Санация кредитной организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Банковская практика показывает, что в случае признания кредитной организации испытывающей трудности (отнесение ко второй категории проблемности), не зависимо от того, на какой стадии запущенности это произошло, Банк России (в случае, если не установлены факты мошенничества в кредитной организации или же если это не явилось следствием пробелов в управления существующей администрацией банка), пытаясь помочь выправить финансовое состояние, предписывает ей разработать план санации (или финансового оздоровления) и попытаться его реализовать.

Мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организа­ции (планы санации) разрабатываются и составляются в соответствии с требо­ваниями, предусмотренными указаниями Банка России от 22.11.96 № 363 «О планах санации кредитных организаций» и письмами Банка России от 30.04.97 № 443 «О методических рекомендациях по составле­нию планов санации кредитными организациями», от 28.05.1997 № 457 «О критериях определения финансового состояния банков».

Устанавливается реальное финансовое положение кредитной ор­ганизации, оценивается реальность мероприятий, предусмотренных планом санации, и на этой основе определяется возможность восстанов­ления платежеспособности, ликвидности и дальнейшего развития кре­дитной организации в результате выполнения мероприятий по ее фи­нансовому оздоровлению.

Для установления реального финансового положения кредитной ор­ганизации выясняется, имеется ли у нее недостаток собственных средств (капитала) и ликвидных активов, а также определяется их размер.

Для определения недостатка собственных средств (капитала) рас­считывается, прежде всего, сумма, необходимая для покрытия возмож­ных и имеющихся потерь (обесценения) активов, и устанавливается сумма обязательств, которая не была учтена в балансе (не начисленная задолженность перед бюджетом, внебюджетными фондами, кредитора­ми и вкладчиками, в том числе по процентам, штрафам, пеням и не­устойкам), а также сумма внебалансовых обязательств (гарантии, по­ручительства), по которым наступил момент платежа, но он не был со­вершен из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредит­ной организации.

Сумма, которая требуется для покрытия возможных и имеющих­ся потерь (обесценения) активов, определяется путем оценки стоимости всех активов кредитной организации.

Недостаток капитала определяется как разница между суммой собственных средств (капитала), которая минимально необходима для выполнения экономических нормативов, пересчитанных на осно­ве показателей расчетного баланса, и суммой собственных средств (капитала).

Для определения недостатка у кредитной организации ликвид­ных средств следует оценить разницу между обязательствами до востребования и на срок до 30 дней и ликвидными активами.

При оценке возможности восстановления платежеспособности и ликвидности кредитной организации в результате выполнения ме­роприятий по ее финансовому оздоровлению проверя­ется, прежде всего, соответствие этих мероприятий требованиям действу­ющего законодательства и нормативных актов Банка России. Затем ме­роприятия оцениваются с точки зрения сроков их выполнения и способности реально обеспечить восстановление платежеспособности и лик­видности кредитной организации.

При оценке мероприятий по сокращению административно-хо­зяйственных расходов кредитной организации выясняется насколько они будут обеспечивать нормальное ее функционирование и выполне­ние ею намеченных мероприятий по финансовому оздоровлению при снижении расходов. Для этого следует, в частности, сравнить по струк­туре и динамике планируемые и ранее произведенные расходы. Это по­зволит определить реальность планируемого снижения тех или иных расходов.

 При оценке реальности мероприятий, предусматривающих по­вышение доходности операций кредитной организации, определяется в какой степени кредитная организация имеет технические и финансовые возможности развивать операции, которые могут принести доход, и по­зволяет ли ситуация на финансовых и других рынках развивать эти на­правления бизнеса, возможности направлять свободные денежные сред­ства в какие-либо активные рентабельные операции.

Признанные реальными мероприятия следует оценивать с точки зрения их влияния на финансовое оздоровление кредитной организа­ции, имея в виду, что выполнение всех этих мероприятий должно обес­печить восстановление платежеспособности и ликвидности, то есть по­крыть недостаток капитала и ликвидных средств.

В этих целях мероприятия, направленные на восстановление лик­видности кредитной организации, анализируются в первую очередь, так как обеспечение своевременных расчетов по текущим обязательствам является одним из основных условий выполнения данной кредитной ор­ганизацией мероприятий по финансовому оздоровлению.

