Чтобы перейти к Шкале разумности, сделаем небольшое вступление. Ведь «венец творения» мы собираемся «втиснуть» на шкалу, в положение между менее разумными и более разумными существами. Шкала имеет начало - нулевое значение, но не имеет конца. Последнее утверждение может кому-то показаться спорным, ведь мы ещё не вступили в контакт с более разумными существами, и вроде бы нельзя сказать с уверенностью, что есть кто-то «умнее нас». Но для нас важно нарисовать именно бесконечно устремлённый «вправо» луч. Отказаться быть «венцом творения» - это принципиально.
Поэтому мы исходим из того, что, теоретически, справа от нас на шкале намного больше делений, чем слева. Хотя о тех, кто разумнее нас, мы пока ничего не знаем, но само допущение их существования раздвигает наши представления о разумности и позволяет идти вперёд, развивать свою разумность, и осознавать, в какой момент мы переходим на новый уровень.
Обратимся к нашим представлениям о самих себе. Чем отличается Человек Разумный от других животных?
Когда мы собираемся искать разумную жизнь на других планетах, то мы основываемся на представлении о себе как цивилизации, стараемся разглядеть в первую очередь искусственные сооружения – дома, города, заводы - и специфические изменения в рельефе: дороги, шахты, карьеры, каналы.
Это самое наглядное: да, человек активно изменяет среду обитания, и привыкли считать это признаком разумности. Строит жилища, города, перерабатывает природные ресурсы в полезные продукты, попутно загрязняя окружающую среду. Но, постойте, ведь это свойство почти всех животных! У человека влияние на среду обитания стало заметно лишь в последние годы, потому что нас стало много. Грубо говоря, наше «дерьмо» природа не успевает перерабатывать, и мы всё чаще «наступаем» на него. Если же вернуться назад всего на 200 лет, то никакой экологической проблемы в масштабе планеты просто не существовало. Мы не замечали отходов своей жизнедеятельности. И где же наше отличие, появилось ли оно за последние 200 лет? Конечно, нет.
Изменение среды обитания - не отличие человека от других животных, а наоборот - сходство с ними. Поэтому в качестве критерия разумности оно весьма сомнительно, и нам не подходит.
Второе: языковое общение, как критерий разумности наиболее часто упоминаемое. Под языковым общением будем понимать способ передачи информации с помощью символов: слов (речь устная и письменная), а также знаков (азбука Морзе, дорожные знаки), символов, жестов. Посмотрим, в чём же принципиальное отличие языкового общения людей и животных.
Ребёнок кричит «Гулять!» и мать ведёт его гулять – языковое общение. Символ – слово. Но что, если ребёнок не может выговорить «гулять», а показывает на улицу за окном, и говорит «а»? Мать и в этом случае его понимает. Символы – звук и указующий жест понятны в контексте ситуации. Ребёнок использует их вместо произнесения слова. Это общение является языковым? Да, с помощью символов передали смысл, понятный обоим в акте коммуникации.
Никто не поспорит, что это акт человеческого общения. Но не также ли общается кошка с котятами, когда приносит им мышь и криком зовёт их? Или собака приносит хозяину поводок, делает «уф», и он понимает, что она просится на улицу. Это аналогичное первому случаю языковое общение, субъекты общаются, используя знаки, символы (поводок, особое мяуканье кошки).
Так чем же мы разумнее животных? Само по себе использование знаков и символов не является принципиальным отличием человека. Забегая вперёд, принципиальное отличие человека от других животных - не сам факт языкового общения, а передача информации на носителях вне тела.
Длинное детство.
Что действительно отличает человека от других видов на земле, так это непомерно длинный период взросления. Очень важное отличие, которому уделено несправедливо мало внимания. Как объяснить тот факт, что ни одно животное на планете не взрослеет так долго, как человек? Слоны, обезьяны, медведи, лягушки – все они в возрасте 3 лет уже производят потомство. Человеческое дитя растёт в 5-6 раз дольше. Мне не удалось найти исследования, которое имело бы целью выяснить, почему у людей такое длинное детство. Этот факт учёные просто игнорируют.
Зачем нам длинное детство, как раз понятно: чтобы успевать перенять опыт предыдущих поколений. Но как это сложилось? Если принять версию эволюции, то наши предки, схожие с обезьянами, становились родителями в таком же раннем возрасте, как обезьяны, то есть в три года. Как мы стали теми, кто тратит на детство 12-15 лет?
Если принять версию эволюционного развития, то получается, что выживали те, у кого детство длиннее. Но ведь в этом случае намного больше шансов погибнуть, не дав потомства! Это не выглядит логичным, эволюционная теория не подходит для объяснения этой загадки. А ведь разгадав эту тайну, мы многое поняли бы о себе и своём происхождении.
Попробуем применить мышление по аналогии и построим условную «пропорцию».
Поместим в неё шимпанзе, людей и «богов» – гипотетический вид разумных живых существ. Допустим, что «боги» отстоят от нас справа по шкале разумности на таком же расстоянии, на каком мы отстоим от шимпанзе. Шимпанзе вступают в половую зрелость в возрасте 3 лет, что в 5 раз быстрее людей. Допустим с некоторой натяжкой, что продолжительность жизни шимпанзе примерно в такое же число раз короче.
Попробуем совместить таким образом Шкалу разумности со шкалой времени.
Предположим, что для обработки больших объёмов информации, или для большей скорости, с увеличением уровня разумности биологические виды будут иметь всё более растянутый период взросления, детства. Больше информации, накопленной предками, больше мозг, нужно больше времени, чтобы созреть психике, (так как сложнее социальная жизнь).
Предположим, что в отношениях имеет место прямая пропорциональная зависимость. (Почему бы и нет?)
Люди «Боги»
_________ = _____
Шимпанзе Люди
Размышляя по аналогии, предположим, что «боги» разумнее нас настолько же, насколько мы разумнее шимпанзе. По аналогии люди – шимпанзе, построим гипотетическую схему возрастов вида «боги».
Биологически их детство будет длиннее нашего в 5 раз. Научатся ходить (или, может быть, летать?) они только в 5 лет, заговорят - к 15 годам, но одновременно на разных языках. Вступят в пубертат - в 75 лет. Средняя продолжительность их жизни составит 400 лет. Период активной жизни (трудоспособности физической и интеллектуальной) 200-300 лет.
А теперь представим, что человеческий детёныш воспитывается «богами». Ведь мы пытались воспитывать шимпанзе, чтобы по максимуму использовать их возможности к обучению, которые выше в детстве. У маленького человечка будет всего 15 лет, против 75 у «бога», чтобы научиться всем «божественным» премудростям.
Он сможет многому научиться с чужой помощью, но принесёт ли это пользу ему или людям?
Ответ – нет. Даже если более разумные существа из исследовательских или иных соображений, захотят научить человека чему-то, каким-то своим «фокусам», это не будет иметь никакого практического значения ДЛЯ НАС, для нашего вида. Как шимпанзе не может применить полученные при общении с человеком навыки в своей среде, также и нам подобный «контакт» принесёт мало пользы. Мы и «боги» просто не можем полноценно контактировать. Как и в случае общения человека и шимпанзе, они просто поймут нас лучше. А мы? Мы, как вид, этого даже не заметим. И ничего с этим не поделать.
ШКАЛА РАЗУМНОСТИ.
0_____________________А_______Б___В_Г____....________.....________....____________
Попробуем разграничить разумность уровнями и разглядеть, как происходит качественный скачок с уровня на уровень.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 207.