Показатели | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. |
Общее число выявленных нарушений | 2508 | 3856 | 4050 |
Количество нарушений, устраненных после направления предупредительных писем | 1978 | 2280 | 2774 |
Количество нарушений, устраненных после возбуждения производства по делу и выдачи предписания | 530 | 1576 | 1948 |
Как мы видим из этой таблицы: с развитием рекламного бизнеса в России, к сожаленью, растет и число нарушений в этой сфере, по видимому, данный процесс неизбежен, но есть и положительные моменты: большинство нарушений удается устранить без возбуждения производства по делу, ограничившись только предупреждением. Что ж – это радует, поскольку государственные органы и лица, занимающиеся рекламной деятельности, в идеале, должны строить свои отношения на основе взаимовыгодных компромиссов, развивая и облагораживая столь интересное, творческое, и при этом, очень прибыльное дело как реклама.
Еще я хочу привести одну не безынтересную таблицу сводных данных о нарушениях, зафиксированных Центральным аппаратом ГАК России и территориальным управлением в 1997 г.
Статьи Закона РФ «О рекламе», по которым фиксировались нарушения территориальными управлениями ГАК России | Краткое описание (в чем состоит нарушение) | Частота зафиксированных нарушений в процентном соотношении |
П.3 ст.5 | Отсутствуют указания номера лицензии, наименование органа, выдавшего лицензию или же лицензия не получена рекламодателем на момент осуществления рекламы | 37, 7 |
П.4 ст.5 | В рекламе товаров, подлежащих сертификации отсутствует пометка «подлежит сертификации» | 21.0 |
Ст.7 | Различные нарушения в части предоставления недостоверной информации в отношении использования терминов в превосходной степени | 16.6 |
П.2 ст.25 | Отсутствие указания срока действия рекламы, выступающей в качестве приглашения делать оферты, если в рекламе сообщается хотя бы одно из существенных условий | 3,3 |
П.2 ст.22 | Не предоставление рекламной информации для производства и распространения рекламы | 3,1 |
Прочие нарушения | П.1ст.5, п.2 ст.5, ст.6, ст.9, ст.11,ст.14, п.2 ст.16, п.3 ст.16, ст.17,ст.20, ст.21, п.2 ст.22, ст.23. | 13,1 |
Итого | Все зафиксированные нарушения | 100,0 |
Конечно не может не огорчать, что основная часть нарушений связана с такими важными моментами как лицензия и сертификат, а что касается нарушений требований в отношении рекламы алкогольных напитков, если верить таблице, это каждое 20 нарушение, то, по-моему, это настолько проблемная сфера, что здесь избежать нарушений, к моему глубокому убеждению, не удастся и в дальнейшем.
Саморегулирование рекламы
Одним из главных условий эффективности системы саморегулирования в сфере рекламы является выработка определенных этических кодексов рекламы. Такие кодексы, различающиеся детальностью регламентации отдельных видов деятельности и жесткостью норм, разработаны практически во всех странах, где есть органы саморегулирования. В некоторых странах существуют даже несколько кодексов, разработанных разными организациями, отличающихся в деталях, но близких по духу. Кроме того, существует Международный кодекс рекламной практики, принятый Международной торговой палатой в 1937 году и регулярно обнавляющийся. Любое рекламное агентство или рекламодатель может присоединиться к этому документу. За этим кодексом не стоит реальных механизмов контроля за его соблюдением - дело совести каждого предпринимателя выполнять или не выполнять взятые на
Зарубежный опыт
Российское законодательство о рекламе предусматривает правовую основу деятельности организации по саморегулированию рекламы в России. Однако говорить о том, что такая система сложилась и функционирует, было бы преждевременным.
Немало пересечений и в содержании российского закона о рекламе и Международного кодекса. Среди наиболее значимых разделов международного кодекса рекламной практики можно выделить:
Определения:
Кодекс определяет такие термины как "рекламное послание", "товар", "покупатель". Примечательно, что термин "рекламное послание" употребляется в кодексе в самом широком смысле, включающем любую форму рекламного послания относительно изделий, услуг, благ, независимо от вида средства массовой информации, которая используется, в том числе рекламные надписи и изображения на упаковках, этикетках, а также любые надписи и изображения на самом товаре". Закон РФ "О рекламе" также дает широкое определение понятия рекламы".
Основные принципы:
Основные принципы раскрываются в нормах кодекса. К нормам в рекламе должны относиться: благопристойность, честность, правдивость, корректность в сравнении, а также в приведении в рекламе доказательств и свидетельств, обеспечение защиты прав личности при производстве рекламы, недопустимость незаконного использования в рекламе доброго имени (репутации людей), фирм, товаров; отсутствие (корректность эмитаций) , четкость в разделении рекламы от другой информации в СМИ; обеспечение отсутствия демонстрации опасности либо пренебрежение опасностей; уделение особого внимания рекламной информации, направленной на молодежь и детей. Нормы Международного кодекса рекламной практики предполагают, что "любой человек", работающий в фирме (рекламодателе, рекламораспространителе, реклапроизводителе) и задействованный в рекламном производстве, "несет сообразно его положению ответственность за то, чтобы правило данного кодекса соблюдались, и обязан действовать согласно этим правилам" ( Международный кодекс рекламной практики, ст.14).
