Теория в социальной работе
выполнила
студентка 4 курса, 42 гр.
очного отделения
Платонова Е.
Тамбов 2010
Содержание
Введение
История развития теорий социальной работы
Цепи и задачи социальной работы
Объекты и субъекты социальной работы
Теоретические подходы к определению функций социальной работы
Структура и уровни социальной работы
Понятийно-категориальный аппарат социальной работы
Закономерности и принципы теории социальной работы
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Осуществление радикальных реформ в экономике и политической жизни, социальной и культурной практике во всем мире показывает, что ни одно государство сегодня не может обойтись без специалистов в области социальной работы.
Социальная работа это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.
«Теория социальной работы» в контексте обучения будущих профессионалов в области социальной работы выступает не столько как универсальная модель объяснения и описания различных проявлений реальности, сколько как систематизированная модель концептуальных конструкций и взглядов, принятых в данном профессиональном сообществе.
Такой подход предполагает следование определенным стандартизированным представлениям о генезисе теоретической мысли в сфере социальной работы, ее теории познания, соотношению с другими научными дисциплинами, видах практической деятельности, концепциях человека — помогающего и человека — нуждающегося в поддержке, различных видах помощи.
В системе подготовки специалиста курс «Теория социальной работы» выступает как базовый, являющийся связующим звеном с другими дисциплинами, изучаемыми будущими специалистами, и в этом состоит его специфика. С одной стороны, этот курс предлагает самостоятельную модель осмысления социальной работы во всех формах ее проявления, с другой — выступает в качестве «пролога» к тем дисциплинам обучающего цикла, где каждая из проблем рассмотрена более глубоко и подробно.
Заключение
Социальная деятельность в России, как и в других странах, служит благородным целям – обеспечить удовлетворение потребностей населения, особенно социально уязвимых его слоев, создать более благоприятную атмосферу для достойной поддержки их возможностей.
Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, выполняет особые функции. Такого рода структуры называются целостными системами. Социальная работа представляет собой целостную систему. Она состоит из нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга элементов или, как еще говорят, компонентов.
Прежде всего социальную работу следует рассматривать как самостоятельную науку, что определяет ее место в системе наук. Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, категориальный аппарат. Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе.
Предметом социальной работы являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе. В России в условиях перехода к рыночной экономике, на фоне резкого изменения характера и форм социальных отношений, ломки привычных стереотипов жизненного опыта, утраты многими людьми социального статуса и перспектив развития как для общества в целом, так и для себя лично, возникли серьезные трудности, с которыми невозможно справиться самостоятельно. Возросла социальная напряженность. Все это повышает значимость развертывания социальной работы как специализированного вида деятельности, в том числе с использованием психологически ориентированного и комплексного подходов.
В системе подготовки специалиста курс «Теория социальной работы» выступает как базовый, являющийся связующим звеном с другими дисциплинами, изучаемыми будущими специалистами, и в этом состоит его специфика. С одной стороны, этот курс предлагает самостоятельную модель осмысления социальной работы во всех формах ее проявления, с другой — выступает в качестве «пролога» к тем дисциплинам обучающего цикла, где каждая из проблем рассмотрена более глубоко и подробно.
Список используемой литературы
1. Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П.Д. Павленок. — 2-е изд., испр. и доп. — М: ИНФРА-М, 2003. — 395 с. — (Серия «Высшее образование»).
2. Основы социальной работы: Учеб. пособие для нач. проф. образования / Е.В.Ханжин, Т.П.Карпова, Н.П.Ерофеева и др.; Под ред. Е. В. Ханжина. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 144с.
3. Основы социальной работы : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / [Н.Ф.Басов, В.М.Басова, О.Н.Бессонова и др.] ; под ред. Н. Ф. Басова. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.
4. Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. - 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005. – 476 с.
5. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В. И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». - г. Ростов н/Д: «Феникс», 2000.- 576 с.76-82
6. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие/Отв. Ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 427 с. — (Серия «Высшее образование»).
7. Тетерский, С.В. Введение в социальную работу; Учебное пособие. — 5-е изд. — М.: Академический Проект, 2006. — 496 с.
8. Топчий, Л.В. Теория,методология и история социальной работы // Отечественный журнал социальной работы. – М.: 2008. – №1. – С.4 - 10.
9. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Ф62 Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр В ЛАД ОС, 2001. — 432 с.
10. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие. — 5-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К"», 2007. — 668 с.
Теория в социальной работе
выполнила
студентка 4 курса, 42 гр.
очного отделения
Платонова Е.
Тамбов 2010
Содержание
Введение
История развития теорий социальной работы
Цепи и задачи социальной работы
Объекты и субъекты социальной работы
Теоретические подходы к определению функций социальной работы
Структура и уровни социальной работы
Понятийно-категориальный аппарат социальной работы
Закономерности и принципы теории социальной работы
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Осуществление радикальных реформ в экономике и политической жизни, социальной и культурной практике во всем мире показывает, что ни одно государство сегодня не может обойтись без специалистов в области социальной работы.
