История развития системы охраны материнства и детства в России.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

До 1649 г. ребенок был «собственностью родителей», «всецело принадлежал родительской власти», не рассматривался как самостоятельный субъект права, и не являлся обладателем лишь ему принадлежащих прав.

В 1649 было принято Соборное Уложение, которое впервые на законодательном уровне разделяло законнорожденных и незаконнорожденных детей. Последние не имели конкретных прав, были вне семьи и рода, поэтому не могли рассчитывать на наследство.

В 1917 году в России происходят законодательные изменения в области права. Семья, материнство и детство теперь находятся под юрисдикцией государства, а не церкви. На смену каноническим правилам приходят Декреты «О расторжении брака» и «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния».

Брачный Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 года осветил вопросы равноправия мужчины и женщины, уравнивания детей рожденных в браке и вне брака, обязательств между детьми и родителями по содержанию.

После завершения Гражданской войны для решения демографических проблем 27 июня 1936 года было принято Постановление ЦИК СССР №65, СНК СССР №1134: установления пособий роженицам, увеличения пособий на кормление детей, предоставления отпусков по беременности и родам. Многодетным семьям, в зависимости от количества детей, назначались ежегодные и единовременные пособия. В трудовой сфере: при отказе в приеме на работу беременным женщинам, за снижение им заработной платы при переводе на более легкую работу предусматривалось уголовное наказание.

Во время Великой Отечественной Войны для помощи матерям был издан указ от 8 июля 1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства».

На международном уровне разрабатывались и были приняты такие важные документы как: Декларация прав ребенка 1924 г., Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. и др. Но в России правовой статус ребенка так и не изменился.

Важным событием в послевоенное время является создание в 1946 году международной Организации Объединенных Наций. Защитой прав детей и матерей в отдельных областях также занимаются специализированные учреждения ООН: ЮНИСЕФ, Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, ООН по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО).

В рамках Международной организации труда были приняты: Конвенция об охране материнства 1952 года, Конвенция о ночном труде женщин (1948), Конвенция о дискриминации в области найма и работы.

В 1977 году была принята Конституция СССР, в соответствии с которой впервые конституционное закрепление получило положение о правовой защите материнства. Женщина смогла сочетать труд с материнством; ей предоставлялся оплачиваемый отпуск и льготы, предусмотренные законодательством беременным женщинам и матерям, сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей. Охранялось и здоровье женщины.

В 1989 году был принят очень важный документ, в соответствии с которым, ребенок признавался субъектом права и носителем конкретных прав. Этим документом являлась Конвенция о правах ребенка. Россия ратифицировала документ в 1990 году.

Радикальные изменения произошли в 1993 году с принятием Конституции РФ, которая закрепляла и гарантировала защиту семьи, материнства, отцовства и детства.

В области защиты прав детей и прав женщин, связанных с материнством, приняты Кодексы: семейный, трудовой, гражданский, уголовный, в том числе федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об опеке и попечительстве», «Об образовании», «Об актах гражданского состояния», «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

 

3. Охрана материнства и детства как медико-социальная проблема. Основные учреждения, оказывающие медико-социальную помощь женщинам и детям.

Охрана материнства и детства – система государственных и общественных мероприятий, направленных на обеспечение здоровья матери и ребенка, укрепление семьи, поощрение материнства, создание наиболее благоприятных условий для воспитания детей, их физического, интеллектуального и нравственного развития.

В системе охраны материнства и детства различают 6 этапов оказания профилактической и лечебной помощи:

1) оказание помощи женщине вне беременности, подготовка ее к материнству, совершенствование работы женских консультаций, центров “Брак и семья”, генетических центров и др.;

2) комплекс мероприятий по антенатальной охране плода в женских консультациях, отделениях патологии беременности, специализированных отделениях и др.;

3) интранатальная охрана плода и рациональное ведение родов;

4) охрана здоровья новорожденного, организация правильного вскармливания, создание оптимальных условий для физического развития;

5) охрана здоровья ребенка в дошкольный период, обеспечение условий для оптимального физического развития, создание нужного иммунологического статуса;

6) охрана здоровья детей школьного возраста.

Учреждения ОМИД.
Учреждения охраны детства.
Амбулаторно-поликлинические:
• детская поликлиника;
• детская стоматологическая поликлиника;
• детская консультация;
Стационарные:
• детская больница соматическая;
• детская инфекционная больница;
• детское отделение в структуре общесоматических взрослых больниц;

Специализированные
• дома ребенка;
• детские санатории;
• детские ясли;
• детские молочные кухни;
• для отсталых в развитии детей;

Охрана материнства
• женские консультации;
• родильные дома;
• акушерско-гинекологические отделения соматических больниц;
• отделения патологии беременных общесоматических больниц;

Медико-социальное значение в сохранении и улучшении здоровья женщин, снижении материнской смертности и смертности новорожденных, воспитании здорового, гармонично развитого населения.

