Вопросы здравоохранения в Конституции Российской Федерации.
Система законодательства об охране здоровья в РФ.
1. Конституция РФ, в частности ст. 41 (1993г.).
2. Федеральный закон от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
4. Законодательные акты по отдельным видам медицинской деятельности.
5. Законодательные акты, связанные с охраной здоровья населения.
6. Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ.
7. Документы Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
8. Нормативно-правовые акты субъектов РФ.
Конституция РФ - основной закон страны - устанавливает право каждого человека на охрану здоровья.
Статья 41
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
22 июля 1993 г. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации были приняты «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». На сегодняшний день это основной нормативный акт в области здравоохранения.
Реализация программы родовых сертификатов.
Внедрен с 1 января 2006 года.
Программа «Родовой сертификат» позволяет женщине реализовать свое право выбора учреждения здравоохранения, получать квалифицированную и качественную медицинскую помощь в период беременности, в период родов, в послеродовом периоде, а также по профилактическому наблюдению ребенка в течение первого года жизни.
Родовой сертификат является документом дополнительной финансовой поддержки деятельности учреждений здравоохранения области.
Средства, перечисляемые региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по родовым сертификатам, расходуются учреждениями здравоохранения по следующим направлениям:
● амбулаторно-поликлиническая помощь женщинам в период беременности, — на оплату труда медицинского персонала (35 — 45%), обеспечение медикаментами женщин в период беременности (в размере 20-33 %) и оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, мягким инвентарем и изделиями медицинского назначения;
● стационарная помощь женщинам в период родов и в послеродовой период, — на оплату труда медицинского персонала (40-55 %), оснащение медицинским оборудованием, инструментарием и мягким инвентарем, обеспечение медикаментами и изделиями медицинского назначения, дополнительным питанием беременных и кормящих женщин;
● профилактическое медицинское наблюдение ребенка в течение первого года жизни, — на оплату труда медицинских работников, участвующих в медицинском наблюдении указанных детей.
17. Приказ N 1011Н от 06.12.2012г. МЗ РФ "Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра" (основные положения).
Утратил силу, теперь
БЛОК №2 СТАТИСТИКА
Виды средних величин.
В медицинской практике наиболее часто используются следующие средние величины: мода, медиана, средняя арифметическая. Реже применяются другие средние величины: средняя геометрическая (при обработке результатов титрования антител, токсинов, вакцин); средняя квадратическая (при определении среднего диаметра среза клеток, результатов накожных иммунологических проб); средняя кубическая (для определения среднего объема опухолей) и другие.
Мода (Mo) - величина признака, чаще других встречающаяся в совокупности. За моду принимают варианту, которой соответствует наибольшее количество частот вариационного ряда.
Медиана (Me) - величина признака, занимающая срединное значение в вариационном ряду. Она делит вариационный ряд на две равные, части.
На величину моды и медианы не оказывают влияния числовые значения крайних вариант, имеющихся в вариационном ряду. Они не всегда могут точно характеризовать вариационный ряд и применяются в медицинской статистике относительно редко. Более точно характеризует вариационный ряд средняя арифметическая величина.
Средняя арифметическая (М) - рассчитывается на основе всех числовых значений изучаемого признака.
В простом вариационном ряду, где варианты встречаются только по одному разу, вычисляется средняя арифметическая простая по формуле:
М = ΣV : n
где V - числовые значения вариант,
n - число наблюдений,
Σ - знак суммы
В обычном вариационном ряду вычисляется средняя арифметическая взвешенная по формуле:
М = (Σ V * р) : n
где V - числовые значения вариант.
Ρ - частота встречаемости вариант.
n - число наблюдений.
S - знак суммы
Средние величины являются важными обобщающими характеристиками совокупности. Однако за ними скрываются индивидуальные значения признака. Средние величины не показывают изменчивости, колеблемости признака.
Если вариационный ряд более компактен, менее рассеян и все отдельные значения расположены вокруг средней, то средняя величина дает более точную характеристику данной совокупности. Если вариационный ряд растянут, отдельные значения значительно отклоняются от средней, т.е. имеется большая вариабельность количественного признака, то средняя менее типична, хуже отражает в целом весь ряд.
