ТЕМА: Анатомия органов пищеварения .
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ТЕМА: Анатомия органов пищеварения .

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:   

учебная:

- систематизировать и углубить знания студентов по основам строения и функциональной анатомии органов пищеварения.

развивающие:

- развивать логическое мышление;

- совершенствовать полученные знания, умения, навыки;

- развивать навыки речевого общения, самостоятельности в приобретении знаний, работы с литературой.

воспитательные:

- возбудить интерес к дисциплине и стремление к качественному овладению материалом;

- воспитывать аккуратность, ответственность, требовательность к себе и товарищам, взаимопонимание, взаимопомощь;

- воспитывать гуманистическое отношение к самому себе; 

- формировать навыки самообразования.

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ:

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

У1. Применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи;

У2. Находить и показывать на анатомических препаратах органы, их части, детали строения;

У3. Правильно называть органы по-русски и по-латыни.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

З1. Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.

З2. Методы анатомических исследований и анатомические термины (русские и латинские);

З3. Основные варианты строения и пороки развития органов.

ТИП ЗАНЯТИЯ: практическое


МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: 

- методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности - письменный, устный, самоконтроль;

- методы организации учебно-познавательной деятельности - объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый;

- формы организации учебной деятельности – групповая.

 

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 180 минут

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: методическая разработка для преподавателя, методическая разработка для студента, практическое пособие по изучению раздела, раздаточный материал, контрольные задания по теме.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: 

а) обеспечивающие: нормальная анатомия.

б) обеспечиваемые: спланхнология.

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: Гастроэнтерология.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности. Целевая установка.

3. Повторение основных сведений по изучаемой теме.

4. Контроль базового уровня знаний.

5. Объяснение нового материала.

6. Закрепление материала.

7. Самостоятельная работа.

8. Подведение итогов.

9. Задание на дом.

Основные этапы занятия. Коды формируемых компетенций Ориентировочное время Содержание этапа. Методическое обоснование
Организационный момент 2 мин Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование ОК 1-4 3 мин Преподаватель дает задание студентам определить значимость и актуальность темы, дав время на изучение метод. разработки. Определяет цели и план занятия
Повторение основных сведений по изучаемой теме 10 мин Контрольные вопросы 1. Перечислите функции пищеварительной системы. 2. Назовите особенности строения полых и паренхиматозных органов. 3. Приведите классификацию зубов и охарактеризуйте их строение. 4. Назовите различия зубных формул у детей и взрослых. 5. Перечислите сосочки языка и укажите их функции. 6. Какие части выделяют в желудке? 7. Перечислите функции желудка. 8. Назовите части тонкой кишки. 9. Укажите особенности строения стенки тонкой кишки. 10. Какие процессы происходят в тонкой кишке? 11. Назовите доли, поверхности и края печени. 12. Перечислите отделы толстой кишки. 13. Какие функции выполняет толстая кишка? 14. Как расположены органы по отношению к брюшине? Приведите примеры экстра-, мезо- и интраперитонеального положений органов брюшной полости. 15. Перечислите производные брюшины.
Контроль базового уровня знаний 10 мин Преподаватель проводит письменный анатомический диктант на знание студентами основных определений.  
Объяснение нового материала 20 мин Преподаватель объясняет новый материал, студенты записывают в тетрадь
Осмысление и систематизация полученных знаний и умений, реализация ОК 6,7 90 мин Закрепление материала и практических умений осуществляется с помощью повторения изученного материала. 
Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 8,12 40 мин Студенты письменно выполняют задания в тетради, решив задания с карточки.
Подведение итогов 3 мин Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия
Задание на дом 2 мин 1) И.В. Гайворонский, стр. 180-204, 213-219  

 Ход занятия


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная литература:

1. Атлас анатомии человека. - М., 2013.

2. Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология: Учебник для медицинских училищ. – Стереотипное издание. М.: Альянс, 2015.

3. Гайворонский И. В. Анатомия и физиология- М.,2010.

4. Смолянинникова Н.В. Учебник. Анатомия и физиология. – М., 2014.

Дополнительные источники:

1. Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): Учебник. 10-е изд / М.Ф. Иваницкий. — М.: Человек, 2015.

2. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / М.Р. Сапин, В.И.Сивоглазов. — М.: ИЦ Академия, 2009.
Электронные учебники

1. Воробьева Е.А. Анатомия и физиология, - М. - 2012

2. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: учебник. – М.: Академия, 2011.

3. Гайворонский И.В. Анатомия здорового и нездорового образа жизни. – СПб. – 2014

4. Роен Й.В. Большой атлас по анатомии: фотографическое описание человеческого тела. – М., 2009.

Интернет- ресурсы:

  1. Studfiles.ru
  2.  Eurolab.ua
  3.  Medlec.org
  4.  Krasgmu.net
  5.  E-anatomy.ru

Приложение 1

Значимость темы

Основная функция пищеварительной системы человека заключается в переваривании пищи. После термо- и химобработки продукты расщепления всасываются в кровь и лимфу, затем поступают к другим органам, тем самым обеспечивая их функционирование. Также работа пищеварительной системы направлена на выведение непереработанных остатков пищи из организма.

Значение пищеварительной системы человека, а именно, пищеварения, заключается в:

- гидролитическом распаде чужеродных биополимеров до мономеров;

- лишении чужеродных биополимеров видовой и тканевой специфичности;

- всасывании образовавшихся мономеров через мембрану желудочно-кишечного тракта во внутреннюю среду организма.

Приложение 2

Устно ответьте на вопросы

  1. Перечислите функции пищеварительной системы.
  2. Приведите классификацию зубов и охарактеризуйте их строение.
  3. Назовите различия зубных формул у детей и взрослых.
  4. Перечислите сосочки языка и укажите их функции.
  5. Охарактеризуйте процессы, происходящие в полости рта.
  6. Какой вклад внес И. П. Павлов в изучение пищеварения в полости рта?
  7. Назовите части глотки и фазы глотания.
  8. Укажите особенности строения стенки пищевода.
  9. Какие части выделяют в желудке?
  10. Перечислите функции желудка.
  11. Какие фазы выделил И. П. Павлов в секреции желудочного сока?
  12. Назовите части тонкой кишки.
  13. Укажите особенности строения стенки тонкой кишки.
  14. Какие процессы происходят в тонкой кишке?
  15. Какие ферменты входят в состав панкреатического сока? Какое значение они имеют?
  16. Перечислите отделы толстой кишки.
  17. Какие функции выполняет толстая кишка?
  18. Как расположены органы по отношению к брюшине? Приведите примеры экстра-, мезо- и интраперитонеального положений органов брюшной полости.
  19. Какова роль пищевого центра?

