Рассмотрим практическое применение дидактических игр на примере обучения детей счету в детском саду:
Для того чтобы развернуть сюжетно-дидактические игры, в которых дети стали бы использовать счет и измерение, необходимо наполнить “старые”, бытующие игры новым содержанием. Решение этой задачи заключается в ином подходе к ознакомлению.
Можно условно выделить три этапа. Руководство игрой на этих этапах осуществляется по-разному. Выбор методов педагогического руководства обусловлен спецификой игр, наличием у детей знаний о числе, счете и измерении, уровнем их игровых навыков и умений.
На первом этапе игра носит сюжетно-дидактический характер. Ведущая роль здесь принадлежит воспитателю. Он направляет развитие сюжета, следит за сменой ролей и выполнением счетных и измерительных действий каждым ребенком, развивает умение применять эти знания в игре.
На втором этапе сюжетно-дидактическая игра перерастает в сюжетно-ролевую, которая в большинстве случаев организуется детьми, успешно овладевшими счетом и измерением. Ведущие роли начинают выполнять дети. Воспитатель принимает участие в игре в основном на второстепенных ролях.
Третий этап характеризуется возникновением самодеятельных сюжетно-ролевых игр по инициативе детей. Все роли, в том числе и включающие счет и измерение, самостоятельно, с большим желанием и интересом разыгрывают дети. Воспитатель — активный наблюдатель. Лишь в отдельных случаях он включается в игру, беря на себя какую-либо роль.
Рассмотрим эти этапы и организующую роль воспитателя в целях вовлечения всех детей в сюжетно-дидактические игры.
Первый этап
Условия сюжетно-дидактической игры позволяют педагогу на первых порах быть ее непосредственным участником и через роль включать в нее счет и измерение, контролировать правильность решения задач, оказывать своевременную помощь, индивидуализировать задания с учетом возможностей, знаний и опыта каждого ребенка, поощрять инициативу и самостоятельность, поддерживать радость успеха. А успех ребенка укрепляет его веру в свои силы, дает толчок к развитию интереса к обучению. Покажем это на примере игры “Зоопарк”, в которой дети старшей группы использовали количественный и порядковый счет.
Саша выполняет роль проводника, который отлавливает животных для зоопарка. Мальчик получает от директора зоопарка (эту роль выполняет воспитатель) путевку, на которой нарисовано 8 палочек. Это означает, что для зоопарка он должен отловить 8 обезьян. Саша подъезжает к заповеднику и некоторое время с интересом рассматривает обезьян, которые качаются на пальмах, тигров, львов, зебр и других животных. Затем отсчитывает 8 обезьян, запасается Кормом и отправляется в обратный рейс. Едет осторожно. Несколько раз останавливается, чтобы покормить обезьян. Подъезжает к зоопарку, подает сигнал. Его встречает директор. Директор. Сколько и каких животных вы привезли, товарищ .проводник? Проводник. Мне надо было отловить 8 обезьян. Я столько и привез. Видите, что на путевке написано? (Показывает путевку.)
Директор. Вы уверены, что у вас 8 обезьян ? Может меньше ? Проводник. Нет, не меньше. Я считал. Вот, проверьте. Здесь 8 обезьян.
Директор. Вы правильно считали и поэтому привезли для зоопарка столько обезьян, сколько нужно. А сейчас обезьян можно поместить в свободную клетку. Путешествие у вас было длительным, и обезьяны, наверное, устали. Поместите их в седьмую клетку.
Саша (заходит на территорию зоопарка и начинает шепотом считать клетки). Первая, вторая, третья... седьмая. (Счет сопровождается указательным жестом.) Вот седьмая клетка Идите-ка сюда, мои обезьянки. (Осторожно помещает обезьян в клетку.)
Директор. Товарищ проводник, в которую клетку вы поместили обезьян? Проводник. В седьмую.
Директор. Как вы узнали, что это седьмая клетка?
Проводник. Я посчитал клетки по порядку: первая, вторая... седьмая. Нашел седьмую и занял ее.
Директор. Вы—хороший проводник. Теперь обезьян нужно покормить. Скажите рабочим, сколько обезьян и в которой по счету клетке они находятся. Пусть их накормят.
Проводник Саша идет к рабочему Коле, передает ему указания директора и вместе с рабочим несет обезьянам еду. Тут же рассказывает ему о том, как он путешествовал и как ловили в заповеднике обезьян.