При оценке влияния указанных мероприятий на восстановление платежеспособности и ликвидности кредитной организации следует ис­ходить из того, что кредитная организация будет осуществлять в период проведения санационных мероприятий все присущие ей операции, в том числе формирование различных резервов, включая резервы под возможные потери стоимости активов, обязательные резервы, депони­руемые в Банке России, и резервный фонд.

Важным моментом в рабо­те с банками, имеющими внешние признаки банкрот­ства, является направление в них рабочих групп для оценки возможностей сани­рования и установления не­посредственно на месте ре­ального финансового состоя­ния в случае, когда бухгал­терская отчетность банка вызывает сомнения в воз­можности реализации плана санации. Из одиннадцати групп, направленных Глав­ным управлением в 1997 году по указанным причинам, в трех банках было установ­лено отсутствие реальных возможностей восстановле­ния платежеспособности, а в восьми — даны положи­тельные заключения о воз­можности финансового оздо­ровления.

В инструментарии средств по проведению санации банка к наиболее специфичным от­ носится работа в них Времен­ных администраций, создава­емых приказом Банка России. В случае, если финансовое состояние банка слишком запущено и вызывает опасение способность существующей администрации выправить его, ЦБ единовластно принимает решение о введении в банк временной администрации. Временная администрация так же обязана предоставить в банк план санации кредитного учреждения и, в случае одобрения его в ЦБР, пытаться на практике реализовать его. Оценивая усилия Временных администраций по управле­нию банками с внешними признаками банкротства, следует признать, что в боль­шинстве своем они не дают положительных результатов. В ряде случаев введение Временных адми­нистраций было неоправдан­ным, так как осуществлялось в практически недействую­щие кредитные организации, а проведенный анализ их фи­нансового состояния свиде­тельствовал, что санации они не подлежат.

Если ЦБ сомневается в компетентности действующего руководства банка и предвидит грядущие проблемы, связанные с этим, он вправе рекомендовать акционерам (или пайщикам) заменить действующий руководящий состав (управляющего, главного бухгалтера и т.д.). В основном, рекомендации носят директивный характер.

Резюмируя вышесказанное, делаем вывод, что отечественная практика санации проблемных кредитных учреждений выделяет три основных пути реализации планов финансового оздоровления: 1) разработка и реализация планов санации самой кредитной организацией; 2) введение внешнего управления в проблемный банк с целью реализации плана санации, или же подготовки и проведения процедуры банкротства; 3) реорганизация банка. Однако действительная схема реализации планов финансового оздоровления далека от совершенства и изобилует множеством пробелов.

 

 

3.2. Основные пробелы в составлении и реализации планов финансового оздоровления кредитных учреждений и возможные варианты их решения

 

 

Разработка плана финансового оз­доровления — ответственный этап в процедуре сана­ции кредитной организации. В случае эффективной реализации поставленных целей и задач, кредитной организацией может быть достигнуто частичное или полной восстановление утраченной платежеспособности, повысится ликвидность, улучшатся показатели рентабельности и проч. Однако, практика рассмотрения планов финансового оздоровления (санации) банков свидетельствует о наличии целого ряда факторов, препятствующих своевременному и эффективному проведению санационных мероприятий. Практически все поступившие в Управление по организации бан­ковского санирова­ния планы в перво­начальном вариан­те не соответство­вали требованиям Банка России, из­ложенным в указа­ниях ЦБ РФ №363 от 22.11.96 г. «О пла­нах санации кредитных ор­ганизаций» и методических рекомендациях [23, 24], и были возвращены в банки на до­работку.

Какие же ошибки и недочеты наибо­лее часто встречаются в пла­нах санации?