Приложение 3

Объяснение нового материала

ОБЩИЙ ПЛАН СТРОЕНИЯ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В пищеварительной системе различают полые (трубчатые), паренхиматозные (железистые) органы и органы со специфическим строением. Полые органы имеют принципиально сходное строение стенки и содержат внутри полость. К ним относятся: глотка, пищевод, желудок, тонкая кишка, толстая кишка. Паренхиматозные органы — это органы, построенные из одинаковой по консистенции железистой ткани — паренхимы. Типичными паренхиматозными органами являются: крупные слюнные железы, печень, поджелудочная железа. Специфическое строение имеют язык (слизисто-мышечный орган) и зубы (состоят из твердых тканей).

Стенка полых органов состоит из трех оболочек: слизистой, мышечной и серозной (или адвентициальной).

СЛИЗИСТАЯ ОБОЛОЧКА. Представляет собой внутреннюю часть стенки полого органа (рис. 1). Она включает в себя несколько слоев, основной из которых — эпителий, выстилающий внутреннюю поверхность органа. Он может быть однослойным или многослойным. Последний выстилает, например, полость рта, глотку, пищевод.

Однослойный характер эпителия способствует более легкому переходу питательных веществ из просвета пищеварительного канала в кровь и лимфу. Именно поэтому он присутствует в желудке и кишечнике.

Из-за небольшой толщины эпителия через него просвечивают сосуды подлежащих слоев, благодаря чему слизистая оболочка внутренних органов имеет бледно-розовую окраску.

Рис. 1. Строение стенки пищевода:

Полость рта; 2 — подъязычная и поднижнечелюстная железы; 3 — глотка; 4 — пищевод; 5 — желудок; 6 — поджелудочная железа; 7 — тонкая кишка; 8 — прямая кишка; 9— червеобразный отросток; 10— слепая кишка; 11 — ободочная кишка; 12 — двенадцатиперстная кишка; 13 — печень; 14 — околоушная железа

 

ПОЛОСТЬ РТА

Строение. Пищеварительная система начинается с полости рта, cavitas oris. Она состоит из двух отделов: преддверия рта и собственно полости рта.

Преддверие рта, vestibulum oris, представляет собой щелевидное пространство, расположенное между губами и щеками — снаружи, зубами и деснами — внутри. В преддверие полости рта открывается выводной проток околоушной железы. Его устье находится на слизистой оболочке щеки на уровне второго верхнего большого коренного зуба (второго верхнего моляра).

Пища поступает в ротовую полость через ротовую щель, которая ограничена верхней и нижней губами. В толще губ и щек расположены мимические мышцы. Их наружная поверхность покрыта кожей, а внутренняя — слизистой оболочкой. Последняя выстлана многослойным плоским неороговевающим эпителием и содержит многочисленные мелкие слюнные железы.

Слизистая оболочка с внутренней поверхности губ и щек переходит на десны. По средней линии она образует уздечки верхней и нижней губ (рис. 3). Десны, gingivae, — это слизистая оболочка, покрывающая альвеолярные отростки челюстей.

Собственно полость рта, cavitas oris propria, имеет верхнюю стенку и дно. Через зев она сообщается с глоткой.

Верхняя стенка представлена твердым и мягким нёбом, отграничивающим ротовую полость от носовой. Твердое нёбо представляет собой костное нёбо (его образуют отростки верхней челюсти и нёбной кости), покрытое слизистой оболочкой. Мягкое нёбо — это продолжение твердого нёба. Его основу образуют поперечнополосатые мышцы. Передний отдел мягкого нёба расположен почти в горизонтальной плоскости, задний отдел — нёбная занавеска — опускается вниз и заканчивается нёбным язычком. При глотании мягкое нёбо поднимается и препятствует попаданию пищевого комка из ротоглотки в носоглотку и полость носа.

 

Рис. 3. Полость рта:

1 — нижняя губа; 2 — десна нижней челюсти; 3 — зубы нижней челюсти; 4 — нёбная миндалина; 5 — щека (рассечена); 6 — нёбно-глоточная дужка; 7 — нёбно-язычная дужка; 8 — мягкое нёбо; 9 — твердое нёбо; 10 — зубы верхней челюсти; 11 — десна верхней челюсти; 12 — уздечка верхней губы; 13 — верхняя губа; 14 — нёбный шов; 15 — нёбный язычок; 16 — зев; 17 — язык; 18 — уздечка нижней губы

От мягкого нёба в стороны и книзу направляются две пары дужек: нёбно-язычные (передние) и нёбно-глоточные (задние). Дужки представляют собой дупликатуры слизистой оболочки, содержащие одноименные мышцы. Между ними с каждой стороны находится углубление, в котором расположена нёбная миндалина, tonsilla palatina. Со стороны ротовой полости нёбо выстлано многослойным плоским неороговевающим эпителием; со стороны носовой — мерцательным.

Дно полости рта образовано мышцами шеи, лежащими выше подъязычной кости. Они выстланы изнутри слизистой оболочкой.

В полости рта расположены зубы и язык. В нее также открываются протоки слюнных желез. В этом отделе пища находится в среднем 10-20 с.

 

ЗУБЫ

В альвеолярных ячейках нижней и верхних челюстей находятся зубы, dentes. По времени существования различают молочные и постоянные зубы. У ребенка молочные зубы начинают появляться с 6-7-го месяцев жизни. К концу 1-го года жизни их количество достигает 8 (верхние и нижние резцы). В 2-летнем возрасте у ребенка насчитывается 20 молочных зубов. В возрасте с 3 до 7 лет это число практически не изменяется. С 6-7 лет начинается постепенная замена молочных зубов на постоянные. Этот процесс заканчивается к 13-15 годам. С 17 до 25 лет появляются так называемые зубы мудрости (последние большие коренные зубы или третьи моляры). У взрослого человека 32 постоянных зуба.

Каждый зуб состоит из коронки, шейки и корня (рис. 4). Коронка зуба возвышается над десной. Шейка — суженная часть, расположена на границе между коронкой и корнем. Корень зуба находится в альвеолярной ячейке челюсти. Он соединяется с ней при помощи соединительной ткани, носящей название «периодонт».

