Реферат
«Правовые и религиозные нормы в Российской федерации»
Выполнила:
Студентка группы 6-Юз
Горская Е.А.
Проверила:
Макарова С.В.
Нижний Новгород
2009
Содержание
Введение
1. Общее представление о нормах права
1.1 Правовые нормы: понятие, виды
1.2 Религиозные нормы: понятие, функции
2. Право и религия в России
2.1 Место правовых норм в РФ
2.2 Место религиозных норм в РФ
2.3 Взаимоотношение правовых и религиозных норм в РФ
3. Отношение к другим нравственным религиозным нормам
Заключение
Список литературы
Введение
Взаимосвязь между нормами религии и нормами права является очень тесной. Религия никогда не сводилась лишь к вере в Бога и в потустороннюю жизнь и совершению религиозных обрядов. Именно социальные учения позволяли монотеистическим религиям завоевывать массы и влиять на расстановку сил в обществе. Религия по-своему объясняет реально существующий мир и регулирует отношения между людьми. Без религиозной интерпретации чисто земных отношений между людьми религия не смогла бы выполнять сложные социальные функции, в том числе и интегрирующую, потеряла бы свою привлекательность, перестала бы существовать. Сами причины возникновения новых религиозных движений, носили социально-политический характер. Такие движения появлялись в ответ на назревшие потребности общественной жизни. Фактически каждая вновь возникшая религиозная секта выступает как социально-политическая ячейка, а система ее воззрений - это новая социально-политическая доктрина, появляющаяся в религиозной форме. Такой является история возникновения таких религий как христианство, ислам, буддизм.
Религия и религиозные нормы возникают позднее первичных мононорм, но быстро проникают во все регулятивные механизмы первобытного общества. В рамках мононорм были тесно переплетены моральные, религиозные, мифологические представления и правила, содержание которых определялось сложными условиями выживания человека того времени. В период распада первобытнообщинного строя происходит дифференциация мононорм на религию, право, мораль. На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. Древнейшая из таких правовых систем - индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии. Другой пример -мусульманское право, которое, по существу, является одной из сторон религии ислама и называется шариатом. Таким образом религиозная правовая система - единый религиозно-нравственный и правовой регулятор всех сторон жизни общества. Характер взаимодействия норм права и религиозных норм в системе социальной регуляции того или иного общества определяется связью правовых и религиозных норм с моралью и связью права с государством. Так, государство посредством правовой формы может определять свои отношения с религиозными организациями и их правовой статус в данном конкретном обществе. Статья 14 Конституции Российской Федерации гласит: «1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
Правовые и религиозные нормы могут совпадать с точки зрения своего морально-нравственного содержания. Например, среди заповедей Нагорной проповеди Христа - «не убий» и «не укради». При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механизма действия религиозные нормы - мощный внутренний регулятор поведения. Поэтому они - необходимый и важный инструмент поддержания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе.
Целью написания моего реферата является выявление взаимосвязи правовых и религиозных норм в Российской Федерации.
Задачи: рассмотреть и проанализировать правовые и религиозные нормы, выявить проблемы при взаимоотношении данных норм права в РФ.
Право и религия в России
Говоря о реализации принципа светскости (секулярности) государства в России, не следует ограничиваться формальным анализом законов и тем более анализом конституционных принципов. Россия в довольно малой степени является правовым государством, поэтому практика правоприменения находиться лишь в отдаленном родстве с законом. С другой стороны, не следует игнорировать тот факт, что основные правовые нормы создают точку отсчета, от которой отмеряется практическое отклонение.
Россия является государством с жесткой сепарационной моделью государственно-религиозных отношений. Конституция подчеркивает не только сугубо светский характер государства, но также содержит довольно редкую норму о равенстве религиозных организаций перед законом. В целом, можно сказать, что российская конституция - одна из самых светских из числа сравнимых стран.
К началу 90-х и элита, и большинство граждан были очень мало религиозны, хотя большинство уже интересовалось религией. Отсюда текст ст. 14 Конституции. Основой современного российского секуляризма являлась и является именно массовая безрелигиозность.