q ориентация на недостовер­ный бухгалтерский баланс. Составителям планов сана­ции необходимо точно пред­ставлять размеры дефицита финансовых средств у того или иного банка, иначе пла­нируемые меры окажутся не­адекватными. Поэтому очень важно, чтобы в балансе были достоверно отражены как ак­тивные, так и пассивные операции, вынесены на просрочку невозвращенные ссуды и неуплаченные проценты по ним, созданы в полной мере, в соответствии с действую­щими правилами, резервы под выданные ссуды и под вложения в ценные бумаги, полностью сформирован ре­зервный фонд и оплачен ФОР. В итоге, если в балансе отражены реальные размеры убытков банка, то реальной окажется и величина мини­мально необходимого капита­ла, при которой обязатель­ные экономические нормати­вы будут выполняться;

q нежелание или отсутствие возможностей у собственников кредитных организаций осуществлять соответствующие меры, направленные на оздоровление ситуации в их банке. Кроме того, нередки случаи, когда собственники банков, являющихся фактически банкротами, не имея ресурсов для их оздоровления, не передают контроль над банками инвестору, готовому осу­ществить мероприятия по финансовому оздоровлению.

q деклара­тивный характер, т.е. отсут­ствие документов, подтверж­дающих реальность заплани­рованных мероприятий. На­пример, если идет речь об увеличении уставного капитала, то необходимо представить протокол общего собрания акционеров банка, приняв­шего такое решение, с указа­нием сроков его выполнения и инвесторов, желающих увеличить уставный капитала банка; их письма, подтверждающие осведом­ленность о реальном финан­совом состоянии банка, бух­галтерские балансы, заве­ренные в ГНИ, с наличием чистых активов, достаточ­ных для инвестирования в уставный капитал банка, ко­пии аудиторских заклю­чений. Запрашиваются также до­кументы, подтверждающие факт представления на реги­страцию проспекта эмиссии ценных бумаг, отчета о ее вы­полнении, нового состава ак­ционеров или участников, из­менения величины уставного капитала. В приложения к плану санации должны быть вклю­чены такие копии договоров банка: о переуступке прав требований, о. переоформле­нии краткосрочной кредит­ной задолженности в долго­срочную, цессии, определе­ния арбитражного суда по взысканию с должников вы­данных банком ссуд и дру­гие документы, подтверж­дающие выполнение банком мероприятий плана сана­ции. В плане санации должен содержаться график выполнения банком тех или иных мероприятий и дости­жения определенных целе­вых установок. При наличии указанных недостатков пла­ны санации возвращаются на доработку с требованием представить подтверждаю­щие документы. Если план финансового оздоровления отвечает предъявляемым требованиям, он принимается Главным управлением;

q на сегодняшний день объек­тами санирования являются банки, отнесенные к 4-й груп­пе проблемности, то есть име­ющие внешние, ярко выраженные признаки бан­кротства. Во многих из этих банков убытки и дефицит финансовых ресурсов так ве­лики, что невозможно найти инвесторов для восстановле­ния платежеспособности. Поэтому представляется целесообразным, чтобы Цен­тральный банк подключался к организации банковского санирования в тот момент, когда кредитные организа­ции еще не вошли в стадию банкротства и когда имеется больше возможностей для их финансового оздоровления, то есть необходимо начинать процедуру санации в банках, отнесенных к 3-й группе про­блемности.

Несовершенство банковского законодательства проявляется и в том, что некоторые негативные моменты деятельности кредитной организации, способные нанести серьезную угрозу банку, никак не отражаются в банковском законодательстве. Это происходит в том случае, когда учредители или акционеры банка так тесно связаны между собой (через капиталы или руководящие органы), что определить, каким имуществом владеет данный банк не всегда представляется возможным, а при банкротстве банка ликвидационная комиссия сталкивается с фактом аренды большей части основных средств банков у фирм-акционеров, которые таким способом создают гарантии своих средств, размещенных в банке. Интересы кредиторов в этом случае не являются равными и поэтому необходимо решить эти вопросы на законодательном уровне.

В результате того, что потребности экономики на первых этапах развития рыночных отношений диктовали необходимость значительного увеличения числа кредитных организаций, система получения лицензии на проведение банковских операций отличалась особым либерализмом. Было зарегистрировано значительное число банков, ориентированных только на быстрое получение прибыли даже при очевидном мошенничестве. Такие банки не были нацелены на поддержание своей устойчивости, не имели определенных целей и долгосрочной политики, не вырабатывали тактику работы с клиентурой, базирующуюся на длительных отношениях, а иногда и осуществляли деятельность в неприспособленных помещениях, часто меняли свои юридические адреса, прекращая работу без извещения кредиторов и вкладчиков. Для разрешения проблем с такими банками, кроме ужесточения правил регистрации, необходимо становление полноценных профессиональных служб как внешнего аудита банков, так и служб внутреннего аудита в самих коммерческих банках.