Коронка снаружи покрыта эмалью, которая является самой твердой тканью организма. У вершины коронки ее толщина может достигать 3,5 мм. Эмаль на 96-97 % состоит из неорганических солей, содержащих такие элементы, как кальций, фосфор, фтор, карбонаты. Цемент покрывает снаружи шейку и корень зуба. В его составе 70% неорганических и 30% органических веществ. Основное вещество зуба, дентин, входит в состав как коронки, так и корня. Он схож по строению и химическому составу с костью. Эмаль, дентин и цемент — твердые ткани. В центре зубав дентине — имеется полость, в которой находится пульпа, или зубная мякоть. Она представлена рыхлой соединительной тканью, сосудами и нервами, питающими и иннервирующими зуб. Сосуды и нервы входят в зуб через отверстие на верхушке корня.

У взрослого человека по расположению и функции различают четыре типа зубов: резцы, клыки, малые и большие коренные зубы (рис. 5). Резцов всего 8, по 4 на каждой челюсти. Они находятся впереди и имеют коронку плоской формы с режущим верхним краем. Клыки расположены за резцами, по одному с каждой стороны. Коронка клыков конической формы, на конце заострена. Резцы и клыки имеют один корень и выполняют функцию захвата пищи. Малые коренные зубы (премоляры) расположены за клыками, всего их 8. Они имеют один корень. Коронка малых коренных зубов на жевательной поверхности уплощена, образует два конических бугорка. Большие коренные зубы (моляры) имеют несколько корней и обширную бугристую жевательную поверхность. У моляров нижней челюсти два корня, а верхней — три. Малые и большие коренные зубы выполняют собственно функцию жевания. Давление, которое может создаваться между их жевательными поверхностями, достигает 100 кг/см2.

 

Рис. 4. Строение зуба:

ЯЗЫК

При сомкнутых челюстях язык, lingua, полностью заполняет полость рта. Это слизисто-мышечный орган, прикрепленный к дну ротовой полости. В строении языка выделяют верхушку, тело и корень, который срастается с подъязычной костью. На верхней поверхности, или спинке языка, по средней линии находится продольная борозда. На корне языка расположена непарная язычная миндалина, tonsilia lingualis.

Язык покрыт слизистой оболочкой, на верхней поверхности которой расположены сосочки языка, обусловливающие шероховатость и бархатистость его верхней поверхности. Они содержат многочисленные вкусовые, температурные и осязательные рецепторы. Различают пять видов сосочков: нитевидные, конусовидные, листовидные, грибовидные и желобоватые. Нитевидные и конусовидные сосочки отвечают за общую чувствительность, грибовидные, желобоватые и листовидные — за вкусовую. Информация с рецепторов языка через чувствительные нервные волокна поступает в ствол головного мозга. Рефлекторно активируется деятельность слюнных желез, желудка, поджелудочной железы, усиливается моторика кишечника. Следует отметить, что в восприятии вкуса пищи большую роль играет ее запах. Поэтому при сильном насморке вкусовые ощущения теряют свою яркость.

Мышечная ткань языка представлена поперечнополосатыми волокнами. Различают скелетные и собственные мышцы языка (рис. 6). Скелетные мышцы обеспечивают перемещение органа по полости рта, а собственные изменяют его форму. Движения языка произвольные — они находятся под контролем сознания. Мышцы языка обеспечивают перемешивание поступившей пищи, участвуют в акте глотания, передвигая пищевой комок через зев в глотку.

Рис. 6. Мышцы языка:

Корень языка; 2 — тело языка; 3 — верхушка языка; 4 — нижняя челюсть; 5 — подбородочно-язычная мышца; 6 — нижняя продольная мышца языка; 7 — челюстно-подъязычная мышца; 8 — подъязычная кость; 9 — подъязычно-язычная мышца; 10 — шилоязычная мышца

К скелетным мышцам языка относятся:

- подбородочно-язычная мышца (тянет язык вниз и вперед);

- подъязычно-язычная мышца (выполняет движения вниз и назад);

- шилоязычная мышца (одностороннее сокращение вызывает перемещение языка в ту или иную сторону; при двустороннем сокращении она тянет орган назад и вверх).

К собственным мышцам относятся:

- верхняя и нижняя продольные (обеспечивают укорочение и изгибы языка в разные стороны);

- поперечная (уменьшает ширину, верхние пучки сворачиваютязык в трубочку);

- вертикальная (делает язык более широким и плоским).

Эти мышцы расположены в трех взаимно перпендикулярных направлениях, переплетаются между собой и с пучками скелетных мышц.

Таким образом, язык выполняет функции определения вкуса пищи, ее перемешивания, формирования пищевого комка и проталкивания его в глотку. Помимо этого, он способствует чистоте и благозвучию речи, участвуя в образовании большинства звуков.

ГЛОТКА

Глотка, pharynx, — орган воронкообразной формы, в который из полости рта попадает пережеванная и смоченная слюной пища.

Этот орган прикреплен к основанию черепа и переходит в пищевод на уровне седьмого шейного позвонка (рис. 7). В среднем длина глотки составляет 12-14 см. В ней осуществляется перекрест пищеварительного и дыхательного путей. Боковые участки органа граничат с сосудисто-нервным пучком шеи, включающим общую сонную артерию, внутреннюю яремную вену и блуждающий нерв

Рис. 7. Глотка:

Твердое нёбо; 2 — глоточное отверстие слуховой трубы; 3 — глоточная миндалина; 4 — мягкое нёбо; 5 — нёбный язычок; 6 — нёбная миндалина; 7 — нёбноглоточная дужка; 8 — ротоглотка; 9 — надгортанник; 10 — пищевод; 11 — трахея; 12 — гортань; 13 — язычная миндалина; 14 — нёбно-язычная дужка; 15 — трубная миндалина; 16 — полость носа

Соответственно расположению глотки в ней выделяют три части:

1. Носовую (носоглотку), pars nasalis.

2. Ротовую (ротоглотку), pars oralis.

3. Гортанную (гортаноглотку), pars laryngea.

Глотка имеет следующие стенки: верхнюю (свод), заднюю, переднюю и две боковых. Следует отметить, что передняя стенка выражена только в гортаноглотке. В первых двух отделах она практически отсутствует за счет сообщений с носовой и ротовой полостями.