Приняв роль взрослого, ребенок в игре отображает его общественные функции и вступает с другими играющими в отношения, характерные для отношений взрослых людей. Сюжетно-дидактическая игра строится и развивается при условии закрепления за каждой ролью определенных игровых функций (не только со счетно-измерительными действиями) и установления четкой взаимозависимости этих функций. То есть, если выполнение одной роли с необходимостью требует выполнения другой, то происходит активное взаимодействие и общение ребят по ходу игры.
В играх существуют самые разнообразные роли; деятельность одновременно играющих детей может носить различный характер (одни — почтальоны, другие — сортировщики, третьи — адресаты и т.д.), но выполнение большинства ролей предполагает обязательное использование математических действий. Например, в игре “Почта” выделяются роли начальника почты, сортировщиков, почтальонов, доставщиков телеграмм, шоферов и других работников почты, каждый из которых выполняет свою работу. Шоферы доставляют корреспонденцию, работники почты разбирают ее, штемпелюют. Сортировщики раскладывают корреспонденцию (газеты, журналы, письма) таким образом, чтобы на каждой полочке было определенное количество разных видов корреспонденции. Почтальоны разносят ее по адресам, предварительно определив количество газет, журналов, писем.
Включение счета и измерения в игру должно происходить в тот момент, когда в этом возникнет необходимость по ходу развития сюжета игры и выполнения игровой роли. Например, дети играют в “Молочную ферму” (подготовительная к школе группа). Доярки, надев нарукавники и фартуки, готовят корм для коров и телят, раскладывают его в стойла, чистят помещение, выгоняют стадо на пастбище, доят коров и т. д. Надоенное молоко нужно доставить на молокозавод, а затем в детский сад, больницу, магазин, а значит, его необходимо разлить во фляги. Теперь доярки, взяв различные условные мерки, разливают молоко в одинаковые бидоны, устанавливая каждый раз зависимость числа от величины меры (чем больше мерка, тем меньшее число раз она уложится, и, наоборот), убеждаясь в том, что мерки могут быть разными. Но необходимое условие — это одинаковость и полнота мерки в каждом отдельном случае отмеривания.
На первом этапе игры может оказаться, что некоторые ее участники, выполняя роли, связанные со счетом и измерением, действуют привычным для них способом, т. е. без счета или измерения. Например, покупая товар, они не указывают его количество (игра в “Магазин”), расставляют кроватки, не определив, сколько кукол (игра в “Детский сад”), шьют платья, не сняв мерки (игра в “Ателье”), и т. д. Действуя по роли дальше, эти дети сталкиваются с неожиданной для них ситуацией: одному из членов команды теплохода не хватает еды; куклу некуда положить спать; платье получается не по размеру и т. п. Как следует поступить воспитателю в таком случае? Такие ситуации необходимо использовать для выяснения причин создавшегося положения самими играющими. С помощью партнеров по игре дети находят эту причину (пересчитывают или измеряют объекты) и исправляют допущенную ошибку. Это приводит к пониманию необходимости и важности счета и измерения.
При распределении ролей в сюжетно-дидактической игре воспитатель должен стремиться к тому, чтобы каждый ребенок получил желаемую роль. Может оказаться, что одновременно многим детям захочется выполнять роли, включающие математические знания. В этом случае надо установить очередность. Обычно выбор сначала падает на самых подготовленных сверстников, тех, кто наиболее активен в беседах и в организации игры. Задача воспитателя заключается в том, чтобы к роли, требующей счета и измерения, подключились все дети, даже малоактивные.
Как это сделать? Какие методы и приемы может использовать воспитатель для вовлечения детей в игру и выполнения ролей, предполагающих использование математических представлений? Прежде всего — хорошо известные ему приемы руководства игрой. Остановимся на приемах, которые оказываются наиболее эффективными на первом этапе развития сюжетно-дидактической игры.
Женя — тихий, спокойный мальчик, редко вступает в контакт с другими ребятами, кроме Коли. Предпочитает играть индивидуально. Любимая игрушка — машина. Особого интереса к занятиям по математике не проявляет, пассивен. Чтобы вовлечь его в общую игру “Магазин” и заинтересовать действиями счета, заведующий магазином (воспитатель) обращается к нему с просьбой подготовить машины к рейсу, отремонтировать некоторые из них. Мальчик с удовольствием занялся любимой работой: чистит машины, проверяет колеса, мотор и т. д. Похвалив механика за хорошую работу, заведующий магазином спрашивает
его: “Сколько всего машин в гараже? Сколько машин отремонтировано? Сколько машин можно отправить в рейс?” Эти вопросы ставят ребенка перед необходимостью не только сосчитать игрушки, но и выразить словом результат счета. Прежде чем ответить, он. дважды пересчитывает машины, а затем выделяет 3 машины для шоферов.
