К ларенс Бауман
История Деворы и Варака – пример для женщин или позор для мужчин?[1]
Текст речи, подготовленной преподобным К. Бауманом для выступления на праздновании дня женской лиги в Свободной реформатской церкви Шотландии, которое состоялось 29 октября 1997 года в Келмскотте.
ВВЕДЕНИЕ
1.1 Служит ли Девора примером?
Можем ли мы сказать, что Девора являет собой пример того,
какое место должна занимать,
и какое предназначение призвана выполнять женщина в браке, церкви и обществе?
Есть люди, которые так считают.
Донна Стром, профессор Пресвитерианской богословской семинарии в Дехра Дане (Северная Индия), жалуется на то, что женщины,
в основном, заняты в процессе увеличения населения, и предпринимают недостаточно усилий (за исключением Маргарет Тэтчер или Индиры Ганди) для того,
чтобы присоединиться к мужчинам в деле управления землей[2].
Донна Стром пишет о Деворе:
«Пример Деворы совершенно ясно показывает, что женщин не следует исключать из каких-либо уровней принятия решений, будь то религиозных или политических»[3].
Профессор Стром считает, что мужчины не дают женщинам занимать руководящие должности.
Поэтому, она пишет:
«Многие спрашивают: «Где Деворы?»
Но более актуальный вопрос современности такой:
«Где Вараки, Лапидофы и десять тысяч мужчин,
которые позволят Богу использовать Своих Девор?»[4]
Но действительно ли верно утверждение, что в образе Деворы Бог дает образец деятельности для всех женщин?
Может, братьям Божьей церкви действительно необходимо пересмотреть свои взгляды, дабы «позволить Богу использовать Своих Девор»?
Современный мир на подобные вопросы, несомненно, даст утвердительный ответ.
Но согласится ли (с подобным ответом) Господь?
Должны ли вы, как жены и матери, побуждать в сыновьях и мужьях желание позволить Богу ставить на руководящие должности женщин?
Какое понимание о положении женщины мы должны вложить в умы наших детей сейчас, в эпоху феминизма?
Кроме того, следует ли нам, в эпоху слабых мужчин, поддерживать у всех наших сыновей желание быть лидерами (руководителями)?
Что мы хотим доказать ?
Очень важно внимательно прислушиваться к тому, что Господь говорит в Своем Слове.
В современном контексте наша жизнь (как мужчин, так и женщин) должна сообразовываться с Божьим Словом, чтобы быть светом в окружающем мире.
В этот утренний час я попытаюсь изложить Божье учение о предназначении женщины на основании Его слов о Деворе и Вараке в четвертой и пятой главах книги Судей.
Однако если мы действительно желаем услышать, что Господь говорит в упомянутом тексте, нам необходимо подходить к его рассмотрению, отбросив в сторону устоявшиеся представления о назначении женщины в этом мире.
Я говорю об этом, потому что на основании этих двух глав не так уж и трудно обосновать ту точку зрения, какую мы пожелаем обосновать.[5]
Например, если вы желаете доказать на основании четвертой и пятой глав книги Судей, что женщины в современной церкви должны быть пророчицами,
для вас, в таком случае, основным текстом будет Суд. 4:4, в котором говорится, что Девора была пророчицей.
Если вы хотите показать, что место женщины рядом с мужем и что она должна подчиняться ему, тогда вы обратите особое внимание на то,
как Девора отождествляется с именем своего мужа:
«Девора… жена Лапидофова» (Суд. 4:4).
Если вы желаете доказать, что женщина может быть счастлива в замужестве и при этом занимать важное место не только в семье, но и в обществе,
четвертая глава сослужит вам отличную службу.
Ведь Девора была, с одной стороны, женой Лапидофа, а с другой – судьей Израиля!
Я всего лишь пытаюсь показать, что и феминистка, и «традиционалист» на основании четвертой главы книги Судей может оправдать и обосновать свою точку зрения.
Однако такие толкования появляются тогда, когда мы слушаем не Писание, а себя!
Итак, нам необходимо отказаться от собственных представлений и слушать то,
что говорит Писание.
Мы должны воспринимать текст таким, каков он есть, без предвзятых идей и, насколько возможно, без того багажа, который мы унаследовали от отцов или получили от современного общества.
Описание или предписание?
Также следует упомянуть еще об одной важной вещи – различии между тем,
что есть описание (дескрипция), и тем, что есть предписание (проскрипция).
Четвертая глава книги Судей представляет собой пример описательного текста.
То есть в ней описывается деятельность Деворы.
Но разве описание того, чем занималась Девора в своем историческом отрезке времени, может служить предписанием для нас?
То есть представляет ли текст Суд. 4, в котором описывается поведение Деворы в древнем мире, предписывающим текстом[6]?
В различных текстах Святого Писания описываются определенные действия, которые, по нашему глубокому убеждению, вовсе не представляют пример для подражания.
Например, вспомните, как вел себя Иуда, встретив на дороге блудницу[7].
Мы воспринимаем библейское повествование об Иуде как описание, не воспринимая его как предписание, руководство к действию.
Ведь мы знаем, что седьмая заповедь запрещает прелюбодеяние.
В действиях Иуды явственно дано описание его греха, а не предписание для нашего поведения.
Итак, является ли текст четвертой и пятой глав книги Судей описанием?
Конечно, да!
Представляет ли собой данный текст предписание?
То есть устанавливается ли в этих главах модель поведения для женщин (и мужчин)?
Действительно ли положение Деворы как предводительницы Израиля
(пророчицы и судьи) указывает на то,
что наши дочери могут или должны стремиться занимать руководящие должности?
Мы можем ответить на этот вопрос, только обратившись к Божьему откровению, чтобы узнать, что нам повелевает Господь.
План статьи
Прежде чем мы обратимся к Божьему Слову, чтобы узнать, какие Он установил стандарты, необходимо прочитать то,
что Господь говорит о Деворе и Вараке в четвертой и пятой главах книги Судей.
