Вопрос. Судебная система и репрессивный аппарат.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В августе 1938 г. принимается закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», в котором закреплялась унифицированная судебная система. Этот закон опирался на главу IX Конституции СССР «Суд и прокуратура», в которой были закреплены принципы организации и деятельности органов суда и прокуратуры. Принципы эти следующие:

1. Рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей;

2. Открытое разбирательство дел, т.е. гласность судопроизводства;

3. Обеспечение обвиняемому права на защиту;

4. Ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики с обеспечением для лиц, не владеющих языком, переводчика;

5. Конституция провозгласила принцип независимости судей и подчинение их только закону. На практике это принцип часто нарушался.

В состав судов всех инстанций стали входить судья и 2 народных заседателя.

Правосудие в СССР по Конституции осуществлялось Верховным судом СССР, Верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, народными районными судами, а также специальными судами СССР.

Народные суды, т.е. 1-е звено в судебной системе, избирались гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года. Все остальные звенья судебной системы избирались соответствующими Советами сроком на 5 лет. В сентябре 1936 г. создается Наркомат юстиции СССР с функциями контроля за деятельностью всех судов и применением ими законодательства. На Наркомат юстиции возлагались обязанности по обобщению судебной практики, организации помощи населению.

.                                                             По Конституции органы прокуратуры должны были осуществлять свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Прокурору СССР. На практике же в данный период роль прокурорских органов принижалась. Из-под контроля органов прокуратуры были фактически выведены органы НКВД, которые широко использовали тогда незаконные аресты и репрессии. Работники прокуратуры, честно выполнявшие свой долг, сами подвергались тогда репрессиям и многие из них погибли в неравной борьбе (сегодня имеются данные о примерно 80 военных прокурорах, репрессированных за попытки помешать НКВД).

Необходимо отметить, что в начале 30-х г. при ОГПУ действовала Судебная коллегия, которая была наделена судебными полномочиями («тройки» ОГПУ приговаривали к высшей мере наказания, это напоминает Особый трибунал при ВЧК в годы гражданской войны). В 1934 г. Судебная коллегия ОГПУ была упразднена, но при наркоме внутренних дел СССР создано было Особое совещание. Оно получило право в административном порядке применять высылку за пределы СССР, ссылку, заключение в исправительно-трудовые лагеря.. Во II половине 30-х гг. НКВД становится грозной силой, оно обеспечивало не только охрану общественного порядка, но и госбезопасности страны. НКВД возглавил систему исправительно-трудовых учреждений, в его структуру входило главное управление лагерей (Гулаг создан еще в 1930 г.). НКВД стал распорядителем огромной трудовой армии из заключенных. Именно НКВД осуществляло внесудебные репрессии. Репрессии 30-х гг. – это трагическое явление в судьбе страны. Массовыми они стали в середин 30-х гг., после убийства С.М. Кирова. 1 декабря 1934 г. Президиум ЦИК СССР принял Постановление,, которое устанавливало особый порядок производства по делам о террористических организациях и терактах. Для расследования этих дел давалось не более 10 суток. Обвиняемый не имел права обжаловать вынесенный приговор. Вынесенный приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. Это был форменный произвол. 14 сентября 1937 г. ЦИК СССР принял еще одно Постановление «Об особом рассмотрении дел по политическим преступлениям». Обвиняемому во вредительстве и диверсиях обвинительное заключение вручалось за сутки до разбирательства дела. Кассационное обжалование по таким делам не допускалось. Созданное в 1934 г. Особое совещание при НКВД действовало вне всяких процессуальных норм и не было связано нормами права. Причем, ответственность по таким делам возлагалась кроме обвиняемого на его родственников и близких (обвинявшихся в недоносительстве).