К 1997 году государство уже больше стремилось к контролю над общественной жизнью, в том числе и над религиозной. Сказалось и обеспокоенность общества по поводу тоталитарных сект, непривычных для большинства религиозных объединений. Но в целом закон «О свободе совести и о религиозных организациях» 1997 года оказался не менее светским, чем закон 1990 года, хотя и более дискриминационным.
С тех пор власть во все более заметной степени обращается к православию и отчасти к другим «традиционным религиям» в поисках поддержки своей легитимности, стремится использовать его для конструирования своего варианта национальной идентичности. Государство, обеспокоенное исламистским терроризмом, пытается поддерживать и регулировать большие традиционные мусульманские организации. Одновременно ощутимо растет и реальный, не инспирированный властью, интерес общества к вопросам, связанным с религией. Растет общественная активность самих религиозных организаций, в первую очередь - Русской православной церкви и отчасти - Совета муфтиев России. В результате возникает ощущение, что наша страна уже не столь светская, как ее законодательство, и это наводит на мысль о модификации законодательства.
Довольно серьезной экспериментальной проверкой степени светскости общества и государства, влияния религиозных лидеров стала продолжающаяся до сих пор борьба вокруг введения в школах курса «Основ православной культуры» (ОПК). Но государственный аппарат в целом, от Правительства до директоров школ, или отверг широкое внедрение этого предмета, или отнесся к нему прохладно. ОПК действительно продвигается в школы, но довольно медленно. Но ведь чиновничество по своим ценностным установкам не столь существенно отличается от среднестатистических показателей. Таким образом, мы имеем довольно объективный критерий для определения степени секулярности общества в целом и правящего чиновного слоя.
В дискуссии о преподавании ОПК фактически обсуждается незыблемость принципа «отделения школы от Церкви», если воспользоваться формулировкой советского права. Этот принцип отсутствует в Конституции 1993 года, но вписан в закон «О свободе совести и о религиозных организациях», как прямо вытекающий из принципа светскости государства: в статье 4 закона сказано, что «государств обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях». Статья 5 закона сформулирована так, что продекларированное в ее пункте 1 право каждого «на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими» ограничено домашним или конфессиональным образованием.
В возникшей в 2001 году дискуссии о придании правового статуса понятию «традиционная религия» сторонники такой меры еще более безуспешно пытались реинтерпретировать принцип равноправия религиозных организаций. Формально этот конституционный принцип остался неизменим, но власть в лице целого ряда своих органов и отдельных деятелей пошла отчасти навстречу сторонникам фиксации особого статуса «традиционных религий», и снова в форме интерпретации правовых норм.
Практическое сотрудничество государство ведет с ведущими организациями «традиционных религий», преимущественно - с РПЦ (не считая мусульманских и буддистских регионов, где равный или более высокий статус имеют мусульманские или буддистские нормы). Именно этим организациям достается и поддержка со стороны государства.
Было бы неправильно объяснять явное неравенство религиозных объединений только религиозной ксенофобией чиновников, хотя она, конечно, существует. Так же неправильно было бы соглашаться с версией самих лидеров «традиционных религий», что поддержка государства пропорциональна численности верующих. Численность верующих не поддается никакому государственному учету и является предметом постоянным дискуссий, а вот более проверяемой численности религиозных организаций государственная поддержка явно не одинакова.
Основным механизмом изменения интерпретации правовых норм являются попытки изменения основных социальных ценностей и приоритетов, принятых в обществе, то есть тех, на которые ссылаются государственные и общественные лидеры. Именно этим путем идет РПЦ - и именно за митрополитом Кириллом (Гундяевым) и его заместителем Всеволодом Чаплиным повторяют потом отдельные идеи многие светские авторы и даже государственные деятели.
«Право на идентичность» в сегодняшней России постепенно проникает в правосознание. Происходит это вместе с повсеместным распространением, от Академии наук до Церкви, «цивилизационного подхода», обосновывающего, в частности, не только допустимость, но и необходимость принципиального отличия российской правовой системы от норм международного права, поскольку последнее сформировано на базе правовой культуры Запада.
Защита «права на идентичность» была одним из главных аргументов в полемике о преподавании знаний о религии в школе. И выработанные в Министерстве образования в 2002 году документы фактически использовали эти концепции.
