Виды и формы организации учебного процесса.
Для реализации программы используются разнообразные типы уроков, формы и видыработ, а также средства обучения и технологии.
Уроки:традиционные (ознакомления с новым материалом; систематизации и обобщению изученного материала),уроки-игры, уроки-путешествия, заочные экскурсии.
Формы работы на уроке: фронтальная,с индивидуальным и дифференцированным подходом, групповая и индивидуальная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные.
Система оценки достижения планируемых результатов обучения
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения рабочей программы (или СИПР). Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения рабочей программы (или СИПР).
Основой оценки достижений обучающегося служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела и тем | всего часов |
1. | Восприятие и реагирование на раздражители различной модальности | 8 |
2. | Реагирование на раздражители различной модальности | 11 |
3. | Взаимодействие между органами чувств | 7 |
4. | Повторение воздействия раздражителей. | 5 |
5. | Ожидание и создание раздражителей | 9 |
6. | Зрительный контроль. | 3 |
7. | Узнавание людей, предметов и ситуаций. | 4 |
8. | Развитие интереса к сенсорным стимулам, предметам. | 4 |
9. | Манипулирование предметами. | 5 |
10. | Узнавание и понимание функции предметов | 7 |
Всего | 63 |
В связи с особенностями развития учащихся данного класса (Выражение согласия/несогласия в ответ на стимуляциюотсутствует, обучающиеся не выражают своих предпочтений.) программный материал по данному учебному курсу был перераспределен в соответствии с потребностями и возможностями учащихся. На раздел «Реагирование на раздражители различной модальности» отведено наибольшее количество часов (11 часов).
Содержание тем учебного курса
1. Восприятие раздражителей различной модальности (8 часов
Восприятие тактильных раздражителей. Восприятие вестибулярных/кинестетических раздражителей. Восприятие вкусовых и обонятельных раздражителей. Восприятие акустических раздражителей. Восприятие и фиксация визуальных раздражителей.
ü Игра «Пушистый-гладкий».
ü Игра «Собери шишки».
ü Игра «Попрыгаем вместе».
ü Игра «Обними мишку».
ü Игра « Букет».
ü Игра «Покорми куклу».
ü «Послушай, как звучит».
ü «День-ночь».
2.Реагирование на раздражители различной модальности (11 часов)
Рефлекторное реагирование. Выражение согласия/несогласия в ответ на стимуляцию. Выражение ребенком своих ощущений с помощью напряжения/расслабления, оборонительного поведения, мимики, крика, вокализаций. Выражение предпочтений. Закрепление реакции на известный раздражитель. Узнавание известного материала в новом виде.
ü Игры с фонариком.
ü «Звонкий колокольчик».
ü «Где шумит?».
ü «Весёлый мяч». Игра на фитбольных мячах.
ü «Ходьба по дорожкам».
ü Игра «Волшебный коврик».
ü «Согласен - не согласен».
ü Игра «Злой волк – добрый кот».
ü «Выбери что нравится».
ü «Хочу - не хочу».
ü Игра «Выбери меня».
3.Взаимодействие между органами чувств (7 часов).
Связь прикосновения с хватанием. Акустически-моторная координация. Зрительно-моторная координация. Зрительно-акустически-моторная координация.
ü Игра «Потрогай-посмотри».
ü Игра «Послушай и найди».
ü «Найди своё место».
ü «Найди и возьми».
ü «Где спряталось».
ü Игра с заводной игрушкой «Цыпленок».
ü Действия с заводной игрушкой «Машинка».
4.Повторение воздействия раздражителей (5 часа).
Подражание собственным звукам и движениям. Повторение действий с объектом.
ü Подражание собственным звукам «Ау!».
ü Упражнения «Делай как я».
ü Повторные действия с заводными игрушками.
5.Ожидание и создание раздражителей (9 часов).
Поисковое поведение. Умение ожидать: связь игры с сигналом, символом, понимание места игры в структуре занятия. Причинно-следственные связи: воздействие на объекты и обнаружение взаимосвязи между собственными действиями и эффектом, исследование объектов, свойств объектов.
ü «Найди игрушку».
ü «Собери шарики».
ü «Найди свой домик» Сортировка по величине.
ü «Спрячь мышку» Сортировка по цвету.
ü Конструирование больших и маленьких пирамидок.
ü «Проползи в ворота».
ü Игровые упражнения: «Прокати мяч в ворота».
ü Игра: «Большой-маленький».
