ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Я.ГОРИНА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по подготовке отчетной документации по учебной практике по получению первичных профессиональных умений и навыков
Направление подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
Направленность (профиль) – Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции
Квалификация – «бакалавр»
Майский 201_ г.
Составители: к.с.-х.н., доцент Сидельникова Н.А., к.с.-х.н., доцент Смирнова В.В., к.б.н., доцент Мирошниченко И.В.
Введение
Студенты 1 – 2 курсов технологического факультета направления подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, направленность (профиль) – Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, осваивают как общеобразовательные, так и специальные дисциплины, являющиеся фундаментом глубокого познания технологии производства, хранения и переработки продукции растениеводства и животноводства.
Закрепление полученных теоретических знаний, понимание их практической значимости в условиях производства способствует приобретению практических навыков и более квалифицированному знакомству с технологией производства и переработки продукции сельского хозяйства.
Цель и задачи практики
Цель практики – более глубокое усвоение теоретических основ дисциплины учебного плана для приобретения студентами навыков, часто используемых в практической деятельности технолога сельскохозяйственного производства, изучение элементов технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Задачи практики:
- расширить и углубить знания по морфологии, систематике растений Белгородской области, распознавать сорта растений, учитывать их морфологические особенности при хранении и переработке;
- расширить и углубить знания об основных типах и видах сельскохозяйственных животных, определение их физиологического состояния;
- овладеть практическими навыками по уходу, содержанию, кормлению животных, методами определения качества продукции животноводства.
- овладеть практическими навыками оценки состояния посевов различных культур, методами оценками качества зерна и семян.
В соответствии с целями, задачами обучения студентов в производственных условиях прохождения практики на каждом курсе имеются свои особенности:
- студенты 1 курса в течение практики знакомятся с квалификационной характеристикой избранной специальности, особенностями её структурных слагаемых, биологическими и организационно-технологическими аспектами, знакомятся с дикорастущими и культурными растениями, их видовым составом, техникой гербаризации, методами флористических исследований.
- студенты 2 курса приобретают навыки работы с животными, дают оценку засоренности полей сорняками, знакомятся с технологиями возделывания сельскохозяйственных культур, особенностями хранения различных культур, закрепляют навыки, приобретенные на лекциях и лабораторно-практических занятиях, необходимые для проведения технохимического контроля на производстве. Также студенты 2 курса изучают методы разведения животных, отрабатывают навыки ухода за животными, изучают систему и способы содержания разных видов животных, дают санитарно-гигиеническую оценку животноводческим помещениям одной из выбранных ферм.
Содержание учебной практики
Содержание учебной практики и индивидуальных заданий на 1-м курсе
№ п/п | Наименование раздела, этапа | Содержание раздела, этапа; виды работ |
1. | Вводное занятие | Обсуждение порядка проведения практики, ее цели, задач, содержания, требований к оформлению отчетной документации; распределение индивидуальных заданий; составление графика проведения практики. Инструктаж по технике безопасности. |
2. | Знакомство со структурой Белгородского ГАУ и основными функциями его подразделений | Посещение цеха озеленения, учебных, учебно-научных, научных и производственных лабораторий: технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции, кролиководства, птицеводства, аквакультуры лаборатории по изучению биогазовых технологий, лаборатории по изучению систем земледелия, лаборатории селекции овощеводства и садоводства, клонирования и т.д.; знакомство с видами и породами сельскохозяйственных животных, с видами и сортами сельскохозяйственных культур, возделываемых в университете и в Белгородской области. |
3. | Посещение музея Белгородского ГАУ, мемориального комплекса-музея В.Я. Горина | Знакомство с историей, становлением и современным состоянием сельскохозяйственного производства в условиях СПК «Колхоз имени Горина». |
4. | Посещение организаций (предприятий), деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям, осваиваемым в рамках ОПОП ВО | Знакомство с прогрессивными технологиями ведения животноводства и растениеводства |
5. | Оформление отчетной документации по практике | Обработка и анализ материала, в т.ч. из литературных источников. Обобщение полученных на практике результатов и оформление отчета по практике. |
6. | Итоговое собеседование | Защита отчета по практике |
Примерные виды индивидуальных заданий
Семестр
1. Народно-хозяйственное значение, характеристика озимой пшеницы в Белгородской области.
2. Народно-хозяйственное значение, характеристика ячменя в Белгородской области.
3. Народно-хозяйственное значение, характеристика гречихи в Белгородской области.
4. Народно-хозяйственное значение, характеристика люпина в Центральном Черноземье.
5. Народно-хозяйственное значение, характеристика тритикале в Белгородской области.
6. Народно-хозяйственное значение, характеристика кукурузы в Белгородской области.
7. Народно-хозяйственное значение, характеристика проса в Белгородской области.
8. Народно-хозяйственное значение, характеристика гороха в Белгородской области.
9. Народно-хозяйственное значение, характеристика подсолнечника в Белгородской области.
10. Народно-хозяйственное значение, характеристика сои в Белгородской области.
11. Народно-хозяйственное значение, характеристика сахарной свёклы в Белгородской области.
12. Народно-хозяйственное значение, характеристика картофеля в Белгородской области.
13. Народно-хозяйственное значение, характеристика рапса в Белгородской области.
14. Народно-хозяйственное значение, характеристика люцерны в Белгородской области.
15. Народно-хозяйственное значение, характеристика яровой пшеницы в Белгородской области.
16. Народно-хозяйственное значение, характеристика основных пород свиней в Белгородской области.
17. Народно-хозяйственное значение, характеристика основных пород крупного рогатого скота в Белгородской области.
18. Народно-хозяйственное значение, характеристика основных пород овец в Белгородской области.
19. Народно-хозяйственное значение, характеристика основных пород коз в Белгородской области.
20. Народно-хозяйственное значение, характеристика основных пород и кроссов кур в Белгородской области.
21. Народно-хозяйственное значение, характеристика основных пород и кроссов уток в Белгородской области.
22. Народно-хозяйственное значение, характеристика основных пород индеек в Белгородской области.
23. Народно-хозяйственное значение, характеристика основных пород гусей в Белгородской области.
24. Народно-хозяйственное значение, характеристика основных пород перепелов в Белгородской области.
25. Народно-хозяйственное значение, характеристика основных пород страусов в Белгородской области и России.
26. Народно-хозяйственное значение, характеристика основных пород голубей мясного направления продуктивности в России и за рубежом.
Семестр
1. Агротехнология озимой пшеницы в Белгородской области.
2. Агротехнология ячменя в Белгородской области.
3. Агротехнология гречихи в Белгородской области.
4. Агротехнология люпина в Центральном Черноземье.
5. Агротехнология тритикале в Белгородской области.
6. Агротехнология кукурузы в Белгородской области.
