Самосознание является одним из первых понятий в классической психологии, определяющих способность человека осознавать свои мысли и переживания. Часто, особенно при анализе развития психики, говорят о соотношении сознания и самосознания, подчеркивая разницу между способностью людей осознавать окружающую действительность и себя. При этом подразумевается, что человек способен не только осознать, но и сформировать представления об окружающем мире и себе, воссоздать их образ. Совокупность образов окружающей действительности являются основой образа, или картины мира, существующей у человека. Совокупность представлений о себе складывается в я-концепцию или образ я, причем, в образ я входят не только осознаваемые в данный момент личностные качества, мысли и переживания, но и бессознательные мотивы, стремления и представления о своих особенностях и характерных чертах. Большая осознанность представлений о себе, своих способностях и потребностях, входящих в я-концепцию, не означает, что ее содержание, так же, как содержание самосознания, полностью осознанно. Тот факт, что традиционно, образ я связывается с глубинной психологией, а я-концепция - с гуманистической психологией, говорит о том, что различия между этими очень близкими (почти тождественными) понятиями не в содержании, но в степени осознанности представлений о себе - большей в я-концепции, чем в образе я. Однако и в том и в другом случае значительная часть содержания остается неосознанной - вообще или в конкретный период времени.
Центром образа я и я-концепции является самооценка, которая может быть как адекватной, то есть соответствующей истинным качествам, склонностям и способностям человека, так и неадекватной - завышенной или заниженной.
Самооценка представляет собой систему, связанную со всеми сферами психики и деятельности человека, она может быть частично неосознанной, во всяком случае в определенный момент времени, однако всегда существует возможность ее полной представленности в сознании по желанию субъекта. С самооценкой связан и уровень притязаний, показывающий, какие области деятельности, какие качества человек считает для себя приоритетными, а в каких не имеет высоких притязаний, не претендует на высокую оценку. Таким образом, самооценка универсальна, в то время как уровень притязаний является частным случаем ее проявления в конкретной области.
Самооценка отражает и знания о себе, и отношения к себе. При этом в норме адекватность самооценки связана с ее когнитивной частью, то есть со знаниями человека о себе самом, которые должны отражать его реальные способности и стремления. Часто говорят об адекватной и неадекватной, высокой и низкой самооценке. При этом необходимо помнить о том, что и высокая, и низкая самооценка могут быть и адекватной, и неадекватной. В том случае, когда человек действительно многое знает, может отлично выполнять многие сложные виды деятельности, справляться с трудностями, он уверен в своих силах и справедливо высоко оценивает себя. В этом случае можно говорить об адекватно высокой самооценке. В противном случае, когда человек мало знает и мало умеет, он справедливо не уверен в себе, и его низкая самооценка также адекватна. Однако часто встречаются и случаи неадекватно высокой или низкой самооценки, когда люди уверены в себе и высоко себя оценивают, не обладая для такой оценки реальными достоинствами, знаниями и умениями. Напротив, тревожные люди часто недооценивают себя, боятся притязать на те оценки и те отношения со стороны окружающих, которых они достойны. Таким образом, часто именно неадекватность самооценки является причинной таких личностных качеств, как тревога или агрессия, застенчивость или демонстративность.
Если знание о себе должно быть по возможности полным и адекватным, то отношение к себе должно быть позитивным. То есть люди должны достаточно полно осознавать свои реальные достоинства и недостатки, свои сильные и слабые стороны, для того чтобы иметь возможность адекватно строить свои отношения с окружающими, выбирать профессию, компании и т. д. В случае формирования такого, соответствующего индивидуальным особенностям человека стиля деятельности и общения вероятность серьезного неуспеха как в профессиональных занятиях, так и в контактах значительно уменьшается, а следовательно, уменьшается и вероятность снижения самооценки, особенно ее эмоционального компонента. Однако для того чтобы люди могли выстроить такой, соответствующий именно их качествам стиль жизни, их представления о себе должны быть не только осознанными в значительной части своего содержания, но и отражать разные аспекты деятельности, качества, необходимые для различных вариантов ролевого поведения.