Проникает «право на идентичность» и в правоприменение. Например, летом 2005 года организаторы известной выставки «Осторожно, религия!» в Музее Сахарова были признаны виновными в возбуждении ненависти по религиозному и этническому признакам, хотя экспонаты выставки, если и возбуждали ненависть, то не к людям, как того требует современная диспозиция статьи 282 УК, а к православию как культурному и религиозному феномену. Уголовный суд наказал двух человек, защищая, в сущности, не права каких-то людей, а религиозные чувства, то есть «идентичность», неопределенной группы лиц. Суд мог бы счесть, что индивидуальное право на свободу выражения менее значимо, чем защита каких-то других людей от оскорбления, и закрыть выставку; такое решение было бы вполне обычным в российской и в европейской правовой традиции. Но речь не шла об оскорблении каких-то конкретных людей, так как до момента разгрома выставки ее не видел практически никто из тех, кто мог бы быть оскорблен. Суд признал уголовным преступлением именно покушение на святыни, то есть на религиозную идентичность тех, для кого эти святыни являются именно святынями. Длительная и активная общественная полемика вокруг этого дела показала, что такие соображения - отнюдь не редкость и в общественном мнении, и в мнении чиновников и даже юристов.
Современная Россия была конституирована как жестко светское государства с сепарационной моделью, но через десять лет стало заметно, что все более значительная часть общества стремится эту модель смягчить. Такое стремление может обосновываться апелляциями к историческим традициям, а может - ссылкой на происходящее в глобальном масштабе «возвращение религии». Причем постепенно первый аргумент, подвергающийся весьма основательной критике, уступает место второму, который критиковать сложнее: ведь «возвращение религии» и в частную, и в публичную жизнь действительно наблюдается, в частности, в России.
Заключение
В заключении можно сказать, что правовые и религиозные нормы имеют большое значение для общества и государства. Они имеют определенные сходства между собой и определенные различия. Религия обозначает положение человека во вселенной, которое определяет смысл его существования, а право рассматривает только отношения людей между собой. Можно привести много примеров, показывающих насколько меньше влияет правосознание на человека, чем религия. Человек, обладающий должным уровнем правосознания, вполне может приступить какие-либо законы в своих интересах, будучи уверенным в том, что избежит наказания. Религиозный человек по-другому смотрит на это: нарушая законы, заповеди, моральные принципы он вредит своей душе, лишает себя благодати. То есть: Религия даёт строго дифференцируемую систему ценностей, меняет мироощущение человека. Право не влияет на внутреннюю жизнь человека, а лишь регулирует его внешние сношения. Так же и религиозные и правовые нормы являются правилами поведения людей и имеют обязательное значение для них.
И так же можно отметить, что правовые нормы являются обязательными нормами в государстве. Религиозные обязательными не являются, но обеспечивают нравственность общества. Нравственность же влияет на поведение человека в обществе, что приводит к более лучшему исполнению правовых норм людьми.
Список использованной литературы
1. Конституция РФ.1993г.
2. Ф.З. «О свободе совести и религиозных объединениях», принят. Гос. Думой 19 сентября 1997.
3. «Восприятие религиозных норм обыденным сознанием». Статья Л.Г. Луняковой. Адрес страницы www. Pravo.ru/ffec/html/.
4. “Право и религия». Статья. www. lekcii. ru/pravo/teorapig/9html/.
5. “Право и социальные нормы». Статья. www.ido.rudn.ru/ffec/juris/html/.
6. Богарова С.Н. “Роль общественных объединений в защите прав человека». Вестник Московского университета, Москва, 1997г.
7. Дмитриев Ю.А. «Теория государства и права: конспект лекций», 2007, Москва, изд. Эксмо.
8. Марченко М.Н. «Проблемы теории государства и права», изд. Проспект, Москва, 2009.
9. Попова А.В. «Проблемы теории государства и права», изд. Питер Пресс, Санкт-Петербург, 2009.
10. Якушев А.В. «Религиоведение», Москва, изд. Приор, 2007.
11. Яблокова Н.П. «Теория государства и права: лекции», изд. Норма, Москва, 2009.
Реферат
«Правовые и религиозные нормы в Российской федерации»
Выполнила:
Студентка группы 6-Юз
Горская Е.А.
Проверила:
Макарова С.В.