Эта тема рассматривается во втором разделе статьи.
В третьем разделе мы рассмотрим, что Бог открыл Израилю прежде времен Деворы, а в четвертом разделе – после времен Деворы.
Нам особенно интересно узнать, какие изменения произошли в Божьем откровении после времен, описанных в четвертой главе.
В последнем разделе будет сделан вывод о применения данного текста в наши дни.
КЕМ БЫЛА ДЕВОРА?
2.1 Личность Деворы
О личности Деворы говорится в Суд. 4:4,5:
«…была судьею Израиля Девора пророчица, жена Лапидофова;
она жила под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой;
и приходили к ней сыны Израилевы на суд».
- ЖЕНЩИНА
В отличие от нашего перевода (англ. версия), в тексте оригинала на иврите делается ударение на том, что Девора была женщиной.
На иврите этот текст звучит так:
«Девора, женщина, пророчица» (слово «женщина» отсутствует также и в русском синодальном переводе – Прим. переводчика).
Господь обращает особое внимание на ее пол.
Упоминание о том, что Девора – женщина, согласно грамматическим правилам иврита, указывает также и на то, что она была «обычной женщиной»[8].
Таким образом, автор книги Судей не изображает Девору как женщину, стоящую на голову выше других, как ярко выраженного лидера.
Она описывается как обычная, среднестатистическая израильтянка.
- ПРОРОЧИЦА
Девора изображена как пророчица.
Святое Писание упоминает и других женщин-пророчиц:
Мариам:
В Исх. 15:20,21 повествуется о Мариами, пророчествующей перед Господом и Израилем после того, как Божий народ перешел Чермное море:
«И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием.
И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море».
Олдама: В 4 Цар. 22:14 мы читаем: «И пошел Хелкия священник, и Ахикам, и Ахбор, и Шафан, и Асаия к Олдаме пророчице, жене Шаллума… и говорили с нею».
Жена Исаии: В Ис. 8:3 жена Исаии названа пророчицей:
«и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына…».
Анна: Об этой женщине мы читаем в Лук. 2:36: «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова…».
Итак, в Святом Писании упоминаются 5 женщин, известных как пророчицы.
Следует отметить, что Ветхий Завет не говорит об официальной функции пророка, в контексте установленного Господом богослужения.
Пророк – это просто человек, которого Бог соблаговолил употребить в качестве средства передачи Своего слова людям в определенной обстановке.
Несмотря на то, что Девора была пророчицей, нигде в тексте не говорится о том, что она каким-то образом была посвящена на это служение.
В этом отношении она отличается от таких пророков как, например, Илия или Иеремия.
Господь призвал этих мужей на пророческое служение (См. 3 Цар. 19:19; Иер. 1:4).
Кроме того, нам следует помнить о следующем обстоятельстве.
Хотя Девора и была пророчицей, тем не менее, нигде не упоминается о том,
что она обращалась к людям со словом от Господа,
в отличие от Исаии, Иеремии, Иезекииля и всех остальных пророков.
Они провозглашали: «Так говорит Господь…» и затем произносили пророчество.
В случае с Деворой ситуация иная.
Не она обращалась к людям со словом от Господа, а люди обращались к ней:
«… и приходили к ней сыны Израилевы на суд» (Суд.4:5).
Итак, Девора «сидела под пальмою»
(в русском синодальном переводе – «жила под пальмою» – Прим. переводчика).
Точно так же вела себя Олдама.
Она не обращалась к людям с пророчеством, но люди сами приходили к ней:
«И пошел Хелкия священник, и Ахикам, и Ахбор, и Шафан, и Асаия к Олдаме пророчице, жене Шаллума… и говорили с нею». (4 Цар. 22:14).
- ЖЕНА ЛАПИДОФОВА
Далее мы читаем о том, что Девора была «женой Лапидофовой».
Чрезвычайно интересно отметить,
что Девора отождествляется с именем своего супруга!
Девора, несмотря на ее особое положение в Израиле,
не была известна отдельно от своего мужа.
Возникает вопрос: почему?
Почему Девора упоминается во взаимосвязи с именем ее супруга,
как «жена Лапидофова»?
На этот вопрос следует в дальнейшем дать ответ[9].
- СУДЬЯ
Кроме того, Девора названа судьей.
Именно с этим термином Девора больше всего отождествляется в книге Судей.
Девора одна из 12 судей Израиля.
Из этих двенадцати 6, включая Девору, являются большими судьями
(по аналогии с большими и малыми пророками),
а 6 – малыми судьями, о которых говорится мало.
Согласно с целями этой статьи, мы сосредоточимся на рассмотрении шести больших судей, немного сравнив их между собой.
- Девора была неожиданным кандидатом на пост судьи.
Оказывается, что все 6 больших судей
(то есть Гофониил, Аод, Девора, Гедеон, Иеффай и Самсон)
были неожиданными и маловероятными кандидатами на пост судьи[10].
Гофониил:
«… сын Кеназа, младший брат Халева» (Суд.3:9).
Библейская история учит, что младший брат занимает менее привилегированное положение (по сравнению со старшим братом)
и имеет меньше шансов занять руководящую должность в обществе.
Аод:
«… сын Геры, сын Иеминиев, который был левша» (Суд.3:15).
У Аода, в контексте обычного хода вещей, был физический «недостаток».
Он был левшой (однако, по Божьему промыслу, этот «недостаток» превратился в преимущество!)
Девора:
Текст Суд. 4:4 говорит, что она была женщиной, и это обстоятельство делало ее избрание на место судьи маловероятным.
Гедеон:
Когда Господь призвал Гедеона спасти свой народ, он ответил:
«… Господи! как спасу я Израиля?
вот, и племя мое в [колене] Манассиином самое бедное,
и я в доме отца моего младший» (Суд.6:15).
Таким образом, Гедеон также был не совсем подходящим кандидатом на пост судьи.
