Программа
Формирования психолого-педагогической компетентности родителей в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями в домашних условиях
«Мы – вместе!»
Белгород 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа включает в себя несколько направлений работы с родителями, реализуемых в следующих модулях: психолого-педагогическом, коммуникативно-речевом, эрготерапевтическом, модуле «Лечебная физкультура».
Психолого-педагогический модуль.
Задачи:
· повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми с ОВЗ;
· повышение психолого-педагогической компетентности родителей или лиц заменяющих с целью создания оптимальных условий для подготовки ребенка с ОВЗ к школе;
· формирование у родителей детей-инвалидов представления об особенностях развития и становления личности, этапах социализации ребенка с ОВЗ в обществе;
· создание оптимальных условий для работы с родителями по обучению их навыкам развития познавательных процессов ребенка с ОВЗ в семье через повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
· работа с родителями-тьюторами по формированию адекватных родительских установок, направленных на развитие детей раннего возраста, путем активного вовлечения родителей в коррекционно-развивающий процесс.
· создание оптимальных условий для интеллектуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и овладение им навыками письма в семье через повышение психолого-педагогической компетентности родителей или лиц их замещающих;
· формирование у родителей представления о познавательном развитии ребенка в онтогенезе, методах и приемах формирования и развития мелкой моторики и координации движений руки;
· создание оптимальных условий для формирования элементарных математических представлений, формирования первичных коммуникативных навыков у ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье через повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
· обучение методам и приемам формирования элементарных математических представлений, необходимых для подготовки детей с ограниченными возможностями к обучению в школе, самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум;
· обучение родителей технологиям коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание:
1. Особенности взаимоотношений и коммуникации детей и родителей.
2. Особенности развития и социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
3. Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями.
4. Раннее развитие ребенка.
5. Подготовка детей с ограниченными возможностями к школьному обучению.
6. Работа с родителями по обучению навыкам формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
7.Формирование и развитие графических умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.
№ п\п | Тема | Содержание | Форма | Количество часов | |
Раздел 2. Особенности развития и социализации личности ребенка
с ограниченными возможностями здоровья
Теоретический блок
Мини-лекция
Мини-лекция
Круглый стол
Мини-лекция
Мини-лекция
Мини-лекция
Мини-лекция
Мини-лекция
Мини-лекция
Мини-лекция
Практический блок
Тренинг. Тест на определение типа темперамента.
Практическое занятие
Практическое занятие
Тренинг
Практическое занятие
Практическое занятие
Занятие-практикум
Занятие-практикум
Занятие-практикум
Занятие-практикум
Теоретический блок
3.1.
Особенности развития познавательных процессов
Мини-лекция
Мини-лекция
Мини-лекция
Мини-лекция
Мини-лекция
Практический блок
Занятие-практикум
Занятие-практикум
Занятие-практикум
Занятие-практикум
Занятие-практикум
Теоретический блок
4.1.
Особенности развития ребенка от рождения до года
Мини-лекция
Мини-лекция
4.2.
Особенности развития ребенка от года до двух лет
Мини-лекция
Мини-лекция
4.3.
Особенности развития ребенка от двух до трех
Мини-лекция
Мини-лекция
Практический блок
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Раздел 5. Подготовка детей с ограниченными возможностями к школьному обучению
Теоретический блок
5.1.
Психологическая готовность детей к школе.
Мини-лекция
Мини-лекция
Мини-лекция
Мини-лекция
5.2.
Методы и способы подготовки детей к школьному обучению
Мини-лекция
Мини-лекция
Мини-лекция
Мини-лекция
Мини-лекция
Мини-лекция
Мини-лекция
Практический блок
5.4.
Оценка общей психологической готовности ребенка к обучению в школе
Практическое занятие
Практическое занятие
5.5.
Способы и методы развития психических функций и видов познавательной деятельности у детей с ОВЗ
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
5.6.
Формирование навыков при подготовке к школе детей с ОВЗ
Практическое занятие
Практическое занятие
Теоретический блок
1.Необходимые требования к знаниям детей по ЭМП.
2.Необходимые требования к умениям детей по ЭМП
Изучение родителями-тьюторами информации:
- о необходимости проведения занятий по развитию у детей ЭМП;
-о создании специальных условий, в которых ребенок с ограниченными возможностями сможет успешно развиваться и получить необходимые знания по подготовке к школе.
