Глава 2. Методика работы над словами-антонимами в начальной школе.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель обучения русскому языку определяется как развитие устной и письменной речи учащихся.

В истории методики существуют разные толкования понятия речи:

1. Речь развивается стихийно. Развитие речи происходит на основе обогащения сознания ребенка представления об окружающей действительности. Но специально обучать речи не следует. Можно лишь стимулировать это – предлагать детям темы устного и письменного высказывания.

2. Речевое развитие закономерно. Следовательно, необходимо специальное обучение речи, т.е. нужно формировать умение строить высказывание. Основное средство – сочинения, изложения.

3. Развитие речи связано с изучением грамматики. Дети усваивают языковые нормы, а упражнения помогают осваивать эти нормы на практике.

4. Необходима работа над произносительной стороной речи: работа над развитием речевого аппарата, дикции.

Общепризнанной является следующая точка зрения: речь развивается не стихийно, а в процессе специально организованной, руководимой учителем учебно-познавательной деятельности младших школьников. Эта деятельность опирается на чтение и изучение грамматики и включает:

q восприятие детьми образцов речи, их анализ;

q разнообразную речевую практику детей.

Конечной целью является умение детей выражать свои мысли, чувства в устной и письменной форме правильно, содержательно, логично, точно, ясно,

выразительно, эффективно (результативно)1

Работа по достижению этой цели включает следующие этапы:

1. Практическое знакомство с орфоэпическими нормами русского языка.

2. Лексическая работа.

3. Синтаксическая работа.

4. Работа над связной речью.

Реализация этих этапов работы должна быть осуществлена в курсе русского языка в целом и в рамках каждого урока русского языка.

 

________________________________

1 Белорыбкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Художники Г.В.Соколов, В.Н.Куров – Ярославль: "Академия развития", "Академия Ко", 1998. – с.19-21.

Сравнительная характеристика словаря младшего школьника.

 Лексическая работа – это работа над лексическим значением слова. Русский язык очень богат лексически: существуют слова-антонимы, синонимы, омонимы, слова с переносным значением и т.д.

Усвоено может быть 45-120 тысяч слов (человек со средним образованием), 65-150 тысяч слов (человек с высшим образованием). А словарь ребенка, поступающего в 1 класс, насчитывает 3-7 тысяч слов. Основными чертами словаря ребенка являются:

1. Словарь составляют слова с конкретным значением. С отвлеченным значением слов мало, т.к. дети их с трудом понимают и часто ложно трактуют.

2. Отсутствуют слова с переносным значением.

3. Очень много слов – "пустышек", т.е. слово есть, а что оно означает – дети не знают.

Таким образом, мы видим, что словарь ребенка беден и количественно, и качественно. Следовательно, лексическая работа очень нужна и важна.

Методика работы над словарем в школе предусматривает следующие направления:

1. Обогащение словаря детей, т.е. введение в словарь новых слов и их значений.

2. Уточнение словаря, т.е углубление понимания уже известных слов, знакомство с синонимами, антонимами, фразеологизмами, изобразительными средствами – тропами.

3. Активизация словаря, т.е. перевод слов из пассивного словаря в активный.

4. Устранение из словаря младших школьников нелитературных слов (диалектизмов, жаргонизмов, неправильных форм, нецензурных слов).

Все названные направления работы над словарем постоянно взаимодействуют.

Вывод:

Работа над уточнением словаря – самая широкая сфера словарной работы, которая включает в себя:

q Работу над многозначностью, омонимией, смениваемыми словами;

q Работу над синонимами и антонимами;

q Работу над изобразительными и выразительными средствами языка.

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 223.