7. Агротехнология проса в Белгородской области.
8. Агротехнология гороха в Белгородской области.
9. Агротехнология подсолнечника в Белгородской области.
10. Агротехнология сои в Белгородской области.
11. Агротехнология сахарной свёклы в Белгородской области.
12. Агротехнология картофеля в Белгородской области.
13. Агротехнология рапса в Белгородской области.
14. Агротехнология люцерны в Белгородской области.
15. Агротехнология яровой пшеницы в Белгородской области.
16. Технологии выращивания овец.
17. Технологии выращивания коз.
18. Технологии производства пищевого яйца в Белгородской области.
19. Технологии производства инкубационного яйца.
20. Технологии производства мяса птицы в Белгородской области.
21. Технология выращивания уток мясного направления продуктивности.
22. Технология выращивания гусей.
23. Технологии разведения индеек.
24. Технология разведения перепелов в Белгородской области.
25. Технология разведения страусов в России.
26. Технология выращивания голубей мясного направления продуктивности в России и за рубежом.
2.2. Содержание учебной практики и индивидуальных заданий на 2-м курсе
№ п/п | Наименование раздела, этапа | Содержание раздела, этапа; виды работ |
1. | Вводное занятие | Обсуждение порядка проведения практики, ее цели, задач, содержания, требований к оформлению отчетной документации; распределение индивидуальных заданий; составление графика проведения практики. Инструктаж по технике безопасности. |
2. | Посещение научно-производственной лаборатории кролиководства, птицеводства, учебно-научной лаборатории аквакультуры, животноводческого комплекса УНИЦ «Агротехнопарк» | Знакомство с особенностями содержания, кормления и разведения различных видов сельскохозяйственных животных и птицы. Приобретение навыков практической и организационной работы технолога в сфере животноводства. Знакомство с современными технологиями переработки продукции животноводства. |
3. | Посещение лаборатории по изучению систем земледелия, лаборатории селекции овощеводства и садоводства, клонирования, цеха озеленения, сельскохозяйственного участка с комплексом переработки зерна Белгородского ГАУ | Знакомство с особенностями возделывания различных видов сельскохозяйственных культур, особенностями их возделывания, переработки, хранения и т.п. Научиться размещать партии зерна на хранение в складах, организовать наблюдения за хранящимся зерном. Освоение современных технологий переработки зерновых, масличных, зернобобовых культур. |
4. | Посещение испытательной лаборатории Белгородского ГАУ, учебной лаборатории технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции, лаборатории по изучению биогазовых технологий | Знакомство со спецификой работы лаборатории, с методами определения отдельных показателей химического состава сельскохозяйственной продукции и сырья |
5. | Посещение организаций (предприятий), деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям, осваиваемым в рамках ОПОП ВО | Знакомство с прогрессивными технологиями ведения животноводства и растениеводства, с особенностями переработки сельскохозяйственной продукции на предприятиях агропромышленного комплекса |
6. | Оформление отчетной документации по практике | Оформление отчета по практике. |
7. | Итоговое собеседование | Защита отчета по практике |
Примерные виды индивидуальных заданий
1. Анализ технологии возделывания озимой пшеницы в Белгородской области.
2. Анализ технологии возделывания ячменя в Белгородской области.
3. Анализ технологии возделывания гречихи в Белгородской области.
4. Анализ технологии возделывания люпина в Центральном Черноземье.
5. Анализ технологии возделывания тритикале в Белгородской области.
6. Анализ технологии выращивания кукурузы в Белгородской области.
7. Анализ технологии возделывания проса в Белгородской области.
8. Анализ технологии возделывания гороха в Белгородской области.
9. Анализ технологии выращивания подсолнечника в Белгородской области.
10. Анализ технологии возделывания сои в Белгородской области.
11. Анализ технологии выращивания сахарной свёклы в Белгородской области.
12. Анализ технологии выращивания картофеля в Белгородской области.
13. Анализ технологии возделывания рапса в Белгородской области.
14. Анализ технологии возделывания люцерны в Белгородской области.
15. Анализ технологии возделывания яровой пшеницы в Белгородской области.
16. Определение вида, породы, упитанности, живой массы, масти сельскохозяйственных животных
17. Изучение методов разведения животных,
18. Изучение правил ухода за животными,
19. Изучение системы и способов содержания разных видов животных и птицы,
20. Проведение санитарно-гигиенической оценки животноводческих помещений
21. Анализ технологии заготовки кормов,
22. Анализ системы кормления животных и птицы, рационального использования и улучшения качества кормов
23. Изучение волосяного покрова сельскохозяйственных животных (типы волос, основные масти (окраска волоса), пигментация кожи, возрастная и сезонная линька),
24. Анализ технологии получения мяса птицы, специфики работы зоотехнической службы в условиях учебно-научной лаборатории птицеводства учебно-физиологического комплекса университета,
25. Оценка экстерьера, определение пола, случка крольчих,
26. Изучение организационных мероприятий по племенной работе,
27. Анализ производственной документации по учету сельскохозяйственных животных.
28. Анализ технологии хранения зерна различных культур в УНИЦ «Агротехнопарк»
29. Анализ технологии переработки различных зерновых культур на зерноперерабатывающих предприятиях области
30. Анализ технологии переработки различных зерновых и масличных культур на производственной базе УНИЦ «Агротехнопарк»
31. Ознакомление с работой испытательной лаборатории Белгородского ГАУ
32. Ознакомление с технологией хлебопечения.
33. Изучение методик определения основных качественных показателей молочной и мясной продукции.
34. Ознакомление с требованиями стандартов к сырью и основным видам готовой продукции.
35. Ознакомление с правилами приемки молока-сырья, технологиями производства питьевого молока, кисломолочных продуктов и сычужных сыров и т.п.
36. Изучение технологии переработки сельскохозяйственных животных и птицы с указанием важных технологических параметров конкретных процессов.
37. Ознакомление с методиками определения качественных показателей молока и молочных продуктов.
38. Ознакомление с методиками определения качественных показателей мяса сельскохозяйственных животных и птицы.
39. Ознакомиться с современными технологиями переработки продукции животноводства.
3. Форма отчетности и оценка знаний студентов
Форма отчетности
Отчетной документацией по практике являются отчет о практике и дневник практики (Приложение 3).
Отчет должен содержать:
· титульный лист (Приложение 1),
· индивидуальное задание (Приложение 2), включающее: содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы,
· приложения (при необходимости).