Для преодоления негативных тенденций состояния проблемных банков, а также разрешения вопроса эффективности отечественной банковской системы в целом в настоящее время необходимо определить показатели структурообразующих (социально значимых) банков, крах которых повлечет возникновение системного кризиса в банковском секторе. Для поддержания нормальной работы данной категории банков необходимо дифференцировать показатели ликвидности и по возможности усилить контроль за их деятельностью.

Кроме того, необходимо выработать эффективный механизм поддержки действующих банков путем развития операций рефинансирования со стороны центрального банка. Значительные объемы средств, уже задействованные коммерческими банками в операциях с векселями, ставят для Центрального банка России задачу разработки порядка переучета векселей. Помимо этого необходимо кроме развития ломбардного кредитования совершенствовать практику выдачи расчетных кредитов и прием средств на депозит Центральным банком на краткосрочной основе. Данная система рефинансирования признана эффективной в большинстве экономически развитых стран и вполне могла бы быть применена и в наших условиях.

Для усиления ответственности сотрудников и руководства коммерческих банков за результаты своей работы возможно введение дополнительных регулирующих мер. В международной практике применяется система штрафов работников, допустивших ошибки в своей профессиональной деятельности (в США от 1000 долларов за каждый день), при одновременном действии системы компенсаций и страхования сотрудников. Страховое покрытие, однако, часто не распространяется на уголовные преступления, деяния, связанные с нечестностью служащих, действия, предпринятые для личной выгоды, действия, повлекшие конфликты интересов. В наших условиях, когда личная ответственность руководства и сотрудников банков за удачи и неудачи коммерческого банка минимальна, можно было бы законодательно установить определенные ежемесячные отчисления из доходов сотрудников банка в специальный фонд по заработной плате, средства которого депонируются и при обнаружении недостатков в работе персонала банка направляются на погашение убытков.

Кроме того, необходимо доработать законодательные вопросы залогового обеспечения кредитных сделок и гарантий по выдаваемым банками кредитам.

Необходимо ввести в практику и законодательно закрепить:

Ø основные критерии, при наличии которых управление проблемным банком может быть передано институту санации. Возможность использования признанных в зарубежной практике систем оценок позволит в дальнейшем легче интегрироваться отечественной банковской системе в международные структуры;

Ø ответственность сотрудников банка при противодействии надзорным органам и внешнему управлению банком вплоть до отстранения от должности, как это практикуется за рубежом;

Ø возможности надзорных органов по временному ограничению определенных видов деятельности коммерческих банков, если эта деятельность может негативно отразиться в дальнейшем на их финансовом состоянии;

Ø возможность приостановления начисления штрафов, пени, неустоек по обязательным платежам в период проведения санации кредитной организации.

Кроме того, Центральному Банку необходимо определиться, при каких условиях он готов предоставить прямую помощь проблемному банку. Накопленный международный банковский опыт санации проблемных банков подтверждает необходимость подобной меры. В настоящее время Центральный Банк должен также определить свое отношение к фонду страхования депозитов и тому опыту, который уже есть в России по данному вопросу.

Подытоживая данную главу, мы делаем вывод, что на сегодняшний день институт санирования проблемных кредитных организаций находится на ранних стадиях зарождения. В российской банковской системе отсутствует практика управления кризисными кредитными учреждениями, законодательная база, регулирующая это направление, далека от совершенства. Основные характеристики существующего российского антикризисного управления, приведенные выше, доказывают, что для эффективной работы необходим качественно новый подход к санации кредитных учреждений, основанный на переработке и дополнении существующей практики оздоровления проблемных организаций.

