вопрос:Советское право в годы застоя.Ведомственное нормотворчество.Кодификация законодательства.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопрос об укреплении законности и правопорядка в советский период рассматривался как закономерность развития советской государственности. В программах партии, в резолюциях партийных съездов неизменно упоминалось о необходимости укрепления законности и правопорядка. Однако, на практике все обстояло несколько иначе. Одной из причин ослабления законности в годы застоя было то, что нередко ведомственные акты, постановления ЦК КПСС имели большую силу, чем законы. При расхождении закона и ведомственного акта должностные лица обязаны были руководствоваться ведомственным актом (что для правового государства абсолютно недопустимо).

В советском же государстве в руках верховного эшелона управленческого аппарата сосредоточилась необъятная власть, что дало возможность этому аппарату подмять под себя и выборные представительные органы, и судебные органы. Исполнительный бюрократический аппарат плодил бесчисленные инструкции, вытесняя органы представительной демократии. Он начал законодательствовать, фактически командовал судами, диктую суду кого и как судить, предрешая еще до суда содержание судебных приговоров.

Падение престижа Советов всех уровней вело к снижению авторитета закона. В годы застоя в СССР восторжествовала практика нормативного регулирования общественных отношений не посредством законов, а в виде совместных постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

К началу 80-х гг. только в управлении народным хозяйством накопилось до 200 тысяч различных приказов, инструкций и других подзаконных актов. Многочисленные инструкции, предписания часто противоречили не только друг другу, но и закону. Так, например, Министерства бытового обслуживания союзных республик предусматривали уплату стоимости услуги при оформлении заказа, хотя Гражданский кодекс предусматривал оплату после исполнения заказа и одобрения его клиентом.

Во второй половине 60-х гг. и далее в 70-80е гг. была продолжена кодификационная работа.В конце 50-х начале 60-х гг. было кодифицировано уголовное, гражданское, а также уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное законодательство СССР и союзных республик. В июне 1968 г . принимаются основы законодательства СССР и союзных республик о браке и семье, в декабре 1969 г. – Основы земельного законодательства. На их основе в 1970 г. были приняты земельные кодексы союзных республик, а в 1969 г. – новый Примерный Устав колхоза (расширены права в области планирования, гарантированная денежная оплата и т.д.). До 1970 г. в СССР не было единого кодифицированного общесоюзного закона о труде, в 1970 г. он был утвержден Верховным Советом СССР.

Наряду с кодификацией традиционных отраслей права проходила работа по формированию новых отраслей: в декабре 1970 г. утверждаются Основы водного законодательства, а в 1969 г. – Основы законодательства о здравоохранении, в 1975 г. – Основы законодательства о недрах, в 1976 г. – Закон об охране и использовании памятников истории и культуры, в 1977 г. – Основы лесного законодательства, в 1980 г. – Основы законодательства об административных нарушениях. Характерно, что кодификация новых отраслей права осуществлялась на союзном уровне. 

В 1976 г . было принято решение «О подготовке и издании Свода законов СССР». В Свод должны были войти все законодательные акты и постановления правительства, имеющие общенормативный характер. В марте 1978 г. была одобрена Схема Свода, включающая 7 разделов законодательства. Работу предполагалось закончить к 1985 г. Однако закончена она не была. Данный Свод не стал настольной книгой всех юридических учреждений России (как это было с изданным в XIX веке Сводом законов).

В декабре 1977 г. Президиум Верховного Совета СССР принял постановление об организации работы по приведению законодательства СССР в соответствие с Конституцией 1977 г.

Конституция СССР 1977 г. была единогласно утверждена 7 октября Верховным Советом СССР. Работа по разработке Конституции началась еще при Хрущеве (22 съезд в 1961 г. решил ее разработать). После 25 съезда (1971 г.) работа пошла интенсивно.

Характеризуя отличительные особенности этой Конституции следует указать, что она сохранила преемственность по отношению к ранее действовавшим советским Конституциям. Она провозгласила построение в СССР развитого социалистического общества, т.е. общенародного государства. Как и в Конституции 1936 г. в новой Конституции в качестве политической основы закреплялись Советы. Однако в условиях общенародного государства они получили название Советов народных депутатов (ст. 1,2). Одной их характерных черт Конституции 1977 г. являлось расширение пределов конституционного регулирования. В ней рассматриваются вопросы, связанные с охраной природы, обеспечением воспроизводства природных богатств и окружающей человека среды.