Иеффай:
Несмотря на то, что Иеффай назван «храбрым человеком» (Суд. 11:1),
его матерью была блудница.
Это обстоятельство также делало его неподходящим кандидатом.
Даже родные братья отвергли его (Суд. 11:2).
Самсон:
Этот муж был назореем (Суд. 13:7).
Назорей отличался от других молодых мужчин в древнем Израиле (ср. Числ. 6:1-21).
Самсон был в обществе «белой вороной».
Ему нельзя было обрезать волосы,
касаться мертвых тел и употреблять спиртные напитки.
В итоге, вырисовывается общая картина, согласно которой видно, что большие судьи были далеко не самыми лучшими кандидатами на это служение.
Это также относится и к Деворе.
«…немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор.1:27).
- Господь не воздвигал Девору для судейства
Второй очень важный момент в отношении судейского положения Деворы заключается в том, что, согласно библейскому свидетельству,
Господь не воздвигал Девору на судейство[11].
В случае с остальными судьями (большинством из них), ситуация несколько иная.
Гофониил: «Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым, который спас их, Гофониила…» (Суд.3:9).
Аод: «Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и Господь воздвигнул им спасителя Аода…» (Суд.3:15).
Гедеон: «Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя» (Суд.6:14).
Иеффай: «И был на Иеффае Дух Господень…» (Суд.11:29).
Самсон: «И начал Дух Господень действовать в нем…» (Суд.13:25).
«И сошел на него Дух Господень…» (Суд.14:6).
Еще задолго до рождения Самсона Ангел Господень сказал его родителям, что их сын избавит Израиль от филистимлян.
Самсон был орудием Бога.
Однако, в описании Деворы мы не найдем подобных характеристик.
Она отличалась от других судей!
Нам дан только один стих – Суд. 5:7:
«… доколе не восстала я, Девора, доколе не восстала я, мать в Израиле».
Обратите внимание на акцентирование разницы между Деворой и остальными большими судьями Израиля.
Конечно, Бог поставил Девору судьей, ибо все в Его власти.
Тем не менее, Девора единственная из судей, о которой не говорится, что Бог воздвиг ее на судейство.
Почему? В чем разница?
- Девора как судья не была наделена военными полномочиями
Третий момент в отношении судейского положения Деворы заключается в том, что она, в отличие от всех остальных судей (о которых говорится в книге Судей),
не была наделена полномочиями военачальника[12].
Что касается остальных больших судей, то в Святом Писании упоминается об их военных обязанностях:
Гофониил: «Он вышел на войну, и предал Господь в руки его Хусарсафема…» (Суд.3:10).
Аод: «Придя же, вострубил трубою на горе Ефремовой, и сошли с ним сыны Израилевы с горы, и он [шел] впереди их» (Суд.3:27).
Гедеон: «И подошел Гедеон и сто человек с ним к стану, в начале средней стражи,
и разбудили стражей, и затрубили трубами и разбили кувшины,
которые были в руках их» (Суд.7:19).
Иеффай: «И пришел Иеффай к Аммонитянам - сразиться с ними, и предал их Господь в руки его» (Суд.11:32).
Самсон: «… и пошел он в Аскалон, и, убил там тридцать человек…» (Суд.14:19);
«Нашел он свежую ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял ее,
и убил ею тысячу человек» (Суд.15:15);
«И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами!
И уперся [всею] силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ,
бывший в нем.
И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели, сколько умертвил он в жизни своей» (Суд.16:30).
Отношение Деворы к Вараку
Все данные свидетельствуют о том,
что Девора не пыталась отодвинуть Варака на задний план.
Напротив, она осознанно старалась находиться в тени этого человека, мужчины.
Обратите внимание на следующее:
* Несмотря на то, что Девора могла заставить войска напасть на врага,
она этого не сделала.
Скорее, «[Девора] послала и призвала Варака, сына Авиноамова, из Кедеса Неффалимова» (Суд.4:6),
попросив его возглавить войско для борьбы с противником.
* Девора сопровождала Варака во время военных действий не потому, что стремилась обрести славу, а потому что Варак пребывал в страхе.
«Варак сказал ей: если ты пойдешь со мною, пойду;
а если не пойдешь со мною, не пойду» (Суд.4:8).
Вараку было страшно, и Девора отправилась с ним на войну, дабы ободрить его.
В пятой главе записана одна песня.
Хотя мы склонны называть ее «песнью Деворы», тем не менее, текст говорит,
что пела ее не только Девора.
В Суд. 5:1 говорится следующее: «В тот день воспела Девора и Варак, сын Авиноамов, сими словами».
Отношение Деворы к Иаили
Следует отметить, что не Девора, а другая женщина, Иаиль,
поразила врага Израиля (4:17-22).
Об этой женщине пели:
«Да будет благословенна между женами Иаиль, жена Хевера Кенеянина, между женами в шатрах да будет благословенна!» (Суд.5:24).
Вопреки предпринимаемым попыткам представить Девору как образец феминистки, важно подчеркнуть тот факт, что она не стремилась присвоить себе славу победительницы врага.
Господь говорит, что эту славу приняла не Девора, а Иаиль.
Вывод
Итак, рассмотрев целостную картину из представленных свидетельств, было бы неправильным на основании Суд. 4, 5 представлять Девору как некую феминистку.
Образ Деворы - феминистски –
это следствие неправильного истолкования Святого Писания.
В Своем Слове Господь не описывает Девору как эмансипированную женщину, феминистку, которая выдвигает себя на передний план и стремится подняться на голову выше для осуществления своих прав на руководящую должность.
Мы читаем о женщине, которая руководила Израилем, не пытаясь при этом, подчеркнуть собственную значимость.
Совершенно ясно, что эта женщина не стремилась выдвинуть себя на первый план.
Мы еще больше убедимся в правильности данного вывода, рассмотрев контекст,
в котором проходила жизнь и деятельность этой женщины.
Контекст жизни Деворы
Снова и снова мы встречаем в книге Судей фразу:
«Тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам» (Суд.2:11).
