Именно таково значение текста Быт. 3:16.
Бог показывает, что женщина в результате грехопадения стремится господствовать над мужчиной («влечение твое к мужу твоему»), однако, мужчина не должен допустить этого («он будет господствовать над тобою»)[18].
Таким образом, в тексте Быт. 3:16 заключена мысль, соответствующая структуре «власть - подчинение» (Быт. 2).
Если во второй главе мы видим структуру в контексте гармоничных отношений, то в третьей главе, по словам Самого Бога, она представлена в контексте борьбы.
Человеку будет трудно принять то положение, какое для него предназначил Бог.
В Быт. 3:16 описывается «начало битвы полов» [19] .
Итак, совершенно очевидно, что структура «власть - подчинение» продолжает действовать и после грехопадения.
Но теперь женщина выступает против своего положения, а у мужа нет возможности нежно удерживать ее в том положении, какое ей предназначено.
Поэтому, и мужчина, и женщина испытывают боль как наказание за грех[20].
- ПОСЛЕ ГРЕХОПАДЕНИЯ
То, что структура «власть - подчинение» продолжает действовать и после грехопадения, становится очевидным при прочтении как книги Бытие,
так и остальных книг Пятикнижия.
В родословных, записанных в Быт. 5-10, упоминаются только мужские имена.
В этих главах мы читаем имена мужчин, продолжительность их жизни, и имена родившихся от них сыновей.
Почему все имена, упомянутые в этих главах, принадлежат мужчинам?
Потому что руководство отождествляется с мужским полом.
По этой причине женщина упоминается во взаимосвязи со своим мужем,
подтверждая, тем самым, принцип,
согласно которому мужчина является руководителем, а женщина его помощницей.
Бог призвал не Сару, а Аврама.
«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Быт.12:1).
Почему Господь призвал не Сару, а Аврама?
Сара была с Аврамом, потому что она его жена.
Тем не менее, Бог соблаговолил обратиться к мужчине.
Почему?
Ответ кроется в структуре «власть-подчинение».
Именно мужчины, а не женщины, получали знак и печать завета.
«Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол» (Быт.17:10).
Почему не обрезывались женщины?
Ведь обрезание женщин возможно.
Кроме того, Бог, будучи суверенным Господом, мог избрать иной знак и печать завета, который легко можно было применить как в отношении мужчин, так и женщин.
Но Он так не поступил.
Почему?
Потому что Бог действует согласно структуре «руководитель - помощник», установленной при творении и действующей, несмотря на грехопадение.
Бог, объясняя, как народ израильский должен быть освящен для встречи с Ним у горы Синай, обращался исключительно к мужчинам.
На горе Господь заключает завет со Своим народом.
Одним из постановлений относительно освящения было следующее:
«… не прикасайтесь к женам» (Исх. 19:15).
Этот запрет относится к мужьям, мужчинам.
Бог заключает завет с Израилем и обращается к мужчинам.
Конечно, такой подход не означает, что женщинам нет места в завете.
Ведь они действительно включены в завет.
Тем не менее, мы снова встречаемся со структурой «власть - подчинение», согласно которой один человек – руководитель, а другой – помощник.
Бог назначил на священство только мужчин.
В Исх. 28:1 Господь дает следующие наставления Моисею:
«И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара,
сынов Аароновых».
Почему не говорится: «И детей, дочерей его с ним, от среды детей,
дочерей Израилевых»?
Потому что, согласно Быт. 2, мужчина должен быть руководителем, а женщина его помощницей.
Только мужчины, а не женщины, должны были предстоять пред Господом:
«Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа» (Исх.23:17; Втор. 16:16).
Разве женщинам было запрещено являться пред лице Господа?
Конечно же, нет!
Разве Анна вместе с Елканой не приходила ежегодно в Силом для поклонения Богу?
Это повеление дано мужчинам, потому что они исполняют роль руководителей. Старейшинами должны быть мужчины.
Тесть Моисея, получив вдохновение от Господа, дает ему следующий совет:
«Ты же усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь [их] над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками;
И выбрал Моисей из всего Израиля способных людей (в английской версии «мужчин» - Прим. перев.)…» (Исх.18:21, 25).
Почему в этом тексте не упоминаются женщины?
Потому что, согласно Божьему установлению, положение лидера занимает мужчина. При подсчете населения Израиля учитывались только мужчины.
Господь сказал Моисею:
«… в первый [день] второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской, говоря: исчислите все общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имен, всех мужеского пола поголовно» (Чис.1:1-3).
Бог дает повеление согласно принципу, изложенному в Быт. 2.
Жена находится под властью мужа.
В Чис. 5:19 дан закон о неверной жене:
«И заклянет ее священник и скажет жене:
если никто не переспал с тобою, и ты не осквернилась и не изменила мужу своему
(в английской версии «не осквернилась, пребывая под властью мужа» - Прим. перев),
то невредима будешь от сей горькой воды, наводящей проклятие».
Обратите внимание на выражение «под властью мужа».
Жена находится «под» властью мужа[21].
Данное выражение ясно показывает подчиненное положение супруги[22].
Этот текст не просто отображает особенность израильской культуры, а содержит Божье установление, о котором сказано в Быт. 2.
Бог использует местоимение мужского рода (в тексте оригинала).
В Лев. 1 объясняется, какие жертвы должны приносить израильтяне
за определенные грехи.
В третьем стихе говорится следующее:
«Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобрести ему благоволение пред Господом».
Почему используется местоимение мужского рода (в тексте оригинала)?
Может, потому что только мужчины, дабы выразить свою благодарность Господу,
могли приносить Ему жертвы?
Мы рады, что это не так.
Либеральные переводчики склонны переводить данный текст так:
«Любые люди (мужчина или женщина),
приносящие всесожжение из крупного скота, да приносят…».
Однако Господь использует местоимение именно мужского рода.
Таким образом, мы имеем дело не с особенностью культуры, а со ссылкой на структуру, установленную в Быт. 2: мужчина – лидер, женщина – помощница.
Местоимение мужского рода не исключает женский род, но указывает на тот факт, что женщина (неотъемлемая) часть мужчины.
По этой причине местоимение мужского рода может представлять всех людей.
Таким образом, совершенно ясно, что Божье установление в творении,
согласно которому мужчина – руководитель, а женщина – помощница,
представляет собой норму, которую Бог последовательно применяет
на протяжении всего повествования Пятикнижия.
Несмотря на то, что мужчина и женщина равны перед Богом, их функции различны.
Мужчина характеризуется «руководством», женщина – «помощью».
Дата: 2019-07-31, просмотров: 168.