Одинаковые по величине средние могут быть получены из рядов с различной степенью рассеяния. Так, например, средняя длительность лечения больных в специализированной отделении больницы также будет равна 20, если все 95 больных находились на стационарном лечении по 20 дней. Обе вычисленные средние равны между собой, но получены из рядов с разной степенью колеблемости вариант.
Следовательно, для характеристики вариационного ряда, помимо средней величины, необходима другая характеристика, позволяющая оценить степень его колеблемости.
Блок 3
Уровни здоровья:
• Индивидуальное здоровье
• Групповое здоровье- малых или этнических групп
• Региональное здоровье - или здоровье населения на конкретной административной территории
• Общественное здоровье - здоровье общества, населения страны, континента и др.
Индивидуальная оценка здоровья:
• Ресурсы здоровья -это морфофункциональные и психологические возможности организма изменять баланс здоровья в положительную сторону.
• Потенциал здоровья -это совокупность способностей индивидуума адекватно реагировать на внешние факторы.
• Баланс здоровья –это равновесие между потенциалом здоровья и действующими на него факторами.
Задачи
- диагностика и лечение различных заболеваний и состояний;
- антенатальная охрана плода (патронаж беременных педиатром);
- первичный патронаж новорожденных и детей раннего возраста в установленные сроки;
- оказание первой (доврачебной, врачебной) и неотложной медицинской помощи детям при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях, оказание медицинской помощи детям врачами-специалистами, своевременное направление их на госпитализацию;
- установление медицинских показаний и направление детей в лечебно-профилактические учреждения государственной системы здравоохранения для получения специализированных видов медицинской помощи;
- динамическое медицинское наблюдение за ростом и развитием ребенка, в том числе физическим и нервно-психическим
- проведение профилактических осмотров детей раннего возраста, а также детей в декретированные возрастные сроки
- диспансерное наблюдение детей с наследственными заболеваниями
- оказание консультативной, диагностической, лечебной, медико-социальной помощи детям с острыми и хроническими заболеваниями, детям-инвалидам;
- направление детей на медико-социальную экспертизу;
- медико-социальную подготовка детей к поступлению в образовательные учреждения и контроль за течением адаптации;
- медицинское обеспечение подготовки юношей к военной службе;
- выполнение профилактической и лечебно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях;
- передача детей по достижении соответствующего возраста на медицинское обслуживание в городскую (районную) поликлинику;
- проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, вакцинопрофилактики в установленном порядке;
- установление медицинских показаний и направление детей на санаторно-курортное лечение
- внедрение новых профилактических, диагностических и лечебных технологий;
- анализ работы поликлиники, в том числе анализ эффективности диспансерного наблюдения.
Организация профилактических осмотров детей и подростков в детской поликлинике: виды профилактических осмотров; группы детей, подлежащих профилактическим осмотрам; этапы проведения профилактического осмотра
Профилактический медицинский осмотр — одна из форм активной медицинской помощи населению, направленная в основном на выявление ранних форм заболеваний.
Различают три вида профилактических медицинских осмотров:
а) предварительный - проводится лицам, поступающим на работу или учебу с целью определения соответствия (пригодности) рабочих и служащих выбранной ими работе и выявлении заболеваний, которые могут явиться противопоказанием для работы в данной профессии.
б) периодический - проводится по плану в установленные сроки с определенным объемом исследований и определенной кратностью отдельным контингентом населения с целью раннего выявления заболеваний.
в) целевой - проводится с целью раннего выявления больных отдельными заболеваниями (туберкулезом, злокачественными новообразованиями, венерическими болезнями и т.д.)
Выделяют 3 группы детей, подлежащих профилактическим осмотрам в поликлинике:
· дети до 7-летнего возраста, не посещающие ДДУ;
· дети, посещающие ДДУ;
· школьники.
Диспансеризация проводится в два этапа:
Первый этап диспансеризации (скрининг) проводится с целью выявления у граждан признаков хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, туберкулеза, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача. Также определения медицинских показаний к выполнению дополнительных обследований и осмотров врачами-специалистами для уточнения диагноза на втором этапе диспансеризации.
