Система органов дознания в современной России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Общепризнанным универсальным органом, который выполняет основной объем работы по производству дознания, является милиция, которая входит в систему Министерства внутренних дел РФ (ст.1 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1027-1 "О милиции"[5]). Кроме того, в соответствии с п.1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ. Подпункт 9 пункта 8 Положения устанавливает, что МВД России организует производство дознания и предварительного следствия. [27, 109-111]

Кроме того, в соответствии с п.3 упомянутого Положения в систему Министерства входят внутренние войска. В соответствии с пунктом 3 ч.1 ст.40 УПК РФ их командиры (начальники) относятся к органам дознания по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими внутренних войск и иными лицами, перечисленными в пункте 4 ч.2 ст.157 УПК РФ. Однако на них возлагается обязанность лишь возбудить уголовное дело по таким преступлениям и провести неотложные следственные действия.

В соответствии со ст.7 Закона РФ "О милиции" она подразделяется на криминальную милицию (ст.8) и милицию общественной безопасности (ст.9) В связи с принятием новой редакции статьи УПК РФ, определяющей, кто относится к органам дознания (ст.40 УПК РФ), на практике нередко возникает вопрос: могут ли начальники милиции общественной безопасности и криминальной милиции пользоваться полномочиями начальника органа дознания. При ответе на него необходимо иметь в виду, что министр внутренних дел непосредственно организует работу Министерства и руководит деятельностью органов внутренних дел. Он же устанавливает полномочия своих заместителей и распределяет обязанности между ними, устанавливает обязанности других должностных лиц системы МВД России.

Кроме того, в соответствии с новой редакцией п.17 ст.5 УПК РФ полномочиями начальника органа дознания (каковым является начальник органа внутренних дел) наделен заместитель начальника органа дознания, то есть заместитель начальника органа внутренних дел[6].

В этой связи полагается, что министр внутренних дел РФ своим нормативным правовым актом (например, приказом) может делегировать полномочия начальника органа дознания соответствующим руководителям, в частности, начальникам криминальной милиции и милиции общественной безопасности, которые непосредственно организуют работу по раскрытию преступлений и охране общественного порядка.

Учитывая, что основными задачами криминальной милиции является предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений, по делам о которых в большинстве случаев обязательно производство предварительного следствия, свои процессуальные полномочия она использует в основном для проведения неотложных следственных действий. [3, Ст.157]

Милиция общественной безопасности в большей части выполняет задачи по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия необязательно, поэтому именно она выполняет основную работу по производству дознания в порядке п.1 ч.3 ст.151 УПК РФ и именно в ее структуре действуют специализированные подразделения дознания, состоящие из дознавателей и их непосредственных начальников. Последние осуществляют функции организационного руководства и ведомственного контроля за их деятельностью, но не обладают процессуальными полномочиями органа дознания[7].

Что касается деятельности создаваемых в структуре органов внутренних дел специализированных подразделений дознания, то в соответствии с ч.1 и ч.2 ст.41 УПК РФ штатные дознаватели должны быть наделены полномочиями органа дознания начальником органа дознания или его заместителем, поскольку полномочия дознавателей будут легитимны лишь после соответствующего их нормативного закрепления. В противном случае собранные ими по уголовным делам доказательства в соответствии со ст.75 УПК РФ могут быть признаны недопустимыми, не имеющими юридической силы и соответственно не могут быть положены в основу обвинения. [43, 57-59]

К органам дознания также относятся иные органы исполнительной власти, наделенные федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. При определении таких органов следует исходить из ст.13 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"[8], в соответствии с которой правом осуществления оперативно-розыскной деятельности наделены оперативные подразделения органов: Внутренних дел РФ; Федеральной службы безопасности; Федеральных органов государственной охраны РФ; Таможенных органов РФ; Службы внешней разведки РФ; Федеральной службы исполнений наказаний; Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст.13 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности").

Таким образом, перечисленные выше органы исполнительной власти по существу являются органами дознания. В то же время на практике могут возникать разногласия по вопросу возбуждения уголовного дела и проведения неотложных следственных действий сотрудниками оперативных подразделений указанных органов. Дело в том, что закон (ч.2 ст.41 УПК РФ) не допускает возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по конкретному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Однако проведение дознания в полном объеме регламентируется частью 3 ст.151 УПК РФ, а выполнение неотложных следственных действий по делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно, - статьей 157 УПК РФ. Из этого следует, что упомянутое выше требование ч.2 ст.41 УПК РФ не распространяется на случаи, когда сотрудники оперативных подразделений, реализуя в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" материалы ОРД, в порядке ст.157 УПК РФ возбуждают уголовное дело и проводят по ним только неотложные следственные действия.