Конституция СССР 1977 г. существенно расширила совокупность прав и свобод граждан. К ранее установленным правам теперь добавились право на охрану здоровья (ст. 42), право на жилище (ст. 44), право на пользование достижениями культуры (ст. 46), право участвовать в управлении государственными и общественными делами, вносить предложения в государственные органы, критиковать недостатки в их работе.

Впервые в истории советских конституций в Основном Законе 1977 г. прямо закрепляется принцип социалистической законности как один из основных принципов деятельности государства, его органов и должностных лиц. Впервые предусмотрено право обжаловать в суд действия любых должностных лиц (ст.58). Закреплен еще один вид социалистической собственности: имущество общественных организаций (ст.10). Более развернуто трактовались обязанности граждан (ст. 67 – обязанность беречь природу, ст. 68 – обязанность охранять памятники культуры). В соответствии с новой Конституцией были приняты законы о Верховном Суде СССР, Прокуратуре СССР, Государственном арбитраже, адвокатуре, народном контроле, местных органах государственной власти, а также основы жилищного законодательства. Во всех этих законах учитывались новые положения Конституции.

Начиная с 60-х гг. в СССР шло обновление законодательства и его кодификация. Только в 1978-1981 гг. было принято более 20 общесоюзных законов. Почти все новые законы публиковались для обсуждения, в них вносились поправки. Однако в процессе обновления законодательства были и серьезные негативные моменты. Ряд законодательных актов был сформулирован недостаточно конкретно, не всегда предусматривались санкции за их нарушения, не всегда с принятием нового закона определялся механизм его реализации. Это приводило к тому, что права (особенно политические), предоставленные гражданам СССР по Конституции, не могли быть ими практически реализованы. Только после начала перестройки появились нормативные акты, определяющие порядок реализации таких конституционных прав, как право на свободу слова, на проведение митингов, демонстраций.

 58 вопрос:Причины ход и судьба перестройки в СССР.

В 1985 г. в стране началась радикальная реформа, вошедшая в историю под названием «Перестройка». Архитектором ее был М.С. Горбачев, избранный на пост Генерального секретаря ЦК КПСС в апреле 1985 г. За короткий промежуток времени (менее 7 лет) грандиозные перемены потрясли самую большую страну мира. Это, в свою очередь, коренным образом изменило европейский и даже всемирный порядок, основанный на непримиримом антагонизме капиталистического и социалистического миров. Это привело к кардинальному изменению геополитической структуры мира.

   Начатая в 1985 г., она призвана была реформировать существующую систему. Реформирование закончилось сломом, разрушением системы, изменением общественно-экономического строя, что позволяет назвать перестройку революцией сверху. Кстати, М.С. Горбачев в 1987 г., когда программа переделки Советского государства вступила в решающую стадию, определил суть перестройки как революцию. К середине 80-х экономика страны находилась в предкризисном состоянии, требовалась настоящая «встряска» всей страны. Необходимо было коренным образом изменить условия производства, изменить методы управления экономикой, избавиться от наследия сталинизма и оков командно-административной системы.

Реформа Горбачева началась под 3-мя лозунгами: «гласность», «ускорение», «перестройка». Эти лозунги можно было увидеть везде. Раскрепощенное слово, гласность позволили выйти на поверхность мнениям, которые высказывались ранее тайком, по мере развития гласности управлять ею становилось все труднее. Партия перестала быть думающей за всех инстанцией, органом официального выражения мыслей общества.