Граждане, нуждающиеся по результатам первого этапа диспансеризации в дополнительном обследовании и углубленном профилактическом консультировании, направляются на второй этап диспансеризации.
Второй этап диспансеризации проводится с целью дополнительного обследования и уточнения диагноза заболевания (состояния), проведения углубленного профилактического консультирования.
ЭТАПЫ РЕАБИЛИТАЦИИ.
Первый этап клинический.Ведущие задачи этого этапа складываются из устранения этиологического, повреждающего фактора, компенсации и ликвидации ведущих морфофункциональных изменений (часто этот этап происходит в стационаре). Первый этап реабилитации заканчивается при выздоровлении ребенка от основного заболевания.
Второй этап реабилитации - санаторный. На этом этапе обеспечивается ликвидация патологических изменений, свойственный для периода остаточных явлений. Особое внимание на втором этапе уделяется восстановлению и расширению физической и психической деятельности ребенка, нормализация реактивности детского организма, восстановление нормального уровня неспецифической сопротивляемости. Санаторный этап осуществляется в специализированном санатории, а для некоторых категорий больных в реабилитационном центре или отделении восстановительного лечения поликлиники. Реабилитация детей раннего возраста может осуществляться в дошкольных учреждениях, группах санаторного типа.
Участковый педиатр организует эту работу по месту жительства больного ребенка совместно с врачами отделения восстановительного лечения своей поликлиники. Врачи отделения восстановительного лечения, а так же участковые педиатры получают методическую помощь от городского центра восстановительного лечения и могут направить ребенка через городскую отборочную комиссию на реабилитацию в городской реабилитационный центр или восстановительные отделения при детских больницах и научных центрах. В связи с задачами реабилитации, как санаторий, так и реабилитационное отделение должны располагать необходимым набором помещений и укомплектованными штатами специалистов по каждому средству реабилитации.
Идеальной схемой этапной реабилитации для ребенка, лечившегося в стационаре будет: стационар - санаторий - поликлиника (диспансерное наблюдение), для детей лечившихся дома: домашний стационар - поликлиника (диспансерное наблюдение) - санаторий. Реабилитационные мероприятия в поликлинике проводятся под руководством врача восстановительного лечения.
Успех второго этапа реабилитации во многом зависит от информации, которой будет располагать врач поликлиники (санатория) о характере и течении заболевания, о реабилитационных мероприятиях первого этапа. Поэтому большое значение приобретает документальное оформление (передаточный выписной эпикриз, подробная выписная справка).
На втором этапе реабилитации основное внимание должно быть уделено борьбе с очагами хронической инфекции и общеукрепляющий терапии.
После санаторного этапа по данным исследования, функциональные показатели пораженной системы нормализуются как в покое, так и при дозированных нагрузках, увеличиваются резервные показатели функций.
Третий этап реабилитации - адаптационный. На этом этапе достигается полное восстановление здоровья ребенка с нормализацией морфологических и функциональных характеристик данного возраста, обеспечивающий возврат ребенка к обычным условиям жизни, учебы. Третий этап реабилитации проходит у старших детей в обычных для них условиях. Адаптационный этап реабилитации может осуществляться и в специализированном реабилитационном центре. На этом этапе назначаются методы педагогического воздействия, создаются условия для постепенного расширения двигательного режима и психоэмоциональной нагрузки.
Завершением третьего этапа реабилитации будет являться восстановление всех параметров здоровья.
Иначе дело обстоит при хронических, инвалидизирующих ребенка заболеваниях. В этом случае задание третьего этапа реабилитации будут заключаться не только в достижении состояния максимальной компенсации функций больного органа, но и в поддержании состояния этой компенсации. Такие дети продолжают оставаться на диспансерном учете в поликлинике, целью которого является контроль за состоянием ребенка в сочетании, с периодическими курсами превентивной терапии, либо с постоянной терапией. У таких детей третий этап затягивается, перемежаясь с возвращением к первому и второму этапам в период обострения.
Акушерская часть ФАП
Акушерская часть ФАП должна иметь следующий набор помещений: прихожая, ожидальная и кабинет акушерки. ФАП, имею щие родильные койки, помимо этих помещений должны иметь смотровую комнату, родовую и послеродовую палаты. Акушерка ФАП осуществляет всю работу по организации и оказанию акушерско-гинекологической помощи сельским жительницам в радиусе обслуживания пункта.