 

4. Социально-правовая помощь в учреждениях охраны материнства и детства.

Базовыми комплексными учреждениями социального обслуживания взрослых членов семьи и детей являются территориальные центры социальной помощи семье и детям. Одно из направлений деятельности этих территориальных центров - участие в решении проблем планирования семьи.

Виды социального обслуживания:

- социальный патронаж детей и семей, которые нуждаются в постоянном нестационарном обслуживании, в виде социально-бытовых услуг, содействия в получении медицинской и иной помощи;

- социальное обслуживание в стационарных условиях граждан, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; предоставление временного приюта гражданам без определенного места жительства, безнадзорным детям, подросткам;

- организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально-бытового, медицинского и иного обслуживания в дневное время детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях;

- консультативная помощь гражданам и семьям в социально - экономическом, медико-социальном обеспечении жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, правовой защиты; реабилитационные услуги в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидов, несовершеннолетних, граждан с общественно опасным поведением и др.

Оказание помощи многодетным семьям. Законодательство РФ постановляет для многодетных семей установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет; бесплатный проезд на внутригородском, прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь; бесплатное питание для учащихся; бесплатное обеспечение школьной формой, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе; один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, также выставок.

При разработке региональных программ занятости учитывать необходимость трудоустройства многодетных родителей, возможность их работы на условиях применения гибких форм труда.

Денежные выплаты в связи с материнством, отцовством и детством. Конституция РФ предусматривает, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В ней также указано, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Одной из наиболее действенных форм социальной защиты семьи и детей являются комплекс денежных выплат, адресованных родителям, семье с детьми либо непосредственно детям, лишенным родительской опеки и попечительства. Ст. 4.2 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» - различные виды пособий (перечисляю основные) :
— пособие по беременности и родам - работающим женщинам устанавливается в размере среднего заработка (дохода).
— единовременное пособие при рождении ребенка;
— ежемесячное пособие по уходу за ребенком, выплачиваемое неработающим гражданам;
— единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью

Федеральным законом от 24 июля 1999 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено установление минимальных социальных стандартов качества жизни детей.

Основная цель государственной помощи семье — обеспечить экономическими, социальными, правовыми и административными мерами право детей на жизнь в семье, поддержку возможностей семьи по воспитанию содержанию детей, улучшение семейного образа жизни.

 

5. Предупредительный и текущий санитарный надзор. Организация санитарного надзора в учреждениях охраны материнства и детства.

Предупредительный санитарный надзор — проверка соблюдения гигиенических норм и санитарных правил в ходе проектирования и строительства различных объектов (городов, жилых зданий, больниц, столовых, промышленных предприятий, детских и образовательных учреждений и др.) и Прием объекта в эксплуатацию. В задачи предупредительного санитарного надзора входит также контроль за всеми вновь внедряемыми в производимо промышленными изделиями, качество которых может отразиться на здоровье населения, например контроль за рецептурой новых пищевых продуктов, пищевых красителей и т.д.

Текущий санитарный надзор — проведение комплексных плановых и целенаправленных гигиенических, санитарных и микробиологических обследований за действующими предприятиями и организациями в части их соответствия санитарным нормам и правилам.

Органы и учреждения санитарно­эпидемиологической службы: а) проводят строгий учет контролируемых лечебно-про­филактических учреждений (с паспортизацией объектов); б) составляют планы обследования конкретных лечебно­-профилактических учреждений (учитывая их санитар­ное состояние и Значимость); в) предъявляют обязательные для руководителей лечеб­но-профилактических учреждений требования об улуч­шении санитарного состояния в соответствии с действу­ющими санитарно-гигиеническими и санитарно-противоэпидемическими правилами и нормами. Основными вопросами являются:

— общее санитарное состояние зданий учреждения и его благоустройство

— состояние бельевого хозяйства, организация стирки постельного и нательного белья, своевременность сме­ны белья;

— санитарно-техническое состояние пищеблока лечебно­-профилактического учреждения, оснащение его холодильным и технологическим оборудованием, инвента­рем, посудой; — соблюдение поточности технологического процесса и санитарных требований при приготовлении пищи;

— наличие моющих и Дезинфицирующих средств, убороч­ного инвентаря; соблюдение санитарных требований при мытье и де­зинфекции посуды, инвентаря и оборудования.

 























Дата: 2019-07-30, просмотров: 224.