Подобные слова упоминаются во взаимосвязи с каждым из больших судей:
Гофониил: «И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа, и забыли Господа Бога своего, и служили Ваалам и Астартам» (Суд.3:7).
Аод: «Сыны Израилевы опять стали делать злое пред очами Господа…» (Суд.3:12).
Девора: «Когда умер Аод, сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа» (Суд.4:1).
Гедеон: «Сыны Израилевы стали [опять] делать злое пред очами Господа…» (Суд.6:1).
Иеффай: «Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа и служили Ваалам и Астартам, и богам Арамейским, и богам Сидонским, и богам Моавитским, и богам Аммонитским, и богам Филистимским;
а Господа оставили и не служили Ему» (Суд.10:6).
Самсон: «Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Филистимлян на сорок лет» (Суд.13:1).
Таким образом, фраза «Сыны Израилевы делали злое пред очами Господа» рефреном проходит по всей книге Судей.
Она достигает апогея в измененном виде в широко известном тексте Суд. 21:25:
«В те дни не было царя у Израиля;
Ее нет.
Варак не был лидером.
Он не знал, или, по крайней мере, ему не приходило на ум, что можно обращаться за мудростью и силой к Господу!
Однако Варак не был единственным «бесхребетным» мужчиной в Израиле.
В Суд. 5:6,7 мы читаем:
«В дни Самегара, сына Анафова, в дни Иаили, были пусты дороги, и ходившие прежде путями прямыми ходили тогда окольными дорогами.
Не стало обитателей в селениях у Израиля, не стало…» (Суд.5:6,7).
Только представьте на мгновение, что мы не можем свободно путешествовать по главным дорогам своего города.
Представьте, что мы, добираясь, для выполнения своей работы, от одного места к другому, вынуждены тайком, под покровом ночи, озираясь по сторонам, перебегать от дерева к дереву, чтобы не попасть в руки разбойников.
В таком случае, мы бы незамедлительно отправились к городским властям, жалуясь, что по улицам опасно ходить.
Что данное обстоятельство говорит о руководстве?
Данный контекст страха явственно показывает, что в Израиле не было достойных лидеров, способных руководить народом в борьбе с угнетателями.
В связи с этим обстоятельством, вспомните, что ни один из больших судей не был подходящим кандидатом на пост судьи.
Главной проблемой того времени было отсутствие лидеров.
Почему в Израиле не было лидеров?
Можем ли мы найти ответ на данный вопрос?
Да, можем!
Господь говорил, что Его отношения с Израилем обусловлены определенной моделью.
В тексте двадцать восьмой главы книги Второзаконие дано описание Божьих благословений за послушание:
«Если ты, когда перейдете [за Иордан], будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли (ст.1)
… Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять (ст.13)».
Для поддержания подобной безопасности требуются руководители.
А руководство представляет собой одно из благословений, обещанных Господом Израилю в случае его послушания.
Бог обращается к мужчине.
Эта тема рассматривается и в Новом Завете, например, в Рим. 5:12, где Павел пишет: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть… ».
Похожая мысль выражена и в 1 Кор. 15:22:
«Как в Адаме все умирают…»; то есть смерть вошла в мир посредством Адама.
Нам кажется, что было бы естественным говорить, что смерть вошла посредством Евы, так как она согрешила первой.
Тем не менее, в глазах Бога Адам несет ответственность за грех.
В данном случае подчеркивается аспект власти (или ответственности).
Отношения между мужчиной и женщиной (мужем и женой) после грехопадения описаны в Быт. 3:16.
Господь говорит женщине:
«Жене сказал: умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою».
Как нам понимать эти слова Бога?
Представляют ли они собой повеление?
Должен ли мужчина управлять женщиной?
Или, возможно, эти слова представляют собой пророчество, что в оскверненном падшем мире женщина будет постоянно
сталкиваться с попытками мужа властвовать над ней.
Если последнее предположение правильно, тогда в контексте искупления во Христе муж-христианин не будет пытаться «владычествовать» над женой,
а жена-христианка не будет безропотно подчиняться супругу.
Суть обсуждения заключается в следующем вопросе:
«Должна ли отличаться современная структура отношений между мужчиной и женщиной от структуры «власть –подчинение»,
представленной во второй главе книги Бытия?»
Оказывается, формулировка Быт. 3:16[16] перекликается
параллельным текстом Быт. 4:17[17].
После того как Каин принес жертвоприношение, Господь обратился к нему:
«Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним».
Бог предупреждает Каина о том, что грех как реальность этого мира стремится господствовать над ним.
Тем не менее, Господь подчеркивает ответственность Каина.
Он не должен позволить, чтобы грех стал его господином.
Между мужчиной и женщиной.
Принцип Быт. 2 имеет силу в сфере отношений между мужчиной и женщиной.
Есть причина, почему Спаситель мира был не женщиной, а мужчиной[24].
Есть причина, почему ученики Иисуса были мужчинами, а не женщинами.
Повторюсь, причина кроется не в культурных особенностях того времени.
«Утверждать, будто избрание апостолов Христом обусловлено культурным аспектом, значит игнорировать тот факт,
что Бог избрал общество и время для прихода Его Сына»[25].
Если бы Бог пожелал, чтобы женщина стала ученицей Христа, Он бы призвал женщину к ученичеству и создал для этого благоприятные культурные условия.
Деян. 1:16 повествует нам о Петре, который вместе с учениками
(120 человек, включая мужчин и женщин)
обсуждал вопрос об избрании апостола на освободившееся после смерти Иуды место.
Петр обратился к собранию со словами: «Мужи, братия».
Хотя Петр и обращался ко всем 120 ученикам, вне зависимости от их пола, тем не менее, в его обращении отражен принцип Быт. 2.
Петр, обращаясь к собранию, прежде всего, имел в виду лидеров.
В 1 Кор. 11:3 апостол пишет:
«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж,
а Христу глава – Бог».