Нижний Новгород
2009
Содержание
Введение
1. Общее представление о нормах права
1.1 Правовые нормы: понятие, виды
1.2 Религиозные нормы: понятие, функции
2. Право и религия в России
2.1 Место правовых норм в РФ
2.2 Место религиозных норм в РФ
2.3 Взаимоотношение правовых и религиозных норм в РФ
3. Отношение к другим нравственным религиозным нормам
Заключение
Список литературы
Введение
Взаимосвязь между нормами религии и нормами права является очень тесной. Религия никогда не сводилась лишь к вере в Бога и в потустороннюю жизнь и совершению религиозных обрядов. Именно социальные учения позволяли монотеистическим религиям завоевывать массы и влиять на расстановку сил в обществе. Религия по-своему объясняет реально существующий мир и регулирует отношения между людьми. Без религиозной интерпретации чисто земных отношений между людьми религия не смогла бы выполнять сложные социальные функции, в том числе и интегрирующую, потеряла бы свою привлекательность, перестала бы существовать. Сами причины возникновения новых религиозных движений, носили социально-политический характер. Такие движения появлялись в ответ на назревшие потребности общественной жизни. Фактически каждая вновь возникшая религиозная секта выступает как социально-политическая ячейка, а система ее воззрений - это новая социально-политическая доктрина, появляющаяся в религиозной форме. Такой является история возникновения таких религий как христианство, ислам, буддизм.
Религия и религиозные нормы возникают позднее первичных мононорм, но быстро проникают во все регулятивные механизмы первобытного общества. В рамках мононорм были тесно переплетены моральные, религиозные, мифологические представления и правила, содержание которых определялось сложными условиями выживания человека того времени. В период распада первобытнообщинного строя происходит дифференциация мононорм на религию, право, мораль. На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. Древнейшая из таких правовых систем - индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии. Другой пример -мусульманское право, которое, по существу, является одной из сторон религии ислама и называется шариатом. Таким образом религиозная правовая система - единый религиозно-нравственный и правовой регулятор всех сторон жизни общества. Характер взаимодействия норм права и религиозных норм в системе социальной регуляции того или иного общества определяется связью правовых и религиозных норм с моралью и связью права с государством. Так, государство посредством правовой формы может определять свои отношения с религиозными организациями и их правовой статус в данном конкретном обществе. Статья 14 Конституции Российской Федерации гласит: «1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
Правовые и религиозные нормы могут совпадать с точки зрения своего морально-нравственного содержания. Например, среди заповедей Нагорной проповеди Христа - «не убий» и «не укради». При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механизма действия религиозные нормы - мощный внутренний регулятор поведения. Поэтому они - необходимый и важный инструмент поддержания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе.
Целью написания моего реферата является выявление взаимосвязи правовых и религиозных норм в Российской Федерации.
Задачи: рассмотреть и проанализировать правовые и религиозные нормы, выявить проблемы при взаимоотношении данных норм права в РФ.
Общее представление о нормах права
Норма права это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой. Государственно-правовая теория и практика выработали большое разнообразие представлений о норме права. Среди важнейших черт и особенностей нормы права следует особо указать следующие.
а) Общий характер нормы права не предусматривает и не может предусмотреть в деталях каждое в отдельности жизненное обстоятельство. Она ориентируется лишь на типовые, вбирающие в себя сходные признаки и черты, жизненные ситуации, при которых возникает необходимость или потребность ее применения. Она является критерием определения правомерности или неправомерности действий различных субъектов правоотношений. Степень общности нормы права довольно часто бывает различна. В РФ например, наиболее общий характер имеют федеральные конституционные законы. Они обращены ко всем без исключения гражданам РФ, а некоторые из них - также к иностранцам и лицам без гражданства.
б) Выраженность в нормативных нормах государственной воли. Воля господствующего слоя, группы или класса для того, чтобы воплотиться в норму права, стать их реальным содержанием, должна в обязательном порядке пройти через нормотворческий механизм, с неизбежностью трансформироваться в государственную волю. Разумеется, последняя в любом государстве соответствует интересам власть предержащих слоев, групп или классов и направлена на строго целевую в социальном плане регламентацию поведения всех участников правоотношений.