У маленького ребенка такой способности еще нет, и лишь к подростковому возрасту постепенно появляется дифференцированная и осознанная я-концепция как система внутренне согласованных представлений о себе. Формирование я-концепции является результатом рефлексии, самопознания, а также появления образа «другого», в качестве которого чаще всего выступает сначала взрослый, а затем ровесник. С возрастом я-концепция становится все более дифференцированной и индивидуализированной. Благодаря способности к самонаблюдению человек начинает осознавать себя в разных ролях, требующих разнообразных способностей и качеств личности. Поэтому представление о себе из смутного и генерализованного становится все более четким и структурированным. При этом осознаются как общие, связывающие данного человека с другими людьми, так и те индивидуальные качества, которые делают его особенным и уникальным. Важным моментом является тот факт, что качества, на основании которых люди начинают судить о себе, первоначально чисто внешние. Так, ребенок сначала оценивает свой внешний вид, одежду, к подростковому возрасту оценивается и статусное место в группе, продуктивность деятельности. У взрослых людей важнейшими в структуре я-концепции становятся такие характеристики, как интеллект, чувство юмора, тревожность или уверенность в себе, эмоциональность и т. д.
В последние десятилетия в психологии личности все шире используется понятие идентичности, которое частично заменяет и даже вытесняет понятия «образ я» и «я-концепция».
Хотя понятие «идентичность» было введено в психологию еще до Эриксона, однако именно в его концепции оно обрело второе рождение, став одним из центральных современной психологии личности. Разработанное им понятие идентичности задает целостную динамичную концепцию личности, охватывающую в функциональном единстве нормальные и патологические аспекты различных параметров взросления. Как известно, Эриксон пришел к выводу, что структура идентичности[9] включает в себя три части: 1) соматическую идентичность, так как организм стремится сохранить свою целостность при взаимодействии с внешним миром; 2) личностную идентичность, которая интегрирует внешний и внутренний опыт человека, и 3) социальную идентичность, которая заключается в совместном создании и поддержании людьми определенного порядка, стабильности. Обостренно переживаемый кризис идентичности подталкивает человека к решению не только своих собственных, но и социально-исторических проблем.
Опираясь на концепцию Э. Эриксона, Дж. Марсиа разработал статусную модель идентичности, выделив четыре состояния, или статуса, идентичности: достигнутая, диффузная, преждевременная, мораторий. Эти стадии отражают общую логическую последовательность формирования идентичности, однако это не означает, что каждая из них является необходимым условием для последующей. Лишь стадия моратория, по существу, неизбежно предшествует стадии достижения идентичности, поскольку происходящий в этот период поиск служит предпосылкой для принятия решения.
Для построения этой модели Дж. Марсиа[10] использовал два параметра:
● наличие или отсутствие кризиса - состояния поиска идентичности;
● наличие или отсутствие единиц идентичности - личностно значимых целей, ценностей, убеждений, принятых решений относительно себя и своей жизни.
Выделив и обозначив статусы идентичности, Дж. Марсиа подчеркивает, что идентичность человека развивается в течение всей жизни двумя путями: с помощью постепенного осознания некоторых сведений о себе и с помощью самостоятельного принятия личностно значимых решений. Первый путь ведет к формированию предрешенной, второй - к развитию зрелой, реализованной идентичности.
Однако в последние годы в психологию развития, так же как и в общую психологию, вводятся новые типы идентичности: личностная, гендерная (половая), социальная, этническая, культурная, религиозная, ролевая, семейная, гражданская. При этом важнейшим вопросом является их соотношение между собой, прежде всего соотношение между личностной и социальной идентичностью.
В концепции Дж. Мида и И. Гофмана[11] личностная идентичность понималась как та часть я-концепции, которая свободна от каких-либо ролевых или межличностных детерминант, социальная идентичность, напротив, как структурная совокупность различных ролей, интериоризируемых в процессе социализации. Соотношение ее с я-концепцией определялось как тождественное: сколько социальных ролей, столько и образов я, иными словами, социальная идентичность рассматривалась не только как определяющая я, но и равная ему.