Обязанности акушерки ФАП
В обязанности акушерки ФАП входят:
• выявление в районе обслуживания всех беременных в максимально ранние сроки, обеспечение диспансерного наблюдения за ними, включая проведение необходимых лечебно-профилактических мероприятий, патронаж беременных, родильниц и детей в возрасте до 1 года;
• проведение санитарно-просветительской работы среди женщин;
• оказание медицинской помощи при нормальных родах,
• выявление гинекологических больных, направление их к врачу и оказание им медицинской помощи по назначению врача
Подворные обходы населения
Значительную помощь в раннем выявлении беременных оказывают подворные обходы населения, проводимые акушеркой ФАП. В наблюдении за беременными акушерка выполняет весь основной объем необходимых исследований. Так, при первом обращении беременной акушерка собирает подробный анамнез, общий (наследственность, перенесенные заболевания и др.) и специальный акушерский (менструальная, половая, генеративная, лактационная функции, гинекологические заболевания и др.). Из анамнеза акушерка выясняет особенности течения предыдущих беременностей, наличие экстрагенитальных заболеваний и других перенесенных отклонений в состоянии здоровья женщины, способных повлиять на течение беременности и родов.
Сельский врачебный участок
Сельский врачебный участок -- это первое звено, 1-й этап в системе медицинского обслуживания сельского населения.
В состав сельского врачебного участка, помимо сельской участковой больницы или самостоятельной врачебной амбулатории, входят федьдшерско-акушерские пункты, колхозные родильные дома, сезонные и постоянные ясли, фельдшерские здравпункты при промышленных предприятиях и промыслах. Все медицинские учреждения, входящие в состав врачебного участка, организационно объединены и работают по единому плану под руководством главного врача участковой больницы.
На сельском врачебном участке обеспечивается, в основном, профилактическая, противоэпидемическая и в небольшом объеме, лечебная помощь детям. В стационар сельской больницы чаще всего госпитализируются дети с легкими формами заболеваний. в тяжелых случаях помощь оказывается в центральной районной больнице. Поскольку маломощные сельские участковые больницы недостаточно обеспечены врачами - педиатрами и помощь детям нередко оказывает терапевт.
Дневной стационар на дому
В настоящее время вопросы ухода за пациентами на дому приобретают все большее значение в России и мире. С одной стороны, это обусловлено реструктуризацией системы здравоохранения и службы социальной защиты, переориентацией первичной медико-социальной помощи населению в сторону амбулаторного звена, так как стационарное обслуживание пациентов связано с большими экономическими затратами. С другой стороны, наблюдается рост числа пожилых людей [16].
Результаты проведенных исследований показывают, что среди всех лиц, обратившихся в поликлинику за помощью на дому, доля лиц старше 60 лет составляет 60%, а среди вызовов скорой помощи – более 65%. Свыше 45% всех заболеваний начинаются с вызова врача на дом, а в осенне-зимний период на это приходится почти 90%. В общем объеме помощи, оказываемой населению городскими поликлиниками, почти 30% занимает медицинская помощь на дому. Индейкин Е.Н. (2002) определяет стационар на дому как такой вид медицинской деятельности, когда активное лечение болезненных состояний, требующих по прежним представлениям стационарных условий, может осуществлять работниками здравоохранения в домашних условиях [10,13].
Существующая на сегодняшний день система ухода на дому не охватывает достаточно большую часть граждан, нуждающихся в постоянной посторонней помощи, – это тяжело больные люди с далеко зашедшими хроническими заболеваниями, нуждающиеся в интенсивной медико-социальной реабилитации на дому.
Организация стационара на дому предполагает ежедневное наблюдение пациента врачом, проведение лабораторно-диагностических обследований, медикаментозной терапии (внутривенные, внутримышечные инъекции) и т.д. При необходимости в комплекс лечения включаются также физиотерапевтические процедуры, массаж, лечебная физкультура и др. Пациентам в стационере на дому оказывается консультативная помощь врачами узких специальностей. Более сложные диагностические обследования (эхокардиограмма, рентгенография и пр.) производятся при наличии клинических показаний в поликлинике, куда пациенты доставляются санитарным транспортом. Медико-социальная экспертиза им проводится на дому.