На другой день заведующий магазином приглашает Женю поработать шофером и просит привезти продукты, обозначенные в путевке. Теперь мальчик пересчитывает условные знаки (кружки, палочки) на путевке, различные предметы (конфеты, овощи, фрукты и др.) на складе, привозит их в магазин и сдает директору соответственно путевке.
Так воспитатель, действуя через роль, намеренно обеспечивает мальчику успех, предлагая для решения посильные задачи, подсказывая последовательность действий. В следующий раз он в коллективе играющих подчеркивает важные функции, которые Женя выполнял в общей игре. Это способствует появлению уверенности, он становится смелее и активнее. Сверстники все чаще начинают приглашать мальчика в игру, и тот охотно в нее включается. Сначала он выполняет роль шофера или рабочего магазина и лишь позже, с приобретением опыта, помощника продавца, а затем продавца.
Воспитателю следует учитывать тот факт, что детям требуется разное количество повторений деятельности: одним достаточно принять участие в игре 1—2 раза, другим —3—4 и более раз, прежде чем они овладеют действиями счета и измерения.
В ходе развертывания игры ярко обнаруживаются различия в умении детей играть и входить в коллектив играющих сверстников. Одни дети оказываются активными в выборе игры, в развитии ее сюжета, отличаются общительностью, умением организовывать игру и заинтересовывать ею других. Но нередко бывают дети неуверенные в себе, застенчивые, замкнутые. Они или совсем не принимают участие в коллективной игре, или включаются в нее на короткое время, предпочитая индивидуальные игры.
Бережно относясь к индивидуальным играм, воспитатель должен вызвать у таких детей интерес к коллективной игре, желание играть сообща и развивать их игровую активность. По отношению к этим ребятам он также может использовать самые разнообразные приемы. Например, сообщать дополнительные знания о той или иной деятельности взрослых, напоминать о виденном на экскурсии, привлекать к наблюдению за игрой других детей и т. д., учитывая при этом интересы ребенка (с какими игрушками любит играть, что его интересует и т. д. ).
Так, чтобы помочь Сереже войти в коллектив играющих, дать возможность почувствовать себя причастным к игре, воспитатель привлекает его к изготовлению новых, обогащающих сюжет, атрибутов и в связи с этим проводит с ним беседу о том, как бы он выполнил ту или иную роль в данной игре. Поощрение ребенка за изготовленный атрибут в присутствии других детей и предложение соответствующей ему роли способствовало постепенному вхождению мальчика в коллективную игру. Для поддержания интереса к игре, развития у детей активности и инициативы, уверенности в своих силах воспитатель может прибегнуть к оценке игры: как ее содержания (обращая при этом внимание на выполнение игровых действий и правил, включающих счет и измерение), так и взаимоотношений играющих.
Для дошкольников особенно привлекательны моменты неожиданности, новизны. Поэтому оценка может исходить не от воспитателя, а от различных персонажей: Робота, Петрушки, Карандаша. Вот, например, как использовался этот прием в игре “Почта”, в которой дети старшей группы применяли знания о количественном составе числа из единиц в пределах 5.
Дети заканчивают игру в “Почту”, и вдруг их внимание привлекает Робот, у которого периодически светятся глаза. (Робот построен детьми из строительного материала, а воспитатель подключил к батарейке лампочки.) Все столпились около Робота, удивлены неожиданностью. Воспитатель, подражая голосу Робота, начал “переводить” его речь, ребята затихли: “В интересную игру вы, дети, играли. Это почта, я сразу понял, когда увидел много писем, газет, журналов, открыток. Как хорошо работали сортировщики: Таня, Ира, Вова и Коля. Они правильно раскладывали по 4 и 5 газет и журналов на каждую полочку и ни разу не ошиблись! (Ребята улыбаются.) Почтальоны Коля, Валера, Сережа и Светлана быстро разносили почту по адресам. Дружно вы играете, помогаете друг другу. Вы — настоящие сортировщики и почтальоны и хорошие товарищи. Молодцы! В следующий раз я расскажу вам, как будут работать на почте другие дети”.
