31 декабря 2017 года Президентом России был подписан 503-ФЗ, закрепляющий в нашей стране раздельный сбор твердых бытовых отходов. В документе также содержатся меры, которыми физических лиц и организации будут стимулировать сортировать выбрасываемый мусор. Законодательство о раздельном сборе мусора рассчитано на многолетнюю реализацию и постепенный переход на цивилизованные нормы обращения с отходами. Чиновники предполагают, что для полноценного введения в действие всех заложенных в документе положений потребуется 10-15 лет.
2018 год будет для закрепленных в законодательстве изменений переходным и подготовительным периодом. Раздел документа, описывающий полномочия органов власти на местах в части обращения с твердыми коммунальными отходами начнет работать с 1 января 2019 года. Тогда же вступит в силу положение о правилах накопления ТКО, утвержденных федеральным правительством, и порядке накопления (в том числе, раздельного), который утверждается органом исполнительной власти на уровне субъекта.
С 2018 года региональные власти имеют право для самостоятельного определения того, какое количество ТКО будет собираться в раздельном режиме. Накопление отходов – лицензируемая деятельность, так как она способна оказывать негативное воздействие на окружающую среду и самочувствие людей. 503-ФЗ позволяет заниматься этим без оформления лицензии домохозяйствам и магазинам. Граждане смогут напрямую продавать вторичное сырье, а у производителей товаров появится возможность налаживания системы специализированного сбора.
В стране на протяжении многих лет взимается экологический сбор, средства которого теперь предполагается направлять на создание утилизационных мощностей. Работающие в регионах с ТКО операторы в обязательном порядке должны будут использовать территориальные схемы обращения с отходами. Под ними как раз и понимается перечень мест, используемых для сортировки, сжигания и захоронения мусора. Утверждение таких схем по новым правилам будет происходить только после проведенных публичных слушаний. Введение территориальных схем обращения с ТКО нужно, в том числе, для того, чтобы прекратить нерациональную практику с утверждением Росприроднадзором на федеральном уровне планов по расположению каждого мусорного бака.
В настоящий момент в нашей стране производится переработка лишь небольшой доли от всего образующегося мусора – она составляет около 10 процентов. Технологические возможности перерабатывающих предприятий позволяют увеличить эту долю, но для начала нужно решить проблему с сильной загрязненностью пищевыми отходами. Эксперты говорят о том, что в России пока рано повсеместно устанавливать отдельные контейнеры для бумажного, пластикового и стеклянного мусора. Начинать нужно с разделения отходов на две части – пищевые отходы и все остальное, представляющее собой потенциальные вторичные ресурсы. Наиболее востребованными у переработчиков являются такие материалы, как стекло, бумага, пластик и лом металлов. В России хорошо налажена система переработки гофрокартона – он примерно на 80 процентов используется вторично. Одним из необходимых в будущем изменений привычного уклада жизни горожан является отказ от мусоропроводов. Если отходы сбрасываются по единой «трубе», то говорить об их раздельном сборе не представляется возможным. Отдельные эксперты предлагают оставить мусоропроводы, но разрешить сброс с их помощью только одного вида отходов, к примеру, пищевых. Однако этот вопрос пока остается лишь на стадии предположений.
При отделении вторсырья от общего объема смешанных отходов количество последних уменьшается. Крупные организации, занимающиеся вывозом мусора, несут от этого убытки, так как они получают оплату именно за вывезенный объем. В такой ситуации инициаторы установки баков для вторсырья могут столкнуться с противодействием.
Непростые отношения управляющих организаций и компаний по вывозу мусора серьезно меняет внедрение института региональных операторов по обращению с ТКО. Именно последние по факту получают в свое распоряжение весь образующийся мусор.
В своей работе региональный оператор обязан использовать территориальные схемы и принятые в регионе программы, составленные для него местным правительством. В этой документации может быть прописан ориентир на раздельный сбор мусора. Оператор обязан выполнять данные условия, в том числе, устанавливать на площадках новые контейнеры, позволяющие собирать вторичное сырье.
Правительство России наделило региональных операторов (РО) широкими полномочиями, но обозначило при этом довольно туманные цели. В такой ситуации все чаще и чаще представители заготовительной отрасли задаются вопросами: «Будет ли региональный оператор самостоятельно внедрять раздельный сбор отходов (РСО)? Будет ли позволять это делать другим? Можно ли организовывать раздельное накопление в обход РО?»
1. РО должен действовать на основе территориальных схем и региональных программ, большинство из которых предписывает ему обеспечивать обработку — то есть сортировку, утилизацию, обезвреживание и размещение — твердых коммунальных отходов (ТКО). При этом утилизация и обезвреживание, — это объединенный показатель, дающий РО широкий простор для выбора стратегии и позволяющий ему без труда уклоняться от организации раздельного накопления.
