Проводим урок во втором классе без использования игры:
Начало урока:
Помните, ребята, мы говорили о том, что этикет может быть нашим помощником в разных ситуациях? Ну, например, когда нам бывает трудно сказать взрослому, что он не прав, сказать взрослому "нет". Сегодня мы будем учиться извиняться и отвечать на извинение.
Как вы думаете, ребята, если мы отдельно возьмем слова "прости" и "извини", какое из них "тяжелее", серьезней? Правильно, "прости". "Прости" говорят, когда серьезно обидели человека, сделали ему больно. Если же ты нечаянно задел друга рукой, в этой ситуации подходит "легкое" слово "извини".
Какие два слова чаще всего поднимают нашу речь на "королевский" уровень? Да, это слова "позвольте" и "разрешите".
Позвольте мне извиниться перед вами. Разрешите мне принести вам свои извинения. Приношу свои извинения.
А за что еще приходится часто извиняться? Давайте запишем эти причины на доске.
Извините беспокойство опоздание
неожиданный приход ранний звонок
Можно извиняться и без указания причины, если неловкость произошла только что (например, вы наступили человеку на ногу). Тогда вы просто скажете:
Извините, пожалуйста. Простите, пожалуйста.
На "дружеском" уровне и извинение будет дружеским:
Не сердись на меня! Я не хотел тебя обидеть! Тысяча извинений! Я больше не буду! (Тик говорят дети.)
А вот ответ на извинение:
Я принимаю ваши извинения. Я прощено нас. Не стоит извинений. Пожалуйста. Ничего. Не стоит. Да что вы! Пустяки! Мелочь! Какие пустяки! Да ладно!
Наш русский язык очень многозначен. Одно предложение, а точнее сказать одна фраза, одно высказывание могут менять свое значение только потому, что я буду произносить его с разными интонациями.
Сейчас я напишу на доске предложение и произнесу его с шестью разными интонациями. При этом я покажу рукой и рисунком, как двигается мой голос. А вы определите, что я говорю.
Какф< сегодня погода 1 (Вопрос.) Какая сегодня погода? (Переспрос.) Какая сегодня погода ? (Я не закончила говорить.) Какая сегодня погода! (Положительная оценка.) Какая сегодня погожа! (Положительная оценка.) |
Какая сегодня погода ! (Вопрос.)
Какая сегодня погода? (Переспрос.)
Какая сегодня погода ? (Я не закончила говорить.)
Какая сегодня погода! (Положительная оценка.)
Какая сегодня погода! (Положительная оценка.)
Какая сегодня погода! (Отрицательная оценка.)
Вы видите два положительных . высказывания, которые отличаются по уровням. Первое возможны на "королевском" и на "нашем" уровне, а второе — только на "дружеском".
Комплимент — дело сложное. Чуть-чуть ошибся — и может получиться смешно. Например, видит мальчик одноклассницу и говорит, желая сделать ей приятное: "Какая ты сегодня причесанная!" А она думает: "А вчера, что, была непричесанная?" и обижается. Поэтому, кроме комплимента "Вы сегодня прекрасно выглядите!", который можно сказать всем и всегда (только помните об интонации), нам нужно определить, что можно похвалить у разных людей:
У мужчины; профессию, черты характера, моложавость, спортивную форму.
У женщины: профессию, черты харак тера, красоту, моложавость, одежду, прическу, вкус, что она умеет делать (например, вкусно готовить).
У ребенка: учебу, умение что-то делать, черты характера, взросление, разные принадлежащие ему вещи.
Давайте запишем разные комплименты на "нашем" уровне:
Вы прекрасный спортсмен! Вы замечательная актриса. Ты отличный ученик. Вы прекрасный (умный, добрый, отзывчивый, чуткий) человек! Ты настоящий товарищ!
Вы очень молодо выглядите. Как ты вырос (ла)! Какой (ая) взрослый (ая) ты стал(а)!
У вас прекрасная спортивная форма! Какой у вас костюм! Вам очень идет эта прическа! У тебя великолепный велосипед! Как вы поете!
Посмотрите на комплименты, которые мы записали. Давайте выделим те, которые можно произнести с "дружеской" интонацией.