Когда Робот кончил говорить (перестали мигать лампочки), дети засыпали воспитателя вопросами: “А когда еще Робот будет рассказывать, как мы играем? Робот умеет считать?” Так время от времени Робот отмечал дружную игру детей, характер поведения или поступка того или иного ребенка, поощряя за самостоятельность и точность выполнения счетной задачи, за инициативу. Иногда Робот исчезал. На вопрос, почему сегодня нет Робота, воспитатель отвечал: “Вы сегодня недружно играли”, и дети сами называли тех, кто мешал. Ребята полюбили Робота: он помогал им дружно работать.
Второй этап
По мере овладения счетом и измерением меняется содержание игр, характер их протекания, а соответственно и роль воспитателя.
Ведущие роли начинают выполнять сами дети. Критерием выбора на ведущую роль нередко становится умение сверстников выполнять счетные и измерительные действия. Кандидатуры на ту или иную роль теперь обсуждаются коллективно. Так, выбирая закройщиков для игры в “Ателье”, дети решили, что Светлана и Галя смогут работать закройщиками, так как они хорошо умеют мерить, а задумав развернуть игру в “Зоопарк”, ребята предлагают роль директора зоопарка Алеше: он не ошибается в счете и всегда помогает другим. Взяв на себя роль организатора игры, дети стремятся выполнить ее ответственно и добросовестно.
Например, Алеша, выполняя предложенную ему роль директора зоопарка, не только определяет задания проводникам, доставляющим в зоопарк животных, но. и по ходу игры проверяет правильность их выполнения.
Директор (Алеша). Женя, ты у нас проводник. В зоопарке до сих пор нет жирафов. Они такие красивые и очень высокие. Дети любят смотреть на жирафов. Привези их в зоопарк. Знаешь, сколько? 5!
Женя (он в это время возится с машиной). Сейчас проверю машину и поеду. (Осматривает машину.) Все в порядке. Можно ехать. Путевку надо. Где она?
Директор (подает листочек., на котором нарисованы 5 палочек). Вот, возьми. Не забудь: 5 жирафов. (Получив утвердительный ответ, он обращается к другому проводнику — Сереже.) Ты куда хочешь поехать? Каких зверей будешь ловить? Сережа. Хочу за медведями ехать. Директор. Привези 6 медведей. Сережа. А куда ехать? В какой заповедник?
Директор. Поезжай в Беловежскую пущу (о ней накануне рассказывал воспитатель). Возьми пропуск (подает путевой лист, на котором нарисованы 6 палочек). Здесь нарисовано 6 палочек—значит, привезешь 6 медведей. Женя. Мы поехали. Я привезу 5 жирафов, а Сережа —6 медведей. Директор. Счастливо! Будем ждать! (Проводники уезжают.) Через некоторое время директор встречает обоих проводников и спрашивает, кто привез животных больше, кто меньше. Затем предлагает проводникам разместить их в свободные клетки. Рабочий зоопарка (воспитатель), прежде чем накормить привезенных животных, в беседе с проводниками уточняет, кто каких животных и откуда привез, каких животных больше, каких меньше, и предлагает сравнить два числа —5 и 6. Он же сообщает врачу, что в четвертой клетке заболел львенок, а рабочему Толе помогает запомнить последовательность называния порядковых числительных. Для этого он вместе с ним их повторяет, а затем просит Толю воспроизвести числительные самостоятельно.
Для поддержания интереса детей к играм и к выполняемым в них счетными измерительным действиям воспитателю необходимо создавать новые игровые ситуации, требующие осмысленного оперирования математическими знаниями. Например, в играх может неожиданно возникнуть ситуация, когда нужно сравнить числа, разница между которыми выражена числом 2, или произвести счет группами (двойками, тройками) и т. п.
Довольно быстро новые ситуации начинают создавать и сами играющие. Так, в игре “Кондитерская фабрика” рабочие едут на фабрику, используя разный транспорт: трамвай, автобус, троллейбус. Чтобы проехать, нужно заплатить за проезд, а значит, разменять монету. Женя, сев в автобус, просит разменять 10 копеек на 3, 2 и 5 копеек, а затем опускает в кассу 2 монеты —2 и 3 копейки. В таких ситуациях не только выявляется уровень сформированности знаний ребенка, но и активизируется его мысль.