Носовая часть расположена за носовой полостью и сообщается с последней при помощи хоан. Через них воздух переходит в глотку. Эпителий носоглотки аналогичен по строению эпителию носовой полости (мерцательный). В носоглотку открывается слуховая (евстахиева) труба, которая сообщает барабанную полость с глоткой. Она служит для вентиляции последней и выравнивания давления в барабанной полости с атмосферным. Поэтому носовое дыхание необходимо для нормального функционирования органа слуха.

Ротовая часть расположена позади зева. Последний представляет собой относительно небольшое пространство, ограниченное двумя парами нёбных дужек по бокам, мягким нёбом — сверху и корнем языка — снизу. Пространство ротоглотки ограничено с одной стороны уровнем мягкого нёба, а с другой — входом в гортань. Ее эпителий многослойный, плоский, неороговевающий, такой же, как и в ротовой полости. Именно здесь перекрещиваются пищеварительный и дыхательный пути.

Гортанная часть представляет собой самый узкий отдел глотки. Она граничит спереди с задней стенкой гортани, снизу переходит в пищевод. Эпителий гортанной части многослойный плоский неороговевающий.

Пища из ротовой полости через ротоглотку и гортаноглотку переходит в пищевод, а воздух из носовой полости идет в носоглотку, ротоглотку и в гортань. Один из хрящей гортани — надгортанник, препятствует попаданию пищи в дыхательные пути. Он играет роль своеобразного клапана.

Стенка глотки состоит из трех оболочек: слизистой, мышечной и адвентициальной.

В слизистой оболочке глотки расположены специальные лимфоидные образования, относящиеся к иммунной системе, называемые миндалинами:

- нёбная миндалина, tonsilla palatina (парная), расположена между двумя нёбными дужками;

- трубная миндалина, tonsilla tubaria (парная), находится возле выхода в глотку слуховой трубы;

- язычная миндалина, tonsilla lingualis (непарная), лежит на корне языка;

- глоточная миндалина, tonsilla pharyngealis, seu adenoida (непарная), — на верхней стенке глотки.

Все вместе они образуют лимфоэпителиальное глоточное кольцо Пирогова — Вальдейера. Функция этого кольца — обезвреживание микроорганизмов, попадающих с пищей и воздухом в глотку, а также участие в иммунных процессах. Снаружи эти органы покрыты слизистой оболочкой, которая погружена в их вещество, образует складки, или миндаликовые крипты. Лимфоидные узелки расположены в веществе миндалин под эпителием и содержат большое количество иммунных клеток — лимфоцитов. Следует отметить, что с возрастом происходит утрата миндалинами своих функций. Размеры их уменьшаются, вплоть до полного исчезновения (атрофии). У взрослого человека хорошо заметными остаются только нёбные миндалины.

Под слизистой оболочкой вместо подслизистой основы расположен слой соединительной ткани, носящий название глоточно-базилярной фасции. Благодаря ей глотка прикрепляется к основанию черепа.

Мышечная оболочка глотки представлена поперечнополосатой мускулатурой, сокращение которой способствует продвижению пищевого комка в пищевод. Различают две группы мышц глотки:

- мышцы-сжиматели, или констрикторы: верхний, средний инижний, они расположены циркулярно и покрывают друг друга в виде черепицы;

- мышцы, поднимающие глотку: шилоглоточная и нёбно-глоточная, они лежат продольно и выражены слабее констрикторов.

Снаружи глотка покрыта адвентицией, которая ограничивает подвижность органа.

Таким образом, глотка выполняет функции проводника пищи из ротовой полости в пищевод и воздуха из носовой полости в гортань. Кроме того, за счет наличия лимфоэпителиального кольца Пирогова-Вальдейера она обеспечивает защиту организма от проникновения болезнетворных бактерий и вирусов.

 

ПИЩЕВОД

Строение и функции. Пищевод, esophagus, — полый орган длиной 25-30 см. Он начинается от глотки на уровне VII шейного позвонка, а заканчивается на уровне XI грудного позвонка, переходя в желудок. Самая большая часть пищевода расположена в грудной полости. Небольшие, по 1,0-1,5 см, его части находятся в области шеи и в брюшной полости. Следовательно, в пищеводе различают шейную, грудную и брюшную части. Пищевод проходит позади трахеи, граничит с грудной частью аорты (рис. 8). С боков к нему прилежат блуждающие нервы, которые, переплетаясь между собой, образуют сплетения.

Пищевод имеет три постоянных (анатомических) сужения:

а) Фарингеальное, или глоточное, находящееся в месте перехода глотки в пищевод.

б) Бронхиальное, расположенное в месте его соприкосновения слевым главным бронхом.

в) Диафрагмальное — в области пищеводного отверстия диафрагмы.

Кроме того, существуют и непостоянные (физиологические) сужения пищевода, выявляемые при рентгенологическом исследовании только у живого человека:

- аортальное сужение расположено в области прилегания к пищеводу дуги аорты;

- кардиальное — в месте перехода пищевода в желудок.

Пищевод имеет три оболочки: слизистую, мышечную и адвентициальную. Многослойный плоский неороговевающий эпителий выстилает изнутри слизистую оболочку, которая имеет многочисленные продольные складки. Поэтому на поперечном разрезе полость органа обладает звездчатой формой. Эти складки дают возможность пищеводу расширяться при продвижении пищевого комка. Мышечная оболочка верхней части пищевода представлена поперечнополосатой мышечной тканью. В средней трети она содержит, кроме того, гладкие мышечные клетки, а в нижней части — полностью построена из гладкой мышечной ткани. В мышечной оболочке выделяют два слоя: наружный — продольный и внутренний — циркулярный. В шейной и грудной частях пищевод покрыт адвентицией, а в брюшной части — серозной оболочкой.

Основная функция пищевода — проведение пищи из глотки в желудок. Пищевой комок продвигается за счет силы тяжести, действующей на него, и перистальтических сокращений мускулатуры органа. Жидкая пища проходит по пищеводу за 1-2 с, при этом активных сокращений мышечной оболочки не происходит. Более плотная пища продвигается в течение 3-10 с. При этом ее продвижению активно способствуют мышцы пищевода.

ЖЕЛУДОК

Строение. Желудок, ventriculus — полый мышечный орган, расположенный в брюшной полости, преимущественно в левом подреберье. Просвет его значительно шире, чем у других полых органов пищеварительной системы. Форма желудка индивидуальна и зависит от типа телосложения. К тому же у одного и того же человека она изменяется в зависимости от степени наполнения. Вместимость желудка у взрослого человека колеблется от 1,5 до 4 л.