Эффективное управление кредитной организацией в условиях постоянно меняющей законодательной базы, общей стагнации промышленности, кризиса валютного, межбанковского рынков – это настоящий труд. К сожалению, этот труд далек от совершенства: казалось бы, такие столпы банковской системы, как Онексим, СБС-Агро, Инком, и проч. и те не смогли справиться с нахлынувшим кризисом. А что тогда говорить о средних и мелких банках? Существует масса недоработок, а подчас, и серьезных ошибок и просчетов как в работе банков по составлению и реализации планов санации, так и со стороны Центрального Банка России.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Проведенное исследование показало, что эффективное управление в проблемных кредитных учреждениях на сегодняшний день особенно актуально. Нарастающий кризис российской банковской системы порождает все новые и новые кредитные институты, нуждающиеся в антикризисном менеджменте. Финансовые потери не являются неизбежными. При правильной макроэкономической политике с созданием эффективной системы оценки деятельности кредитных институтов, совершенствовании деятельности служб банковского надзора как при лицензировании банков, так и при ежемесячном отслеживании результатов их деятельности, а также при профессиональном проведении инспекционных проверок вероятность появления финансовых проблем можно существенно снизить.

Профилактические меры диагностики состояния коммерческих банков являются необходимыми, так как для поддержания устойчивости функционирования банковской системы нужны не столько кардинальные методы оздоровления, сколько исключение серьезных проблем в массовых масштабах у многих кредитных институтов. Однако на запущенных стадиях проблемности нужны экстренные комплексные методы воздействия. Вместе с тем, решительное хирургическое вмешательство путем вырезания у банков просроченных ссуд с их последующей реабилитацией не может превратиться в постоянную практику, пока не удалены причины бедственного положения банков.

Отправным моментом антикризисного управления в кредитной организации является получение неудовлетворительных данных анализа деятельности. Чем раньше выявлены недостатки в деятельности и определены основные направления работы, тем больше шансов восстановить утраченные возможности кредитной организации.

Раннее выявление и фиксация проблем в большинстве случаев возможны только посредством анализа финансового состояния. К сожалению, современные методики не лишены недоработок, и либо углубленный анализ деятельности кредитной организации позволяет сделать вывод о наступившем кризисе, либо непосредственное проявление все нарастающих кризисных тенденций фиксирует факт проблемности кредитной организации. В настоящей работе предложена методика, представляющая собой переработанную и дополненную базовыми экономическим показателями методику анализа деятельности кредитной организации на основе методических рекомендаций НБРА. По мнению автора, предлагаемая методика позволяет сделать наиболее полный анализ, необходимый для получения данных о деятельности кредитной организации, и выявить признаки проблемности уже на ранних стадиях.

Серьезное влияние на деятельность кредитных организаций оказывает внешняя среда, вызванная проведением макроэкономической политики. Несмотря на то, что высокие темпы инфляции могут принести относительную временную выгоду коммерческим банкам, в экономике в целом они порождают неопределенность и значительные потери национального богатства, которые со временем обязательно отразятся на состоянии коммерческих банков. Ни одна финансовая система не может оставаться прибыльной в долгосрочной перспективе при наличии значительных проблем у производственного сектора. Убыточный производственный сектор неизбежно со временем потянет за собой и банковский сектор, состояние коммерческих банков напрямую зависит от состояния их клиентов. Даже при том, что некоторые коммерческие банки могут быть и не связаны непосредственно с кредитованием реального сектора экономики, наличие значительных финансовых проблем у большинства клиентов связанная с этим нестабильность обслуживающих их банков со временем неизбежно найдут отражение на межбанковском, валютном и фондовом рынках и распространяется на остальные устойчивые кредитные учреждения.

При выработке мер антикризисного управления проблемными отечественными банками следует учитывать зарубежный опыт развитых стран. Для преодоления негативных ситуаций в банковской системе необходим комплексный подход, который включает устранение как внешних, так и внутренних причин проблемности банков. Несовершенные внутренние учетные нормы и стандарты могут стать серьезной причиной появления затруднений у кредитных институтов. Совершенствование отечественной системы бухгалтерского учета и отчетности в целях обеспечения максимальной прозрачности и платежеспособности кредитных институтов желательно проводить в соответствии с международными стандартами, но с учетом отечественных условий.

Помимо совершенствования банковского законодательства, необходимо снять юридические вопросы к взысканию долгов, устранить препятствия при рассмотрении дел в суде и недостатки законодательства, которые мешают банкам применять решительные меры к неплатежеспособным заемщикам как при реализации залоговых отношений, так и при реализации имущества заемщика при его банкротстве через суд.