Дошкольник в этом возрасте ощущает большую потребность в общении. Как говорил Е. А. Аркин, он уже не может удовлетвориться обществом игрушек, а нуждается в товарищах. Игровая ситуация ставит ребенка перед необходимостью не только определить количество, но и вступить в активное взаимодействие с партнерами по игре. Например, общение по ходу игры между заведующей фермой и дояркой, бригадиром и столяром, капитаном теплохода и коком и т. п. вызывает необходимость словесного обозначения количества: сообщение результата, отчет о выполненном действии. Действия счета и измерения становятся предметом обсуждения, выяснения причин возникших ошибок, обмена мнениями. Смена ролей и создание различных игровых ситуаций обеспечивают действия всех участников игры с реальными предметами или их изображениями в различных игровых ситуациях: предметы вначале находятся не посредственно перед ребенком, и он практически действует с ними, а затем их удаляют на значительное расстояние. Это способствует постепенному переходу детей от счета непосредственно воспринимаемых предметов к счету в уме.
В коллективной игре разносторонне проявляются индивидуальные особенности, уровень знаний и умений каждого ребенка. Это дает возможность осуществлять дифференцированный подход к детям, своевременно оказывать им необходимую помощь, заинтересовывать их выполнением привлекательных ролей с постепенным усложнением заданий. Эффективным по отношению к детям, испытывающим затруднения, оказывается вовлечение их в игру в роли учеников или помощников, тесно контактирующих, взаимодействующих с ребятами активными, умеющими играть и практически применять математические знания.
В совместной игре продавцы (операторы, столяры и др.) терпеливо объясняют и показывают своим ученикам и помощникам, как надо считать (проверять чеки, талоны и т. д.), как ставить вопросы и самим отвечать на вопросы покупателей (заказчиков, шоферов и др.). В процессе реальных счетных и измерительных действий детям раскрывается не только смысл отображаемой деятельности, но одновременно, подражая более умелым партнерам, они овладевают операциями счета и измерения, постепенно становясь уверенными и активными. В то же время дети, выступающие в роли учителей, опекающих своих учеников и помощников, становятся заинтересованными в их успехах и в общем ходе игры.
Например, Саша, выполняя роль столяра в игре “Мебельная фабрика”, подсказывает своему партнеру по игре Коле, как найти крышку нужного размера. А найти ее довольно трудно, так как заготовленные крышки столов разных размеров, отличаются друг от друга на 1—1,5 см. (Тем самым при выборе крышек, соответствующих образцам, возникает необходимость их измерения.) Он же помогает ему овладеть правилами измерения длины и ширины, напоминая, что начинать измерять надо от края дощечки, у конца мерки делать отметки и считать их. Далее, он советует Коле, что нужно сделать, чтобы отпилить ножки одинаковой длины. В такой дружеской обстановке, не боясь получить порицание за неправильные действия и ответы, мальчик начинает себя чувствовать значительно увереннее и активнее.
То, что игра свободна от неприятных последствий, чрезвычайно важно для успешного овладения знаниями каждым ребенком. Этот прием включения детей в игру на правах учеников или помощников оказывается эффективным и с точки зрения вовлечения в игру всех детей без исключения.
Желательно, чтобы в играх были достаточно активны как девочки, так и мальчики. Иногда наблюдаются случаи, когда мальчики
не включаются в игру, характерную для девочек, считая роли “не мужскими”. Это видно из примера игры в “Ателье”, развернувшейся в подготовительной к школе группе.
Девочки, организовав игру, приглашают мальчиков поработать закройщиками, но получают отказ. Через некоторое время в ателье потребовалось привезти необходимое оборудование. Заведующий спрашивает: “А кто у нас будет шоферами? Кто поведет машины?” Тут мальчики проявили активность и с удовольствием включились в игру. Но, выполнив это одноразовое поручение, они вышли из игры.
Как привлечь мальчиков к этой игре? Как заинтересовать их ролями закройщиков или портных, т. е. ролями, предполагающими использование действий счета и измерения? С этой целью воспитатель после первой экскурсии проводит вторую экскурсию в швейную мастерскую, где закройщиками и портными работают мужчины. Сюрпризом для ребят оказалась встреча с лучшим закройщиком швейной мастерской (его фотографию дети видели на Доске почета), который ярко и увлекательно рассказал о своей профессии, стараясь раскрыть ее значимость и важность, показал, как быстро и точно можно снять мерку и измерить ткань, подарил мальчикам настоящий метр. Потом прочитал стихотворение С. Михалкова “Заяц-портной”:
Серый заяц под сосной Срок прошел, пришел медведь, Объявил, что он портной... А штаны нельзя надеть...