Ответ на комплимент — тоже дело тонкое. Нельзя в ответ на слова "Как вы прекрасно сегодня выглядите!" говорить: "Да что вы, у меня всю ночь болел живот!" Комплимент надо принимать без смущения и обязательно с улыбкой. На всех уровнях отвечают так:
Спасибо. Спасибо за комплимент. Мне очень приятно. Я могу сказать о вас то же самое.
И только в крайнем случае можно "не поверить": "Ну что вы!" или "Это только комплимент".
Домашнее задание. На следующем занятии я попрошу вас рассказать о ситуации, когда надо было извиниться, сделать комлимент. Расскажите о ней. Какую форму извинения вы выбрали и почему?
Конец урока.
Примерные планы урока приведены в сокрашенном виде.
Проведем сравнение между качеством усвоения материала в классе в котором проводились игры и в классе в котором они не проводились:
В первом классе дети активно участвуют в процессе урока, им интересно. Уже в самом начале урока узнав о том, что они будут играть на уроке школьники с нетерпением ждут этого момента. И хотя игровые моменты проходят в достаточно коротокие промежутки времени школьники живо реагируют на все действия учителя. Практически никто не отвлекается на посторонние раздражители. Что естественно привело к тому, что материал был хорошо усвоен. При следующем занятии установилось, что практически все школьники запомнили пройденный материал и достаточно хорошо ориентируются в нем. Более того и последующий не такой интересный урок они воспринимаю с радостью и оживлением. Естественно процент положительных оценок очень высокий.
Во втором классе, где материал излагался сухо, без интересных игровых моментов, поведение учеников на уроке было гораздо хуже, чем во первом, материал усваивался не так легко. Как показало последующее занятие не все ученики хорошо ориентировались а материале. Процент хорошо усвоивших материал был достаточно невелик.
Выводы
Исходя из выше перечисленного можно заключить, что усвоение знаний происходит гораздо легче и продуктивнее если в процессе урока использовать дидактические игры. Школьники гораздо меньше устают на уроке, а это важно и для последующего за этим другим уроком. Ученики более сближаются с учителем, больше ему доверяют, а это очень важно при работе с младшими школьниками. Ученики после занятий которые вызываю у них положительные эмоции (а имеенно этого мы добиваемся проводя дидактические игры в процессе обучения) чуствуют себя на последующих уроках более расскованно, избавляются от комплекса “ученика”, что положительно влияет на их дальнейшею успеваемость. Более того, если ученик чуствует себя уверенно и раскованно на уроках в школе, он будет чуствовать себя также и вне школы, что тоже не маловажно. При проведении дидактических игр школьники начинают чуствовать свою значимость, они принимают серьезные решения. Это подготавливает учеников на только к дальнейшему процессу обучения, но к дальнейшей жизни среди людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дидактическая игра это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы. Продумывая задачи и содержание игр с правилами, необходимо постепенно усложнять их. Нельзя шаблонизировать дидактической игры, необходимо давать простор детской инициативе и творчеству. В жизни ребенка дидактическая игра имеет такое же значение, как для взрослого работа, служба. В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др. Эти качества воспитываются в хорошей игре, в которой есть “рабочее усилие и усилие мысли”.
Благодаря высокой восприимчивости, отзывчивости и доверчивости младших школьников их легко вовлечь в любую деятельность, а в игровую особенно. Ведущей деятельностью после поступления в школу у детей становится учение, оно определяет их эмоциональное самочувствие, темп психического развития, социальное становление. Дети, поступающие в школу, всегда ориентированы на учителя, он для них непререкаемый авторитет. Сохранится ли такое отношение к учителю до конца начальной школы или нет—зависит от стиля взаимоотношений учителя и учащихся, учителя и родителей. Отношение к учителю полностью определяет в начальной школе отношение к учению.
Руководство детскими дидактическими играми в процессе получения знания должно иметь целью:
Установление правильного соотношения между игрой и процессом обучения
Воспитание в игре знаний умений и навыков, необходимых для будущего процесса обучения.
Дети с удовольствием участвуют в любой деятельности, предложенной учителем. Сама новизна позиции ученика обеспечивает эмоционально положительное отношение к ней. Но нельзя давать игре более главенствующую роль в сознании школьника, чем знания которые он получает в процессе этой игры. Игра не должна быть слишком легкой для учеников, “дидактическая игра без усилия, — всегда плохая игра” ". Это одна из главных задач учителя.
Главное, чтобы учитель постоянно подкреплял это отношение одобрительным оцениванием каждого ребенка и его деятельности.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 217.