Желудок имеет две поверхности: переднюю и заднюю, которые по краям переходят одна в другую. Край, обращенный вверх, называют малой кривизной, край, обращенный книзу, — большой кривизной. В желудке выделяют несколько частей (см. рис. 8). Часть, граничащая с пищеводом, называется кардиальной. Слева от нее расположена выдающаяся вверх в виде купола часть, называемая дном желудка. С кардиальной частью и дном граничит самый большой отдел — тело желудка. Привратниковая (пилорическая) часть переходит в двенадцатиперстную кишку. В месте перехода находится сфинктер, регулирующий процесс продвижения пищи в тонкую кишку — пилорический сфинктер.

 

Рис. 8. Глотка, пищевод, желудок, двенадцатиперстная кишка:

Глотка; 2 — грудная часть аорты; 3 — кардиальная вырезка; 4 — кардиальная часть желудка; 5 — дно желудка; 6 — желудочные складки; 7 — большая кривизна; 8 — пилорическая часть; 9 — тощая кишка; 10 — горизонтальная часть двенадцатиперстной кишки; 11 — нисходящая часть двенадцатиперстной кишки; 12 — верхняя часть двенадцатиперстной кишки; 13 — пилорический сфинктер; 14 — малая кривизна; 15 — пищевод; 16 — главный бронх; 17 — дуга аорты

 

В стенке желудка выделяют три оболочки: слизистую, мышечную и серозную. Слизистая оболочка образует многочисленные складки. Она выстлана однослойным призматическим эпителием. В ней расположено большое количество (до 35 млн) желез. Различают железы кардиальной части, тела и пилорического отдела. Они состоят из различных видов клеток:

 

1. Главные клетки секретируют пепсиноген.

2. Обкладочные, или париетальные, клетки вырабатывают соляную кислоту.

3. Слизистые, или добавочные, клетки (мукоциты) — выделяют слизь (преобладают в кардиальных и пилорических железах).

В просвете желудка секреты всех желез смешиваются и образуется желудочный сок. Его количество за сутки достигает 1,5-2,0 л. Такое количество сока позволяет разжижать и переваривать поступающую пищу, превращая ее в кашицу (химус).

Мышечная оболочка желудка представлена тремя слоями гладкой мышечной ткани, расположенными в разных направлениях. Наружный слой мышечной оболочки — продольный, средний — циркулярный; к слизистой оболочке прилежат косые волокна.

Серозная оболочка (брюшина) покрывает желудок снаружи со всех сторон, следовательно, он может изменять свою форму и объем.

 

СОСТАВ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА

Кислотность желудочного сока (pH) на пике пищеварения составляет 0,8 —1,5; в покое — 6. Следовательно, во время пищеварения он представляет собой сильно кислую среду. В состав желудочного сока входят вода (99-99,5 %), органические и неорганические вещества.

Органические вещества представлены, в основном, различными ферментами и муцином. Последний вырабатывается слизистыми клетками и способствует лучшему обволакиванию частиц пищевого комка, защищает слизистую оболочку от воздействия на нее агрессивных факторов желудочного сока.

Основной фермент желудочного сока — пепсин. Он вырабатывается главными клетками в виде неактивного профермента пепсиногена. Под воздействием соляной кислоты желудочного сока и воздуха, расположенного в области дна, от пепсиногена отщепляется определенная аминокислотная последовательность, и он становится активным ферментом, способным катализировать реакции гидролиза (расщепления) белков. Активность пепсина наблюдается только в сильно кислой среде (pH 1-2). Пепсин разрывает связи между двумя соседними аминокислотами (пептидные связи). В результате молекула белка расщепляется на несколько молекул меньшего размера и массы (на полипептиды). Тем не менее они еще не обладают способностью проходить через эпителий желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и всасываться в кровь. Дальнейшее их переваривание происходит в тонкой кишке. Следует упомянуть, что 1 г пепсина в течение 2 ч способен гидролизовать 50 кг яичного альбумина, створожить 100000 л молока.

Кроме основного фермента — пепсина, желудочный сок содержит и другие энзимы. Например, гастриксин и ренин, которые также относятся к ферментам, расщепляющим белки. Первый из них активен при умеренной кислотности желудочного сока (pH 3,2-3,5); второй — в слабокислой среде, при уровне кислотности, близком к нейтральному (pH 5-6). Желудочная липаза расщепляет жиры, но ее активность незначительна. Ренин и желудочная липаза наиболее активны у грудных детей. Они ферментируют гидролиз белков и жиров материнского молока, чему способствует близкая к нейтральной среда желудочного сока младенцев (pH около 6).

К неорганическим веществам желудочного сока относятся: НСl, ионы SO42-, Na+, К+, HCO3-, Са2+. Основным неорганическим веществом сока является соляная кислота. Она секретируется париетальными клетками слизистой оболочки желудка и выполняет ряд функций, необходимых для обеспечения нормального процесса пищеварения. Соляная кислота создает кислую среду для образования пепсина из пепсиногена. Она обеспечивает также нормальное функционирование этого фермента. Именно такой уровень кислотности обеспечивает денатурацию (потерю структуры) белков пищи, что облегчает работу энзимов. Бактерицидные свойства желудочного сока также обусловлены наличием в его составе соляной кислоты. Далеко не каждый микроорганизм способен выдержать такую концентрацию ионов водорода, которая создается в просвете желудка благодаря работе париетальных клеток.

Железы желудка синтезируют особое вещество — внутренний фактор Кастла. Он необходим для всасывания витамина В12: внутренний фактор Кастла соединяется с витамином и образовавшийся комплекс переходит из просвета ЖКТ в клетки эпителия тонкой кишки и далее в кровь. В желудке происходит обработка железа соляной кислотой и превращение его в легковсасываемые формы, что играет большую роль в синтезе гемоглобина эритроцитов. При снижении кислотообразующей функции желудка и уменьшении выработки фактора Кастла (при гастритах с пониженной секреторной функцией) довольно часто развивается анемия.