На вопрос мастера, почему так получилось, мальчики наперебой объясняли причину неудачи зайца. После экскурсии педагог вместе с ребятами .оформил выставку морской одежды (китель и фуражка для капитана, матросский бушлат, тельняшка, бескозырка и т.д.), которая доставила всем много радости.
Проведенная дополнительная работа, и особенно встреча с закройщиком, вызвала оживленные разговоры. Мальчики с удовольствием пересказывали интересные случаи, которые слышали от мастера, вспоминали, как он быстро и ловко кроил ткань, и у них возникло желание попробовать свои силы в роли закройщиков и портных. Заказ — сшить матросские шапочки для членов команды теплохода “Смелый” послужил поводом для развертывания длительной игры в “Ателье”, в которой роли заведующего ателье, закройщиков и портных выполняли мальчики (см. с. 89).
Использование воспитателем разнообразных приемов дает возможность детям проявлять самостоятельность и инициативу. Однако надо помнить, что наличие у воспитателя модели возможной игры не приводит к инсценированию заранее заготовленного сюжета. Ребята обычно проявляют много творчества, инициативы, самостоятельности. Но если дети будут опускать ситуации, в которых нужно применять счет и измерение, то воспитатель через роль должен натолкнуть играющих на их обыгрывание, используя разные приемы.
Так, можно использовать прием подведения итогов игры. Например, все доярки после работы собираются в красном уголке, и заведующий фермой (или бригадир) проводит собрание по итогам работы дня (игра в “Молочную ферму”), на мебельной фабрике организуется выставка разнообразной мебели с указанием авторов ее изготовления, а экскурсанты оценивают качество их работы (игра в “Мебельную фабрику”) и т. д.
В подобных ситуациях воспитатель имеет возможность разобрать некоторые моменты игры, предложить для обыгрывания различные события, создавая тем самым перспективу дальнейших действий. В то же время при повторении эпизодов дети могут еще раз осмыслить проигранное, еще раз пережить общую радость.
Третий этап
На этом этапе характерно развертывание сюжетно-ролевых игр по инициативе самих детей. Какая же роль отводится здесь воспитателю? Позиция воспитателя в игре, естественно, изменяется. Его роль сводится к контролю за ходом игры и вовлечению малоактивных детей в коллективную игру. Воспитатель может участвовать в игре в качестве нейтрального лица (советчика и т.п.), подсказывающего новые игровые ситуации, новые счетные задачи.
Принимая участие в игре, дети обычно быстро усваивают обязанности, игровые правила каждой роли, возможные действия. В этом случае каждый участник знает, что и как ему нужно делать. Дети 'с интересом выполняют все роли, но особенно увлеченно те, в которых они должны пересчитать, сравнить числа, измерить. Каждый стремится правильно выполнить счетно-измерительные действия, иначе читатель не получит нужную корреспонденцию (игра в “Почту”), в заповеднике не отловят нужное количество животных (игра в “Зоопарк”), на ферме не хватит корма (игра в “Молочную ферму”) и т. д. Войдя в роль киоскера, почтальона, доярки, ребята испытывают чувство гордости от приобщения к труду, которым занимаются взрослые. Это содействует развитию у них понимания смысла труда взрослых и воспитания уважения к нему.
Возникает много разнообразных и интересных игр, которые дети развертывают самостоятельно. Так, в старшей группе дети играют в “Газетный киоск”, “Плавучий зоопарк”, “Кулинарию”, “Прачечную”, “Выезд на дачу” и др.; в подготовительной к школе группе — в “Колхоз”, “Мастерскую добрых дел”, “Школу”, “Аэропорт” и др. Выполняя новые роли, дети включают в них счет, измерение, стараются отобразить эти действия точно так, как это делают взрослые, что является показателем понимания значения математических действий, которые становятся для них привлекательными.
Например, в игре в “Школу”, организованной группой шестилетних детей, учительница Ира ведет урок математики в 1 классе. В классе сидят 12 учеников.
