реализация продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с обра­зованием, наукой и культурой. · Услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, по содержанию детей в дошколь­ных учреждениях. · Сельхозтовары собственного производства, реализуемые пенсионерам из числа бывших ра­ботников этих предприятий и работающим по установленным нормам. · Квартплата, плата за общежитие. · Стоимость имущества, выкупаемого в порядке приватизации. · Услуги городского транспорта (кроме такси), пригородные пассажирские перевозки морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом. · Собственная продукция столовых учебных заведений, больниц, детских дошкольных учрежде­ний, финансируемых полностью или частично из бюджета.

 


                     

 

 

 

 


[1] Государственные финансы: Учебник / Под ред. Федосова В.М. – Киев: Наукова Думка, 1991. С. 175.

[2]  «Хозрасчетный доход» – выручка от реализации за вычетом материальных затрат, этот показа­тель применяли как одну из моделей «полного хозрасчета» в конце 1980-х гг.

[3] Составлено автором по: Российский статистический ежегодник М.: Госкомстат России, 1994. с. 269, 270, 288, 296.

[4] Тимофеева О.Ф. Налоги в рыночной экономике. – М., 1993. С. 90-92.

[5] Оспанов М.Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений. – СПб, 1997. С. 120-121.

[6] Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира (справочник). – М., 1995. С. 115.

[7] Оспанов М.Т. Указ. соч. С. 131.

[8] Налоги и налогообложение: Учебник для вузов / Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. – СПб: Питер, 2000. С.186.

[9] Там же.

[10] Синельников-Мурылев С. Налоговая и бюджетная политика: итоги первого года реформ // Вопросы экономики. – 1993. – №2. С. 88.

[11] Синельников-Мурылев С. Указ. соч. С. 93.

[12] Российский статистический ежегодник М.: Госкомстат России, 1994. С. 311.

[13] Лыкова Л. Налоговая политика: Эффективность рычагов и стимулов. // Вопросы экономики. – 1993. – №9. С. 62.




Саратовский институт

 

 

 

Курсовая работа

 

По налогам и налогообложению

 

На тему:

 

Налоговая реформа в России в 1992 г., ее необходимость и значение

 

 

Выполнила:

студентка 3 УФФ

Титова Ольга

 

Руководитель:

 

Карпенко Е.А.

 

Саратов 2000



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………….. 3

 

1. Предпосылки реформирования налоговой системы …...…… 5

 

2. Сущность налоговой реформы 1992 г.;

классификация налогов, ее составляющих:

2.1. Налог на добавленную стоимость ……………………… 10

2.1.1. Экономическая роль НДС ……………………………... 10

 

2.1.2. Плательщики НДС. Объект обложения,

облагаемый оборот ………. ………………....………... 12

 

2.1.3. Ставки НДС ……………………………………………….. 16

 

2.2. Налог на недвижимость …………………………………... 18

 

3. Способы проведения налоговой реформы …………………….. 21

 

4. Значение налоговой реформы для экономики

Российской Федерации ……………………………………………. 28

 

Заключение ………………………………………………………………….. 34

Список использованных источников ………………………………….. 36

Приложение …………………………………………………………………. 38



Введение

 

Одним из основных элементов государственного регулирования экономики является фискальная политика государства, посредством которой оно регулирует систему мер в области правительственных закупок и услуг, а также налогообложения.

Очевидно, что чем выше налоги, тем меньшим доходам будет располагать население, а значит, тем меньше покупать и сберегать. Поэтому разумная налоговая политика предполагает всесторонний учет всех факторов, которые могут стимулировать, либо тормозить экономическое развитие и благосостояние общества.

Еще Монтескье в своем сочинении "О духе законов" (1748 г.) отмечал "Ничто не должно столь точно регулироваться мудростью и разумом, как соотношение между той частью, которую забирают у подданных и той, которую им оставляют.

Французский философ Поль Анри Гольбах (1723-1789 г.г.) в своих произведениях "О правителях", "О свободе" и "О политике вообще" весьма подробно рассматривал вопросы налогообложения: "Подчиняясь верховной власти, нации, несомненно, должны были предоставить ей средства, чтобы она могла успешно трудится ради их счастья; поэтому каждый индивид пожертвовал частью принадлежащего ему имущества, чтобы содействовать сохранению и защите собственности граждан. Таково происхождение налогового обложения. Оно справедливо в том случае, если народ дал согласие подчиняться ему, его применение законно лишь при условии, что оно используется строго по назначению, т.е. в интересах государства. Его неизменным мерилом должно быть общественная польза: размер той доли владения и благ, которыми пользуется каждый член общества, определяет степень, в которой он обязан способствовать общему благу.

Сбор налогов становится кражей, когда их собирают не в целях обеспечения средств сохранения государства и упрочения его счастья.

Несомненно, что эти взгляды великих мыслителей по налоговым вопросам отражают суть прогрессивных отношений государства и каждого индивида на все времена, актуальны и сегодня, и должны учитываться при совершенствовании налоговых систем.

Исследования в области налогов в последние годы отличаются более конкретным, прикладным характером, поскольку теоретические положения в области налогообложения были разработаны уже давно и нашли отражение в фискальной политике и финансовом законодательстве многих развитых стран мира.