МОТОРНАЯ ФУНКЦИЯ ЖЕЛУДКА. Благодаря сокращениям мышечной оболочки пища в желудке перемешивается, обрабатывается желудочным соком, переходит в тонкую кишку. Выделяют тонические и перистальтические сокращения. Тонические сокращения приспосабливают желудок к объему поступившей пищи, а перистальтические необходимы для перемешивания и эвакуации содержимого. Последний процесс происходит постепенно. Химус переходит в двенадцатиперстную кишку порциями, по мере нейтрализации соляной кислоты, содержащейся в пищевой кашице секретами печени, поджелудочной железы, кишечным соком. Только после этого сфинктер привратника открывается для следующей порции. Движения мускулатуры в обратном направлении наблюдаются при приеме недоброкачественной пищи, наличии в ней большого количества агрессивных веществ, раздражающих слизистую оболочку. В результате возникает рвотный рефлекс. Пища в желудке человека находится от 1,5-2 до 10 ч, в зависимости от ее химического состава и консистенции.

Кроме того, имеют место и так называемые голодные сокращения, которые наблюдаются в пустом желудке с определенной частотой. Считается, что они участвуют в формировании чувства голода.

Особо следует подчеркнуть, что между телом и пилорической частью находится физиологический антральный сфинктер, который разделяет эти части. Он образован за счет тонического сокращения циркулярного слоя мышечной оболочки. Благодаря такому разграничению основные процессы переваривания пищи в желудке происходят выше пилорического отдела (кардиальная часть, дно и тело желудка образуют так называемый пищеварительный мешок). Из пищеварительного мешка переваренная пища небольшими порциями поступает в пилорический отдел, который называют эвакуаторным каналом. Здесь происходит перемешивание поступившей пищи со слизью, что ведет к существенному уменьшению кислой реакции химуса. Затем пища продвигается в тонкую кишку. Таким образом, в желудке происходят следующие процессы:

1) Накопление пищи.

2) Механическая обработка пищевых масс (их перемешивание).

3) Денатурация белков под воздействием соляной кислоты.

4) Переваривание белков под воздействием пепсина.

5) Продолжение расщепления углеводов внутри пищевого комка под действием амилазы слюны (при контакте этого фермента с желудочным соком происходит его инактивация).

6) Бактерицидная обработка пищи соляной кислотой.

7) Образование химуса (пищевой кашицы).

8) Превращение железа в легко всасываемые формы и синтез внутреннего фактора Кастла — антианемическая функция.

9) Продвижение химуса в тонкую кишку.

 

ТОНКАЯ КИШКА

Кишечник состоит из двух отделов: тонкой кишки и толстой кишки (рис. 9). Общая длина кишечника составляет 6-8 м. Большую часть его (4-6 м) занимает тонкая кишка, intestinum tenue. Ее образуют двенадцатиперстная, тощая и подвздошная кишки.

Строение. Двенадцатиперстная кишка, duodenum, — это начальный отдел тонкой кишки. Она относительно небольшой длины (25-30 см) и по форме напоминает подкову. Вогнутая ее часть охватывает головку поджелудочной железы. В кишке различают верхнюю, нисходящую, горизонтальную и восходящую части. В нисходящей части открываются общий желчный проток и проток поджелудочной железы.

Значение двенадцатиперстной кишки для организма чрезвычайно велико. В ней химус подвергается ощелачиванию, воздействию желчи, сока поджелудочной железы, кишечного сока. Двенадцатиперстная кишка переходит в тощую кишку.

Тощая кишка, jejunum, и подвздошная кишка, ileum, представляют собой единую трубку, многократно изгибающуюся в брюшной полости. Отчетливой границы между ними нет: примерно 2/5 составляет тощая кишка, а 3/5 — подвздошная. Последняя переходит в толстую (слепую) в правой подвздошной области.

Нисходящая часть двенадцатиперстной кишки; 2 — пузырный проток; 3 — желчный пузырь; 4 — правый печеночный проток; 5 — левый печеночный проток; 6 — общий печеночный проток; 7 — общий желчный проток; 8 — верхняя часть двенадцатиперстной кишки; 9 — желудок; 10 — поджелудочная железа; 11 — горизонтальная часть двенадцатиперстной кишки; 12 — двенадцатиперстно-тощекишечный изгиб; 13 — поперечная ободочная кишка; 14 — тощая кишка; 15 — нисходящая ободочная кишка; 16 — подвздошная кишка; 17 — сигмовидная ободочная кишка; 18 — прямая кишка; 19 — червеобразный отросток; 20 — слепая кишка; 21 — восходящая ободочная кишка

 

Рис. 10. Строение ворсинки тонкой кишки:

ТОЛСТАЯ КИШКА

Строение. Толстая кишка, intestinum crassum (греч. colon), представляет собой последний отдел пищеварительного тракта. Она состоит из следующих частей: слепой кишки с червеобразным отростком, ободочной кишки и прямой кишки.

Длина толстой кишки составляет 1,5-2,0 м. Просвет ее значительно больше, чем у тонкой. Кроме того, от последней она отличается наличием лент, гаустр, сальниковых отростков. Ленты — локальные утолщения продольного слоя гладкой мышечной ткани. Толстая кишка имеет три идущие практически параллельно ленты. Гаустры — чередующиеся расширения («вздутия») просвета толстой кишки, благодаря которым она оказывается как бы собранной в объемные складки. Сальниковые отростки — локальные скопления жировой ткани желтой окраски, расположенные под брюшиной, покрывающей стенку кишки.

Слепая кишка, caecum, расположена в правой подвздошной области. Она имеет форму полусферического мешка и длину 6-12 см. От нее отходит червеобразный отросток (аппендикс), appendix vermiformis. Длина отростка в среднем равна 9 см. Его форма и расположение варьируют, но чаще всего он расположен кзади и книзу от конца подвздошной кишки. Полость аппендикса, как правило, заполнена слизью. Стенка отростка содержит большое количество лимфоидных образований, играющих важную роль в становлении иммунитета.

В слепую кишку открывается подвздошная кишка. В этом месте находится своеобразный клапан, состоящий из двух складок слизистой оболочки. Этот клапан (Баугиниева заслонка) регулирует поступление содержимого подвздошной кишки в толстую и препятствует обратному его движению.