Состояние отечественных банков с отозванной лицензией позволяет сделать вывод о том, что в целом их балансы отражают те же негативные моменты, которые имеются и у проблемных банков других государств (резкий рост вложений в более прибыльные операции, значительная доля просроченной задолженности, очевидный недостаток собственного капитала и значительные объемы полученных убытков по результатам работы). Поэтому для преодоления основных перечисленных недостатков необходимо ужесточение мер надзорного характера, направленных на увеличение собственного капитала банков, соблюдение банками нормативов ликвидности, предотвращение концентрации значительных вложений банков в одной сфере. Кроме того, необходимо пересмотреть порядок начисления резервов по ссудам, возможно процентное установление отчислений от фактических объемов всех выданных кредитов с тем, чтобы устранить предвзятое мнение банка по качеству его активов.

Однако помимо мер, направленных на повышение эффективности работы самого банка, необходимо решить вопрос списания с балансов проблемных банков просроченной задолженности по централизованным кредитам. Предусмотренные на 1998г. объемы списания и отнесение их на внутренний государственный долг способны лишь частично облегчить положение проблемных банков. Необходима комплексная работа по реструктуризации активов проблемных банков, кроме того, ЦБ должен выработать более четкие критерии предоставления стабилизационных кредитов. Решение вопроса переучета ЦБ России векселей кредитных организаций могло бы снизить остроту расчетных платежных отношений.

Для отечественной банковской системы в большей степени, чем для иностранных, необходимо повышать уровень профессионализма работников и усиливать требования к соблюдению этических норм. Необходимо также расширение мер материальной ответственности руководства для исключения мошенничества и преднамеренного банкротства.

Разрешение перечисленных проблем способно улучшить состояние платежеспособности проблемных банков, однако для предотвращения дальнейшей роста их числа необходима разработка и принятие комплекса мер по диагностике стояния кредитных учреждений, бухгалтерской отчетности и оздоровлению банков на ранних стадиях проблемности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

1. Инструкция Банка России от 01.10.97 № 1 "О порядке регулирования деятельности банков" (Новая редакция инструкции Банка России от 30.01.96 № 1 "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций").

2. Указание Банка России от 31.12.97 № 123-У “О внесении изменений и дополнений к Инструкции Банка России от 01.10.97 № 1 “О порядке регулирования деятельности банков”.

3. Указание от 29.01.98 № 153-У "О внесении дополнений и изменений в Инструкцию Банка России от 01.10.97 № 1 "О порядке регулирования деятельности банков".

4. Указание Банка России от 27.03.98 № 192-У "О дополнительных мерах по защите интересов вкладчиков банков".

5. Положение Банка России от 01.06.98 № 31-П "О методике расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций".

6. Инструкция Банка России от 01.10.97 № 17 "О составлении финансовой отчетности" (новая редакция Временной инструкции Банка России от 24.08.93 № 17 "По составлению общей финансовой отчетности коммерческими банками").

7. Указание Банка России от 12.05.98 № 225-У "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Банка России от 01.10.97 № 17".

8. Письмо Банка России от 28.02.97 № 419 "О мерах по усилению надзора за деятельностью кредитных организаций".

9. Приказ Банка России от 25.09.97 № 02-414 "О внесении изменений в письмо Банка России от 28.02.97 № 419 в связи с переходом на новый План счетов бухгалтерского учета".

10.  Инструкция Банка России от 31.03.97 № 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности".

11.  Письмо Банка России от 28.07.97 № 492 "О применении отдельных положений инструкции Банка России от 31.03.97 № 59".

12.  Указание Банка России от 14.11.97 № 20-У " О внесении изменений в инструкцию Банка России от 31.03.97 № 59".

13.  Письмо Банка России от 02.04.98 № 85-Т "О порядке применения мер воздействия к реорганизующимся кредитным организациям".

14.  Письмо Банка России от 18.11.97 № 05-15-3-1/1193 "О порядке обращений в Банк России по вопросам соблюдения кредитными организациями пруденциальных норм деятельности".

15.  Положение Банка России от 28.08.97 № 509 "Об организации внутреннего контроля в банках".

16.  Положение Банка России от 08.09.97 № 516 "О пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации".

17.  Письмо Банка России от 22.12.94 № 132 "О публикуемой отчетности коммерческих банков".

