В соответствии со ст.26 Закона "О рекламе" контроль за соблюдением законодательства РФ о рекламе возложен на Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и его территориальные органы. ГАК РФ является главным институтом в механизме государственного регулирования рекламного рынка. История возникновения и развития ГАК РФ связана непосредственно с формированием в России рыночных отношений. 22 марта 1991 г. был утвержден закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Закон был принят с целью предупредить, ограничить, пресечь монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию и направлен на создание цивилизованных условий для эффективного функционирования товарных рынков. В разделе третьем «Недобросовестная конкуренция» – в общий контекст борьбы за цивилизованные рыночные отношения были поставлены проблемы контроля и регулирования рекламы, хотя сам термин «реклама» в тексте еще не использовался , так как «рекламный бизнес» только зарождался . Статья 10 «О формах недобросовестной конкуренции» утверждала: «Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: распространения ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов ( в ред. Федерального Закона от 25.05.1995 г.); продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, оказания услуг…»
24 августа 1992 г. Президент РФ подписал Указ «О государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. В этих документах был определен статус ГКАП в системе государственных учреждений. «… Государственный Комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур является центральным органом исполнительной власти РФ по проведению государственной политики, по развитию конкуренции, ограничению недобросовестной конкуренции, защите прав потребителей.» Министерства, ведомства и другие органы государственного управления и местной администрации обязывались согласовать с ГКАП РФ или его территориальными управлениями проекты постановлений, распоряжений в случаях, предусмотренных законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Указ Президента определял и организационные вопросы по созданию ГКАП РФ, и численность работников, фонд заработной платы, систему привилегий, финансирование расходов на содержание центрального аппарата ГКАП РФ, материальное обеспечение вновь создаваемой государственной структуры.
17 марта 1997 г. Указом Президента РФ «О совершенствовании структуры федеральных исполнительной власти было предписано преобразовать Государственный Комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в Государственный антимонопольный комитет РФ (ГКАП в ГАК).
В соответствии с Указом Президента РФ была определена новая структура ГАК РФ. Кроме руководства комитета, секретариата, Председателя комитета, секретариата заместителей Председателя и группы советников, в составе ГАК было создано одиннадцать управлений. Четвертым из них было – Управление по защите от недобросовестной конкуренции и антимонопольному контролю в сфере товарного обращения, платных услуг и контролю за рекламной деятельностью.
Важным составным элементом структуры ГАК РФ являются его территориальные управления. Сферой их влияния могут быть несколько объединенных территорий, как правило, - 2 –3 области. Они создаются на территории одного или нескольких субъектов РФ. Правовыми основами деятельности территориальных управлений являются: законодательство РФ, положения, приказы, распоряжения ГАК РФ, а также соответствующее законодательство данного субъекта РФ, принятое в пределах его компетенции.[12]
ГАК и его органы согласно ст.28 Закона «О рекламе»:
- предупреждают и пресекают факты ненадлежащей рекламы
-направляет рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, решений об осуществлении контррекламы
- направляет материалы о нарушениях законодательства о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или о досрочном аннулировании лицензии на осуществления соответствующего вида деятельности.
- направляет в органы прокуратуры, другие правооохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.
Следует отметить, что помимо антимонопольных органов, государственный контроль в области рекламы осуществляют также органы прокуратуры на основании Федерального закона "О Прокуратуре в РФ".
Касаясь полномочий антимонопольных органов в области рекламы, в частности их права направлять в правоохранительные органы материалы по признакам по признакам преступлений в области рекламы, следует обратить внимание на ст.182 УКРФ, предусматривающую уголовную ответственность за заведомо ложную рекламу. "Использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработанной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
В п.4 указанной статьи предусмотрено право антимонопольных органов заключить с рекламодателями, рекламораспространителями, рекламопроизводителями соглашения о соблюдении ими правил и обычаев рекламной практики. На первый взгляд кажется, что такие соглашения не нужны, так как главное - соблюдение законодательства о рекламе. На самом деле такие соглашения приносят немалую пользу их сторонам. Так, в соответствии с рекомендациями межведомственной комиссии по контролю за рекламной деятельностью, созданной в Рязанской области, антимонопольное управление и ассоциация работников печати этой области заключили соглашение о соблюдении правил и обычаев рекламной практики со средствами массовой информации области. Соглашение предусматривает обязательства антимонопольного управления и ассоциации работников печати доводить до средств массовой информации результаты мониторинга рекламной деятельности, обеспечивать их нормативно- методическими материалами, осуществлять обучение и консультации работников рекламных отделов и т.п.[13] В свою очередь средства массовой информации принимают обязательства по предупреждению появления в их изданиях или в эфире ненадлежащей рекламы. К соглашению присоединились десять рекламораспространителей, и выразили намерение присоединиться к соглашению несколько рекламных агенств. По мнению начальника рязанского территориального управления ГАК, соглашение позволит отсеять значительную часть ненадлежащей рекламы, обусловленную незнанием законодательства.
Кроме мер указанных в ст.26 и применяемых антимонопольным органами к нарушителям законодательства о рекламе, некоторые меры, не предусмотренные этим законодательством, применяются Правительством России. Так Распоряжением Правительства РФ от 2 сентября 1994 г. № 1410-р2 была приостановлена реклама АО «МММ» в средствах массовой информации "в целях недопущения дезинформации населения", а также принимая во внимание обращение Генеральной прокуратуры РФ о том, что увеличивающийся объем рекламы АО МММ создает дополнительную социальную напряженность в обществе и препятствует скорейшему расследованию уголовного дела в отношении Президента названного АО".
В целях усиления контроля за соблюдением законодательства о рекламе в некоторых антимонопольных органах введен специальный "реестр недобросовестных рекламодателей", который регулярно печатается в прессе.
Согласно ст.27 Сотрудники федерального антимонопольного органа (его территориальных органов) в целях выполнения возложенных на него функций по контролю за соблюдением законодательства РФ о рекламе имеют право беспрепятственного доступа ко всем необходимым документам и другим материалам рекламодателем,рекламораспространителей, рекламопроизводителей. Сведения, составляющие коммерческую тайну и полученные указанными лицами, разглашению не подлежат. Сотрудники антимонопольного органа допускаются в организации, осуществляющие деятельность, связанную с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в порядке, установленном законодательством РФ.
Беспрепятственный доступ ко всем документам и другим материалам рекламодателей, рекламораспространителей и рекламопроизводителей, кроме сотрудников антимонопольного органа имеют и другие органы государства, в частности прокурор на основании ст.22 Федерального закона "О прокуратуре РФ".
Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, установлен постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35. Закон РФ "О государственной тайне" был принят ВСРФ от 21 июня 1993 г.
В январе 1998 г. подводились итоги работы ГАК РФ на заседании Правительства РФ. Слушался доклад Председателя Государственного антимонопольного комитета Н.Е Фонаревой – «Государственный контроль над рекламной деятельностью. Эта тема впервые прозвучала на правительственном уровне. Обсуждались такие вопросы, как совершенствование законодательства, поддержка отечественного рекламного бизнеса, запрет на рекламу алкоголя и табака, проблемы телевизионной рекламы, этические нормы на рекламном рынке. Работа Государственного антимонопольного комитета РФ в основном получила одобрение, хотя не обошлось и без серьезных замечаний в его адрес. Правительство решило ряд организационных вопросов, обеспечивающих укрепление ГАК РФ.
На заседание Правительства РФ были представлены следующие статистические данные о количестве выявленных и устраненных нарушений законодательства РФ о рекламе.[14]
Дата: 2019-07-30, просмотров: 208.