Констатирующий этап (передача знаний)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Игра "Детектив". Предположим, что мы расследуем преступление. Неожиданно мы оказались свидетелями разговора двух людей, которых мы не видим. Наша зада­ча — определить, кто эти люди, сколько им лет, и объяснить, почему мы так решили.

- Ой, прости, я взяла твой зонтик. Мой сло­мался. - Пустяки! Хочешь, подарю?

- Здравствуйте. Это говорит Марина. Из­вините за поздний звонок, но мне очень нужна Аня. — Пожалуйста. Я сейчас ее позову.

- Люд, прости. Это я съел твое пирожное. — Да ладно! Я уже забыла.

— Извините, что я без звонка, но ваш номер телефона был все время занят! - Ничего. Мы ждали вас.

Как вы думаете, ребята, если мы от­дельно возьмем слова "прости" и "изви­ни", какое из них "тяжелее", серьезней? Правильно, "прости". "Прости" говорят, когда серьезно обидели человека, сделали ему больно. Если же ты нечаянно задел друга рукой, в этой ситуации подходит "легкое" слово "извини".

Какие два слова чаще всего поднима­ют нашу речь на "королевский" уровень? Да, это слова "позвольте" и "разрешите".

Позвольте мне извиниться перед вами. Разрешите мне принести вам свои извинения. Приношу свои извинения.

На "королевском" уровне мы не объ­ясняем причину наших извинений.

На "нашем" уровне мы можем это объяснить. Это можно сделать, рассказав всю ситуацию. Например, что сломался будильник, а мама не успела отнести его в починку, и утром вы проспали вместе с мамой. Но чаще всего объяснения быва­ют очень короткими. Например, "извините за беспокойство". А за что еще прихо­дится часто извиняться? Давайте запи­шем эти причины на доске.

Извините      беспокойство опоздание

неожиданный приход ранний звонок

Можно извиняться и без указания причины, если неловкость произошла только что (например, вы наступили чело­веку на ногу). Тогда вы просто скажете:

Извините, пожалуйста. Простите, пожалуйста.

На "дружеском" уровне и извинение будет дружеским:

Не сердись на меня! Я не хотел тебя обидеть! Тысяча извинений! Я больше не буду! (Тик говорят дети.)

А вот ответ на извинение:

Я принимаю ваши извинения. Я прощено нас. Не стоит извинений. Пожалуйста. Ничего. Не стоит. Да что вы! Пустяки! Мелочь! Какие пустяки! Да ладно!

А сейчас разделитесь на пары. Один из вас играет роль самого себя, а вто­рой — своего папы или своей мамы. Каж­дой паре я даю карточку, на которой на­писана та или иная ситуация. Задача ребенка — попросить прощения или изви­ниться перед "взрослым", задача "взрос­лого" — ответить на извинение. А все ос­тальные пытаются догадаться, что напи­сано на карточках.

Итак, вот причины для извинения: взял мамину чашку: толкнул маму, кото­рая несла чашку с горячим чаем, мама обожглась; позвал маму в пятый раз; чи­тал до часу ночи, а утром опоздал в шко­лу; взял деньги без разрешения; разбил любимую бабушкину вазу; обещал позво­нить, но не позвонил, дома страшно бес­покоились,

А теперь представим себе ситуацию. Вы уезжали на две недели и не смогли поздравить своего друга с днем рожде­ния, Сейчас вы приехали и хотите изви­ниться и поздравить его "задним числом" с прошедшим праздником. Это можно сделать письменно и устно, по телефону. Кто больше любит звонить? Где ваш те­лефон? Трубку поднимает бабушка.

Кто больше любит писать? Я ваш се­кретарь. Продиктуйте мне записку, я пе­чатаю...

 Наш русский язык очень многозначен. Одно предложение, а точнее сказать одна фраза, одно высказывание могут менять свое значение только потому, что я буду произносить его с разными интонациями.

Сейчас я напишу на доске предложе­ние и произнесу его с шестью разными интонациями. При этом я покажу рукой и рисунком, как двигается мой голос. А вы определите, что я говорю.

К акф< сегодня погода 1 (Вопрос.)

Какая сегодня погода? (Переспрос.)

Какая сегодня погода ? (Я не закончила говорить.)

Какая сегодня погода! (Положительная оценка.)

Какая сегодня погожа! (Положительная оценка.)


Какая сегодня погода ! (Вопрос.)

Какая сегодня погода? (Переспрос.)

Какая сегодня погода ? (Я не закончила говорить.)

Какая сегодня погода! (Положительная оценка.)

Какая сегодня погода! (Положительная оценка.)

Какая сегодня погода! (Отрицательная оценка.)

Вы видите два положительных . высказывания, которые отличаются по уровням. Первое возможны на "королевском" и на "нашем" уровне, а второе — только на "дружеском".

Комплимент — дело сложное. Чуть-чуть ошибся — и может получиться смеш­но. Например, видит мальчик однокласс­ницу и говорит, желая сделать ей прият­ное: "Какая ты сегодня причесанная!" А она думает: "А вчера, что, была неприче­санная?" и обижается. Поэтому, кроме комплимента "Вы сегодня прекрасно вы­глядите!", который можно сказать всем и всегда (только помните об интонации), нам нужно определить, что можно похвалить у разных людей:

У мужчины; профессию, черты харак­тера, моложавость, спортивную форму.

У женщины: профессию, черты харак тера, красоту, моложавость, одежду, прическу, вкус, что она умеет делать (напри­мер, вкусно готовить).

У ребенка: учебу, умение что-то де­лать, черты характера, взросление, раз­ные принадлежащие ему вещи.

Давайте запишем разные комплимен­ты на "нашем" уровне:

Вы прекрасный спортсмен! Вы замечатель­ная актриса. Ты отличный ученик. Вы прекрас­ный (умный, добрый, отзывчивый, чуткий) че­ловек! Ты настоящий товарищ!

Вы очень молодо выглядите. Как ты вырос (ла)! Какой (ая) взрослый (ая) ты стал(а)!

У вас прекрасная спортивная форма! Какой у вас костюм! Вам очень идет эта прическа! У тебя великолепный велосипед! Как вы поете!

Посмотрите на комплименты, которые мы записали. Давайте выделим те, кото­рые можно произнести с "дружеской" интонацией.

Ответ на комплимент — тоже дело тонкое. Нельзя в ответ на слова "Как вы прекрасно сегодня выглядите!" говорить: "Да что вы, у меня всю ночь болел жи­вот!" Комплимент надо принимать без смущения и обязательно с улыбкой. На всех уровнях отвечают так:

Спасибо. Спасибо за комплимент. Мне очень приятно. Я могу сказать о вас то же самое.

И только в крайнем случае можно "не поверить": "Ну что вы!" или "Это только комплимент".

Устроим конкурс на лучший комплимент. Девочки по очереди выходят к доске, мальчи­ки (а потом и девочки) делают комплименты. Делимся на пары: мальчик — девочка. Вы давно не виделись. Поздоровайтесь — ска­жите комплимент — ответьте на него — спросите, как дела, — ответьте — попрощай­тесь. Начинают говорить мальчики.

Домашнее задание. На следующем за­нятии я попрошу вас рассказать о ситуа­ции, когда надо было извиниться, сделать комлимент. Расска­жите о ней. Какую форму извинения вы выбрали и почему?

 

Конец урока.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 183.