Требования к оформлению отчета: объем – до 10 страниц на 1-м курсе, до 20 страниц – на 2-м; формат А4, шрифт Times New Roman, 14, межстрочный интервал – 1,5, поля: верхнее и нижнее – 2 см, правое – 1,5 см, левое – 2,5 см. Выравнивание основного текста – по ширине, заголовков и подзаголовков – по центру. Отступ первой строки – 1,25 см. Каждый новый раздел должен начинаться с новой страницы. Обзор литературы оформляется по ГОСТ 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание» и должен содержать не менее 5 источников.
Дневник ведется в ходе учебной практики, в нем отражается работа на рабочем месте и проделанная работа по сбору и анализу материалов. Индивидуальное задание выполняется согласно тематики, согласованной с руководителем практики. Объем отчета зависит от выполненных в ходе прохождения практики работ и содержания индивидуального задания. К отчету прилагается график прохождения практики (Приложение 4).
Критерии оценки
Защита отчета по учебной практике проходит в форме свободного собеседования. При аттестации итогов практики учитывается и оценивается следующее:
- письменный отчет о прохождении практики и его защита;
- уровень сформированности у студента компетенций.
По результатам защиты студентом отчета по практике выставляется оценка «зачтено» / «не зачтено», в которой отражается качество представленного отчета, уровень теоретической и практической подготовки обучающегося.
Оценка на зачете определяется на основании следующих критериев:
Критерии оценивания индивидуального задания
№ пп. | Оценка | Критерии оценивания |
1. | Зачтено | Индивидуальное задание выполнено в полном объеме, студент проявил высокий уровень самостоятельности и творческий подход к его выполнению |
2. | Индивидуальное задание выполнено в полном объеме, имеются отдельные недостатки в оформлении представленного материала | |
3. | Задание в целом выполнено, однако имеются недостатки при выполнении в ходе практики отдельных разделов (частей) задания, имеются замечания по оформлению собранного материала | |
4. | Не зачтено | Задание выполнено лишь частично, имеются многочисленные замечания по содержанию и оформлению собранного материала |
Рекомендации к проведению практики
Содержание и методики практик на 1-м курсе
1-й день практики. Преподаватель определяет цель и задачи практики, проводит вводный инструктаж по технике безопасности, выдает задания в соответствии с программой практики.
2 – 9-й день практики. На учебно-физиологическом комплексе, в учебно-научной лаборатории кролиководства университета и на базе «Болдыревка» студенты знакомятся с животными (коровы, овцы, свиньи, кролики, лошади, куры, мыши, крысы и т.д.). Кроме того для студентов могут быть организованы ознакомительные поездки в мемориальный музей-комплекс В.Я. Горина, на предприятия, занимающиеся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, производством комбикормов и т.п., знакомятся с видами и породами сельскохозяйственных животных, видами и сортами сельскохозяйственных культур, разводимых и возделываемых в области, документацией. Приобретение навыков безопасного обращения при уходе и кормлении животных на учебно-физиологическом комплексе, молочной, свиноводческой ферме, в учебно-научной лаборатории кролиководства, а также на базе «Болдыревка» университета.
10-й день практики. Собеседование по итогам практики.
Содержание учебной практики на 2 курсе
Литература
Основная литература
1. Сидельникова, Н. А. Основы профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие для направления подготовки 35.03.07 - Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции / Н. А. Сидельникова, Е. П. Еременко ; Белгородский ГАУ. - Белгород: Белгродский ГАУ, 2018. - 145 с. Режим доступа: http://lib.belgau.edu.ru/cgi-bin/irbis64r_15/cgiirbis_64.exe?LNG=&C21COM=F&I21DBN=BOOKS_READER&P21DBN=BOOKS&Z21ID=128037432633259610&Image_file_name=OnlyEC2%5CSidelnikovaN%2EA%2EOsnovyi_professionalnoy_deyatelnosti%2Epdf&mfn=56925&FT_REQUEST=&CODE=145&PAGE=1
2.Наумкин, В. Н. Технология растениеводства: учебное пособие [для подготовки бакалавров, обучающихся по направлениям "Агрохимия и агропочвоведение", "Агрономия", "Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции" ] / В. Н. Наумкин, А. С. Ступин. - СПб. : Лань, 2014. - 592 с. (Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=51943)
3.Родионов, Г.В. Животноводство. [Электронный ресурс] / Г.В. Родионов, А.Н. Арилов, Ю.Н. Арылов, Ц.Б. Тюрбеев. — Электрон.дан. — СПб. : Лань, 2014. — 640 с. (Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/44762)
4.Чикалёв, А.И. Основы животноводства. [Электронный ресурс] / А.И. Чикалёв, Ю.А. Юлдашбаев. — Электрон.дан. — СПб. : Лань, 2015. — 208 с. (Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/56175)
5. Технология хранения, переработки и стандартизация растениеводческой продукции: учебник / под ред. В.И. Манжесова. - СПб.: Троицкий мост, 2010. - 704 с. (52 экз)
6. Медведева З. М. Технология хранения и переработки продукции растениеводства: учеб. пособие / Медведева З.М., Шипилин Н.Н., Бабарыкина С.А. - Новосиб.:Золотой колос, 2015. - 340 с. (Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=61490)
7. Стандартизация, технология переработки и хранения продукции животноводства: учебное пособие [квалификация (степень) – бакалавр] / Г.С. Шарафутдинов [и др.]. – 3-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань», 2016. – 624 с. (Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=71771)
8. Чикалев А.И. Производство и переработка продукции животноводства: учебник [обучающихся по направлению подготовки 35.03.07 "Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции" (квалификация (степень) "бакалавр"] / А. И. Чикалев, Ю. А. Юлдашбаев. - М.: Инфра-М, 2016. - 188 с. (Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=536126)
Дополнительная литература
1. Куликов, Л. В. История зоотехнии: учебник / Л. В. Куликов. - М.: КолосС, 2015. - 384 с. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=58830
2. Вахрушев, Н. А. Введение в агрономию: учебное пособие / Н. А. Вахрушев. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 381 с. (52 экз)
3. Донченко, Л. В. Безопасность пищевой продукции: учебник / Л. В. Донченко, В. Д. Надыкта. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ДеЛи принт, 2007. - 539 с. (28 экз)
4. Корниенко П.П. Основы профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие для самостоятельной работы студентов. Направление подготовки 35.03.07 – Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции / П.П. Корниенко, Н.А. Сидельникова; Белгородский ГАУ. – Белгород: Белгородский ГАУ, 2016. – 134 с. (Режим доступа: http://lib.belgau.edu.ru/cgi-bin/irbis64r_15/cgiirbis_64.exe?LNG=&C21COM=F&I21DBN=BOOKS_READER&P21DBN=BOOKS&Z21ID=172118340470862319&Image_file_name=Only_in_EC%5CKornienkoP%2EP%2EOsnovyi_professionalnoy_deyatelnosti%2Epdf&mfn=52582&FT_REQUEST=&CODE=134&PAGE=1)