2. Заработок регионального оператора напрямую зависит от объемов вывезенных отходов, будь то смешанные или раздельно собранные. Тарифы, которые устанавливает РО, незыблемы на определенный период времени. Играть на разнице для стимулирования населения возможно только внутри обозначенных границ: дешевле — можно, а дороже — нельзя. Поэтому для РО чем больше смешанных отходов — тем лучше.
3. РО может получить субсидии из средств экосбора в приоритетном порядке только на строительство сортировок и мощностей по утилизации, а не на организацию РСО.
Таким образом, ничто в федеральном законодательстве не вынуждает РО внедрять раздельное накопление. Более того, он имеет право не разрешить другим компаниям выстраивать систему РСО на контейнерных площадках, о чем написано в постановлении Правительства РФ № 1156 от 12 ноября 2016 года (п. 21): «Запрещается организовывать места сбора отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав твердых коммунальных отходов, на контейнерных площадках и специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов без письменного согласия регионального оператора».
РО может заинтересоваться РСО в том случае, когда местные власти не поддерживают идею мусоросжигания или производства твердого топлива из отходов. Тогда для сокращения объемов полигонного захоронения необходимо повышать эффективность сортировки, а это возможно только при предварительном раздельном накоплении. Дополнительным стимулом можно считать возможность сотрудничать с компаниями, реализующими РОП, и «обменивать» финансирование системы РСО на акты утилизации.
В любом случае серьезную тревогу вызывает судьба проектов по раздельному сбору, которые возникли уже несколько лет назад и стабильно функционируют. Если РО нужны смешанные ТКО для дальнейшего извлечения вторсырья, то сторонние проекты будут противоречить его целям. А если ему захочется организовывать РСО самостоятельно — то и подавно.
Существует вероятность, что региональный оператор не захочет разрушать налаженную систему и интегрирует действующие проекты в свою работу на основе агентских соглашений. В 2018 году в понятийном аппарате появилась новинка (503 ФЗ) — отдельный от ТКО термин «отходы от использования товаров» (ОИТ). Если это не ТКО, то логично считать, что к ним не предъявляются требования как к этому типу отходов и что их можно накапливать вне контейнерных площадок.
Состав ТКО жилищного фонда и предприятий резко отличается. В соответствии со справочником «Санитарная очистка и уборка населенных мест» в таблице 10.2 представлен морфологический состав ТКО жилищного фонда и предприятий.
Таблица 10.2. Морфологический состав твердых коммунальных отходов для жилищного фонда и предприятий
№№ п/п | Компонент | Процентное содержание, % по массе | |
жилищный фонд | предприятия | ||
1 | Бумага, картон | 37-41 | 45-52 |
2 | Пищевые отходы | 27-37 | 13-16 |
3 | Дерево | 1-2 | 3-5 |
4 | Черный металлолом | 3-4 | 3-4 |
5 | Цветной металлолом | 1-2 | 1-4 |
6 | Текстиль | 3-5 | 3-5 |
7 | Пластмасса | 5-6 | 8-12 |
8 | Стекло | 2-3 | 1-2 |
9 | Кости | 1-2 | 1-2 |
10 | Кожа, резина | 0,5-1 | 1-2 |
12 | Камни, штукатурка | 0,5-1 | 2-3 |
13 | Прочее | 1-2 | 2-3 |
14 | Отсев (менее 15 мм) | 5-7 | 5-7 |
Наиболее отличительные показатели имеют компоненты: бумага, картон и пищевые отходы. На предприятиях доля бумаги и картона в общем объеме образования коммунальных отходов заметно выше, чем в жилищном фонде, так как на предприятиях бумага и картон, как правило, используются в качестве упаковочных материалов в широком ассортименте (продукты питания, канцелярские товары и т.д.). На предприятиях доля пищевых отходов в общем объеме образования коммунальных отходов заметно ниже, чем в жилищном фонде, так как на предприятиях, как правило, сотрудники пользуются услугами предприятий общественного питания.
Необходимо на уровне региона вести политику стимулирования раздельного сбора отходов производства и потребления.
В разрезе ТКО необходимо начинать с объектов общественного назначения. Объекты общественного назначения могут в пределах своего предприятия организовывать селективный сбор отходов, в этом случае:
1. Необходимо не применять к таким предприятиям нормативы накопления, действующие в регионе, при условии строгой отчетности со стороны предприятия о количестве собранного и переданного на утилизацию вторичного сырья;
2. Оказывать содействие объектам общественного назначения в сбыте собранного вторичного сырья.
10.4.2. Использование мусороперегрузочных площадок (МПП), станций (МПС), как вариант оптимизации транспортной составляющей тарифа Регионального оператора
Дата: 2019-07-30, просмотров: 231.