Целями этих процессов была окончательная ликвидация политической оппозиции, перенесение вины за допущенные ошибки в ходе социалистического строительства на оппозицию, на старую ленинскую гвардию. С января 1938 г. «маховик репрессий» начали тормозить. Был принят ряд «охлаждающих» постановлений: сняты, судимы и расстреляны ведущие работники НКВД во главе с наркомами (Ягода, Ежов). Нарком юстиции потребовал от судов строго соблюдать процессуальные нормы. Суды стали возвращать НКВД дела на доследование, резко увеличилось число оправдательных приговоров.

В целом же репрессии пока остаются недостаточно изученным явлением. Достаточно сказать, что разными исследователями называются разные цифры погибших от сталинских репрессий (В учебнике под редакцией Чибиряева это 700 тысяч человек, Солженицын называет 43 млн.).

                          55 вопрос:Перестройка гос управления в годы ВОВ

22 июня 1941 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении». Военное положение было введено в Европейской части СССР, объявлена мобилизация населения ряда возрастов. Организация ведения войны стала основной функцией Советского государства.

31 июня 1941 года был создан Государственный Комитет Оборон(ГКО).В его руках сосредотачивалась вся полнота власти, возглавил его Сталин. В начале в ГКО входило 5, затем 9 человек. Все граждане, все государственные, партийные и военные органы обязаны были беспрекословно выполнять распоряжения ГКО. ГКО не имел своего аппарата и использовал аппарат СНК и ЦКВКП(б). В прифронтовых городах создавались городские Комитеты обороны, которые возглавлялись первыми секретарями обкомов или горкомов партии. Всего их было создано более 60. ГКО осуществлял интенсивную нормотворческую деятельность.

17 сентября 1941 года было издано постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР». Граждане мужского пола в возрасте от 16 до 50 лет обязаны были без отрыва от работы пройти военное обучение. При военкоматах создавались отделы Всеобуча.

23 июня для стратегического руководства вооруженными силами была создана Ставка Верховного Главнокомандования. В нее вошли члены Политбюро и руководители Наркомата обороны. С 10 июля Ставку возглавил Сталин. 19 июля Сталин был назначен Наркомом обороны, а 8 августа – Главнокомандующим вооруженными силами. Оперативным органом Ставки стал Генштаб. При Ставке 30 мая 1942 г. был создан центральный штаб партизанского движения.

При СНК СССР был создан Совет по эвакуации. На его плечи легла гигантская работа по перебазированию промышленности на восток страны. Также были созданы: Комитет по учету и распределению рабочей силы, Управление по эвакуации населения, Управление по гособеспечению и бытовому обслуживанию семей военнослужащих. В сентябре 1941 г. был создан Наркомат танковой промышленности, а в ноябре – Наркомат минометного вооружения. В июле 1941 г. были созданы особые строительно-монтажные части (ОСМЧ).

Госплан перешел к составлению военно-хозяйственных планов. Уже через неделю после начала войны был представлен план на третий квартал 1941 года. В местностях, объявленных на военном положении все полномочия государственной власти в области обороны, обеспечения порядка и госбезопасности передавались Военным советам фронтов, армий, военных округов. Военные власти имели право отдавать распоряжения местным органам власти и требовать от них безусловного и немедленного исполнения. Неисполнение постановлений Военных советов влекло ответственность вплоть до уголовной.

2 ноября 1942 года была образована Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба. Подобные комиссии были созданы в республиках, краях, областях, подвергшихся оккупации.

Несмотря на войну, продолжали действовать и обычные органы власти: Верховный Совет СССР, Президиум Верховного Совета СССР, республиканские и местные органы власти и управления. На срок войны были продлены полномочия Верховного Совета СССР (они истекали осенью 1941 г., выборы были проведены в марте 1946 года). За время войны было 3 сессии Верховного Совета СССР.