           ПРИЧИНЫ: 1)Причиной перестройки стал кризис советского строя, который проявился, среди прочего, в замедлении в 70-е годы темпов экономического роста. Советское руководство при Леониде Брежневе не решилось на серьезные экономические реформы - расширение хозяйственной самостоятельности государственных предприятий, допущение частной собственности и поощрение частной инициативы. Во всем этом советские лидеры видели подрыв устоев социализма. Но иными способами повысить эффективность экономики не удавалось. СССР попал в зависимость от мировых цен на энергоносители (нефть и газ). Расширение их экспорта давало стране валюту и позволяло покупать за границей зерно (которым СССР не мог себя обеспечить по причине неэффективности колхозно-совхозной системы), промышленное оборудование и т.д. Во второй половине 70-х – первой половине 80-х годов рост мировых цен на нефть смягчал экономический кризис, однако в 1986 году произошло их резкое падение, что нанесло тяжелый удар по советской экономике .2) Экономический кризис сопровождался политическим. Авторитет советского руководства при Л. Брежневе был весьма низок. В последние годы своего правления Л. Брежнев был уже тяжелобольным человеком с затрудненной речью. Но и другие члены Политбюро были в большинстве своем немолоды и не склонны к переменам. Управлявший страной партийный и государственный аппарат – так называемая номенклатура – отличался безынициативностью и некомпетентностью, поскольку при подборе кадров главными критериями были лояльность к коммунистической идеологии и готовность исправно вершить волю начальства, а отнюдь не профессионализм и деловые качества. В среде номенклатуры росла коррупция, в которую были вовлечены даже близкие к высшему советскому руководству люди.3) Кризис советской системы проявлялся и в области идеологии. В 70-е годы была популярна шутка о том, что советские люди страдали «растроением личности» – одно говорили, другое думали, третье делали. У многих советских людей возникало ощущение, что социализм проиграл в «соревновании двух систем» капиталистическому Западу. Для общественного сознания 70–80-х годов стала характерна идеализация образа Запада. Правда, мало кто из советских людей имел возможность побывать там лично, хотя бы туристом. Но по кинофильмам, книгам и просто по слухам они представляли себе западное общество отнюдь не миром эксплуатации и классовых противоречий, каким его рисовала официальная пропаганда. Напротив, Запад казался обществом, живущим в достатке и уверенным в своем будущем. Даже реальные достижения советского общества, такие как бесплатное образование и здравоохранение, многим советским людям начинали казаться не более чем пропагандистскими мифами. Расстаться с привычной верой в социалистические идеалы многим советским людям было нелегко, но все большее число людей из самых разных социальных слоев начинали воспринимать Запад как образец для подражания.4)Политический и идеологический кризис проявился и в обострении национальных отношений в СССР. Распад коммунистической идеологии способствовал усилению националистических настроений практически во всех составлявших СССР республиках.

    «Перестройка» прошла ряд этапов. На каждом из этих этапов было свое идеологическое обоснование. Первый этап (до непосредственного демонтажа структур Советского государства) представлял собой «революцию в сознании». Этот период еще называют гласностью, с 1985 по 1987 гг., с помощью гласности была произведена «революция в сознании», т.е. разрушено то, что скрепляло советских людей: советские образы, символы, идеи. На первом этапе перестройки много говорилось об обновлении социализма, о придании ему как бы «второго дыхания» и т.д. Лозунги «Больше социализма!», «Больше демократии» призывали к совершенствованию социализма, но никак не к отказу от него. Внутри самой КПСС происходила демократизация внутрипартийных отношений, что привело к отказу от партийного единства, а это повлекло за собой невозможность жесткого руководства государством со стороны партийных органов. В условиях ослабления партийного диктата стали формироваться общественные движения, политические партии. Власти перестали чинить препятствия гражданам, выражающим свои оппозиционные мнения путем демонстраций, митингов и т.д. Были реабилитированы диссиденты.

          1988-1989 гг. был взят курс на разгосударствление экономики, что можно считать вторым этапом "перестройки". Важными, знаковыми шагами на этом пути стали Законы ''О кооперации'' от 1988 г. и принятый еще в 1986 г. Закон ''Об индивидуальной трудовой деятельности'', которые с многочисленными оговорками легализовали мелкое частное предпринимательство. Однако вскоре стали появляться и ''кооперативные'' коммерческие банки, а в 1990 г. были приняты Законы ''Об акционерных коммерческих обществах'' и ''О ценных бумагах'', знаменовавшие стремительное укрепление ростков рыночной экономики в СССР. Во многом благодаря частной инициативе в СССР с конца 80-х - начала 90-х годов началась компьютерная революция - массовое распространение персональных компьютеров, импортированных из других стран.