-Счет предметов в прямом порядке (до пяти),
-счет предметов в обратном порядке (от пяти до одного).
- Количественные и порядковые числительные.
-Место чисел в изучаемом отрезке числового ряда.
- Понятия «следующее и предыдущее число».
1.Цифры (1,2,3,4,5).
2. Использование тактильных цифр. 3.Шрифт цифр.
1.Соответствие количества, числительного, цифры.
2.Сравнение чисел.
3.Установление отношения больше, меньше, равно.
Практический блок
Выполнение заданий по обучению детей с ОВЗ счету в пределах 5:
Выполнение заданий по знакомству детей с цифрами:
Выполнение заданий по соотнесению числа, цифры с количеством:
Овладение родителями-тьюторами навыками и умениями проведения дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у детей с ОВЗ.
Теоретический блок
-Знакомство родителей-тьюторов с тремя основными этапами в формировании графического навыка письма. Характеристика типичных нарушений графических
навыков у детей с ОВЗ.
- Знакомство родителей-тьюторов с методиками, определяющими уровень развития тонкокоординированных движений и
уровень развития зрительно-двигательных координаций.
Изучение родителями-тьюторами:
-значение развития мелкой моторики;
-последовательность развития мелкой моторики и координации движений рук;
- п одготовка руки ребёнка к занятиям по письму (упражнения на отработку силы пальцев и кисти рук (с использованием пластилина, прищепок, эспандера, щелчков разными пальцами), упражнения для развития мелкой моторики, гимнастика для пальцев)
Практический блок
Основные методы и приемы обучения элементарным графическим навыкам, формирования навыка держать правильно карандаш, ручку в процессе письма; развитие умения проводить прямые линии в вертикальном и горизонтальном направлении по показу, опорным точкам, формирование пространственных представлений. Знакомство с тетрадкой в клетку, рабочей строкой, клеткой.
Задания:
1. Обводка линий (дорожек, заборчиков) разной конфигурации по показу.
2.Рисование дорожек, заборчиков разной конфигурации по опорным точкам с использованием образца.
3.Рисование по опорным точкам геометрических фигур с основой на образец
4. Рисование по опорным точкам фигур разных предметов (елки с помощью треугольников, домик, солнца, мяч..)
Практическая отработка с родителями-тьюторами методов и приемов формирования умения работать с трафаретом, умения обводить и раскрашивать фигуру в трафарете. Знакомство со штриховками.
Задания:
1. Обводка геометрических фигур по трафарету.
2. Обводка геометрических фигур по трафарету и штриховка их по образцу.
3.Обводка и раскраска геометрических фигур по трафарету.
4.Обводка и раскраска фигур разных предметов с элементами штриховки.
Обучение родителей-тьюторов способам и методам произвольного управления графическими движениями.
Задания:
1.Обводка по трафарету геометрических фигур, а их раскраска без трафарета.
2. Обводка с помощью трафарета по показу предметов из «геометрических фигур»: елки, дома, солнца, мяча и т.д.), а их раскраска без трафарета.
3.Обводка с помощью трафарета неопределенных фигур разной величины, фигур животных, а их раскраска без трафарета.
Обучение родителей-тьюторов способам и приемам рисования объектов с натуры.
Задания:
1. Рисование «дорожки, заборчиков», предварительно построенных ребенком из палочек, кирпичиков разного цвета по образцу.
2. Рисование геометрических фигур, предварительно построенных из палочек одинаковой величины по образцу.
3.Рисование «домиков», предварительно сложенных из геометрических фигур по образцу.
4.Рисование предметов предварительно сконструированных из блоков разной величины по образцу.
Знакомство родителей-тьюторов с приемами поэлементного письма:
- соединение точек;
- написание наклонных;
- рисование наклонных с закруглением внизу по заданным точкам и самостоятельно;
- рисование наклонных с закруглением вверху по заданным точкам и самостоятельно;
- рисование овалов по заданным точкам и самостоятельно;
- чередование заданных элементов;
- соединение элементов вместе без отрыва ручки от листа.
Теоретический блок
1.1.
Основные закономерности речевого развития ребенка в онтогенезе
Формирование представлений о физическом и фонематическом слухе.
