ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«ВЫБОРГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ»
Рабочая программа
ДУП.01 "Химия и химические технологии в строительстве"
Общеобразовательный цикл
по профессии среднего профессионального
образования
08.01.25 «Мастер отделочных строительных и декоративных работ»
на базе основного общего образования
Форма обучения: очная
Выборг , 2018
СОГЛАСОВАНО
зам. директора по учебной работе
ГАПОУ ЛО «ВПК»Александровский»
_______________/Омутова Е.В../
«12» марта 2018 г.
«_____» ________________201__ г.
_______________/____________________/
«_____» ________________201__ г.
_______________/____________________/
«_____» ________________201__ г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от: 29.06.2017 N 613. На основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «Химия» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 385 от 23 июля 2015 г. (ФРПОП СПО ООЦ-12-160620 20.06.2016)
| ОДОБРЕНА на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин
Протокол № 3 «13» марта 2018 г.
Председатель комиссии /_______/Баранова О.И./
Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.
Председатель комиссии/______/____________/
Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.
Председатель комиссии /_______/____________/
| ОДОБРЕНА методическим советом
ГАПОУ ЛО «ВПК»Александровский»
Протокол № 3 «14 » марта2018 г.
Председатель комиссии /_______/Омутова Е.В../
Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.
Председатель комиссии/______/____________/
Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.
Председатель комиссии /_______/____________/
|
Организация –разработчик : ГАПОУ ЛО «Выборгский политехнический колледж «Александровский»
Составитель: Баранова О.И. - методист ГАПОУ ЛО «ВПК»Александровский»
|
Рецензенты:
Внутренний
|
|
| | |
Рекомендована:
Федеральный реестр примерных основных образовательных программ СПО
В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 16 июля 2015 г. № 722.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
|
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Количест во часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 240
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 180
|
в том числе:
|
|
практические занятия
| 23
|
Лабораторные работы
| 13
|
Самостоятельная работа обучающегося
| 18
|
Самостоятельная (внеаудиторная)работа обучающегося (всего)
| 60
|
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2
|
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
№ урока
| Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень усвоения
|
| 1
| 2
| 3
|
|
| |
Раздел 1. Общая и неорганическая химия
117
|
|
| Введение
| Содержание: Входной контроль. Роль химии в современном обществе
| 2
|
|
|
Тема 1.1. Основные понятия и законы.
| Содержание:
Основные понятия химии (Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества. )
Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия из него.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Аллотропные модификации углерода (алмаз, графит), кислорода (кислород, озон), олова (серое и белое олово). Понятие о химической технологии, биотехнологии и нанотехнологии.
| 8
| 1
|
Практические занятия:
Решение расчетных задачи на нахождение относительной молекулярной массы веществ.
Решение расчетных задач: определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.
Решение расчетных задач по теме “Закон Авогадро”
| 2
|
|
Самостоятельная работа:
1. Работа с конспектом лекций для закрепления и систематизации знаний
2. Решение задач и упражнений по темам “Относительная атомная и молекулярная масса. Количество вещества’
3. Решение задач по теме “Закон Авогадро и следствия из него”
| 5
|
|
|
Химические реакции
| Содержание:
Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенныеигетерогенныереакции.Экзотермическиеиэндотермическиереакции. Тепловойэффектхимическихреакций.Термохимическиеуравнения.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Скоростьхимическихреакций.Понятиеоскоростихимическихреакций.Зависимостьскоростихимическихреакцийотразличныхфакторов:природыреагирующих веществ,ихконцентрации,температуры,поверхностисоприкосновенияииспользованиякатализаторов.
Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Понятиеобэлектролизе.Электролизрасплавов.Электролизрастворов.Электролитическое получение алюминия. Практическое применение электролиза. Гальванопластика. Гальваностегия.Рафинированиецветныхметаллов.
Катализ.Гомогенныеигетерогенныекатализаторы.Промоторы.Каталитические яды.Ингибиторы.