3 . Специальные постановления:
Специальные постановления касаются шести категорий рекламных сообщений и содержат положения относительно:
1. Особенностей использования ссылок на какие-либо гарантии в рекламе;
2. Порядка рекламирования кредита, субсидий, сбережений и инвестиций потребителю
3. Недопустимости использования рекламы для нечестных методов в торговле
4. Особенностей рекламы франчайзинга
5.Особенностей рекламы товаров аналогичных уже импортированным
6. Особенностей рекламы ядовитых и пожароопасных товаров.[15]
Дети наиболее доверчивы и восприимчивы к рекламе и, естественно, что необходимы дополнительные меры по их защите от прямого воздействия рекламы. Для этого кодекс устанавливает ряд правил, предназначенных для применения при рекламе товаров направленной на детей, а также передаваемой по детским СМИ,
Интересным представляется положение "Норм", посвященные защите прав личности. Как сказано в ст.8 Кодекса "рекламное послание не должно изображать или описывать каких-либо людей в их частной или общественной деятельности без их предварительного разрешения, а также ссылаться на такие изображения или описания без разрешения; недопустимо также без предварительного разрешения описывать чью-либо частную собственность или ссылаться на такие описания или саму собственность таким образом, чтобы это производило впечатление подтверждения кем бы то ни было чего бы то ни было". В связи с этими положениями Кодекса рекламной этики можно отметить, что к сожаленью, в действующем Законе РФ "О рекламе" нормы охраняющей частную собственность граждан нет. В настоящее Торгово-промышленная палата РФ присоединилась к международному кодекса рекламной практики.
Международный кодекс рекламной практики достаточно известный документ, но из прикладных целей развития саморегулирования рекламы в России не меньший интерес представляют национальные кодексы.
В настоящее время основная работа по саморегулированию в сфере рекламы ведется в США Национальным рекламным комитетом (NARB). Эта организация учреждена Council of Better Bureaus - Центральным Советом БББ (Бюро по улучшению рекламой практики - БББ), Американской ассоциацией рекламных агентств, Американской Федерацией рекламы и Национальной Ассоциацией рекламодателей. NARB состоит из представителей промышленности, рекламной индустрии, государственных и общественных деятелей. Рабочим аппаратом NARB является подразделение СBBB - National Advertisinq Division (NAD). Межотраслевая система ВВВ в США дополняется саморегулированием рекламы на уровне отраслевых и профессиональных ассоциаций. Практически каждая профессиональная ассоциация вырабатывает свой этический стандарт, который содержит, помимо всего прочего, требования к рекламе в данной отрасли. Эти отраслевые стандарты активно используются NARB при рассмотрении конкретных дел. Аналогичные организации действуют практически во всех европейских странах.
Эффективность систем и развитость саморегулирования зависит от общих правовых традиций, в том числе от системы государственного регулирования рекламной деятельности.[16]
Приведу некоторые, как мне показалось, наиболее интересные извлечения из Рекламного кодекса ВВВ:
Базовые принципы:
1. Главная ответственность за достоверную и не вводящую в заблуждение рекламу лежит на рекламодателях. Они должны быть готовы обосновать любые заявления или предложения либо до распространения в средствах массовой информации, либо по требованию представить такого рода обоснование рекламораспространителю или БББ незамедлительно
2. Неверные, вводящие в заблуждение, мошеннические и неискренние по отношению к потребителю рекламные заявления не допускаются.
3. Рекламное объявление в целом может вводить в заблуждение, несмотря на то, что каждая фраза, взятая отдельно, является правдой. Ложное представление может возникнуть не только в результате непосредственных высказываний, но и вследствие замалчивания или затемнения реальных фактов.
Гарантии
1. Если в рекламе товара используется термин "гарантия", то из сообщения должно быть понятно следующее:
- подробно со всеми условиями гарантии можно ознакомиться в магазине рекламодателя до продажи или же,
- в случае телефонного или почтового заказа они должны быть предоставлены по телефонному требованию.
- «Гарантия возврата денег», «возможность бесплатно попробовать» и тому подобные утверждения могут использоваться в рекламе только в том случае, если продавец или производитель возмещает полную стоимость покупки рекламируемого товара по требованию покупателя.
- Если в рекламе используются термины типа "пожизненный" для описания временной протяженности гарантии, то из рекламного объявления должно быть ясно, чья жизнь имеется в виду.
- Рекламодатели должны ясно дать понять, что реклама гарантий удовлетворяет Закону о Гарантии на потребительские товары от 4 июля 1975 г., соответствующим требованиям Федерального комитета по торговли и всем законам на уровне штата и местном уровне.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 188.