При использовании стационара на дому для лиц старшего возраста, инвалидов, особенно с целью реабилитации следует помнить о том, что дома пациент остается один на один со своей болезнью, что значительно затрудняет его социальную адаптацию. Вместе с тем, от медицинских работников требуется работа не только с пациентом, но и с членами его семьи, которые должны быть обучены правилам ухода и нуждаются в психологической поддержке [1,17].
Задачи детской больницы:
1) оказание квалифицированной медицинской помощи;
2) применение для обследования пациента и установления диагноза методов и средств, недоступных в амбулаторных условиях;
3) внедрение в практику обслуживания современных методов профилактики, диагностики, лечения;
4) проведение санитарно-просветительной работы среди пациентов и их родителей с целью повышения их санитарной культуры.
Структура детской больницы:
Структура детской больницы представлена следующими функциональными подразделениями:
1) управление детской больницы;
2) стационар;
3) административно-хозяйственная часть;
4) прочие подразделения:
- пищеблок;
- морг;
- аптечный склад;
- библиотека.
Стационар детской больницы
Пациенты в стационар поступают:
1) по направлению врачей детских поликлиник;
2) по направлению врача скорой (неотложной) медицинской помощи, доставившего в больницу пациента;
3) при самостоятельном обращении пациента в приемном отделении;
4) переводом из другой больницы.
*Плановая госпитализацияребенка осуществляется по направлению детской поликлиники. В направлении должны быть представлены данные о:
-заболевании (начало заболевания, особенности течения);
-проведенном лечении;
- лабораторных и инструментальных методах исследования в амбулаторных условиях;
- всех перенесенных заболеваниях (соматических и инфекционных);
- отсутствии у ребенка контакта с инфекционными больными дома, в детских дошкольных учреждениях и в школе на протяжении 3 дней;
- проведенных прививках.
Приемное отделение стационара детской больницы боксированно (число коек в боксах -3-4 %от общего числа коек). Наиболее удобными для работы являются индивидуальные боксы Мельцера-Соколова. Они включают предбоксник, палату, санитарный узел, шлюз для персонала. В больницах при отсутствии боксов для приема детей организуется 2-3 изолированных смотровых кабинета и один-два санпропускника.
Блок 5
Блок 6
Блок 7
Современное здравоохранение в странах с развитой рыночной экономикой (Великобритания, Германия, США)
В современных условиях все модели здравоохранения можно условно разделить на три типа.
1. Бюджетная (государственная).(Великобритания)
2. Страховая (социально-страховая)(Германия)
.3. Частная (негосударственная, или рыночная)(США)
Германия
Германия является классическим примером социально-страховой модели. Источники финансирования распределяются следующим образом: социальное медицинское страхование (СМС) — 60 %, частное медицинское страхование (ЧМС) — 10 %, государственный бюджет — 15 % и личные средства граждан — 15 %. Около 90 % населения охвачено программами СМС, 10 % — программами ЧМС, и при этом 3 % застрахованных в СМС имеют полис ДМС. Расходы на здравоохранение из общественных средств составляют 7,8 % от ВВП, совокупные — 11,7 % от ВВП2. Из общественных источников покрывается 75 % от всех расходов на здравоохранение. Движение средств здравоохранения выглядит следующим образом: сначала они аккумулируются в государственном фонде СМС затем поступают на счета частных некоммерческих страховых организаций, которые контролируют оплату услуг ЛПУ. Эти организации, получившие название больничных касс (sickness funds, англ.; krankenkassen, нем.), а также их объединения и объединения врачей больничных касс формируют основу системы социального медицинского страхования (Social Health Insurance, SHI). Они учреждают саморегулирующиеся структуры, которые управляют финансированием и оказанием услуг в объеме, гарантированном законом об обязательном медицинском страховании. Больничные кассы имеют статус частных некоммерческих