          На третьем этапе "перестройки", в конце 1989-1990 гг., на фоне ухудшения социально-экономической ситуации началось быстрое падение популярности КПСС и переход инициативы от партийного аппарата к советам, обновленным в ходе сравнительно демократических выборов 1989 и 1990 гг., к новым независимым движениям и партиям. Для экономики это обернулось усилением социальной напряженности, началом массовых рабочих забастовок и стремительным нарастанием числа популистских решений. Но все же главные проблемы были связаны не с этим.Поколебленное всевластие КПСС и КГБ, а также марксистско-ленинской идеологии совершенно неожиданно для горбачевского руководства дало толчок начавшемуся развалу советского государства. В 1988-1990 гг. он принял форму ''парада суверенитетов'', т.е. расширения полномочий союзными республиками, провозглашения ими приоритета собственных законов над союзными, игнорирования распоряжений центра, в том числе о перечислении налогов, и самостоятельного поиска путей выхода из кризиса.

      «Перестройка», начатая в 1985 г., призвана была реформировать существующую систему в рамках обновления социализма, придания ему, как бы «второго дыхания». На первом этапе перестройки (до 1988 г.) говорили о совершенствовании социализма, об оживлении деятельности Советов, возвращении им функций, отобранных партией и т.д. С 1988 г. начинаются радикальные изменения государственного строя (переход к 2-х уровневой представительной системе, введение поста президента). Теперь речь шла уже не о реформировании, а о сломе советской государственной системы. Антисоветские и антисоюзные лозунги зазвучали повсюду. С 1990 г. начинается «парад суверенитетов» и «война законов». В 1990 г. в Конституцию СССР вносятся изменения: социалистическая собственность на средства производства не является больше экономической основой государства, само государство перестало именоваться социалистическим. КПСС перестает быть правящей партией (1990 г. III съезд народных депутатов СССР). Националистические движения в республиках все больше набирают силу. Распад СССР был предопределен. В декабре 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев ушел в отставку. СССР прекратил свое существование. ''Перестройка'' завершилась.

                                     59 вопрос: Распад СССР и создание СНГ.

Предпосылки распада СССР:1)идеологический кризис, раскол КПСС с ее интерна-

циональной идеологией, ее политическая недееспособность создали почву для развития идей национализма и сепаратизма как на уровне СССР, так и внутри союзных республик;2)резкий переход к рыночным отношениям подорвал экономическую опору государственного единства СССР, стержнем которой являлись плановая экономика и централизованное распределение материально-технических ресурсов. Следствием этого стало разрушение хозяйственных связей между предприятиями различных регионов, развитие местничества. А отсутствие экономического единства ставит под сомнение единство политическое;3)«война законов», игнорирование общесоюзного законодательства, Конституции СССР. Союзные республики принимают декларации о суверенитете, в которых провозглашается создание своего внутреннего законодательства, приоритетного по отношению к общесоюзному«парад суверенитетов»;

4)приход к власти в республиках националистически настроенных сил, проводящих антисоветскую, антикоммунистическую и антирусскую политику, поддерживающих идеи сепаратизма и разжигающих межнациональные конфликты;

5)неспособность союзных органов власти справиться с критической ситуацией, неэффективность проводимых ими мер, одной из которых была попытка заключения нового Союзного договора в 1991 г. по обновлению СССР («новоогаревский процесс»). Договор предполагал предоставление республикам широких полномочий, одна из моделей: ≪сильный центр-сильные республики≫ или ≪сильные республики - сильный центр≫. 17 марта 1991 г. всесоюзный референдум подтвердил право на существование СССР.

23 июля 1991 г. 9 союзных республик подписали Договор о союзе суверенных государств,по которому СССР утрачивал большую часть своих полномочий.18 августа был образован Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР, однако его попытка навести порядок закончилась крахом и полностью дискредитировала общесоюзные органы. После августовского путча три Прибалтийские республики заявили о своем выходе из состава СССР, и в сентябре 1991 г. Президент СССР признал данный факт своими указами.

8 декабря 1991 г. президенты России, Украины и Белоруссии подписали Соглашение о создании Содружест ва Независимых Государств (≪беловежское соглаше-

ние≫). 21 декабря Алма-атинским соглашением 11 республик поддержали создание СНГ и роспуск СССР. Правопреемником СССР стала РФ.

