Взаимоотношение правовых и религиозных норм в РФ

 

Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний верующих или духовенства (постановления соборов, коллегий, конференций), в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений (общин, церквей, групп верующих и т.п.), регламентируются отправление обрядов, порядок церковной службы. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди). В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных исламских стран Коран (“арабский судебник”) и Сунна - основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих “правильный путь к цели”.

В нашей стране до Октябрьского вооруженного восстания ряд брачно-семейных и некоторых иных норм, признаваемых и установленных православной церковью, был составной частью правовой системы. После отделения церкви от государства эти нормы утратили юридический характер. В первые годы советской власти допускалось применение норм мусульманского права в некоторых районах Средней Азии и Кавказа. В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Религиозным объединениям может предоставляться статус юридического лица.

Они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и другое имущество, необходимое для религиозных целей. Нормы, содержащиеся в уставах соответствующих юридических лиц, определяющие их правоспособность и дееспособность, имеют юридический характер. Верующие имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, связанные с вступлением в брак, рождением ребенка, его совершеннолетием, с похоронами близких, и другие. Однако юридическое значение в связи с этими событиями имеют лишь документы, полученные в органах записи актов гражданского состояния или других государственных органах, правомочных выдавать такие документы. Некоторые религиозные праздники официально признаны государством с учетом исторических традиций. Однако сложность заключается в том, что в светском государстве, где много религий, отмечающих разные праздничные дни и даты, практически невозможно официально обозначить общие для всех верующих и неверующих религиозные праздничные дни. Общее между правовыми и религиозными нормами: Религиозные нормы - становление хорошего правильного поведения человека. Религиозные нормы как и правовые зафиксированы в документах - религиозных книгах. Эти нормы могут выступать в качестве источников права.

Например мусульманская правовая система, каноническое право в Германии. Религиозные и правовые нормы универсальны, они распространяются на все общественные отношения. Правовые и религиозные нормы направлены на урегулирование отношений между людьми. Религиозные нормы, как и право - это система норм или правил поведения. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная совокупность вполне определенных правил поведения. Как и любая иная система, она складывается из взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом элементов.

Система должна быть внутренне единой и непротиворечивой. Возникающие между ее отдельными структурными элементами - нормами - связи, как и сами нормы должны быть направлены на выполнение определенных функций, на достижение единых целей. В основе любой системы норм или правил поведения лежат объективные и субъективные факторы. В числе объективных факторов выделяются однотипные экономические, политические, социальные и другие условия, способствующие созданию и функционированию системы норм. Религиозные нормы устанавливаются обществом. Право - это система норм, установленных или санкционированных государством. Создавая нормы права, государство действует через свои, уполномоченные органы, или путём передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно - правовых актов негосударственными органами или организациями. Проследить, как создаются религиозные нормы очень сложно. Как правило, их выразителем является человек, который или основывает эту религию, например Иисус, Мухаммед, или является знаковой фигурой в той или иной религии. Право всегда выражает государственную волю как основу права, которая, воплощает в себе волю класса, правящей группы, народа, общества или нации. Мировой опыт существования и функционирования государства и права говорит о том, что в праве выражается воля властвующих.

Право представляет собой систему норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормой права. Вместе с нею развивается и изменяется. И одновременно с отменой акта, содержащего нормы права, прекращается. Религиозные нормы также общеобязательны для верующих. Но бывают исключения, о которых говорится особо, к примеру, больной может не поститься. Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Религиозные нормы обеспечиваются церковью, и лишь только в ряде теократических государств может применяться государственное принуждение.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 5.