организаций, занимаются страхованием рисков, связанных с болезнью. Объединенные комиссии плательщиков, состоящие из представителей больничных касс и поставщиков услуг (куда входят ассоциации врачей и стоматологов, а также больницы), на федеральном уровне участвуют в установлении льгот, нормативов, тарифов и цен на медицинские услуги. На региональном уровне эти комиссии заключают договоры на оказание медицинских услуг, выполняют контрольно-разрешительные функции. По законам страны частным медицинским страхованием могут пользоваться только лица с доходами, превышающими ?50 тыс. в год. Все остальные граждане в обязательном порядке должны быть охвачены социальным медицинским страхованием. Начиная с 1996 г. имеется возможность свободного выбора больничных касс, а также возможность смены больничной кассы после 18-месячного срока контракта. В Германии существует несколько больничных касс, доступных только для специальных групп населения, например больничная касса фермеров, но и эти кассы обязаны заключать договоры с любыми гражданами независимо от профессиональной принадлежности. Для страны характерны высокая децентрализация управления здравоохранением и разделение полномочий между федеральным правительством и правительствами земель. Рынок медицинских услуг высокоразвит, государственное медицинское страхование играет ведущую роль, частное страхование — дополняющую. Медицинская помощь оказывается частными врачами и учреждениями различных типов собственности с преобладанием частных некоммерческих ЛПУ. Основными формами оплаты медицинских услуг в стационарах являются методы глобального бюджета и КСГ (клинико-статистических групп)3, первичная помощь оплачивается методом оплаты за услугу.
Великобритания
Великобритания — наиболее яркий пример бюджетной модели. Государственный бюджет, который покрывает 85 % всех расходов на здравоохранение, остальные 15 % оплачиваются за счет ЧМС. Денежные средства аккумулируются в государственном бюджете, откуда они передаются в саморегулирующиеся организации, которые управляют финансированием ЛПУ. Форма управления здравоохранением централизованная. Государственные расходы на здравоохранение составляют 7,7 % от ВВП, совокупные — 9,4 %4. Все население охвачено бесплатной медицинской помощью, соплатежи за медицинские услуги практически отсутствуют. Применяется фиксированный соплатеж в размере £7,85 за один рецепт для трудоспособного населения. Большинство медицинских услуг оказываются государственными ЛПУ, а первичная медицинская помощь — частнопрактикующими семейными врачами. Рынок медицинских услуг и частное страхование играют дополняющую роль. Социальную и медицинскую помощь населению оказывают социальные службы и службы здравоохранения, которые включают Национальную службу здравоохранения Великобритании (NHS) и местные органы власти. В Англии функционируют 10 стратегических органов здравоохранения (Strategic Нealth Аuthorities, SHAs), которые обеспечивают руководство, координацию и поддержку деятельности NHS в регионах. SHAs также работают с местными органами управления, образования, благотворительными и общественными организациями.Оплата медицинских услуг, как правило, производится за законченный случай на основе КСГ (стационарная помощь) и сочетания подушевого принципа, платы за услугу и платы за результат (первичная помощь). Государство занимается аккредитацией врачей и ЛПУ, регулированием деятель-ности врачебных практик. Тарифы и уровни возмещения медицинских услуг находятся в ведении трастов по оказанию первичной медицинской помощи. В настоящее время в Англии существует 152 траста по оказанию первичной медицинской помощи (Primary Care Trusts, PCTs), которые контролируют 80 % бюджета NHS5. Кроме этого в Англии на-считывается 167 больничных трастов NHS и 129 фондовых трастов (новый тип трастов NHS с большей автономией), которые обеспечивают подавляющее большинство ста-ционарного лечения в Англии. В Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии существуют независимые локальные системы NHS.
