Выведение из эксплуатации объектов размещения отходов.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В республике отсутствует четкое регулирование потоков отходов, что приводит к захламленности городов и пригородов мусором, а также к сезонной организации несанкционированных свалок садоводческими некоммерческими объединениями. Особо остро данная проблема стоит в центрах концентрации промышленного производства – в городах Петрозаводске, Кондопоге, Сегеже, Костомукше и Питкяранте.

В Республики Карелия функционируют 76 объектов размещения отходов, зарегистрированных в государственном реестре объектов размещения отходов, 18 из них специально оборудованные объекты захоронения ТКО, остальные - объекты размещения отходов производства.

Согласно информации о санкционированных свалках ТКО по состоянию на 17.04.2019 года (свалки, которые ранее были отведены для размещения отходов решениями органов МСУ) в Республике Карелия имеется 63 санкционированные, из них 18 действующие, свалки общей площадью 1188263 кв.м. или 118,8263 Га. (Приложение 10.2.)

В соответствии  Инструктивно-методическими указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными Минприроды России 26.01.1993, санкционированные свалки - разрешенные органами исполнительной власти на местах территории (существующие площадки) для размещения отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП 2.01.28-85 и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора, являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП, СНиП 2.01.28-85.

Устройство существующих санкционированных свалок не соответствует требованиям «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых коммунальных отходов», СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» и СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твердых коммунальных отходов»:

- отсутствуют противофильтрационные экраны;            

- отсутствует освещение;

- не обустроены хозяйственные зоны для размещения производственно - бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов;

- на выезде не предусмотрены контрольно - дезинфицирующие установки с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием дезинфицирующих средств;

- отсутствуют технологические регламенты эксплуатации свалок ТКО;

- не проводятся работы по промежуточной и окончательной изоляции отходов;

- отсутствует регулярный контроль за поступлением, планировкой и изоляцией ТКО;

- складирование отходов осуществляется хаотически;

- не осуществляется система мониторинга состояния окружающей среды;

- не проводится радиационный контроль.

Свалки оказывают негативное воздействие на окружающую среду и человека:

- Химическое воздействие, выражающееся в выделении вредных веществ с эмиссиями фильтрата и биогаза. Выделяющийся из толщи отходов фильтрат содержит растворенные и взвешенные загрязняющие компоненты в опасных концентрациях. При его растекании по поверхности земли загрязняется почва, растительность, поверхностные водоемы и водотоки, подземные воды, донные отложения.

- Зоогенный фактор, выражающийся в привлечении и размножении насекомых, птиц, млекопитающих.

- Санитарно-эпидемиологический фактор, заключающийся в возникновении в теле свалки благоприятных условий для развития болезнетворных микроорганизмов.

- Термический фактор, связанный с выделением тепла при разложении отходов, что приводит к повышению температуры отходов до 40-70°С. При недостаточном оттоке тепла происходит самовозгорание отходов, которое проявляется как в виде поверхностных пожаров, так и в виде скрытого горения в глубоких горизонтах отходов.

- Социальный фактор, заключающийся в том, что свалки создают зону риска и дискомфорта для людей, проживающих и работающих вблизи территории свалок. Население подвергается как прямому влиянию свалок, так и опосредованному - при контакте с загрязненными компонентами окружающей среды.

В соответствии Письму  Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 11.07.1995 № 01-11/29-2002 несанкционированные места размещения отходов - территории, не предназначенные для размещения отходов.

Существующие свалки характеризуются длительным и интенсивным отрицательным воздействием на природные среды, отсутствием правоустанавливающих документов на земельные участки, проектной документации, инженерной подготовки территории. Нормативные требования и стандарты по техническому обустройству и содержанию объектов обращения с отходами, технологический регламент работ при эксплуатации свалок не выдерживаются. Как правило, отсутствует достаточная информация о составе и объеме отходов, возрасте свалок, особенностях складирования отходов. Существующие свалки оказывают негативное воздействие на окружающую среду и человека. Сточные воды, которые вытекают из тел свалок, образующиеся при воздействии природных осадков и физико-химических процессов, протекающих в ТКО, содержат в большом объеме крайне токсичные органические загрязнения. Неконтролируемые процессы в телах свалок приводят к формированию болезнетворной микрофлоры, также усугубляющей опасность фильтрата. Кроме выделений фильтрата из тел свалок в атмосферу постоянно поступают газообразные продукты распада ТКО – метан, аммиак и прочее. Они являются источником систематических пожаров на свалках, которые, в свою очередь, загрязняют атмосферу.

Закрытию с последующей рекультивацией подлежат 12 объектов, общей площадью 166000 кв.м.или 16,6 Га.

Всего рекультивации подлежат 55 объектов, общей площадью 904 917 кв.м. или 90,4917 Га. Перечень санкционированных объектов размещения твердых коммунальных отходов, подлежащих рекультивации представлен в разделе 9, таблица 9.2.

 

Вариантная проработка развития системы обращения с отходами на территории Республики Карелия

Учитывая сложившуюся в регионе систему сбора и утилизации ТКО, а также ранее накопленные объемы отходов и образующиеся ежегодно, мощностей существующих предприятий по переработке и утилизации отходов недостаточно.

Необходимо создание развитой коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с отходами с применением самых современных и оптимальных технологических решений в области переработки отходов:

1. Рекультивация действующих полигонов ТКО и дооснащение их оборудованием для сортировки ТКО и отбора вторичного сырья.

2.Создание сети высокотехнологичных комплексных производств, включающих сбор, сортировку и производство из отсортированного вторичного сырья экологически чистой промышленной продукции различного назначения (конечного продукта):

· Полигонов ТКО, оснащенных современным оборудованием по автоматической сортировке и переработке отходов,

· Мусороперерабатывающих предприятий по производству альтернативного топлива RDF из отходов,

· Мусоросортировочных линий малой производительности.

· Сети мусороперегрузочных станций,

· Парка мусоровозной спецтехники.

Перспектива данного подхода заключается в том, что образующееся на территориях районов и близлежащих муниципальных образований значительное количество ТКО не вывозится для захоронения на большие расстояния, а обезвреживается на специализированных предприятиях, расположенных в непосредственной близости от места образования отходов, где происходит сортировка отходов по видам сырьевой принадлежности отбор ценного вторичного сырья, годного для повторного использования, дальнейшая переработка отходов в альтернативное топливо и товарную продукцию.

Это позволит:

· оптимизировать деятельность по работе с ТКО;

· регулировать работу регионального оператора;

· стимулировать строительство объектов инфраструктуры по переработке ТКО;

· создать стабильные высокорентабельные производства на территории региона с постоянными рабочими местами;

· вернуть в товарный оборот ценные вторичные ресурсы, получаемые из отходов, производить новые виды товарной продукции

· улучшить санитарную и экологическую обстановку.

Технологические решения и оценка альтернативных сценариев развития системы обращения с отходами на территории республики Карелия представлены в Приложении 10.3.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 167.