Формирование представлений о физиологическом и речевом дыхании.
Знакомство с закономерностями развития пассивного, а затем активного словарного запаса.
Формирование системы знаний о развитии артикуляторной и мимической моторики у детей.
Формирование представлений о просодических компонентах речи (темп, ритм, интонация)
1.2.
Особенности речевого развития ребенка с нарушениями ОДА
Формирование базы знаний о правилах и приемах проведения логопедического массажа.
Система коррекционно-логопедической работы по развитию слухового восприятия.
Правила формирования речевого дыхания.
Направления развития пассивного, а затем активного словарного запаса у детей раннего возраста.
Система коррекционно-логопедической работы для развития артикуляторной и мимической моторики у детей.
Система коррекционно-логопедической работы по формированию просодических компонентов речи (темп, ритм, интонация)
Практический блок
1.3.
Формирование умений и навыков для стимуляции речевого развития ребенка
Отработка проведения логопедического массажа
Формирование навыков проведения дыхательных упражнений с ребенком.
Формировать умения, направленные на развитие артикуляторной и мимической мускулатуры детей
1.4.
Использование игр для формирования первичных коммуникативных навыков
Игры, направленные на формирование и развитие понимания обращенной речи.
Игры для развития физического и фонематического слуха.
Игры для формирования физиологического и речевого дыхания.
Игры для формирования и развития пассивного и активного словарного запаса.
Игры для развития артикуляторной и мимической моторики.
Игры для развития чувства ритма, темпа, интонации.
Теоретический блок
Стертая дизартрия, ее причины и проявление.
Комплексный подход в организации работы при стертой дизартрии.
Направления работы при стертой дизатрии.
Особенности речевого развития ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Практический блок
2.3.
Технологии и потребности развития речи ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Нормализация тонуса лицевой, губной, язычной мускулатуры.
Формирование синхронности дыхания, голосообразования и артикуляции.
Нормализация просодической организации звукового потока.
2.4.
Использование приемов и упражнений в домашних условиях
Использование артикуляционной гимнастики для нормализации артикуляционной моторики
Применение дыхательных упражнений для развития речевого дыхания.
Развитие мелкой моторики рук
Использование голосовых упражнения для развития голоса
Развитие просодических компонентов речи
Эрготерапевтический модуль.
Задачи:
· работа с родителями-тьюторами по обучению их методам и приемам формирования социально-бытовых умений и навыков, необходимых для подготовки детей с ОВЗ к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум;
· способствовать обучению родителей-тьюторов принципам создания оптимальных условий для развития навыков самообслуживания детей с ОВЗ в семье;
· работа с родителями-тьюторами по обучению их методам и приемам формирования мелкой моторики рук детей с ОВЗ, необходимых для успешной адаптации в социум;
· содействие обучению родителей-тьюторов принципам создания оптимальных условий развивающей среды, для развития мелкой моторики рук у ребенка с ОВЗ.
Содержание:
1. Формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями.
2. Работа с родителями по обучению их навыкам развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ на занятиях изобразительного творчества.
№ п\п | Тема | Содержание | Форма | Количество часов | |||
Теоретический блок | 5 часов | ||||||
1.1. | Формирование навыков самостоятельного приема пищи у детей с ограниченными возможностями. | 1. Особенности формирования у детей с ограниченными возможностями навыков самостоятельного приема пищи. 2. Приемы и методы формирования навыков самостоятельного приема пищи у детей с ограниченными возможностями. | Мини-лекция | 1 час | |||
1.2. | Обучение гигиеническим навыкам детей с отклонениями в развитии. | 1. Особенности формирования у детей с ограниченными возможностями навыков самостоятельного приема пищи. 2. Приемы и методы формирования навыков самостоятельного приема пищи у детей с ограниченными возможностями. | Мини-лекция | 1 час | |||
1.3. | Формирование навыков одевания и раздевания у детей с отклонениями в развитии.
| 1. Изучение особенностей формирования навыков одевания и раздевания у детей с ограниченными возможностями. 2. Формы и методы формирования навыков одевания и раздевания у отклонениями в развитии.