США
В США функционирует частная модель здравоохранения, а национальной системы здравоохранения, распространяющейся на все население, фактически нет. Они остаются единственной промышленно развитой страной, в которой гарантии государства в области медицинской помощи распространяются лишь на ограниченный круг граждан, а доступ к услугам здравоохранения носит фрагментарный характер. Основной источник финансирования — частное страхование, покрывающее более 50 % всех медицинских услуг. Другие источники включают программы для пожилых и малоимущих граждан, а также личные средства граждан. Управление финансированием ЛПУ и частнопрактикующих врачей находится преимущественно в руках частных страховых компаний. Государство управляет распределением ресурсов в рамках специальных программ для незащищенных граждан. Форма управления здравоохранением децентрализованная. Расходы на здравоохранение из общественных источников составляют 9,1 % от ВВП, совокупные расходы — 17,2 %6. Обеспечение доступности медицинских услуг ограничивается платежеспособностью пациентов. Программы для пожилых и малоимущих не распространяются на всех нуждающихся и не обеспечивают полного покрытия необходимых медицинских услуг и технологий. Около 50 млн граждан вообще не охвачено никаким медицинским страхованием. Разработкой и реализацией политики здравоохранения занимается Министерство здравоохранения и социальных услуг (Department of Health and Human Services, HHS). Его роль в целом невелика в связи с незначительной долей государственного участия в этой отрасли. Среди основных его задач — контроль над системой оказания медицинской помощи и реализация социальных программ, а также поддержка медицинской науки, мониторинг и донесение до сведения властей ситуации в области здоровья, благосостояния и социального обеспечения населения.
Непосредственно решением проблем медицины занимаются два подразделения в рамках министерства — Служба общественного здравоохранения и Управление финансирования медицинской помощи. Кроме Министерства здравоохранения функции в области здравоохранения выполняют специальные подразделения Министерства труда, Агентство по охране окружающей среды и другие государственные ведомства. В непосредственном подчинении HHS находятся центры услуг «Медикэр» и «Медикейд» (The Centers for Medicare and Medicaid Services, CMS). Под их контролем работает программа государ-ственного медицинского страхования для престарелых (старше 65 лет) и тяжелобольных граждан — «Медикэр». CMS совместно с правительствами штатов занимаются управлением программами медицинского обслуживания для малоимущих «Медикейд» и детей из семей с невысокими доходами, не имеющих доступа к частным страховым программам (Children’s Health Insurance Program, CHIP). Больничные учреждения делятся на частные некоммерческие (70 % всего коечного фонда), частные коммерческие (15 % всех коек) и государственные (около 15 % всех коек)7. Преобладают частные больничные учреждения. Государственные больницы имеют право обслуживать частных пациентов. Около 89 % всех больниц в 2009 г. имели 200 и более коек. Услуги больниц оплачиваются при помощи комбинации нескольких мето-дов, включая плату за услугу, день пребывания на койке одного госпитализированного, КСГ, а также в зависимости от числа больных, прошедших стационарное лечение. Первичная помощь оплачивается сочетанием подушевой оплаты и платы за услугу. Труд части врачей — штатных сотрудников больниц — оплачивается в форме заработной платы, но большинство получают вознаграждение в форме платы за услугу. Семейные врачи имеют статус индивидуальных предпринимателей. Государство регулирует деятельность страховых компаний, объемы медицинских услуг в рамках госпрограмм. В рамках частных страховых планов объемы медицинских услуг регулируются страховыми компаниями. Контроль качества осуществляется с помощью аккредитации ЛПУ и лицензирования врачей, которые находятся в ведении профессиональных медицинских союзов и ассоциаций.
Вопросы здравоохранения в Конституции Российской Федерации.
Система законодательства об охране здоровья в РФ.
1. Конституция РФ, в частности ст. 41 (1993г.).
2. Федеральный закон от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
4. Законодательные акты по отдельным видам медицинской деятельности.
5. Законодательные акты, связанные с охраной здоровья населения.
6. Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ.
7. Документы Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
8. Нормативно-правовые акты субъектов РФ.
Конституция РФ - основной закон страны - устанавливает право каждого человека на охрану здоровья.
Статья 41
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
22 июля 1993 г. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации были приняты «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». На сегодняшний день это основной нормативный акт в области здравоохранения.
Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года (утверждена 09.19.2007г.), основные положения.
Цели демографической политики Российской Федерации до 2025 года:
• стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек
• создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек
• повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет
Достижение целей демографической политики Российской Федерации зависит от успешного решения задач социально-экономической политики:
• обеспечение стабильного экономического роста,
• роста благосостояния населения,
• снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам,
• развитие человеческого капитала
• создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения),
• рынка доступного жилья,
• регулирование рынка труда,
• улучшение экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки.