Рассматривая проблему соотношения социальной детерминации и свободы личности, Дж. Мид выделяет осознаваемую и неосознаваемую идентичности. Неосознаваемая идентичность базируется на неосознанно принятых нормах, привычках. Это принятый индивидом комплекс ожиданий, поступающих от социальной группы, к которой человек принадлежит. Осознаваемая идентичность возникает, когда человек начинает размышлять о себе, о своем поведении. Таким образом, Дж. Мид подчеркивает значение когнитивных процессов, так как переход от неосознаваемой к осознаваемой идентичности возможен только при наличии рефлексии. Человек осознает свою идентичность, когда начинает размышлять о себе с помощью приобретенного в социальном взаимодействии языка. Следовательно, осознаваемая идентичность не означает автономии личности от социума: она формируется при помощи категорий, выработанных в языке. В то же время наличие осознаваемой идентичности означает момент относительной свободы личности, так как человек начинает сам выстраивать свое поведение. Поэтому Дж. Мид считает, что развитие идентичности идет от неосознаваемой к осознаваемой.
Э. Гоффман развивал идеи Дж. Мида, интерпретируя поведение человека как осознаваемую или неосознаваемую стратегию решения им своих проблем, связанных с идентичностью. Он выделил три вида идентичности[12]:
● социальная идентичность - типизация личности другими людьми на основе атрибутов социальной группы, к которой она принадлежит;
● личная идентичность - здесь речь идет об индивидуальных признаках человека и уникальной комбинации фактов его жизни;
● я-идентичность - субъективное ощущение индивидом своей жизненной ситуации, своего своеобразия.
При этом личная идентичность, в отличие от я-идентичности, является социальным феноменом, так как ее формирование происходит при условии, что информация о фактах жизни человека известна его партнеру по взаимодействию.
Представлениям Э. Гоффмана близка модель «борьбы идентичностей» Р. Фогельсона. В этой модели выделяются четыре компонента идентичности:
● реальная идентичность - самоотчет индивида о себе, его самоописание «я сегодня»;
● идеальная идентичность - позитивная идентичность, к которой индивид стремится, каким ему хотелось бы себя видеть;
● негативная, «вызывающая страх» идентичность, которой индивид стремится избегать, каким он не хотел бы себя видеть;
● предъявляемая идентичность - набор образов, которые индивид транслирует другим людям с тем, чтобы повлиять на оценку ими своей идентичности.
Конфликт строится на том, что индивид старается приблизить реальную идентичность к идеальной и увеличить дистанцию между реальной и негативной идентичностью, что достигается путем манипулирования предъявляемой идентичностью.
По Ю. Хабермасу, я-идентичность образуется из совокупности личностной и социальной идентичностей. Он понимает личностную и социальную идентичности как два измерения, в которых реализуется балансирующая я-идентичность, поэтому его модель получила название «концепция баланса идентичности». Вертикальное измерение - личностная идентичность - обеспечивает связь истории и жизни человека. Горизонтальное измерение - социальная идентичность - обеспечивает возможность выполнять различные требования всех ролевых систем, к которым принадлежит человек. Я-идентичность возникает в балансе между личностной и социальной идентичностями. Установление и поддержание этого баланса происходит с помощью техник взаимодействия, среди которых исключительное значение придается языку. Во взаимодействии человек проясняет свою идентичность, стремясь соответствовать нормативным ожиданиям партнера, и одновременно стремится к выражению своей неповторимости.
В учении Ч. Х. Кули проблема личностной идентичности решается с позиции теории «зеркального я» как представления человека о самом себе, складывающегося под влиянием мнений окружающих. Эта структура, «идея я», включает три компонента: представление о том, каким я кажусь другому лицу, представление о том, как этот другой меня оценивает, и связанную с этим самооценку, чувство гордости или унижения. «Идея я» начинает формироваться в раннем возрасте в ходе взаимодействия с группами «значимых других» - семьей, сверстниками и т. д.
При достаточно широком разбросе мнений по поводу взаимодействия между разными видами идентичности практически все ученые, начиная с Эриксона, подчеркивают, что наиболее интенсивно и осознанно процесс становления всех видов идентичности происходит в подростковом возрасте. Личностная идентичность формируется в подростковом возрасте постепенно, источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Обретение идентичности значительно усложняется, если ценностные представления родителей, учителей и сверстников не согласуются между собой. В ряде случаев человеку так и не удается достичь прочного ощущения собственной тождественности. Однако для позитивного развития личности необходим перевес положительной идентичности над отрицательной идентичностью.