Учительница. Ребята, сядьте все правильно! Сейчас у нас урок математики. Будем считать. Какое число больше: 5 или 6? {Делает вид, что ищет по журналу фамилию ученика.) Кто у меня еще не отвечал? Отвечай, Оля! О л я. 6 больше 5, а 5 меньше 6.
Учительница (вызывает другого ученика). Миша! Оля правильно сказала? Миша. Да, правильно Число 6 больше, чем 5.
Учительница. Садись! Поставлю вам по “пятерке”. {Ученики оживляются.) Тише! Какое число больше: 10 или 9? (Вызывает Толю.) Толя. 10 больше, чем 9.
Учительница. Запишите в тетрадях. Работайте внимательно! (Ученики делают “запись” с помощью карточек с цифрами: 10>9'. Учительница проходит
Дети подготовительной к школе группы знакомы с цифрами между столами, смотрит в тетради. Затем ставит на стол счеты. Вызывает к доске Сережу.) Сережа, иди к доске. Сюда положи 10 косточек, а сюда 9.
Сережа (подходит к счетам, откладывает на верхней и нижней проволоках по 9 косточек). Я все сделал. Ученики (нестройным хором). Сережа ошибся! Толя (шепчет Сереже). Добавь еще 1 косточку.,
Учительница (строго). Не думаешь! Сколько отложил косточек? Проверь! Сережа (пересчитывает косточки, затем добавляет 1 косточку на верхней проволоке). Теперь правильно. Первый раз я ошибся.
Учительница. Поставлю тебе “тройку”. Садись! А сейчас поиграем. (Ученики зашумели.) Тихо, тихо! А то играть не будем. Игра называется “Угадай”. Вот 6 желудей. Надо отгадать, сколько я спрячу в правой руке и в левой. (Прячет желуди.) Отгадывайте! (Все ученики поднимают руки и называют разные варианты.)
Учительница (показывает желуди). Угадал Слава: в каждой руке по 3 желудя, а всего 6. А теперь поиграем в игру “Считай дальше”.
Она напоминает ученикам правила игры, и они считают от названного числа в прямом и обратном порядке. Звенит звонок, урок заканчивается. Во время перемены к учительнице подходит мама (воспитатель) с сыном. Мама (обращается к учительнице). Мы были у директора школы. Он сказал, что вы очень хорошая учительница, и просит вас принять нового ученика в свой класс. Мой сын еще не умеет так хорошо считать, научите его. Учительница (улыбаясь). Конечно, научим.
Так игра в “Школу” дает повод любителям математики проявить свои способности. Если раньше в роли учителей дети проводили в основном уроки рисования и пения, то позже любимым уроком (и обязательно первым) стал урок математики, в ходе которого они использовали счеты, цифры и другой материал. Весь урок, как видно из примера, наполнен типичным учебным содержанием: сравнение чисел, состав числа из двух меньших чисел, устный счет.
Дети играют в “Молочную ферму”. Кристина—заведующая фермой. Оля, Катя, Лена — доярки. Каждая доярка ухаживает за своей группой коров (в группе по 5 коров). Они раздают им корм, чистят стойла, выгоняют телят в загон. Затем берут белые халаты, косыночки, переодеваются и, взяв ведра, идут доить коров. Оля (имитирует дойку движениями рук, ласково разговаривает). Звездочка, хорошая ты моя. Много молока дала: 10 литров. Полное ведро. Умница. (Гладит корову рукой, затем подходит к другой игрушке.) А ты, Дочка, сколько молока сегодня дашь? (Приседает на корточки и делает вид, что доит.)
Катя (доит своих коров. Закончив работу, она обращается к заведующей). Что-то Зорька молока сегодня мало дала! (Показывает ведерко.) Всего 5 литров.
Заведующая фермой (озабоченно). Врача вызывали? Может, трава не сочная? Говорили с пастухом?
Катя. Корова здоровая, не болеет. А молоко и вчера было горьковатое. Полынь, видно, коровы ели.
Заведующая фермой. Скажу пастуху, чтобы сменил пастбище. Ведь говорят, что у коровы “молоко на языке”.Третья доярка — Лена сидит на стульчике перед своими коровами уже несколько минут. К ней подходит заведующая фермой.
Заведующая фермой. Скоро молоко надо сдавать, все уже подоили своих коров. Что ты сидишь? Коров-то выдоить нужно, тяжело им с молоком,
Лена (удивленно и несколько возмущенно). Я работаю! Я дою! “Елочка” механическая у меня подключена, нельзя отойти от коров.
