Статистическая информация ГАК РФ о количестве нарушений законодательства РФ о рекламе за 1995-1997 гг.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

     

Показатели 1995 г. 1996 г. 1997 г.
Общее число выявленных нарушений 2508 3856 4050
Количество нарушений, устраненных после направления предупредительных писем 1978 2280 2774
Количество нарушений, устраненных после возбуждения производства по делу и выдачи предписания 530 1576 1948

 

Как мы видим из этой таблицы: с развитием рекламного бизнеса в России, к сожаленью, растет и число нарушений в этой сфере, по видимому, данный процесс неизбежен, но есть и положительные моменты: большинство нарушений удается устранить без возбуждения производства по делу, ограничившись только предупреждением. Что ж – это радует, поскольку государственные органы и лица, занимающиеся рекламной деятельности, в идеале, должны строить свои отношения на основе взаимовыгодных компромиссов, развивая и облагораживая столь интересное, творческое, и при этом, очень прибыльное дело как реклама.

  Еще я хочу привести одну не безынтересную таблицу сводных данных о нарушениях, зафиксированных Центральным аппаратом ГАК России и территориальным управлением в 1997 г.

Статьи Закона РФ «О рекламе», по которым фиксировались нарушения территориальными управлениями ГАК России Краткое описание (в чем состоит нарушение) Частота зафиксированных нарушений в процентном соотношении
П.3 ст.5 Отсутствуют указания номера лицензии, наименование органа, выдавшего лицензию или же лицензия не получена рекламодателем на момент осуществления рекламы 37, 7
П.4 ст.5 В рекламе товаров, подлежащих сертификации отсутствует пометка «подлежит сертификации» 21.0
Ст.7 Различные нарушения в части предоставления недостоверной информации в отношении использования терминов в превосходной степени 16.6
П.2 ст.25 Отсутствие указания срока действия рекламы, выступающей в качестве приглашения делать оферты, если в рекламе сообщается хотя бы одно из существенных условий 3,3
П.2 ст.22 Не предоставление рекламной информации для производства и распространения рекламы 3,1
Прочие нарушения П.1ст.5, п.2 ст.5, ст.6, ст.9, ст.11,ст.14, п.2 ст.16, п.3 ст.16, ст.17,ст.20, ст.21, п.2 ст.22, ст.23.  13,1
Итого Все зафиксированные нарушения 100,0

Конечно не может не огорчать, что основная часть нарушений связана с такими важными моментами как лицензия и сертификат, а что касается нарушений требований в отношении рекламы алкогольных напитков, если верить таблице, это каждое 20 нарушение, то, по-моему, это настолько проблемная сфера, что здесь избежать нарушений, к моему глубокому убеждению, не удастся и в дальнейшем. 

          

Саморегулирование рекламы

   Одним из главных условий эффективности системы саморегулирования в сфере рекламы является выработка определенных этических кодексов рекламы. Такие кодексы, различающиеся детальностью регламентации отдельных видов деятельности и жесткостью норм, разработаны практически во всех странах, где есть органы саморегулирования. В некоторых странах существуют даже несколько кодексов, разработанных разными организациями, отличающихся в деталях, но близких по духу. Кроме того, существует Международный кодекс рекламной практики, принятый Международной торговой палатой в 1937 году и регулярно обнавляющийся. Любое рекламное агентство или рекламодатель может присоединиться к этому документу. За этим кодексом не стоит реальных механизмов контроля за его соблюдением - дело совести каждого предпринимателя выполнять или не выполнять взятые на

Зарубежный опыт

Российское законодательство о рекламе предусматривает правовую основу деятельности организации по саморегулированию рекламы в России. Однако говорить о том, что такая система сложилась и функционирует, было бы преждевременным.

Немало пересечений и в содержании российского закона о рекламе и Международного кодекса. Среди наиболее значимых разделов международного кодекса рекламной практики можно выделить:

Определения:

Кодекс определяет такие термины как "рекламное послание", "товар", "покупатель". Примечательно, что термин "рекламное послание" употребляется в кодексе в самом широком смысле, включающем любую форму рекламного послания относительно изделий, услуг, благ, независимо от вида средства массовой информации, которая используется, в том числе рекламные надписи и изображения на упаковках, этикетках, а также любые надписи и изображения на самом товаре". Закон РФ "О рекламе" также дает широкое определение понятия рекламы".

Основные принципы: 

Основные принципы раскрываются в нормах кодекса. К нормам в рекламе должны относиться: благопристойность, честность, правдивость, корректность в сравнении, а также в приведении в рекламе доказательств и свидетельств, обеспечение защиты прав личности при производстве рекламы, недопустимость незаконного использования в рекламе доброго имени (репутации людей), фирм, товаров; отсутствие (корректность эмитаций) , четкость в разделении рекламы от другой информации в СМИ; обеспечение отсутствия демонстрации опасности либо пренебрежение опасностей; уделение особого внимания рекламной информации, направленной на молодежь и детей. Нормы Международного кодекса рекламной практики предполагают, что "любой человек", работающий в фирме (рекламодателе, рекламораспространителе, реклапроизводителе) и задействованный в рекламном производстве, "несет сообразно его положению ответственность за то, чтобы правило данного кодекса соблюдались, и обязан действовать согласно этим правилам" ( Международный кодекс рекламной практики, ст.14).