Структура Быт. 2 «власть - подчинение» остается в силе.
В 1 Кор. 14:34 Павел говорит следующее:
«Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит».
Под законом апостол подразумевает Пятикнижие –
Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.
Таким образом, принцип творения действует во всем Святом Писании.
Подобная мысль прослеживается в Еф. 5:22-24:
«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос, глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем».
Обратите внимание, как много в этих стихах написано о задаче мужа любить жену, дабы она могла с готовностью ему подчиняться.
Суть в том, что принцип Быт. 2 продолжает действовать.
Господь говорит женщинам в 1 Тим. 2:12: «… а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии».
Подобное наставление дано в 1 Петр. 3:1-6:
«Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям…».
В Тит. 2:1-5 как бы подведен итог всем наставлениям.
Апостол Павел дает своему помощнику Титу наставления относительно его служения.
Тит должен «говорить то, что сообразно со здравым учением».
Ему нужно наставлять старцев (ст.2) и стариц (ст.3).
«Чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей… » (Тит.2:3,4).
В этом тексте эхом отзывается принцип, данный в Быт. 2, и соответствие ему Деворы!
Вот чему пожилые сестры должны учить молодых женщин.
Обоснование: «… да не порицается Слово Божье».
ВЫВОДЫ ДЛЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Следует ли нам побуждать наших дочерей стремиться к положению, обусловленному нашим восприятием Деворы как судьи?
Нужно ли нам учить сыновей брать пример с «Вараков, Лапидофов, и десяти тысяч мужей, которые позволят Богу использовать Его Девор»?
Конечно же, нет!
Напротив, женщины должны взращивать в себе и в своих дочерях дух помощницы, понимая, что властью и ответственностью Бог наделил мужчин.
Точно так же они должны побуждать мужей и сыновей быть лидерами в браке, семье, церкви, обществе.
Это не значит,
что наши женщины или дочери никогда не будут занимать руководящие должности.
К ларенс Бауман
История Деворы и Варака – пример для женщин или позор для мужчин?[1]
Текст речи, подготовленной преподобным К. Бауманом для выступления на праздновании дня женской лиги в Свободной реформатской церкви Шотландии, которое состоялось 29 октября 1997 года в Келмскотте.
ВВЕДЕНИЕ
1.1 Служит ли Девора примером?
Можем ли мы сказать, что Девора являет собой пример того,
какое место должна занимать,
и какое предназначение призвана выполнять женщина в браке, церкви и обществе?
Есть люди, которые так считают.
Донна Стром, профессор Пресвитерианской богословской семинарии в Дехра Дане (Северная Индия), жалуется на то, что женщины,
в основном, заняты в процессе увеличения населения, и предпринимают недостаточно усилий (за исключением Маргарет Тэтчер или Индиры Ганди) для того,
чтобы присоединиться к мужчинам в деле управления землей[2].
Донна Стром пишет о Деворе:
«Пример Деворы совершенно ясно показывает, что женщин не следует исключать из каких-либо уровней принятия решений, будь то религиозных или политических»[3].
Профессор Стром считает, что мужчины не дают женщинам занимать руководящие должности.
Поэтому, она пишет:
«Многие спрашивают: «Где Деворы?»
Но более актуальный вопрос современности такой:
«Где Вараки, Лапидофы и десять тысяч мужчин,
которые позволят Богу использовать Своих Девор?»[4]
Но действительно ли верно утверждение, что в образе Деворы Бог дает образец деятельности для всех женщин?
Может, братьям Божьей церкви действительно необходимо пересмотреть свои взгляды, дабы «позволить Богу использовать Своих Девор»?
Современный мир на подобные вопросы, несомненно, даст утвердительный ответ.
Но согласится ли (с подобным ответом) Господь?
Должны ли вы, как жены и матери, побуждать в сыновьях и мужьях желание позволить Богу ставить на руководящие должности женщин?
Какое понимание о положении женщины мы должны вложить в умы наших детей сейчас, в эпоху феминизма?
Кроме того, следует ли нам, в эпоху слабых мужчин, поддерживать у всех наших сыновей желание быть лидерами (руководителями)?
Что мы хотим доказать ?
Очень важно внимательно прислушиваться к тому, что Господь говорит в Своем Слове.
В современном контексте наша жизнь (как мужчин, так и женщин) должна сообразовываться с Божьим Словом, чтобы быть светом в окружающем мире.
В этот утренний час я попытаюсь изложить Божье учение о предназначении женщины на основании Его слов о Деворе и Вараке в четвертой и пятой главах книги Судей.
Однако если мы действительно желаем услышать, что Господь говорит в упомянутом тексте, нам необходимо подходить к его рассмотрению, отбросив в сторону устоявшиеся представления о назначении женщины в этом мире.
Я говорю об этом, потому что на основании этих двух глав не так уж и трудно обосновать ту точку зрения, какую мы пожелаем обосновать.[5]
Например, если вы желаете доказать на основании четвертой и пятой глав книги Судей, что женщины в современной церкви должны быть пророчицами,
для вас, в таком случае, основным текстом будет Суд. 4:4, в котором говорится, что Девора была пророчицей.
Если вы хотите показать, что место женщины рядом с мужем и что она должна подчиняться ему, тогда вы обратите особое внимание на то,
как Девора отождествляется с именем своего мужа:
«Девора… жена Лапидофова» (Суд. 4:4).
Если вы желаете доказать, что женщина может быть счастлива в замужестве и при этом занимать важное место не только в семье, но и в обществе,
четвертая глава сослужит вам отличную службу.
Ведь Девора была, с одной стороны, женой Лапидофа, а с другой – судьей Израиля!
Я всего лишь пытаюсь показать, что и феминистка, и «традиционалист» на основании четвертой главы книги Судей может оправдать и обосновать свою точку зрения.
Однако такие толкования появляются тогда, когда мы слушаем не Писание, а себя!