Проведение рыночных преобразований в России невозможно без создания эффективной системы налогообложения. Проблемы бюджета, бюджетного процесса неразрывно связаны с налоговой системой.

Источником налогов является созданная в процессе производства стоимость ─ национальный доход. Первичное распределение национального дохода дополняется вторичным распределением, или перераспределением, где налогам принадлежит важное место.

Кроме общественного содержания, налоги имеют материальную основу, представляют собой часть денежных доходов, национального дохода, отчужденную государством.

Налоги составляют значительную долю в доходной части бюджетов различных уровней. Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды осуществляется в порядке и на условиях, определяемых системой законодательства РФ о налогах и сборах, а также законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации.

Данная курсовая работа посвящена анализу проблем, связанных с налоговой реформой 1992 года. В задачи работы входит:

- показать предпосылки реформирования налоговой системы, доставшейся России «в наследство» от СССР;

- раскрыть сущность налоговой реформы 1992 годы и способов ее проведения;

- рассмотреть значение налога на добавленную стоимость (НДС) и на недвижимость, так как введение именно этих двух новых для российской экономики налогов, особенно НДС, позволило коренным образом реформировать налоговую систему и оказало положительное влияние на экономическое развитие российской экономики;

- показать значение налоговой реформы для дальнейшего развития экономики России.



Предпосылки реформирования налоговой системы

В Советском союзе налоги в целом в идеологи­ческом смысле рассматривались, как чуждый для социалистического государства элемент. Считалось, что между государственными предприятиями и государством в рамках единой социалистической собственности не может быть налоговых от­ношений, «поскольку чистый доход, созданный в государственном секторе, пол­ностью принадлежит государству». Из 268,2 млрд. руб. прибыли, созданной в 1989 г., 98,7 % было создано на государственных предприятиях, из которых 36 % внесено в бюджет и 64 % оставлено в народном хозяйстве[1]. Изъятие прибыли происходило в различных формах (плата «за фонды», «трудовые ресурсы» и «отчисления от прибыли»), в дальнейшем замененных индивидуаль­ными нормативами платежей для каждого предприятия.

Поскольку, как мы отмечали, официальная идеология не допускала возможно­сти налоговых отношений с предприятиями, основной платеж из прибыли и по­лучил название «отчисления», что внутренне вуалировало его по сути дела на­логовую форму. Манипуляция со словом «отчисления» ненова в истории. Еще Плутарх, описывая нравы афинян, представлял их очень учтивыми и вежливыми людьми, приводя следующий пример. Они (афиняне) никогда не называли гетер гетерами, предпочитая называть их «приятельницами», также неприлично было, например, спросить у гражданина. «Как обстоят у тебя дела с уплатой налогов?». В этом случае «неприятное» слово «налог» заменялось словом «отчисления», т. е. спрашивали: «Заплатил ли ты отчисления?».

Такая «идеологическая стыдливость» социалистического периода и приводи­ла к утверждениям, что налог с оборота в СССР имел только «внешнюю форму налога» и им не являлся, а по сути дела налог на прибыль получил название «от­числения».

Появление во второй половине 1980-х гг. в СССР предприятий других форм собственности (акционерных, кооперативных, с участием иностранного капитала «совместных» и др.), разрушение идеологических установок и постепенное изме­нение экономического строя общества создали условия для отказа от устаревшего догматического подхода к налогам «как форме дополнительной эксплуатации тру­дящихся», и уже с 1 января 1991 г. был введен в действие Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который установил следующие об­щесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозников, налог на прирост средств, направляе­мых на потребление, налог на доходы.

Следует отметить, что принятию закона предшествовала длительная дискус­сия о целесообразности введения «ступенчатой» или «плоской» шкалы ставок на­лога на прибыль, в ходе которой был преодолен соблазн использовать американс­кую ступенчатую систему налогообложения прибыли корпораций (такая система была принята, к примеру, в Эстонии, но от нее быстро отказались).

Таким образом, основой налогообложения предприятий уже с 1991 г. стал на­лог на прибыль. Максимальная ставка налога составляла 45 %, из которых 22 % направлялись в союзный бюджет. Платежи, поступающие в республиканские и местные бюджеты, могли вноситься как в виде налога на прибыль, так и в форме платежей за трудовые и природные ресурсы. Общая сумма платежей (за исключе­нием платежей за природные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции) не должна была превышать 23 % облагаемой прибыли. Ставки платежей за трудо­вые и природные ресурсы с учетом данного ограничения устанавливали респуб­ликанские и местные органы государственной власти. В случае превышения предельного нормативного уровня рентабельности на прибыль, соответствующую этому превышению, устанавливались повышенные ставки обложения.

Для отдельных плательщиков были установлены другие размеры ставок. Для государственных специализированных и коммерческих банков – 55 %; совмест­ных предприятий при доле иностранного участника в уставном фонде более 30 % ставка налога на прибыль составляла 30 %. Прибыль иностранных юридических лиц от деятельности в СССР подлежала обложению также по ставке 30 %. Стиму­лирование развития отдельных предприятий и отраслей и использования прибы­ли на цели расширения производства осуществлялось через обширную систему льгот по налогу на прибыль.