5. Абдразаков Ф. К. Организация производства продукции растениеводства с применением ресурсосберегающих технологий: Учебное пособие/ Ф.К.Абдразаков, Л.М. Игнатьев - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 112 с. (Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=478435)
6. Организационно-технологические нормативы возделывания сельскохозяйственных культур (на примере Белгородской области): учебное пособие / под ред. С.Н. Алейника; сост.: А.В. Турьянский, В.П. Сушков, Ю.А. Кузнецов и др.; БелГСХА. - Белгород: Изд-во БелГСХА, 2006. - 674 с. (98 экз)
7. Производство продукции растениеводства : учебное пособие для бакалавров технологического факультета [по направлению 110900 "Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции"] / БелГСХА им. В.Я. Горина ; сост.: Ж. М. Яхтанигова, Н. Н. Лазарев. - Белгород : Изд-во БелГСХА им. В.Я. Горина, 2013. - 422 с. (Режим доступа: http://lib.belgau.edu.ru/cgi-bin/irbis64r_15/cgiirbis_64.exe?LNG=&C21COM=F&I21DBN=BOOKS_READER&P21DBN=BOOKS&Z21ID=11261001507862313&Image_file_name=Akt%5F480%5CProizvodstvo%5Fprod%5Frastenievods%5Fuch%5Fpos%5Ftehnol%5Ffakul%2Epdf&mfn=41627&FT_REQUEST=&CODE=422&PAGE=1)
8. Практикум по животноводству: Учебное пособие для вузов / А.В. Востроилов, И.Н. Семенова. - СПб.: ГИОРД, 2011. - 368 с. (Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=310107)
9. Степанов, Д.В. Практические занятия по животноводству. [Электронный ресурс] / Д.В. Степанов, Н.Д. Родина, Т.В. Попкова. — Электрон.дан. — СПб. : Лань, 2012. — 352 с. (Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/3739)
10. Чекалова, Т. М. Практикум по звероводству : учебное пособие / Т. М. Чекалова, О. И. Федорова, Н. А. Балакирев; под ред. Н.А. Балакирева. - М.: КолосС, 2010. - 223 с. (31 экз)
11. Технология элеваторной промышленности: учебник / Е. М. Вобликов. - СПб.: Лань, 2010. - 384 с. (Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/579)
12. Сидельникова Н.А. Методические указания к выполнению курсовой работы по «Технологии хранения и переработки продукции растениеводства» для студентов по направлению 350307 – Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции (бакалавриат) Сидельникова Н.А., Смирнова В.В., Шмайлова Т.А. / Белгород, 2015, 27 с. (Режим доступа: http://lib.belgau.edu.ru/cgi-bin/irbis64r_15/cgiirbis_64.exe?LNG=&C21COM=F&I21DBN=BOOKS_READER&P21DBN=BOOKS&Z21ID=182115070119072610&Image_file_name=Only_in_EC\Metod.ukaz.kursovoy_rabotyi_Tehnologii_produktsii_rastenievodstva.pdf&mfn=52576&FT_REQUEST=&CODE=27&PAGE=1)
13. Учебное пособие по дисциплине "Технохимический контроль сельскохозяйственной продукции" для подготовки бакалавров по профилю - Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции направления 110900.62 - Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции: учебное пособие / Н. А. Сидельникова, А. А. Рядинская, Т. Н. Талдыкина; БелГСХА им. В.Я. Горина. - Белгород: Изд-во БелГСХА им. В.Я. Горина, 2013. - 96 с.
14. Технология мяса и мясных продуктов. Кн. 1. Общая технология мяса: учебник / И. А. Рогов, А. Г. Забашта, Г. П. Казюлин. - М.: КолосС, 2009. - 565 с.
15. Технология мяса и мясных продуктов. Кн. 2. Технология мясных продуктов: учебник / И. А. Рогов, А. Г. Забашта, Г. П. Казюлин. - М.: КолосС, 2009. - 711 с.
16. Технология молока и молочных продуктов: учебник / Г. Н. Крусь, А.Г. Храмцов, З.В. Волокитина, С.В. Карпачев; под ред. А.М. Шалыгиной. - М.: Колосс, 2007. - 455 с.
Периодические издания
1. Вестник Российской академии сельскохозяйственных наук (ранее Вестник Российской сельскохозяйственной науки): научно-теоретический журнал.
2. Достижения науки и техники АПК: теоретический и научно-практический журнал.
3. Международный сельскохозяйственный журнал: научно-производственный журнал о достижении мировой науки и практики в агропромышленном комплексе.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Я.ГОРИНА»
Технологический факультет
Кафедра технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции
ОТЧЕТ
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Я.ГОРИНА»
Технологический факультет
Кафедра технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Я.ГОРИНА»
Технологический факультет
Кафедра технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции
ДНЕВНИК
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ В.Я. ГОРИНА»
Кафедра технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции
Утверждаю:
Зав. кафедрой ТППСХП
____________________
«____»________20___г.
КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК
Памятка
по охране труда студентов технологического фа к ультета
Перед началом практики студенты получают подробный инструктаж по технике безопасности, включающий следующие вопросы:
1. Правила обращения с оборудованием, которое используется во время практики (почвенные буры, лопаты, режущие инструменты, электрические приборы).
2. Правила хранения, транспортировки и использования пестицидов, в т.ч. гербицидов. Применение защитных средств.
3. В период прохождения практики и по пути следования к месту ее выполнения студентам запрещается самовольный уход на имеющиеся в данной местности водоемы.
4. Студенты предупреждаются о соблюдении правил дорожного движения при движении вдоль автомагистралей и их переходе.
5. На весь период практики из числа студентов назначается староста, который оказывает помощь преподавателю в осуществлении контроля за соблюдением студентами правил техники безопасности.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Я.ГОРИНА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по подготовке отчетной документации по учебной практике по получению первичных профессиональных умений и навыков
Направление подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
Направленность (профиль) – Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции
Квалификация – «бакалавр»
Майский 201_ г.
Составители: к.с.-х.н., доцент Сидельникова Н.А., к.с.-х.н., доцент Смирнова В.В., к.б.н., доцент Мирошниченко И.В.
Введение
Студенты 1 – 2 курсов технологического факультета направления подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, направленность (профиль) – Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, осваивают как общеобразовательные, так и специальные дисциплины, являющиеся фундаментом глубокого познания технологии производства, хранения и переработки продукции растениеводства и животноводства.
Закрепление полученных теоретических знаний, понимание их практической значимости в условиях производства способствует приобретению практических навыков и более квалифицированному знакомству с технологией производства и переработки продукции сельского хозяйства.