Итак, нам необходимо отказаться от собственных представлений и слушать то,
что говорит Писание.
Мы должны воспринимать текст таким, каков он есть, без предвзятых идей и, насколько возможно, без того багажа, который мы унаследовали от отцов или получили от современного общества.
Описание или предписание?
Также следует упомянуть еще об одной важной вещи – различии между тем,
что есть описание (дескрипция), и тем, что есть предписание (проскрипция).
Четвертая глава книги Судей представляет собой пример описательного текста.
То есть в ней описывается деятельность Деворы.
Но разве описание того, чем занималась Девора в своем историческом отрезке времени, может служить предписанием для нас?
То есть представляет ли текст Суд. 4, в котором описывается поведение Деворы в древнем мире, предписывающим текстом[6]?
В различных текстах Святого Писания описываются определенные действия, которые, по нашему глубокому убеждению, вовсе не представляют пример для подражания.
Например, вспомните, как вел себя Иуда, встретив на дороге блудницу[7].
Мы воспринимаем библейское повествование об Иуде как описание, не воспринимая его как предписание, руководство к действию.
Ведь мы знаем, что седьмая заповедь запрещает прелюбодеяние.
В действиях Иуды явственно дано описание его греха, а не предписание для нашего поведения.
Итак, является ли текст четвертой и пятой глав книги Судей описанием?
Конечно, да!
Представляет ли собой данный текст предписание?
То есть устанавливается ли в этих главах модель поведения для женщин (и мужчин)?
Действительно ли положение Деворы как предводительницы Израиля
(пророчицы и судьи) указывает на то,
что наши дочери могут или должны стремиться занимать руководящие должности?
Мы можем ответить на этот вопрос, только обратившись к Божьему откровению, чтобы узнать, что нам повелевает Господь.
План статьи
Прежде чем мы обратимся к Божьему Слову, чтобы узнать, какие Он установил стандарты, необходимо прочитать то,
что Господь говорит о Деворе и Вараке в четвертой и пятой главах книги Судей.
Эта тема рассматривается во втором разделе статьи.
В третьем разделе мы рассмотрим, что Бог открыл Израилю прежде времен Деворы, а в четвертом разделе – после времен Деворы.
Нам особенно интересно узнать, какие изменения произошли в Божьем откровении после времен, описанных в четвертой главе.
В последнем разделе будет сделан вывод о применения данного текста в наши дни.
КЕМ БЫЛА ДЕВОРА?
2.1 Личность Деворы
О личности Деворы говорится в Суд. 4:4,5:
«…была судьею Израиля Девора пророчица, жена Лапидофова;
она жила под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой;
и приходили к ней сыны Израилевы на суд».
- ЖЕНЩИНА
В отличие от нашего перевода (англ. версия), в тексте оригинала на иврите делается ударение на том, что Девора была женщиной.
На иврите этот текст звучит так:
«Девора, женщина, пророчица» (слово «женщина» отсутствует также и в русском синодальном переводе – Прим. переводчика).
Господь обращает особое внимание на ее пол.
Упоминание о том, что Девора – женщина, согласно грамматическим правилам иврита, указывает также и на то, что она была «обычной женщиной»[8].
Таким образом, автор книги Судей не изображает Девору как женщину, стоящую на голову выше других, как ярко выраженного лидера.
Она описывается как обычная, среднестатистическая израильтянка.
- ПРОРОЧИЦА
Девора изображена как пророчица.
Святое Писание упоминает и других женщин-пророчиц:
Мариам:
В Исх. 15:20,21 повествуется о Мариами, пророчествующей перед Господом и Израилем после того, как Божий народ перешел Чермное море:
«И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием.
И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море».
Олдама: В 4 Цар. 22:14 мы читаем: «И пошел Хелкия священник, и Ахикам, и Ахбор, и Шафан, и Асаия к Олдаме пророчице, жене Шаллума… и говорили с нею».
Жена Исаии: В Ис. 8:3 жена Исаии названа пророчицей:
«и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына…».
Анна: Об этой женщине мы читаем в Лук. 2:36: «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова…».
Итак, в Святом Писании упоминаются 5 женщин, известных как пророчицы.
Следует отметить, что Ветхий Завет не говорит об официальной функции пророка, в контексте установленного Господом богослужения.
Пророк – это просто человек, которого Бог соблаговолил употребить в качестве средства передачи Своего слова людям в определенной обстановке.
Несмотря на то, что Девора была пророчицей, нигде в тексте не говорится о том, что она каким-то образом была посвящена на это служение.
В этом отношении она отличается от таких пророков как, например, Илия или Иеремия.
Господь призвал этих мужей на пророческое служение (См. 3 Цар. 19:19; Иер. 1:4).
Кроме того, нам следует помнить о следующем обстоятельстве.
Хотя Девора и была пророчицей, тем не менее, нигде не упоминается о том,
что она обращалась к людям со словом от Господа,
в отличие от Исаии, Иеремии, Иезекииля и всех остальных пророков.
Они провозглашали: «Так говорит Господь…» и затем произносили пророчество.
В случае с Деворой ситуация иная.
Не она обращалась к людям со словом от Господа, а люди обращались к ней:
«… и приходили к ней сыны Израилевы на суд» (Суд.4:5).
Итак, Девора «сидела под пальмою»
(в русском синодальном переводе – «жила под пальмою» – Прим. переводчика).
Точно так же вела себя Олдама.
Она не обращалась к людям с пророчеством, но люди сами приходили к ней:
«И пошел Хелкия священник, и Ахикам, и Ахбор, и Шафан, и Асаия к Олдаме пророчице, жене Шаллума… и говорили с нею». (4 Цар. 22:14).
- ЖЕНА ЛАПИДОФОВА
Далее мы читаем о том, что Девора была «женой Лапидофовой».
Чрезвычайно интересно отметить,
что Девора отождествляется с именем своего супруга!
Девора, несмотря на ее особое положение в Израиле,
не была известна отдельно от своего мужа.