Основные задачи демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года:
• сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;
• сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
• увеличение продолжительности здоровой активной жизни;
• создание условий и формирование мотивации ведения здорового образа жизни;
• существенное снижение заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями;
• улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
• Повышение уровня рождаемости (увеличение СКР в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
• укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
• Привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
5. Общие положения Федерального закона от 21.11.2011г. N 326-ФЗ . "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации": предмет регулирования, правовые основы, основные понятия.
Предмет регулирования: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Правовые основы:
1. Законодательство об обязательном медицинском страховании основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", настоящего Федерального закона, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации. Отношения, связанные с обязательным медицинским страхованием, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 01.12.2012 N 213-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
3. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основные понятия:
1) обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования;
2) объект обязательного медицинского страхования - страховой риск, связанный с возникновением страхового случая;
3) страховой риск - предполагаемое событие, при наступлении которого возникает необходимость осуществления расходов на оплату оказываемой застрахованному лицу медицинской помощи;
4) страховой случай - совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию;
5) страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию (далее - страховое обеспечение) - исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации;
6) страховые взносы на обязательное медицинское страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения;
7) застрахованное лицо - физическое лицо, на которое распространяется обязательное медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом;
8) базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования;
9) территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.
6. Вопросы охраны здоровья матери и ребенка в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья
1. Материнство в Российской Федерации охраняется и поощряется государством.
2. Каждая женщина в период беременности, во время родов и после родов обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
3. Обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли, осуществляется по заключению врачей в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья
1. В сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:
1) прохождение медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 03.07.2016 N 286-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) оказание медицинской помощи в период оздоровления и организованного отдыха в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
3) санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;
4) медицинскую консультацию без взимания платы при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
5) получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
2. Несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев оказания им медицинской помощи в соответствии с частями 2 и 9 статьи 20 настоящего Федерального закона.
3. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно могут содержаться в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
7. Права семьи и репродуктивного здоровья в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
1. Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на консультации без взимания платы по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические и другие консультации и обследования в медицинских организациях государственной системы здравоохранения в целях предупреждения возможных наследственных и врожденных заболеваний у потомства.
2. Отцу ребенка или иному члену семьи предоставляется право при наличии согласия женщины с учетом состояния ее здоровья присутствовать при рождении ребенка, за исключением случаев оперативного родоразрешения, при наличии в учреждении родовспоможения соответствующих условий (индивидуальных родовых залов) и отсутствии у отца или иного члена семьи инфекционных заболеваний. Реализация такого права осуществляется без взимания платы с отца ребенка или иного члена семьи.
3. Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста - при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.
Репродуктивные права могут включать все или некоторые из следующих положений: право на законный и безопасный аборт, право на контроль над рождаемостью, право на доступ к качественной медицине в репродуктивной сфере, а также право на образование и доступ к информации, позволяющей сделать осознанный и свободный репродуктивный выбор[3]. Репродуктивные права также могут включать в себя право на получение образования о контрацепции и венерических заболеваниях, а также свободу от принудительной стерилизации, абортов и контрацепции, а также защиту от таких гендерных практик, как нанесение увечий женским гениталиям и мужским половым органам
8. Национальный проект "Здравоохранение": цель, федеральные проекты и их цели, основные результаты.
Цели:
- снижение к 2024 году смертности населения трудоспособного возраста
до 350 случаев на 100 тыс. населения;
- снижение к 2024 году смертности от болезней системы кровообращения до 450 случаев на 100 тыс. населения;
- снижение к 2024 году смертности от новообразований, в том числе
от злокачественных, до 185 случаев на 100 тыс. населения;
- снижение к 2024 году младенческой смертности до 4,5 случая на 1 тыс. родившихся живыми.
- ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь
- обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год
- обеспечение оптимальной доступности для населения (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь
- оптимизация работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, упрощение процедуры записи на прием к врачу
- увеличение объема экспорта медицинских услуг
Федеральные проекты:
«Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи»
«Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»
«Борьба с онкологическими заболеваниями»
«Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям»
«Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами»
«Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий»
«Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)»
«Развитие экспорта медицинских услуг»
Дата: 2019-07-30, просмотров: 234.