| Мини-лекция | 1 час | |||
1.4. | Развитие умений и навыков оказания посильной помощи в семье у детей с ограниченными возможностями. | 1. Особенности обучения ребенка с ограниченными возможностями умениям и навыкам оказания помощи в семье. 2. Формы и методы формирования умений и навыков оказания помощи в семье у ребенка с особенностями развития.
| Мини-лекция | 1 час | |||
1.5. | Формирование элементарных навыков приготовления пищи у детей с отклонениями в развития.
| 1. Специфика формирования элементарных навыков приготовления пищи у детей с отклонениями в развития. 2. Способы и приемы формирования элементарных навыков приготовления пищи у детей с ограниченными возможностями. | Мини-лекция | 1 час | |||
Практический блок | 5 часов | ||||||
1.6. | Приемы и методы формирования навыков самостоятельного приема пищи у детей с ограниченными возможностями. | 1.Знакомство с приборами, необходимыми для приема пищи ( в зависимости от ведущей руки – со специализированной ложкой для левой руки или для правой руки). 2.Отработка навыка удержания ложки в руке( упражнение « Держим ложку» ). 3.Отработка схемы «глаза-рука»(упражнение « Варим кашу», упражнение « Кормим животных»). 4.Отработка схемы «рука-рот» ( упражнение «Кушаю сам ложкой» (йогурт или фруктовое пюре)). 5.Релаксация. | Практическое занятие | 1 часа | |||
1.7. | Способы и приемы формирования гигиенических навыков у детей с особенностями развития. | 1. Знакомство с понятием «гигиенические навыки». 2. Отработка навыка умывания, навыка чистить зубы и причесываться на кукле. 3.Отработка данных навыков с переносом на ребенка. 4. Релаксация.
| Практическое занятие | 1 час | |||
1.8. | Способы и методы формирования навыков одевания и раздевания у детей с отклонениями в развитии. | 1. Ознакомление с понятиями «одежда», «обувь», «головной убор». 2. Разъяснение связи между одеждой и временами года. 3. Знакомство с различными видами застежек на одежде. 4. Формирование навыка застегивания (расстегивания ) различных видов застежек на одежде. 5. Релаксация.
| Практическое занятие | 1 час | |||
1.9. | Система работы по формированию умений и навыков оказания помощи в семье ребенком с особенностями развития. | 1. Знакомство с отдельными видами помощи ребенка с ограниченными возможностями дома и ее необходимость ( мытье посуды, застилание кровати, стирка ,уход за комнатными растениями и т.д. ). 2. Отработка навыка мытья посуды. 3. Отработка навыка застилание кровати. 4. Отработка навыка стирки носового платочка. 5. Отработка навыка ухода за комнатным растением. 6. Релаксация. | Практическое занятие | 1 час | |||
1.10 | Способы и приемы формирования элементарных навыков у детей с ограниченными возможностями по приготовлению пищи | 1. Показать причины, по которым необходимо формирование у детей с ограниченными возможностями элементарным навыкам приготовления пищи. 2. Знакомство с правилами безопасности при работе с острыми ( режущими ) , горячими предметами, электроприборами. 3.Знакомство с алгоритмом приготовления простого блюда.
| Практическое занятие | 1 час | |||
Теоретический блок | 8 часов | ||||||
2.1. | Особенности развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья. | 1. Изучение особенностей развития и специфики обследования мелкой моторики у детей с ОВЗ. 2. Создание мотивационной основы деятельности, благоприятной среды развития ребенка: - время и место занятий, - оборудование и материалы для занятий, - режим дня. | Мини-лекция | 1 час | |||
2.2. | Способы, методы и приемы развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на занятиях изобразительного творчества. | 1.Проведение массажа кисти и пальцев рук. 2.Пальчиковая гимнастика рук. 3.Фигуры для пальчиков с использованием стихов, потешек, песенок, народных сказок. | Мини-лекция презентация | 1 час | |||
1.Художественное развитие ребенка. 2.Ознакомление с методами и приемами развития мелкой моторики рук детей с ограниченными возможностями: - словесный, - наглядно-действенный, - практический, - игровой. | Мини-лекция презентация | 1 час | |||||
1.Продуктивные виды деятельности: рисование, аппликация, лепка, конструирование. | Мини-лекция презентация | 1 час | |||||
2.3. | Использование различных материалов для развития мелкой моторики рук детей с ограниченными возможностями. | 1.Применение изобразительных материалов для развития мелкой моторики рук (бумага, салфетки, картон, ткань, краски, мелки, пластилин). Фактура материала. 2.Применение природного материала для развития мелкой моторики рук (вода, песок, глина, воск, шишки, семена, орехи, камешки и т.д.). | Мини-лекция | 1 час | |||
2.4. | Использование игр для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями. | 1.Игры с ладошками. 2.Игры с персонажами пальчикового театра. 3. Игры с предметами подручного материала для развития мелкой моторики рук. | Мини-лекция | 1 час | |||
2.5. | Использование бумажной пластики как один из способов развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями. | 1.Обрывная аппликация. 2.Предметная и комбинированная аппликация. 3.Тематическая аппликация. 4.Декупаж. 5.Папье-маше. 6.Оригами. 7.Квиллинг. | Мини-лекция | 1 час | |||
2.6. | Использование нетрадиционных способов изобразительного творчества как один из способов развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями. | Ознакомление с нетрадиционными способами изобразительного творчества: 1.Рисование песком, крупами. 2.Рисование ладошками и пальчиками рук. 3.Рисование пластилином. 4.Тестопластика. 5.Барельеф.