Цель и задачи практики
Цель практики – более глубокое усвоение теоретических основ дисциплины учебного плана для приобретения студентами навыков, часто используемых в практической деятельности технолога сельскохозяйственного производства, изучение элементов технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Задачи практики:
- расширить и углубить знания по морфологии, систематике растений Белгородской области, распознавать сорта растений, учитывать их морфологические особенности при хранении и переработке;
- расширить и углубить знания об основных типах и видах сельскохозяйственных животных, определение их физиологического состояния;
- овладеть практическими навыками по уходу, содержанию, кормлению животных, методами определения качества продукции животноводства.
- овладеть практическими навыками оценки состояния посевов различных культур, методами оценками качества зерна и семян.
В соответствии с целями, задачами обучения студентов в производственных условиях прохождения практики на каждом курсе имеются свои особенности:
- студенты 1 курса в течение практики знакомятся с квалификационной характеристикой избранной специальности, особенностями её структурных слагаемых, биологическими и организационно-технологическими аспектами, знакомятся с дикорастущими и культурными растениями, их видовым составом, техникой гербаризации, методами флористических исследований.
- студенты 2 курса приобретают навыки работы с животными, дают оценку засоренности полей сорняками, знакомятся с технологиями возделывания сельскохозяйственных культур, особенностями хранения различных культур, закрепляют навыки, приобретенные на лекциях и лабораторно-практических занятиях, необходимые для проведения технохимического контроля на производстве. Также студенты 2 курса изучают методы разведения животных, отрабатывают навыки ухода за животными, изучают систему и способы содержания разных видов животных, дают санитарно-гигиеническую оценку животноводческим помещениям одной из выбранных ферм.
Содержание учебной практики
Содержание учебной практики и индивидуальных заданий на 1-м курсе
№ п/п | Наименование раздела, этапа | Содержание раздела, этапа; виды работ |
1. | Вводное занятие | Обсуждение порядка проведения практики, ее цели, задач, содержания, требований к оформлению отчетной документации; распределение индивидуальных заданий; составление графика проведения практики. Инструктаж по технике безопасности. |
2. | Знакомство со структурой Белгородского ГАУ и основными функциями его подразделений | Посещение цеха озеленения, учебных, учебно-научных, научных и производственных лабораторий: технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции, кролиководства, птицеводства, аквакультуры лаборатории по изучению биогазовых технологий, лаборатории по изучению систем земледелия, лаборатории селекции овощеводства и садоводства, клонирования и т.д.; знакомство с видами и породами сельскохозяйственных животных, с видами и сортами сельскохозяйственных культур, возделываемых в университете и в Белгородской области. |
3. | Посещение музея Белгородского ГАУ, мемориального комплекса-музея В.Я. Горина | Знакомство с историей, становлением и современным состоянием сельскохозяйственного производства в условиях СПК «Колхоз имени Горина». |
4. | Посещение организаций (предприятий), деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям, осваиваемым в рамках ОПОП ВО | Знакомство с прогрессивными технологиями ведения животноводства и растениеводства |
5. | Оформление отчетной документации по практике | Обработка и анализ материала, в т.ч. из литературных источников. Обобщение полученных на практике результатов и оформление отчета по практике. |
6. | Итоговое собеседование | Защита отчета по практике |
Примерные виды индивидуальных заданий
Семестр
1. Народно-хозяйственное значение, характеристика озимой пшеницы в Белгородской области.
2. Народно-хозяйственное значение, характеристика ячменя в Белгородской области.
3. Народно-хозяйственное значение, характеристика гречихи в Белгородской области.
4. Народно-хозяйственное значение, характеристика люпина в Центральном Черноземье.
5. Народно-хозяйственное значение, характеристика тритикале в Белгородской области.
6. Народно-хозяйственное значение, характеристика кукурузы в Белгородской области.
7. Народно-хозяйственное значение, характеристика проса в Белгородской области.
8. Народно-хозяйственное значение, характеристика гороха в Белгородской области.
9. Народно-хозяйственное значение, характеристика подсолнечника в Белгородской области.
10. Народно-хозяйственное значение, характеристика сои в Белгородской области.
11. Народно-хозяйственное значение, характеристика сахарной свёклы в Белгородской области.
12. Народно-хозяйственное значение, характеристика картофеля в Белгородской области.
13. Народно-хозяйственное значение, характеристика рапса в Белгородской области.
14. Народно-хозяйственное значение, характеристика люцерны в Белгородской области.
15. Народно-хозяйственное значение, характеристика яровой пшеницы в Белгородской области.
16. Народно-хозяйственное значение, характеристика основных пород свиней в Белгородской области.
17. Народно-хозяйственное значение, характеристика основных пород крупного рогатого скота в Белгородской области.
18. Народно-хозяйственное значение, характеристика основных пород овец в Белгородской области.
19. Народно-хозяйственное значение, характеристика основных пород коз в Белгородской области.
20. Народно-хозяйственное значение, характеристика основных пород и кроссов кур в Белгородской области.
21. Народно-хозяйственное значение, характеристика основных пород и кроссов уток в Белгородской области.
22. Народно-хозяйственное значение, характеристика основных пород индеек в Белгородской области.
23. Народно-хозяйственное значение, характеристика основных пород гусей в Белгородской области.
24. Народно-хозяйственное значение, характеристика основных пород перепелов в Белгородской области.
25. Народно-хозяйственное значение, характеристика основных пород страусов в Белгородской области и России.
26. Народно-хозяйственное значение, характеристика основных пород голубей мясного направления продуктивности в России и за рубежом.
Семестр
1. Агротехнология озимой пшеницы в Белгородской области.
2. Агротехнология ячменя в Белгородской области.
3. Агротехнология гречихи в Белгородской области.
4. Агротехнология люпина в Центральном Черноземье.
5. Агротехнология тритикале в Белгородской области.
6. Агротехнология кукурузы в Белгородской области.
7. Агротехнология проса в Белгородской области.
8. Агротехнология гороха в Белгородской области.
9. Агротехнология подсолнечника в Белгородской области.
10. Агротехнология сои в Белгородской области.
11. Агротехнология сахарной свёклы в Белгородской области.
12. Агротехнология картофеля в Белгородской области.
13. Агротехнология рапса в Белгородской области.
14. Агротехнология люцерны в Белгородской области.
15. Агротехнология яровой пшеницы в Белгородской области.
16. Технологии выращивания овец.
17. Технологии выращивания коз.
18. Технологии производства пищевого яйца в Белгородской области.
19. Технологии производства инкубационного яйца.
20. Технологии производства мяса птицы в Белгородской области.
21. Технология выращивания уток мясного направления продуктивности.
22. Технология выращивания гусей.
23. Технологии разведения индеек.
24. Технология разведения перепелов в Белгородской области.
25. Технология разведения страусов в России.