18.  Письмо Банка России от 28.05.97 № 457 "О критериях определения финансового состояния банков".

19.  Письмо Банка России от 23.12.96 № 383 "О порядке осуществления пруденциального банковского надзора за Сберегательным банком Российской Федерации".

20.  Письмо Банка России от 18.09.97 № 01-15-973 "О совершенствовании взаимодействия подразделений территориальных учреждений Банка России по регулированию и надзору за деятельностью кредитных организаций".

21.  Письмо Банка России от 20.06.97 № 473 "О мерах по усилению контроля за достоверностью отчетности кредитных организаций".

22.  Письмо ЦБР от 28 мая 1997 года №457 “О критериях определения финансового состояния банков”.

23.  Письмо ЦБР от 22 ноября 1996 №363 “О планах санации кредитных организаций” (С изменениями от 30 апреля 1997) (с Приложением № 1).

24.  Письмо ЦБР от 30 апреля 1997 года № 443 “О методических рекомендациях по составлению планов санации кредитными организациями” (с Приложением к письму).

25.  Указание ЦБР от 13 ноября 197 года № 18-У “О введении в действие новой редакции методических рекомендаций о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации), утвержденных письмом Банка России от 08.09.97 №513».

26.  Указание “О годовом бухгалтерском отчете и отчетности кредитных организаций, предоставляемой в рамках надзора” от 25 декабря 1998 года № 452-У.

27.  Указание № 429-У от 30 ноября 1998 года “О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Банка России от 31.03.97 года № 59 “О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности”.

28.  Бюллетень банковской статистики // -1999. -№4.

29.  Текущее состояние банковской системы // Банковская Газета. – 1999.   - №3 (141) Февраль.

30.  Востриков П., Логинов Л. Особенности реорганизации банков в форме слияния и присоединения // Банковское дело в Москве. –1998. - №2. – с.14-15.

31.  Геращенко В.В. О ситуации в банковской системе и проблемах ее реструктуризации // Доклад Председателя Банка России на IX съезде Ассоциации российских банков. – 1999.

32.  Ивин Н.И. Санация проблемных банков. Некоторые итоги года // Банковское дело в Москве. –1998. - №2. –с.12-13.

33.  Лунтовский Г.И. Проблема оздоровления коммерческих банков: российская практика и зарубежный опыт // Деньги и Кредит. –1998. - №6. – с.44-46.

34.  Масленченков Ю.С. Мониторинг финансовой деятельности банка на основе моделирования его баланса и идентификации традиционных банковских рисков // Банковское дело. -1998. -№4. –с.51-54.

35.  Саркисянц А.Г. Слияния и банкротство банков: мировой опыт // Деньги и Кредит. –1998. - №2. – с. 43-52.

36.  Турбанов А.В. Банковская система Российской Федерации: проблемы реструктуризации // Деньги и Кредит. –1998. - №2. – с.3-7.

37.  Л.П. Белых. Устойчивость коммерческих банков. М., 1996.

38.  А.П. Ковалев. Диагностика банкротства. М., 1995.

39.  Г.С. Панова. Анализ финансового состояния коммерческого банка. М., 1996.

40.  Http://mac.www.cbr.ru.

41.  Http://www.aton.ru

42.  Http://www.rbc.ru.

 



П Р И Л О Ж Е Н И Я

 


Приложение 1

 

Динамика значений экономических нормативов деятельности Банка «Условный»

 

 

Критериальное значение

Наименование норматива


Формула* 01.01.97 01.01.98 01.01.99
Н1 Норматив достаточности собственных Средств (капитала) банка Мин соб.ср-ва менее 1млн. ЭКЮ = с 1-02-98 – 7% Н1 = К / (Ар-Рц-Рк-Рд) * 100% 7,48% 13,19% 13,31%
Н2 Норматив мгновенной ликвидности Мин 20% Н2 = ЛАм / ОВм * 100% 245,56% 240,56% 225,25%
Н3 Норматив текущей ликвидности   на 01-02-98 = 50%, на 01-02-99 = 70% Н3 = ЛАт / ОВт * 100% 96,23% 166,86% 184,62%
Н4 Норматив долгосрочной ликвидности Макс 120% Н4 = Крд / (К+ОД) * 100% 15,35% 40,17% 60,86%
Н5 Норматив общей ликвидности Мин 20% Н5 = ЛАт / (А-Ро) * 100% 26,62% 36,82% 25,85%
Н11 Макс. Размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения Макс 100% Н11 = Вкл / К * 100% 135,93% 99,18% 228,93%

* Расшифровку условных обозначений смотри в Приложении 3

 

 

 


 
Приложение 2

 

Динамика значений экономических показателей деятельности Банка «Условный»

 

Показатель

Значение, %

Формула**

01.01.97

01.01.98

01.01.99
А Б В

Г

Д

1

2

3
К1 Доходные активы к активам Оптим.