С самого начала войны велась активная работа по созданию антигитлеровской коалиции. В мае 1942 года был заключен договор с Великобританией о союзе в войне против Германии и её сообщников и о сотрудничестве и взаимопомощи после войны. В июне 1942 года подписано соглашение с США о принципах взаимопомощи в войне против агрессоров. После 1943 года были заключены договоры о дружбе, взаимопомощи и послевоенном сотрудничестве с Чехословакией, Францией, Югославией и Польшей. В ноябре – декабре 1943 года прошла Тегеранская конференция глав правительств СССР, США и Великобритании, где решались вопросы совместных действий в войне (в частности, было принято решение об открытии второго фронта против Германии во Франции в мае 1944 года). В феврале 1945 г состоялась Ялтинская конференция глав этих же государств, где решалась судьба фашистской Германии и создание ООН. На этой конференции СССР дал согласие вступить в войну с Японией после капитуляции Германии через 2-3 месяца. 8 августа 1945 года СССР объявил войну Японии. 2 сентября 1945 года Япония капитулировала. На Потсдамской конференции (июль-август 1945 года) главы 3-х государств – СССР, США, Англии определили основные принципы послевоенного устройства мира.

22 июня 1941 года указом Президиума Верховного Совета СССР были учреждены военные трибуналы. Они действовали в районах военных действий и в местностях, объявленных на военном положении.Военные трибуналы рассматривали все преступления, совершенные военнослужащими, а также все дела о преступлениях гражданских лиц против обороны, общественного порядка и госбезопасности, хищениях социалистической собственности, разбоях, убийствах, уклонении от воинской повинности. Жалобы и протесты на приговоры трибуналов не допускались. В 1943 году было объявлено военное положение на железнодорожном, речном и морском транспорте. Работники транспорта объявлялись мобилизованными до конца войны. Дела о преступлениях на транспорте рассматривались в военных трибуналах.

Приказе №227 Народного комиссара обороны СССР от 28 июня 1942 г. предписывал сформировать в армиях по 3-4 заградительных отряда, которые ставились в тылу неустойчивых дивизий и обязаны были в случае паники и беспорядочного отхода расстреливать на месте паникеров и трусов.

                                                  

                                                 56 вопрос:Изменение в праве в ВОВ

Война вызвала значительные изменения в праве. Широко использовались такие правовые институты, как военное и осадное положения, при которых создавался особый правовой режим(провокаторы, шпионы, диверсанты, призывавшие к нарушению порядка, расстреливались на месте. Такие суровые меры предотвратили мародерство, грабежи, а также пресекали всякую подрывную деятельность вражеской агентуры).

Гражданское право. Советские законы считались действовавшими и на временно оккупированной врагом территории. Поэтому гражданско-правовые сделки, совершенные на территории во время ее оккупации, если они противоречили закону, признавались недействительными.

В годы войны государство расширяет свои права в отношении некоторых объектов права личной собственности. Так, граждане были обязаны сдать радиоприемники, лодки в местах переправ и т. д. Граждане освобожденных территорий обязаны были сдать трофейное имущество, собственники которого были неизвестны.В обязательственном праве в годы войны имела место тенденция на сужение применения гражданско-правовых договоров и расширение применения административно-правовых, плановых заданий. Это касалось, прежде всего, военной продукции, поставок нефти,где преобладали бездоговорные поставки. В условиях войны претерпели изменения договоры жилищного найма.В связи с войною, гибелью большого числа граждан был расширен круг наследников: в него были включены родители, братья, сестры.

Семейное право претерпело серьезные изменения. Они были направлены на укрепление института брака, поощрение многодетных семей, повышение рождаемости, усиление заботы о сиротах. По указу от 8 июля 1944г. только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Отменялось существовавшее ранее обращение матери в суд с иском об установлении отцовства и взыскании алиментов с лица, с которым она не состояла в зарегистрированном браке. Усложнялся процесс развода: в народном суде принимались меры к примирению супругов. Если супруги не примирялись, то вопрос о разводе решал вышестоящий суд.