в) Предоставительно-обязывающий характер. Регулируя общественные отношения, норма права устанавливает для одного участника этих отношений определенные правомочия или права, а на другого возлагает соотносящиеся с этим правомочием юридические обязанности. Для одной стороны норма права указывает на охраняемое и гарантируемое государством возможное поведение (право), а для другой - на обеспеченное угрозой государственного принуждения должное поведение (обязанность). Например, предоставляя гражданам РФ конституционное право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни инвалидности, потери кормильца. для воспитания детей, государство в то же время возлагает на свои органы соответствующие юридические обязанности.
г) Системность и иерархичность по отношению друг к другу, а также строгая формальная определенность. Каждая норма права существует не сама по себе, а в тесной взаимосвязи и взаимодействии, в единой системе с другими правовыми нормами. В отличие от иных социальных норм (норм морали) правовые нормы образуют иерархию, которая обусловлена различной юридической силой нормативно-правовых актов. Иерархия эта складывается из системы норм, содержащихся в конституционных актах (законах), текущих или обычных законах и в подзаконных актах.
д) Специфический признак норм права - их охрана и обеспеченность государственным принуждением. Речь идет не только и даже не столько о реально применяемом, сколько о потенциально существующем воздействии на правонарушителя.
Среди мер государственного воздействия выделяются гражданско-уголовные, административно-правовые и иные меры. Основной целью их применения (обусловленной характером правонарушения) могут выступать: наказание правонарушителя, возмещение причиненного вреда, восстановление нарушенного права, выполнение обязательств. Говоря о мерах государственного воздействия на правонарушителей, не следует полагать, что нормы права реализуются лишь в силу существования угрозы государственного принуждения. Огромную роль в этом процессе играют меры воспитательного характера, авторитет государства и права, меры убеждения. Нормы права можно классифицировать по нескольким основаниям. Всякая норма права предписывает лицам определенную форму поведения. В связи с таким подходом нормы права можно разделить на: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие. Обязывающие – это нормы права, предписывающие лицам совершать определенные положительные действия. Запрещающие юридические нормы указывают на недопустимость каких-либо действий. Иначе говоря, они требуют воздержания от них. Уполномочивающие нормы права предоставляют лицам возможность совершать определенные действия, влекущие юридические последствия. По форме предписания нормы права разделяются на императивные и диспозитивные. Императивные нормы . содержат властные предписания, отступления от которых не допускаются. Пример - норма трудового права, указывающая на недопустимость замены отпуска денежной компенсацией. Диспозитивные нормы предоставляют субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей. При отсутствии такой договоренности вступает в действие предписание, содержащееся в них. В зависимости от целевого назначения нормы права делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы - предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений.
Охранительные нормы регулируют общественные отношения, связанные с юридической ответственностью и применением мер государственного принуждения то есть нормы процессуального права. Нормы права можно классифицировать и в зависимости от отраслей права. Различают: административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые нормы права, нормы трудового, экологического, международного, конституционного, хозяйственного и других отраслей права. Эта классификация базируется на предмете и методе правового регулирования. В зависимости от субъекта, издавшего нормы, различают: законодательные, подзаконные и делегированные - изданные общественной организацией по поручению государственного органа нормы права. По времени действия нормы права подразделяются на: постоянные - действуют до их официальной отмены и временные - действуют только в пределах определенного промежутка времени. По кругу лиц, на которых распространяется действие нормы делятся на общие и специальные.
К первым относятся нормы, распространяющие свое действие на всех лиц, проживающих в пределах данной местности, государства, ко вторым - действующие лишь в отношении определенной категории лиц (военнослужащих, студентов, работников правоохранительных органов и т.п.). По степени определенности различают нормы права бланкетные и отсылочные. Бланкетные нормы представляют собой такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил. Отсылочные нормы непосредственно указывают на другие нормы права, как на условие своего действия.
Из этого можно сказать, что нормы права это определенные предписания, правила которым человек должен следовать в течение всей жизни. Но все нормы так же можно разделить и на две группы: правовые и религиозные. Правовые нормы это нормы, которые человек создал для себя, для поддержания государства и общества. Религиозные же нормы это нормы которые заложены в человеке с рождения. Это его духовное состояние. Религиозные нормы – божественные нормы. И очень часто, особенно в наше время происходит столкновение этих двух групп.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 269.