 

           60 вопрос:Россия и современный период.

Политическое развитие России в первые годы после распада СССР было связано с конституционным оформлением российской государственности. Прежде всего, стали создаваться президентские структуры – Совет Безопасности и Президентский Совет, в регионах вводился институт представителей президента, которые осуществляли властные полномочия в обход местных советов.

Правовая основа российской государственности в конце 1991 - начале 1992 гг. была довольно противоречивой. Она базировалась на законах, унаследованных от СССР, и за­конах РСФСР как составной части Союза. Такая проти­воречивость конституционной базы России была объектив­но обусловлена ее эволюционным переходом к новым принципам построения государства, общества и взаимоот­ношений между ними.

Законодательное оформление новой российской государственности вначале шло постепенно.Важным достижением в этом отношении была принятая в 1990 г. Декларация о защите прав и свобод граждан - основополагающий документ для дальнейшей работы над законодательством, обеспечивающим права человека.

В связи с реформированием социально-экономических отношений, стремлением создать социально ориентированную рыночную экономику были приняты законодатель­ные акты, регулирующие новые отношения собственности, земельные отношения, предпринимательскую деятельность, приватизацию, банковскую сферу, гарантировавшие сво­боду средствам массовой информации. Важными шагами в правовом оформлении новой российской государствен­ности стали начавшаяся судебная реформа, значительны­ми вехами которой были учреждение Конституционного суда, арбитражных судов и суда присяжных, серьезное обновление уголовного и уголовно-процессуального зако­нодательства, гарантирующего реальность презумпции невиновности.

Многие поправки к Конституции РСФСР, другие законодательные акты принимались в острой борьбе двух политических сил — реформаторов и контрреформаторов, которые в течение 1992-1993 гг. все более поляризовались. При этом все сильнее обостря­лось, особенно на федеральном уровне, противостояние между исполнительной властью и Советами.

В целях мирного разрешения противоречий Президент и Правительство России искали решения при помощи Конституционного соглашения, апрельского референдума 1993 г. о доверии Президенту и поддержке народом кур­са реформ, конституционного совещания. Хотя большин­ство участников апрельского референдума высказались в поддержку Б.Н.Ельцина, конфронтация политических сил в стране, особенно в Москве и ряде других городов, росла, порой выливалась в массовые манифестации, сопро­вождавшиеся столкновениями с милицией и жертвами среди участников.

21 января 1993 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в России». В нем он объявил о роспуске Верховного Сове­та, Съезда народных депутатов России и проведении выборов в двухпалатное Федеральное Собрание, а так­же выборов Президента России в июне 1994 г.

 «Черный Октябрь» окончательно разрушил систему Советов и Советской власти в России - вслед за Вер­ховным Советом были ликвидированы Советы народных депутатов нижестоящих уровней в большинстве субъек­тов федерации.

В соответствии с решением Президента Российской Федерации 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Государственную Думу – нижнюю палату двухпалатного Федерального Собрания. Одновременно с выборами проводился референдум по проекту новой Конституции России, подготовка которого была начата еще летом 1993 г. специально созданным Конститу­ционным совещанием.

Выборы в декабре 1993 г. и принятие новой Конститу­ции Российской Федерации заложили правовые основы новой российской госу­дарственности.

В качестве отправной точки для периодизации становления современного российского государства можно выделить 12 июня 1990 г., когда Первым Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете. Поэтому первый этап можно рассматривать как создание юридических, политических и экономических основ для формирования самостоятельного российского государства. Он был ознаменован введением поста президента и избранием на этот пост Б.Н.Ельцина. Завершается первый этап распадом Советского Союза и созданием Содружества Независимых Государств (12.06.1990 г. – декабрь 1991 г.).