Заведующая фермой (извиняющимся тоном). Я сначала не поняла. Как закончите дойку, приходите сдавать молоко.
Далее по ходу игры доярки собираются все вместе и начинают разливать молоко во фляги, пользуясь условными мерками — ведерками. Эту работу выполняют с особым старанием. Каждая наливает во фляги по 6 ведер молока. Заведующая фермой наблюдает, как доярки наполняют молоком мерки и правильно ли ведут счет. Затем начинает записывать результаты дойки в книгу учета. Заведующая фермой (спрашивает Лену). Сколько молока налили во флягу? Лена. 6 ведер молока. Ведра у меня были полные.
Заведующая фермой (откладывает карточку с цифрой 6. Обращается к другой доярке— Оле). А сколько у тебя налилось?
Оля. Тоже 6. Мы наливали одинаковыми ведерками, наполняли их до краев, вот и получились одинаковые числа.
Заведующая находит еще одну карточку с цифрой 6, а Оля подает знак равенства. Появляется запись: 6=6.
Заведующая фермой. Все правильно. Пойду звонить в гараж. Надо заказать машину, чтобы молоко увезти. Доярки собираются домой, так как на работу приходит II смена.
Самостоятельное творческое применение математических знаний свидетельствует о прочном усвоении детьми программного материала. Развитие сюжета и активность детей в игре при выполнении счетно-измерительных действий не возникают стихийно. То, что взрослый является участником игры, направляет и обогащает ее сюжет и содержание, используя разнообразные методы и приемы, приводит к тому, что сюжетно-дидактические игры перерастают в сюжетно-ролевые.
Выше мы рассмотрели этапы развития игр, включающих счет и измерение: от сюжетно-дидактических игр, организованных воспитателем, к самостоятельным детским играм, включающим счетные и измерительные действия; выявили роль воспитателя на разных этапах развития игры: от выполнения им ведущей роли, позволяющей эффективно осуществлять контроль за применением счетно-измерительных действий каждым ребенком, к участию в игре в качестве нейтрального лица, подсказывающего новые игровые ситуации и постепенно вовлекающего в игру всех детей группы.' Приводится фрагмент игры детей подготовительной к школе группы в сельском детском саду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дидактическая игра это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы. Продумывая задачи и содержание игр с правилами, необходимо постепенно усложнять их. Нельзя шаблонизировать дидактической игры, необходимо давать простор детской инициативе и творчеству. В самостоятельных играх не следует навязывать содержание дидактической игры. В жизни ребенка дидактическая игра имеет такое же значение, как для взрослого работа, служба. В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др. Эти качества воспитываются в хорошей игре, в которой есть “рабочее усилие и усилие мысли”, а “дидактическая игра без усилия, игра без активной деятельности — всегда плохая игра” ".
Руководство детскими дидактическими играми должно иметь целью:
1) установление правильного соотношения между игрой и миром, знаниями в жизни ребенка;
2) воспитание в игре физических и психологических качеств, необходимых для будущего деятеля и работника.
Литература
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении.
Учебное пособие по редакцией Г.И. Щукиной М.1984
2. Бую Т.А. Игра в эстетическом воспитании младшего школьника
Начальная школа 1997 №2
3. Волина В.В. Русский язык
Екатиринбург 1997
4. Губанова О.В., Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках
Начальная школа 1997 №6
5. Занимательное азбековедение: книга для учителя составитель Волина В.В.
М.1991
6. Кобанова Л.В. Учебные игры как средство повышени эффективности уроков
Начальная школа 1992 №1
7. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников
М. 1976
8. Масловская Т.А. Дидактические игры на уроках математики
Начальная школа 1997 №2
9. Рыжикова Г.И. Использование игровых приемов при изучении слов с непроверяемым написанием
Начальная школа 1995 №1
10.Семяшкина Н.И. Значение дидактических игр и заданий пр обучении грамоте
Начальная школа 1997 №2
11.Шербинина Г.К. Сказка как средсво воспитания.
Начальная школа 1995 №3
12.Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры, Москва "Просвещение" 1987г.
13.История дошкольной педагогики, Москва "Просвещение" 1989г.
14.Дошкольная педагогика, Москва "Просвещение" 1991г.
ГЛАВА II.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 190.