Математические представления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Математические представления »

Г» дополнительного класса

 

 

                                                   

                                                            Составитель: учитель Федоренкова С.В.

 

Санкт-Петербург

2017

 

 

Математические представления

Пояснительная записка

В основе математических представлений лежит накопление ребенком необходимого сенсорного опыта. Ребенок, лишенный возможности спокойно и активно собирать информацию об окружающем мире, не сможет освоить базовые математические понятия.

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт человека. Чувственный опыт накапливается в процессе восприятия различных ощущений. В качестве основных видов ощущений различают тактильные (осязательные), вкусовые, обонятельные, зрительные, слуховые, кинестетические. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития оказываются наиболее чувствительными к тем или иным воздействиям, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов воздействия, обучение воспринимать, узнавать, ожидать раздражители различной модальности, создание условий для активного исследования предметов и материалов доступным ребенку способом, формирование простейших причинно-следственных связей будет благоприятствовать дальнейшему освоению математических представлений.

Основные задачи пропедевтического периода: восприятие и реагирование на раздражители различной модальности, координация работы различных анализаторов, развитие интереса к сенсорным стимулам, узнавание и ожидание раздражителей, формирование простых действий с предметами, понимание связи между действием и эффектом.

Особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у учащихся. В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний.

Учебный предмет «Математические представления» входит в предметную область «Математика» и рассчитан на 2 часа в неделю.

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для учащихся дополнительного 1 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

 

1. Федерального государственного образовательного стандарта (Стандарт)

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

2. АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушеними);

3. Программы «Образование учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» /под. редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой /2011год;

4. Учебного плана ГБОУ школы № 487, календарного графика и расписания учебных занятий на 2017-2018 уч. год.

5. Положения о разработке и утверждении рабочих программ ГБОУ школа № 487.

На основании программы может быть составлена специальная индивидуальная программа развития для учащихся (СИПР). Срок реализации программы 1 год.

 

Цель и задачи программы

Цель: формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

Задачи:

  • развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;
  • формирование практических навыков и умений

· развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера;

Инструментарий учителя:

· рабочая программа;

· предметно-развивающая образовательная среда, организованная с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Содержание тем учебного курса

1. Восприятие раздражителей различной модальности (8 часов

Восприятие тактильных раздражителей. Восприятие вестибулярных/кинестетических раздражителей. Восприятие вкусовых и обонятельных раздражителей. Восприятие акустических раздражителей. Восприятие и фиксация визуальных раздражителей.

ü Игра «Пушистый-гладкий».

ü Игра «Собери шишки».

ü Игра «Попрыгаем вместе».

ü Игра «Обними мишку».

ü Игра « Букет».

ü Игра «Покорми куклу».

ü «Послушай, как звучит».

ü «День-ночь».

2.Реагирование на раздражители различной модальности (11 часов)

Рефлекторное реагирование. Выражение согласия/несогласия в ответ на стимуляцию. Выражение ребенком своих ощущений с помощью напряжения/расслабления, оборонительного поведения, мимики, крика, вокализаций. Выражение предпочтений. Закрепление реакции на известный раздражитель. Узнавание известного материала в новом виде.

ü Игры с фонариком.

ü «Звонкий колокольчик».

ü «Где шумит?».

ü «Весёлый мяч». Игра на фитбольных мячах.

ü «Ходьба по дорожкам».

ü Игра «Волшебный коврик».

ü «Согласен -  не согласен».

ü Игра «Злой волк – добрый кот».

ü «Выбери что нравится».

ü «Хочу - не хочу».

ü Игра «Выбери меня».

3.Взаимодействие между органами чувств (7 часов).

Связь прикосновения с хватанием. Акустически-моторная координация. Зрительно-моторная координация. Зрительно-акустически-моторная координация.

ü Игра «Потрогай-посмотри».

ü Игра «Послушай и найди».

ü «Найди своё место».

ü «Найди и возьми».

ü «Где спряталось».

ü Игра с заводной игрушкой «Цыпленок».

ü Действия с заводной игрушкой «Машинка».

4.Повторение воздействия раздражителей (5 часа).

Подражание собственным звукам и движениям. Повторение действий с объектом.