Выделяют, как правило, несколько основных линий развития неадекватной или негативной идентичности:
● уход от близких взаимоотношений, что приводит к стереотипизации и формализации отношений или к самоизоляции;
● неспособность идентифицировать себя со своим телом;
● размывание времени, при этом подросток не способен строить планы на будущее, теряет уверенность в себе;
● размывание способности к продуктивной работе, когда подросток сталкивается с невозможностью эффективно использовать свои внутренние ресурсы в какой-либо работе или учебе - он не может найти в себе силы и сосредоточиться или с головой уходит в какую-нибудь одну деятельность, таким образом, его собственная необязательность приводит к снижению самоуважения;
● неадекватные представления о себе;
● стремление к идентичности, противоположной той, которой отдают предпочтение родители и другие взрослые.
Насколько легко преодолевается тенденция к формированию негативной идентичности, зависит главным образом от предшествующего опыта подростка. Для подростка, испытавшего в детстве чувство незащищенности, дефицит позитивных эмоций, преодолеть эту тенденцию бывает непросто, тем более что трудности формирования идентичности в подростковом периоде сопровождаются общей эмоциональной неуравновешенностью и физиологическими изменениями, характерными для этого возрастного периода.
Переход от подростничества к взрослости в большинстве случаев сопровождается интеграцией представлений о самом себе, своей тождественности. Психологическое содержание этого периода в целом определяется той ситуацией множественных личностных и социальных выборов, в которой оказывается подросток.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что в философском и общепсихологическом плане проблема Я-образа изучалась достаточно глубоко как зарубежными, так и отечественными учеными. Вместе с тем до сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Очень часто оно отождествляется с понятиями «Я-концепция», «самость»,»самосознание» и т.д.
С учетом существующих подходов к изучению Я-образа и имеющихся в литературе дефиниций можно дать следующее его определение: Я-образ -это организованная система взглядов, установок, мотивов и представлений о своей личности, составляющих ее основу и обусловливающих ее неповторимость, тождественность самой себе и неизменность. Единство «Я» означает не только согласованность отдельных элементов внутри Я-образа, но и согласованность и Я-образа и поведения личности в целом. Позитивный Я-образ -целостная, относительно динамичная система положительных когнитивных, эмоционально-оценочных представлений подростка о себе и адекватных им способов построения поведения.
Качества и свойства личности, представленные в Я-образе, приобретают определенную направленность и характер в зависимости от того, в системе каких нравственных отношений и условий семейного воспитания они формируются. Однако исследований, непосредственно ориентированных на изучение особенностей формирования Я-образа в различных условиях семейного воспитания еще очень мало. Поэтому данный аспект проблемы, как и некоторые другие, нуждается в дальнейшем изучении
При изучении теоретических аспектов, связанных с проблемой формирования «образа Я» подростков, нами были выделены факторы, влияющие на её развитие.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Андреева, Ю.В. Создание ситуации успеха в учебной деятельности подростков: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Ю.В. Андреева. Екатеринбург, 2014. - 174 с.
2.Бубнова И.С. Специфика современных условий семейного воспитания подростков и ее влияние на формирование их Я-концепции [Текст] / И.С. Бубнова, В.И. Рерке // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2013. – №1 (72). – С. 211–214.
3. Вачков, И.В. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников [Текст] / И.В. Вачков, М.Р. Битянова. СПб. : Питер 1-е издание, 2017. - 192 с.
4. Выготский, Л.С. Проблема возраста [Текст]/ Л.С. Выготский // Психология развития и возрастная психология : хрестоматия / ред,-сост. Е.В. Гурова. М. : Изд-во МНЭГ1У, 2014. - 4.1. Проблемы развития психики. - 316 с.
5. Гайнанова, А.Р. Особенности становления я-концепции младших подростков [Текст] / А.Р. Гайнанова // Психология обучения. -2017. № 8. - С. 54-67.
6. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2016. 384 с.