ü Игры: «Большой круг», «Тропинка».
6.Зрительный контроль(3 часа).
Зрительный контроль за действиями рук. Зрительный контроль движений крупной моторики
ü Упражнения «Найди шарик».
ü Игры: «Поймай мячи».
ü Игра с тряпочным мячом.
7.Узнавание людей, предметов и ситуаций (4 часа).
Узнавание собственных вещей. Узнавание людей и предметов на расстоянии. Узнавание объекта по его части. Узнавание объектов, которые демонстрируются с помощью технических средств.
ü Упражнение «Покажи».
ü Упражнение «Чей предмет?».
ü Компьютерная игра: «Узнай предмет».
ü Игра «Кто ушёл».
8.Развитие интереса к сенсорным стимулам, предметам (4 часа)
Сенсомоторные игры (игры с телом). Наблюдение за предметами. Формирование зрительного внимания. Исследование предметов.
ü Игры – потешки.
ü Игра «Рыбки».
ü Компьютерная игра: «Найди предмет».
ü «Волшебный мешочек».
9.Манипулирование предметами (5 часов).
Воздействие на предмет. Взаимосвязь между действием и эффектом. Повторение действий с предметами. Новые действия с предметом.
ü «Найди-принеси-положи».
ü Упражнение «Покатай мишку в автомобиле».
ü Упражнение с зеркалом «Обезьянки».
ü Упражнения с фасолью.
ü Игровые упражнения с куклой (кормление куклы).
10.Узнавание и понимание функции предметов (7 часов).
Узнавание предмета по специфическим признакам, по типичным признакам, в различных модальностях. Выделение частей предмета. Выделение признаков предмета. Выделение функции предмета. Функциональное использование предмета.
ü «Покорми и напои куклу».
ü «Поиграй в мяч и барабан».
ü Игра с кубиками.
ü «Построй ворота из кубиков».
ü «Прокати машину в ворота».
ü Игры с песком
ü Игры с водой
ü Игры с крупной мозаикой
ü Упражнение «Делай как я»
ü Игра «Музыкальные инструменты»
ü Игра «Чудесные мячи»
Планируемые результаты освоения программы
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися учебного предмета является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.
Выделяем следующие ожидаемые результаты:
- личностные, включающие сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества:
1. Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определённому полу, как «Я»);
2. Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
3. Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;
4. Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;
5. Владение правилами поведения в учебной ситуации;
6. Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;
7. Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим, понимание и сопереживание чувствам других;
8. Владение навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;
9. Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации.
- предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного материала опыт специфический для данной предметной области, деятельности по получению нового знания и его применению.
1. Восприятие и реагирование на раздражители различной модальности:
· Умение воспринимать тактильное, кинестетическое, зрительное, слуховое, обонятельное и вкусовое воздействие
· Умение демонстрировать двигательные, ориентировочные, эмоциональные и другие реакции на тактильное, кинестетическое, зрительное, слуховое, обонятельное и вкусовое воздействие
2. Взаимодействие между органами чувств:
· Умение координировать работу различных анализаторов (зрительно-моторная, акустико-моторная, зрительно-акустико-моторная координация)
3. Повторение воздействия раздражителей:
· Умение принимать ситуацию повторения взрослым его собственных звуков, движений, действий с предметом, стимуляцию их повторения.
· Умение повторять собственные звуки, движения, действия с предметом.
4. Ожидание и создание раздражителей:
· Умение осуществлять поисковую активность в игре со взрослым и с игрушкой
· Умение ожидать события
· Умение устанавливать причинно-следственные связи между воздействием на объект и полученным эффектом
5. Зрительный контроль:
· Умение осуществлять зрительный контроль за действиями рук и движениями крупной моторики
6. Узнавание людей, предметов и ситуаций:
· Умение узнавать знакомые объекты и знакомых людей, и связанные с ними повторяющиеся ситуации
7. Развитие интереса к сенсорным стимулам, предметам:
· Умение принимать сенсомоторные игры и участвовать в играх на ориентацию в схеме тела;
· Умение наблюдать за объектами, вызывающими интерес;
· Умение осуществлять доступным способом практическое исследование объектов.
8. Манипулирование и функциональное использование предметов:
· Умение воздействовать на предмет и понимать взаимосвязь между действием и эффектом
· Умение узнавать предмет в различных модальностях
· Умение выделять функцию предмета и использовать предмет по назначению
Дата: 2019-07-30, просмотров: 246.