Налог на экспорт и импорт представлял собой форму изъятия государством дохода, образующегося в результате различий в уровнях внешнеторговых и внут­ренних цен. Налог мог исчисляться по ставкам в процентах к внешнеторговой сто­имости товаров или в виде разницы между ценами.

Налог, регулирующий расходование средств, направляемых на потребление, был введен вместо налога на прирост фонда оплаты труда. Его цель состояла в урегу­лировании пропорций между накоплением и потреблением на предприятиях. Об­ложению подлежало превышение средств, направляемых на потребление, по срав­нению с необлагаемым минимумом. Необлагаемый размер исчисляется путем умножения величины хозрасчетного дохода текущего периода на долю этих средств за соответствующий период в предыдущем году с учетом коэффициента, обеспечивающего опережающий рост хозрасчетного дохода[2].

Доходы, получаемые предприятиями, объединениями и организациями от при­надлежащих им акций, облигаций и других ценных бумаг и от долевого участия в совместных предприятиях, облагались по ставке 15 %.

Таким образом, Россия «в наследство от СССР» получила уже определенный, довольно противоречивый, но «задел» для создания собственной налоговой сис­темы. Важно, что к налогообложению прибыли стала привыкать огромная армия предпринимателей, бухгалтеров и финансистов.

Введение Закона «О налогах с предприятий, объединений и организаций» по сути дела совпало с процессом распада СССР. Парламент России во главе с Пре­зидентом Б. Ельциным, пытаясь ослабить СССР, начал бездумную «войну» про­тив М. Горбачева, который в какой-то степени повторил судьбу Луи Бонапарта. Известно, чтобы свергнуть короля, французская буржуазия отказалась платить налоги. История повторилась. Чтобы перевести крупнейшие союзные предприя­тия в подчинение Правительству Российской Федерации, было устроено «прези­дентское перетягивание канатов» (предприятиям, переходившим под «российские знамена», ставка налога на прибыль уменьшалась с 22 до 19 %). М. Горбачев отве­тил на вызов, и предприятиям, изъявлявшим желание остаться в подчинении союз­ных министерств, налоговые ставки также снижались. Естественно, какие-либо эко­номические основы для этого отсутствовали, налоговая база резко сокращалась, возрастало количество убыточных предприятий, разрывались сложившиеся хозяй­ственные связи. Отказ от перечислений налогов республиками, входившими в со­став СССР, прежде всего прибалтийскими, практически полностью обескровил со­юзный бюджет, который по сути дела развалился, все выпадающие доходы при неизменных расходах покрывались за счет «печатного станка», что привело к безу­держной инфляции и пустым полкам в магазинах.

По расчетам специалистов общая масса денег по состоянию на декабрь 1991 г. была настолько велика, что при действующих тогда ценах (при курсе 1 руб. = $ 0,7), для удовлетворения выраженного в рублях «платежеспособного спроса» населения СССР не хватило бы запасов товаров всего мира.

Приведем некоторые статистичес­кие данные, характеризующие динамику экономики Российской Федерации (табл. 1.1). Очевидно, что они, как говорится, не нуждаются в комментариях.

Таблица 1.1

Динамика некоторых экономических показателей в Российской Федерации в 1990-1993 гг. (млрд. руб., %)[3]

Экономический показатель 1990 1991 1992 1993
Денежная эмиссия X   89,3   1513,0   10904,8  
Доходы бюджета РФ 159,5   310   5327,6   49730  
Расходы бюджета РФ 154   347,8   5969,5   57674  
Превышение доходов над расходами (+), расходов над доходами (-) +8,5   -37,6   -641,9   -7943,6  
Дефицит бюджета в % к доходам –   12,1   12,0   15,8  
Сводный индекс цен на товары (к предыдущему году) X   2,6   26,1   9,4  
Индекс объема промышленной продукции (1989 г. – 100 %) 99,9   91,9   75,4   64,8  

 

Следует отметить, что в течение длительного периода государственный бюд­жет СССР практически (по официальным данным) не имел дефицита. Однако, начиная с конца 80-х гг., он стал стремительно нарастать. Несколько упрощенно, для краткости – без соответствующих статистических выкладок, можем назвать следующие причины финансового кризиса СССР, выразившегося прежде всего в неуправляемой инфляции 1991 г.:

• резкое возрастание оборонных расходов в связи с войной (и ее последстви­ями) в Афганистане;

• бездумная антиалкогольная компания середины 1980-х гг. обусловила со­кращение налоговых доходов более чем на 30 %;

• Чернобыльская катастрофа и ликвидация ее последствий;

• перевод ряда республик (прибалтийских) на взнос одноканального налога в союзный бюджет;

• падение собираемости налогов.

Все это в значительной степени предопределило распад СССР, а перед правительством России встала сложнейшая задача – в кратчайший срок сформировать самостоятельную налоговую систему страны


2. Сущность налоговой реформы 1992 г.; классификация налогов, ее составляющих:

 


Дата: 2019-07-31, просмотров: 196.