26. Технология выращивания голубей мясного направления продуктивности в России и за рубежом.
2.2. Содержание учебной практики и индивидуальных заданий на 2-м курсе
№ п/п | Наименование раздела, этапа | Содержание раздела, этапа; виды работ |
1. | Вводное занятие | Обсуждение порядка проведения практики, ее цели, задач, содержания, требований к оформлению отчетной документации; распределение индивидуальных заданий; составление графика проведения практики. Инструктаж по технике безопасности. |
2. | Посещение научно-производственной лаборатории кролиководства, птицеводства, учебно-научной лаборатории аквакультуры, животноводческого комплекса УНИЦ «Агротехнопарк» | Знакомство с особенностями содержания, кормления и разведения различных видов сельскохозяйственных животных и птицы. Приобретение навыков практической и организационной работы технолога в сфере животноводства. Знакомство с современными технологиями переработки продукции животноводства. |
3. | Посещение лаборатории по изучению систем земледелия, лаборатории селекции овощеводства и садоводства, клонирования, цеха озеленения, сельскохозяйственного участка с комплексом переработки зерна Белгородского ГАУ | Знакомство с особенностями возделывания различных видов сельскохозяйственных культур, особенностями их возделывания, переработки, хранения и т.п. Научиться размещать партии зерна на хранение в складах, организовать наблюдения за хранящимся зерном. Освоение современных технологий переработки зерновых, масличных, зернобобовых культур. |
4. | Посещение испытательной лаборатории Белгородского ГАУ, учебной лаборатории технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции, лаборатории по изучению биогазовых технологий | Знакомство со спецификой работы лаборатории, с методами определения отдельных показателей химического состава сельскохозяйственной продукции и сырья |
5. | Посещение организаций (предприятий), деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям, осваиваемым в рамках ОПОП ВО | Знакомство с прогрессивными технологиями ведения животноводства и растениеводства, с особенностями переработки сельскохозяйственной продукции на предприятиях агропромышленного комплекса |
6. | Оформление отчетной документации по практике | Оформление отчета по практике. |
7. | Итоговое собеседование | Защита отчета по практике |
Примерные виды индивидуальных заданий
1. Анализ технологии возделывания озимой пшеницы в Белгородской области.
2. Анализ технологии возделывания ячменя в Белгородской области.
3. Анализ технологии возделывания гречихи в Белгородской области.
4. Анализ технологии возделывания люпина в Центральном Черноземье.
5. Анализ технологии возделывания тритикале в Белгородской области.
6. Анализ технологии выращивания кукурузы в Белгородской области.
7. Анализ технологии возделывания проса в Белгородской области.
8. Анализ технологии возделывания гороха в Белгородской области.
9. Анализ технологии выращивания подсолнечника в Белгородской области.
10. Анализ технологии возделывания сои в Белгородской области.
11. Анализ технологии выращивания сахарной свёклы в Белгородской области.
12. Анализ технологии выращивания картофеля в Белгородской области.
13. Анализ технологии возделывания рапса в Белгородской области.
14. Анализ технологии возделывания люцерны в Белгородской области.
15. Анализ технологии возделывания яровой пшеницы в Белгородской области.
16. Определение вида, породы, упитанности, живой массы, масти сельскохозяйственных животных
17. Изучение методов разведения животных,
18. Изучение правил ухода за животными,
19. Изучение системы и способов содержания разных видов животных и птицы,
20. Проведение санитарно-гигиенической оценки животноводческих помещений
21. Анализ технологии заготовки кормов,
22. Анализ системы кормления животных и птицы, рационального использования и улучшения качества кормов
23. Изучение волосяного покрова сельскохозяйственных животных (типы волос, основные масти (окраска волоса), пигментация кожи, возрастная и сезонная линька),
24. Анализ технологии получения мяса птицы, специфики работы зоотехнической службы в условиях учебно-научной лаборатории птицеводства учебно-физиологического комплекса университета,
25. Оценка экстерьера, определение пола, случка крольчих,
26. Изучение организационных мероприятий по племенной работе,
27. Анализ производственной документации по учету сельскохозяйственных животных.
28. Анализ технологии хранения зерна различных культур в УНИЦ «Агротехнопарк»
29. Анализ технологии переработки различных зерновых культур на зерноперерабатывающих предприятиях области
30. Анализ технологии переработки различных зерновых и масличных культур на производственной базе УНИЦ «Агротехнопарк»
31. Ознакомление с работой испытательной лаборатории Белгородского ГАУ
32. Ознакомление с технологией хлебопечения.
33. Изучение методик определения основных качественных показателей молочной и мясной продукции.
34. Ознакомление с требованиями стандартов к сырью и основным видам готовой продукции.
35. Ознакомление с правилами приемки молока-сырья, технологиями производства питьевого молока, кисломолочных продуктов и сычужных сыров и т.п.
36. Изучение технологии переработки сельскохозяйственных животных и птицы с указанием важных технологических параметров конкретных процессов.
37. Ознакомление с методиками определения качественных показателей молока и молочных продуктов.
38. Ознакомление с методиками определения качественных показателей мяса сельскохозяйственных животных и птицы.
39. Ознакомиться с современными технологиями переработки продукции животноводства.
3. Форма отчетности и оценка знаний студентов
Форма отчетности
Отчетной документацией по практике являются отчет о практике и дневник практики (Приложение 3).
Отчет должен содержать:
· титульный лист (Приложение 1),
· индивидуальное задание (Приложение 2), включающее: содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы,
· приложения (при необходимости).
Требования к оформлению отчета: объем – до 10 страниц на 1-м курсе, до 20 страниц – на 2-м; формат А4, шрифт Times New Roman, 14, межстрочный интервал – 1,5, поля: верхнее и нижнее – 2 см, правое – 1,5 см, левое – 2,5 см. Выравнивание основного текста – по ширине, заголовков и подзаголовков – по центру. Отступ первой строки – 1,25 см. Каждый новый раздел должен начинаться с новой страницы. Обзор литературы оформляется по ГОСТ 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание» и должен содержать не менее 5 источников.
Дневник ведется в ходе учебной практики, в нем отражается работа на рабочем месте и проделанная работа по сбору и анализу материалов. Индивидуальное задание выполняется согласно тематики, согласованной с руководителем практики. Объем отчета зависит от выполненных в ходе прохождения практики работ и содержания индивидуального задания. К отчету прилагается график прохождения практики (Приложение 4).
Критерии оценки
Защита отчета по учебной практике проходит в форме свободного собеседования. При аттестации итогов практики учитывается и оценивается следующее:
- письменный отчет о прохождении практики и его защита;
- уровень сформированности у студента компетенций.
По результатам защиты студентом отчета по практике выставляется оценка «зачтено» / «не зачтено», в которой отражается качество представленного отчета, уровень теоретической и практической подготовки обучающегося.