Производство аммиака: сырье, аппаратура, научные принципы
| 15
| 2
|
Лабораторные работы.
№ 10 Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.
№ 11 Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды.
№ 12 Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры.
|
1
1
1
|
|
Практическая работа:
1. Классификация химических реакций. Составление опорного конспекта.
2. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций (метод электронного баланса).
3. Решение задач по теме “Скорость химических реакций и факторы, на нее влияющие”.
Решение упражнений и задач по теме “Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.”
Контрольная работа № 3.
| 3
1
|
|
Самостоятельная работа:
1.Работа с конспектом лекций для закрепления и систематизации знаний
2.Составление уравнений ОВР
3.Решение задач по теме “Скорость химических реакций и факторы, на нее влияющие”
4.Подготовка докладов по темам: “ Электролиз и его применение. Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование цветных металлов.Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы. Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы.Производство аммиака: сырье, аппаратура, научные принципы”
| 6
|
|
|
Металлы и неметаллы
| Содержание:
Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойстваметаллов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.Металлотермия.
Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.
Неметаллы.Особенностистроенияатомов.Неметаллы—простыевещества.Зависимостьсвойствгалогеновотихположениявпериодическойсистеме.Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.
| 15
| 2
|
Практические занятия
1. Составление опорного конспекта по теме “Коррозия металлов”
2. Практическая работа “Получение, собирание и распознавание газов”
| 2
|
|
| Самостоятельная работа:
1. Работа с конспектом лекций для закрепления и систематизации знаний
2. Составление уравнений, характеризующих химические свойства, получение и применение металлов
3. Составление уравнений, характеризующих химические свойства, получение и применение неметаллов
4. Составление опорного конспекта “Производство серной кислоты”
| 5
|
|
|
Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений.
| Содержание:
Предмет органической химии. Органические вещества.
Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Классификация органических веществ. Классификация реакций в органической химии.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Понятие о субстрате и реагенте. Реакции окисления и восстановления органических веществ. Сравнение классификации соединений и классификации реакций в неорганической и органической химии.
| 7
| 2
|
Практические занятия:
Составление структурных формул изомеров органических веществ.
Классификация органических веществ. Составление таблицы.
Классификация реакций в органической химии.
| 3
|
|
Самостоятельная работа:
1. Работа с конспектом лекций для закрепления и систематизации знаний
2. Составление структурных формул изомеров органических веществ.
3. Моделирование молекул органических веществ с помощью приложений моделирования молекул.
4. Подготовка докладов о биографиях ученых-химиков (А.М. Бутлеров, Ф. Кекуле, Й. Берцелиус и др.)
5. Составление таблицы “Классы органических веществ”
| 5
|
|
|
Итого аудиторных занятий
| 180
|
|
| В том числе :
|
|
|
|
Практических занятий
| 23
|
|
| Итого самостоятельной работы
| 60
|
|
|
Итого максимальная нагрузка
| 240
|
|
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация дисциплины требует наличия кабинета “Химия”.
Оборудование кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- доска;
- стенды по технике безопасности ;
– стенд «Периодическая система Д.И. Менделеева»;
- стенд «Растворимость кислот, солей и оснований»;
- модели молекул органических соединений;
- комплект учебно-наглядных пособий по химии (учебники, опорные конспекты, мини плакаты);
- комплект тестов;
- комплект карточек заданий;
-коллекции образцов нефти и продуктов ее переработки.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедиапроектор;
- интерактивная доска;
Уметь
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических веществ;
характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять зависимость свойств веществ от их состава, строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);
использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
| В результате освоения дисциплины студент правильно:
дает определения изученным понятиям, описывает демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого язык химии,
описывает и различает изученные классы неорганических и органических соединений и химические реакции,
классифицирует изученные объекты и явления,
наблюдает демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты и химические реакции, протекающие в природе и в быту,
делает выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозирует свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных,
структурирует изученный материал,
интерпретирует химическую информацию, полученную из других источников,
моделирует строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов,
анализирует последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ,
оказывает первую медицинскую помощь при отравлениях, ожогах, и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
| 1. Устный опрос.