Второй этап (1992-1993 гг.) обычно определяют как антиэтатистский. Реформаторы первой волны (Е.Гайдар, А.Чубайс, А.Шохин и др.) стремились вытеснить государство, прежде всего из экономической сферы. Его функции здесь, по их замыслу, должен был выполнять саморазвивающийся рынок. На этом этапе были ликвидированы институты планового регулиро­вания экономики, началось ее разгосударствление. Приватизация государственной собственности, либерализация цен, созда­ние институтов рыночной экономики должны были привести к становлению независимых от государства хозяйствующих субъектов и вызвать соответст­вующие социальные изменения: формирование класса крупных частных собственников и среднего класса, составляющих основу гражданского общества, способного подчинить себе государство. В социальной сфере государство оставляло за собой поддерж­ку образования, медицины, пенсионного обеспечения, помощь безработным. В политической сфере он был ознаменован противостоянием Верховного Совета и президента, роспуском Съезда народных депутатов и прекращением деятельности советской власти.

На третьем этапе (1994-1998 гг.) выявилась иллюзор­ность намерений реформаторов ограничить вмешательство госу­дарства в экономическую сферу. Опыт реформ свидетельствовал о том, что государство не ушло из экономики, изменились лишь характер и способы его влияния на экономические процессы. Причем некоторые специалисты отмечают, что эти изменения имели крайне негативные последствия как для государства, так и для общества.

Государственные институты, отказавшись от функций дирек­тивного управления и непосредственного контроля за деятель­ностью хозяйствующих субъектов, активно влияли, прежде всего, на процесс приватизации государственной собственности. Это стало основой для сращивания государственной бюрократии с формировавшимся классом частных собственников, сопровож­давшегося фантастическим всплеском коррупции, возникновени­ем номенклатурно-олигархических кланов, стремившихся подчинить государство своим ин­тересам.

Государство, лишившись значительной части своей собственно­сти, не имея возможности собирать налоги в размере, необходи­мом для выполнения своих важнейших функций, само оказалось в ситуации острого кризиса.

Этот кризис проявился в неспо­собности государства консолидировать общество, в котором резко усилилась социальная поляризация, противостояние вла­сти и оппозиции, приобретавшее порой чрезвычайно острые формы; в невыполнении важнейших социальных функций, о чем свидетельствует кризис системы здравоохранения, образования, науки, культуры, пенсионного обеспечения; в неэффективной деятельности орга­нов правопорядка, не сумевших остановить вал нараставшей пре­ступности, вызванный переделом собственности; в деградации Вооруженных Сил России, теряющих свою боеспособность; в пер­манентных кризисах правительства.

Четвертый этап (сентябрь 1998 г. – декабрь 1999 г.) был ознаменован сменой правительства, которое возглавил Е.Примаков, за­явивший о необходимости корректировки курса реформ.

Основная цель этой корректировки - повысить роль государ­ства в реформировании российского общества и, прежде всего, его экономики. Это было необходимо для повышения эффективности реформ в интересах всего общества, а не номенклатурно-олигархических кланов. Это не означало возврата к методам жесткого госу­дарственного регулирования, свойственным советской эпохе. Необ­ходимы были методы, обеспечивающие оптимальный баланс механизмов саморазвития общества и государственного регулирования, неиз­бежного для сложно организованных социально-экономических систем. Идеологи радикал-либеральных реформ допустили сущест­венную ошибку в оценке тенденций, определяющих логику разви­тия современных государств. Эта логика оценивалась ими в поняти­ях «уменьшение - возрастание» роли госу­дарства, тогда как в реальной действительности государство не уменьшало и не усиливало своей роли в обществе, оно меняло мето­ды и средства своего воздействия на общество, оставаясь основным фактором, обеспечивающим устойчивое, стабильное развитие сложных социально-экономических систем.

Пятый этап (2000-е гг.) начался с приходом к власти В.Путина и характеризуется усилением вертикали власти, повышением роли государства в социально-экономической сфере, сменой приоритетов в региональной политике, попыткой создания действенной судебной системы. Не отказываясь от либеральных преобразований в экономической сфере, государство проводит активную социальную политику путем перераспределения ресурсов в пользу проигрывающих слоев общества (бюджетники, пенсионеры, молодежь). Политические преобразования носят в значительной степени авторитарный характер, но не вызывают резких протестов основной части общества. Президентом определен курс на создание сильного государства посредством проведения эффективной экономической политики при реализации принципа верховенства права. В своих президентских посланиях глава государства акцентирует внимание на взаимосвязи сильного государства и защиты гражданских, политических и экономических свобод. Усиление государства связывается с достижением эффективности во всех сферах жизнедеятельности общества.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 200.