Технология разрешения конфликта в ходе переговоров
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В ходе переговоров важно то, как посажены участники. Для "третейского судью" характерно рассаживание "квадратного стола", что заранее настраивает участников на противостояние, и дирижеру-посреднику чрезвычайно трудно привести участников к согласию.

Посредник "играющий тренер" как бы изнутри управляет процессом переговоров, где участники расположены за "круглым столом". За "круглым столом" создается психологический настрой на принятие решения.

 Разрешение конфликта

В целом, можно выделить три этапа разрешения:

- подготовительный,

- переговоры,

- выход из конфликта и контроль за согласованными решениями.

1. Подготовительный этап

В него входят следующие необходимые процедуры:

а) постановка "диагноза", которая должна:

- определить тип конфликта,

- оценить степень остроты,

- выяснить причины и глубину конфликта,

- проанализировать динамику конфликта, охарактеризовать его стадию на момент исследования,

- изучить намерения, цели и ориентации участников конфликта, ресурсы, которыми они располагают, возможные действия, которые они готовы предпринять,

- оценить влияние на конфликт внешних факторов (органов власти, средств массовой информации и т. п.).

б) построение модели развития конфликтной ситуации и прогноз последствий. Для этого необходимо:

- разработать различные варианты развития конфликта с точки зрения удовлетворения интересов сторон;

- спрогнозировать позитивные и негативные последствия развития конфликта для каждого из участников;

- определить цену "победы", "поражения", "согласия" для каждой стороны;

- определить наиболее приемлемые варианты решения конфликта.

в) подготовка переговоров. Это предполагает:

- определение посредников стратегии и тактики переговоров;

- оказание помощи каждой из сторон в определении ситуации;

- создание атмосферы доверия между участниками переговоров;

- разработку повестки дня.

2. Переговоры

Целью переговоров должно стать достижимое, а не желаемое.. Сами переговоры должны быть основаны на реальности, а не на фантазиях. Переговоры могут быть длительными, сложными. Постоянное психологическое напряжение, столкновение характеров могут вызвать сложности.

В обязанности посредника входит:

- устранение давления на участников переговоров извне;

- создание атмосферы доверия и уважения, доброжелательности;

- концентрация внимания участников на анализе приоритетных вопросов;

- нейтрализация крайних позиций, выялление их негативных последствий, слабости аргументации;

- инициирование собственных аргументов и предложений;

- выработка путей достижения целей, приемлемых для каждой их сторон;

- создание возможности каждому участнику высказать свои суждения;

- участие в подготовке итогового документа переговоров.

Переговоры - это целое искусство, и, следовательно, зависят от качества подготовки процедуры, глубины проработки вопросов и возможности из оппонентов создать коллектив, способный к конструктивной работе.

3. Выход из конфликтной ситуации

Чтобы достойно и успешно вывести участников из конфликта, осуществить контроль за выполнением решений, посредник должен:

- побуждать участников высказывать удовлетворение принятыми решениями;

- убедить оппонентов, что выработанные правила и процедуры - единственно разумные и правильные;

- утвердить объективные методы контроля за принятыми решениями;

- участвовать в контроле реализации решений в качестве эксперта.

На третьей стадии роль посредника столь же важна, как и на первых двух этапах. Он должен поддерживать психологический комфорт, порядок в отношениях между оппонентами, дух сотрудничества и взаимопонимания.

Как утверждает В. Н. Амелин посредник несет три функции в переговорах: коммуникативную, исследовательскую, организаторскую. Он должен знать основы психологии, соционики, уметь наладить связь между оппонентами. Важны связи во время переговоров со средствами массовой информации, с органами власти, общественными организациями и движениями.

Посредник - исследователь, ученый. Он исследует корни, источники конфликта, моделирует решения конфликта, прогнозирует последствия различных решений. Для этого ему важно иметь собственную информационную базу, он организует проведение социологического, психологического, политологического исследования.

Как организатор переговоров, он должен вызывать доверие, быть доброжелательным, уметь распределять функции помощников, организовать консультативную, интеллектуальную помощь участникам.

Многофункциональная деятельность посредника требует сочетания уникальных знаний, способностей посредника, определенных личностных качеств. У. Симкин в книге "Посредничество и динамика коллективных договоров" выделил следующие качества посредника: терпение, искренность, "бульдожью" хватку, находчивость, выносливость марафонца, макиавеллиевскую хитрость, способность хорошего психиатра, толстокожесть носорога, мудрость Соломона.

Одной из эффективных форм разрешения конфликта является консенсус. Консенсус (лат. согласие, единодушие) - общее согласие по спорным вопросам, к которым приходят участники переговоров, конференций.

Стремление любого человеческого общества к конструктивному согласию плодотворно на всех уровнях.

Демократическое общество является обществом равных возможностей. Общественное мнение складывается из мнений всех членов общества. При решении любого вопроса должны быть выявлены, обсуждены, рассмотрены и учтены все существующие точки зрения. А как это возможно сделать? Основным недостатком обычного голосования, основанного на механическом разделении голосов "за" и "против", является то, что не учитывается, игнорируется мнение меньшинства. Диктат большинства - это нарушение одного из основных законов демократии - закона справедливости, учета мнения меньшинства. Неограниченная власть большинства может иметь не менее опасные последствия, чем диктаторский режим. Нельзя забывать, что Гитлер пришел к власти парламентским путем. Так называемых зажиточных крестьян, уничтоженных во время коллективизации, было меньшинство, всего-то 10-13 млн. человек.

Ситуация в Нагорном Карабахе сегодня также неразрешима на основе большинства. Католическое меньшинство в Ольстере борется с протестантским большинством, избрав как основной метод - террор. Политическая агрессивность меньшинства завела ситуацию в тупик.

Демократия подразумевает, что обществом управляет общественное мнение.. Консенсус способствует не только прямому воздействию общественного мнения на политические процессы, но и формирует общественное мнение. Консенсус предоставляет возможность определения общего мнения, сложенного из всех точек зрения.

Механизм консенсуса - это не только новая система голосования, но и новый подход к решению общественных проблем. Это универсальный, демократический принцип, объективно обусловленный потребностями современного общественного сознания в свободном развитии всех форм политической активности и их гармоническом взаимодействии при решении внутригосударственных и международных проблем.

Таким образом, конфликт может быть разрешен насильственным и ненасильственным путем. Применение оружия, войны, террор, геноцид - способы разрешения конфликта с применением насилия. Дискуссия, переговоры, выборы, консенсус можно рассматривать как формы ненасильственного разрешения конфликта.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 198.