Ободочная кишка, colon, — наиболее длинный отдел толстой кишки. Она состоит из четырех отделов: восходящей, поперечной, нисходящей и сигмовидной ободочных кишок. Восходящая ободочная кишка, colon ascendens, отходит от слепой кишки в вертикальном направлении и прилегает к правой боковой стенке живота. Поперечная ободочная кишка, colon transversum, идет горизонтально в верхней части брюшной полости. Она покрыта брюшиной со всех сторон и имеет собственную брыжейку, поэтому довольно подвижна. Нисходящая ободочная кишка, colon descendens, расположена в левой половине брюшной полости, опускается вертикально вниз. Восходящая и нисходящая ободочные кишки покрыты брюшиной только с трех сторон, фиксированы к боковой стенке живота и практически неподвижны. Сигмовидная ободочная кишка, colon sigmoideum (греч. romanum), S-образной формы, продолжается в прямую кишку. Так же, как и поперечная, она имеет брыжейку и может изменять свою форму и положение.

Прямая кишка, rectum, длиной 15-20 см, расположена в полости малого таза. По форме она не прямолинейна, как можно думать, судя по ее названию, а образует два изгиба (рис. 11), расположенных в сагиттальной плоскости: крестцовый и промежностный. Нижняя часть прямой кишки прочно фиксирована в диафрагме таза. Ленты и гаустры для этого отдела толстой кишки не характерны. Прямая кишка состоит из надампулярной части, ампулы (расширенной части) и анального канала (суженной части). Заканчивается она анальным отверстием. В области анального канала, примерно на 1,5 см выше анального отверстия, слизистая оболочка образует 5-8 продольных складок, называемых анальными столбами. Между собой они соединяются в нижней части и образуют анальные пазухи. Последние имеют форму ласточкиных гнезд и играют важную роль в удержании газов и каловых масс. В надампулярной части и ампуле прямой кишки расположены хорошо выраженные полулунные складки, имеющие поперечное направление.

 

 

Рис. 11. Прямая кишка:

Сигмовидная ободочная кишка; 2 — надампулярная часть прямой кишки; 3 — ампула прямой кишки; 4 — наружный сфинктер; 5 — внутренний сфинктер; 6 — анальные пазухи; 7 — анальный канал; 8 — промежностный изгиб; 9 — поперечная складка; 10 — крестцовый изгиб

 

Стенка толстой кишки состоит из слизистой, мышечной и серозной оболочек. Слизистая оболочка толстой кишки имеет полулунные складки. В ней отсутствуют ворсинки (специфичные для тонкой кишки), однако она характеризуется наличием глубоких и широких крипт (углублений). В слизистой оболочке расположены железы. Их секрет практически не содержит ферментов, но в нем присутствуют вещества, необходимые для формирования каловых масс. На большем протяжении толстой кишки эпителий однослойный цилиндрический. В прямой кишке (в области анального отверстия) он становится сначала многослойным плоским неороговевающим, а затем многослойным плоским ороговевающим. Под слизистой оболочкой анального канала находится геморроидальное венозное сплетение, расширение которого приводит к заболеванию, носящему название «геморрой».

Гладкая мускулатура представлена в толстой кишке двумя слоями: циркулярным и продольным. На выходе из прямой кишки находятся сфинктеры. Первый образован гладкой мускулатурой, и сокращения его происходят непроизвольно. Второй сфинктер, наружный, состоит из поперечнополосатой мускулатуры и является мышцей промежности. Его сокращения произвольные. Сфинктеры удерживают газы и каловые массы в просвете кишки.

Наружная оболочка толстой кишки представлена брюшиной и адвентицией: слепая, поперечная ободочная, сигмовидная ободочная кишка, а также верхняя треть прямой кишки покрыты брюшиной со всех сторон; восходящая и нисходящая ободочные кишки, средняя треть прямой кишки покрыты брюшиной с трех сторон, а с одной — адвентицией; анальная часть прямой кишки покрыта адвентицией.

Функции. Толстая кишка выполняет ряд важных функций. Это основное место обитания кишечных бактерий (у взрослого человека преобладают палочки Bifidus и Bacteroides, Lactobacillus). Бактерии синтезируют некоторые витамины (К, В), защищают хозяина от патогенных микроорганизмов, конкурируя с ними. Они способны переваривать вещества, не расщепленные ферментами пищеварительных соков, в частности клетчатку, которую они гидролизуют примерно на 50%. Оставшаяся ее часть участвует в формировании каловых масс. Бактерии вырабатывают и токсичные для организма вещества: сероводород, индол, скатол, которые обезвреживаются в печени.

В толстой кишке происходит окончательное всасывание воды и минеральных солей. В ней происходит образование каловых масс, окрашенных пигментами желчи. Прямая кишка обеспечивает их выведение. С каловыми массами удаляются невсосавшиеся частицы пищи, бактерии, отслоившийся эпителий желудочно-кишечного тракта, вода (до 150 мл) и т. п.

При заполнении прямой кишки возникает позыв к дефекации. Сокращение мышц диафрагмы таза способствует эвакуации содержимого прямой кишки. Мышцы брюшного пресса повышают внутрибрюшное давление, что также способствует изгнанию экскрементов. Сфинктеры прямой кишки расслабляются, и каловые массы удаляются из организма. Дефекация протекает как произвольный акт. При значительном наполнении прямой кишки она приобретает непроизвольный характер. Рефлекторный непроизвольный центр дефекации расположен в крестцовых сегментах спинного мозга.

Регуляция моторной активности толстой кишки осуществляется нервными и гуморальными механизмами. Парасимпатическая нервная система оказывает активирующее, а симпатическая — тормозное влияние на моторику. Серотонин и адреналин угнетают, а ацетилхолин усиливает сокращения мышечной оболочки толстой кишки.

 

 

Диафрагма; 2 — хвостатая доля печени; 3 — сальниковое отверстие; 4 — поджелудочная железа; 5 — забрюшинное пространство; 6 — двенадцатиперстная кишка; 7 — брюшинная полость; 8 — корень брыжейки тонкой кишки; 9 — сигмовидная ободочная кишка; 10 — прямая кишка; 11 — прямокишечно-пузырное углубление; 12 — яичко; 13 — влагалищная оболочка яичка; 14 — половой член; 15 — простата; 16 — лобковый симфиз; 17 — мочевой пузырь; 18 — тонкая кишка; 19 — сальниковая сумка; 20 — париетальная брюшина; 21 — поперечная ободочная кишка; 22 — поджелудочно-желудочное отверстие; 23 — желудок; 24 — преджелудочная сумка; 25 — малый сальник; 26 — печень; 27 — перикард; 28 — грудина; 29 — тимус

 

Сальник — это удлиненная брыжейка желудка, между листками которой имеются скопления жировой ткани и сплетения кровеносных сосудов. Различают малый и большой сальники. Малый сальник натянут между печенью и малой кривизной желудка. Большой сальник начинается от большой кривизны желудка в виде дупликатуры брюшины, спускается вниз между передней брюшной стенкой и кишечником почти до лобковых костей, после чего подворачивается и, срастаясь со спускающейся дупликатурой, направляется кверху. Сальник играет важную защитную роль для брюшной полости, участвуя в отграничении участков воспаления от неизмененных тканей (он прирастает к очагам воспаления и локализует их).