Социальная работа это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.
«Теория социальной работы» в контексте обучения будущих профессионалов в области социальной работы выступает не столько как универсальная модель объяснения и описания различных проявлений реальности, сколько как систематизированная модель концептуальных конструкций и взглядов, принятых в данном профессиональном сообществе.
Такой подход предполагает следование определенным стандартизированным представлениям о генезисе теоретической мысли в сфере социальной работы, ее теории познания, соотношению с другими научными дисциплинами, видах практической деятельности, концепциях человека — помогающего и человека — нуждающегося в поддержке, различных видах помощи.
В системе подготовки специалиста курс «Теория социальной работы» выступает как базовый, являющийся связующим звеном с другими дисциплинами, изучаемыми будущими специалистами, и в этом состоит его специфика. С одной стороны, этот курс предлагает самостоятельную модель осмысления социальной работы во всех формах ее проявления, с другой — выступает в качестве «пролога» к тем дисциплинам обучающего цикла, где каждая из проблем рассмотрена более глубоко и подробно.
История развития теорий социальной работы
Многообразие научных форм знаний: факты, события и их описания, систематизация, закономерности и тенденции, принципы и методы достижения поставленных целей, гипотезы, системы взглядов — организуются в теории, на которые опирается любая наука.
Поскольку все современные науки выросли из философии, в социальной работе, как и в большинстве гуманитарных дисциплин, важное место занимает философско-гуманистическая теория, обосновывающая смысл, социально-этические основы бытия человека.
В 1915 году Мэри Ричмонд в своей работе «Научная социальная работа» предложила набор схем оценок качества социальной работы, диагноза социальных проблем, которые приходится решать социальному работнику, что привело к созданию морально-терапевтической теории социальной работы, опирающейся на осмысление разнообразных форм благотворительности. Изучение благотворительности, социальной помощи нуждающимся и сейчас является источником научного осмысления социальной работы.
В 20 — 30-е годы психоаналитические идеи 3. Фрейда и его последователей выдвинули на передний план психодинамическую теорию социальной работы. Это позволило некоторым видным специалистам на Западе утверждать, что психодинамический подход вырос из признания того, что морально-терапевтическая традиция, благотворительность привнесли в социальную работу слишком много ненаучного, приблизительного, неточного, всего того, что базировалось лишь на здравом смысле. А это не позволяло решать многие задачи социальной помощи, связанные с трудностями регулирования поведения людей, сохранения и реабилитации их здоровья. Психодинамические, психосоциальные теории социальной работы и сегодня в значительной степени используют достижения фрейдизма и неофрейдизм, отчасти модернизируя, переосмысливая их. В то же время они имеют самостоятельную специфику, ориентируясь на комплексное, целостное поддержание жизнестойкости человека, хотя и акцентируют внимание в этой проблематике на психологических и социально-психологических компонентах.
В 50-е годы развивается валеологическая теория социальной работы, основанная на достижениях экопсихологии (проблем экологической терапии, сохранения здоровых условий обитания, здорового образа жизни), способствующая формированию у населения идеологии и практики жизнесохранительного поведения, изменение в этом отношении общественного сознания, повышение ценности здоровой и продолжительной жизни на шкале государственных и индивидуальных ценностей.
Примерно в это же время получает развитие педагогическая теория социальной работы, активизирующая анализ социально-педагогических возможностей общин и теоретическое осмысление работы с социальными группами, оказания помощи человеку в микросреде обитания, по месту жительства.
В середине XX века нарастает влияние марксистской теории социальной работы, усиливающееся политическим превосходством левых сил в большинстве индустриально развитых стран. Её ключевая идея — преобразовательная активность личности в решении собственных проблем и проблем окружающей среды. При этом в обществах, устроенных на принципе социальной справедливости – «свободное развитие каждого, есть условие свободного развития всех», что можно интерпретировать как государственное попечение обо всех без исключения гражданах.
К началу 90-х годов в научной литературе вполне определенно обозначились несколько моделей теоретического обоснования социальной работы, ее понимания как особой социальной деятельности, общественного явления. Каждая такая модель предполагает вполне определенное содержание, комплекс методов и форм содействия нуждающимся, профилактику кризисов.
Условно теоретические модели социальной работы объединяют в четыре группы: психолого-ориентированные; социолого-ориентированные; социально-педагогические; комплексные, междисциплинарные:
- Психолого-ориентированные модели опираются преимущественно на психологическое знание, учет закономерностей психологического статуса и развития человека.
- Социолого-ориентированные модели опираются на познание закономерностей социального развития, структурирование общества, взаимодействие его социальных институтов.
- Социально-педагогические модели опираются на использование всего педагогического потенциала социума для стимулирования развития, реализации индивидуальных возможностей каждой личности.
- Комплексные модели ориентируются на целостное видение проблемы защиты и поддержания жизненных сил человека как биосоциального существ.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 216.