Использование слов с противоположными значениями на уроках чтения.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Анализируя с детьми тексты художественных произведений, учителя включают в работу упражнения с антонимами, хотя и очень редко. Но практически никогда внимание детей не обращается на стилистические функции, которые выполняют данные антонимические пары. Между тем, подобный вид работы способствует развитию речи детей, формированию у них образного мышления, помогает лучше понять смысл художественного произведения.

В произведениях, предназначенных для чтения в начальных классах, часто встречаются такие стилистические фигуры контраста, как антитеза и оксюморон.

Антитеза – стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении слов, обозначающих предметы, признаки, действия. Путем антитезы реализуются контрастные противопоставления, широко представленные в произведениях устного народного творчества.

Лето – припасиха, зима – прибериха.

Весенний дождь растит, а осенний гноит.

Весною сверху печет, а снизу морозит. (противопоставление явлений природы: "весенний дождь растит, осенний – гноит"; противопоставление времен года: "лето- зима"; противопоставление различных состояний погоды в одно и то же время года: "течет – морозит").

На языке медок,  а на сердце ледок. (противопоставление содержания высказывания настоящим мыслям человека).

Глазами плачет, а сердцем смеется. (противопоставление мыслей человека его действиям).

Рубашка беленькая, а душа черненькая. (противопоставление внешнего и внутреннего облика человека).

Антитеза употребляется во многих рассказах и сказках.

И все было бы хорошо, да что-то нехорошо. (противопоставление признаков целого и части целого).

Много буржуинов, да мало наших. (противопоставление качества и количества двух каких-либо групп).

("Сказка о Мальчише-Кибальчише", А.Гайдар, "Родное слово"/ 3 кл., 2ч.).

Зима там короткая, снега выпадает мало. А лето долгое и жаркое. (противопоставление особенностей времен года).

Из этих примеров можно выделить как резко противоположные друг другу языковые антонимы (плачет- смеется, лето – зима, беленькая – черненькая), так и контекстно противопоставляемые слова (припасиха – прибериха, растит – гноит, медок – ледок).

Большой выразительностью обладают стихотворные строки, где присутствует антитеза.

Взял у осени ненастье,

У весны – благоуханье.

У народа взял я счастье

И безмерное страданье.

(Дрожжин С.Д. "Деревня", Родн. Речь кн. 2, ч.1)

Контрольное описание картин природы и человеческой жизни придают стихотворению необыкновенный лиризм и выразительность.

 

Уходи, Зима седая!

Уж красавицы весны

Колесница золотая

Мчится с горной вышины.

(Майков А.Н. "Весна", Родн. Речь, кн.2, ч.1)

 

В этих стихотворениях антитеза основана на антропоморфизме. Времена года изображаются поэтом в виде двух женщин: старой "седой Зимы", и молодой, "красавицы Весны".

Из вышесказанного следует, что основная функция антитезы как стилистической фигуры контраста – выражение резкого противопоставления и контрастного сравнения двух предметов, явлений, действий.

Оксюморон в литературных произведениях встречается не так часто, как антитеза. Отличительным свойством данной стилистической фигуры является соединение двух понятий, противоречащих друг другу, исключающих одно другое.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное  природы увяданье

(Пушкин А.С. "Унылая пора", Кн. Для чт. 3 кл., ч.1)

 

Оксюморон "пышное увяданье" основан на соединении таких противоречивых признаков, как цветенье, красота, роскошь, благоуханье природы и ее увяданье, засыхание, затишье. Названный оксюморон часто проходит для детей бесследно и представляется красивой, но малопонятной фразой.

При анализе отрывка из романа В.Гюго "Отверженные" необходимо обратить внимание детей на следующий оксюморон:

"Зрелище было страшное и прекрасное".

Данный оксюморон интересен тем, что один и тот же объект – "зрелище" – характеризуется различными признаками, содержит в себе и страшное, и прекрасное одновременно.

Работу с данной стилистической фигурой необходимо строить таким образом, чтобы дети смогли выделить основную стилистическую функцию оксюморонных сочетаний: создание эффекта парадоксальности и непредсказуемости.

Конечно, нужно отметить большое количество произведений, основанных на контрасте, включающих антонимы и контекстно противопоставляемые слова, образующие антитезы и оксюмороны. Все это нельзя обходить стороной. Необходимо, по возможности, чаще организовывать наблюдения за словами с противоположным значением. При этом совершенно не обязательно учить детей оперировать терминами "антонимы", "антитеза", "оксюморон".

Основная задача – научить детей выделять контрастные образы, видеть скрытое противопоставление явлений, а также определять средства, которые помогли автору показать доброту, красоту, ум одних персонажей и злобу, уродство, жадность, глупость других. Постоянное обращение к средствам создания контраста научит детей ярче, полнее, выразительнее выражать свои мысли1.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 223.