С октября 1941 г. вводился налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. Беременным женщинам выдавались дополнительные пайки. Они освобождались от сверхурочных работ. В 1943 году были приняты новые нормативные акты об опеке и усыновлении (усыновленных разрешалось записывать как собственных детей, с фамилией и отчеством усыновителей)

Увеличивалась государственная помощь многодетным и одиноким матерям. Государственное пособие выдавалось теперь при рождении третьего (а не седьмого, как раньше) ребенка. Одинокая мать могла поместить своего ребенка в детское учреждение, где он полностью содержался за счет государства. Были учреждены: «Медаль материнства», орден «Материнская слава», введено почетное звание «Мать-героиня» (за рождение 10 детей).

Трудовое право. Для обеспечения работы предприятий, замены ушедших на фронт вводились чрезвычайные меры. Указ «О военном положении» от 22 июня 1941 г. предоставил право военным властям привлекать граждан к трудовой повинности (не более чем на 2 месяца) для выполнения ряда работ .Указ от 26 июня 1941 г. «О режиме рабочего времени в военное время» дал право удлинять рабочий день до 3-х часов.. Отменялись отпуска (кроме отпусков по беременности и родам, по болезни и работникам в возрасте до 16 лет), они заменялись денежной компенсацией, которая переводилась в сберкассы на замороженные вклады. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. вводилась мобилизация трудоспособного городского населения (мужчин от 16 до 55 лет, женщин от 16 до 45 лет) для работы на производстве и строительстве. От мобилизации освобождались учащиеся ФЗУ и ремесленных училищ, а также матери грудных детей и детей до 8 лет, если за ними, кроме матери, некому было ухаживать. Лица, уклонявшиеся от мобилизации, привлекались к уголовной ответственности.

Колхозное право решало в годы войны задачи обеспечения армии и населения продовольствием, промышленности – сырьем. На время войны постановлением СНК СССР от 13 апреля 1942 г. для каждого трудоспособного работника колхозов был повышен обязательный минимум трудодней в году (150 трудодней в хлопковых районах, до 120 трудодней в остальных районах). Подростки, члены семей колхозников, (от 12 до 16 лет) должны были выработать не менее 50 трудодней в год. Колхозники, не выработавшие без уважительных причин минимума трудодней, карались по суду исправительными работами в колхозах на срок до 6 месяцев с удержанием до 25% оплаты в пользу колхоза. Председатели колхозов за уклонение от предания суду колхозников, не выработавших минимума трудодней, сами привлекались к уголовной ответственности. В страду в порядке мобилизации на работу в МТС, колхозы и совхозы привлекались горожане, учащиеся, студенты. Колхоз должен был оплатить дорогу, обеспечить жильем и питанием.

Уголовное право. В условиях военного времени возросла общественная опасность всех видов преступлений. Усиленная борьба с преступностью имела большое значение для решения основной задачи – разгрома врага. Наряду с действовавшими довоенными нормами уголовного права, появились новые, вызванные военным временем.

По указу от 6 июля 1941 г. за распространение ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения, устанавливалась уголовная ответственность в виде тюремного заключения на срок от 2 до 5 лет. За разглашение государственной тайны или утрату документов, ее содержавших, виновные должностные лица наказывались лишением свободы до 10 лет, а частные лица – до 3 лет. Были усилены наказания за хищение социалистической собственности (за хищение горючего от 2 до 5 лет). Усилилась ответственность за нарушение трудовой дисциплины (от 5 до 8 лет за самовольный уход с военного предприятия). Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. вводил уголовную ответственность воинских начальников за незаконное награждение. В 1943 году в уголовное право были введены новые виды наказаний – смертная казнь через повешение и ссылка на каторжные работы до 20 лет. Такие наказания выносились за преступления, совершенные немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками. Чрезвычайная комиссия по расследованию немецко-фашистских злодеяний собирала материалы о таких преступлениях и готовила данные для процессов (в том числе и для Международного военного трибунала).

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 184.