Оценка на зачете определяется на основании следующих критериев:
Критерии оценивания индивидуального задания
№ пп. | Оценка | Критерии оценивания |
1. | Зачтено | Индивидуальное задание выполнено в полном объеме, студент проявил высокий уровень самостоятельности и творческий подход к его выполнению |
2. | Индивидуальное задание выполнено в полном объеме, имеются отдельные недостатки в оформлении представленного материала | |
3. | Задание в целом выполнено, однако имеются недостатки при выполнении в ходе практики отдельных разделов (частей) задания, имеются замечания по оформлению собранного материала | |
4. | Не зачтено | Задание выполнено лишь частично, имеются многочисленные замечания по содержанию и оформлению собранного материала |
Рекомендации к проведению практики
Содержание и методики практик на 1-м курсе
1-й день практики. Преподаватель определяет цель и задачи практики, проводит вводный инструктаж по технике безопасности, выдает задания в соответствии с программой практики.
2 – 9-й день практики. На учебно-физиологическом комплексе, в учебно-научной лаборатории кролиководства университета и на базе «Болдыревка» студенты знакомятся с животными (коровы, овцы, свиньи, кролики, лошади, куры, мыши, крысы и т.д.). Кроме того для студентов могут быть организованы ознакомительные поездки в мемориальный музей-комплекс В.Я. Горина, на предприятия, занимающиеся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, производством комбикормов и т.п., знакомятся с видами и породами сельскохозяйственных животных, видами и сортами сельскохозяйственных культур, разводимых и возделываемых в области, документацией. Приобретение навыков безопасного обращения при уходе и кормлении животных на учебно-физиологическом комплексе, молочной, свиноводческой ферме, в учебно-научной лаборатории кролиководства, а также на базе «Болдыревка» университета.
10-й день практики. Собеседование по итогам практики.
Содержание учебной практики на 2 курсе
Анализ технологии возделывания сельскохозяйственных культур
1-й день практики. Обследование состояния озимых культур. Определение перезимовки озимых пшеницы и ржи.
Провести обследование посевов, определить причину повреждения растений и гибели их при перезимовке, наметить агротехнические мероприятия по уходу за посевами, дать сравнительную характеристику состояния посевов по культурам, сортам, предшественникам.
Методика определения: Для определения состояния посевов зерновых используют следующие показатели: густота стояния растений, кустистость, глубина заделки семян, глубина залегания куста кущения, высота растений, число листьев на одном растении.
Густота стояния растений определяется путем выделения на каждом поле 6-ти площадок по 1 м2. Один квадратный метр при сплошном способе посева равен двум смежным рядкам длиной 111 см, взятым в 3-х местах; при узкорядном – двум смежным рядкам длиною 111 см в 6-ти местах. Площадки следует размещать равномерно по диагонали участка так, чтобы они охватили различные пары рядков.
Сначала подсчитывают количество растений на 1 м2. Затем для проведения дальнейшего анализа выдергивают с корнем подряд 20 растений, у которых определяют количество стеблей, глубину заделки семян, глубину залегания узла кущения, высоту, количество листьев. При подсчете листьев появившимся считается лист с развернутой листовой пластинкой.
По каждому показателю вычисляется среднее значение.
Помимо этого дается визуальная оценка (отличная, хорошая, удовлетворительная и неудовлетворительная) состоянию посева. При этом учитывается наличие выпадов, выравненность по развитию растений, изреженность, пораженность болезнями и вредителями, засоренность, наличие огрехов и др.
2-й день практики. Обследование состояния озимых пшеницы и ржи после перезимовки.
Изучить растение из семейства злаковых культур в фазу кущения: узел кущения, первичную и вторичную корневые системы, корневищное междоузлие. Изучить основные приемы агротехники озимой пшеницы и ржи. Определить густоту стояния растений после перезимовки, общую кустистость, глубину заделки семян, глубину залегания узла кущения, высоту растений, количество листьев на 1 растение.
Полученные данные оформить в виде таблиц.
Таблица 1 - Агротехника озимых культур
Показатель | Озимая пшеница | Озимая рожь |
Предшественник | ||
Обработка почвы | ||
основная | ||
предпосевная | ||
Срок посева | ||
Способ посева | ||
Норма высева, млн. шт/га кг/га | ||
Удобрения | ||
Качество семян | ||
Масса 1000 семян, г | ||
Всхожесть, % | ||
Чистота, % |
Таблица 2 - Густота стояния растений после перезимовки, шт/м2
Площадка | Озимая пшеница | Озимая рожь |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
Сумма | ||
Среднее |
Таблица 3 - Анализ растений пшеницы
№ п/п | Озимая пшеница | ||||
| Глубина, см | Высо-та, см | Кол-во, шт | ||
заделки семян | залегания узла кущения | стеблей | листьев | ||
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | |||||
12 | |||||
13 | |||||
14 | |||||
15 | |||||
16 | |||||
17 | |||||
18 | |||||
19 | |||||
20 | |||||
Сум- ма | |||||
Ср-ее |
Таблица 4 – Анализ растений ржи
Озимая рожь | ||||
Глубина, см | Высота, см | Кол-во, шт | ||
заделки семян | залегания узла кущения | стеблей | листьев | |
Таблица 5 - Состояние посевов озимых культур
Показатель | Пшеница | Рожь |
Фаза вегетации | ||
Густота стояния растений, шт/м2 | ||
Общая кустистость | ||
Глубина заделки семян, см | ||
Глубина залегания узла кущения, см | ||
Высота растений, см | ||
Количество листьев на 1 растение, шт. |
Обобщить полученные данные. Сделать выводы.
3-й день практики. Определение сельскохозяйственных культур по всходам и вегетирующим растениям.
Научиться определять сельскохозяйственные культуры по всходам и вегетирующим растениям: ранние яровые культуры, кукуруза, крупяные культуры ( просо, гречиха), зернобобовые культуры ( горох, фасоль, соя, вика, чина и т.д.), однолетние и многолетние бобовые и злаковые травы (клевер, люцерна, эспарцет, вика, суданская трава, кострец безостый, тимофеевка, ежа сборная, овсяница ).
Методика. Состояние посевов яровых культур определяется по густоте стояния растений, кустистости, глубине заделки семян, глубине залегания узла кущения, высоте растений, количеству имеющихся листьев. Визуальную оценку (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная) дают по тем же показателям, что и у озимых культур,
Учет густоты стояния зернобобовых культур при сплошном рядовом посеве проводят на выделенных по диагонали поля 4 – 6 площадках в 1м2 по методике, описанной ранее.