ü Подражание собственным звукам «Ау!».

ü Упражнения «Делай как я».

ü Повторные действия с заводными игрушками.

5.Ожидание и создание раздражителей (9 часов).

Поисковое поведение. Умение ожидать: связь игры с сигналом, символом, понимание места игры в структуре занятия. Причинно-следственные связи: воздействие на объекты и обнаружение взаимосвязи между собственными действиями и эффектом, исследование объектов, свойств объектов.

ü «Найди игрушку».

ü «Собери шарики».

ü «Найди свой домик» Сортировка по величине.

ü «Спрячь мышку» Сортировка по цвету.

ü Конструирование больших и маленьких пирамидок.

ü «Проползи в ворота».

ü Игровые упражнения: «Прокати мяч в ворота».

ü Игра: «Большой-маленький».

ü Игры: «Большой круг», «Тропинка».

6.Зрительный контроль(3 часа).

Зрительный контроль за действиями рук. Зрительный контроль движений крупной моторики

ü Упражнения «Найди шарик».

ü Игры: «Поймай мячи».

ü Игра с тряпочным мячом.

7.Узнавание людей, предметов и ситуаций (4 часа).

Узнавание собственных вещей. Узнавание людей и предметов на расстоянии. Узнавание объекта по его части. Узнавание объектов, которые демонстрируются с помощью технических средств.

ü Упражнение «Покажи».

ü Упражнение «Чей предмет?».

ü Компьютерная игра: «Узнай предмет».

ü Игра «Кто ушёл».

8.Развитие интереса к сенсорным стимулам, предметам (4 часа)

Сенсомоторные игры (игры с телом). Наблюдение за предметами. Формирование зрительного внимания. Исследование предметов.

ü Игры – потешки.

ü Игра «Рыбки».

ü Компьютерная игра: «Найди предмет».

ü «Волшебный мешочек».

9.Манипулирование предметами (5 часов).

Воздействие на предмет. Взаимосвязь между действием и эффектом. Повторение действий с предметами. Новые действия с предметом.

ü «Найди-принеси-положи».

ü Упражнение «Покатай мишку в автомобиле».

ü Упражнение с зеркалом «Обезьянки».

ü Упражнения с фасолью.

ü Игровые упражнения с куклой (кормление куклы).

10.Узнавание и понимание функции предметов (7 часов).

Узнавание предмета по специфическим признакам, по типичным признакам, в различных модальностях. Выделение частей предмета. Выделение признаков предмета. Выделение функции предмета. Функциональное использование предмета.

ü «Покорми и напои куклу».

ü «Поиграй в мяч и барабан».

ü Игра с кубиками.

ü «Построй ворота из кубиков».

ü «Прокати машину в ворота».

ü Игры с песком

ü Игры с водой

ü Игры с крупной мозаикой

ü Упражнение «Делай как я»

ü Игра «Музыкальные инструменты»

ü Игра «Чудесные мячи»

Планируемые результаты освоения программы

Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися учебного предмета является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.

Выделяем следующие ожидаемые результаты:

- личностные, включающие сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества:

1. Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определённому полу, как «Я»);

2. Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;

3. Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;

4. Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;

5. Владение правилами поведения в учебной ситуации;

6. Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;

7. Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим, понимание и сопереживание чувствам других;

8. Владение навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;

9. Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации.

 

- предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного материала опыт специфический для данной предметной области, деятельности по получению нового знания и его применению.

1. Восприятие и реагирование на раздражители различной модальности:

· Умение воспринимать тактильное, кинестетическое, зрительное, слуховое, обонятельное и вкусовое воздействие

· Умение демонстрировать двигательные, ориентировочные, эмоциональные и другие реакции на тактильное, кинестетическое, зрительное, слуховое, обонятельное и вкусовое воздействие

2. Взаимодействие между органами чувств:

· Умение координировать работу различных анализаторов (зрительно-моторная, акустико-моторная, зрительно-акустико-моторная координация)

3. Повторение воздействия раздражителей:

· Умение принимать ситуацию повторения взрослым его собственных звуков, движений, действий с предметом, стимуляцию их повторения.