| Мини-лекция | 1 час | |||
Практический блок | 10 часов | ||||||
2.7.
| Специфика обследования состояния мелкой моторики рук детей с ограниченными возможностями.
| 1.Обучение родителей специфики обследования состояния мелкой моторики рук детей с ограниченными возможностями. 2.Проведение массажа, пальчиковой гимнастики рук. | Практическое занятие | 1 час | |||
1.Обучение основным приемам и методам развития мелкой моторики рук у детей. | Практическое занятие | 1 час | |||||
2.8. | Использование природного материала на занятиях. | Применение природного материала, для развития мелкой моторики рук детей с ограниченными возможностями(шишки, орехи, скорлупа, семена, деревянные палочки, бруски, ракушки, камешки). | Практическое занятие | 1 час | |||
2.9. | Применение средств обеспечения для развития мелкой моторики рук детей с ограниченными возможностями. | 1.Обучение приемам работы со средствами обеспечения (инструменты, шаблоны, лекала, трафареты), для развития мелкой моторики рук детей с ограниченными возможностями. 2.Соблюдение техники безопасности. | Практическое занятие | 1 час | |||
2.10. | Словесный и наглядно-действенный метод развития мелкой моторики. | Практическое применение родителями словесного и наглядно-действенного метода развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями на занятиях изобразительного творчества (аппликация).
| Практическое занятие | 1 час | |||
2.11. | Игровой метод развития мелкой моторики. | Практическое применение родителями игрового метода развития мелкой моторики рук детей с ограниченными возможностями на занятиях изобразительного творчества (сюжетная аппликация).
| Практическое занятие | 1 час | |||
2.12. | Бумажная пластика | Обучение родителей приемам использования бумажной пластики, для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями (геометрическая аппликация). | Практическое занятие | 1 час | |||
2.13. | Использование мозаики | Обучение родителей приемам использования мозаики для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями. | Практическое занятие | 1 час | |||
2.14. | Использование нетрадиционных техник изобразительного творчества | Обучение родителей приемам использования нетрадиционных техник изобразительного творчества:- рисование пластилином, - тестопластика, - барельеф. | Практическое занятие | 1 час | |||
Обучение приемам использования нетрадиционных техник изобразительного творчества: - рисование песком, крупами, - рисование ладошками и пальчиками рук, - рисование штампами. | Практическое занятие | 1 час | |||||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Логопедический модуль
1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей/Е.Ф.Архипова. – М.:АСТ: Астрель, 2008 – 255 с.
2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Комплексные занятия с детьми раннего возраста /2 – 3 года/ Санкт–Петербург, «Паритет», 2005.
3. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить. Санкт–Петербург, «Паритет», 2005.
4. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до 3 лет. Ярославль, 2005.
5. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. Стимульный материал. М., 2007.
6. Датешидзе Т.А. Развивающие игры с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. СПб.,2004.
7. Дьякова Е.А. Логопедический массаж: учеб.пособие для студ.высш.учеб. заведений/ Е.А.Дьякова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003 – 96 с.
8. Игнатьева С.А., Блинкова Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. М., ВЛАДОС,2004.