У пропашных культур учет густоты стояния растений при широкорядном способе посева проводят путем подсчета количества растений на 2-х смежных рядках длиною по 10 м каждый, выделенных в четырех местах по диагонали поля. После вычисления среднего количества растений на одном погонном метре определяют количество растений на гектаре посева
4-й день практики. Определение яровых хлебов, масличных и зернобобовых культур по всходам и вегетирующим растениям.
Определить состояние посевов яровых хлебов, дать оценку посевам, провести подсчет всхожести и наметить агротехнические мероприятия по уходу за ними, дать сравнительную характеристику состояния посевов хлебов по культурам.
Определить густоту стояния растений зернобобовых культур, подсолнечника, сахарной свеклы, картофеля. Дать оценку состояния посевов и наметить агротехнические мероприятия по уходу за ними.
Подсчитать густоту стояния растений и данные занести в таблицы.
Таблица 6 - Количество растений на 1 м2 ранних яровых культур
Площадка | Овес | Ячмень |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
Сумма | ||
Среднее |
Таблица 7 - Количество растений пропашных культур на учетной площадке
Площадка | Кукуруза | Сахарная свекла |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
Сумма | ||
Среднее |
Таблица 8 - Структурный анализ изучаемых культур
№ п/п | Ячмень | Овес | ||||||
| Глубина, см | Высо-та, см | Общая кустис-тость | Глубина, см | Высо-та, см | Общая кустис-тость | ||
заделки семян | залега-ния узла кущения | заделки семян | залега-ния узла кущения | |||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
11 | ||||||||
12 | ||||||||
13 | ||||||||
14 | ||||||||
15 | ||||||||
16 | ||||||||
17 | ||||||||
18 | ||||||||
19 | ||||||||
20 | ||||||||
Сумма | ||||||||
Ср-ее |
Таблица 9 - Состояние посевов ранних яровых культур
Показатель | Ячмень | Овес |
Густота стояния растений, шт/м2 | ||
Глубина заделки семян, см | ||
Глубина залегания узла кущения, см | ||
Высота растений, см | ||
Количество листьев на 1 растение, шт | ||
Общая кустистость | ||
Засоренность, балл | ||
Оценка посевов, балл |
Сделать выводы:
1) о состоянии посевов ранних яровых культур по степени засоренности (предложить мероприятия по уходу за ними);
2) о состоянии посевов пропашных культур по степени засоренности (наметить мероприятия по уходу за ними).
5-й день практики. Морфологические характеристики полевых культур в различные фазы вегетации.
В процессе вегетации растения проходят ряд отдельных фаз, которые различаются по морфологическим признакам.
Методика. У хлебных злаков отмечают следующие фазы вегетации: прорастание, всходы, кущение, выход в трубку, колошение (выметывание), цветение, созревание зерна (водянистое, предмолочное, молочное, тестообразное состояние зерна, восковая и полная спелость). В фазе всходов хлебные злаки отличаются по окраске листьев, ширине и характеру закрученности листовой пластинки, опушению листа и другим признакам, в фазе кущения ясных различий не отмечается, в фазе выхода в трубку хлеба I группы хорошо отличаются по строению язычка и ушек.
Полевые культуры, принадлежащие к другим семействам (астровые, маковые), имеют различия в фазах вегетации. Так, у полевых культур семейств капустные, бобовые отмечают следующие фазы вегетации: прорастание, всходы, ветвление, бутонизация, цветение, созревание семян (молочная, восковая и полная спелость зерна).
6 –й день практики. Научиться отличать всходы хлебных злаков.
Изучить отличительные признаки всходов хлебных злаков и данные занести в таблицы.
Таблица 10 - Отличие хлебов I группы по всходам
Признак | Пшеница | Рожь | Ячмень | Овес |
Таблица 11 - Отличия хлебов II группы по всходам
Признак | Кукуруза | Просо | Сорго |
Рассмотреть растения хлебных злаков в фазу выхода в трубку и описать отличия хлебов I группы по строению язычка и ушек.
Таблица 12 - Отличительные признаки хлебов I и II групп в фазу выхода в трубку
Признаки | Пшеница | Рожь | Ячмень | Овес |
Язычок | ||||
Ушки |
7-й день практики. Определение полевых культур в фазу цветения.
Ознакомиться с растениями в фазу цветения из семейств: мятликовые, зернобобовые, капустные, астровые и др. Ознакомиться с формой листьев основных видов зернобобовых, капустных, прядильных культур, многолетних бобовых трав.
Методика. На предыдущем занятии были рассмотрены морфологические признаки растений в фазы всходов и выхода в трубку для злаковых культур. В данном случае необходимо описать полевке культуры в цветущем состоянии по схеме:
- название растений (род, вид);
- семейство;
- первая пара настоящих листьев (форма, величина, поверхность);
- семядольные листья (форма, величина, поверхность);
- стебель (простой, прямостоячий, ветвистый, полегающий, голый, опушенный, выполненный, полый);
- листорасположение (очередное, супротивное, мутовчатое);
- листья (простые, сложные, сидячие, черешковые, влагалищные, с прилистиками или без них);
- форма листа, опушенность;
- соцветие (колос, метелка, початок, колосовидная метелка, зонтик, щиток, кисть, корзинка);
- цветок (обоеполый, однополый);
- окраска венчика, его величина.
8-й день практики. Изучение растений, наиболее распространенных в растениеводстве.
Рассмотренные по схеме признаки растений необходимо занести в таблицу.
Таблица 13 - Морфологическая характеристика сельскохозяйственных культур
№ п/п | Семейство | Культура | Признаки |
1 | 2 | 3 | 4 |
Зерновые культуры
Зерновые бобовые культуры
Масличные растения
Капустные растения
Эфиромасличные
Корнеплоды, клубнеплоды
Прядильные культуры
9-й день практики. Определение многолетних и однолетних бобовых и злаковых трав по натуральным образцам.
Рассмотреть растения однолетних и многолетних злаковых трав. Ознакомиться с растениями однолетних и многолетних бобовых трав. Зарисовать типы соцветий основных представителей злаковых трав.
Методика. При знакомстве с данной группой растений необходимо пользоваться схемой описания морфологических признаков, приведенной в теме 4 «Определение полевых культур в фазу цветения».
Признаки рассмотренных растений, принадлежащих к кормовым травам, занести в таблицу 14.
Таблица 14 - Морфологическая характеристика однолетних и многолетних трав
№ п/п | Семейство | Культура | Признаки |
1 | 2 | 3 | 4 |
Многолетние злаковые травы
Однолетние злаковые травы
Многолетние бобовые травы
Однолетние бобовые травы
10-й день практики. Подведение итогов практики, выявление недостатков, положительных сторон, разработка комплекса практических мероприятий, направленных на устранение отмеченных недостатков при возделывании полевых культур.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 403.