· Умение повторять собственные звуки, движения, действия с предметом.

4. Ожидание и создание раздражителей:

· Умение осуществлять поисковую активность в игре со взрослым и с игрушкой

· Умение ожидать события

· Умение устанавливать причинно-следственные связи между воздействием на объект и полученным эффектом

5. Зрительный контроль:

· Умение осуществлять зрительный контроль за действиями рук и движениями крупной моторики

6. Узнавание людей, предметов и ситуаций:

· Умение узнавать знакомые объекты и знакомых людей, и связанные с ними повторяющиеся ситуации

7. Развитие интереса к сенсорным стимулам, предметам:

· Умение принимать сенсомоторные игры и участвовать в играх на ориентацию в схеме тела;

· Умение наблюдать за объектами, вызывающими интерес;

· Умение осуществлять доступным способом практическое исследование объектов.

8. Манипулирование и функциональное использование предметов:

· Умение воздействовать на предмет и понимать взаимосвязь между действием и эффектом

· Умение узнавать предмет в различных модальностях

· Умение выделять функцию предмета и использовать предмет по назначению

Стр.

Ожидаемые предметные результаты (на год) Примечание

1четверть 16часов

Восприятие раздражителей различной модальности

1 1 06.09 Игра «Пушистый-гладкий».

 

Умение воспринимать тактильное, кинестетическое, зрительное, слуховое, обонятельное и вкусовое воздействие

Умение демонстрировать двигательные, ориентировочные, эмоциональные и другие реакции на тактильное, кинестетическое, зрительное, слуховое, обонятельное и вкусовое воздействие

 

  2 1 07.09 Игра «Собери шишки»

 

  3 1 13.09 Игра «Попрыгаем вместе"

 

  4 1 14.09 Игра «Обними мишку»

 

  5 1 20.09 Игра « Букет»

 

  6 1 21.09 Игра «Покорми куклу»

 

  7 1 27.09 «Послушай, как звучит»

 

  8 1 28.09 «День-ночь»

 

 

Реагирование на раздражители различной модальности.

9 1 04.09 Игры с фонариком

 

Умение воспринимать тактильное, кинестетическое, зрительное, слуховое, обонятельное и вкусовое воздействие

Умение демонстрировать двигательные, ориентировочные, эмоциональные и другие реакции на тактильное, кинестетическое, зрительное, слуховое, обонятельное и вкусовое воздействие

Умение координировать работу различных анализаторов (зрительно-моторная, акустико-моторная, зрительно-акустико-моторная координация)

Умение принимать ситуацию повторения взрослым его собственных звуков, движений, действий с предметом, стимуляцию их повторения.

Умение повторять собственные звуки, движения, действия с предметом.

Умение осуществлять поисковую активность в игре со взрослым и с игрушкой

Умение ожидать события

Умение устанавливать причинно-следственные связи между воздействием на объект и полученным эффектом

Умение осуществлять зрительный контроль за действиями рук и движениями крупной моторики

Умение узнавать знакомые объекты и знакомых людей, и связанные с ними повторяющиеся ситуации

Умение принимать сенсомоторные игры и участвовать в играх на ориентацию в схеме тела;

Умение наблюдать за объектами, вызывающими интерес;

 

  10 1 05.10 «Звонкий колокольчик»

 

  11 1 11.10 «Где шумит?»

 

  12 1 12.10 «Весёлый мяч». Игра на фитбольных мячах.

 

  13 1 18.10 «Ходьба по дорожкам»

 

  14 1 19.10 Игра «Волшебный коврик»

 

  15 1 25.10  «Согласен не согласен»

 

  16 1 26.10 Игра «Злой волк – добрый кот»

 

         

 

 

Четверть 15 часов

18 1 08.11

«Хочу не хочу»

 

Умение осуществлять доступным способом практическое исследование объектов.

Умение воздействовать на предмет и понимать взаимосвязь между действием и эффектом

Умение узнавать предмет в различных модальностях

Умение выделять функцию предмета и использовать предмет по назначению

 

  19 1 09.11

Игра «Выбери меня»

 

  20 1 15.11

Игра «Чей домик»

 

 

Четверть 18 часов

Ожидание и создание раздражителей.