7. Каминская, Т.Ю. Роль мотивационного компонента «образа Я» в развитии самосознания школьников : автореф. дис. . канд. психол. наук : 19.00.07 [Текст] / Т.Ю. Каминская. М., 2015. - 29
8. Краковский А. П. О подростках. [Текст] / А. П. Краковский. М., 2015, с. 11—18
9. Кон, И.С. Ребенок и общество [Текст] / И.С. Кон. М. : Академия, 2003. - 336 с.
10. Куповых, Ж.Г. «Образ я» подростков, психологически зависимых от родителей [Текст] / Ж.Г. Куповых, О.Н. Истратова // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2017. - Т. 66. - № 11. - С. 233-237.
11. Личко А.Е.Психопатии и акцентуации характера у подростков. [Текст] Л.:Медицина,2017
12. Махнёва, Ж.Г. «Я реальное» и «я идеальное» в «образе я» подростков, психологически зависимых от родителей [Текст] / Ж.Г. Махнёва // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Серия: Общественные науки. 2012. - № 2. -С. 123-126.
13. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития [Текст] / B.C. Мухина. 14-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2012. - 656 с.
14. Наумова, Т.А. Образ «Я» Интернет-зависимых и интернет-независимых социальных агентов в виртуальном пространстве : автореф. дис. . канд. психол. наук : 19.00.05 / Т.А. Наумова. Ижевск, 2016. - 18 с.
15. Печерский, В.Г. Психолого-педагогическая поддержка процессов саморазвития личности подростков и юношей в образовательной среде [Текст] / В.Г. Печерский // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2006. - № 14. - С. 213-220.
16. Рягузова, Е.В. Полисемичность образа героя у современных подростков [Текст] / Е.В. Рягузова // Психология обучения. -2013. № 12. - С. 37-47.
17. Соколова, В.Н. Отцы и дети в меняющемся мире : кн. для учителей и родителей [Текст]/ В.Н. Соколова, Г.Я. Юзефович. М. : Просвещение, 2016. - 223 с.
18. Столиц, В.В. Самосознание личности [Текст]/ В.В. Столин. М. : Изд-во Московского ун-та, 1999. - 284 с
19. Сухова, С.Н. Создание ситуаций успеха как средство социальной адаптации младших школьников : дис. . канд. пед. наук : 13.00.02 [Текст]/ С.Н. Сухова. Кострома, 2017. - 292 с.
20. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста [Текст]/В.А. Сухомлинский. -М.: Учпедгиз, 2011. -223 с.
21. Тищенко, Ю.В. Факторы влияния семьи на формирование самосознания ребёнка / Ю.В. Тищенко // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2014. - № 1. - С. 89-94
22. Фельдштейн, Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новойшколы / Д.И. Фельдштейн // Национальный психологический журнал. 2015. - № 2. - С. 6-11.
23. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, 2002. 293 с.
24. Юнг К. Конфликты детской души. [Текст]/К. Юнг. М.: Канон, 2016. 384 с.
25. Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. [Текст] / Д.Б.Эльконин.М., 2015.
26. Эриксон Э. Детство и обществоТекст Э. Эриксон. Обнинск, 2003. 145 с.
[1] Джемс У. Психология. – М., 1991, С 114.
[2] Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986, С 98.
[3] Кон И.С. Открытие «Я». – М., 1978, С 146.
[4] Сухова, С.Н. Создание ситуаций успеха как средство социальной адаптации младших школьников. 2007 С 13.
[5] Тищенко, Ю.В. Факторы влияния семьи на формирование самосознания ребёнка / Ю.В. Тищенко // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2014. - № 1. - С. 89-94
[7] Зеньковский, В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В. Зеньковский. – М.: Изд. Свято-Владимирского Братства, 1993. С 224
[8] Зеньковский, В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В. Зеньковский. – М.: Изд. Свято-Владимирского Братства, 1993. С 224.
[9] Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. //Э.
Эриксон – 2-е изд. – М., Прогресс, 2006. – 352с
[10] Marcia J.E. Friedman M.L. Ego identity status in college women //
J.Person.1970. Vol.38, N 2. P.249 – 268.
[11] Гофман Ирвинг. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. – 213с
[12] Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. № 1.С. 131-143.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 227.