Возникает вопрос: почему?
Почему Девора упоминается во взаимосвязи с именем ее супруга,
как «жена Лапидофова»?
На этот вопрос следует в дальнейшем дать ответ[9].
- СУДЬЯ
Кроме того, Девора названа судьей.
Именно с этим термином Девора больше всего отождествляется в книге Судей.
Девора одна из 12 судей Израиля.
Из этих двенадцати 6, включая Девору, являются большими судьями
(по аналогии с большими и малыми пророками),
а 6 – малыми судьями, о которых говорится мало.
Согласно с целями этой статьи, мы сосредоточимся на рассмотрении шести больших судей, немного сравнив их между собой.
- Девора была неожиданным кандидатом на пост судьи.
Оказывается, что все 6 больших судей
(то есть Гофониил, Аод, Девора, Гедеон, Иеффай и Самсон)
были неожиданными и маловероятными кандидатами на пост судьи[10].
Гофониил:
«… сын Кеназа, младший брат Халева» (Суд.3:9).
Библейская история учит, что младший брат занимает менее привилегированное положение (по сравнению со старшим братом)
и имеет меньше шансов занять руководящую должность в обществе.
Аод:
«… сын Геры, сын Иеминиев, который был левша» (Суд.3:15).
У Аода, в контексте обычного хода вещей, был физический «недостаток».
Он был левшой (однако, по Божьему промыслу, этот «недостаток» превратился в преимущество!)
Девора:
Текст Суд. 4:4 говорит, что она была женщиной, и это обстоятельство делало ее избрание на место судьи маловероятным.
Гедеон:
Когда Господь призвал Гедеона спасти свой народ, он ответил:
«… Господи! как спасу я Израиля?
вот, и племя мое в [колене] Манассиином самое бедное,
и я в доме отца моего младший» (Суд.6:15).
Таким образом, Гедеон также был не совсем подходящим кандидатом на пост судьи.
Иеффай:
Несмотря на то, что Иеффай назван «храбрым человеком» (Суд. 11:1),
его матерью была блудница.
Это обстоятельство также делало его неподходящим кандидатом.
Даже родные братья отвергли его (Суд. 11:2).
Самсон:
Этот муж был назореем (Суд. 13:7).
Назорей отличался от других молодых мужчин в древнем Израиле (ср. Числ. 6:1-21).
Самсон был в обществе «белой вороной».
Ему нельзя было обрезать волосы,
касаться мертвых тел и употреблять спиртные напитки.
В итоге, вырисовывается общая картина, согласно которой видно, что большие судьи были далеко не самыми лучшими кандидатами на это служение.
Это также относится и к Деворе.
«…немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор.1:27).
- Господь не воздвигал Девору для судейства
Второй очень важный момент в отношении судейского положения Деворы заключается в том, что, согласно библейскому свидетельству,
Господь не воздвигал Девору на судейство[11].
В случае с остальными судьями (большинством из них), ситуация несколько иная.
Гофониил: «Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым, который спас их, Гофониила…» (Суд.3:9).
Аод: «Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и Господь воздвигнул им спасителя Аода…» (Суд.3:15).
Гедеон: «Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя» (Суд.6:14).
Иеффай: «И был на Иеффае Дух Господень…» (Суд.11:29).
Самсон: «И начал Дух Господень действовать в нем…» (Суд.13:25).
«И сошел на него Дух Господень…» (Суд.14:6).
Еще задолго до рождения Самсона Ангел Господень сказал его родителям, что их сын избавит Израиль от филистимлян.
Самсон был орудием Бога.
Однако, в описании Деворы мы не найдем подобных характеристик.
Она отличалась от других судей!
Нам дан только один стих – Суд. 5:7:
«… доколе не восстала я, Девора, доколе не восстала я, мать в Израиле».
Обратите внимание на акцентирование разницы между Деворой и остальными большими судьями Израиля.
Конечно, Бог поставил Девору судьей, ибо все в Его власти.
Тем не менее, Девора единственная из судей, о которой не говорится, что Бог воздвиг ее на судейство.
Почему? В чем разница?
- Девора как судья не была наделена военными полномочиями
Третий момент в отношении судейского положения Деворы заключается в том, что она, в отличие от всех остальных судей (о которых говорится в книге Судей),
не была наделена полномочиями военачальника[12].
Что касается остальных больших судей, то в Святом Писании упоминается об их военных обязанностях:
Гофониил: «Он вышел на войну, и предал Господь в руки его Хусарсафема…» (Суд.3:10).
Аод: «Придя же, вострубил трубою на горе Ефремовой, и сошли с ним сыны Израилевы с горы, и он [шел] впереди их» (Суд.3:27).
Гедеон: «И подошел Гедеон и сто человек с ним к стану, в начале средней стражи,
и разбудили стражей, и затрубили трубами и разбили кувшины,
которые были в руках их» (Суд.7:19).
Иеффай: «И пришел Иеффай к Аммонитянам - сразиться с ними, и предал их Господь в руки его» (Суд.11:32).
Самсон: «… и пошел он в Аскалон, и, убил там тридцать человек…» (Суд.14:19);
«Нашел он свежую ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял ее,
и убил ею тысячу человек» (Суд.15:15);
«И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами!
И уперся [всею] силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ,
бывший в нем.
И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели, сколько умертвил он в жизни своей» (Суд.16:30).
Однако о Деворе подобных данных нет.
Зато есть другая информация:
«[Девора] послала и призвала Варака, сына Авиноамова, из Кедеса Неффалимова, и сказала ему:
повелевает [тебе] Господь Бог Израилев: пойди, взойди на гору Фавор и возьми с собою десять тысяч человек из сынов Неффалимовых и сынов Завулоновых» (Суд.4:6).
Итак, у Деворы не было полномочий верховного главнокомандующего, поэтому она выбрала для этой цели другого руководителя, мужчину.
И снова мы теряемся в догадках и задаем вопрос: почему?