 

32 1 11.01

«Найди игрушку»

 

Умение ожидать: связь игры с сигналом, символом, понимание места игры в структуре занятия.

Искать взаимосвязь между собственными действиями и эффектом, исследование объектов, свойств объектов.

 

  33 1 17.01

«Собери шарики»

    34 1 18.01

«Найди свой домик» Сортировка по величине

    35 1 24.01

«Спрячь мышку» Сортировка по цвету

    36 1 25.01

Конструирование больших и маленьких пирамидок.

    37 1 31.01

«Проползи в ворота»

    38 1 01.02

Игровые упражнения: «Прокати мяч в ворота»

    39 1 14.02

Игра: «Большой-маленький»

    40 1 15.02

Игры: «Большой круг», «Тропинка»

   

Зрительный контроль.

    41 1 21.02

Упражнения «Найди шарик»

 

Умение осуществлять зрительный контроль за действиями рук и движениями крупной моторики

  42 1 22.02

Игры: «Поймай мячи»

 

  43 1 28.02

Игра с тряпочным мячом

 

 

Четверть 14 часов

    50 1 04.04

Компьютерная игра: «Найди предмет»

 

Умение принимать сенсомоторные игры и участвовать в играх на ориентацию в схеме тела;

Умение наблюдать за объектами, вызывающими интерес;

Умение осуществлять доступным способом практическое исследование объектов

Умение воздействовать на предмет и понимать взаимосвязь между действием и эффектом

Умение узнавать предмет в различных модальностях

Умение выделять функцию предмета и использовать предмет по назначению

  51 1 05.04

«Волшебный мешочек»

 

 

Манипулирование предметами.

52 1 11.04

«Найди-принеси-положи»

 

  53 1 12.04

Упражнение «Покатай мишку в автомобиле»

 

  54 1 18.04

Упражнение с зеркалом «Обезьянки»

 

  55 1 19.04

Упражнения с фасолью

 

  56 1 25.04

Игровые упражнения с куклой (кормление куклы)

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Математические представления »

Г» дополнительного класса

 

 

                                                   

                                                            Составитель: учитель Федоренкова С.В.

 

Санкт-Петербург

2017

 

 

Математические представления

Пояснительная записка

В основе математических представлений лежит накопление ребенком необходимого сенсорного опыта. Ребенок, лишенный возможности спокойно и активно собирать информацию об окружающем мире, не сможет освоить базовые математические понятия.

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт человека. Чувственный опыт накапливается в процессе восприятия различных ощущений. В качестве основных видов ощущений различают тактильные (осязательные), вкусовые, обонятельные, зрительные, слуховые, кинестетические. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития оказываются наиболее чувствительными к тем или иным воздействиям, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов воздействия, обучение воспринимать, узнавать, ожидать раздражители различной модальности, создание условий для активного исследования предметов и материалов доступным ребенку способом, формирование простейших причинно-следственных связей будет благоприятствовать дальнейшему освоению математических представлений.

Основные задачи пропедевтического периода: восприятие и реагирование на раздражители различной модальности, координация работы различных анализаторов, развитие интереса к сенсорным стимулам, узнавание и ожидание раздражителей, формирование простых действий с предметами, понимание связи между действием и эффектом.

Особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у учащихся. В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний.

Учебный предмет «Математические представления» входит в предметную область «Математика» и рассчитан на 2 часа в неделю.

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для учащихся дополнительного 1 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

 

1. Федерального государственного образовательного стандарта (Стандарт)

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

2. АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушеними);

3. Программы «Образование учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» /под. редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой /2011год;

4. Учебного плана ГБОУ школы № 487, календарного графика и расписания учебных занятий на 2017-2018 уч. год.

5. Положения о разработке и утверждении рабочих программ ГБОУ школа № 487.

На основании программы может быть составлена специальная индивидуальная программа развития для учащихся (СИПР). Срок реализации программы 1 год.

 

Цель и задачи программы

Цель: формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

Задачи:

  • развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;
  • формирование практических навыков и умений

· развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера;

Инструментарий учителя:

· рабочая программа;

· предметно-развивающая образовательная среда, организованная с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 261.