Складки — дупликатуры париетальной брюшины, образованные проходящими под нею сосудами, протоками, связками. Так, по срединной линии от верхушки мочевого пузыря до пупка вверх направляется срединная пупочная связка, вокруг которой формируется одноименная складка. Она содержит заросший (облитерированный) зародышевый мочевой проток.

Брюшинная полость имеет два этажа. Границей между ними является брыжейка поперечной ободочной кишки. В верхнем этаже расположены: желудок, печень и желчный пузырь, селезенка, поджелудочная железа, двенадцатиперстная кишка. Здесь между брюшной стенкой и органами имеется ряд щелевидных пространств. Например, правое поддиафрагмальное углубление представляет собой щель между диафрагмой и правой долей печени; левое поддиафрагмальное углубление находится под диафрагмой левее венечной связки печени. Подпеченонные углубления — это щелевидные пространства, расположенные на висцеральной поверхности печени. Селезеночное углубление находится под диафрагмой слева, между ней и селезенкой. Преддверие сальниковой сумки расположено позади малого сальника. В него можно проникнуть через сальниковое отверстие, которое расположено позади печеночно-дуоденальной связки.

Нижний этаж простирается от брыжейки поперечной ободочной кишки до дна малого таза. В нем расположены тонкая и толстая кишки, мочевой пузырь, у женщин — матка, маточные трубы и яичники. В нижнем этаже также имеется ряд щелевидных пространств, например, правая и левая околоободочнокишечные борозды расположены между боковыми стенками живота и восходящей и нисходящей ободочными кишками соответственно. Прямокишечно-пузырное углубление у мужчин находится в полости малого таза. Оно ограничено спереди мочевым пузырем, а сзади — передней стенкой прямой кишки. У женщин в малом тазу имеется два углубления: прямокишечно-маточное (Дугласово пространство) и пузырно-маточное. Они находятся в местах перехода брюшины с матки на прямую кишку и мочевой пузырь. Первое расположено кзади от матки, а второе — кпереди.

 

Приложение 4

Закрепление

Приложение 5

Самостоятельная работа

 

1. Рассмотреть предложенный рисунок, сделать необходимые обозначения:

 

ТЕМА: Анатомия органов пищеварения .

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:   

учебная:

- систематизировать и углубить знания студентов по основам строения и функциональной анатомии органов пищеварения.

развивающие:

- развивать логическое мышление;

- совершенствовать полученные знания, умения, навыки;

- развивать навыки речевого общения, самостоятельности в приобретении знаний, работы с литературой.

воспитательные:

- возбудить интерес к дисциплине и стремление к качественному овладению материалом;

- воспитывать аккуратность, ответственность, требовательность к себе и товарищам, взаимопонимание, взаимопомощь;

- воспитывать гуманистическое отношение к самому себе; 

- формировать навыки самообразования.

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ:

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

У1. Применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи;

У2. Находить и показывать на анатомических препаратах органы, их части, детали строения;

У3. Правильно называть органы по-русски и по-латыни.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

З1. Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.

З2. Методы анатомических исследований и анатомические термины (русские и латинские);

З3. Основные варианты строения и пороки развития органов.

ТИП ЗАНЯТИЯ: практическое


МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: 

- методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности - письменный, устный, самоконтроль;

- методы организации учебно-познавательной деятельности - объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый;

- формы организации учебной деятельности – групповая.

 

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 180 минут

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: методическая разработка для преподавателя, методическая разработка для студента, практическое пособие по изучению раздела, раздаточный материал, контрольные задания по теме.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: 

а) обеспечивающие: нормальная анатомия.

б) обеспечиваемые: спланхнология.

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: Гастроэнтерология.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности. Целевая установка.

3. Повторение основных сведений по изучаемой теме.

4. Контроль базового уровня знаний.

5. Объяснение нового материала.

6. Закрепление материала.

7. Самостоятельная работа.

8. Подведение итогов.

9. Задание на дом.

Основные этапы занятия. Коды формируемых компетенций Ориентировочное время Содержание этапа. Методическое обоснование
Организационный момент 2 мин Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование ОК 1-4 3 мин Преподаватель дает задание студентам определить значимость и актуальность темы, дав время на изучение метод. разработки. Определяет цели и план занятия
Повторение основных сведений по изучаемой теме 10 мин Контрольные вопросы 1. Перечислите функции пищеварительной системы. 2. Назовите особенности строения полых и паренхиматозных органов. 3. Приведите классификацию зубов и охарактеризуйте их строение. 4. Назовите различия зубных формул у детей и взрослых. 5. Перечислите сосочки языка и укажите их функции. 6. Какие части выделяют в желудке? 7. Перечислите функции желудка. 8. Назовите части тонкой кишки. 9. Укажите особенности строения стенки тонкой кишки. 10. Какие процессы происходят в тонкой кишке? 11. Назовите доли, поверхности и края печени. 12. Перечислите отделы толстой кишки. 13. Какие функции выполняет толстая кишка? 14. Как расположены органы по отношению к брюшине? Приведите примеры экстра-, мезо- и интраперитонеального положений органов брюшной полости. 15. Перечислите производные брюшины.
Контроль базового уровня знаний 10 мин Преподаватель проводит письменный анатомический диктант на знание студентами основных определений.  
Объяснение нового материала 20 мин Преподаватель объясняет новый материал, студенты записывают в тетрадь
Осмысление и систематизация полученных знаний и умений, реализация ОК 6,7 90 мин Закрепление материала и практических умений осуществляется с помощью повторения изученного материала. 
Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 8,12 40 мин Студенты письменно выполняют задания в тетради, решив задания с карточки.
Подведение итогов 3 мин Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия
Задание на дом 2 мин 1) И.В. Гайворонский, стр. 180-204, 213-219  

 Ход занятия


Дата: 2019-07-31, просмотров: 288.