75-85

(а5+А6+А10+а16+а18)/(А1+А6+А10+А15)

61,33%

61,07%

62,24%
К2 Доходные активы к платным пассивам Оптим.

>100

(а5+А6+А10+а16+а18)/(О+О4)

98,52%

89,78%

98,13%
К3 Ссуды к обязательствам Оптим.

>70 –агрес.

<60 -остор.

А10/(О1+О4+О8)

56,29%

58,66%

74,13%
К4 Ссуды к капиталу Оптим.

<=80

А10/(С1+С4)

111,13%

147,09%

136,61%
К5 Просроченные ссуды к ссудам Оптим.

<=4

а14/А10

12,48%

9,77%

40,32%
К6 Резервы на ссуды Оптим.

<=4

с6/А10

4,99%

6,93%

12,07%
Л7 Кассовые активы к онкольным обязательствам Оптим.

20-50

А1/О1

27,55%

46,02%

46,32%
Л8 Кассовые активы к онкольным и срочным обязательствам Оптим.

0,5-30

А1/(О1+О4)

15,34%

30,10%

28,30%
Л9 портфель ценных бумаг к обязательствам Оптим.

15-40

А6/(О1+О4+О8)

23,98%

16,83%

8,79%
Л10 Капитал к активам Оптим.

 8-15

(С1+С4)/(А1+А6+А15)

53,68%

49,10%

67,72%
П17 Онкольные и срочные обязательства к активам Оптим.

50-70

(О1+О4)/(А1+А6+А10+А15)

62,25%

68,03%

63,43%
П18 Займы к активам Оптим.

20-35

(о6+о7)/(А1+А6+А10+А15)

8,12%

7,40%

1,09%
П19 Онкольные обязательства ко всем обязательствам Оптим.

20-40

О1/(О1+О4+О8)

52,22%

62,24%

59,77%
П20 Срочные вклады ко всем обязательствам Оптим.

 10-30

о5/(О1+О4+О8)

29,33%

22,56%

36,40%
П21 Прочие обязательства ко всем обязательствам Оптим.

к мин.

о8/(О1+О4+О8)

6,22%

4,85%

2,15%
П22 Собствен. средства к собст. капиталу Оптим.

>=50

С1/(С1+С4)

79,81%

87,85%

81,83%

 

 
Продолжение Приложения 2

 

А Б В Г

Д

1

2

3

Р23 Прибыль к собственным средствам Критич. 10-20%

с8/С1

17,73%

1,69%

0,00%

Р24 Мультипликатор капитала Оптим. 8-16раз

(А1+А6+А10+А15)/(С1+С4)

2,97

3,51

2,84

Р25 Прибыль к уставному фонду Оптим.* -

Прибыль/Устав фонд

188,37%

17,46%

0,00%

Р26 Прибыль к доходным активам Оптим.* -

Прибыль/Активы, приносящие доход

5,03%

0,42%

0,00%

Р27 Прибыль к активам Оптим.* -

Прибыль/Активы

4,87%

0,37%

0,00%

Ф28 Доходные активы к капиталу Оптим.  8-18

(а5+А6+А10+а16)/(С1+С4)

165,78%

209,67%

168,93%

Ф29 Недоходные активы к капиталу Оптим. 0,5-2,0 раза

(а2+а3+а4+а17+а18+а19)/(С1+С4)

1,32

1,41

1,15

                       

* Оптимальное значение считается равным среднерегиональному и среднеотраслевому показателю

** Расшифровку условных обозначений смотри в Приложении 3

 

 

 


 
Приложение 3       

 



Дата: 2019-07-30, просмотров: 184.