9. Косинова Е.М. Уроки логопеда. М.;ЭКСМО, 2011.
10. Косинова Е.М. Игры для развития речи. – М.: Эксмо, 2006 – 192.
11. Краузе Е.Н. Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика: Практическое пособие/ Е.Н.Краузе. – СПб.: КОРОНА принт, 2004 –80 с.
12. Краузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего возраста. М., 2005.
13. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей/ Т.А.Куликовская. – М.: Издательство “Гном и Д”, 2006 – 64 с.
14. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии/ З.А.Репина, В.И.Буйко. – Екатеринбург: Изд–во «ЛИТУР», 2001 – 208 с.
15. Уварова Т.Б. Наглядно–игровые средства в логопедической работе. М.,2009.
16. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии/ М.Ф.Фомичева. – М.: Просвещение, 1989 – 239 с.
17. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! М., 2008.
Педагогический модуль
1. Баряева Л. Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л. Б.Баряева. – СПб, 2003.
2. Колесникова Е.В. Математика для детей 4–5 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
3. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. – М., 1985
4. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6–7 лет с ЗПР. – М., 2007.
5. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2010.
6. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Математика для детей 4–5 лет. – М., 2008.
7. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М., 2005.
8. Черенкова Е.Ф. Учим ребенка считать. Пособие для родителей. – М., 2007.
9. Чумакова, И. В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. Книга для педагога-дефектолога. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
10. Безруких М.М. «Как научить писать ребенка красиво»,М., 1995.
11. Беззубцева В.Г. Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. М., Изд. «ГНОМ и Д» 2003.
12. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – БГПИ., 1996.
13. Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский И.В., Петрова В.Г., Розанова Т.В. Изучение психического развития аномальных детей. // Дефектология. – 1992.
14. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1970.
15. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.: Эксмо, 2006.
16. Триггер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А., «Я учусь писать», Москва, 1994.
17. Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь», Санкт-Петербург, 1997.
Эрготерапевтический модуль
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы : Учеб. пособие для вузов / Л.И. Акатов.– М : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
2. Зак Г.Г. Внеклассные формы работы как дополнительное условие повышения самостоятельности при формировании социально–трудовых навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта, Екатеринбург, 2001.
3. Иванова Н.Н. Современные подходы к социальной адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья // Социально–гуманитарные знания.– 2003.– N 4.
4. Кислякова Ю.Н. Социально-бытовое воспитание детей с особенностями психофизического развития., Ю.Н. Кислякова,М. НИО, 2005.
5. Кинаш Е.А. Игры и упражнения по формированию культурно–гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития 2002 №1.
6. Ковалец И.В. Социально-бытовая адаптация детей с ранним детским аутизмом. Мн.: 2000г.
7. Коноплева А.Н., М.Г. Еленский Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями. Мн.: НИО. 2005.
8. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2001.
9. Маллер А.Р. Социально–трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей и подростков в специальных учреждениях. – М.: Педагогика, 2000.
10. Моржина Е. В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. М.: Теревинф, 2006.
11. Шинкаренко Г. И. Развитие самостоятельности умственно отсталых школьников (на занятиях по формированию навыков самообслуживания). В сб. Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях (по материалам Всесоюзных Педагогических чтений) / Под ред. Н. Г. Морозовой. – М.: 2001.
12. Шарохина Л.В. Коррекционно–развивающие занятия. – Москва, 2011.
13. Гордеева А.В. Реабилитационная педагогика. Москва, 2005.
14. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка – дошкольника, Москва, 2004.
15. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей.
16. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества.
17. Информационно практический журнал «Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения», №1/2010 (5), стр. 26–30.
18. Безруких М.М., Филлипова Т.А. Комплект ступеньки к школе. Тренируем пальчики.
19. Гаврина С.Е. Развитие мелкой моторики руки. Тесты для детей дошкольного возраста.
20. Соколова Е.И. Играем, наклеиваем, развиваем моторику руки.
21. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию.
22. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности.
23. Шмелева Е.Б. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 3–5 лет.
Программа
формирования психолого-педагогической компетентности родителей в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями в домашних условиях
«Мы – вместе!»
Белгород 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дата: 2019-07-30, просмотров: 237.