3 . Специальные постановления:

Специальные постановления касаются шести категорий рекламных сообщений и содержат положения относительно:

1. Особенностей использования ссылок на какие-либо гарантии в рекламе;

2. Порядка рекламирования кредита, субсидий, сбережений и инвестиций потребителю

3. Недопустимости использования рекламы для нечестных методов в торговле

4. Особенностей рекламы франчайзинга

5.Особенностей рекламы товаров аналогичных уже импортированным

6. Особенностей рекламы ядовитых и пожароопасных товаров.[15]

Дети наиболее доверчивы и восприимчивы к рекламе и, естественно, что необходимы дополнительные меры по их защите от прямого воздействия рекламы. Для этого кодекс устанавливает ряд правил, предназначенных для применения при рекламе товаров направленной на детей, а также передаваемой по детским СМИ,

Интересным представляется положение "Норм", посвященные защите прав личности. Как сказано в ст.8 Кодекса "рекламное послание не должно изображать или описывать каких-либо людей в их частной или общественной деятельности без их предварительного разрешения, а также ссылаться на такие изображения или описания без разрешения; недопустимо также без предварительного разрешения описывать чью-либо частную собственность или ссылаться на такие описания или саму собственность таким образом, чтобы это производило впечатление подтверждения кем бы то ни было чего бы то ни было". В связи с этими положениями Кодекса рекламной этики можно отметить, что к сожаленью, в действующем Законе РФ "О рекламе" нормы охраняющей частную собственность граждан нет. В настоящее Торгово-промышленная палата РФ присоединилась к международному кодекса рекламной практики. 

   Международный кодекс рекламной практики достаточно известный документ, но из прикладных целей развития саморегулирования рекламы в России не меньший интерес представляют национальные кодексы. 

В настоящее время основная работа по саморегулированию в сфере рекламы ведется в США Национальным рекламным комитетом (NARB). Эта организация учреждена Council of Better Bureaus - Центральным Советом БББ (Бюро по улучшению рекламой практики - БББ), Американской ассоциацией рекламных агентств, Американской Федерацией рекламы и Национальной Ассоциацией рекламодателей. NARB состоит из представителей промышленности, рекламной индустрии, государственных и общественных деятелей. Рабочим аппаратом NARB является подразделение СBBB - National Advertisinq Division (NAD). Межотраслевая система ВВВ в США дополняется саморегулированием рекламы на уровне отраслевых и профессиональных ассоциаций. Практически каждая профессиональная ассоциация вырабатывает свой этический стандарт, который содержит, помимо всего прочего, требования к рекламе в данной отрасли. Эти отраслевые стандарты активно используются NARB при рассмотрении конкретных дел. Аналогичные организации действуют практически во всех европейских странах.

Эффективность систем и развитость саморегулирования зависит от общих правовых традиций, в том числе от системы государственного регулирования рекламной деятельности.[16]

Приведу некоторые, как мне показалось, наиболее интересные извлечения из Рекламного кодекса ВВВ:

Базовые принципы:

1. Главная ответственность за достоверную и не вводящую в заблуждение рекламу лежит на рекламодателях. Они должны быть готовы обосновать любые заявления или предложения либо до распространения в средствах массовой информации, либо по требованию представить такого рода обоснование рекламораспространителю или БББ незамедлительно

2. Неверные, вводящие в заблуждение, мошеннические и неискренние по отношению к потребителю рекламные заявления не допускаются.

3. Рекламное объявление в целом может вводить в заблуждение, несмотря на то, что каждая фраза, взятая отдельно, является правдой. Ложное представление может возникнуть не только в результате непосредственных высказываний, но и вследствие замалчивания или затемнения реальных фактов.

Гарантии    

1. Если в рекламе товара используется термин "гарантия", то из сообщения должно быть понятно следующее:

- подробно со всеми условиями гарантии можно ознакомиться в магазине рекламодателя до продажи или же,

- в случае телефонного или почтового заказа они должны быть предоставлены по телефонному требованию.

- «Гарантия возврата денег», «возможность бесплатно попробовать» и тому подобные утверждения могут использоваться в рекламе только в том случае, если продавец или производитель возмещает полную стоимость покупки рекламируемого товара по требованию покупателя.

- Если в рекламе используются термины типа "пожизненный" для описания временной протяженности гарантии, то из рекламного объявления должно быть ясно, чья жизнь имеется в виду.

- Рекламодатели должны ясно дать понять, что реклама гарантий удовлетворяет Закону о Гарантии на потребительские товары от 4 июля 1975 г., соответствующим требованиям Федерального комитета по торговли и всем законам на уровне штата и местном уровне.   

Дата: 2019-07-30, просмотров: 158.