Органы федеральной службы безопасности наделены правом возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий, дознания по делам о преступлениях, отнесенных законодательством РФ к ведению органов федеральной службы безопасности (п.2 ч.2 ст.151 УПК РФ). По этим преступлениям обязательно производство предварительного следствия и осуществляется оно следователями органов федеральной службы безопасности.

Неотложные следственные[9] действия по уголовным делам, отнесенным к компетенции этих органов, осуществляют уполномоченные на то должностные лица органов федеральной службы безопасности, территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках. В соответствии с Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации в центральном аппарате ФСБ РФ функции дознания осуществляют соответствующие подразделения. [25, 56-58]

К органам дознания также относятся таможенные органы РФ, состоящие из трех уровней. На первом (федеральном) уровне органы дознания возглавляет Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела. С целью организации расследования преступлений в его структуре создано Управление таможенных расследований и дознания. В названном управлении имеется отдел организации дознания, сотрудники которого занимаются управленческой деятельностью, связанной с осуществлением контрольно-методических функций по отношению к нижестоящим подразделениям дознания. На втором (региональном) уровне существуют региональные таможенные управления. В их структуру входят отделы дознания и оперативной таможни, где имеются штатные дознаватели, которые непосредственно проводят дознание по уголовным делам. Третий уровень представляют таможни. В их структуре предусмотрены отделения и группы дознания, дознаватели которых также занимаются расследованием преступлений[10].

В соответствии с пунктом 5 ч.3 ст.151 УПК РФ дознаватели таможенных органов РФ в полном объеме проводят предварительное расследование в форме дознания по делам о преступлениях, связанных с контрабандой (ч.1 ст.188 УК РФ) и уклонением от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица. [2, Ст. 194]

В соответствии со ст.402 Таможенного кодекса РФ[11] к таможенным органам также относятся таможенные посты. Хотя они и являются органом дознания, однако, как свидетельствует практика, производством дознания они практически не занимаются, поскольку в их штатах должности дознавателей не предусмотрены.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.40 УПК РФ функции органа дознания по производству неотложных следственных действий осуществляют:

командиры воинских частей, соединений - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, гарнизона;

начальники военных учреждений - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении учреждения;

начальники гарнизонов - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, не проходящими службу в частях, соединениях и учреждениях данного гарнизона, но совершивших преступления в расположении гарнизона. Также деятельность командиров воинских частей как органов дознания и дознавателей заключается в:

принятии и проверке сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях в порядке, предусмотренном ст.144 УПК РФ;

производстве отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), до возбуждения уголовного дела;

принятии решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном ст.145 и 146 УПК РФ.

По уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, дознаватель производит неотложные следственные действия в соответствии со ст.157 УПК РФ. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может выполнить отдельные следственные действия, оперативно-розыскные и розыскные мероприятия только по поручению следователя.

Закон (п.1. ч.3 ст.40 УПК РФ) наделяет правом возбуждения уголовного дела и проведения неотложных следственных действий капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, по факту совершения преступления на данных судах.

В соответствии со ст.69 Кодекса торгового мореплавания (КТМ) Российской Федерации[12] капитаны морских судов, находящихся в плавании, выполняют функцию органа дознания (возбуждают уголовное дело и выполняют неотложные следственные действия) в случае совершения на судне, находящемся в плавании, деяния, предусмотренного уголовным законодательством РФ. Капитан или другое лицо, выполняющее по его поручению функции органа дознания, при совершении на борту вверенного ему судна преступления любым членом экипажа, пассажирами и всеми другими находящимися на судне лицами, за исключением лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью, производит все неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления, которые в условиях дальнего плавания судна могут иметь значение неотложных. Во время пребывания судна в иностранном порту капитаны дальнего плавания руководствуются общепризнанной международной нормой о том, что все находящиеся в это время на судне члены экипажа, а также пассажиры полностью подпадают под действие уголовных законов прибрежного государства, компетентные органы которого вправе применять свою юрисдикцию в отношении совершенного преступления. Капитаны речных судов, находящихся в дальнем плавании, наделены такими же процессуальными полномочиями, что и капитаны морских судов. В соответствии с п.2 ч.3 ст.40 УПК РФ руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч.1 ст.40 УПК РФ, выполняют функцию органа дознания в отношении преступлений, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок. Они наделены лишь правом возбуждения уголовного дела и производства неотложных следственных действий. [12, 88-92]

Дата: 2019-07-31, просмотров: 176.