2. Химический диктант
3. Тестирование.
4. Практические работы
5. Самостоятельные работы
6. Контрольные работы
7. Внеаудиторная самостоятельная работа
8. Лабораторные работы
9. Дифференцированный зачет
|
Знать
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: основные законы химии:
основные теории химии
важнейшие вещества и материалы.
| В процессе изучения учебного материала и при выполнении самостоятельной работы студент овладевает следующими знаниями:
Знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии,
Знания об условиях в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами,
Знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности и других отраслях,
Знание “Языка химии”- системы важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических и органических веществ, химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с русского языка на язык химии и обратно.
| 1. Устный опрос.
2. Химический диктант
3. Тестирование.
4. Практические работы
5. Самостоятельные работы
6. Контрольные работы
7. Внеаудиторная самостоятельная работа
8. Лабораторные работы
9. Дифференцированный зачет
|
Таблица 2
Требования к результатам освоения
(общие компетенции)
| Основные показатели сформированности компетенций
| Формы и методы контролясформированности компетенций
|
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
| Проявление интереса к выбранной профессии.
| Оценка участия студента в учебных, образовательных, воспитательных мероприятиях.
|
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
| Эффективность поиска необходимой информации;
умение использовать различные источники информации, включая электронные.
| Оценка выполнения заданий самостоятельной работы в поиске и использовании информации. Наблюдение, оценка решения профессиональных задач, практического задания.
Наблюдение за соблюдением технологии изготовления продукта.
|
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
| Способность взаимодействия с обучающимися, преподавателями и руководителями в ходе проведения занятий.
| Определение лидерских качеств, наблюдение за отношениями внутри группы.
Наблюдение за организацией коллективной деятельности, общением с преподавателями и руководителями.
|
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
| Умение использовать полученные профессиональные компетенции в различных ситуациях.
| Наблюдение за развитием физических данных.
Наблюдение за поведением в нестандартных и нештатных ситуациях.
Наблюдение за применением данной дисциплины при исполнении воинской обязанности.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«ВЫБОРГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ»
Рабочая программа
ДУП.01 "Химия и химические технологии в строительстве"
Общеобразовательный цикл
по профессии среднего профессионального
образования
08.01.25 «Мастер отделочных строительных и декоративных работ»
на базе основного общего образования
Форма обучения: очная
Выборг , 2018
СОГЛАСОВАНО
зам. директора по учебной работе
ГАПОУ ЛО «ВПК»Александровский»
_______________/Омутова Е.В../
«12» марта 2018 г.
«_____» ________________201__ г.
_______________/____________________/
«_____» ________________201__ г.
_______________/____________________/
«_____» ________________201__ г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от: 29.06.2017 N 613. На основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «Химия» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 385 от 23 июля 2015 г. (ФРПОП СПО ООЦ-12-160620 20.06.2016)
| ОДОБРЕНА на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин
Протокол № 3 «13» марта 2018 г.
Председатель комиссии /_______/Баранова О.И./
Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.
Председатель комиссии/______/____________/
Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.
Председатель комиссии /_______/____________/
| ОДОБРЕНА методическим советом
ГАПОУ ЛО «ВПК»Александровский»
Протокол № 3 «14 » марта2018 г.
Председатель комиссии /_______/Омутова Е.В../
Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.
Председатель комиссии/______/____________/
Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.
Председатель комиссии /_______/____________/
|
Организация –разработчик : ГАПОУ ЛО «Выборгский политехнический колледж «Александровский»
Составитель: Баранова О.И. - методист ГАПОУ ЛО «ВПК»Александровский»
|
Рецензенты:
Внутренний
|
|
| | |
Рекомендована:
Федеральный реестр примерных основных образовательных программ СПО
в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 16 июля 2015 г. № 722.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
|
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