- ОНА СИДЕЛА ПОД ПАЛЬМОЮ
В тексте Суд. 4:5 говорится, что Девора «жила (сидела) под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой;
и приходили к ней сыны Израилевы на суд».
Почему в Писании подчеркивается, что Девора «сидела под пальмою»?
Чтобы понять, о чем идет речь, необходимо ознакомиться с текстом Втор. 16:18:
«Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным».
Данный текст – это наставление Господне израильскому народу, согласно которому, они, войдя в землю обетованную, должны назначить судей.
Судьи исполняли свои обязанности «при всех вратах твоих» (в русском синодальном переводе «во всех жилищах твоих» – Прим. перев.), то есть у городских ворот.
Власть судей не распространялась на весь народ или все колена, а скорее, согласно тексту Втор. 16, их юрисдикция, согласно Божьему установлению,
ограничивалась определенной местностью, населенным пунктом.
Судья исполнял свои обязанности в определенном городе (колене), так что члены городской общины (колена) могли обращаться к нему за помощью в разрешении конфликтных ситуаций.
Ни один человек в Израиле не должен был быть лишен юридической помощи.
Следовательно, израильтяне ожидали от судьи своего города «праведного суда».
Однако Девора сидела не у ворот своего города, а за его пределами
«под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой».
Девора не сидела у врат своего города.
Более того, она вообще не сидела у врат какого-либо города.
Не могу утверждать с полной уверенностью, но, по всей видимости,
Девора была из колена Иссахарова (Суд. 5:15).
Как бы там ни было, но Девора знала людей этого колена, а они знали ее.
Однако Девора удалилась от тех, кого знала, поселившись «под Пальмою… на горе Ефремовой» (Суд. 4:5).
Следовательно, она явно не находилась вблизи своего дома.
Девора судействовала не у городских ворот, а за пределами города.
Она занималась судебными разбирательствами не жителей своего города,
а всех приходящих к ней людей!
Вот что мы читаем в Суд. 4:5: «И приходили к ней сыны Израилевы на суд».
Судебная юрисдикция Деворы не ограничивалась местным населением,
она распространялась на весь народ, на все колена.
И снова мы в недоумении.
Почему Девора, особенно в свете постановления шестнадцатой главы Второзакония, поступала именно таким образом?
Отношение Деворы к Вараку
Все данные свидетельствуют о том,
что Девора не пыталась отодвинуть Варака на задний план.
Напротив, она осознанно старалась находиться в тени этого человека, мужчины.
Обратите внимание на следующее:
* Несмотря на то, что Девора могла заставить войска напасть на врага,
она этого не сделала.
Скорее, «[Девора] послала и призвала Варака, сына Авиноамова, из Кедеса Неффалимова» (Суд.4:6),
попросив его возглавить войско для борьбы с противником.
* Девора сопровождала Варака во время военных действий не потому, что стремилась обрести славу, а потому что Варак пребывал в страхе.
«Варак сказал ей: если ты пойдешь со мною, пойду;
а если не пойдешь со мною, не пойду» (Суд.4:8).
Вараку было страшно, и Девора отправилась с ним на войну, дабы ободрить его.
В пятой главе записана одна песня.
Хотя мы склонны называть ее «песнью Деворы», тем не менее, текст говорит,
что пела ее не только Девора.
В Суд. 5:1 говорится следующее: «В тот день воспела Девора и Варак, сын Авиноамов, сими словами».
Отношение Деворы к Иаили
Следует отметить, что не Девора, а другая женщина, Иаиль,
поразила врага Израиля (4:17-22).
Об этой женщине пели:
«Да будет благословенна между женами Иаиль, жена Хевера Кенеянина, между женами в шатрах да будет благословенна!» (Суд.5:24).
Вопреки предпринимаемым попыткам представить Девору как образец феминистки, важно подчеркнуть тот факт, что она не стремилась присвоить себе славу победительницы врага.
Господь говорит, что эту славу приняла не Девора, а Иаиль.
Вывод
Итак, рассмотрев целостную картину из представленных свидетельств, было бы неправильным на основании Суд. 4, 5 представлять Девору как некую феминистку.
Образ Деворы - феминистски –
это следствие неправильного истолкования Святого Писания.
В Своем Слове Господь не описывает Девору как эмансипированную женщину, феминистку, которая выдвигает себя на передний план и стремится подняться на голову выше для осуществления своих прав на руководящую должность.
Мы читаем о женщине, которая руководила Израилем, не пытаясь при этом, подчеркнуть собственную значимость.
Совершенно ясно, что эта женщина не стремилась выдвинуть себя на первый план.
Мы еще больше убедимся в правильности данного вывода, рассмотрев контекст,
в котором проходила жизнь и деятельность этой женщины.
Контекст жизни Деворы
Снова и снова мы встречаем в книге Судей фразу:
«Тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам» (Суд.2:11).
Подобные слова упоминаются во взаимосвязи с каждым из больших судей:
Гофониил: «И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа, и забыли Господа Бога своего, и служили Ваалам и Астартам» (Суд.3:7).
Аод: «Сыны Израилевы опять стали делать злое пред очами Господа…» (Суд.3:12).
Девора: «Когда умер Аод, сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа» (Суд.4:1).
Гедеон: «Сыны Израилевы стали [опять] делать злое пред очами Господа…» (Суд.6:1).
Иеффай: «Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа и служили Ваалам и Астартам, и богам Арамейским, и богам Сидонским, и богам Моавитским, и богам Аммонитским, и богам Филистимским;
а Господа оставили и не служили Ему» (Суд.10:6).
Самсон: «Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Филистимлян на сорок лет» (Суд.13:1).
Таким образом, фраза «Сыны Израилевы делали злое пред очами Господа» рефреном проходит по всей книге Судей.
Она достигает апогея в измененном виде в широко известном тексте Суд. 21:25:
«В те дни не было царя у Израиля;
Дата: 2019-07-31, просмотров: 295.